МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
III. ЗЕМЛЯ ДЕВЯТИ С ПОЛОВИНОЙ КОЛЕН.

4. Земли западной половины Менаше – Кармель, северный Шомрон и прибрежная долина

Как мы уже отмечали раньше, надел колена Менаше был разделен на две части. Ту, что находилась к востоку от Иордана и Кинерета, мы уже описали в главе о Заиорданье. Западная же часть земель этого колена включала в себя гору Кармель, северная ее граница проходила по южной границе долины Эзреэль, восточная – по Иордану, западная – по средиземноморскому побережью. Южная же граница шла по середине гор Шомрона, а дальше располагалось родственное ему колено Эфраима. Иногда эти два колена объединяют в колено Йосефа: Эфраим и Менаше, дети Йосефа, были, соответственно, внуками праотца Яакова. В ТаНаХе иногда вся Шомронская гора именуется Ар Эфраим, то есть, гора Эфраима, хотя в это понятие входят наделы и других колен.

Но обратимся сначала на северо-запад надела Менаше, где могучий кряж Кармель вторгается в Средиземное море. Кармель довольно богат археологическими находками и доисторического времени, и различных исторических эпох. При этом, надо отметить, что понятие доисторическое очень широко. Для разных народов Сибири, эскимосов Аляски и Канады история начинается в ХIХ веке. На Ближнем Востоке же история насчитывает уже много тысяч лет. Другое интересное явление – это нахождение богатого археологического материала, и не только того, что связан с корабельной археологией, на дне Средиземного моря. Дело в том, что уровень вод в Средиземном море, как, впрочем, и по всему земному шару, постепенно поднимается, и многие поселения, когда-то находившиеся в прибрежной долине, оказались затоплены. Самым же важным и значительным событием, происшедшим в эпоху ТаНаХа на Кармеле, было состязание пророка Элияу с жрецами Баала. Мы уже упоминали, что после блестящего царствования Шломо его государство раскололось, в основном, из-за заносчивости и недальновидности его сына Рехавама. Вместо одной из сильнейших стран Древнего Ближнего Востока образовалось две куда менее влиятельных - северный Израиль и южная Иудея.

Первый царь Израиля Иеровам создал для конкуренции с иерусалимским Храмом капища со статуями быков на крайнем юге и крайнем севере своего царства. Быки эти первоначально должны были символизировать Господа Бога Израиля, что вывел свой народ из земли Египетской. Но очень скоро Северное царство скатилось к чистому идолопоклонству. Царь Ахав взял себе в жены цидонскую принцессу Изевель, и она активно принялась насаждать культ финикийских божеств. Вскоре начались гонения и репрессии против пророков Бога. Ведущий пророк той эпохи – Элияу – находился в изгнании, но в определенный момент он открылся и вызвал 450 жрецов Баала и 400 жрецов Ашеры (Астарты) на своеобразное состязание, которое происходило на горе Кармель. Смысл его состоял в том, на чей жертвенник опустится с огонь с Небес. Сначала попытку предприняли жрецы: ''И взяли они тельца, которого он (Элияу) дал им, и приготовили, и взывали именем Баала с утра до полудня, говоря: О, Баал, ответь нам. Но не было голоса и не было ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И было в полдень. Элияу стал смеяться над ними и говорил: Кричите громче, ибо он бог, может, он занят беседою, а может, в дороге, а может, он спит, так он проснется. И стали они громко взывать и царапали себя, по своему обыкновению, мечами и копьями, так что кровь текла по ним. (Мелахим - Царства I, 18:26-29).

