МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Люди и эпохи в истории еврейской традиции. Часть 2"

Лекция 4. Рабейну Ашер бен Иехиэль (Рош, 1250-1327)
р. Яаков бен Ашер ("Арба Турим", ум. ок. 1340 г.)

1. Биография
2. Философские и галахические проблемы
3. Основные труды Роша
4. р. Яаков бен Ашер (сын Роша). "Арба Турим"
Список контрольных вопросов

1. Биография

Раби Ашер бар Иехиэль (известен под аббревиатурой РОШ) - выдающийся галахический авторитет, комментатор и кодификатор Талмуда - родился в Германии, в Рейнской области, в 1250 г. Отец его принадлежал к кружку "хасидей ашкеназ" р. Иеhуды hа-Хасида и принадлежал к роду, из которого вышло множество знаменитых раввинов Германии, происходящему от р. Гершома Меор hа-Гола. Мать погибла во время одного из еврейских погромов, которые были нередки в ту эпоху в Рейнской области. Вообще, практически в каждом поколении, этот род терял несколько человек во время такого рода погромов.

В юности р. Ашер учился у своего отца и дяди. Основные же знания приобрел у великого р. Меира из Ротенбурга (он так же известен под аббревиатурой Меhарам ме-Ротнебург). Именно р. Меир первым назначил его на раввинскую должность, сделав членом своего суда в Вормсе. Потом Рош переехал в Кельн, где женился на дочери местного очень состоятельного еврея. В Кельне Рош становится одним из высших авторитетов в области Галахи. Он продолжает активную переписку со своим учителем р. Меиром из Ротенбурга, причем р. Меир в письмах регулярно называет своего ученика "Мой учитель и наставник р. Ашер".

В 1286 году Меир из Ротенбурга был арестован. С этим арестом связан ряд легенд, но смысл ареста сводится к тому, что власти просто шантажировали еврейские общины, требуя за раввинов огромную сумму денег выкупа. Рош собрал в Майнце совет общин Германии, где главы общин распределили между собой, какая общин сколько денег внесет за р. Меира. На этом совете Рошу пришлось стать гарантом за большие займы (сам Рош был очень состоятельным человеком). Выкуп так и не состоялся. Сам р. Меир запретил себя выкупать, ссылаясь на то, что это создаст очень опасный прецедент и станет угрозой для других лидеров общин. В 1293 р. Меир умер в заключении, и Рош занял место признанного главы всего ашкеназского (германского) еврейства.

Обстановка в Германии оставалась плохой, и Рош опасался, что и его постигнет судьба учителя. В 1303 году Рош оставляет "страну преследований" и переезжает вначале в Савойю, а потом после года скитаний добирается до Прованса. Здесь его встречают с большим уважением, но он не задерживается надолго в Провансе и отправляется в Барселону, где получает приглашение занять должность раввина общины города Толедо, столицы Кастилии. Это одно из самых неожиданных назначений - потому что во главе одной из самых важных общин Испании встал скитающийся рав из Германии. Его влияние в Толедо было огромным. Дело в том, что раввинский суд Толедо имел власть над всеми еврейскими судами Кастилии, а, кроме того, по решению короля Кастильского, еврейский суд имел право судить не только финансовые дела, но и накладывать штрафы и даже приговаривать к учечьям и к смертной казни. Авторитет Роша стал огромным. Сын р. Ашера рассказывает, что власти Германии предложили Рошу вернуться, пообещав охрану из пятидесяти солдат, но он отказался. Ему посылали галахические запросы из Германии, Северной Африки, из всех районов Испании. Его ешива в Толедо стало самой знаменитой ешивой еврейского мира. Умер Рош в 1327 г. через несколько недель после смерти любимой жены.

2. Философские и галахические проблемы

Еще во время пребывания в Провансе Рош столкнулся с одной проблемой, характерной скорее для южных областей европейского еврейства, чем для Германии. Рош не был сторонником философии, считая, что она не нужна и что все основано на Торе. Поэтому к нему обратились главы нескольких непрованских общин с просьбой вступить в борьбу с евреями, увлеченными философией и "внешними науками". Речь шла о нееврейской философии, которая в этот период в Провансе была в большой моде; и главы непрованских общин попросили р. Ашера издать "херем" (постановление с угрозой отлучения) для всех, кто занимается философией. Рош отказался, сказав: "Жители Прованса, с красивой речью и ясным умом, наделенные интеллектом, приняли меня с распростертыми объятиями, а сказано: "Не кидай камень в колодец, из которого ты пил". Хотя все же Рош признал, что знание Торы у религиозных местных евреев недостаточно. Просьба о хереме была повторена, когда Рош уже был в Барселоне. Интересен ответ Роша на эту просьбу: "Такими методами их не переубедить, потому что все это началось очень давно, и грех и склонность к чуждым наукам уже пустили корни, а потому отказаться от этого им крайне тяжело. Следует собрать совет в одном из городов Прованса, где призвать всех евреев держаться веры Моше и Израиля, но разрешить и другой мудрости (философии) не оставлять, выделив для нее известное время". Этот совет оказал свое действие. Уже когда р. Ашер стал главой Толедо, в Барселоне был принят один из самых известных херемов, в котором "запрещалось любому человеку, не достигшему 25 лет, читать книги греческой философии и внешних наук (кроме медицины)". Этот херем вошел в еврейскую историю под названием "Барселонский херем" и был скопирован огромным количеством общин. Сам р. Ашер, когда получил экземпляр постановления, подписал его сам и дал подписаться под ним практически всем кастильским раввинам.

