МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Сотворение Мира: Человек и Человечество"

Лекция 1. Начало Мироздания и Семь дней Творения

1. Основная идея Торы
2. В начале чего?
3. До начала Творения
4. Создание света
5. Семь дней Творения - Общий обзор
6. Десятью речениями создан мир
7. Разница между "бара" ("сотворил") и "аса" ("сделал")
8. Суббота
9. Деление Торы на главы
10. Разные Имена Бога
Список контрольных вопросов

1. Основная идея Торы

Тора начинается словами "В начале сотворил Бог небо и землю..." (в переводе Йосифона). И вот как открывает свой комментарий один из величайших комментаторов Танаха Раби Шломо Ицхаки (Раши):

в начале - Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Этот месяц для вас - глава месяцев" [Имена 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с "В начале"(с сотворения мира)? Потому что "силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен" [Псалмы 111, 6]. Ибо если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то ( сыны Исраэля) скажут им: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".

А вот что пишет Сончино в своём предисловии:

Уже в древности возникал вопрос, почему Тора начинается с рассказа о сотворении мира. Ведь основное ее предназначение - служить сводом законов, на которых должна строиться жизнь как общества в целом, так и каждого человека в частности. Но сам тот факт, что повествование начинается с рассказа о сотворении мира, содержит в себе ответ: Тора является чем-то гораздо большим, нежели простым перечнем законов и предписаний. Она представляет собой охватывающее все стороны жизни, деятельности и знаний человека учение, которое Всевышний дал народу Израиля и которое через него должно стать призывом ко всему человечеству. Поэтому одной из важнейших тем книги Брейшит является повествование о происхождении еврейского народа, его связях с другими народами, - связях, которые определяются тем фактом, что все человечество происходит от одного человека, созданного по образу и подобию Творца. Это и есть тема первых одиннадцати глав книги Брейшит.

Контрольные и дополнительные вопросы:

КВ1: Какую идею хочет передать нам Раши в своём первом комментарии к Торе? Какую идею высказывает по этому поводу Сончино? Как Вы думаете, почему Раши и Сончино дают разные комментарии, от чего может зависеть их подход?

ДВ2: Какой бы Вы сами дали ответ на этот вопрос?

2. В начале чего?

Прочитайте первый параграф Торы Обратите внимание на грамматическую структуру первого предложения:

/1/ В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ, /2/ КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ, /3/ СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ" И СТАЛ СВЕТ. /4/ И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. /5/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ДНЕМ, А ТЬМУ НАЗВАЛ НОЧЬЮ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ОДИН.

Обратите внимание что в другом переводе(Йосифона) имеются некоторые отличия:

/1/ В начале сотворил Бог небо и землю. /2/ Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Божий витал над водою. /3/ И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. /4/ И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. /5/ И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Так объясняет Раши первое предложение: 

в начале ...если желаешь дать прямое толкование, толкуй так: в начале сотворения неба и земли, (когда) земля была в хаосе, пустынности и мраке, Бог сказал: "Да будет свет". Стих не имеет целью указать на порядок сотворения мира, говоря, что они (небо и земля) предшествовали, ведь если бы это являлось целью, следовало бы написать: вначале, сначала сотворил Он небо и землю. Ибо (слово) "В начале" в Писании встречается только в сочетании с последующим словом"

О этом же написано в книге "Две истории сотворения мира" :

Первая же фраза Торы содержит в себе грамматическое несогласование. Первое слово Торы - "Берешит" - "В начале" - является грамматически не "отдельным", а "сопряженным сочетанием" (эта категория называется в ивритской грамматике термином "смихут"). Иными словами, буквально слово "Берешит" следует перевести не как "В начале", а как "В начальности чего-то". Такая форма требует после себя существительного или причастия, а в тексте Торы, в нарушение грамматических норм, после нее идет здесь глагол ("бара" - сотворить).

Контрольный вопрос:

КВ3: Какой перевод больше соответствует комментарию Раши? Почему? Сформулируйте и объясните философские различия которые следуют из разницы в переводе.

