МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги З.Султановича "Живая связь"

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА ЕВРОПЫ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА

1.

Когда кончаются средние века и начинается новое время? С начала роста городов и развития ремесел, а вовсе не с Французской революции, как утверждают марксисты.

Эпоха Ренессанса начинается в разных странах неодновременно. Зародившись в Италии в XIV-XV веках, она постепенно переходит в течение XVI-XVII веков в страны Центральной и Северной Европы. Этот период характеризуется обращением к истокам европейской культуры греко-римского характера, а также появлением новых понятий, новых формаций в социальной и политической жизни Европы. Развиваются города, возрастает роль ремесленников, купцов, строителей, людей искусства.

Наиболее яркой чертой этого периода являются империалистические войны. Обычно, по марксистской схеме империализм считается порождением капитализма XIX века, но это неверно. Империализм начинается в конце или в середине XV века. Он проявляется в завоевании части Африки, а затем в открытии и завоевании Америки. И даже походы ХШ века в Азиатские страны - уже империализм. Его отличает новый дух Европы - географические открытия, усиление эксплуатации рабочей силы и богатств других стран, и даже других материков, стремление к приобретению этих богатств.

Еще одна характерная черта Ренессанса - стремление к упорядоченному абсолютизму. Именно в это время, в XV-XVI веках, начинают свое долгое двухсоттрехсотлетнее правление основные династии Европы.

2.

Эпоха Ренессанса является реформистской. Для нее характерно обращение к истокам культуры. Отсюда беспощадная критика религии, религиозных институтов, религиозных формаций католической и других церквей, не говоря уже об англиканской. С точки зрения еврейской истории очень вахно, что Ренессанс - это не только возрождение определенных основ греко-римского характера, но и обращение к еврейским истокам христианства. Именно оно привело к основным реформистским критическим течениям церкви, возглавляемым Лютером и Цвингли.

Сравнительно большое число представителей зарождающейся европейской интеллигенции изучает не только греческий и латинский языки, но и иврит, обращается к оригиналу Священного Писания. Наступает время новых переводов ТАНАХа на национальные языки (немецкий, английский и др.), и это тоже часть конфронтации с католической церковью, язык службы которой - латинский, не являющийся национальным языком какого-либо существующего народа и не используемый ни в одном государстве.

Вместе с изучением иврита и интересом к мистическим течениям занятие Каббалой становится одним из самых сокровенных целей европейской интеллигенции. Некоторые представители христианской европейской интеллигенции дахе пробуют себя в каббалистическом творчестве. Они создают христианскую Каббалу, очень примитивную, по сравнению с еврейскими источниками. Одним из результатов этого занятия впоследствии стали масонские тайные общества, использовавшие еврейские и христианские символы: числа, треугольники и т.п. - все это вылилось в некое тайное учение. Даже Гегель рассматривает Каббалу как один из источников диалектического мышления в сфере духа.

3.

Казалось бы, отношение к евреям должно было улучшиться. Но это не так. Если, наряду с этими культурными и духовными изменениями, принять во внимание изменения социальные и политические, становится ясным, почему особое положение еврейской общины, которая по существу была городом еще до развития городов, пошатнулось и стало исчезать. Все меньше и меньше места в европейском мире оставалось евреям. Но завершился этот довольно длительный процесс лишь к середине XIX века.

Появление прослойки свободных людей (речь идет не о классовом понятии, а о культурной прослойке, у которой есть свои социальные и политические воззрения), составляющей не более 3% населения Европы, но в три раза превышающей численность еврейского населения, создает конкуренцию евреям. Свободные люди владеют средствами передвижения, обогащения, знаниями. Среди них профессора университетов, ученые (например, Лютер и др.). И хотя ни властью, ни знатным происхождением они не обладают, их предпочитают евреям. Растет и финансовая конкуренция (со стороны неевреев, научившихся более или менее удачно врачевать, продавать, перевозить товары из одной страны в другую), культурная, и, в какой-то степени, даже духовная. И т.к. долгое время университеты тоже считались полуцерковными учереждениями, реформаторское движение возглавляли люди, примыкавшие к церковным кругам. Поначалу, не приняв во внимание то, что евреи не поддерживают никаких духовных новшеств, реформаторы надеялись, что они примкнут. Но когда этого не произошло, поднялась новая волна антисемитизма, возникли новые основания для антиеврейской идеологии.

