К оглавлению "День Катастрофы"

П.Полонский

(1995 г.)

Геула и Катастрофа

1. Связь между "марором" и Катастрофой
2. Почему мы не слышим спасительные шофары?
3. Кто несёт ответственность за Катастрофу?
4. Опьянение "мирным процессом" заведет нас в тупик

1. Связь между "марором" и Катастрофой

Кончается Песах, и первой же выделенной датой еврейского календаря после него оказывается 27 Нисана - День Катастрофы европейского еврейства. К сожалению, связь этих дней не случайна.

У многих народов есть традиционные кушанья, которые они едят в свои национальные и религиозные праздники; и всегда эта традиционная еда вкусная и сладкая. И только еврейский народ оказывается исключением - у него, единственного из всех, в традиционную Пасхальную еду входит "марор", назначение которого в том, чтобы напомнить нам о горечи именно в разгар празднования.

Песах - это праздник освобождения, Геулы, избавления; и он является не только памятью об Исходе из Египта, но и принципиальной схемой процесса Избавления вообще - и, в том числе, с выходом из Галута и постепенным (еще не законченым на сегодня) построением еврейского государства в наши дни. Внутри этого процесса заключена не только радость избавления, но и горечь катастрофы; и когда, на Пасхальном Седере, мы складываем и едим вместе мацу (символ Геулы) и марор (символ Катастрофы) - то мы еще раз подтверждаем глубокую связь, этих понятий.

На Пасхальном Седере мы едим "горькую зелень" дважды - один раз отдельно ("марор"), другой раз вместе с мацой ("корех"). И в этом мы можем увидеть соответствие двум Катастрофам, которые произошли с нашими предками в Египте: одна - это порабощение в самом Египте, вторая - гибель в процессе Исхода тех евреев, которые не хотели уходить из Галута. Эти две трагедии, как мне кажется, соответствуют (хотя и в противоположной хронологической последовательности) двум катастрофическим ситуациям в нашем веке: первой, унесшей 6 миллионов жизней непосредственно перед Исходом; и второй, которой грозит нам опьянение идеей "Нового Ближнего Востока".

2. Почему мы не слышим спасительные шофары?

В наше время принято останавливаться в молчании перед Катастрофой, и попытки того или иного теологического объяснения ее воспринимаются многими почти как святотатство. Более того, есть немало людей, которые оправдывают Катастрофой свой атеизм; "Как можно верить в Бога, если Он допустил уничтожение шести миллионов евреев?" - говорят они. И здесь, мне кажется, что после того, как прошло уже 50 лет со времени этих событий, мы должны не побояться

и сказать самим себе: да, с религиозной точки зрения, главной причиной Катастрофы явилась наша собственная вина. Рав А.-И.Кук, еще в 1920-е годы, говорил: есть три Шофара, в которые трубит Бог, призывая евреев к Исходу из Галута. Большой шофар - это любовь к Эрец-Исраэль. Если евреи его не слышат, то Бог трубит в Средний шофар, и это - желание восстановления еврейской национальной жизни. Если же евреи не слышат и этот шофар, то Богу ничего не остается, кроме как трубить в Малый шофар, и это - погромы и преследования, которые, согласно метафоре, данной у пророков, "за волосы вытаскивают евреев из Галута". В 1920-е и даже 30-е годы призыв Большого и Среднего шофаров не был услышан евреями. Большинство харедимных руководителей ортодоксального еврейства Польши, 3ападной Украины и Литвы выступили против сионизма, против "самовольного" переселения евреев в Эрец- Исраэль. Принципиальными антисионистами были также и лидеры реформистского иудаизма, в идеологии которых вплоть до самой Катастрофы одну из основ составляла идея отказа от Эрец-Исраэль и интеграции в жизнь народов Европы, желание стать "французами или немцами Моисеева вероисповедания". Ничем не лучше них вели себя и евреи-атеисты, видевшие, в большинстве своем, спасение в социализме, а не в сионизме. В конечном счете, почти все части еврейского народа проявили нежелание выходить из Галута, и это привело к тому, что мы были "выдраны за волосы из Галута", оставляя за собой куски живого мяса.

3. Кто несёт ответственность за Катастрофу?

А ведь модель подобной Катастрофы содержится еще в истории Исхода из Египта. Мидраш рассказывает, что несмотря на все предупреждения, на "Большой" и "Средний" шофары (казни Египетские), целых 4/5 народа - несколько миллионов евреев! - не хотели уходить из Египта, и они погибли во время 9-й казни, "тьмы", предшествовавшей Исходу. Кто был виноват в этой Катастрофе? - Только мы сами, не хотевшие услышать призыв к переезду в Эрец-Исраэль.

Подобная ответственность нас самих за катастрофу прослеживает Пасхальная Агада и в истории собственно рабства египетского. Да, пребывание евреев в Египте было обусловлено Божественным провидением; но жестокое притеснение со стороны египтян было, в конце концов, вызвано нашими собственными действиями. Когда евреи пришли в Египет по приглашению Фараона, то ситуация в Египте показалась им настолько хорошей, что они быстро забыли, что сначала лишь временно планировали они переждать там голод. А за то, что решили евреи, что могут они "жить, как все нормальные народы" и быть подобными своим соседям, - пришло рабство и притеснение, и бросание детей в реку. Чтобы помнить о том, что именно опьянение дружбой с египтянами привело нас к рабству, в качестве "марора" выбирают такую зелень, которая вначале сладкая, а потом горькая - как отрезвление от иллюзий.

4. Опьянение "мирным процессом" заведет нас в тупик

И если сегодня опьянение "мирным процессом" заведет нас в тупик и приведет, не дай Бог, к новой катастрофе - кого мы будем в ней винить? Скажем ли мы опять "как же это Бог допустил столь неожиданное и жестокое разрушение в еврейском государстве?" Или поймем, что мы сами не слушали предупреждений, не слушали ни Большой шофар (желание владеть Иудеей и Самарией из любви к своей земле - кто вообще сегодня обсуждает серьезно подобные доводы!), ни Средний Шофар (желание сохранить контроль над "территориями" ради безопасности)? Не этим ли мы сами вынуждаем Бога трубить в Малый Шофар?

День памяти жертв Катастрофы должен научить нас ответственности. Постараемся же прислушаться к Большому и Среднему Шофару, чтобы не заставлять Бога трубить в Малый.