МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Создание еврейского народа "

Лекция 1. Введение

В этой лекции мы рассмотрим основные положения, связанные с пониманием библейского текста. Разбор одного из рассказов книги Берешит (Бытие) – история Иегуды и Тамар.

1.Предисловие
2.Общий подход к тексту в рамках данного курса
3.Библия написана не для детей
4.Пример рассказа не для детей: Иегуда и Тамар
5.Поступок Онана.
6.Отсутствие прямого изложения морали в историях Танаха
7.В Танахе нет идеальных героев
Список контрольных вопросов

1.Предисловие

Тема данного цикла занятий –анализ рассказов Торы, повествующих о предыстории народа Израиля. Мы сосредоточимся на том периоде, когда собственно народа Израиля еще не существовало, на жизни тех, кого называют "отцами", "патриархами".

В этом курсе от читателя потребуется много самостоятельной работы, связанной с анализами библейского текста. При этом мы не будем требовать знания библейского иврита, и в тех случаях, когда для понимания некоторого момента потребуется проанализировать то или иное слово оригинала, проведем эту работу сами. Мы полагаем, что самостоятельный анализ текстов учащимися углубит их знания и, может быть, даст начатки техники чтения сложных текстов. В любом случае, самостоятельная работа куда полезней чтения готовых выводов и анализов, проводимых другим человеком. (Ввиду этого, в данном курсе- в отличие от других курсов- много вопросов для самостоятельного обдумывания, а контрольные вопросы приводятся в конце лекции).

В данном курсе речь пойдет не об истории, не о том, что происходило в действительности, или не происходило. Мы будем обсуждать рассказы книги Берешит (Бытия) и первых глав книги Шмот (Исход). Разумеется, время от времени нам придется прибегать к услугам исторической науки, но поставленная перед нами цель имеет скорее литературоведческий характер: нас интересует, как Священное Писание представляет этот период. Какие моменты оно считает важными и под каким углом зрения рассматривает события. На самом деле, история как таковая нас будет интересовать очень в слабой степени. Мы попробуем разобраться, что же пытается нам рассказать Пятикнижие.

При этом мы будем исходить из двух существенных принципов, рассмотрим их ниже.

2.Общий подход к тексту в рамках данного курса

1. Ни один рассказ Писания не приводится "просто так", для того, чтобы просто рассказать занимательную историю. Всякий рассказ Писания преследует некоторую цель, что-то желает донести до нас.

Здесь следует оговориться. Талмуд и мидраши (то есть вся литература талмудического периода), а вслед за ними еврейская средневековая традиция исходят из того, что в Писании, а тем более в Пятикнижии нет ни единого "лишнего" слова. Каждое слово должно что-то выразить, что-то сказать. Любое "отклонение" от литературной нормы обязательно следует истолковать, потому что оно не случайно, но призвано добавить некий скрытый смысл. Примером такого толкования может являться практически канонизованный комментарий Раши (11 в.). Мы не оспариваем истинность данной посылки, более того, мы вполне с нею согласны, но в нашем рассмотрении мы сосредоточимся на самом рассказе, на повествовании, а не на словах его составляющих. Разумеется, нам иногда придется заниматься разбором стиля повествования, останавливаться на стилистических особенностях текста, потому что без понимания стиля невозможно понять сам рассказ. Но это будет только вспомогательный элемент нашего разбора.

В высокой степени здесь ориентиром будут слова проф. Нехамы Лейбович в одном из ее примечаний к комментарию к книге Шмот .

На принцип, согласно которому структура и стиль текста являются важнейшими инструментами для выражения идей, давно обратили свое внимание древние комментаторы. Уже мудрецы Талмуда останавливали свой взгляд на отдельных элементах организации текста, на связях между частями повествования, на неполных и избыточных высказываниях, и обнаруживали идеи, выраженные посредством этих формальных особенностей текста. Однако же они не теоретизировали по поводу стилистических свойств Писания. Бубер был тем, кто вновь подчеркнул важность анализа формальных элементов для понимания "морали" текста. Мы приведем здесь один из отрывков, где он с большой выразительностью рассуждает об этом принципе ("Язык сообщения", Пути Писания, стр. 272-273):