Евреи оказались лишними. Нужным было только их имущество. И становится ясно, что, поставив еврейскую общину перед выбором: либо переход в христианство, либо изгнание и экспроприация имущества, можно одним махом достичь решения обеих проблем. Изгнание из Испании явилось самым ранним и самым ярким проявлением процесса избавления от ненужных евреев.

4.

В течение долгого времени именно в Испании евреям жилось сравнительно хорошо. Часть из них была исключительно сильно привязана к стране, к ее культуре, ко всему, что с ней происходило, к королевскому двору. Среди евреев Испании было много поэтов, врачей, строителей, картографов, дипломатов. Они занимали важные посты при дворах. Евреи были министрами финансов, даже военными министрами, полководцами, успешно воевавшими за испанские короны. Положение в обществе и богатство придавали испанскому еврейству ореол значительности. Иногда положение евреев, несмотря на отсутствие гербов и титулов, было лучше, чем положение обедневших дворян.

Трудно говорить о каких-либо достоверных статистических данных, но многие историки на основании косвенных свидетельств утверждают, что евреев, не принявших христианство и решивших покинуть Испанию, насчитывалось около 100 тысяч.

Несколько десятков тысяч евреев все же приняли христианство. В архивах хранится более 10 тысяч дел на новых христиан. Однако, учитывая, что обычно инквизизия заводила дело на семью, можно себе представить, что речь идет о 30-40 тысячах человек.

За всю историю изгнания не было другой страны, кроме Испании, в которой бы такое большое количество евреев одновременно приняло христианство. Эта проблема впоследствии коснулась и Португалии, куда успела эмигрировать часть еврейского населения Испании, и где через несколько десятков лет евреев постигла та же участь.

Мотивы принятия христианства были различны. Часто евреи крестились во время погромов, чтобы укрыться в церкви от разъяренной толпы. Некоторые из них решались по-настоящему оставить еврейство, другие принимали христианство лишь внешне, чтобы быть, "как все", третьи считали, что не стоит бросать страну, имущество, а пока все успокоится, можно побыть христианами. Они надеялись, что, если все евреи будут держаться вместе, Б-г даст, все обойдется. Выкресты вели христианский образ жизни, носили крестики, ходили в церковь на проповеди, участвовали в христианских праздниках. Но тайно жили более-менее по-еврейски, мечтая о времени, когда все вернется к прежнему.

Так как в то время в Европе в среде интеллигенции, знакомой с основными философскими течениями, с еврейской и нееврейской культурами, уже возник очаг брожения умов, и появилась критика по отношению к церкви, власти и инквизиция не могли спокойно на это реагировать. Начались гонения и на неохристиан.

Реакция бывших евреев была двоякой. Часть из них, решив доказать свою абсолютную преданность, пошла служить в церковь. Выкресты становились монахами, аббатами, прелатами. Они стремились быть более фанатичными христианами, чем собственно христиане. Это было нетрудно, потому что и папы римские в то время не были такими уж святыми. По некоторым свидетельствам из крещеных евреев были даже главы инквизиции.

Но большая часть бывших евреев реагировала иначе. Их было, в чем подозревать: либо в вольнодумстве, либо в тайной преданности каким-то еврейским обычаям. Более 20 тысяч новых христиан, признавшихся в ереси, были сожжены на аутодафе. Трудно было не признаться под страшными пытками.

5.

Беженцы селились в основном на территории Эрец Исраэль, в Турции, Голландии и Италии.

Часть богатого неохристианского населения Испании и Португалии надеялась в течение 2-3 лет вывезти какое-то имущество. Они скупали золото и драгоценные камни, но обычно, чтобы не вызывать подозрения, не продавали домов. Постепенно, пользуясь связями и положением при дворе, они переводили состояние заграницу, а после чего и сами тайком уезжали в другие страны, чтобы возвратиться в еврейство.

