МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Создание еврейского народа "

Лекция 6.Союз Бога с Авраамом

Данное занятие посвящено анализу двух союзов, заключенных между Богом и Авраамом – союзу обрезания и союзу между частями рассеченных животных. Мы, на основе анализа параллельных мест попробуем показать смысл каждого из союзов и смысл, вкладываемый в них библейским рассказом.

1.Союз обрезания.
2.Два союза. Союз между частями рассеченных животных, и союз обрезания.
Список контрольных вопросов

1.Союз обрезания.

Глава 17 книги Берешит-Бытие содержит один из важнейших отрывков Писания: описание союза обрезания между Авраамом и Всевышним.

 Бытие 17:

1. И было Авраму девяносто лет и девять лет, и явил Себя Господь Авраму, и сказал Он ему: я Б-г Всемогущий. Ходи предо Мною и будь непорочен. 2. И я положу Мой завет между Мною и между тобой и умножу тебя чрезвычайно.

3. И пал Аврам на лицо свое, и говорил с ним Б-г так: 4. Я, вот Мой завет с тобой, и ты будешь отцом множества народов. 5. И не называться тебе впредь Аврамом, но будет имя твое Авраам, ибо отцом множества народов дам стать тебе. 6. И сделаю тебя плодовитым чрезвычайно, и дам тебе стать народами, и цари от тебя произойдут.

7. И я установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным: быть тебе Б-гом и для твоего потомства после тебя, 8. И я дам тебе и твоему потомству после тебя землю проживания твоего, всю землю Кенаана во владение вечное, и я буду им Б-гом.

9. И сказал Б-г Аврааму: А ты завет Мой соблюдай, ты и потомство твое после тебя в их поколениях. 10. Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола. 11. И обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет (это) знаком завета между Мною и между вами. 12. И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме и приобретенный за серебро из всех чужеземцев, кто не из потомства твоего. 13. Обрезан, обрезан должен быть рожденный в доме твоем и приобретенный за твое серебро, и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным. 14. А необрезанный мужского пола, кто не обрежет крайней плоти своей, - отсечена будет та душа от народа своего; Мой завет он нарушил. 

Для удобства чтения и более ясного выделения тем отрывка мы разбили его абзацы. В Торе этого разделения, разумеется, нет. Наши благословенной памяти мудрецы учили нас в первую очередь быть внимательными к словам. Обращать внимание на повторяющиеся обороты, а особенно редкие слова.

Дело вот в чем. Танах не любит прямо указывать на частичные аналогии.( т.е. в Танахе может быть явно указана полная аналогия, и сказано: "такой-то поступал так же, как и другой", но никогда не говорится: "То, что произошло с “А”, в некотором роде, произошло и с ”Б” , правда, сходство здесь не полное, а частичное".) Вместо это Танах пользуется либо сходным построением рассказов, оставляя читателю обнаружить сходство самому и понять чем герои или события, произошедшие с ними, похожи и различны. Либо же Танах прибегает к повторению серии ключевых слов так, чтобы у читателя возникли нужные ассоциации к другому рассказу. Здесь необходимо помнить, что наши предки огромные куски Танаха знали именно наизусть. Им не надо было лезть в книги, чтобы вспомнить про кого, что и как говорится. Ассоциации возникали сами. В нашем случае, как только сказано о "завете обрезания", где-то на краю сознания должна тут же забрезжить связь с другим союзом. Опорами, "строящими мостик" к другой истории, здесь будут слова: "завет" ( ивритское “брит” лучше бы переводить "союз", но сложилась такая традиция перевода), "знак завета", "плоть", "размножится", "народы", "земля", "уничтожить". Весь этот набор слов немедленно выстраивается в связь: "Завет с Ноахом", "завет радуги".

Для того чтобы убедиться в том, что это так, достаточно открыть главу 9 книги Берешит-Бытия и прочесть благословение Бога Ноаху, заключение с ним союза и установление знака этого союза. Приведем этот отрывок, подчеркнув ключевые слова

Бытие:

1. И благословил Б-г Ноаха и его сынов, и сказал Он им: Плодитесь и умножайтесь и наполняйте землю

9. А Я, вот Я устанавливаю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,

12. И сказал Б-г: Вот знак завета, который я даю между Мною и между вами, и между всяким живым существом, которое с вами, для поколений вовеки.