Тот, кто полагает, что Писание всякий раз пытается довести до его сведения какое-то сообщение, подобно тому, как плохая басня доводит до его сведения "нравоучение", абсолютно не понимает природы Писания. Ибо ты никаким способом не можешь выделить и извлечь из монолита Писания некое "содержание", поскольку там отдельное слово стоит на своем месте, пребывая в нераздельном единстве с формой целого. Так настоящее произведение поэтического духа обладает неразрывной целостностью, и тебе никогда не удастся найти там такое "что", выраженное посредством особого "как", которое могло бы схвачено иным каким-нибудь "как". Все в Писании непреложно, и любое разделение на "содержание" и "форму" является на наш взгляд продуктом интеллектуальной спекуляции. То же самое касается "сообщения", информации. Там, где повествование ведется пространно и с недомолвками, ты не можешь свести ее к сопроводительным замечаниям и комментарию; она включена в саму конструкцию повествования, определяет его образ, изменяя который, меняется сама, и все это без каких-либо искажений формы, без прямых указаний. Фабула сохраняет свою стройную целостность, заповедь -- деловитую строгость, однако в сокровенной глубине этих формальных структур продуцируется весть, сообщение.

Но именно эта сторона – стилистические особенности, призванные выразить смысл, главный предмет исследований Нехамы Лейбович, будут для нас вспомогательным инструментом, а не целью.

3.Библия написана не для детей

Для объяснения второго принципа, которым мы руководствуем, начнем с некоего современного рассказа. Интеллигентная женщина жалуется: Советская власть не давала нам читать Библию. И мы думали, что нас лишили одной из важнейших книг для воспитания детей. Но вот советская власть кончилась, Библия стала общедоступной… И я ее прочла. И тут выяснилось, что такое нельзя читать детям. Библейские истории не имеют морального и воспитательного значения. Они не учат ничему, чего я хотела бы показать детям. Там все время речь идет об убийствах и обмане…

Со своей стороны хочу заметить: эта интеллигентная женщина полностью права. И одновременно полностью не права. Римская историческая литература создавалась как примеры, на которых можно воспитывать юношество. Она приводила примеры героизма и противопоставляла им примеры отрицательных персонажей. Эта литература была исходно воспитательной в школьном смысле этого слова. Важнейшей особенностью Танаха является то, что Танах написан не для детей.

Мы готовы проиллюстрировать сказанное следующим примером:

4.Пример рассказа не для детей: Иегуда и Тамар

Посмотрите в книге Берешит рассказ о Иегуде и Тамар. Подумайте, как бы вы рассказали эту историю детям. Что бы вы сочли важнейшим элементом этой истории? Что бы вы "замяли для ясности"? Посмотрите как выполнен пересказ этой истории для детей в книге М. Столяра "Расскажи сыну своему"

Берешит гл. 38

И расскажи сыну своему

   /1/ И БЫЛО, В ТО ВРЕМЯ, ЙЕhУДА ОТОШЕЛ ОТ БРАТЬЕВ СВОИХ И РАСПОЛОЖИЛСЯ ОКОЛО ОДНОГО АДУЛАМИТЯНИНА ПО ИМЕНИ ХИРА.

/2/ И УВИДЕЛ ТАМ ЙЕhУДА ДОЧЬ ОДНОГО КНААНЕЯ, ИМЯ КОТОРОГО ШУА, И ВЗЯЛ ЕЕ, И ВОШЕЛ К НЕЙ.

/3/ И ОНА ЗАЧАЛА, И РОДИЛА СЫНА, И ОН НАРЕК ЕМУ ИМЯ ЭР. /4/ И ОПЯТЬ ЗАЧАЛА, И РОДИЛА СЫНА, И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ ОНАН. /5/ И ОПЯТЬ РОДИЛА ОНА СЫНА, И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ ШЕЛА; И БЫЛО ЭТО В КЗИВЕ, КОГДА ОНА РОДИЛА ЕГО. /6/ И ВЗЯЛ ЙЕhУДА ПЕРВЕНЦУ СВОЕМУ ЭРУ ЖЕНУ, ИМЯ ЕЙ ТАМАР.

Вот какая история приключилась с Йеhудой после того, как Йосеф был продан в Египет.