Можно представить себе эту картину: несколько сот беснующихся жрецов, постепенно входящих в состояние транса и в диком исступлении начинающих наносить себе раны, а рядом стоит Элияу и смотрит на их старания с явным сарказмом, а то и бросает в их сторону шутливые замечания. Результатом, в конечном счете, было внезапное загорание дров на жертвеннике, построенном Элияу, основательно политом до этого водой, чтобы показать, что это деяние отменяет законы природы. Тот, Кто дал эти законы, и отменяет их, ибо Он всесилен. Народ, получив столь явное доказательство, громко кричал: ''Господь он Бог, Господь он Бог''. Жрецы идолов были истреблены. Кстати, существует двоякое отношение к этому событию. То, что Элияу пришлось прибегнуть к явному чуду, не говорит, что народ тогда находился в состоянии высокой духовности, как раз наоборот, потому что настоящая вера не требует наглядных доказательств. С другой стороны, клич народа при этом событии: ''Господь он Бог'', который также можно перевести как ''Господь есть Бог'', стал, как и Шма Исраэль, символом веры. Его произносят громко семь раз на исходе Йом Кипура. Хотя описанное событие и осталось на века в народной памяти, само Северное царство не отказалось от идолопоклонства, а Изевель решила покончить с Элияу, и ему пришлось спасаться бегством.

Почему же Элияу выбрал для своего деяния именно Кармель? Скорее всего, он принял это решение из-за того, что язычники помещали своих богов и главные места их культа там, где природа проявляется во всем своем величии – на высоких горах, под могучими деревьями. Лесистый Кармель, гордо возносящийся над морем, вполне отвечал этим правилам. Элияу хотел победить врага на его же поле, показав, что даже в месте, где был сосредоточен культ языческих божеств, они полностью бессильны, то есть, попросту не существуют. На Кармеле, в современной Хайфе, имеется пещера, которую называют Маарат Элияу - Пещера Элияу. Согласно традиции, там Элияу воспитывал следующее поколение пророков Бога.

Хайфа в наше время третий по величине город в Израиле, главный порт и важный промышленный и академический центр. В ТаНаХе Хайфа не упоминается, и хотя археологами найдены остатки поселений того времени, но, по всей видимости, большого значения они не имели. Впервые название ''Хайфа'' появляется в талмудическую эпоху. Упоминается также близлежащий город Шикмона (от шикмасикимора), но очевидно, что уже давно Хайфа и Шикмона слились в одно поселение. В Хайфе проживали некоторые мудрецы Талмуда, а жители ее прославились своим плохим ивритом – они не различали гортанных звуков, произносили все одинаково, и поэтому их не брали в канторы, чтобы они не перепутали значение слов. Кстати, до сих пор трудно сказать, как надо правильно говорить: Хайфа или Хейфа – приняты оба типа произношения.

У Хайфы довольно бурная история. Византийцы преследуют евреев, персы захватывают город на несколько лет в начале VII в. н.э., затем возвращаются византийцы, но почти моментально уступают территорию мусульманам. В XI-XIII веках город переходил из рук в руки разных мусульманских династий и крестоносцев. В конце концов, в 1291 году его разрушил один из мусульманских султанов, скорее всего, чтобы он не мог служить вновь портом и опорной базой для крестоносцев. (То же самое случилось и в Акко). Но с XVII века город начинает возрождаться, сначала в виде арабской рыбачьей деревни. В зимние месяцы его порт служил заменой порта в Акко, благодаря лучшим условиям защиты от сильных западных ветров. Во второй половине XIX века в Хайфе начинают селиться и европейцы. Каждая община и религиозная секта - арабы-мусульмане, арабы-христиане, европейцы-христиане: католики и протестанты - жила обособленно в своих собственных кварталах.

Крупнейший израильский географ и исследователь страны профессор Зеев Вильнаи рассказал мне о начале еврейской Хайфы. В 1903 году его родители, прибывшие в страну из Бесарабии (Молдавии) в составе группы из 11 семей, решили поселиться в необычном тогда месте – Хайфе. Арабов тогда в городе было уже порядка 23 тысяч, и по отношению к евреям настроены они были весьма враждебно. Разные ''доброжелатели'' уговаривали этих людей оставить Хайфу. ''Ну, зачем надо лезть на рожон, к чему вам это осиное гнездо, вы подвергаете свою жизнь опасности, а о детях и говорить нечего, вас только 11 семей, а их 23 тысячи, и вообще, почему бы вам ни поселиться в одном из четырех святых городов: Цфате, Тверии, Иерусалиме или Хевроне, – ведь там есть старые устоявшиеся общины, ну, на худой конец, в Яффо, но почему именно Хайфа?'' Но все эти весьма логичные, по тем временам, доводы не убедили поселенцев, которые терпели лишения и подвергались разным опасностям, но понимали значение Хайфы для будущего развития страны.

