Из книги "Шаббат. История, философия, литература"
"Амана" - институт публикаций по вопросам иудаизма для репатриантов

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

...Достоин день этот называться днем рождения вселенной, ибо в этот день явилось миру творение Его во всем своем совершенстве, и каждая деталь его - совершенство. В Субботу запретила Тора всякую работу, но не для того, чтобы привить человеку легкомыслие... а чтобы снять напряжение от повседневного тяжелого и непрекращающегося труда, укрепить и обновить его силы путем регулярного отдыха... И хотя запретила Тора в день седьмой всякую физическую работу, позволено человеку заниматься в этот день возвышенными делами, такими, как проповеди и нравоучения, ибо они побуждают людей углубляться в философию с целью усовершенствования нашего духа.

В Субботу открыты во всех городах многочисленные школы, где обучают разуму, обогащают знаниями, воспитывают мужество, справедливость и другие достойные качества. В них люди сидят в тишине и спокойствии и внимают проповедям, потому что душа каждого из них жаждет знаний. И один из них, тот, что мудрее остальных, стоит перед собравшимися и читает проповеди о добродетели и о полезных делах, помогающих человеку в жизни...

Из этого мы воочию убеждаемся, что Моше (Моисей) не позволял народу, унаследовавшему его святую Тору, предаваться безделью даже в минуту усталости. Душа и тело - едины; поэтому душа требует достойного занятия не меньше, чем тело - физического труда. И так устроен человек, что во время работы физической отдыхает его душа, а когда наступает время телесного отдохновения, она занята деятельностью духовной.

Теоретическая мысль и практическое действие - едины, гармонично дополняют друг друга. Число шесть символизирует физический труд, а число семь - духовную деятельность...

...В день субботний воспрещается зажигать огонь, ибо огонь - начало практической деятельности: без него нельзя совершить никакой работы, связанной с ремеслами, необходимыми для удовлетворения повседневных нужд. Отсюда видно, что один лишь этот запрет, пресекающий всякую деятельность в ремеслах и искусствах, не допускает никакого будничного труда. Однако Моисей добавил и другие законы, ибо не был уверен, что даже очевидного и недвусмысленного запрета достаточно для некоторых людей, не подчиняющихся законам. Он велел воздержаться от всякой работы в Субботу не только сынам Израиля, но и их прислуге. Тем самым слуга еврея по истечении шести трудовых дней удостаивается почти полной свободы...

...Однако Тора повелевает дать отдых в Субботу не только слугам, но и скоту. Любой раб пребывает в своем состоянии временно, ведь не создан он быть рабом по природе своей. Естественное же назначение неразумного животного - служить человеку. Но даже скоту, принуждаемому выполнять работу для человека и нести свое ярмо, дабы приумножить состояние господина, полагается отдых в Субботу. Даже вол, существующий на свете для работы на пользу человеку... освобождается в этот день от ярма, чтоб смог он праздновать день рождения вселенной. Так святость Субботы распространяется на все живые создания...

(Филон Александрийский.1 "О законах")

__________________________
1 Известный еврейский философ (еврейское имя - Йедидья) , живший в I веке в Египте.