У Йеhуды было три сына, их звали Эр, Онан и Шела. И взял Йеhуда жену для своего старшего сына Эра, и звали ее Тамар.

Тамар была женщина очень хорошая и праведная. И она знала, что через много лет в Израиле будет великий царь по имени Давид и что Давид должен произойти от нее. И поэтому Тамар очень хотела, чтобы у нее родились дети.

/7/ НО ЭР, ПЕРВЕНЕЦ ЙЕhУДЫ, БЫЛ НЕУГОДЕН БОГУ, И УМЕРТВИЛ ЕГО БОГ.

 

/8/ И СКАЗАЛ ЙЕhУДА ОНАНУ: "ВОЙДИ К ЖЕНЕ БРАТА ТВОЕГО, И ЖЕНИСЬ НА НЕЙ ПО ПРАВУ ДЕВЕРЯ, И ВОССТАНОВИ СЕМЯ БРАТУ ТВОЕМУ!". /9/ НО ТАК КАК ЗНАЛ ОНАН, ЧТО СЕМЯ БУДЕТ НЕ ЕМУ, ТО БЫВАЛО, КОГДА ВХОДИЛ ОН К ЖЕНЕ БРАТА СВОЕГО, ТО РОНЯЛ НА ЗЕМЛЮ, ЧТОБЫ НЕ ДАТЬ ПОТОМСТВА БРАТУ СВОЕМУ. /10/ И БЫЛО НЕУГОДНО БОГУ ТО, ЧТО ОН ДЕЛАЛ, И УМЕРТВИЛ ОН ТАКЖЕ И ЕГО.

 

/11/ И СКАЗАЛ ЙЕhУДА ТАМАР, НЕВЕСТКЕ СВОЕЙ: "ОСТАВАЙСЯ ВДОВОЮ В ДОМЕ ОТЦА ТВОЕГО, ПОКА ПОДРАСТЕТ СЫН МОЙ, ШЕЛА";

ИБО ОН ПОДУМАЛ: "МОЖЕТ БЫТЬ, УМРЕТ И ОН, ПОДОБНО БРАТЬЯМ СВОИМ". И ПОШЛА ТАМАР, И ЖИЛА В ДОМЕ ОТЦА СВОЕГО.

Но ее муж Эр говорил так:

- Да что ты, за детьми ведь надо постоянно ухаживать. Ты еще чего доброго подурнеешь от такой работы. Нет уж, никаких детей!

И тогда haШем сделал так, что Эр умер - ведь это страшный грех, когда человек не хочет детей.

И после этого Йеhуда отдал Тамар замуж за своего второго сына, за Онана. Но Онан тоже не хотел детей, к тому же он постоянно обижал Тамар. И было это противно hаШему, и Онан тоже умер.

И Йеhуда очень горевал. И сказал он Тамар так:

- Раз уж ты была женой моего сына и у тебя нет детей, то по закону мне, конечно, полагается женить на тебе Шелу, моего младшего сына, если ты не против. Но Шела еще мал жениться. Подожди, пока он подрастет.

А на самом деле Йеhуда просто боялся, чтобы Шела, его последний сын, стал мужем Тамар - ведь все ее мужья умирали.

/12/ И ПРОШЛО МНОГО ДНЕЙ, И ДОЧЬ ШУА, ЖЕНА ЙЕhУДЫ, УМЕРЛА; И КОГДА УТЕШИЛСЯ ЙЕhУДА, ВЗОШЕЛ ОН К СТРИГУЩИМ ОВЕЦ ЕГО, ОН С ДРУГОМ СВОИМ ХИРОЙ-АДУЛАМИТЯНИНОМ В ТИМНУ.

/13/ И СООБЩЕНО БЫЛО ТАМАР ТАК: "ВОТ СВЕКОР ТВОЙ ПОДНИМАЕТСЯ В ТИМНУ СТРИЧЬ ОВЕЦ СВОИХ".

/14/ И СНЯЛА ОНА С СЕБЯ ВДОВЬЮ ОДЕЖДУ СВОЮ, И ПОКРЫЛА СЕБЯ ПОКРЫВАЛОМ, И ОКУТАЛАСЬ, И СЕЛА У ВХОДА В ЭЙНАИМ, ЧТО НА ДОРОГЕ В ТИМНУ; ИБО ВИДЕЛА, ЧТО ПОДРОС ШЕЛА, А ОНА НЕ ДАНА БЫЛА ЕМУ В ЖЕНЫ.