3. До начала Творения

Рассмотрим отдельно второй и третий стих первого параграфа:

/2/ КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ, /3/ СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ" И СТАЛ СВЕТ. 

В другом переводе(Фрима Гурфинкель):

/2/ Земля же была - смятение и пустынность, и тьма над пучиною, и дуновение Б-жье витает над водами

Прочитайте следующие комментарии к этому отрывку:

Талмуд (трактат Хагига 12:1):

"Десять вещей были созданны в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи".

Раши:

смятение и пустынность (смятение от пустоты) - "тоhу" означает изумление и ошеломление, ибо человек изумляется и приходит в смятение от такой пустоты. "воhу" означает пустоту и пустынность.

Сончино:

земля - Тора поясняет, что в первый момент творения небо и земля возникают вместе и воспринимаются как единое целое, которое не поддается четкому описанию, и лишь впоследствии происходит разделение. В данном случае под землей понимается все сотворенное в первый момент и содержащее в себе в потенциале и то, что проявится как земля, и то, что проявится как небо.

Контрольный вопрос:

КВ4: На основе данных комментариев, сформулируйте разные варианты понимания слов "КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА". Какие философские следствия вытекают из этого?

4. Создание света

Обратите внимание, что в нашем отрывке описывается создание света, хотя солнце ещё вообще не упомянуто. Вот как объясняет это Сончино:

да будет свет - Этот свет отличается от того, который позднее возникнет как световое излучение солнца. Он призван рассеять темноту, покрывавшую поверхность бездны.

А вот как это прокомментировано в книге "Две истории сотворения мира" Пинхаса Полонского:

"Действительно, "свет" представляется нам самой "тонкой" материальной структурой, и естественно принять его как самую первую стадию Творения. Однако в этом рассказе Торы есть еще один важный для нас смысл. Слово "свет" не зря используется нами в переносном смысле как "духовность", "содержательность", "смысл" (например, в выражении "свет учения"). И Тора здесь указывает нам, что началом Творения является духовность, смысл, содержание, цель - а уже грубо материальное наполнение приходит потом. Иными словами, мир движим целями, а не причинами; причина существования и развития мира и всех явлений в нем не в том, что есть причины, "подталкивающие" явления "сзади", но в том, что есть цели, тянущие мир за собой. Сначала творится свет, ибо духовность тянет за собой материальную реализацию и определяет ее, а не наоборот."

Далее про свет сказано, что он хорош. Как вы понимаете смысл этого выражения?

Прочитайте объяснение Раши:

и увидел Бог свет, что хорош, и отделил (различил) - Также и здесь мы должны обратиться к Агаде: увидел, что недостойны нечестивые пользоваться им (светом), и выделил его для праведников в (мире) грядущем [Хагига 12а]. В прямом же смысле толкуй так: увидел Он, что (свет) хорош и не подобает ему быть беспорядочно смешанным со тьмой, и назначил Он сферой его (власти) день, а сферой ее (власти) ночь[Берешит раба 3].

Контрольный вопрос:

КВ5: Сравните комментарий Раши с приведёнными выше объяснениями по поводу природы света, созданного в первый день.

5. Семь дней Творения - Общий обзор

Прочитайте описание 2-6 дней Творения:

/6/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ ПРОСТРАНСТВО ПОСРЕДИ ВОДЫ И ОТДЕЛЯЕТ ОНО ВОДУ ОТ ВОДЫ". /7/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО, И РАЗДЕЛИЛ МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ ПОД ПРОСТРАНСТВОМ, И МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ НАД ПРОСТРАНСТВОМ; И СТАЛО ТАК. /8/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ВТОРОЙ.

