МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги З.Султановича "Живая связь"

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА

ЗАВОЕВАНИЯ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

В 332 г. до хр. эры под ударами Александра Македонского, завоевавшего обширные территории, падает и персидская империя. Но после смерти Александра (в 323 г. до хр. эры), внезапной и скоропостижной, его империя распалась. Наступила эпоха Диадохов, продлившаяся до завоеваний римлян и создания Римской империи.

В отличие от предыдущих, завоевания Александра Македонского были не только военно-политическими, но и экономическими. В неменьшей степени его миссия была цивилизаторской. Ее целью было превратить весь населенный мир в общество по образу и подобию греческой культуры68. И даже, несмотря на то, что это ему не удалось, описываемый период мировой истории носит название "эллинистического".

Сразу же после смерти Александра цивилизаторская цель отошла на второй план, а эллинистический мир погряз в войнах между династиями Диадохов.

На первой стадии войн Эрец Исраэль несколько раз переходила из рук в руки: от Птолемеев, которые властвовали в Египте, к Селевкидам, властвовавшим в Сирии, и от Селевкидов к Птолемеям пока, в конце концов, в начале III века до хр. эры после продолжительной борьбы Селевкиды не отвоевали большую часть этой страны у египтян, что, в какой-то степени, явилось благоприятным условием, потому что евреи, остававшиеся в пределах Вавилона, оказались с евреями Эрец Исраэль в тех же политических границах империи, что существенно упростило их коммуникацию.

В пределах Селевкидской Сирийской империи эллинистические тенденции к стандартизации и насаждению греческой культуры были сильны.

Преемники Александра Македонского стали властителями сугубо негреческих областей и культур на территории Персии, Египта, Вавилона. Греки уважали чужие культуры, но вместе с этим искали те общие основы, которые, в конце концов, обрели формы эллинизма.

Местные языческие культы, богатые мифологические системы, культурные традиции тем или иным образом вошли в эллинизм, потому что основы их мировоззрения были близкими. Вся греческая философия ведет свое начало от мыслителей, учившихся в Египте или Вавилоне, а сами греки в своей культурной традиции, начиная с VI века до хр. эры, видели в Востоке источник мудрости.

С философской точки зрения эллинизм как эклектическое культурное движение - новая форма культуры с ярко выраженными греческими элементами (в языке, поэзии, искусстве, мифологии и образе мыслей), перемешанными с целым конгломератом других ближневосточных более древних, не свойственных греческой, культур, но ставших частью эллинизма. Ввиду того, что эллинизм уже видится многим народам не как собственно греческая, а как универсальная культура, он становится действенной силой цивилизации. Кто не примыкает к нему тем или иным образом, как бы остается вне этого мира, и его культурное существование становится менее легитимным.

Что касается еврейского народа и еврейского мировоззрения, то проблема была более глубокой и более острой. Естественно, что характерной чертой, отличающей евреев от остальных народов, было то, что евреи - монотеисты. Они не признавали не только множества богов, но и никакого материального выражения божества. Но самым главным, что бросалось в глаза, было то, что они не уважали ни один из культов, объявляя идолопоклонство ложью и мерзостью.

Еврейское учение в течение долгих сотен лет не было понято большинством, и его считали каким-то тайным заговором, противоестественным, антиуниверсальным, античеловеческим, хотя сама по себе пелена тайны иногда делала это учение привлекательным. Были даже мыслители, писавшие, что еврейское мировоззрение чем-то близко к мировоззрению пифа-горийских обществ, не разглашавших своих тайн нумерологии, понимания природы и мироздания. И за это некоторые даже уважали евреев, но таких было меньшинство. Евреи не вписывались в общий культурный ландшафт. Большинство подозревало их и в политическом заговоре.

ВОССТАНИЕ МАККАВЕЕВ

1. На первых порах селевкидской власти стремление к стандартизации, которое должно было быть залогом политического спокойствия, выражалось в ненасильственных проявлениях. В течение ста пятидесяти лет эллинистической власти формы жизни и национального выражения не менялись и оставались такими же, какими были при персидском владычестве. Еврейская культурная и юридическая автономия продолжала существовать. Это была автономия без политических прав.