/15/ И УВИДЕЛ ЕЕ ЙЕhУДА, И СЧЕЛ ЕЕ ЗА БЛУДНИЦУ, ТАК КАК ОНА ЗАКРЫЛА ЛИЦО СВОЕ. /16/ И ПОВОРОТИЛ ОН К НЕЙ ПО ДОРОГЕ, И СКАЗАЛ: "ПОЗВОЛЬ, ВОЙДУ К ТЕБЕ"; ИБО НЕ ЗНАЛ ОН, ЧТО ОНА НЕВЕСТКА ЕГО.

 

 

 

 

И СКАЗАЛА ОНА: "ЧТО ДАШЬ ТЫ МНЕ, ЕСЛИ ВОЙДЕШЬ КО МНЕ?". /17/ И СКАЗАЛ ОН: "ПРИШЛЮ КОЗЛЕНКА ИЗ СТАДА".

 

 

ОНА ЖЕ СКАЗАЛА: "ДАЙ ЗАЛОГ, ПОКА НЕ ПРИШЛЕШЬ". /18/ И СКАЗАЛ ОН: "КАКОЙ ЖЕ ЗАЛОГ ДАТЬ МНЕ ТЕБЕ?". И СКАЗАЛА ОНА: "ПЕЧАТЬ ТВОЮ С ШНУРОМ ТВОИМ И ПОСОХ ТВОЙ, ЧТО В РУКЕ ТВОЕЙ". И ДАЛ ОН ЕЙ, И ВОШЕЛ К НЕЙ, И ЗАЧАЛА ОНА ОТ НЕГО.

 

 

/19/ И ВСТАЛА ОНА, И ПОШЛА, И СНЯЛА С СЕБЯ ПОКРЫВАЛО, И НАДЕЛА СВОЮ ВДОВЬЮ ОДЕЖДУ. /20/ ЙЕhУДА ЖЕ ПОСЛАЛ КОЗЛЕНКА ЧЕРЕЗ ДРУГА СВОЕГО АДУЛАМИТЯНИНА, ЧТОБЫ ВЗЯТЬ ЗАЛОГ ИЗ РУКИ ЖЕНЩИНЫ, НО НЕ НАШЕЛ ОН ЕЕ;

 

/21/ И СПРОСИЛ ОН ЛЮДЕЙ МЕСТА ЕЕ, СКАЗАВ: "ГДЕ ТА БЛУДНИЦА, ТА, ЧТО НА ДОРОГЕ В ЭЙНАИМ?". НО ОНИ СКАЗАЛИ: "НЕ БЫЛО ЗДЕСЬ БЛУДНИЦЫ".

 

/22/ И ВОЗВРАТИЛСЯ ОН К ЙЕhУДЕ, И СКАЗАЛ: "Я НЕ НАШЕЛ ЕЕ, ДА И ЛЮДИ ТОГО МЕСТА СКАЗАЛИ: НЕ БЫЛО ЗДЕСЬ БЛУДНИЦЫ".

/23/ И СКАЗАЛ ЙЕhУДА: "ПУСТЬ ОНА ВОЗЬМЕТ СЕБЕ, ЧТОБЫ МЫ НЕ СТАЛИ ПОСМЕШИЩЕМ; ВЕДЬ Я КОЗЛЕНКА ЭТОГО ПОСЛАЛ, НО ТЫ ЕЕ НЕ НАШЕЛ".

И вот прошло много времени. И видит Тамар: Шела давно уже вырос, а Йеhуда все еще не женит его на ней, и нет у нее детей.

И тогда Тамар решила, что она сделает так, чтобы сам Йеhуда женился на ней.

И она взяла свои самые красивые украшения, одела свои самые красивые одежды, закуталась в шаль и вышла, и села на перекрестке дорог, где ходил Йеhуда.

И вот идет Йеhуда и видит: вот сидит у дороги красивая женщина. И очень она понравилась Йеhуде. И не узнал Йеhуда Тамар, потому что она закрыла лицо свое шалью. И подошел Йеhуда к женщине и говорит:

- Давай ты на время станешь моей женой.