Наиболее яркий пример - история испанского министра дона Йосефа hаНаси. Служа при дворе, он смог большую часть своего имущества вывезти в Турцию, в страну, где уже была испано-еврейская община. При турецком дворе он тоже стал министром, и в знак уважения султан подарил ему княжество, центром которого были Цфат и Тверия возле Тивери-адского озера. Султан был готов подарить ему княжество в любом месте империи, но дон Йосеф hаНаси попросил именно эти территории.

И, действительно, начиная со второй половины XVI века, Цфат и Тверия (главным образом Цфат, благодаря более холодному климату и гористой местности), становятся центрами еврейской культуры. Там работают самые влиятельные авторитеты еврейской мысли, толкователи Пятикнижия, знатоки Каббалы, законоведы - в большинстве своем тоже выходцы из Испании: поэт и комментатор ТАНАХа рабби Шломо Алькобец, рабби Моше Кардоверо (его имя говорит о том, что он был родом из Кордовы), создатель "Шулхан Арух" рабби Йосеф Каро (в детстве, в год изгнания евреев из Испании, он был вывезен в Италию, и лишь в зрелом возрасте переселился в Эрец Исраэль, в Цфат) и др.

Отношение к "возвращенцам", как правило, было положительным. Даже те, кто категорически не одобрял перехода в иную веру, понимали, перед какими трудностями стояли эти евреи, и принимали само их желание искупить вину хотя бы тем, что они могут вновь своим имуществом, положением, влиянием придавать блеск новым испанским общинам.

Несмотря на пережитое изгнание и унижения, евреи новых испанских общин были очень гордыми и самоуверенными, обладали чувством собственного достоинства. Они не вливались в существующие общины и не вступали в конфронтацию с ними, а строили свои. В большинстве случаев они придерживались своих обычаев, указаний своих раввинов, даже своего диалекта, продолжая говорить на ладино, и пользовались испано-еврейским фольклором долгие столетия. В какой-то мере это было обосновано, потому что их культурный уровень и уровень познания в еврейских науках был исключительно высок. Они знали себе цену. Синагоги испанских евреев были особо пышными, даже роскошными. Испанские евреи пользовались своими старыми международными связями в торговле и на дипломатическом поприще.

И, хотя евреям из Испании было присуще некоторое чувство аристократизма и даже снобизма по отношению к существовавшим здесь ранее еврейским общинам, вне сомнения, это были очень талантливые люди. Стараясь нагнать упущенное, они очень интенсивно занимались, осваивали еврейскую мудрость, и, действительно, в XVI-XVII вв. именно из их среды выделилась плеяда интеллектуальных лидеров. Прежде всего, речь идет о тех, кто, обладая большим идейным настроем, приехал в Эрец Исраэль. Представители этой общины стали наиболее уважаемыми авторитетами в еврейском мире. Вместе с тем, именно эти общины оказались впервые подвержены той культурной коррозии, которая впоследствии коснулась всех еврейских общин. Близость и связи евреев Испании с испанской культурой вообще, с испанским населением, прекрасное знание нескольких языков, очень влиятельное положение - все это сделало евреев из Испании более восприимчивыми к новым идеям реформизма, идеям Ренессанса, что привело и к первым трещинам в еврейской общине изнутри.

Два-три поколения евреев, которые жили двойной жизнью, практически воспитывались на классической литературе и в том же духе, что и самые образованные, самые богатые испанцы, представители высшего класса. Даже после того, как эти евреи выехали из Испании и сбросили с себя личину христианства, они не могли сбросить с себя ту культуру, которую впитали.

Уриэль а-Коста, Барух (Бенедикт) Спиноза и другие менее яркие и менее драматичные личности, каждый из которых по-своему вышел из общины и отрекся от еврейства, критиковали его консерватизм. Трагичность личности Уриэля а-Косты в том, что он не смог совладать с собой ни как с верующим, ни как с неверующим. Он уходил из общины и возвращался и практически не мог жить, захлестываемый эмоциональной бурей. Понимая, что идти некуда, Бенедикт Спиноза выбрал для себя третий, половинчатый путь: быть ни тем и ни другим, предвещая этим эру индивидуализма.