Но, ведя постоянные войны в Малой Азии (в первой трети П века до христианской эры), Селевкиды опасались какой бы то ни было оппозиции внутри своего государства, а также неприятностей на границе с Египтом, где как раз располагалась еврейская автономия. Для того, чтобы укрепить и привязать к столице, к центральной власти, этот, сравнительно, недавно завоеванный район, Селевкиды решились на насильственную стандартизацию.

И поэтому Антиох IV Епифан, человек, как видно, импульсивный и очень решительный, издал указ о том, что следует изменить еврейский культ. Это касалось службы в Храме и тех заповедей, которые считались неприемлемыми для эллинистического мировоззрения69. Указом предусматривалось внесение в еврейский Храм идола Зевса и запрет совершать обрезание, чтобы евреи "не были иными, отличными от всех" (в глазах эллинистически просвещенного человека обряд обрезания был варварской порчей человеческого тела, того тела, которое в греческой эллинистической культуре было эталоном гармонии и красоты). Более того, приказом предусматривалось, что в каждом населенном пункте будет поставлен идол для поклонения. Было запрещено также освящать новые месяцы и изучать Тору, которая, не в пример другим религиозным и философским сочинениям Древнего мира, выступающим с универсальным обращением к любому человеку, подчеркивает избранность еврейского народа, национальную и духовную особенность его.

Были, видимо, еще какие-то запреты, но самые главные указы, упомянутые в традиции, эти. Их целью было уравнивание евреев с неевреями. Естественно, речь шла только о культурной стандартизации. Еврейская автономия аннулирована не была.

2.

Это был период раскола внутри народа.

На одном полюсе были активные эллинисты, эллинизированные евреи, хотя и остававшиеся на своих сугубо еврейских постах. Их называли митьявним - "огреченными", что свидетельствует о том, что они не только восприняли образ жизни эллинов, но и были проводниками политики эллинизации по отношению к своим собратьям. В сущности, за политику эллинизации была небольшая городская прослойка наиболее богатых и близких к власти евреев из среды столичных коэнов, считавших, что следует более плавно и гармонично вливаться в империю и сотрудничать с нею. Они чувствовали, что их положение зависит от центральной власти, и, насколько это ни выглядит странным, даже парадоксальным, те, кто, казалось бы, должен был защищать оригинальность еврейской культуры, стали помощниками в политике насаждения эллинизма. Во главе этой группы населения стоял первосвященик Ясон, которого, впрочем, довольно быстро сменил первосвященник Минелай, давший изрядную взятку римским властям, чтобы занять этот пост.

С точки зрения митъявним эллинизация не представляла большой опасности, ведь речь шла не о полном изменении еврейского образа жизни, а лишь о некоторой реформе, которая должна была что-то добавить к еврейскому образу жизни и что-то убавить. К примеру, источник общинной силы первосвященника - Храм не входил в планы аннулирования. Но параллельно ему должны были быть возведены культурные заведения, такие как ипподром и гимназия, призванные, уравновесить культурное влияние Храма. В самом Храме тоже надо было (по мнению этих коэнов) изменить культ в сторону общепринятого языческого, сделав его более похожим на греческий. Следовало внести также соответствующие изменения в систему воспитания детей и преподавание.

Второй полюс, почти не проявлявший себя вначале - активные противники эллинизации.

Но была и прослойка пассивных противников - большинство городского и сельского населения. Самых самоотверженных из них называли "праведными" хасидим.

Периферийное сельское население и негородские коэны старались не допустить выполнения антиеврейских приказов Антиоха. Именно из их среды вышли повстанцы. На культурно-духовную агрессию они поначалу ответили пассивным неповиновением.