/9/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША" И СТАЛО ТАК. /10/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СУШУ ЗЕМЛЕЮ, А СТЕЧЕНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /11/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ, ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ПО РОДУ СВОЕМУ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО НА ЗЕМЛЕ" И СТАЛО ТАК. /12/ И ПРОИЗВЕЛА ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ ПО РОДУ СВОЕМУ И ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО ПО РОДУ ЕГО. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /13/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

/14/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДУТ СВЕТИЛА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТ НОЧИ, ДА БУДУТ ОНИ ЗНАМЕНИЯМИ И ДЛЯ ВРЕМЕН, И ДЛЯ ДНЕЙ И ГОДОВ. /15/ И ДА БУДУТ ОНИ СВЕТИЛАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕСНОМ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ" И СТАЛО ТАК. /16/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ ДНЕМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЕЗДЫ. /17/ И ПОМЕСТИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕС, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ, /18/ И ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ ДНЕМ И НОЧЬЮ, И ЧТОБЫ ОТДЕЛЯТЬ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /19/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.

/20/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ВОСКИШИТ ВОДА КИШЕНИЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ПТИЦЫ ДА ЛЕТАЮТ НАД ЗЕМЛЕЮ ПО ПРОСТРАНСТВУ НЕБЕСНОМУ". /21/ И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ БОЛЬШИХ МОРСКИХ ЖИВОТНЫХ И ВСЕ СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, КОТОРЫМИ ВОСКИШЕЛА ВОДА, ПО РОДУ ИХ, И ВСЕХ ПТИЦ КРЫЛАТЫХ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /22/ И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, СКАЗАВ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ВОДУ В МОРЯХ, И ПТИЦЫ ДА РАЗМНОЖАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ". /23/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ПЯТЫЙ.

/24/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ ПО РОДУ ИХ, СКОТ И ГАДОВ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ" И СТАЛО ТАК. /25/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМЛИ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /26/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ". /27/ И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ. /28/ И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ". /29/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ВОТ Я ДАЮ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ, КОТОРАЯ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, У КОТОРОГО ПЛОД ДРЕВЕСНЫЙ, СЕМЕНОНОСНЫЙ, ВАМ ЭТО БУДЕТ В ПИЩУ. /30/ А ВСЕМ ЖИВОТНЫМ ЗЕМЛИ И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ И ВСЯКОМУ ПРЕСМЫКАЮЩЕМУСЯ ПО ЗЕМЛЕ, В КОТОРОМ ДУША ЖИВАЯ, ВСЯКАЯ ЗЕЛЕНЬ ТРАВНАЯ ДЛЯ ПИЩИ" И СТАЛО ТАК. /31/ И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

Контрольный вопрос:

КВ6: Составьте таблицу, в которой будут записаны Семь дней Творения, и то что было создано в каждый день.

6. Десятью речениями создан мир

Продолжая знакомится с описанием творения мира в Торе, мы замечаем повторяющийся оборот: "СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ... И СТАЛ...". При этом глагол "творить" отсутствует. Вот что объясняет Сончино по этому поводу:

сказал Всесильный - "Словом Бога сотворены небеса" (Теhилим 33:6). В талмудической литературе о Всевышнем часто говорят: "Тот, Кто сказал, - и возник мир". Выражение "Всесильный сказал" должно пониматься так же, как "Всевышний пожелал" (Рав Саадья-гаон).

Про это также сказано в Талмуде:

"Десятью речениями создан мир" (трактат Авот 5:1).

Проверьте для себя сколько раз встречается выражение "СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ..." в описании Семи дней Творения. Раши добавляет, что "В начале" это тоже речение.

Попробуем лучше понять вышесказанное. Для этого прочитайте отрывок из книги Рамбама "Путеводитель растерянных" :

Ибо человек не может понять с первого взгляда, каким образом может осуществиться то, что Он желает осуществить, посредством одной только Его воли, но, согласно начальному воззрению, тот, кто желает осуществить нечто, неизбежно должен либо осуществить это посредством своих собственных действий, либо повелеть другому произвести это. Поэтому Богу было метафорически приписано повеление о возникновении того, бытие чего угодно Ему, и говорится, что Он повелел, чтобы нечто стало сущим, и это нечто стало сущим. Смысл этих выражений - уподобления Его деяний нашим, в дополнение к разъясненному нами ранее значению слова "воля". Итак, всякий раз, когда в рассказе о творении встречается выражение, "И сказал" оно означает "И пожелал Он" или "И было угодно Ему".