И было это очень странно. Йеhуда ведь всегда был человеком праведным, ему никогда и в голову не пришло бы просить женщину стать его женой не навсегда, а только на время. Но haШем видел, что Тамар хочет Ему служить, хочет детей, а Йеhуда не выполняет своего обещания женить на ней Шелу. И тогда haШем послал ангелов, которые подталкивали Йеhуду, подталкивали и привели его к Тамар.

И сказала Тамар Йеhуде:

- Если ты хочешь, чтобы я на время стала твоей женой, то подари мне козленка из твоего стада.

И ответил ей Йеhуда:

- У меня при себе нет козленка.

Тогда Тамар сказала:

- Дай мне сейчас в залог печать твою и посох, и когда ты принесешь мне козленка, то я тебе их отдам.

И согласился Йеhуда, и дал ей свою печать и свой посох, и стала Тамар его женой, а Йеhуда не знал, что это - Тамар.

Когда Йеhуда вернулся к себе домой, он взял козленка и попросил одного своего друга отнести его той женщине, что сидит на перекрестке дорог. А тем временем Тамар переоделась в свою обычную одежду, вернулась домой, и поэтому друг Йеhуды не нашел ее. И спросил друг Йеhуды людей на том месте:

- Где тут у вас живет женщина, которая обычно сидит на перекрестке дорог?

А люди ответили ему:

- Не было у нас здесь никогда такой женщины.

И когда друг Йеhуды вернулся домой с козленком и рассказал обо всем Йеhуде, то сказал Йеhуда своему другу:

Ну что ж, пусть мои печать и посох остаются у нее, я ведь честно послал ей козленка, а ты ее искал и не нашел.

/24/ И БЫЛО, МЕСЯЦА ЧЕРЕЗ ТРИ СООБЩЕНО БЫЛО ЙЕhУДЕ ТАК:

"РАЗВРАТНИЧАЛА ТАМАР, НЕВЕСТКА ТВОЯ, И ДАЖЕ ВОТ ЗАЧАЛА ОНА ОТ РАЗВРАТА".

И СКАЗАЛ ЙЕhУДА: "ВЫВЕДИТЕ ЕЕ, И ДА БУДЕТ ОНА СОЖЖЕНА".

 

/25/ ЕДВА БЫЛА ОНА ВЫВЕДЕНА, КАК ПОСЛАЛА ОНА К СВЕКРУ СВОЕМУ СКАЗАТЬ: "ЗАЧАЛА Я ОТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ВЕЩИ ЭТИ". И СКАЗАЛА: "УЗНАЙ, ЧЬИ ЭТА ПЕЧАТЬ СО ШНУРАМИ И ЭТОТ ПОСОХ?".

/26/ И УЗНАЛ ЙЕhУДА, И СКАЗАЛ:

"ОНА ПРАВЕДНЕЕ МЕНЯ, ТАК КАК Я НЕ ДАЛ ЕЕ ШЕЛЕ, СЫНУ МОЕМУ". И ОН НЕ ПОЗНАВАЛ ЕЕ БОЛЕЕ.

 

 

 

 

 

/27/ И КОГДА НАСТАЛО ВРЕМЯ РОДОВ ЕЕ, И ВОТ - БЛИЗНЕЦЫ В УТРОБЕ ЕЕ. /28/ А ПРИ РОДАХ ЕЕ ВЫСУНУЛ ОДИН РУКУ, И ВЗЯЛА ПОВИТУХА, И НАВЯЗАЛА ЕМУ НА РУКУ АЛУЮ НИТЬ, СКАЗАВ: "ЭТОТ ВЫШЕЛ РАНЬШЕ". /29/ НО ЕДВА ВОЗВРАТИЛ ОН РУКУ СВОЮ, КАК ВОТ ВЫШЕЛ БРАТ ЕГО. И ОНА СКАЗАЛА: "КАК ПРОРЫВАЕШЬСЯ ТЫ НАПРОЛОМ!". И НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ПЕРЕЦ. /30/ ПОТОМ ВЫШЕЛ БРАТ ЕГО, У КОТОРОГО НА РУКЕ АЛАЯ НИТЬ, И НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ЗЕРАХ.

