МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению "День Независимости и День Иерусалима"

Пинхас Полонский

“Решит Цмихат Геулатейну…”

(Мессианское Избавление – «Геула»  –
процесс исторический или же эсхатологический?)
Комментарий к  Йом hа-Ацмаут - Дню Независимости Израиля 

(по материалам лекции р. Тамира Гранота,
прочитанной в иешиве “Брурия”-   “иешиват-hесдер” для девушек)
                                                    

1.“Начало роста Мессианского Избавления”- ?
2. Праздник Дня Независимости Израиля приходится на даты траура по поражению восстания Бар-Кохбы
3. Революционность идеи сионизма
4. Влияние поражения восстания Бар-Кохбы     на  перенос понятия “Геула” из исторической в эсхатологическую перспективу.
5. Революция, произведенная религиозным сионизмом середины 19 века: возвращение понятия «Геула» в рамки истории

1.“Начало роста Мессианского Избавления”- ?

Текст молитвы, которую религиозно-сионистское общество (и Главный Раввинат) установили за Государство Израиль, гласит: “Отец наш небесный, Твердыня Израиля и его оплот,благослови Государство Израиль – начало роста Мессианского Избавления нашего… /Решит цмихат Геулатейну…

Текст этой молитвы постоянно вызывает протест и возражения у “Харедим” – представителей “ультраортодоксального” лагеря. “Какое же это “мессианское избавление, когда в этом Государстве есть столько нарушений религиозных норм, да и построено оно было совсем не Мессией?” – говорят они.

Но должно ли еврейское государство быть связанным с мессианским процессом, да и какие характеристики должны быть у мессианского процесса – именно это мы рассмотрим ниже.

2. Праздник Дня Независимости Израиля приходится на даты траура по поражению восстания Бар-Кохбы

Дата празднования Йом hа-Ацмаут отнюдь не была определена еврейским народом произвольно, по собственному выбору: именно  в тот день, когда кончился английский мандат, нам надо было или решаться на провозглашение государства, или же отступить. Случилось чудо, и мы решились на государство; и это чудо – основа религиозного отношения к празднованию Йом hа-Ацмаут. Но вернемся к дате: выбор именно 15 мая 1948 г. для провозглашения еврейского государства был навязан нам ООН и англичанами – безо всякого, разумеется, соотношения с еврейским календарем, однако еврейская дата этого события – 5 ияра – пришлась на дни Счета Омера”. К этим дням традиция относит траур по поводу смерти учеников рабби Акивы во время восстания Бар-Кохбы – т.е. по сути, траур по поражению Бар-Кохбы и уходу еврейского народа  в Изгнание. Нельзя ли увидеть некоторую (конечно, не прямо фактологически,- а духовную) связь между этими вещами: праздником Дня Независимости и трауром поражения Бар-Кохбы?

3. Революционность идеи сионизма

 Когда говорят об истории сионизма, то нерелигиозные круги почти всегда начинают это рассмотрение с Герцеля (организовавшего в 1897 г. политически оформленное сионистское движение), а религиозные сионисты предпочитают начать рассмотрение сионизма с рава Калишера и рава Алкалая, создателей религиозной идеи практического возвращения евреев в Страну Израиля, провозгласивших свою концепцию примерно за 40 лет до Герцля. Понятно, что на уровне рава Калишера и рава Алкалая, т.е. 1850-х гг. сионизм   был только начальной идеей, и что организованное движение за еврейское заселение страны началось с Первой Алии в 1882 г, а организацию в виде формальной структуры создал уже Герцель. Конечно, деятельность Первой Алии и далее  Герцеля по созданию сионистской  организации была революцией. Но в чём была революционность провозглашения сионизма равом Калишером и равом Алкалаем,  если конкретного массового организованного движения они не создали?

Эта революционность была, по-видимому, в том, что они начали говорить о «Геула», т.е. о возвращении в Страну Израиля, не в принятых в их время чисто мистических рамках «ожидания чудесного прихода Мессии», а в исторически-политически реальных терминах -  что влекло за собой вывод о том, что это возвращение мы можем осуществить сами. Иными словами, они ввели “Геула” из чисто мистической сферы - в историю и реальную политику. До этого, весь период галута, изгнания у  нас наличествовало понятие  о чудесном, о  мессианском, - а не об историческом “Возвращении в Сион“; и    изменение,  произведённое работами р. Калишера и р. Алкалаем, было в этом смысле совершенно революционным.       