13. Радугу Мою дал я в облаке, и будет она знаком завета между Мною и между землей. 15. И вспомню я Мой завет, который между Много и между вами, и между всяким живым существом от всякой плоти, и не станут вновь воды потопом, чтобы погубить всякую плоть.

16. И будет радуга в облаке, и я увижу ее, чтобы помнить вечный завет между Б-гом и между всяким живым существом от всякой плоти, которая на земле.

17. И сказал Б-г Ноаху: Это есть знак завета, который я установил между Мною и между всякой плотью, которая на земле. 

Задание:

Укажите против каждого из приведенных стихов слова-ключи к отрывку о завете обрезания.

Проведите сравнение стихов 17:14 и 9:15.

Примечание (слово "плоть" в рассказе о Ное означает "живое существо", тогда как в отрывке о "завете обрезания" – оно означает "мужской половой орган", тем не менее, в оригинале, равно как и в переводе здесь употребляеться одно и тоже слово).

Следует вспомнить еще один пункт: от Ноаха произошло семьдесят народов(см. Бытие гл.10). Семьдесят потомков Авраама спустилось в Египет (Бытие-Берешит 46:27), и в пророчестве Аврааму упоминаются народы, которые от него произойдут.

Задание:

Слово "земля" было упомянуто как один из ключей-связок между двумя отрывками. Что означает это слово в каждом из отрывков.?

Вышеуказанная связь между текстами союзов отмечаеться в весьма древних еврейских источниках. Вот отрывок из пророка Исаии-Ишаягу (54:9-10):

/9/ Ибо это для Меня, как Ноаха воды: как Я поклялся, что не прокатятся больше воды Ноаха по земле - точно так же поклялся Я не гневаться на тебя [Израиль] более и тебя не бранить. /10/ Ибо горы могут сдвинуться с места, холмы - зашататься, но милость Моя от тебя не отступит, клятва о мире с тобой останется неколебимой! - так сказал Бог, жалеющий тебя.

Вывод:

Все благословения, данные Ноаху, то есть праотцу всего человечества, повторены Аврааму. Но с двумя изменениями: Ноаху была обещана вся земля, и Аврааму же обещана только "Избранная земля", земля Ханаанская. Знак союза Ноаху – радуга – остается знаком союза с Богом всего человечества, знаком союза Бога с потомками Авраама становится "знак на плоти" – обрезание. Таким образом, Авраам оказывается как бы отцом нового человечества, но не призванного заменить старое, а призванное исправить его.

Изменение имени с Авраам на Авраhам

Здесь же Всевышний меняет имя Аврама. Он становится Авраhамом. с объяснением: "…будет имя твое Авраам, ибо отцом множества народов дам стать тебе" (17:5).(относительно связи добавления в имя Авраама буквы”hей” с понятием “множества народов”) Шмуэль-Давид Луцато объясняет это имя тем, что "…по-арабски риhам означает "множество", то есть "отец множества".Но мы пока оставим в стороне эти объяснения.Наш главный вопрос здесь таков: а что означает такая смена имени? Что вообще означает смена имени?

И здесь есть два дополняющих друг друга ответа. В первую очередь тот, кто дает имя, демонстрирует свое право дать новое имя, то есть демонстрирует свою в той или иной степени власть над тем, кому имя дается.

Задание:

Можете ли вы вспомнить отрывки Танаха, из которых видно, что дарование нового имени демонстрирует власть над тем, кому имя дано?

Мы ограничимся одним примером: Всевышний берет Адама первого человека и проводит перед ним всех животных, "…чтобы увидеть, как он назовет их" (Берешит-Бытие 2:19). Здесь стоит обратить внимание на то, что название космическим явлениям- свету, земле, морю, дню и ночи, дает сам Всевышний, а вот животным, "отданным под власть человека" имена дает уже сам человек.

В рамках такого понимания Всевышний, сменив имя Аврама на Авраhам, продемонстрировал, что "Он стал ему Богом", то есть Авраам вошел под власть Бога.

Однако здесь есть второе понимание смены имени, и оно несравненно более отвечает нашему отрывку: имя меняется при вступлении в новую, высокую должность, при получении нового задания, новой миссии.

Примеров здесь множество. Во Второй Книге Царей 23:34 фараон назначает Эльякима царем Иудеи и меняет его имя на Иегояким в книге Бытие(41:45) Фараон, назначая Иосифа первым министром Египта дает ему имя Цафнат Пеанеах (вторая часть имени означает "Дом жизни"). Даниэля, Хананеля, Мишаэля и Азарию при подготовке к занятию должностей при вавилонском дворе переименовывают (см. Даниэль 1:7-8). Сын Давида, которому при рождении было дано имя Йедидья, правил под именем Шломо (Соломон).

