К оглавлению "Дни траура"

Валерия Беатус

1.10. ПАМЯТЬ. БОЛЬ. НАДЕЖДА.

(ДНИ ПАМЯТИ. ПОСТЫ)

Цель: раскрыть понятие исторической памяти; духовный смысл скорбных дат и постов в системе еврейского мировоззрения

Идеи:

  1. взаимосвязь личной и исторической памяти;
  2. отход от Торы, галут и повторяемость еврейских трагедий;
  3. понятие «Сокрытия Б-жественного Лица»;
  4. связь традиционных и новоустановленных памятных дат с Эрец Исраэль;
  5. посты как средство личного совершенствования и причастности к народу;
  6. осмысление скорбных дат и постов:от трагедий и Суда к надежде и Милосердию

Вступление.

Ни личная, ни народная, ни мировая история не обходится без печальных и мрачных событий. Какие из них запоминаются и почему? Есть ли смысл в их свершении и фиксации? Одни люди и учения в отчаянии говорили – нет никакого. Другие упорно продолжали искать и пытались извлечь уроки на будущее. И те,и другие иногда приходили к общим выводам вроде: «История учит тому, что никого ничему не учит».

Древнейшая в мире история еврейского народа перегружена трагедиями настолько, что сам феномен нашего выживания не укладывается ни в какие человеческие схемы. И количество, и тяжесть этих ударов говорят о Замысле, несоизмеримом с этими рамками. Каком ? Зачем ?

Работа с информацией.

1)Мера избранности – мера ответственности.

Говорится: «Кому много дано, с того много и спросится». Так общечеловеческая мудрость отразила идею избранности, подразумевающую – Кем дано.

Еврейский народ получил от Дающего невероятно много: Тору – Учение и план совершенствования мира и задачу сотрудничества в этом. Сознательно ли это сотрудничество или ход исполнения задачи скрыт за суетой и страданиями – вот отражение свободы выбора в восприятии человека и народа. «Коллективный» характер нашей задачи и ответственности за нее усилил обычную связь личной и народной истории и памяти – «сумма больше слагаемых». Многовековая жизнь в этой задаче, осознанной или нет, отпечаталась в каждом еврейском характере: в нашей выживаемости и гордости, чутье на опасность и пренебрежении к ней, в радости жизни с неизбежным вкусом печали.

Это видно даже в бегстве евреев от своей сущности последние 200 лет – с такой страстью рвут только с кровным, своим, от чего не избавиться все равно.

Еврейские беды, личные и общие,приводили к перечисленным во Вступлении вопросам,

т.е так или иначе пробуждали общественное и личное самосознание.

2) Учит ли нас история?

Казалось бы, начиная с Адама, [cм. 2.1.], нет – остаемся «не слышащими сотой доли того, что…говорится» (Т.Уайлдер), что касается и евреев. После дарования Торы – грех золотого тельца и нарушение коллективного прямого контакта с Б-гом. После обетования Эрец-Исраэль – трусость неверия на пути к ней и 40 лет странствия в пустыне. После завоевания – незавершенность борьбы с идолопоклонниками, разброд и поражение от агрессоров. После признания Единой Власти Творца – требование царей, «как у других народов», будущих многих тиранов. После чудесных побед, расцвета царства Давида и Шломо, возведения Первого Храма и явного Б-жественного Присутствия в нем – раскол на два царства, идолопоклонство, междоусобица и преступления в обоих (см. далее)

Причинно-следственные связи событий с нарушениями заповедей и с печальными уроками прошлого не замечались ни в течении жизни одного поколения, ни далее. (Прием страуса – головой в песок - можно, т.о., назвать психологической самозащитой) Предупреждения Вс-вышнего, переданные через пророков, осознавались задним числом, уже после трагедий. В результате: рассеяние 10 колен из 12, гибель государства и Иерусалима, разрушение Храма, 70-летний вавилонский плен.

Т.е.,нарушение заповедей приводит к разрыву личных восприятий, единичных жизней с исторической памятью, а в итоге – к травмированию и гибели личностей. Состояние еврейского народа поднимает (или опускает) уровень мира. Из мира, где могло произойти разрушение Первого Храма, исчезло непосредственное Б-жественное Присутствие и пророчество. Но и в таком мире остались в силе вечные категории: Милосердие Б-га, Завет Б-га и народа Израиля. Они проявляются при возвращении евреев к Торе, при неразрывной связи со своей землей.