Дополнительный вопрос:

ДВ7: Как вы думаете почему Бог создал мир десятью речениями, ведь Он мог создать мир и одним речением, не так ли?

7. Разница между "бара" ("сотворил") и "аса" ("сделал")

Мы уже видели как перевод может повлиять на смысл оригинального текста Торы. Попробуем уточнить этот аспект. В описании творения мы видим, что используются разные глаголы, такие как "бара" (сотворил) и "аса" (сделал). Каждый из них отражает особый аспект. Сончино пишет про это в своём комментарии:

сотворения - ...Глагол "бара" (творить) используется в Торе только для описания Божественного акта. Действие человека обозначается глаголами "делать", "формировать"; "творить" Тора понимает только как "создать из ничего" (сказуемые, выраженные глаголами "делать" и "формировать", во многих местах текста служат также для описания действий Всевышнего).

А в книге "Две истории сотворения мира" имеется подробное объяснение:

Слово, на которое мы хотели бы обратить внимание сейчас, это - глагол "бара", переводимый обычно "творить"; и смысл его в том, что творится "нечто из ничего", т. е. творится некая принципиально новая сущность, которой не было в этом мире и которая не может быть сделана, скомпонована из элементов уже имеющихся.

В отличие от этого, другой часто повторяющийся при Сотворении глагол "аса" - "делать" - означает переделку одного в другое, делание нового объекта из уже имеющихся элементов. Иначе говоря, "бара" - это "нечто из ничего" (на иврите: "йеш ме-айн" ), а "аса" - это "одно из другого" (на иврите - "йеш ми-йеш").

Контрольный вопрос:

КВ8: Объясните как были созданы солнце и луна в четвёртый день (в 16 стихе используется глагол "ваяас", от слова "аса" – сделал).

8. Суббота

/1/ И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ И ВЕСЬ СОНМ ИХ. /2/ И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ. /3/ И БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО ТОГДА ПОЧИЛ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ТВОРЯ, СОЗИДАЛ.

Ознакомьтесь с комментарием книги Зоhар к этому отрывку:

и завершил Всесильный - Сказал рабби Хизкия: "...Хотя были закончены все деяния Бога [за шесть дней], творение мира не было завершено, пока не пришел день седьмой. Ибо лишь с приходом седьмого дня довел Всевышний, благословен Он, свое творение до совершенства. Вот что означает стих "И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал..." Только в этот день явился мир, дело рук Всевышнего, во всей своей полноте.

А вот, что пишет здесь Раши:

и завершил Всесильный в седьмой день (или: седьмым днем) - Раби Шимон говорит: "Человек (букв.: плоть и кровь), не знающий времен своих и мгновений своих, обязан прибавить от буднего к святому (к дню субботнему). (Однако) Святой, благословен Он, знающий времена Свои и мгновения Свои, вошел в него (в седьмой день) с точностью величайшей (букв.:на волосок), и казалось, будто Он завершил (Свой труд) в этот день". Другое объяснение: Чего недоставало миру? Покоя. Настала суббота - настал покой; труд был закончен и завершен (седьмым днем).

Прочитайте внимательно комментарий Сончино, в котором он объясняет важный принцип изучения Торы:

почил - Иврит: "шават"(отстранился) от процесса Творения. В четвертой заповеди (Шмот, 22:11) о Всевышнем говорится, что Он "успокоился" в седьмой день. Такое приписывание Всевышнему свойств и действий, присущих человеку, называется антропоморфизмом. Подобное описание никогда не понимается буквально. Все, что связано с истинными свойствами Всевышнего, недоступно человеческому разуму. Тора, рассказывая о Всевышнем, пользуется языком образов, доступных для ограниченного человеческого разума, и в то же время дает намек, с помощью которого хотя бы в какой-то степени можно приблизиться к пониманию Бесконечного. Талмуд, анализируя те отрывки, в которых рассказывается о Всевышнем, как правило отмечает: "Дибра Тора келашон бней Адам" - "Тора говорит языком, доступным человеку".