А будущее подступало довольно быстро. Сначала это была железнодорожная магистраль в Дамаск, из Дамаска шли ее ответвления в Мекку и в Багдад. Между двумя мировыми войнами англичане превратили Хайфу в главный порт страны, и это дало сильный толчок развитию торговли и промышленности. Евреи, прибывшие из Германии в 20-30-е годы, стали развивать высшее образование в области естественных и точных наук и создали университетский комплекс – Технион. Но отношения между евреями и арабами в Хайфе становились все более напряженными. В конце концов, еврейское население сосредоточилось в кварталах на вершине горы Кармель, а арабское – в Нижнем городе, вблизи порта. Кстати, чудеса на горе Кармель не закончились временами Элияу, хотя в ХХ веке они приняли другой характер.

За несколько дней до официального завершения Британского мандата английское командование прекратило патрулировать город и сосредоточило все войска в порту. Практически, это значило, что они решили: евреи и арабы, воюйте, сколько хотите, мы больше не вмешиваемся. Сразу же начались перестрелки, перешедшие в открытый бой. И случилось непредвиденное. Арабское командование обратилось к арабам Хайфы с призывом покинуть город, конечно, для того, чтобы через несколько дней, в крайнем случае недель, вернуться с победоносными арабскими армиями. Британские офицеры решили, что арабы сошли с ума, а еврейские отряды, воспользовавшись чудесным поворотом событий, сразу же заняли город и продолжили атаку в сторону Акко и Наарии. Как мы знаем, бежавшие тогда арабы в город так и не вернулись.

Хайфа расположена на крутом склоне Кармеля и как бы разделена на три полосы: нижняя, средняя и верхняя. В нижней части города находится порт, автобусный и железнодорожный вокзалы. Воздух, особенно летом, там тяжелый и влажный. Но чем выше мы будем подниматься, тем больше будет ощущаться освежающий морской бриз. Разумеется, самые фешенебельные кварталы Хайфы находятся на вершине Кармеля. В городе существует пока единственное в Израиле метро, называющееся Кармелит, но это особенное метро. Из-за специфической топографии города оно действует в вертикальном направлении, двигаясь по принципу канатной дороги вверх и вниз под довольно значительным углом. В конце ХХ века в Хайфе был открыт настоящий фуникулер с красивыми прозрачными кабинами округлой формы. Он имеет только туристическое значение, но мало кто откажется от созерцания великолепной расстилающейся под ногами панорамы города на склоне с его домами, парками, улицами и перекрестками. Чем выше, тем лучше вид на порт с его гражданскими и военными кораблями, за ними – безбрежная синяя гладь Средиземного моря и берег, изгибающийся дугой до Акко, а на более отдаленных отрогах Кармеля высится небоскреб нового Хайфского университета. На Кармеле в наше время немало поселений, но есть также и заповедные рощи, и для любителей природы это одно из наиболее красивых мест в Израиле.

На крайнем юго-западе хребта расположен город Зихрон Яаков. Его истоки – в поселении Замрин, названном так по названию близлежащей арабской деревни. Евреи, правда, произносили это имя как Самарин (на большей части европейских языков: от Самария – Шомрон). Первые поселенцы прибыли из Румынии в 1882 году с горячим желанием возродить еврейское крестьянство в Эрец Исраэль. Проблема их заключалась в том, что они не только не были знакомы с особенностями земледелия в Эрец Исраэль, но и были лишены всякого сельскохозяйственного опыта вообще, поскольку, подобно большинству восточно-европейских евреев, происходили из семей мастеровых, мелких лавочников, но никак не крестьян. Через два года мошава1 была в состоянии развала. Но тут вмешался барон Ротшильд из семьи видных еврейских банкиров и финансистов. Он стал активно поддерживать поселенцев, купил земли для виноградников и организовал большой винный завод и погреб. Тогда же поселенцы переименовали свою мошаву в Зихрон Яаков в память об отце барона Якове (Джеймсе) Ротшильде.