4. Влияние поражения восстания Бар-Кохбы     на  перенос понятия “Геула” из исторической в эсхатологическую перспективу

Однако когда же началось это, бытовавшее до Калишера и Алкалая (а у “харедим” во многом принятое и по сегодняшний день), эсхатологическое представление о том, что восстановление Еврейского Государства будет осуществлено лишь в “конце времен”? Если мы посмотрим на события начала периода    Изгнания, то наше внимание, несомненно, привлечет восстание Бар-Кохбы происшедшее через 60 лет после разрушения Второго Храма. Как известно, рабби Акива объявил Бар-Кохбу Мессией, но потом оказалось, что  он ошибся, и что  Бар-Кохба  не реализовался как Мессия, но как рабби Акива мог даже подумать такое?!? Неужели Бар-Кохба походил на эсхатологического Мессию?

Дело, по видимому, в том, что  в ту эпоху о  Мессии (в плане возрождения Страны)  думали совсем иначе, чем сегодня – а именно в исторических, а вовсе не в чудесно-мистических терминах. Иными словами после разрушения Второго Храма никто не предполагал и не мог даже подумать, что Изгнание  продлится тысячелетия. Ведь до этого, во всех прошлых исторических ситуациях уже были изгнание, отдаление от Бога, жизнь в рамках враждебной власти, - но они длились лишь одно - два - три поколения, не более. Например, евреи  выходят из Египта и отказываются идти завоевывать страну, и Бог их за это наказывает, сорок лет водит по пустыне -  но сменилось поколение, - и евреи прощены и могут войти в Эрец–Исраэль. При разрушении Первого Храма евреи совершили грехи, были за это изгнаны в Вавилон, - но прошло 70 лет, казавшийся несокрушимым Вавилон был разрушен и на его месте образовалось новое царство, Персия, и евреям разрешили вернуться. Враждебные иудаизму Селевкиды осквернили Храм и пытались заставить евреев отказаться от Торы – но вскоре Маккавеи смогли победить силы громадной империи. 

Все эти события также обозначаются в иудаизме оппозицией “Галут – Геула”/“Изгнание Избавление”; уход из своей страны, от власти над ней, от Храма и явного проявления Божественности – и, соответсвенно, возвращения ко всему этому. Отметим, что исходно, в Торе, понятие “Геула” означает “возвращение к владению своей землей” и применяется в контексте выкупа земли, которой владели предки и которая была тем или иным образом утеряна и т.п.

И поэтому рабби Акива, который жил примерно через 50 лет после разрушения Второго Храма, воспринимал ситуацию в тех же исторических категориях, а именно: что евреи вели себя неправильно, Бог их наказал, Храм разрушен, но прошло два-три поколения, и можно начинать восстановление. Никто из евреев не мыслил в понятиях “изгнания на тысячелетия”. И война Бар-Кохбы символизировала именно такой естественный процесс возвращения и восстановления: есть новое еврейское восстание, есть определенные военные успехи, и, наверное, его руководитель является Мессией. Иными словами наличествовало историческое восприятие мессианского процесса; а что касается необходимости явных чудес – так их не было уже во времена построения Второго Храма. Вообще вся история построения Второго Храма шла естественным путем, без всякого явного чуда, - так почему же не может быть без чудес построение Третьего Храма? И  Бар-Кохба чеканил монеты со словами «ле-геулат-Исраэль»/  “за Геулу Израиля” – ибо восстание мыслилось как процесс «Геула», мессианского освобождения, - потому что это освобождение воспринималось как естественно–историческое, а не эсхатологическое.