Ломка еврейской общины происходит изнутри, потому что она прежде всего - национально-религиозный коллектив со своей внутренней автономией. Это часть народа. И у всех других народов в течение долгих сотен лет индивидуум принадлежал коллективу, сословию, национально-религиозной структуре. Даже, казалось бы, столь ярко выраженная личность как король тоже был представителем династии, клана, рода.

Воодушевившись идеей революционности и провозгласив: "Мне не нужна община", - Спиноза готов был разорвать даже родственные отношения с сестрой, с близкими и родными.

Немало представителей испанского еврейства чувствовало себя на границе между двумя мирами: христианским европейским, в котором нарастала мощь Возрождения, и миром еврейской общины. А все большая динамика изменения и свобода христианского общества ставили именно этих евреев на стык чужого и своего. В течение XVI-XIX веков все более и более острой становится проблема: "Принимать ли участие ради прогресса в деятельности культурных движений или продолжать видеть основную цель еврейского существования в самосохранении народа?"

Первым на эти вопросы пришлось отвечать представителям испанской еврейской общины, вплотную оказавшимся перед угрозой ассимиляции. Изгнание из Испании пришлось тяжелым ударом по структуре еврейских общин, существовавшей шесть веков.

Происходит ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИЗГНАНИЕ - чрезвычайно интересная модель, повторившаяся в XX веке. Через разрушение еврейских центров происходит восстановление Эрец Исраэль. Не потому, что одно зависит от другого, но факт остается фактом: то, что в одном месте разрушается, в другом - возрождается.

6.

Большинство евреев, принявших христианство и пострадавших за это, но оставшихся в Испании, приходит к решению "исчезнуть" с лица земли, уйти в горы для того, чтобы остаться в живых. За последние 10-15 лет были обнаружены общины, целые улицы в отдаленных горных испанских городках и деревнях, заселенные потомками этих выкрестов. Местное население о них знает и воспринимает их как евреев. Последнее время они хотят как-то восстановить свои корни, ищут встреч с израильтянами, которым тоже поначалу не доверяют, но, доверившись, показывают кладовку, где в пятницу вечером старушки зажигают свечи и накрывают их корзинами - для чего, они сами этого не знают, но знают, что есть такая традиция.

Конечно, крещеные евреи оставили свой след в испанской культуре, и их влияние продолжалось, пока Испания, утратив свое величие, полностью и окончательно не оказалась на задворках Европы, несмотря на то, что в прошлом была великой державой. Сравнительно многие испанские писатели, мыслители и другие представители интеллигенции были по происхождению евреями, хотя сами эту чрезвычайно опасную тему никогда не затрагивали. Они выделялись высокой образованностью на фоне общего незнания, но принадлежать к дворянским родам, родословная которых была известна иногда до XI века, не могли по причине отсутствия генеалогии (обычно их родословная, как, например, Мигеля Сервантеса, была известна только до деда).

Христофор Колумб, как видно, также из такой семьи. По-испански он зовется не Колумб, а Колон. Город Колон (Кельн) был когда-то римской колонией. Как видно, там проживала его семья до переезда в Геную. Фамилии по названиям городов были характерны для евреев. Обычно у неевреев такие фамилии получали только аристократы по названиям своих земельных наделов, но тогда непременно перед фамилией стояла частичка "фон-", или "де-", или "дон".

Вне сомнения, карты, которыми пользовался Колумб, были сделаны еврейскими картографами, и именно эти карты привели его к мысли о том, что он плывет в Индию, а не на какой-то новый материк (это тоже была еврейская черта, быть умнее всех, и, поплыв в другую сторону, обойти конкурентов!).

Экспедиция Колумба отплыла в год изгнания евреев из Испании - в 1492 году. Более того, снаряжена экспедиция была за счет имущества этих евреев.

7.

Жажда европейского христианского мира приблизиться к Святой Земле, вызванная повышением интереса к занятиям Священным Писанием, еще в средние века привела к организации крестовых походов. Но крестовые походы окончились победой мусульман. И христианский мир так и остался вдалеке с вожделением взирая на Святую Землю. Основная война, которая тоже окончилась поражением христиан, велась за Иерусалим. Поэтому центром христианства стал Назарет (на него у мусульман не было никаких притязаний). Христиане продолжали вкладывать средства, приобретая на них земли в различных частях Эрец Исраэль.

