К оглавлению "Рош hа-Шана и Йом Кипур"

Пинхас Полонский

Как еврей и как человек...

1. Почему мы отмечаем Рош hа-Шана и Йом Кипур?
2. Пять этапов тшувы
3. Самое главное в праздновании Рош hа-Шана
4. Рош hа-Шана и Песах - два "начала еврейского года"
5. Две компоненты иудаизма: специфически еврейская и общечеловеческая
6. Как вернуть утерянные для иудаизма души

1. Почему мы отмечаем Рош hа-Шана и Йом Кипур?

Еврейское летосчисление - и, соответственно, празднование Рош hа-Шана - ведется от Сотворения Мира; но не от его начала, а от окончания, с Шестого дня Творения, когда был сотворен человек. Согласно еврейской Традиции, в этот день Бог "слепил человека из праха и вдохнул в него дыхание жизни", затем поместил его в Сад Эденский, и человек получил заповедь "не есть от Дерева Познания добра и зла". После этого Бог разделил человека на мужчину и женщину, Адама и Хаву, и у них родился сын Каин. Далее Адам и Хава нарушили запрет Всевышнего и съели от Дерева Познания добра и зла; у них родился сын Авель; затем они были судимы Богом и изгнаны из Сада. Все эти события, согласно еврейской Традиции, уместились в Шестой День Творения - день создания человека и Божественного суда над ним. Годовщиной этого дня и ежегодной памятью о нем является Рош hа-Шана. И каждый год в этот день Бог судит все человечество: каждого человека в отдельности и каждый народ и страну в целом - каковы были их дела в прошедшем году и чего они заслуживают: "В Рош hа-Шана приговор записывается, а в пост Йом Кипур скрепляется печатью: скольким отойти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть... Но "тшува" - исправление своих грехов - может отменить тяжкий приговор" (Молитвенник).

2. Пять этапов тшувы

Согласно концепции иудаизма, человек оценивается прежде всего по своим делам, а не по своим словам и не по своей вере; и поэтому "тшува" - исправление грехов - это сложный поэтапный процесс, включающий, кроме раскаяния о прошлом и сожаления, еще и конкретные действия по исправлению ситуации. Первый этап "тшувы" - это исправление на интеллектуальном уровне: человек должен признать, что он поступил неправильно. Если нарушение было публичным, то и признание должно быть сделано публично. Вторым этапом является эмоциональный уровень: человек должен прочувствовать, насколько плох был его поступок, испытать "муки совести" при осознании тяжести его последствий. Третий этап практический: возможное исправление этих последствий, возмещение ущерба, который был причинен пострадавшим. Если человек прошел все эти три стадии, то он, конечно, приблизился к исправлению своего греха, но этого еще недостаточно. Самым важным является четвертый уровень - уровень реализации решения никогда больше не поступать так, как он поступил в прошлом. Только если человек в дальнейшем, даже если ему представляется возможность совершить аналогичный проступок, воздерживается от него, - тогда он действительно добился полного исправления допущенного ранее греха (и, соответственно, в иудаизме невозможна легитимация состояния, когда человек попеременно грешит и кается). Когда существовал Храм, то был еще и пятый уровень: принесение жертвы - примирение с Богом. Однако жертва всегда была только дополнением к собственно раскаянию, жертвы сами по себе ничего не искупали. Сегодня функции жертвоприношения выполняют в какой-то мере молитвы Рош hа- Шана и Йом Кипура, но только после того, как первые четыре этапа пройдены.

3. Самое главное в праздновании Рош hа-Шана

На первый взгляд может показаться странным, что Рош hа-Шана является радостным праздником, ведь в этот день Бог судит нас, и приговор нам еще не известен, - как же может радоваться человек, находящийся на скамье подсудимых перед Всевышним? Однако мы радуемся в день Суда, потому что сам этот Суд помогает нам исправиться. Очень часто люди, которые уже понимают, что в чем-то они поступают неправильно и что пора это изменить, не находят для этого времени и сил - "текучка" мешает им. Рош hа-Шана - остановка в этом круговороте, день, когда Бог дает человеку дополнительные силы, чтобы тот мог исправиться. Самое главное в праздновании Рош hа-Шана - это практически исправить то, что ты уже теоретически признал неправильным в своей жизни.

* * *

4. Рош hа-Шана и Песах - два "начала еврейского года"

Еврейская традиция противопоставляет Рош hа-Шана и Песах - два "начала еврейского года".

В первый Рош hа-Шана был сотворен Адам, это день рождения для всего человечества. В первый Песах сыны Израиля вышли из Египта, и это - день рождения еврейского народа. В Рош hа-Шана празднуется начало года для всего мира, в Песах - начало года исключительно для еврейского народа.

