К оглавлению "Песах"

Пинхас Полонский

Связь между выходом на свободу и уничтожением хамеца - в понимании р.А.-И. Кука

1. Связь между выходом на свободу и уничтожением хамеца.
2. Йецер hа-ра ("дурное побуждение") является созидающей силой
3. Хамец символизирует йецер hа-ра и поэтому иногда требует устранения
4. Физическая и духовная свобода: на уровне личности и народа

1. Связь между выходом на свободу и уничтожением хамеца (хлеба и других продуктов брожения зерна).

Освобождение из рабства и уничтожение хамеца - две основные переплетающиеся темы праздника Песах. Казалось бы, какая связь между ними? Уничтожение хамеца кажется нам "чисто религиозным", символическим действием, а выход на свободу из Египетского рабства, наоборот, представляется нам революцией, установившей во всей последующей истории человечества центральную роль свободы.

Еврейская традиция, однако, устанавливает связь между выходом на свободу и уничтожением хамеца. Рав А.-И.Кук объясняя это, показывает нам структурную паралельность двух видов свободы. Первый вид свободы - это свобода физическая, свобода тела от любого внешнего порабощения, свобода души править телом. Не следует думать, что этот вид свободы духовно маловажен. Напротив: физическая свобода человека имеет также и духовную ценность, потому что внешнее угнетение принижает Богоподобность человека, его ценность и величие, красоту и святость. Эту свободу мы получили, избавившись от притеснения египтянами, и освобождение из физического рабства является важной частью празднования Песаха.

При этом, есть и второй вид свободы: это свобода Божественного Начала ("искры"), заключенного в душе человека, властвовать над душой. Эта Божественная сущность есть направляющая сила в душе человека. Он указывает путь наверх, его зов мы ощущаем как миссию, как голос высшего предназначения.

Свобода - это всегда приоритет внутреннего над внешним. И в то время, как первый вид свободы есть свобода личности перед внешними обстоятельствами, второй вид свободы есть свобода "внутренней части души" (т.е. своей Божественной сущности) над "внешними частями души" (т.е. над страстями, над слабостями, над внешними и поверхностными увлечениями). Только имея эту внутреннюю свободу, человек ощущает свое существование полноценным.

2. Йецер hа-ра ("дурное побуждение") является созидающей силой

Однако, для того чтобы предоставить в своей душе свободу своему Божественному началу, недостаточно только знать свое предназначение, требуются еще и силы для его осуществления. Что же является созидающей силой, которую может использовать Божественная сущность человека для своей реализации? Как ни странно, наибольшей созидающей способностью обладает "йецер hа-ра" (в дословном переводе "дурное побуждение"). Оно толкает человека к самовозвышению, ведет его к экспансии, заставляет заботиться об улучшении своего места в мире в трех планах: материальном (богатство), психологическом (власть, почет), интеллектуальном (знание). Все эти устремления по своей сути отнюдь не являются негативными, они нейтральны, и человек может направить их как на раскрытие своего Божественного начала, так и на его подавление. И человек может стать истинно великим лишь тогда, когда он не "подавляет" свои страсти, но направляет их на реализацию своей Божественной сущности; и это - правильный путь развития личности.

Однако, здесь таится большая опасность. Постоянное - и совершенно необходимое! - использование энергии "йецер hа-ра" может привести к тому, что человек начинает неверно отождествлять себя со своими внешними побуждениями, т.е. с "йецер hа-ра". Собственная Божественная сущность, миссия, может отойти на второй план, а реализация запросов, порожденных "йецер hа-ра", - занять ее место.

Духовная свобода выражается в том, что человек как личность движется по пути, указанном ему его Божественной сущностью "йецер hа-ра" не должен заслонить ее. И поэтому, хотя "йецер hа-ра" совершенно необходимо использовать в жизни - от него иногда надо очищаться, он иногда должен быть устранён.

3. Хамец символизирует йецер hа-ра

В символике Песаха хамец (продукты брожения зерна) соответствует "йецер hа-ра": и тот, и другой проявляются в экспансии, разбухании, наполненности продуктами собственного брожения.

Уничтожение хамеца символизирует процедуру очищения души человека от "йецер hа-ра". Весь год мы едим хамец, а также используем силу "йецер hа-ра", - но для предотвращения захвата им власти над нами мы должны раз в году очиститься от него. Поэтому в Песах, который является первым в цикле Праздников года, мы не употребляем в пищу хамец - и, более того, накануне Песаха мы убираем из дома весь хамец и сжигаем его остатки.

Это символизирует передачу Божественной сущности человека полной власти над душой, и это - духовный аспект выхода из Египта, во время которого мы были целиком подчинены Божественной воле и не имели собственных интересов и расчетов. По окончании Праздника и возвращении к обычной жизни, "йецер hа-ра" - хамец - возвращается к нам, но мы уже знаем, что он вторичен, что он - лишь средство для раскрытия Божественного начала в нашей душе.

4. Два вида свободы: физическая и духовная

Оба вида свободы: физическая и духовная - существуют не только на уровне индивидуума, но и на уровне нации. Всякий народ стремится, с одной стороны, избавиться от подчинения другим народом (т.е. хочет получить физическую свободу) и также стремится иметь возможность для осуществления своего духовного предназначения (т.е. иметь свободу внутреннюю). Оба аспекта свободы Тора дает нам во взаимосвязи. Пасхальная Агада одновременно говорит как про уход из физического рабства, так и про раскрытие Божественной искры, реализацию духовного потенциала, считая, что для евреев эти два вида свободы жестко связаны друг с другом: потеряв один из них, мы постепенно теряем и другой.

Сегодня у еврейского народа в Израиле нет, казалось бы, проблем с внешней физической свободой. Но с внутренней свободой - большие проблемы; и выражается это в желании отказаться от миссии, т.е. подавить Божественную основу в еврейской национальной душе, дать приоритет национальным страстям вместо национальной задачи.

Нам необходимо сегодня приложить все силы для достижения и развития этой "внутренней свободы", ибо без нее и наша внешняя свобода тне сможет быть долговечной.