У этой пассивности были свои очень четкие признаки, и не только потому, что ее сторонники не восстали после издания указов о насильственном насаждении эллинизма и запрете еврейского образа жизни. Некоторое время их пассивность была, как бы, духовной позицией, недоумением: "что же делать, если тебя насильно эллинизируют?" Они знали, что нужно продолжать жить как евреи, но как? Выступать против? Речь шла не о недостатке героизма или смелости, а именно о недоумении: как себя вести в совершенно новых условиях физического противостояния, которого не было уже, сотни лет. Ведь после разрушения Храма практически не было военных столкновений между евреями и неевреями.

И для того, чтобы продолжать еврейский образ жизни, они оставляли обжитые дома в городах и уходили в горы, в пещеры.

Власти всегда более или менее точно знали, где их искать. Если за ними приходили в субботу, они не оказывали сопротивления. Эти евреи были настолько праведными, что считали, что в субботу нельзя воевать. И тогда впервые Совет Мудрецов принял очень важное палахическое* постановление о том, что при необходимости следует воевать в и субботу. Этот Совет Мудрецов называется бейт дин шель Хашмонаим. Естественно, были случаи и самопожертвования.

3.

Мудрецы среди других слоев общества выделялись глубокими знаниями и демократичностью. Это и понятно: коэнам их статус доставался по наследству, мудрецом же мог стать каждый, достойный этого звания.

Т.к. Храм всегда был средоточием богатства, денег и приношений, семьи коэнов (не сельских, а из числа ведущих постоянную службу в Храме) смогли относительно разбогатеть. Кроме авторитета, это давало им некоторую политическую власть и силу.

Конфронтация между мудрецами и коэнами ясно и резко выражается в одном из изречений Талмуда70 о приоритете в вопросе "Кому воздавать почести?" Кто будет наиболее почетным? Кому дадут право за столом первым и вслух благословить пищу? Сын должен уступить отцу, коэн - мудрецу (если даже он мамзер* по происхождению, но, благодаря собственным усилиям, стал мудрецом.) И если мудрец превзошел в учености даже великого коэна, право благословения достанется ему.

И незаметная вначале эта конфронтация между мудрецами и коэнами - служителями Храма, а также кофронтация между коэнами и первосвященником нарастает, принимая политические и духовные формы.

4.

Восстание Маккавеев-Хашмонеев началось в поселке Модиин, расположенном посередине дороги между Иерусалимом и побережьем. В Иерусалиме нам известны случаи самопожертвования, но восстания там не было. По-прежнему в Храме оставался дерзкий эллинизированный коэн. Он делал все, что хотел: он - глава общины!

И вот, когда в поселок Модиин пришла делегация "новых евреев", поддерживаемая солдатами греческой армии, собрала население деревни, поставила идол Зевса и приказала старейшине заколоть жертву около этого идола, старый коэн Маттитьяhу решил, что другого выхода нет, и заколол ножом, вместо жертвы, посланца. Так началось восстание, явившееся не только самозащитой, но и акцией против власти.

Инициаторы восстания сельские коэны Маттитьяhу и его сыновья были коэнами второго порядка, которых уже давно не допускали к служению в Храме, но они были ближе к народу и к мудрецам. И восстание подняли они, а не иерусалимская аристократия (хотя и существует версия, согласно которой отец Маттитьяhу Йоханан был первосвященником).

Характерно, что именно коэны явились символом особой святости народа.

5.

В каких условиях началось это восстание и как оно проходило?

У еврейской общины в целом были автономные права, некоторые административные посты, но не было армии и оружия, потому что все прерогативы власти - внутренние вооруженные силы (полицейские, как мы их сегодня называем) и внешние вооруженные силы были в руках нееврейского правительства.

И поэтому на первом этапе восстание приняло форму партизанской войны: исход в горы, в пещеры Иудейской пустыни к убежавшим ранее и, вопреки всему, сумевшим спрятаться там хасидим, засады, западни, нападения на небольшие отряды солдат и овладение их оружием, изготовление доморощенного оружия. Силы наращивали постепенно.