Но все было еще далеко не просто. Чиновники, назначенные бароном, управляя поселением, вмешивались во все аспекты его жизни. Одним словом, Зихрон Яаков страдал от избытка администрирования из Парижа. Но через какое-то время поселенцы начали привыкать к местным условиям. Зихрон Яаков сыграл свою роль в создании важных еврейских организаций. В нем состоялся первый Съезд поселений – начальная попытка организовать союз еврейских поселений, там же зародилось Объединение ивритских учителей, то есть учителей, преподававших все предметы на иврите. В Зихрон Яаков было создано первое общество по научному планированию сельского хозяйства и изучению почвенных и водных ресурсов страны.

Через сто с лишним лет после этого Израиль пожинает плоды трудов того времени, экспортируя во многие страны мира не только высококачественную сельскохозяйственную продукцию, но и информацию, и результаты разработок в области генной инженерии. В Зихрон Яакове также возникла одна из первых еврейских военных организаций в Эрец Исраэль – НИЛИ - Нецах Исраэль ло ишакер – Вечность Израиля не обманет (Шмуэль I). Несколько молодых людей, осознавших, что при турецкой власти еврейское независимое существование в стране невозможно, стали сотрудничать с британской разведкой и передавать ей сведения о турецких и германских войсках. В конце концов, турки разгромили НИЛИ, и его создатели погибли, но они сделали свое дело. В наше время Зихрон Яаков – это весьма зеленый город с кварталами коттеджей, парками, санаториями и гостиницами. Винный завод продолжает активно функционировать. Недалеко от города в парке расположены могилы барона Ротшильда и его супруги.

К югу от Зихрон Яакова заканчивается хребет Кармель, и начинается равнина Шарон, выходящая на западе к Средиземному морю. На юге она граничит с рекой Яркон, которая течет более или менее перпендикулярно к морскому берегу от городка Рош Ааин до северного Тель-Авива. Только северная часть Шарона находилась на территории Менаше, югом же ее владело колено Эфраима. Шарон в эпоху ТаНаХа был известен своим плодородием, обилием деревьев и красотой – в Песне песней Шломо упоминается лилия шаронская, и этот цветок стал одним из символов народа Израиля. В стилизованном виде он изображен на монете в один шекель, а сама монета отчеканена по образцу мелкой бронзовой монеты, выпущенной в персидской автономии - Иудее в V-IV вв. до н.э.

По берегу Шарона проходила важная в древности торговая и военная дорога моря. Правда, так как берег от устья Яркона до Хайфы абсолютно ровный, без мысов, бухт и заливов, на нем был всего один важный финикийский порт - Дор. Впрочем, Дор находится на берегу узкого ответвления долины Шарона, зажатой между Кармелем и морем. Так или иначе, это был важный порт как для объединенного царства Давида и Шломо, так и для Северного царства Израиля после раскола. В эпоху кнаанеев Шарон был заселен, но не так густо, как долины Севера и Иорданская долина. Филистимляне использовали его дубравы как топливо для выплавки железа. В эпоху I и II Храма Шарон процветал, а после разрушения II Храма его значение в жизни страны даже увеличилось, хотя он и продолжал быть ареной постоянных столкновений между евреями и эллинами, начавшими колонизацию прибрежной зоны после походов Александра Македонского (IV в. до н.э.). В IV-V вв. н.э. большая часть эллинов приняла христианство, но противостояние с евреями от этого только усилилось. С арабским завоеванием начинается долгий упадок Шарона, ставший особенно заметным после окончательного изгнания крестоносцев (XIII в. н.э.).

Очевидно, что мусульманские правители вели целенаправленную политику превращения всей прибрежной зоны в непригодную для жизни полосу. Делали они это для того, чтобы лишить рыцарей возможности укрепиться надолго. Так или иначе, Европа потеряла интерес к крестовым походам, а Шарон превратился в большое болото, особенно в районе небольших рек, которые пересекают его с востока на запад. Когда перестали функционировать древние дренажные каналы, дождевая вода долго стояла, почва стала заболачиваться, появилась малярия. Многие старые города и деревни были брошены, постепенно разрушались и со временем были забыты. Поворот наступил с началом нового еврейского поселения. Немало людей умерло от мучительной лихорадки, но Шарон был преображен, и теперь с воздуха, особенно ночью, он представляет собой сплошную массу огней городов, деревень, магистралей, бензоколонок и электростанций. Железнодорожная магистраль со скоростными поездами, а также два главных шоссе пересекают Шарон от Тель-Авива до Хайфы. Но более печальное следствие возрождения Шарона – его перенаселение.

