К оглавлению "Пурим"

П.Полонский и Ури К.

Пуримская Тора

1. Пища (физическая и духовная) кашерная, некашерная,"мутар" = "разрешенная","асур" = "запрещенная"

(Издавна в иешивах существовал обычай в праздник Пурим, выпив, произносить пародию на "Двар Тора" ("Речь на тему Торы", обязательную при всяком обычном еврейском застолье). Эта пародия, называемая "Пурим Тейре" (идиш. "Пуримская Тора"), может быть и совершенно пародийной и вполне серьезной. Мы хотели бы тоже попробовать выступить в этом жанре. Итак, в пьяном виде, но совершенно по делу)

Некоторые наивно думают, что песенка "тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота [чижика, собаку и т.д.]" - это обычная детская песенка. Глубокое заблуждение! В словах "мы везем с собой кота" заключен очень значительный и существенный, не побоюсь даже сказать - каббалистический!  - смысл.

Известно высказывание наших Мудрецов, да будет благословенна их память, что "на тот уровень, на который могут подняться раскаявшиеся злодеи, не могут взойти даже полные праведники". В чем смысл этого высказывания? Почему раскаявшиеся злодеи могут подняться выше праведников?

Дело в том, что во всем, что в жизни мы едим (я имею здесь в виду не только пищу в биологическом смысле слова, но "еду" в широком смысле, т.е. все, что мы переживаем в жизни, пищу физическую, духовную и "событийную", все, что нам в жизни приходится "съесть") - во всем этом есть Божественные искры. И задача всякой "еды" - собрать эти Божественные искры, вобрать их в себя, "освободить от шелухи" и соединить все искры в единый Божественный свет.

Однако, вся "еда", которая существует в мире, подразделяется на два вида: "еда" кашерная (т.е. то, что нам "съесть" законами Торы дозволяется), она же называется на иврите "мутар" = "разрешенная"; и "еда" некашерная (то, что пробовать Тора нам запрещает), она же на иврите - "асур" = "запрещенная". Следует, однако, заметить, что термины "мутар" и "асур" не только означают "разрешенное" и "запрещенное", но имеют в иврите и второй смысл: "мутар" означает "развязанное", а "асур"  - "связанное". И этот дополнительный смысл реализуется в "кашерной" и "некашерной" еде на уровне мистическом - на уровне Божественных искр.

Ибо в "еде" некашерной эти искры находятся в состоянии связанном, несвободном. Человек, который ест такую пищу, лишь отягощает ее Божественными искрами свою душу, ибо он неспособен переработать их в возвышение своей души, и поэтому такая еда "асур" - запрещена для него. В еде же кашерной эти искры присутствуют в свободном, несвязанном состоянии, и такие искры еврей может высвободить и связать в единый Божественный свет, и потому они "мутар" - разрешены.

Но однако, раскаявшийся грешник может встать выше праведника. Ибо если он совершил раскаяние не из страха, а из любви к Богу, праведности и святости, то бывают ситуации, когда его прежние грехи не только "стираются", но переворачиваются, становятся заслугами. Это бывает тогда, когда бывший грешник настолько глубоко понимает свою ошибку, настолько сильно переживает и раскаивается, что само это переживание является силой, приводящей мир в исправление. И тогда все, что он до этого "съел" (= все, что он сделал; все, как он поступил) некашерного, может обратиться - даже! - в его заслугу.

2. Почему нельзя есть котов?

И если он даже был настолько грешен, что съел кота (а кот - это нечистое животное, в котором, конечно, есть великие Божественные искры, но они в нем находятся в настолько "связанном" состоянии, что съедать его абсолютно запрещается), и этот грешник вобрал искры кота в себя, и они отягощали его душу; но потом этот грешник раскаялся и, переживая свой грех, исправился, - то теперь он несет с собой, к святости, эти искры, и прежний грех иногда даже оборачивается в заслугу, и тогда - "тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой [т.е. внутри себя] кота". Раскаявшийся грешник может встать выше праведника, ибо он может присоединить к Божественному свету даже "искры из кота", недоступные праведнику. И таков глубокий каббалистический смысл той песенки, которую поют иногда наши дети.

И здесь, конечно, нельзя не упомянуть о том, что за прошедшие четыре года мы (народ Израиля) съели все вместе такого некашерного нечистого кота, что исправление наше (если мы, народ Израиля, сможем его осуществить) может поднять нас на гораздо большую высоту, чем та, на которой мы находились до того.

При этом, однако, желательно молиться о том, чтобы расплата за превращение наших грехов в заслуги была, по возможности, не самой страшной...