Прошло три месяца. И к Йеhуде пришли люди и сказали:

- У Тамар, что обещана твоему сыну Шеле, скоро родится ребенок.

Йеhуда страшно рассердился и сказал:

- Как же так? Ведь Тамар запрещена любому человеку, который не из моей семьи! Ведите ее сюда, сейчас мы будем ее судить!

Но Тамар, как только за ней пришли, взяла печать и посох и сказала: Отнесите это Йеhуде и скажите ему, что я была женой того, чьи это печать и посох.

И узнал Йеhуда свои печать и посох, и стало ему очень стыдно. И сказал Йеhуда:

- Цадка мимэни. - Да, Тамар не виновата, а я был неправ. Ведь она хотела выйти замуж и родить детей, а я все никак не женил на ней моего сына Шелу.

Трудно бывает человеку признаться в своем дурном поступке. Особенно трудно это сделать при всех. Но Йеhуда нашел в себе силы и признался. И поэтому именно от Йеhуды произошел царь Давид и все последующие цари тоже - ведь настоящий, справедливый царь, если и сделает что-нибудь плохое и некрасивое, то обязательно должен уметь найти в себе силы признаться в этом и все исправить.

И Йеhуда женился на Тамар.

И в награду за то, что Тамар поступила правильно, haШем сделал так, что у нее родились сразу два сына-близнеца. Одного назвали Пэрэц, а другого - Зэрах. И оба они выросли и стали праведными людьми.

Рассказ М. Столяра для детей, очень удачно сочетает предание с библейским рассказом и вполне достоин, чтобы его рассказать детям. (С моей точки зрения, вообще книга Столяра одно из лучших изложение библейских историй для детей). Однако, и это ключевой вопрос: насколько точно он передает основную ветвь Библейской истории? Не той, что рассказано для детей, а той, что рассказывает непосредственно Пятикнижие.

Для понимания попробуйте ответить на следующие вопросы:

5.Поступок Онана.

Еще более "тонкий" вопрос возникает о ситуации, в которую попал Онан: взять жену брата, чтобы "восстановить род брата". Всегда есть возможность просто отказаться от этого действия,

см. отрывок Дварим (Втор.) 25:5-9, об обязательности такого брака:

ГЛАВА 25

   /5/ ЕСЛИ ЖИТЬ БУДУТ БРАТЬЯ ВМЕСТЕ, И УМРЕТ ОДИН ИЗ НИХ, А СЫНА НЕТ У НЕГО, ТО ПУСТЬ НЕ ВЫХОДИТ ЖЕНА УМЕРШЕГО ЗА ЧЕЛОВЕКА ЧУЖОГО, ВНЕ СЕМЬИ: ДЕВЕРЬ (брат мужа) ЕЕ ПУСТЬ ВОЙДЕТ К НЕЙ И ВОЗЬМЕТ ЕЕ СЕБЕ В ЖЕНЫ. /6/ А ПЕРВЕНЕЦ, КОТОРОГО ОНА РОДИТ, БУДЕТ ЧИСЛИТЬСЯ ПО ИМЕНИ УМЕРШЕГО БРАТА ЕГО, И НЕ СОТРЕТСЯ ИМЯ ЕГО В ИЗРАИЛЕ. /7/ НО ЕСЛИ НЕ ЗАХОЧЕТ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ВЗЯТЬ НЕВЕСТКУ СВОЮ, ТО ПУСТЬ ВЫЙДЕТ НЕВЕСТКА ЕГО К ВРАТАМ, К СТАРЕЙШИНАМ, И СКАЖЕТ: "ОТКАЗЫВАЕТСЯ ДЕВЕРЬ МОЙ ВОССТАНОВИТЬ БРАТУ СВОЕМУ ИМЯ В ИЗРАИЛЕ, НЕ ХОЧЕТ ОН ЖЕНИТЬСЯ НА МНЕ!". /8/ И ВЫЗОВУТ ЕГО СТАРЕЙШИНЫ ГОРОДА ЕГО, И БУДУТ ГОВОРИТЬ С НИМ. И ЕСЛИ ОН БУДЕТ НАСТАИВАТЬ НА СВОЕМ И СКАЖЕТ: "НЕ ХОЧУ ВЗЯТЬ ЕЕ", - /9/ ТО ПУСТЬ ПОДОЙДЕТ НЕВЕСТКА ЕГО К НЕМУ НА ГЛАЗАХ У СТАРЕЙШИН, И СНИМЕТ БАШМАК ЕГО С НОГИ ЕГО, И ПЛЮНЕТ В ЛИЦО ЕМУ, И ОТВЕТИТ, И СКАЖЕТ: "ТАК ПОСТУПАЮТ С ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЕТ ДОМА БРАТА СВОЕГО!". /10/ И БУДЕТ ИМЯ ЕГО В ИЗРАИЛЕ - ДОМ РАЗУТОГО.