Это одно из самых густо населенных мест в мире, сравнимое с Гонконгом и долиной Рейна в Германии и Нидерландах. Города постепенно разрастаются, плантации цитрусовых и других деревьев занимают все меньше места. Из-за понятного желания многих семей жить в отдельном коттедже с участком районы этих коттеджей растут с невероятной скоростью, а с ними возникают торговые центры и другие атрибуты городской цивилизации. Все больше земли покрывается асфальтом, что создает проблему стока дождевой воды. Израильский министр жилищного строительства (Ицхак Леви, 2000 г.) заявил, что будь у него законная возможность, он запретил бы строительство односемейных домов в прибрежной полосе. Сегодня состояние Шарона продолжает беспокоить всех тех, кто видит экологические последствия ускоренной урбанизации. В наше время доходы от высоких технологий, интернета и тому подобных виртуальных бизнесов гораздо выше, чем от сельского хозяйства, и можно лишь надеяться, что в Шароне еще что-то останется от первозданной природы, и он не превратится в один огромный блок из стекла и бетона.

На территории колена Менаше находилось целых три, а может быть четыре, столицы. Ни одна из них, конечно, не была Иерусалимом, и все они были связаны или с внутренним расколом, или с чужеземными завоевателями, как например, Кейсария (Цезарея). Своим строительством она обязана Ироду (Хордосу Великому), правившему в 37-40-е гг. до н.э., марионеточному царю Иудеи, подчинявшемуся Риму. Каким образом марионеточный царь удостоился эпитета ''Великий''? Ирод был верным союзником Рима, причем, ему было совершенно неважно, кто стоит во главе главной мировой силы: Помпей, Юлий Цезарь, Антоний или Август. Хордос служил им всем так же верно, как во второй половине ХХ века первые секретари советских союзных республик служили Сталину, Хрущеву, Брежневу. За такое усердие Рим дал Ироду очень большую внутреннюю автономию. И он ее использовал, с одной стороны создав режим страха и террора, а с другой, развернув невероятную по масштабам строительную деятельность. О ее размахе можно сказать только то, что после его смерти и до ХХ века страна не знала ничего подобного. Еврейский народ ненавидел Хордоса, видя в нем узурпатора сомнительного происхождения. И Хордос отвечал народу тем же. Он распустил еврейскую армию, хотя по статусу это была уже не народная армия, а царская гвардия, и окружил себя греческими наемниками. Он, вообще, всячески покровительствовал грекам: строил языческие храмы, театры, цирки, ипподромы. Главным его деянием для эллинского населения было строительство нового города, – Кейсарии предназначенного для эллинских колонистов.

Город находился на морском берегу между современными Тель-Авивом и Хайфой, несколько ближе к последней. По плану, он должен был соревноваться в великолепии с египетской Александрией, но, в отличие от нее и других портовых городов того времени, на месте, где была заложена Кейсария, не было даже малейшего намека на естественную гавань. Только ровный, как линейка, берег с зыбким песчаным пляжем. Но отсутствие удобных географических данных не могло остановить такого строителя, как Хордос. Он мыслил и работал с размахом. По описанию Иосифа бен Матитьяу (Флавия), в ходе работ была использована новейшая тогда техника – колоссальные бетонные блоки длиной в 16 м., шириной в 6 м. и высотой в 3 м. Причем, это был специальный бетон, который укреплялся и каменел от контакта с водой. Один немецкий ученый в начале ХХ века подверг сомнению описание Иосефа Флавия, но современная археология доказала, что он не только не преувеличил, а даже преуменьшил заслуги древних архитекторов.