Эти события и появление еврейского центра в Цфате происходили почти одновременно. Но, несмотря на то, что Цфат и Назарет расположены недалеко друг от друга, между ними не было никакой связи. Они развивались параллельно, тем более, что евреи в Эрец Исраэль являлись подданными Турецкой империи, а христиане были паломниками и находились здесь как представители других государств.

Развитие Назарета представляло собой не более, чем строительство церквей. Назарет не стал духовным и культурным центром христианского мира. Даже Иерусалиму не достались эти функции. Для христианского мира Святая Земля - всего лишь религиозная реликвия, а для евреев - это прежде всего центр жизни. Сюда надо приезжать. Его надо строить. Здесь надо жить. Евреи всегда стремились использовать любую предоста-вившуюся возможность, чтобы не прервалась нить еврейского присутствия НА этой ЗЕМЛЕ.

8.

Одним из самых выдающихся людей того времени был рабби Ицхак Лурия Ашкенази - hаАри hаКадош (Святой Лев) - так он называется в еврейской традиции (аббревиатура его имени - АРИ). К фамилии Лурия прозвище Ашкенази АРИ получил еще в Египте, где он, как видно, родился, либо его родители перехали туда, когда он был еще маленьким. Учился Ицхак у своего дяди рабби Бецалэля Ашкенази, одного из виднейших раввинов Египта. В возрасте, примерно, 33-34 лет АРИ приехал в Эрец Исраэль, в Цфат, где начал преподавать Каббалу.

К тому времени в Цфате уже была сложившаяся школа Каббалы, и основным ее представителем был рабби Моше Кордоверо, выходец из Испании, собравший в своих трудах все наследие Каббалы, существовавшее до него. Самая известная его книга называется "Пардес Римоним". его перу также принадлежит полное толкование книги "Зоhар" и др. Одним из его учеников был рабби Йосеф Каро.

Итак, приехав в Цфат молодым и никому неизвестным человеком, АРИ собрал вокруг себя группу людей, названную впоследствии гурей hаАри (львята). Он преподавал иначе, чем это было принято в Цфате. Если в методе обучения и трудах рабби Моше Кордоверо прослеживается стремление к предельной простоте и ясности изложения, то преподавание АРИ было чрезвычайно непростым: очень сложные структуры, системы понятий... Но вместе с тем в них были глубина и несколько новое, более четкое отношение к той реальности еврейского существования, которое называется галут - изгнание, и к той надежде на избавление, которая называется геула - избавление. Видя в изгнании кризис всей системы мироздания, кризис взаимоотношений между человеком и Вс-вы-шним, между творением и Тв-рцом, обнаруживая кризис в сотнях деталей этой конструкции, он видит также избавление, спасение, а следовательно, выход из этого кризиса в исправлении. Обрисовывая области и детали, требующие исправления, он добавляет различные понятия к уже устоявшейся системе понятий в Каббале.

Каким образом АРИ достиг своей системы преподавания, откуда он черпал свои знания? У евреев Цфата была традиция считать, что АРИ удостоился откровения, и сам Элиягу hаНави (Пророк Илья) передал ему знания, которые были неизвестны, либо известны немногим. С другой стороны, путем очень скрупулезного анализа можно увидеть, как АРИ выводит определенные понятия, базируясь на уже известных. Его интерпретация, его учение - это не добавление, а, своего рода, толкование, комментарий, очень глубокий и оригинальный, но все-таки комментарий, не выходящий за пределы традиционного наследия. И это очень важно понять, потому что еврейская традиция не принимает голой отсебятины и оригинальничания.

АРИ преподавал около двух лет. До сегодняшнего дня не найдено ни одного листочка с его записями (сохранилось только несколько частных писем, написанных его почерком). Видимо, сам он ничего не записывал. Конспекты вели его ученики, его "львята".

Самым близким к нему учеником был рабби Хаим Виталь, который тоже родился не в Цфате, а, видимо, пришел из Сирии. Он записал большую часть уроков и впоследствии стал основным редактором его книги, собрав и отредактировав записи всех остальных учеников.

Устная традиция говорит147 о том, что уже в конце своей жизни АРИ как-то сказал ученикам, что они не понимают того, о шм он говорит.