Евреи получили разрешение вернуться на родину. Но только немногие вняли голосу лидеров и последних пророков: вернуться и восстановить Храм. Большинство же, с нарушенной исторической памятью, предпочли сравнительный покой и благополучие на чужбине. Через несколько поколений эти общины исчезли в войнах чужих империй, преследованиях и ассимиляции. Вернувшиеся уже не в силах были восстановить прежние размеры и мощь царства. В отстроенном Втором Храме уже не ощущалось Присутствия Б-га на материальном уровне. На государственном уровне редкие периоды гармонии духовного и материального сменялись междоусобицей, влиянием чужих культур - от ассимиляции до преследований и подавления Традиции. Римское порабощение и глубокие раздоры в обществе привели к войне, в т.ч. и гражданской, второму разрушению Храма и Иерусалима, гибели государственности и галуту по сей день.

Все наши последующие трагедии – следствие галута. Временная благосклонность правителей разных стран к «полезным» чужакам не могла защитить скитальцев от очередных волн ненависти по разным поводам: религиозным, экономическим, «расовым». Тора и историческая память заменили нам родину и сохранили среди преследований и мощного давления иных культур. Многие еврейские мудрецы видели в преследовавшей нас ненависти признание миром нашей избранности «наизнанку». Тем не менее ненормальное положение народа приводило неизбежно к уродливым крайностям приспособленчества и рабской психологии. Глубинная связь с Эрец Исраэль, оставаясь постоянной, становилась все более «виртуальной».

Поэтому успехи борьбы за равноправие и Гаскала [объяснить], начиная с 18 века, приводили к разной степени разрыва с еврейством, к иллюзиям ассимиляции и просвещения как «гарантиям безопасности» и прочим провалам исторической памяти.

Возникшие идеи сионизма реализовались поначалу группками «мечтателей и чудаков» и не привели к массовому Исходу на родину – пока тоталитарные режимы 20 века не покончили со многими иллюзиями и миллионами еврейских жизней.

Но людей не вернешь, а иллюзии живучи. Большинство евреев еще в галуте, ассимиляционные процессы продолжаются. Многие евреи из СНГ по вполне уважительным материальным причинам «отключаются» не только от народной, а иногда и от личной памяти, уезжают в Германию, желая стать европейцами «новой Европы».

В Государстве Израиль нет единства. Непоследовательная политика сводит победы на нет, приводит к новым жертвам и не спасает от «антисионистского общественного мнения» Европы и многих мусульман – новейших форм антисемитизма.

3) Зло и его жертвы – лицом к лицу.

Легко строить правильные схемы: «Нарушили Тору – получайте!».

Но как, в обычной жизни или в катаклизмах, примириться со смертью близких? Понять мучительный конец многих праведников и невинных? Объяснить гибель детей? Что сказать матерям?!

«Рахель оплакивает сыновей своих,…ибо их нет»(Ирмеяhу, 31:15) Нет…

Легко нам, сегодняшним, вслед за нашими Мудрецами связывать далекие от нас трагедии с отходом от Торы и галутом, с «антипризнанием» нашей избранности. А каково было современникам?

Есть современные мнения, связывающие Шоа с усилением ассимиляции в последние 200 лет. Другие мнения связывают Катастрофу с нежеланием евреев самим репатриироваться в Израиль. Может быть, еще через 500 или 1000 лет это станет одним из общих мест и предметом спокойного обсуждения? Но лучше бы до этого не дошло. Тем более, сейчас. Это не просто продолжение народной памяти. Это свежая открытая рана. Еще живы очевидцы, в том числе уцелевшие в аду и одни имеющие перед нами моральное право на выводы. Возможно, мы уже никогда не узнаем точного числа жертв; шесть миллионов –более трети народа!- примерно и минимально. И разве можно это вообще измерить? Размеры и способы убийств наших братьев и сестер отказываются воспринимать разум и сердце. Напрасен и жесток вопрос: «Почему они не бежали из Европы по зову самых прозорливых за 50? 40?…10 лет до бойни?».

Как от Милосердного Б-га может исходить зло для невинных? Ответы многих: или Его Власть – зло, или над нами есть и «другая власть», или нет никакой. Но это путь к новым «почему?» без отклика.