При Рош не являлся вообще противником светских наук. Он боролся только с тенденцией испанских и прованских общин отдавать предпочтения светским наукам по сравнению с изучением Торы. Он писал: "Тот, кто начал с этих (светских) наук, не сможет отказаться от них и впустить в сердце мудрость Торы, ибо не сможет отказаться от привычных ему естественных наук и его сердце будет всегда стремиться к ним, а потому не будет он увлечен Торой, которая "путь жизни нашей". Рош считал, что можно учить светские науки, но только после еврейских. Более того, известно, что одна из основных книг той эпохи по астрономии была написана учеником Рошу при прямой его поддержке, автор даже посвятил эту книгу по астрономии "Йесод Олам" (Основа мира) своему учителю - р. Ашеру.

В Толедо Рош столкнулся еще с одной проблемой - с удивившей его практикой, что толедский раввинский суд имел право выносить любые, в том числе и смертные приговоры. Он писал: "Я не слышал ни об одной общине Израиля, в которой бы в отсутствии Санhедрина выносили бы такие приговоры. Но мне сказали, что здесь таково решение короля". Рош принял эту практику, правда оговорился, что смертных приговоров он выносить не готов. Зато известна его огромная переписка по поводу членовредительства. Дело в том, что так как еврейский суд Толедо получил свое право судить от короля, то он принял некоторые варианты наказания, практикуемые в ту эпоху среди неевреев. Так, например, сам Рош подписал приговор об отрезании языка человеку, поносившему Бога. Оживленную галахическую переписку вызвал приговор, согласно которому женщине, признанной виновной в супружеской неверности, следовало отрезать нос. Вопрос здесь состоял собственно в прерогативах общины выносить приговоры, Торой никак не предусмотренные. В конце концов, в Торе ни разу не упомянуты наказания, связанные с членовредительством. В конце концов, вывод оказался следующим: община имеет право выносить даже такого рода постановления. Применение их обусловлено только запретом выносить приговор "задним числом"; иными словами, если постановление о том, что "за такие-то преступления теперь будет выноситься такое-то наказание" было принято общиной до собственно преступления, то можно приговаривать согласно нему, если же его до преступления не было, то нельзя. (Предупреждение читателю - в любом случае такого рода постановление не должно противоречить прямому закону Торы; в нашем случае - если бы в Торе был запрет выносить такие приговоры, то и община не имела бы на то права; впрочем тонкостей здесь столько, что в них способен разобраться только очень квалифицированный рав).

В период Роша в Испании ходила поговорка "великие живут в королевском дворце", смысл которой сводился к тому, что велкие представители еврейской общины должны во всем походить на испанскую знать. Более того, подразумевалось, что чем более велик человек, тем больше прав и привилегий он должен стараться получить от королевской семьи. Часто такой образ жизни наносил вред остальным членам общины и Рош предпринял серию шагов, чтобы ограничить внутри еврейской общины действие привилегий, полученных от нееврейской власти. Точно так же существует серия гневных писем Роша, в которых он спорит с возможностью принятия общиной постановления, находящегося в полном противоречии с законом Торы. Характерным примером является борьба Роша с установившимся в Толедо обычаем присуждать все наследство старшему сыну, оставляя остальных без имущества. Рош утверждал, что майоратное право полностью противоречит Торе. Точно так же Рошу приходилось бороться с арабским влиянием, и обычаем, что муж может развестись с женой, только потому, что жена утверждает, что она "не имущество мужа" (хотя бы потому, что в еврейском праве жена никогда не считалась имуществом мужа и была достаточно самостоятельной в правовом отношении).

В Испании Рош не изменил обычаям "хасидей ашкеназ", то есть очень строгой, во многом аскетической жизни, крайне методичного исполнения закона. Следует заметить, что огромное количество строгостей в вопросах закона в этом случае применяются им только к себе, и никогда не являются основой для решения, направленного на другого.