В применении к нашему отрывку, последний комментарий означает, что Всевышний возлагает на Авраама высокую миссию. А тем самым разница между союзом с Ноем, отцом всего человечества, и "союзом обрезания", проявляется и в том, что на Авраама возлагается новая миссия по сравнению с прошлым. Хотя здесь о содержании этой миссии еще не говорится, именно она в дальнейшем будет выделять Авраама и его потомков из всего остального человечества.

2.Два союза:” Союз между частями рассеченных животных” и “союз обрезания”.

В качестве вступления рассмотрим сначала один вопрос, который, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к теме нашего обсуждения. Всевышний посылает Моше, чтобы он вывел народ Израиля из Египта. И уже в Египте Бог обращается к Моше со следующими словами Шмот-Исход (6:2-4):

"2. И говорил Б-г Моше и сказал ему: Я Господь. 3. И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Йаакову как Б-г Всемогущий (“Эль Шадай”), но (под) Именем Моим Господь(Четырехбуквенное Имя, Тетрагамматрон) Я не был познан ими. 4. И Я также установил Мой завет с ними, чтобы дать им землю Кенаан, землю их проживания, на которой они жили (пришельцами). ".

Раши к стиху 3 дает следующий комментарий:

как Бог Всемогущий (Богом Всемогущим) – Я дал им обетования и при каждом из них сказал им: Я Б-г Всемогущий.

но (под) ИМЕНЕМ Моим Господь Я не был познан ими –Здесь написано не         "ло hодати” не известил, не дал познать, а         "ло нодати”, не стал известным им, не был познан ими в проявлении Моей верности, за которую Я назван именем Господь (и что означает:) верен в исполнении обещаний. (Я не был познан ими в этом проявлении), ведь Я дал им обетование, но не исполнил (его при их жизни).

Задание:

Прочтите комментарий Раши. Можно ли сказать, что по этому комментарию имя Всевышнего "Б-г Всемогущий" – это Имя, связанное с обещаниями, а Имя "Г-сподь" каким-то образом связано с исполнением обещания?

Сончино, приводя несколько иной перевод, дает следующий комментарий:

в образе Всемогущего Букв. "как Бог Всемогущий" (см. Берешит, 17:1). Здесь не идет речь о том, чтобы заменить одно имя на другое. Новое раскрытие приведет к тому, что будет осмыслено и осознано новое Имя Всевышнего(с сохранением прежнего имени)
но Своей Божественной сущности Я им не открывал Досл. "а под именем Моим именем "Ад-най" (Г-сподь") не открылся им". Праотцы хорошо знали это имя и обращались ко Всевышнему в молитвах, пользуясь этим именем. Однако они не могли осознать это Имя полностью, так как не были свидетелями того, как Всевышний проявляет Себя в мире соответственно этому имени. Четырехбуквенное имя предполагает проявление всеобщности и глобальности, выявления взаимосвязи всех элементов Творения во всем мире. Праотцы были свидетелями чудес, которые происходили с ними, когда Всевышний приостанавливал действие сил природы или ограничивал власть правителей, чтобы спасти их, праотцев еврейского народа. Однако они не дожили до того момента, когда Всевышний воздействовал на весь мир, на все элементы Творения, раскрыл всем народам Свою силу и мощь, как это произошло при исходе из Египта. Чем сильнее раскрытие, тем очевидней становится мера милости Всевышнего, проявляемая Им по отношению к избранному Им народу. Поэтому Четырехбуквенное имя связано также с проявлением меры милости по отношению к сынам Израиля. Праотцы, призванные заложить основы будущего преобразования мира, не увидели начала проявления Всевышнего в соответствии с этим Именем: глобального раскрытия Божественного Присутствия во всем мире, которое проявляется как милость по отношению к сынам Израиля, связанных союзом со Всевышним, и как наказание всем тем, кто не хотел признать Всевышнего и противился Его раскрытию в мире. Потомки же Авраhама, Ицхака и Яакова смогут осознать это Имя, ибо станут свидетелями раскрытия Божественного Присутствия в мире, соответствующего по своей силе Четырехбуквенному Имени.

Задание:

Прочтите комментарий Сончино. Можно ли сказать, что согласно этому комментарию, имя "Г-сподь" – это имя проявления глобальной сущности Всевышнего но земле?