Еврейские попытки ответа: то, в чем мы не можем увидеть скрытое благо, и воспринимаем как необъяснимое и абсолютное зло, есть часть Замысла, скрытая от нас. Традиция называет это «Сокрытием Б-жественного Лица». С трудом признавая, что все исходит от Б-га, на человеческом уровне мы не можем признать это «все» благом. Поэтому есть благословения и на добро, и на зло, что выпадает в жизни – но благословений разных. Одно говорит о Милосердии, другое – о Суде, пусть и непонятном для нас [см. 3.3.].

Что же, мы вернулись в замкнутый круг: история ничему не учит? Или мы не можем понять ни ее уроков, ни Замысла за ними? Зачем нам тогда выход за личные проблемы в историческую память? Авось не загорится под нами.

Но,захотев вырваться из круга, давайте действительно без страха «выйдем за флажки. Да, плохие мы ученики, уже поняли это – так давайте учиться дальше! Мы не можем охватить Замысла – но обязаны к этому стремиться. А настоящее понимание возможно только в действии [cм..3.2- 3.4]. Каком?

4) Сопереживание.

Одно только из года в год перечисление прошедшего в памяти ничего не даст. Трудно «пропустить его через сердце», отождествить себя с участниками событий, особенно давних: мешают свои материальные дела и заботы. Одухотворить память до уровня исторической мы, т.о., можем через ограничение материального. Этой цели и служат посты. [Сопоставив с лечебным голоданием, побудить выйти на ключевые слова: очищение и профилактика]. Очищение и «профилактика» души так же не могут осуществиться за один раз и не являются гарантией избавления от жизненных испытаний, однако помогают «формировать адекватную реакцию» на них.

В неоднородности времени [cм. 1.1.] печальным датам соответствуют периоды, когда раскаяние, очищение, единение с народом через историческую память реализуются именно через материальные ограничения. [Сравнить с «умерщвлением плоти» как самоцелью или средством признания «греховности мира»].

Ограничения постов: воздержание от еды, питья, супружеских отношений, развлечений, украшений, повышенного телесного комфорта. Читаются соответствующие данному посту дополнения и изменения в молитвах. Однако все это имеет смысл только при наличии главного: сопереживания.

5)Главные посты в еврейской Традиции и их законы. (Таблица 1)

[Пояснить условность обозначения постов и строения Таблицы – мнемонический прием].

Понятия -«цом» и более общее «таанит» означают соответственно «пост» и «день скорби». «Таанит цибур» - - это обычно пост общины: как часть просьбы

к Б-гу об отведении опасности, в знак скорби или раскаяния; «таанит яхид» - личный пост с теми же целями. Пост Эстер также называется «Таанит Эстер», для остальных постов – термин «цом».

Таанит Эстер [напомнить; см. 1.9.], если он приходится на Шабат, переносится на последний четверг перед Пуримом.

Следующие посты связаны с разрушением обоих Храмов.

Во время «малых постов» с восхода солнца до выхода трех звезд не едят, не пьют, не вступают в супружеские отношения, не развлекаются.

Пост Гедалии: в память праведника Гедалии бен Ахикама, наместника в Иудее после вавилонского завоевания и разрушения Первого Храма. Он начал работу по восстановлению еврейской жизни в Эрец Исраэль. Но претендент на власть Ишмаэль бен Натания организовал заговор и убил Гедалию и его сторонников после окончания Рош ha-Шана. Результатом стала вспышка гражданской войны, новые репрессии вавилонских властей, бегство многих евреев в Египет. Так закончился период разрушения Первого Храма.

10 Тевета – начало осады вавилонянами Иерусалима.

17 Тамуза – соединены две даты, 9-го и 17-го, соответственно проломам стены Иерусалима вавилонянами и римлянами накануне разрушения Первого и Второго Храмов. Это пример, когда «наказание за нарушение – нарушение», т.е. отход от заповедей в прошлом протягивается последствиями в последующие времена. В день 17 Тамуз, как можно вычислить из текста Торы, уже получившие ее евреи устроили пляску вокруг золотого тельца. В более поздние времена, согласно Устной Традиции, в Храме был установлен идол и изменником – ставленником греков – был сожжен Свиток Торы.

Мудрецы объединили обе даты, чтобы не увеличивать числа постов, из-за греха золотого тельца и последствий более позднего события: Храм не восстановлен, и большинство народа в изгнании по сей день.