3. Основные труды Роша

Главным трудом Роша, на котором основано все его влияние на последующее развитие иудазима, являются "Пискей hа-Рош" (Решения Роша). Их называют также "hилхот hа-Рош" (установления Роша) и "сефер hа-Ашери" (книга Ашери). Книга написана по образцу его предшественника, Ицхака Алфаси. Этот труд является как бы "сжатым Талмудом", выборкой законов Талмуда в применении к действующему законодательству. Опуская агадическую часть Талмуда, Рош сосредотачивается на его галахической части (причем только на действующих законах), опуская длительные споры Талмуда и подытоживая их, добавляя при этом последующих кодикаторов и комментаторов.

В короткое время труд Роша вытеснил комментарий Альфаси, являясь базой для всей дальнейшей учебы. Труд включает в себя большинство трактатов Талмуда; в дальнейшем, основываясь на них были созданы книги "hалахот ктанот", в которых hалаха собрана не в порядке ее появления в Талмуде, а в тематическом порядке. Например: "Седер авода" "Цицит" (все законы, связанные с цицит) "Тфилин" "Мезуза" "Халица" и "Мила".

"Ответы и вопросы" (Респонсы) Роша составляют более 1000 респонсов, чрезвычайно важных для истории Галахи и еврейства, для изучения Галахи и жизни и культуры ашкеназского и испанского еврейства.

В дальнейшем книги Роша стали одним из трех столпов галахи, на которых был основан Шульхан Арух.

Благочестие Роша и его поведение, достойное подражания, отразились в нравоучительном сочинении известном под названиями: "hанhагот hа-Рош" (Руководства Роша), "Орхот хаим" (Образцы жизни) и "Цаваат ха-Рош" (Завещание Роша). В этом сочинении дается подробное описание этических правил поведения еврея в его частной семейной и общественной жизни.

4. р. Яаков бен Ашер. "Арба Турим"

Систематизация Рошем еврейского Закона была продолжена и развита его сыном.

Р. Яаков бен Ашер, один из важнейших кодификаторов еврейского Закона, родился в Германии в конце 13 в.; в 1305 г. переселился с отцом в Толедо, в 1317 г. был назначен казначеем и старостой местных благотворительных обществ. Не желая занимать какой-либо раввинский пост, р. Яаков бен Ашер жил очень бедно (в одном из писем мы находим, что у него не было средств купить себе отдельную субботнюю одежду, и он не мог себе позволить поставить в Субботу на стол более праздничную еду, чем в будни).

Р. Яаков бен Ашер умер ок. 1340 г.

Как кодификатор, р. Яаков бен Ашер занимает следующее место после Маймонида. В частности, по отношению к ритуалу ашкеназских евреев р. Яаков бен Ашер должен быть назван "отцом ашкеназского ритуала". Его гигантский труд "Тур" или "Арба Турим" представляет капитальнейшую попытку кодифицировать весь галахический материал, содержащийся в обоих Талмудах, гаонских респонсах, талмудических комментариях и кодексах.

В отличие от Роша, который составил свой труд в соответствии с порядком текста Талмуда, р. Яаков бен Ашер решил пойти по пути Маймонида и систематизировать всю галаху по тематическому признаку. Однако, в отличие от Маймонида, он хотел составить чисто практический кодекс, и поэтому не стал рассматривать законы, не применимые в настоящее время (Храм и др.), и, кроме того, разработал "бытовую", а не "философскую" систематизацию материала.

Кодекс р. Яакова бен Ашера распадается на четыре раздела, "Тура" - "Колонны", и поэтому называется "Арба Турим" - "Четыре Колонны":

  1. Тур "Орах Хаим" ("Путь Жизни") охватывает ежедневный, субботний и праздничный ритуал в обширном смысле слова;
  2. Тур "Йоре Деа" ("Учитель знания") содержит ритуал убоя скота, законы о запрещенной и разрешенной пище, законы о росте, о менструации, законы о присяге и обетах, погребальные обряды;
  3. Тур "Эвен hа-Эзер" ("Камень Помощи") посвящен семейному праву, и
  4. Тур "Хошен Мишпат" ("Нагрудник Суда") охватывает гражданское право.

Благодаря замечательной систематизации материала, всеобъемлющему характеру, а также тому обстоятельству, что из него были исключены все ритуалы, не имеющие в настоящее время уже применения, труд р. Яакова бен Ашера получил вскоре всеобщее признание. На него ссылаются уже его современники. Величайшие раввинские авторитеты, как р. Иосиф Каро, р. Моисей Иссерлес, р. Иошуа Фальк, р. Йоэль Сыркес и др. комментировали "Арба Турим". Впоследствии разработанная р. Яаковом бен Ашером структура легла в основу Шульхан-Аруха Каро и Рамо и позднейших кодексов.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Опишите разничу в положении евреев около 1300 года в Германии и в Испании.



КВ-2. Каковы главные философские, галахические и этические проблемы, с которыми столкнулся Рош в Испании?



КВ-3. На каких книгах основано влияние Роша на дальшейшее развитие еврейской мысли?