- Как же, - сказали они,- а рабби Хаим Виталь?

И здесь традиция передает его ответ:

- Ergo qvanto.148

Рабби Хаим Виталь всю свою последующую жизнь посвящает редакции трудов АРИ. А после третьей редакции, осуществленной уже его сыном рабби Шму-елем Виталем, в свет вышла книга "Эц Хаим" - "Древо жизни", в названии которой обыгрывается его имя.149

Но еще до полной публикации книги отдельные фрагменты вошедших в нее уроков распространяются по всему еврейскому миру в виде рукописей, и учение АРИ становится основным учением для всех каббалистов в Европе и в Азии. Он глубоко почитаем ими. Во всем еврейском мире постоянно предпринимаются усилия "достать" еще какую-то рукопись, еще и еще...

АРИ умер, примерно, 36 лет от роду в Цфате. Как метеор пролетел он по горизонту еврейского мира, но оставил огромное наследие. До сегодняшнего дня его вклад в Каббалу - основа основ.

9.

Один из самых ярких и трагических эпизодов середины XVII века и всей еврейской истории связан с лжемессианским учением Шабтая (Саббатая) Цви. Представитель рассеянного испанского еврейства Шаб-тай Цви жил в Турции, в Измире (Смирне). Учение Каббалы он впитал более ассоциативно, чем рационально, но т.к. был человеком не совсем психически здоровым, решил, что назначен провидением стать Мессией - избавителем еврейского народа. В то время, в 1666 году, вся христианская Европа ждала второго пришествия Христа. Во многих газетах писали, что ухе есть знамения. Евреи Европы слышали от своих соседей об ожидании этих изменений и понимали, что после страшного изгнания из Испании и после трагедии хмельнитчины на Украине что-то должно произойти.

И вот появился еврей, утверждающий, что он - Мессия. Но в Иерусалиме, где он это провозгласил, его не приняли. Там таких вещей вообще не жаловали, люди в Иерусалиме были бедные, жесткие, реальные, как и условия, в которых они жили: ни воды, ни зелени...

Вернувшись на родину, в Турцию, он привлек внимание многих публичным преподаванием Каббалы. В то время уже лет 70-80 ходили по рукам рукописи учения АРИ - полные и неполные, правильные и не совсем... И очень трудно было людям, молодым и несведущим, разобраться, что истинно, а что нет.

Шабтай Цви умел влиять на людей своим видом, голосом, пением, манерой преподавания. А еще он был известен как великолепный исполнитель романсов на ладино и, видимо, настолько хорошо их пел, что души простых евреев прямо-таки прилипали к нему. Под его влиянием многие евреи, испытывая внутреннее рвение, огромное желание достичь нового духовного рубежа, становились более религиозными.

Поначалу в его учении было сравнительно немного практических указаний, противоречащих еврейской традиции. Но чем дальше в лес, тем больше дров...

Он делал основное ударение на парадоксах, таящихся в глубине каббалистического учения: на переплетении добра и зла, света и тьмы, на том, как часто, кажущееся злом, оказывается скрытым добром, и наоборот... Возможно, это верно, но тут возникает ряд вопросов:

"В какой степени ты этим пользуешься сам?", "До какой степени утилитарных действий ты это можешь доводить?", и "Что из этого следует для жизни индивидуума и общества?"... Но он на таких вопросах не останавливался.

Он выбрал себе в жены девушку по имени Сарра, сироту, в 1648 г. подростком бежавшую от погромов Хмельницкого. Такие беженцы, в основном вдовы и сироты, наполняли все общины еврейского мира. После всего пережитого (возможно даже, что ее изнасиловали) она была немного не в себе. Он устроил великолепную свадьбу, придав ей не личный, а космический смысл: пусть это будет началом избавления, началом нормализации отношений между Тв-рцом и творением, между Вс-вышним и еврейским народом.

Когда и при повторном визите в Эрец Исраэль его выставили из Иерусалима, он попадает в Аззу, где знакомится с Авраhамом Натаном Ашкенази (Натаном из Аззы), который был значительно интеллектуальнее его. У Натана была своя теория. Но, будучи, как видно, более уравновешенным, он не провозгласил себя Мессией, а, обрадовавшись тому, что Мессия уже есть, становится его пророком, т.е. духовным советником.