Три недели в обоих случаях шла битва внутри города. Эти недели («бейн мецарим» - «меж теснин») – траурные, когда избегают развлечений и удовольствий. Начиная с 1 Ава, не стирают, не гладят, не надевают новой одежды, не употребляют вина и мяса. Так приближаются к самой «черной» дате еврейской истории: 9 Ава («Тишъа бе-Ав» - )

Пост 9 Ава.

В этот день, в 586 г. до э.э и 70 г. э.э, были разрушены оба Храма. Слишком многое указывает на неслучайность совпадения. В т.ч – еще более отчетливые, чем 17 Тамуз, «нити» к трагедиям более ранним и более поздним.

В этот день (из текста Торы) был совершен грех разведчиков. После всех чудес Исхода из Египта народ засомневался в обещании Б-га и вынудил Моше послать представителей 12 колен обследовать Эрец Исраэль. Сообщения 10 из них об укрепленных городах и страшных великанах вызвали в народе панику, плач и очередные претензии к Моше за выход из Египта. Поколение Исхода, получившее Тору, не сумело избавиться от остатков рабской психологии. Наказанием были 40 лет скитания в пустыне, пока не придет на смену поколение, свободное от памяти о гарантированном рабском пайке. Возможно, Предвидение Б-га о будущих рецидивах недоверия к Нему продлило наказание и для потомков. Мидраш говорит о Слове Б-га: «Сейчас вы плачете без причины, но в этот день у вас будет причина для плача».

Наказание потомкам не могло быть, однако, предрешенным – остается возможность раскаяния, изменения приговора, но до определенной степени падения. Это видно из ее конкретики в каждом случае.

Первый Храм был разрушен за три греха: развратные запрещенные связи, поклонение идолам и напрасное кровопролитие. Предупреждения Б-га, переданные через пророков, не были услышаны большинством народа. Но они были сказаны, т.е. возможность избежать трагедии и вавилонского изгнания существовала.

Не сняло моральной ответственности с народа и ичезновение пророчества из мира: «Что, мол, с нас взять – предупреждать перестали!». Следствием «выпадения исторической памяти» и отсутствия единства стала беспричинная ненависть – «синат хинам» - внутри народа. Этот грех, приравненный, по словам Мудрецов, к предыдущим трем, привел к поражению в войне с Римом и разрушению Второго Храма. (См. Приложение 1) Вытеснение и изгнание с родины, ослабившие живую связь народа и земли, видимо, повлияли и на память, и на поступки народа. Трагедий, произошедших в этот же день – 9 Ава –в разные эпохи, слишком много для случайного совпадения:

132 г. – приказ римского императора Адриана о разрушении Иерусалима; место должно было быть распахано, посыпано солью, и затем стать территорией римского города Элия Капитолина;

135 г. – пала крепость Бейтар – последний оплот восстания против римлян; Бар-Кохба – глава повстанцев – пал в бою, уцелевшие вырезаны, а духовные вожди восстания казнены с ужасающей жестокостью;

1906 г. – уничтожение общины г. Майнца во время первого крестового похода; одной из многих, зверски уничтоженных во Франции и Германии;

1290 г. – указ Эдуарда Первого об изгнании евреев из Англии; вернулись только по разрешению Кромвеля через 400 лет;

1490 г. – указ об изгнании евреев из Испании; исчезновение испанского еврейства с его богатейшей философией и культурой;

1648 г. – пик уничтожения евреев Украины бандами Хмельницкого (а через 100 с лишним лет – гайдамаками);

1914 г. – начало первой мировой войны, начального звена революций, войн и погромов 20 века; тысячи евреев были убиты, согнаны с мест, лишены привычной жизни, оторваны от народа и его ценностей; затем последовали вторая мировая и Шоа.

Этот день отмечается суточным постом, многими материальными ограничениями и особенностями молитв. Последняя трапеза перед постом – вареное яйцо (символ стойкости народа) макают в пепел – память о сожженном Храме. В течение суток (от вечера) не едят, не пьют, не вступают в супружеские отношения, не носят кожаной обуви, не умываются, не пользуются косметикой и мазями. Спят без привычных удобств (например, на жестком или без подушки); до полудня пользуются низкими сидениями. Это единственный день в году, когда не учат Тору. Вечером читают «Эйха» - «Плач Иермияhу» о гибели Иерусалима и Первого Храма, написанное за 40 лет до событий пророчество.

Если этот день приходится на Шабат, пост переносится на 10 Ава.

Йом-Кипур.

