Э.Тальберг
Трактат АВОДВАмЗАРАзы

Мишна: Вот пошли на дело, выпить захотелось.

Мы зашли в шикарный ресторан.

Там сидела МУРка в кожаной тужурке

И из-под полы торчал наган.

р. Пинхас Каhати: в этой мишне раби Александр, получивший прозвище

Розенбаум, рассказывает о причинах гибели

известной женской иешивы МУРка, активно

действовавшей в Одессе примерно за 40-50 лет до

рождения раби. Многие евреи в то время являлись

членами нового мессианского движения, члены

которого ходили в кожаных куртках. Еще до

рождения раби А. это движение перестало быть

еврейским, к юности раби А. оно перестало быть

мессианским, позднее, к расцвету деятельности

раби А. оно лишилось движения, и в скором времени

вообще перестало существовать.

Стам Гмара: Известно, что эта мишна записана раби Александром со

слов Рабби, его деда, от имени которого и записана эта

мишна.

Сказал р. Алеша:Вот пошли на дело” - раби с друзьями пошел

исполнять заповедь Торы, как какатув: “сказано

(в. Торе) – сделано”.

РаШИ: дела – это мелкий бизнес.

РаМБаН: это слова встречается в следующих посуках: “Не твое,

козел, дело”; “Сделал дело – гуляй смело”; “Дело было

вечером, делать было нечего”; “Делу время – потехе час”.

р. Вася: пойти на дело способны не многие, это под силу только

полным праведникам. История про р. Саню: предложил

однажды р. Саня мальчику: “Идем, есть дело”, на что тот

ответил: “Не хочу есть дело, хочу есть крем-брюле”.

р. Евгений: дело – это трапеза, как сказано дальше в мишне “Мы

зашли в шикарный ресторан”.

Таргум Онкелос: шикарный – кошерный.

р. Вася: они пошли в ресторан, чтобы устроить там сеудат-мицва после

удачного исполнения дела, как сказано в барайте:

“Сделал дело – гуляй смело”.

р. Григорий ст.: они пошли в ресторан вместо дела.

 

р. Евгений: “…выпить захотелось” - отсюда мы учим, что трапеза в

честь выполнения заповеди обязательно должна быть с вином.

Сказал р. Дима-hаХасид: большинство пьющих вино, делают это во

имя исполнения постановления мудрецов, но

лишь немногие достигают такого уровня,

когда исполняют заповедь как внутреннюю

потребность души, потому что не сказано

“захотели”, а “захотелось”, т.е. внутри них.

РаМБаМ “Законы ответа”, перек 3: Сделал дело, не сделал дело – сеуда

с вином!

р. Алеша: Сейфа абсолютно никак не связана с Рейшей.

р. Вася: Связана.

Таргум Онкелос: МУРка – женское отделение иешивы МУР.

РаШИ: Там в Одессе. МУР и МУРка переехали туда в годы гонений

на хахамим, которых называли в народе “деловые люди”.

р. Алеша: из иешив МУР и МУРка вышло много замечательных людей.

“Но еще больше великих людей оттуда не вышло” –

шепотом заметил р. Евгений, а р. Вася сказал: при иешиве

МУРка и действовал тот ресторан, в который пришел раби с

Друзьями из рейши. А еще я получил предание от р. Сани,

что этот ресторан был известным местом шидухов, и Рабби

пришел туда договориться с руководством МУРки о шидухе

своего ученика.

Сказал ему р. Евгений: “Вася, ты, наверное, был пьян, когда слушал

этот рассказ от р. Сани. р. Саня рассказывал, что раби был приглашен туда на шева брахот и держал там драш.

РаШИ: шева брахот – это был последний день.

Тосафот: это был последний день МУРки. За семь дней празднования

вся МУРка потеряла бдительность, что и привело к ее

скорому концу – миним написали на нее донос, как сказано в

следующей мишне:И перо за это получай”.

р. Григорий ст.: Раби слышал Бат Коль и, изменив свои планы, пошел в

ресторан, где и напал на МУРку и его речь приведена в

следующей мишне:

Здравствуй, моя МУРка, здравствуй дорогая и т.д.

 

 

РаМБаН: Там сидела МУРка в кожаной тужурке” - вот уже целую

неделю вся МУРка была занята изучением стиха “И пошил

им Б-г кожаные одежды”. И Раби застал ее за этим

занятием.

Пришел р. Мотя от имени Раби Владимира: “Всякий примеряющий на

себя “кожаные одежды, получает деревянные костюмы”.

Сказал р. Фима: “Тот, кто уходит в кожаные одежды заслуживает

карет”, но как велико милосердие Всевышнего,

благословен Он, открывающего Врата Раскаяния для

всех”.

Таргум Онкелос: наган – оружие.

РаШИ: И из-под полы торчал наган это свиток Торы. Как сказано в

Гмаре Шабат самех гимел “Какой смысл сказанного Раби

Элиэзером, сказавшего “украшение они ему”, как сказано

Препояшь (себя) по бедру мечем твоим, богатырь, - славою

твоею и красою”. Сказал ему рав Каhана от рав hуны: “Это

слова Торы”.

р. Григорий ст.: в сейфе говорится о том, что слова Торы являются

украшением для женщины – и в этом хидуш этой

мишны.

“Так ли это?” - спросил р. Алеша.

Отверил ему р. Григорий ст.: “Мы это учим путем каль вахомер из

мужчины: если украшения на уши

являются украшением женщины и не

являются украшением мужчины, то тем

более слова Торы, которые являются

украшением мужчины, являются

украшением также и женщины.

 

Читать вслух обязательно с выгибанием большого пальца правой руки

вверх.