Так был создан самый большой в древнем мире искусственный порт с гаванями, причалом, маяком и складами. Сам город не уступал по размаху порту. Цирк, амфитеатр, ипподром, широкие улицы и храмы. Главным был храм императора Августа - единственного божества, к которому серьезно относились в империи. Но для настоящего античного города нужны фонтаны, декоративные пруды и, конечно, термы, еще более популярные в то время, чем плавательные бассейны в наше. Подходящих источников рядом не было, не беда. Ближайшие родники достаточной мощности находятся в 15 км от города. Инженеры царя строят великолепную систему каналов, туннелей, и акведуков для снабжения водой роскошной фантазии Хордоса. Внушительная часть акведука тянется теперь вдоль пляжа на север от раскопок Кейсарии. Именно раскопок, потому что древняя Кейсария дожила до нашего времени как археологический парк, где по праздникам актеры в античных костюмах устраивают представление для туристов. Но история этого города за более чем 1300 лет его существования принимала бурный и нередко трагический характер.

Изначально Кейсария задумывалась, как город для эллинов-язычников, достойный римского губернатора. В течение сотен лет Кейсария была столицей римской провинции Иудэа, потом переименованной в Сирия Палестина. В византийское время город сохранял свое столичное положение. Интересно, что греческие жители не были благодарны Хордосу за его великолепное строительство. Когда весть о его смерти дошла до Кейсарии, греки плясали на улицах от радости, что умер царь Иудейский. Несмотря на первоначальный план Хордоса, еврейское население появилось в Кейсарии довольно быстро, и хотя евреи составляли меньшинство, исчислялись они уже тысячами. В 66 г. н.э. один грек устроил провокацию в переулке, ведущем в синагогу. В субботу, когда молящиеся выходили оттуда, он установил потешный жертвенник Зевсу-Юпитеру и начал службу. Евреи не смогли стерпеть этого оскорбления, жертвенник был разрушен, но греки с помощью римского гарнизона ответили погромом, и 20 тысяч евреев погибли. Когда весть об этом достигла Иерусалима, народ восстал. Вначале восставшие сумели разгромить римские соединения, которые направлялись в Иерусалим.

Смерть императора Нерона и провозглашение легионерами в Кейсарии императором - Веспасиана Флавия привели к отсрочке войны, так как новоиспеченный император должен был укрепить свою власть в Риме. Но через некоторое время, (потраченное повстанцами на бессмысленную и кровавую междоусобную войну), сын Веспасиана Титус высадился в Галилее, и в 70 г. н.э. восстание закончилось разрушением II Храма и Иерусалима. Множество пленных расстались с жизнью на цирковых аренах Кейсарии. В этом же городе приблизительно через 62 года был казнен самый великий мудрец того времени рабби Акива, поддержавший последнее крупное антиримское восстание – восстание Бар-Кохбы (132-136 гг. н.э.).

В мирное время в Кейсарии существовало немало ешив, проживало много мудрецов, самыми знаменитыми из которых были рабби Элиэзер и рабби Ошайа. И все же евреи не любили Кейсарию. В Вавилонском Талмуде сказано о Кейсарии и Иерусалиме: ''Если эта наполняется, то эта пустеет, а если эта пустеет, то эта наполняется''. (Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 6А). Это прямой намек на то, что еврейская власть, символом которой является Иерусалим, не может существовать вместе с языческой властью, символизируемой греко-римской Кейсарией. И там же: ''И Экрон будет искоренен – это Кейсария Эдомейская'', - говорил рабби Абау. Здесь рабби Абау намекает на пророчество Цефании, в котором сказано: ''Ибо Аза покинута будет, и Ашкелон пустошью станет, Ашдод среди дня изгнан будет, и Экрон будет искоренен''. (Цефания, 2:4). Но пророчество Цефании относится к эпохе I Храма, и города, которые он перечисляет, как подлежащие Божьему наказанию, - это города филистимлян. Само пророчество было дано где-то за 900 лет до времени рабби Абау. В его эпоху уже никто не помнил, где находился филистимлянский Экрон. Но рабби Абау пользуется этим названием, как символом судьбы городов врагов Израиля, и в данном случае, Кейсарии, которой предстоит разделить участь Экрона. Так и произошло: римляне, византийцы, персы, мусульмане, крестоносцы, снова мусульмане. А в 1291 году мамелюкский султан разрушает Кейсарию до основания, чтобы она не стала возможной базой для высадки крестоносцев. То, чего не смогли сделать руки человека, довершило море – его поднимающийся уровень скрыл причалы Хордоса под водой. Но рабби Йоси бар Ханина видел и будущее Кейсарии: ''В театрах и цирках Эдома2 будут великие иудеи преподавать Тору множеству народа''. (Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 6А).