Вообще, тема Имена Всевышнего и их использование в Танахе слишком обширна, чтобы излагать ее здесь. Нам кажется, что лучше всего эта тема раскрыта в книге Иегуды Галеви "Кузари" (4:1-3). Однако кроме сказанного там, есть еще множество подходов. Увы, наша тема, -это “рассказы Писания”, а не "термины Писания", иначе мы бы на этой теме остановились бы надолго.

Итак, мы пришли к обещанному сначала вопросу: Что имеется в виду в приведенной цитате из книги Шмот-Исход (6:3)? Вопрос этот становится намного острее, если вспомнить, как часто в книге Бытие-Берешит Всевышний называется именно именем "Г-сподь", причем это имя вкладывается в уста праотцев, и его произносит сам Всевышний, когда обращается к праотцам. Здесь же, вдруг говорится, что под этим Именем Он не был известен праотцам. Эта проблема вставала перед всеми комментаторами и старыми, и новыми, и новейшими.  

Задание

Еще раз вернитесь к комментарию Раши. Понятно ли теперь, почем он не комментирует просто, например: Праотцы этого имени не знали, а теперь их потомки в Египте узнают?

Комментарий Раши и будет нам путеводной звездой в нашем разборе, правда не рассказа об Исходе, но рассказов гл. 15 и 17 книги Берешит-Бытие.

Итак, Раши в комментарии к словам "известный под именем Б-г Всемогущий" говорит: "Я дал им обетования и при каждом из них сказал им: Я Б-г Всемогущий".

В Торе есть ровно два обещания Бога, открывающиеся словами ”Бог Всемогущий” . Первое – это в главе 17, а второе – в главе 35.

Прочтем обещание главы 17:

1.И было Авраму девяносто лет и девять лет, и явил Себя Господь Авраму, и сказал Он ему: я Б-г Всемогущий. Ходи предо Мною и будь целен. 2. И я положу Мой завет между Мною и между тобой и умножу тебя чрезвычайно. 3. И пал Аврам на лицо свое, и говорил с ним Б-г так: 4. Я, вот Мой завет с тобой, и ты будешь отцом множества народов. 5. И не называться тебе впредь Аврамом, но будет имя твое Авраам, ибо отцом множества народов дам стать тебе. 6. И сделаю тебя плодовитым чрезвычайно, и дам тебе стать народами, и цари от тебя произойдут. 7. И я установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным: быть для тебя Б-гом и для твоего потомства после тебя, 8. И я дам тебе и твоему потомству после тебя землю проживания твоего, всю землю Кенаана во владение вечное, и я буду им Б-гом. 9. И сказал Б-г Аврааму: А ты завет Мой соблюдай, ты и потомство твое после тебя в их поколениях. 10. Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола. 11. И обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет (это) знаком завета между Мною и между вами. 12. И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме и приобретенный за серебро из всех чужеземцев, кто не из потомства твоего. 13. Обрезан, обрезан должен быть рожденный в доме твоем и приобретенный за твое серебро, и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным.

Задание:

Выделите все стихи, где содержатся обещания Всевышнего.
Сравните с ними обещания следующего отрывка (гл. 35:10-12 ):

10. И сказал ему Б-г: Имя твое - Яаков; не называться тебе впредь именем Яаков, но Исраэль будет имя твое. И нарек Он имя ему Исраэль. 11. И сказал ему Б-г: Я Б-г Всемогущий. Плодись и умножайся! Племя и сообщество племен будет от тебя, и цари из чресл твоих выйдут. 12. И землю, которую Я дал Аврааму и Ицхаку, тебе дам Я ее, и твоему потомству после тебя дам Я землю.

Чтобы лучше видеть сходство отрывков, выпишем нужные нам стихи или отрывки из них в два столбца:

1. и сказал Он ему: я Б-г Всемогущий.

6. И сделаю тебя плодовитым чрезвычайно

6. и дам тебе стать народами, и цари от тебя произойдут

8. И Я дам тебе и твоему потомству после тебя землю проживания твоего, всю землю Кенаана во владение вечное

5. И не называться тебе впредь Аврамом, но будет имя твое Авраам,

11. И сказал ему Б-г: Я Б-г Всемогущий.

11. Плодись и умножайся!

11. Племя и сообщество племен будет от тебя, и цари из чресл твоих выйдут.

12. И землю, которую Я дал Аврааму и Ицхаку, тебе дам Я ее, и твоему потомству после тебя дам Я землю

10. И сказал ему Б-г: Имя твое - Йааков; не называться тебе впредь именем Йааков, но Исраэль будет имя твое.