Начиная, примерно, с 1653-1654 гг., они действуют вместе: Натан пишет труды, толкования, комментарии, предлагая меры исправления в соответствии с традицией: кому - поститься, кому - раздавать больше милостыни, кому - читать больше псалмов... А еще: "молиться за Машиаха Шабтая Цви, обращаться в молитвах к нему, а не ко Вс-вышнему." Натан распространяет "это" по всему еврейскому миру. Некоторые раввины, не знакомые с ним лично, читая отдельные статьи, находят их вполне отвечающими еврейской традиции. В такую западню попадает даже рабби Шмуэль Виталь, когда, получив одно из произведений Натана из Аззы, признает его вполне кошерным.

Большинство гонцов, прибывающих из разных общин посмотреть на Шабтая Цви, выходят от него под сильным впечатлением. Восседая в кресле в белой чалме и красивых одеждах, в роскошной восточной обстановке, приобретенной на подаяния довольно большой паствы, он производил впечатление внушительное: блестки, золото, парча... Не стоит забывать и о всеобщей экзальтации вокруг его персоны: некоторая ненормальность, абсолютная вера в себя и в свое предназначение, умение влиять на окружающих. Возможно, он обладал и телепатическими способностями, умел угадывать, располагал обостренной чувствительностью...

Раввины, выходя от него, раздирали на себе одежды, понимая, как велико его влияние на людей. Глава одной из сефардских общин Голландии, рабби Яаков Саспор-таш, разослал письма во все концы еврейского мира, предупреждая, что это лжемессия, человек ненормальный. В Турции сторонники Шабтая Цви терроризировали раввинов, призывавших с бимы синагог его не принимать - их просто били. Били простые люди: как мохно не признавать Мессию! Ведь он же святой! Он обещает избавление!

Возможно, живи он в нормальных условиях, его патологические наклонности не столь бы развились. Но, чувствуя поддержку, он все дальше и дальше отходил от еврейской традиции. Заменив в благословении, которое произносят утром после сна, всего лишь одно слово "матир асурим" (освобождающий от оков сна) на "матир исурим" (разрешающий запрещенное), Шабтай Цви учредил особое благословение, которое следовало произносить перед нарушением законов Торы: "благословен Ты, Вс-вышний, разрешающий запрещенное." Он объявил пост тишъа-беАв150 праздником, потому что Машиах уже пришел: надо есть, пить и веселиться. И не просто в доме, а в синагоге или посреди улицы... Как у многих психически нездоровых людей, у него были тенденции к сексуальной извращенности. Он рассказывал об этом, подчеркивая парадоксальность положения: это запрещено, но мне можно. И тем, кто верит в меня, тоже можно. Почему? Да потому, что мы хотим исправить самые неисправимые вещи, поднять то, что упало на самый низший уровень, самое низменное превратить в самое высокое. Между прочим, в истории нееврейской мистики, в различных церквях и сектах подобное культивировалось, а кое-где продержалось до сегодняшнего дня, но у евреев никогда такого не было.

Шабтай Цви продолжал действовать пока до турецкого султана, хозяина этой земли, не дошли слухи о неком еврее из Измира, угрожающем его политической власти и смущающем умы, проповедуя, что в определенный день (и этот день уже назначен!) все евреи сразу соберутся в Эрец Исраэль,151 и будет восстановлен Храм, и он, еврейский царь, воцарится повсюду. Поначалу султан не понимает, о чем идет речь, но через некоторое время вызывает Шабтая Цви ко двору в Константинополь и арестовывает его. И, т.к. он сам еще несколько встревожен (кто знает, может быть есть в этих пророчествах какая-то правда), султан разрешает богатым евреям обставить его камеру таким образом, что тюрьма превращается во дворец.

После первого испуга многие евреи, поначалу турецкие, а потом и евреи других стран, начинают считать, что, может быть, это еще один шаг к воцарению избавителя? Вот, мол, сам султан пригласил его! И это же не просто тюрьма! Он живет там, как правитель, и султан держит его возле себя в роскошных условиях. Так продолжается несколько месяцев, пока султан не решает прекратить этот спектакль. Он приглашает к себе Шабтая Цви и предлагает на выбор: либо стать мусульманином, либо - смерть. Очень просто, ясно, без никаких...