Рядом с раскопками древней Кейсарии возникло в 70-е гг. ХХ века поселение, состоящее из шикарных вилл, популярное среди новой израильской финансовой олигархии. Немного восточнее новой Кейсарии расположен гораздо более скромный городок Ор-Акива (в переводе Свет Акивы). Интересно, что могучая, роскошная Кейсария Хордоса лежит в руинах, а самый населенный город рядом с ней носит имя казненного в ней рабби Акивы, чье учение, жизнь и подвиг вдохновляют сегодня много больше, чем архитектурные достижения Хордоса.

Недалеко от древней Кейсарии, к юго-востоку от нее, находится созданный уже в ХХ веке еврейский город Хедера. Западнее ее, на самом берегу моря, высится большая электростанция, трубы которой видны за многие километры. К ней примыкает причал специального порта, предназначенного только для импорта угля для электростанции. Угля в Израиле нет, и его нужно ввозить из-за моря. В период нефтяного кризиса 70-х годов ХХ века уголь казался наиболее дешевым и доступным источником энергии, поэтому станция и была построена на берегу.

Еще дальше на юг, между Хедерой и Тель-Авивом находится Нетания. Созданная в начале 30-х годов ХХ века, она была первым еврейским поселением в центральной части Шарона. Ее относительная близость к Тель-Авиву способствовала бурному развитию города в последние десятилетия ХХ века и превращению его в один из городов-спутников Тель-авивской агломерации, называемой также Гуш-Дан – Блок городов Дана.

Вернемся в центр северных земель колена Менаше. Мы уже упоминали, что от наделов Зевулуна и Иссахара в долине Эзреэль его отделяли два горных кряжа: плато Менаше на западе и горы Гильбоа на востоке. Между этими двумя массивами от равнины Эзреэль идет на юг ответвление, называемое долиной Эйн-Ганим. Это название сохранилось в измененном виде в имени большого арабского города Дженин на крайнем юге долины. От него на юго-восток идет другая долина - Дотан. Название это возвращает нас в эпоху праотцев. Праотец Яаков послал своего любимого сына Йосефа навестить братьев, которые пасли скот возле Шхема. Но из Шхема они уже ушли, и Йосеф нашел их еще севернее, в долине Дотана. И для него самого, и для братьев это была роковая встреча. Братья, ревновавшие к Йосефу, сначала решили его убить, но потом пришли к выводу, что им выгоднее продать его в рабство. Сперва они опустили Йосефа в пустой колодец, но, увидев торговый караван, достали его и продали. Йосеф прошел весь путь от домашнего раба в доме египетского вельможи, узника в тюрьме до вице-фараона и первого человека в государстве. И начался этот путь в Дотанской долине.

В эпоху II Храма там не раз случались нападения шомроним 3(самаритян) на караваны еврейских паломников, шедших на праздники в иерусалимский Храм. В 1967 году во время Шестидневной войны израильские танковые соединения сломили отчаянное сопротивление иорданцев, вооруженных более современной по тем временам техникой, и после этого дорога в сердце гор Шомрона была открыта. По Дотанской долине проходило одно из ответвлений дороги праотцев. Сама дорога, дойдя с юга до Шхема, разделялась на несколько ветвей, одна из которых и шла через Дотан. Более или менее, ей соответствовало и направление старой турецкой железной дороги, проложенной перед Первой Мировой войной.

Если мы отправимся из Дотана на юг по бывшей железнодорожной ветке, то дойдем до остатков станции, которая называется Себастия. Эта брошенная турецкая станция важна в историческом плане сама по себе как место многочисленных демонстраций движения Гуш Эмуним в середине 70-х гг. ХХ века, открывших, в конце концов, путь к созданию новых еврейских поселений в Шомроне. Но недалеко от станции находится холм, также называемый Себастия. Остатки одноименного города, стоявшего на нем, напоминают о деятельности Хордоса по укреплению эллинского присутствия в его владениях. Но город на этом месте существовал задолго до Хордоса и назывался Шомрон.