Это также суточный пост [см. 1.4.] c теми же ограничениями, что и 9 Ава, но с праздничными трапезами накануне днем и после, и без особенностей сидения и сна. Читаются в течение суток пять молитв вместо обычных трех со вставками по смыслу этого дня. Даже при совпадении с Шабатом этот пост не переносится. Однако не термин «Судный День», а перевод «День Искупления» полнее выражает смысл поста (см. ниже)

6) «Этот праздник – со слезами на глазах».

Где же результаты постов, покаяний и осмысления многих поколений, если наша история, особенно в галуте, преимущественно черного цвета? Может, лучше этой самой исторической памяти вовсе не иметь, если в ней никакой надежды? Старики будут крепче спать, а молодость – естественно избегать мыслей о смерти и печали.

Далеко не полный, но самый доступный ответ не принимается многими именно из-за очевидности. Главный результат – это мы сами, наш живой, несмотря ни на что, народ, наше государство, возрожденное на родной земле. Раз мы есть – наша задача исправления мира актуальна и решаема. С рождением Государства Израиль меняется на глазах задача исторической памяти: от самосохранения в галуте к собиранию и полноценной жизни на родине. Сейчас Израиль и евреи всего мира, как сердце и тело, не могут жить друг без друга. Что же послужило переломным моментом памяти?

Памятные даты нового времени [см. 1.11, 4.2 ]

Символами изменения качества памяти можно считать восстания евреев во время Шоа: Варшавское гетто и другие. Спасение жизни не было целью – слишком маловероятно оно было. Так можно подняться только за честь и достоинство народа с будущим, а не только желая достойной смерти, т.к. независимых друг от друга восстаний было множество. Об их истинном количестве и ходе нам уже не узнать: уцелели немногие. Последний день варшавской эпопеи – 27 Нисана (2 мая 1943 г.) – выбран, только за известность события, как День памяти Катастрофы и героизма.

Но еврейские трагедии, к сожалению, не окончены. 4 Ияра отмечается День памяти погибших за Израиль: во всех войнах, которые мы вынуждены вести за жизнь страны; во всех терактах. И этот печальный список продолжает расти.

Обе названные даты отмечаются в Израиле прекращением развлечений, траурными церемониями. Утром на пять минут останавливается весь транспорт и звучит сирена перед минутой молчания.

Это развитие живой памяти в Традицию на наших глазах признано не всеми авторитетами Торы нашего времени, т.к ритуалы взяты из других культур. Не во всех синагогах в эти дни читаются особые молитвы – многие считают 9Ава общим траурным днем еврейской памяти. Своеобразным компромиссом стало государственное признание в Израиле 10 Тевета днем памяти жертв Шоа, чье время, место и обстоятельства гибели неизвестны.

Возрожденное государство и народ в целом пока далеки от совершенства, и урок продолжается. Многие евреи разных стран не ощущают прочной связи с общим прошлым и будущим. Храм не отстроен. На Храмовой Горе под официальной юрисдикцией мусульманского совета в ходе строительных работ разрушаются еврейские исторические памятники. «С момента разрушения Храма нет дня без проклятия» (р.Иеhошуа бен Ханан, Мишна, раздел «Нашим», трактат «Гитин» - «Разводы»; грехи,изгнание и бедствия народа Тора уподобляет поведению и наказанию «неверной жены» по отношению к Б-гу)

По результатам опросов, антисемитизм в мире приблизился к довоенному. Внешняя опасность стала «обычной» для Израиля.

Так что уроки памяти нужны нам для дальнейшей жизни. Они могут быть действенны при правильной оценке Суда и Милосердия. Главный из постов года – Йом-Кипур – соединяет оба аспекта [см. 1.4.].

Пост – Праздник.

Этот день соединяет в себе трепет и ограничения поста, радость и надежду Шабата и Праздников («белый пост», см. –Таблица 1) Иногда он называется «Шабат Шабатон» - «Суббота Суббот». В начале его зажигают свечи, благословляют детей. Читают соответствующие Празднику отрывки из Торы и Пророков. По истечении Праздника проводится отделение его от будней – hавдала.

Ожидая решения Б-жественного Суда мы радуемся Его Справедливости и надеемся на безграничную Милость. Поэтому ещё одно название Праздника двойственно.

