К оглавлению "Шавуот"

П.Полонский

Сезон первых плодов

(опубликовано в 1994 г.)
1. Заповедь бикурим (Второзаконие 26:1-11)
2. Европейско-христианский подход к духовным и материальным аспектам жизни
3. Еврейское понимание заповеди бикурим

1. Заповедь бикурим (Второзаконие 26:1-11)

Все лето, начиная с Шавуота, - это сезон ежегодного исполнения заповеди бикурим - принесения в Храм первых плодов нового урожая. Тора описывает заповедь бикурим следующим образом (Второзаконие 26:1-11): И будет, когда придешь ты в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, и завладеешь ею и заселишь ее, - то возьми каждый год из первых плодов, которые ты получишь от этой земли, и положи их в корзину и пойди с ними в Храм. И приди к священнику, и скажи ему: "Свидетельствую я ныне, что исполнилась та клятва, которой клялся Господь отцам нашим, - действительно, вошел я в ту землю... И когда были мы в рабстве, и египтяне притесняли нас и возлагали на нас работу тяжелую - то возопили мы к Богу отцов наших, и вывел нас Господь из Египта рукой сильной и мышцей простертой. И привел Господь нас сюда, и дал нам эту землю, текущую молоком и медом. И вот теперь я принес в Храм первые плоды земли, которую Ты, Господь, дал мне". И поставь эти первые плоды перед жертвенником Господа, и преклонись перед Ним. И радуйся всему добру, которое дал тебе Господь, - тебе и дому твоему...

Как мы видим, заповедь бикурим совсем не была "просто принесением части урожая в Храм". Главное в этой заповеди не само приношение, а осознание евреем того факта, что обработка им своего личного надела земли является неотъемлемой частью всемирно-исторического процесса, одним из элементов раскрытия Бога человеку. Следует подчеркнуть, что заповедь эта обращена не к элите общества, не к мудрецам или философам, а к каждому простому крестьянину, добывающему хлеб насущный трудом рук своих на родовом наделе земли.

2. Европейско-христианский подход к духовным и материальным аспектам жизни

По европейским меркам бикурим - это довольно необычная заповедь. Попробуйте представить себе русского, английского (или любого другого европейского) крестьянина, приходящего в религиозно-духовный центр своей страны и провозглашающего свою сельскохозяйственную деятельность элементом некой философии или даже религиозной концепции. Подобная установка чужда европейской культуре, одним из принципов которой является укорененное в христианстве размежевание духовных и материальных аспектов жизни. С самого начала христианский подход, основываясь на знаменитых словах Иисуса: "Отдайте Богу Богово, а Кесарю Кесарево", - разделил между религиозными и "мирскими" вопросами жизни. Эта дихотомия мира, характерное для христианства удаление материальной жизни из сферы религиозного, в свое время позволили христианству широко распространиться среди варварских народов, ибо принятие христианства, дававшее удовлетворение тяге к монотеизму, при этом позволяло им (по крайней мере, на первое время) в светской жизни, продолжать вести себя по-варварски. Но на следующем этапе этот подход проявляет свою слабость, потому что в реальной жизни духовное и материальное не просто неразрывно связаны, но неполноценны один без другого. Поэтому развитие христианства вызвало подавление светско-материальных аспектов жизни в Европе, и реакцией на это были Возрождение, борьба Просвещения с церковью, и дальше марксизм, фрейдизм, сексуальная революция, и, в конце концов, подавление духовных аспектов жизни в сегодняшней западной "цивилизации потребления".

3. Еврейское понимание заповеди бикурим

В отличие от европейско-христианского подхода, при котором проводится принцип отрыва духа от материи, преодоление и подавление материи, в еврейском подходе идеалом является подход, при котором дух поднимает материю вместе с собой, "освящает" ее. Еврей должен суметь, с одной стороны, не увязнуть в материальном, - но, с другой стороны, и не оторваться от него; он должен весь мир - а не только "дух" - привести к святости. И поэтому в иудаизме исправление материальных, светских элементов реальной жизни воспринимается как интегральная часть диалога человека с Богом.

Есть и второй аспект связи материального и духовного миров, о котором говорит заповедь бикурим. Он состоит в нашем понимании того, что успех выращивания урожая невозможен без осознания того Божественного исторического процесса, частью которого этот урожай является. С этой точки зрения, узко-прагматичная политика, думающая лишь о том, что мы получим сегодня, - является совсем непрагматичной. Ибо только ощущая свою частную жизнь в исторической перспективе как интегральную часть жизни всего народа, мы сохраним возможность "собирать урожай" - и сможем жить на этой земле.