Контрольные вопросы:

КВ9: Какой философский смысл субботы можно подчеркнуть из комментария книги Зоhар?

КВ10: Согласно комментарию Раши, является ли Шаббат одним из дней, когда происходило Творение?

9. Деление Торы на главы

Прочитайте переход между первой и второй главами Торы. Если бы Вас попросили разделить эти главы, с какого стиха Вы бы начали вторую главу?

/31/ И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

ГЛАВА 2

/1/ И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ И ВЕСЬ СОНМ ИХ. /2/ И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ. /3/ И БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО ТОГДА ПОЧИЛ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ТВОРЯ, СОЗИДАЛ. /4/ ВОТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ ПРИ СОТВОРЕНИИ ИХ, ВО ВРЕМЯ СОЗИДАНИЯ БОГОМ ВСЕСИЛЬНЫМ ЗЕМЛИ И НЕБА. /5/ НИКАКОГО ЖЕ КУСТАРНИКА ПОЛЕВОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ И НИКАКАЯ ТРАВА ПОЛЕВАЯ ЕЩЕ НЕ РОСЛА, ИБО ДОЖДЯ НЕ ПОСЫЛАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ НА ЗЕМЛЮ, А ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ОБРАБАТЫВАТЬ ЗЕМЛЮ. /6/ НО ПАР ПОДНИМАЛСЯ С ЗЕМЛИ И ОРОШАЛ ВСЮ ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ.

В книге "Две истории сотворения мира" подробно объяснено про деление Торы на главы :

Современное деление Торы на главы - не еврейского происхождения, оно было сделано христианскими священниками в Риме в 13 веке, при подготовке первых конкордаций Библии. Люди, которые делили Библию на главы, делали это приблизительно, разделяя текст на главы-рассказы на свое усмотрение. И потому, с точки зрения еврейской традиции, их деление изобилует множеством ошибок - и, в частности, первые три стиха второй главы должны были быть отнесены к "первой главе".

Таким образом, современные "главы" в тексте Торы есть просто знак для нумерации, но не логически цельные главы. Понятно, что на это деление неправомочно ссылаться при любом логическом анализе текста. Оно проникло в еврейские книги только в период вынужденных дискуссий с христианами, когда власти заставляли евреев обсуждать со священниками-миссионерами "вопросы иудаизма и христианства". И поскольку христиане ссылались на свое разделение текста Библии, то евреи были вынуждены занести это разделение в свои книги, чтобы они могли отвечать на христианские доводы.

Исходным же еврейским разделением текста Торы является деление на "паршийот" (единственное число -"параша'") - абзацы. Абзацы бывают "закрытые" (обозначаются в Свитке Торы отступом на 9 символов от конца предыдущего предложения, а в печатных изданиях Торы - буквой "самех"), и "открытые" (они обозначаются в Свитке началом текста с новой строки, а в печатных изданиях Торы - буквой "пей"). Это разделение на абзацы идет от Дарования Торы, от Моисея, и каждый "абзац" представляет собой логически завершенный отрывок.

10. Разные Имена Бога

После того как Тора завершает описание Семи дней Творения, мы читаем следующее:

/4/ ВОТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ ПРИ СОТВОРЕНИИ ИХ, ВО ВРЕМЯ СОЗИДАНИЯ БОГОМ ВСЕСИЛЬНЫМ ЗЕМЛИ И НЕБА.