В Рош hа-Шана мы предстаем перед Богом как часть всего человечества, "ибо в этот день все люди и все народы проходят перед Ним, и Он решает судьбу каждого". В Песах же мы подчеркиваем еврейскую обособленность, отделение евреев из среды египтян, еврейскую избранность.

Эта противоположность выражается и в датах этих праздников. Рош hа-Шана и Песах находятся как бы в "противофазе" как в отношении времен года (Рош hа-Шана осенью, а Песах весной), так и по своему положению внутри месяца": Рош hа-Шана - 1 Тишри, в начале месяца, в новолуние; а Песах - 15 Нисана, в середине месяца, в полнолуние. Еврейская традиция называет Луну символом еврейского народа (ибо также, как и еврейский народ, она то увеличивает, то уменьшает свой свет, но не исчезает совсем), и поэтому полнолуние в Песах, когда Луна видна целиком, подчеркивает "специфически еврейский" характер празднования, а новолуние в Рош hа-Шана, когда Луна почти не видна, - его "общечеловеческий характер".

5. Две компоненты иудаизма: специфически еврейская и общечеловеческая

Другими словами, традиция иудаизма в своей основе содержит две компоненты: специфически еврейскую и общечеловеческую; нам заповедано и далее развивать в своем учении две линии: линию "национальную" и линию "универсальную". В Песах мы акцентируем внимание на национальной составляющей нашей традиции, а в Рош hа-Шана - на ее общечеловеческой составляющей.

Разумеется, иудаизм как религия не является чисто национальной. Божественное слово, данное нам в Священном Писании, обращено ко всему человечеству, а не только к евреям. Дарование Торы еврейскому народу есть лишь 1-й этап в последовательной передаче Божественного откровения всему человечеству. Этика Торы предназначена для исправления всего мира, а не только евреев.

И однако, хотя в классичесском иудаизме, т.е. в Торе и у Пророков, общечеловеческим проблемам уделено очень большое место, сегодняшний "реальный" иудаизм, к сожалению, занимается ими не слишком много. По-видимому, это уменьшение акцента на общечеловеческую компоненту исторически связано с проблемой сохранения и выживания евреев в галуте, когда положение наше часто бывало столь критическим (в вопросе просто физического существования), что нам было не до мировых проблем. Но хотя все это извинительно и религиозное руководство евреев галута можно понять, ситуация требует исправления. Ибо отсутствие баланса между национальным и общечеловеческим аспектами иудаизма не только вызывает деформацию самого еврейского учения, но и приводит к отдалению от иудаизма тех евреев, для которых универсальный общечеловеческий компонент является ведущей силой их души.

6. Как вернуть утерянные для иудаизма души

Мы уже говорили в предыдущих статьях о том, что недостаточная реализация иудаизмом отдельных искр Божественного света приводит к тому, что души, чуткие именно на эти искры, отходят от иудаизма к иным идеологиям, в которых эти искры проявляются более явно.

Чтобы вернуть к Торе эти души, нам необходимо устранить эту деформацию, раскрыть универсальный аспект Торы в реальной религиозной жизни.

[Примером процесса "возвращения к себе Божественной искры" может служить, как мы уже упоминали в предыдущей статье, развитие национального аспекта иудаизма. В начале нашего века национальное возрождение воспринималась еврейским обществом как нечто чрезвычайно далекое от религии, и сионизм "утащил" из иешивы немало еврейских душ. Сегодня, в результате деятельности рава Кука и его школы, самой активной сионистской группой в Израиле являются именно религиозные сионисты, и поэтому стремление к национальному возрождению не только не уводит людей от религии, но наоборот. Многие приходят к иудаизму через сионизм; так что "взятое сионизмом в долг" в начале века, сегодня, в определенном смысле, уже возвращено обратно].

У нас нет иного пути вернуть к Торе те еврейские души, основой которых является "общечеловеческий аспект", как дать "общечеловеческой компоненте" достойное воплощение в жизни сегодняшнего реального иудаизма.

Иными словами, религиозные круги должны стать признанным центром "борьбы за права человека" в той же степени, в которой они являются сегодня признанным центром борьбы за национальное возрождение еврейского народа в Эрец Исраэль.

Для нынешнего поколения и для ныненшней стадии развития иудаизма именно эта проблема, как мне кажется, является ключевой для тшувы, и поэтому именно о ней мы вспоминаем сегодня, в канун Рош hа-Шана.

Счастливого вам Нового Года!