И Шабтай Цви, может быть, после нескольких минут сомнений соглашается! Он слаб - и соглашается. Он надевает зеленую чалму и провозглашает себя верным мусульманином, верит в великого бога Аллаха и Магомета, его пророка.

Шабтаю Цви было тогда около сорока лет.

Некоторое время это держат в тайне, потом весть распространяется, и еврейский мир повергается в ужасающий кризис, исключительный по своим масштабам не только потому, что все прежние лжемессианские движения не выходили за рамки одной общины, но и потому, что многие тысячи, десятки тысяч евреев поверили в возможность подняться на более высокую ступень, уже не говоря о тех, кто ради назначенного дня распродал дома и имущество. В Голландии одна вдова продала все, что у нее было, залезла на крышу, чтобы легче было перелететь на историческую родину, и... просидела там целый день.

Шабтай Цви не принял мученическую смерть - он оказался не способным на поступок, тысячи раз повторявшийся в еврейской истории людьми, куда более простыми, чем человек, называвший себя избавителем (Машиахом), царем. Естественно, основная часть приверженцев Шабтая Цви оставляет его. Но несколько сот человек принимают ислам вслед за своим избавителем, подгоняя эти действия под теорию, что Машиах перед своим открытием должен быть сокрыт (это напоминает некоторые принципы сталинской диалектики: чем хуже - тем лучше).

Самому Шабтаю и небольшому кругу его приверженцев султан дает возможность жить в отдаленной деревне на берегу моря, на Балканах. Там ими была основана секта "Дёнме". С мусульманами они не смешиваются. Секта просуществовала до наших дней, члены ее - мусульмане, проводящие еврейство через мусульманство. После смерти Шабтая его сына почитали как наследника, но практически движение угасло и более никакого значения для еврейской истории не имело. Ну, а Натан? Натан исчез. Понял, что все кончено, и исчез.

10.

После развенчания Мессии Совет четырех земель ("Ваад арба арацот")* принял решение о том, что только евреям, достигшим сорока лет, психически уравновешенным, изучившим Талмуд и хорошо знающим закон, можно изучать Каббалу. Нарушение этих правил каралось отлучением.

Еще долго по рукам ходили труды Натана из Аззы и других последователей Шабтая Цви. Только при очень внимательном прочтении можно было докопаться, в чем их некошерность. Несмотря на то, что для выхода в свет книги требовалась рецензия раввина общины, к которой принадлежал ее автор, до сегодняшнего дня есть две-три книги, находящиеся под сомнением. Например, книга "Хемдат Ямим". Неизвестно, кто ее написал. И вот уже 250 лет идет постоянный спор: некоторые раввины цитируют ее, а некоторые даже в дом не вносят, на полку не ставят.

Кризис повлиял на многие сферы еврейской жизни. И это не только разочарование в несбывшихся надеждах. Это и подозрительное нежелание заниматься вопросом избавления, и отношение к любому начинанию, и система воспитания. Впоследствии сионистское движение было названо его противниками: "еще одно саббатианство". Почти каждый оригинальный мыслитель проходил очень трудный экзамен, пока его признавали. Обвиняли знаменитого раввина рабби Моше Хаима Луцатто из Италии, написавшего еще в молодости очень крупные и глубокие труды по Каббале. Его заставили зарыть все в землю, не распространять и не опубликовывать.

И, все же, спустя 100 лет аналогичная модель повторилась уже в Европе. Начитавшись подпольно распространявшейся на языке идиш саббатианской литературы, польский еврей Яков Франк провозгласил себя Мессией. Воспользовавшись той базой, которая была, и добавив еще какие-то домыслы, он сумел создать целое движение. По собственному желанию, не под давлением, он перешел в христианство, и основал христианские еврейские общины, как бы, проводя еврейство через все темные стороны христианства.

К середине XVII века франкизм становится по-настоящему угрозой еврейскому существованию, т.к. он сумел укорениться в широких массах простых евреев.

Но польским властям это было "на руку".


Продолжение