Сончино даёт здесь подробное объяснение:

Богом Всесильным - Здесь приводятся два самых значительных (из всех упоминающихся в Торе и в книгах пророков) имени Всевышнего. Вторая из Десяти заповедей запрещает произносить имя Всевышнего впустую. Наиболее строгие положения этого закона относятся к четырехбуквенному имени, которое запрещено произносить когда бы то ни было. В молитве и при чтении Торы закон обязывает заменять это имя на Адонай. Обычно непроизносимое четырехбуквенное имя называют тетраграмматон (греч. "имя из четырех букв"). Лишь раз в году, в Йом-Кипур, первосвященник во время исполнения службы в Храме произносил это имя несколько раз. В момент произнесения весь народ распростирался на плитах двора и провозглашал: "Благословенно имя Того, Чье великое царство навеки и на веки веков". Имя Всевышнего не может быть представлено как слово языка. Как слово языка оно не имеет значения. Четыре буквы представляют собой наложение друг на друга трех слов: "был", "есть" и "будет". Таким образом, тетраграмматон указывает на извечное, непрерывающееся, не зависимое ни от кого существование. Любой перевод четырехбуквенного имени на другой язык может рассматриваться только как приблизительное разъяснение смысла слова. Иногда в литературе данное имя Всевышнего переводится как Превечный.

Вслед за четырехбуквенным именем приводится еще одно имя Всевышнего, Элоhим. В то время как Адонай употребляется, когда говорится о Всевышнем, как о Том, Кто управляет историческими процессами, определяет события жизни человека и разговаривает с пророками, имя Элоhим встречается в тех случаях, когда Всевышний представлен как Тот, Кто управляет миром через материальные силы, которые полностью подчинены Ему. Комментаторы подчеркивают принципиальное значение выбора Торой того или иного имени при описании событий и законов: имя Адонай указывает на то, что речь идет о проявлении меры милости Всевышнего, а имя Элоhим - о проявлении меры суда. Мидраш рассказывает, что при сотворении мира Всевышний как бы рассуждал Сам с Собой: "Если Я создам мир, опираясь только на милость, - грех будет преобладать повсюду. Если Я создам мир, положив в основу только принцип суда, - мир не сможет устоять. Поэтому Я использую как меру милости, так и меру суда". В первой главе книги Брейшит, в которой описано мироздание в целом, употребляется имя Элоhим. Во второй главе, где начинается рассказ о человеке, на первое место выдвигается имя Адонай. Существование человека невозможно, если не проявляется Божественная мера милости.

В свете сказанного становится понятен комментарий Раши на первый стих Торы:

сотворения Богом - (Сказано: сотворил Бог, Судья), и не сказано: сотворил Господь (Милосердный). Ибо вначале вознамерился сотворить (мир) на основе (строгого) правосудия, но увидев, что мир не может так существовать, выслал вперед милосердие и соединил его с правосудием. К этому относится сказанное: "в день созидания Господом Богом земли и неба" [2:4].

Дополнительный вопрос:

ДВ11: Почему, по Вашему мнению, у Всевышнего есть много разных имён?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ1: Какую идею хочет передать нам Раши в своём первом комментарии к Торе? Какую идею высказывает по этому поводу Сончино? Как Вы думаете, почему Раши и Сончино дают разные комментарии, от чего может зависеть их подход?



ДВ2: Какой бы Вы сами дали ответ на этот вопрос?



КВ3: Какой перевод больше соответствует комментарию Раши? Почему? Сформулируйте и объясните философские различия которые следуют из разницы в переводе.



КВ4: На основе данных комментариев, сформулируйте разные варианты понимания слов "КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА". Какие философские следствия вытекают из этого?



КВ5: Сравните комментарий Раши с приведёнными выше объяснениями по поводу природы света, созданного в первый день.



КВ6: Составьте таблицу, в которой будут записаны Семь дней Творения, и то что было создано в каждый день.



ДВ7: Как вы думаете почему Бог создал мир десятью речениями, ведь Он мог создать мир и одним речением, не так ли?



КВ8: Объясните как были созданы солнце и луна в четвёртый день (в 16 стихе используется глагол "ваяас", от слова "аса" – сделал).



КВ9: Какой философский смысл субботы можно подчеркнуть из комментария книги Зоhар?



КВ10: Согласно комментарию Раши, является ли Шаббат одним из дней, когда происходило Творение?



ДВ11: Почему, по Вашему мнению, у Всевышнего есть много разных имён?