К оглавлению "День Катастрофы"

П.Полонский

Религиозный подход к Катастрофе

1. Первым шагом к пониманию является признание отсутствия ответа
2. Не надо надеяться, что объяснение появится в иудаизме в будущем
3. Соображения, полезные в поисках собственного ответа на вопрос
1. Первым шагом к пониманию является признание отсутствия ответа

Каждый раз, когда я выступаю с лекциями об иудаизме перед какой-нибудь новой аудиторией, и предлагаю слушателям задать любой интересующий их вопрос, то почти всегда одним из первых бывает вопрос о религиозном подходе к Катастрофе. Особенно велика вероятность, что именно такой вопрос будет задан, если в аудитории есть люди пожилого возраста. Они спрашивают: "Как же вы, религиозный человек, можете согласовать Божественное Милосердие с тем, что во время Второй мировой войны погибла треть еврейского народа?"

И поскольку приближается День Катастрофы, то я хотел бы посветить этому вопросу сегодняшнюю статью.

Первым шагом, который должен помочь нам приблизиться к пониманию этой проблемы, - и, также первым ответом, который я даю слушателям, задающим вопрос о Катастрофе, - является ответ: "Я не знаю." Иными словами, первым шагом к пониманию является признание отсутствия ответа. Действительно, я не имею никакой точной схемы, которая давала бы рациональный ответ на поставленный вопрос. Более того - любая попытка четкого ответа, предполагающая "решение проблемы" и, следовательно, закрытие вопроса, - представляется недостойной и аморальной, и уже поэтому неверной. И также любая попытка дать Катастрофе некое "стандартное" религиозное объяснение, например, объяснить ее Божественным наказанием за невыполнение тех или иных заповедей, - интуитивно ощущается нами, как морально ущербная. А ведь моральное чувство есть проявление Бога в нашей душе, и поэтому, если какое-то объяснение противоречит этому Божественному проявлению, то это означает, что в таком объяснении что-то не так. И поэтому первым шагом в направлении понимания является отказ от объяснения, и осознание того, что "Я не знаю".

2. Не надо надеяться на то, что объяснение появится в иудаизме в будущем

При этом следует все же заметить, что отсутствие на сегодняшний день объяснения Катастрофы вовсе не означает, что такое объяснение не появится в иудаизме в будущем. (Под "иудаизмом" здесь, как и во всех других статьях, - я, естественно, понимаю ортодоксальное направление еврейской религии.) Иудаизм - это система динамичная и развивающаяся; и несмотря на то, что в настоящее время у меня нет ответа на вопрос о ре лигиозном объяснении Катастрофы (как, кстати, нет ответа и на многие другие религиозно-философские проблемы), - не следует отбрасывать надежду, что через некоторое время - десять, пятьдесят или сто лет, - такой ответ появится. И здесь надо отметить, что сама постановка проблемы - "где же был Бог!?" - является очень даже правильной и еврейски - религиозной. Все книги пророков полны великой жаждой человека увидеть Божественную руку в истории, увидеть легику и смысл в окружающей нас жизни, понять, "где же был Бог". Но, как сказано в Торе, указал Бог даже Моисею, что не может он увидеть Лица Бога, (т.е. понять настоящее и будущее), но только оглядываясь назад, в прошлое, и чем меньше уровень наш как пророков - тем большая дистанция при взгляде в прошлое необходимо нам, чтобы увидеть Его)

3. Соображения, полезные в поисках собственного ответа на вопрос

Итак, фундамент религиозного понимания ответа на вопрос о Катастрофе состоит в том, что такого ответа сейчас у нас нет. Однако, было бы совершенно неверно на этом остановиться. У нас нет ответа, "снимающего вопрос", но имеется ряд идей, над которыми стоит подумать. Я попытаюсь изложить некоторые соображения, которые могут оказаться полезными читателю, в его поисках собственного, личного ответа на вопрос о религиозном отношении к Катастрофе. Понятно, что ни одно из этих соображений не является ответом, а они могут только служить направлениями размышления.

Соображения эти такие:

1. Катастрофа Второй мировой войны не является единственной в еврейской истории. Она является, конечно, событием уникальным но все же лишь одной из постигших народ Израиля Катастроф. Разрушение Первого (6 в. до н.э.) и Второго (1 в. н.э.) Храмов, а также поражение восстания Бар Кохбы (2 в н.э.) были никак не меньшими катастрофами, чем Вторая Мировая война. Во время каждой из этих катастроф число погибших тоже исчислялось третью народа, и, кроме того, было разрушено еврейское государство, и евреи были изгнаны из своей страны. А в нашем веке, при всех его ужасах, все же невозможно при оценке "Божественного милосердия" игнорировать тот факт, что несмотря на катастрофу, еврейская жизнь в Эрец-Исраэль и Государство Израиль были созданы.

2.Кстати, если бы в связи с происходившими в древности Катастрофами евреи потеряли веру в Божественное провидение , то на сегодняшний день еврейский народ не существовал бы, и вопрос задавать было бы некому.

З. Важно понять, что в жизни очень часто правильным ответом на случившеся является не объяснение, а действие. Возможно, нам следует смириться с тем, что мы не можем объяснить Божественные планы, однако действовать при этом мы обязаны. И поэтому религиозный вопрос к Катастрофе должен быть сформулирован не словами "как объяснить...?", но словами: "Что Бог от меня хочет в связи с Катастрофой?" Обдумывание религиозной мысли в этом направлении я оставляю читателям.