В начале IX в. до н.э. царь отколовшихся от династии Давида северных колен, Омри, сделал его своей столицей. Название произошло от имени горы, на которой был заложен город, а она сама получила имя от владельца этой земли Шэмэра. Город имел хорошее стратегическое положение, чем выгодно отличался от двух прежних столиц северных колен – Шхема и Тирцы, стоявших в долинах, что было недостатком, так как царство Израиля находилось в состоянии почти перманентной войны с царством арамеев, что на территории современной Сирии. Шомрон, прославился материальным богатством и духовной нищетой. Царский дворец был великолепен. В числе прочего, его украшали плитки из слоновой кости. В Шомроне было найдено много ручек от кувшинов с упоминаниями имен Хелек и Шмида. Это имена кланов колена Менаше. Можно предположить, что со временем те районы, где осели эти кланы, стали называться их именами, а появление последних на кувшинах и амфорах означало, что это налог в пользу царя Шомрона, выплачиваемый этими районами. Налоги же тогда платили не деньгами, а продуктами – оливковым маслом, вином, зерном, изюмом и т.п.

Но в Шомроне процветали и привнесенные финикийскими принцессами культы Баала и Астарты. Отношение к человеческой жизни, к имуществу ближнего, к бедным, вдовам и сиротам вызывало резкую критику пророков Израиля. Правда, по большей части правители Шомрона этой критики не любили (в этом они были неоригинальны), поэтому преследование пророков Бога было весьма обычным явлением. Один раз наметился перелом в лучшую сторону, когда царь Йеху перебил жрецов Баала, но он оставил те фигуры тельцов, которые были установлены в Бейт-Эле и Дане Иеровамом – основателем Северного царства. В конце концов, пришел час расплаты.

В 721 г. до н.э. ассирийский царь Саргон захватил Шомрон, а большую часть жителей изгнал и переселил на восток своей империи, довольно далеко от Эрец Исраэль. Их место заняли привезенные им новые поселенцы, которые расположились в горной части страны от границ царства Иудеи до Эзреэля. К тому времени эта часть Эрец Исраэль уже называлась по имени города Шомрон. Сам же город служил местным административным центром при ассирийцах, вавилонянах и персах. После завоеваний Александра Македонского в нем осели греческие солдаты. Город приобрел эллинский характер. Йоханан Гиркан(ус), второй правитель династии Хасмонеев-Маккавеев, которая освободила еврейский народ от греческой власти и вела непримиримую войну с эллинизмом в Эрец Исраэль, разрушил Шомрон (108 г. до н.э.). Хордос его вновь отстроил, но апогей его истории был уже позади. Даже переименованный в Себастию, он заглох в эпоху мусульманской власти.

Скажем несколько слов о двух других столицах Северного царства. Мы уже описывали Шхем, в котором произошел раскол и который стал первой столицей северных колен. Не совсем понятно, располагался он на территории Менаше или Эфраима. Есть мнение, что граница между коленами проходила по середине Шхемской долины. Потом столица переехала в город Тирца. Мы уже рассказывали о долине Тирца, которая идет из Шхема на север, а затем поворачивает на юго-восток, где вливается в долину Иордана. По этой долине шло ответвление дороги праотцев, которое связывало центр страны с Заиорданьем. По ней проходила также граница между Эфраимом на юге и Менаше на севере. В северной части, изобиловавшей водой и хорошими полями, и находилась Тирца, но когда экономические соображения уступили приоритет военно-оборонительным, был заложен стоящий на горе Шомрон.

 


1 Сельское поселение с отдельными независимыми хозяйствами.

2 Символическое название римской власти.

3 Шомроним по-русски - Самаритяне. Возникшая в 5-6 в. до н.э. секта, близкая к Иудаизму. Сами себя считают настоящими потомками сыновей Израиля. Заменяют гору Мориа в Иерусалиме на гору Гризим в Шхеме как место Храма. Приносят пасхальную жертву. В наше время очень малочисленны. Живут в Шхеме и Холоне.