Из "духа" того, что здесь сказано, явствует, что отказ от такого брака дело "неправильное", но разрешенное! Онан вступает в этот брак, но… давайте проведем анализ одной детали рассказа:

Под чьим давлением Онан вступает в брак?

Наносит ли его поведение кому-то вред? Эру?, Тамар?

А теперь: все знают, что такое "онанизм". Идет ли в Библейском рассказе речь о такой форме полового удовлетворения, или же ситуация там тоньше?

В чем истинное преступление Онана?

Чтобы вам было легче ответить на вопросы, вот еще раз нужный отрывок (всего три стиха!):

/8/ И СКАЗАЛ ЙЕhУДА ОНАНУ: "ВОЙДИ К ЖЕНЕ БРАТА ТВОЕГО, И ЖЕНИСЬ НА НЕЙ ПО ПРАВУ ДЕВЕРЯ, И ВОССТАНОВИ СЕМЯ БРАТУ ТВОЕМУ!". /9/ НО ТАК КАК ЗНАЛ ОНАН, ЧТО СЕМЯ БУДЕТ НЕ ЕМУ, ТО БЫВАЛО, КОГДА ВХОДИЛ ОН К ЖЕНЕ БРАТА СВОЕГО, ТО РОНЯЛ НА ЗЕМЛЮ, ЧТОБЫ НЕ ДАТЬ ПОТОМСТВА БРАТУ СВОЕМУ. /10/ И БЫЛО НЕУГОДНО БОГУ ТО, ЧТО ОН ДЕЛАЛ, И УМЕРТВИЛ ОН ТАКЖЕ И ЕГО.

(Одновременно сравните с "детским" вариантом изложения этих событий:

И после этого Йеhуда отдал Тамар замуж за своего второго сына, за Онана. Но Онан тоже не хотел детей, к тому же он постоянно обижал Тамар. И было это противно hаШему, и Онан тоже умер.)

К истории об Иегуде и Тамар можно добавлять еще вопросы и продолжить ее анализ. Но в любом случае, мы видим, что вся это история по самой своей природе "история для взрослых".

А если добавить, что она включает в себя три в половом отношении не одобряемых действия (Онан, Тамар, Иегуда), и правота героини проявляется через преступное по внешнему облику действие, то история становится совсем не для детей. Детям такого рода неоднозначные истории рассказывать не рекомендуется вовсе. Да и от взрослых восприятие идеи "справедливость, восстановленная через преступление",- является одним из самых сложных с этической точки зрения.

А вот теперь полезно заметить следующее: Писание не подводит итог рассказу, оставляя его для читателя, для самостоятельного умствования. И здесь мы видим правило:

6.Отсутствие прямого изложения морали в историях Танаха

Танах, практически никогда не спускается до прямого морализаторства. Он рассказывает историю, и описывает героев, а мораль, следствия, значения рассказанной истории для нас- оставляет домысливать читателю.

А теперь, после того, как мы немного подумали над историей Иегуды и Тамар, вопрос: при простом чтении у нас, да и у большинства читателей, возникает идея некой аморальности всей истории и поведения всех ее героев. А вот после того, как мы подумали над ней?

Вопросы:

(Ниже, нам придется коснуться аналогичного поведения двух других женщин – дочерей Лота, а потому затронутый мотив, будучи повторенным в Пятикнижие как минимум дважды, по всей видимости принципиально важен в мире идей Танаха. А пока приведем слова одной из наших праматерей: "Дай мне детей, ибо без них я мертва").