Сходство в части обещаний, очевидно. Вплоть до важнейшей детали: и здесь и там происходит смена имени героя: Аврам становится Авраамом, а Яаков становится Израилем.

Одновременно мы можем отметить главное отличие: в благословении Яакову (гл. 35) опущена вся часть благословения Аврааму, связанная с обрезанием.

Задание:

Можете ли вы придумать простое разумное объяснение, почему вся тема благословения Авраама, связанная с обрезанием, опущена в благословении Яакову?

А теперь перейдем к заключению другого союза: “Союз между частями рассеченных животных “(Бытие-Берешит 15:13-18 ):

13. И сказал Он Авраму: Знай же, знай, что чужаном будет жить потомство твое на земле, не им (принадлежащей), и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет. 14. И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду Я, а затем они выйдут с большим имуществом. 15. Ты же придешь к отцам твоим с миром, погребен будешь в старости доброй. 16. А четвертое поколение возвратится сюда; ибо не полна вина эмори до сих пор. 17. И было: солнце зашло, и мгла была. И вот горнило дымящееся и факел огненный, это прошло меж тех частей. 18. В тот день заключил Господь с Аврамом завет, говоря: Твоему потомству дал я эту землю от реки Мицраима до великой реки, реки Прат: 19. Кени, и кенизи, и кадмони; 20. И хити, и перизи, и рефаим; 21. И эмори, и кенаани, и гиргаши, и йевуси.

Перед эти Авраам дважды обращается к Всевышнему "господин мой Г-сподь (Тетраграмматон)", а сам отрывок открывается словами "И было слово Господа Аврааму". Это и есть отрывок-обещание, целиком находящийся под именем Всевышнего "Г-сподь"!

Иными словами, оба пророчества-обещания-благословения, связанные с именами Б-га "Бог Всемогущий" это обещание праотцам о том, что у них будут потомки, что они будут многочисленными, что они получат Страну Ханаанскую. Но все эти отрывки отличаются неконкретностью. Тогда как благословение-обещание "между частями рассеченных животных" отличается четкостью: потомки будут жить в чужой стране, они выйдут из нее, выйдут с великим имуществом, завоюют земли такие-то.

Итог:

Пророчество и союз “между частями рассеченных животных” – это "союз судьбы", это повествование о том, что у Авраама будут дети и описание судьбы, которая этих потоков ожидает. Пророчество же и "союз обрезание" – это "союз предназначения" (Оба термина очень часто используются р. Соловейчиком). В нем говорится не о судьбе потомков Авраама, а о миссии, к которой они предназначены: стать не просто народом, а народом союза, неким "островом" посреди человечества. То, что мы обнаружили аналогию между рассказом о союзе обрезания и рассказом о благословении Ноя, обогатило наше понимание финального стиха отрывка о "союза обрезания". Если поначалу мы могли счесть, что оборот "душа того человека (кто злостно не сделает обрезание) будет отсечена от народа" является обычной угрозой и указанием на наказание для нарушителя заповеди, то после того, как мы увидели связь двух отрывков, мы поняли, что этот стих несет дополнительную нагрузку. В союзе Ноя символ союза – радуга – является свидетельством, что человечество не будет больше уничтожено, в союзе обрезание – символ союза является знаком неуничтожимости, символом вечности потомков Авраама.

Отрывок книги Исход-Шмот, связанный с двумя именами Бога указал нам на разницу между двумя союзами: союзом между частями рассеченных животных и союзом обрезания. Одновременно мы смогли понять разницу между "службой" Богу праотцев и службой детей. В первую очередь мы поняли, что обещания союза обрезания начали распространяться уже на праотцев, уже они были носителями миссии служения Богу. Но союз "между частями рассеченных животных" исполняется только в потомках, в тех, кто превратился в Египте в народ. На них распространяется общность судьбы – страдания в Египте и спасение, рабство и свобода.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Каким методом Писание "выстраивает" аналогии между двумя разными рассказми Писания?



КВ-2. Проведите сравнение стихов 17:14 и 9:15.



КВ-3. Можете ли вы придумать простое разумное объяснение, почему вся тема благословения Авраама, связанная с обрезанием, опущена в благословении Яакову?



КВ-4. Что вы можете сказать о даровании нового имени в Писании?



КВ-5. Расскажите, какая связь между союзом Ноя и союзом обрезания.