Поражение восстания Бар-Кохбы разрушило все надежды того поколения. Оно, одновременно с этим, разрушило естественно - историческую концепцию “возвращения /восстановления” еврейской власти и еврейского государства. Поражение восстания Бар–Кохбы явилось гигантским разрушением, его сопровождали чудовищные потери. Древнеримские историки, упоминающие о восстании, говорят, что число только убитых евреев составило пятьсот тысяч человек, не считая раненых, проданных в рабство и погибших от голода и болезней. В стране было разрушено более 500 населенных пунктов. Вся Иудея, восставшая против Рима, была фактически уничтожена; еврейская жизнь осталась только в Галилее, которая не принимала участия в восстании.При этом у римлян тоже были гигантские потери. Империя бросила на подавление восстания Бар-Кохбы до 40 процентов всей своей армии, 13 легионов, один из которых был уничтожен полностью (и даже не был восстановлен после войны) а другие понесли чрезвычайно большие потери. В истории Рима это было единственное подавление восстания, после которого император (Адриан), возвращавшийся с победой, не смог послать обычное письмо сенаторам о своем возвращении с войны: «Я надеюсь, что вы и ваши домочадцы живы и здоровы; а я и мое войско также в добром здравии» - потому что потери его войска также были огромны.

Кровавая катастрофа поражения восстания, когда погибло такое огромное количество евреев и страна была разрушена, потребовала религиозного переосмысления: «Наверное, что-то не так, мы что-то неправильно понимаем, раз мы имеем такие катастрофические последствия». Был сделан вывод, что надежды на реальное историческое возрождение были неправильны. Отсюда далее была создана известная концепция о «трех заклятиях» (в Талмуде они сформулированы в трактате Кидушин 111) - что включало, в частности, принцип  «не восставать против власти народов мира и не пытаться силой вернуться к власти в Стране Израиля. Все понятие «геула», возвращения/восстановления  в Стране”, - из исторического пространства переместилось в область мессиански-чудесную, которая может осуществиться только в идеальном будущем, путем прямых чудес. Через несколько столетий после этих событий, когда реальностью стало изгнание из Страны уже абсолютного большинства еврейского народа, был установлен траур дней счета Омера, в память о поражении восстания Бар-Кохбы как о последней попытке преодолеть тенденцию изгнания.

Тем самым, поражение восстания Бар-Кохбы оказало громадное воздействие на еврейскую теологию. Мы об этом обычно не думаем, воспринимая  лишь разрушение Второго Храма как причину изменения иудаизма и создания его “Галутной” формы. Но влияние восстания Бар-Кохбы еще через 50 лет тоже было огромным: оно сформировало представление, что мы будем находится в Изгнании, пока Бог Сам нас оттуда не вернет, ибо вернуться сами мы уже не пытаемся.

5. Революция, произведенная религиозным сионизмом середины 19 века: возвращение понятия «Геула» в рамки истории.

Революция сознания произведенная р. Калишером и р. Алкалаем - создание религиозного сионизма - состояла в том, что они опять вернули понятие “Геула” в исторические рамки, чем была подготовлена почва для дальнейшего развития сионистского движения. Это произошло, в частности, в связи с тем, что они видели, что в 19 веке происходит “весна народов”, все народы восстанавливают собственные государства, и что, возможно, и евреям тоже как бы есть в этом место. Т.е. они решили, что произошедшее духовное изменение мира открывает возможность для возвращения понятия “Геула”  в исторические рамки. Они стали развивать свой религиозный сионизм не из-за погромов или антисемитизма, а именно из-за желания вернуть религиозные процессы в рамки истории. Погромы и антисемитизм повлияли уже на дальнейшее развитие сионизма, на его массовость – но не на его возникновение. Следует отметить, что собственно погромы и преследования конца 19-го -  начала 20 века могли привести, например, к отъезду евреев из России, но сами по себе они не привели бы ни к какому сионизму. В начале 20 века на территории царской России жило около 5,5 миллиона евреев, в последующие три десятилетия два миллиона из них уехали в Америку и другие страны мира, и только 200 тысяч (10% от уехавших) поехали в Страну Израиля. Иными словами, погромы привели к тому, что евреи уезжали из Европы, но они отнюдь не привели к сионизму, а скорее к тому, что евреи оказались в Америке. Вполне обосновано сказано, что погромы привели к усилению сионизма, но они ни в коей мере не были его источником. Возвращение понятия “Геула”  в естественно-исторические рамки – это и есть та революция, которую произвел религиозный сионизм в середине 19 века. Поэтому очень символично, что, в конце концов, без всякого планирования с еврейской стороны, провозглашение государства и прекращение английского мандата попали как раз на “Дни счета Омера”, превращая их траур в Праздник. Это являет собой символ исправления - как в физическом, так и в философско–религиозном плане, - того, что было разрушено во время восстания Бар-Кохбы.