Вопрос:

И здесь мы обнаруживаем очень важный момент: Пятикнижие преподает этический урок через динамику поступков, а не через их прямую оценку. За счет этого Пятикнижие может крайне скупо излагая ход событий, придать им глубину. Еще раз вспомните: вся история Онана изложена в трех стихах.

Ну, и главный вопрос: сможете ли вы этот урок преподать детям?

Вот об этом-то и речь…

7.В Танахе нет идеальных героев

Есть еще одна сторона. Вы не найдет в книге Берешит ни одного идеального героя.

Вот в разбираемой истории Иегуда. Список поступков (по стихам):

2. Иегуда женится на дочери ханаанейца.

8. Иегуда заставляет Онана жениться на Тамар.

11-12. Иегуда не желает давать Тамар своего третьего сына Шелу, заставляя ее ждать как соломенная вдова "многие дни".

15-18. Иегуда заходит к проститутке (для разврата), оставляя ей в залог свою печать и посох.

24. Узнав, что Тамар "развратничает" он осуждает ее на казнь.

26. Узнав, от кого беременна Тамар, он признает "Она правее меня, потому что не дал я ей Шелу". "И он не познавал ее более".

Выделите не одобряемые поступки Иегуды. (для оценки содержания стиха 2, посмотрите стихи 24:3, 28:6,8):

Я ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ ГОСПОДОМ, БОГОМ НЕБЕС И БОГОМ ЗЕМЛИ, ЧТО ТЫ НЕ ВОЗЬМЕШЬ ЖЕНУ МОЕМУ СЫНУ ИЗ ДОЧЕРЕЙ ХАНААНЕЦЕВ – это слова Авраама, когда он посылает слугу за невестой для своего сына Ицхака.

И УВИДЕЛ ЭСАВ, ЧТО… ИЦХАК ОТСЫЛАЕТ ЯАКОВА В ПАДАН АРАМ, ПОВЕЛЕВАЯ ЕМУ: НЕ БЕРИ ЖЕНУ ИЗ ДОЧЕРЕЙ ХАНААНА.

И УВИДЕЛ ЭСАВ, ЧТО ХАНААНЕКИ НЕ УГОДНЫ ЕГО ОТЦУ ИЦХАКУ…

А теперь добавим то, что не написано, но очевидно из самой логики последнего поступка Иегуды: публично вернуть невестку с места казни, признать ее детей, ввести их в семью. Собственно даже признать факт посещения проститутки, отягощенный оставлением ей в залог не доверяемое никому: личную печать и посох главы рода (см. стих 23).

Итог: Иегуда вполне порядочный человек. Почему? Потому что герой рассказа предстает перед нами в динамике. Признание Иегудой собственной неправоты в конце и готовность загладить причиненный вред, заставляет читателя понять, что следует признавать свою неправоту, буде она совершена, и нести полную ответственность за свои поступки, даже если это сулит позор. Иегуда оказывается живым, человеком, совершающим вполне объяснимые неправильные поступки. Но когда приходит время расплачиваться по этим поступкам, он платит.

Это и есть мораль библейской истории. Только вывести из рассказа ее должен сам читатель. Кроме того, форма рассказа оставляет возможность для дополнительных идей.

Контрольные вопросы

КВ1. Что вы можете сказать о взаимоотношении стиля и содержания рассказов Писания?

КВ2. Расскажите мотивы каждого из поступков героев разобранного рассказа об Иегуде и Тамар.

КВ3. Прочтите рассказ Берешит-Бытие 19:30-38. Скажите, как, по вашему мнению, Писание относится к поступкам дочерей Лота? Можете ли вы указать на связь между историей о Тамар и рассказом о дочерях Лота?

КВ4. Попробуйте самостоятельно вывести мораль из истории деяния Онана.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Что вы можете сказать о взаимоотношении стиля и содержания рассказов Писания?



КВ-2. Расскажите мотивы каждого из поступков героев разобранного рассказа об Иегуде и Тамар.



КВ-3. Прочтите рассказ Берешит-Бытие 19:30-38. Скажите, как, по вашему мнению, Писание относится к поступкам дочерей Лота? Можете ли вы указать на связь между историей о Тамар и рассказом о дочерях Лота?



КВ-4. Попробуйте самостоятельно вывести мораль из истории деяния Онана.