Военные действия велись в горных ущельях, тогда как все прежние великие битвы армии Александра Македонского проходили на равнинной местности. Евреи лучше знали топографические условия и умело использовали это. Строгих обязательств по отношению к военной науке у них не было, а храбрости было достаточно. Они бросали камни (чего солдаты обычно не делали), устраивали завалы из бревен, т.е., делали все то, что обыкновенно делает человек для своего спасения. Поэтому первые битвы евреев-повстанцев с организованной греческой армией, к великому удивлению греков, заканчиваются успехом восставших.

В битвах, которые проходили к северу и к западу от Иерусалима (к югу их почти не было), где горы доходят до высоты 700-900 м. над уровнем моря, и долины между ними очень узкие, евреи побеждали, но всякий раз, когда селевкидским военачальникам удавалось вызвать ополченцев-партизан в долину, евреи проигрывали.

Греческая армия была построена по знаменитому принципу Александра Македонского - фалангой. Но именно в условиях Эрец Исраэль фаланги были не эффективны.

Фаланга Александра Македонского была очень сильна в боях на равнине. Шестнадцать рядов копьеносцев строились так, чтобы копья последнего ряда доходили до первого. Это была сплошная надвигающаяся стена кольев и щитов, которую очень трудно было разрушить. Но на горной и узкой местности ей негде было развернуться. Ряды расстраивались, фаланга рассыпалась. И в большинстве своем солдаты оказывались незащищенными не только с флангов, где обычно была конница и лучники, но и посередине, что приводило к замешательству в бою.

Это восстание выявило слабости военной стратегии Александра Македонского. Впоследствии минусы были приняты во внимание римскими военачальниками, и поэтому, как известно из истории войн, римский легион был построен уже иначе - квадратом, что давало возможность маневрировать одновременно во все стороны и воевать не длинным копьем, а коротким мечом.

В Иудею Селевкидами были стянуты значительные силы, опытные военачальники, представители императорского двора, хотя в то же самое время на севере, в Малой Азии, империя воевала с одним из государств Диадохов, центр которого был в Греции, в Афинах. После того, как там, во время продолжительной войны в одной из битв был убит Антиох IV Епифан, его сын, продолжая политику отца, старался как-то успокоить Ближневосточный регион, но повстанцы такой возможности ему не дали.

Тогда-то и были посланы в Иудею обученные ходить в строю слоны. Их появление изменило картину в регионе (раньше для поддержания порядка слоны не требовались).

Это были "танковые" бригады того времени. Поверх шкуры слоны были покрыты броней и экипированы башнями для стрелков-лучников, из которых можно было уничтожать противника в радиусе 200-300 м.

Слоны подминали под себя пеших. Конные солдаты не могли с ними справиться. Да и что можно было предпринять? Слоновую шкуру не проткнешь ни копьем, ни стрелой. Единственное уязвимое место у слона - живот. И евреи, как панфиловские солдаты (извините за параллель) погибали под рухнувшими слонами в лужах слоновьей крови. Другой тактики против слонов не было. Так погиб и Иеhуда Маккавей.

К тому времени еврейская армия все более и более походила на настоящую армию. Значительно возросло количество солдат и оружия. Техника боя, стратегия и тактика больших армейских соединений постепенно стали достоянием еврейской армии. Начались сражения по правилам войны.

Лишь на третьем году борьбы, в 162 году до христианской эры, еврейским повстанцам удалось освободить Иерусалим, убрать оттуда или убить коэнов, проводивших политику эллинизации во главе с первосвященником, и очистить Храм.

Война была тяжелой не только потому, что евреи, не привыкшие к собственной независимой национальной жизни, не владеющие в большинстве своем оружием, не имеющие армии, воевали с хорошо обученной армией мощного государства. Проблема была сложнее. Против восставших выступала та, может быть, количественно небольшая, но существенная прослойка евреев, которая была за эллинизацию и ассимиляцию, т.е. в какой-то мере эта война была гражданской. И хотя еврейский полк не шел против еврейского полка, а основные военные действия проходили между армией Селевкидов и евреями-повстанцами, были евреи, сотрудничавшие с властью Селевкидов.


Продолжение