Йом hа-Кипурим – «День Искуплений» может читаться также:

Йом hа-ки Пурим – «День как Пурим (превосходящий Пурим)». Сравнение дня поста и молитв с самым веселым праздником – не только дополнительное раскрытие его смысла, но и возможный знак будущего.

7) «Воспоминания о будущем».

Мнения Мудрецов и комментаторов всех времен об этом будущем и о приходе Машиаха

-Избавителя разнообразны. Но многие говорят,что все посты станут праздничными днями.

Полностью проявится радость Йом-Кипура. Великим праздником станет и 9 Ава – день рождения Машиаха. Некоторые добавляют: потенциальный Машиах рождается 9 Ава в каждом поколении. Но он не может осознать себя и проявиться, т.к. мир ещё к этому не готов.

В мире же, соответствующем Машиаху, будет построен в Иерусалиме Третий Храм. И движущей силой среди народа станет лишенная корысти, «беспричинная» любовь друг к другу - ,аhават хинам (Приложение 2)

Дискуссия (варианты)

1) Предложить слушателям высказать своё отношение к идее совмещения Дня Катастрофы с 9 Ава (возможно голосование «за» и «против», внимание воздержавшимся)

2) Предложить(лучше в небольших группах)представить себя интервьюерами программы

«Устная история еврейских семей», которая проводится на Украине. «Ваш собеседник – многое помнящий пожилой человек – не идет на контакт: ему тяжело возвращаться в прошлое. Ваши действия?»

Выводы.

1) История строит схему,теорию–показывает процесс.Память хранит жесты,слова,случаи,

многообразие бытия – она живее и конкретнее. Сопереживание истории, историческая память = история + память.

2) Отрыв от исторической памяти и родины – первопричина еврейских трагедий.

3) Посты – формы личного и общенародного сопереживания и совершенствования.

4) Разнообразие и непрерывность бытия еврейского народа – залог его вечности.

5) Без Шоа Израиль мог бы быть вдвое больше и сильнее. Нас все ещё на 3 млн. меньше, чем до войны. Будем сохранять себя в мире – и пополнять.

Вопросы слушателей.


Материалы для работы с информацией.

1) Приложение 1. Рисунок современного художника И. Горелика (Израиль, Офра) – о трагедии Иудейской войны.

2) Приложение 2. Плакат-фантазия «Третий Храм».

3) Таблица 1. Основные посты.

Библиография.

1)Хумаш, Комментарий Сончино, «Гешарим», Москва – Иерусалим, 5759 – 1999.

2) З. Гейзель, «Еврейская Традиция», «Маханаим», Иерусалим, 2002.

3) З.Гринвальд, Р.Энтин,«Суббота.Праздники.Будни»,Бней-Брак,1989,стр 196,207,261-266.

4) Р.Исраэль-Меир Лау, «Практика иудаизма в свете Устной Торы», «Масада»,

Иерусалим, 5752 – 1991, стр. 255-257, 315, 366, 375-382.

5) Р.Элиэзер Беркович, «Вера после Катастрофы», http://www.machanaim.org

6)Пособие для преподавателей «Зеут Иеhудит»,раздел«Традиция»,модели «бет», «гимел»,

Иерусалим, 2001-2002.

7) Разработка урока по теме «9 Ава»,http://www.machanaim.org, сайт для учителей.

8) Лекции П. Полонского, семинар «Зеут Иеhудит», Киев, 2002.

9) Лекции р. Ш. Гендельмана, семинар «Зеут Иеhудит», Умань, 2002.

10)Лекции р. З. Дашевского, программа «Melton», Иерусалим, 2003.

11)Лекции р. З. Мешкова, «Мидраша Ционит», Киев, 2002.

12)Статья р.З.Мешкова «Камни плачут,люди не торопятся»,газета «Земля под ногами»,

№67-68, «Мидраша Ционит», Киев.

13)Лекции И. Абрамски, программа «Melton», Иерусалим, 2003.

Рекомендуемая слушателям литература.

1)–5) – см. п.п.1)-5) Библиографии.

6) Сайт «Мидраша Ционит» http://www.midrasha.net

Таблица 1.
Основные посты.

Он»)

Пост Гедалии

3 Тишрей

Она)

Пост Эстер

13 Адар

Светлое время суток

Короткий»)

10 Тевета

(короткий световой день)

Долгий»)

17 Тамуза

(длинный световой день)

(«Черный»)

9 Ава, разрушение Храмов

Белый»)

Йом-Кипур

10 Тишрей

Сутки