МАХАНАИМ — еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Люди и эпохи в истории еврейской традиции. Часть 2"

Лекция 12. Шнеур Залман из Ляд (Альтер Ребе, 1745-1812)

1. Биография
2. Объединение "Двух источников Света"

1. Биография

Рав Шнеур Залман бен Барух из Ляд, "Альтер ребе" (известный также под псевдонимом Адмор hа-Закен, или hа-Рав ми-Ляды, или hа-Рав), знаменитый основатель ХаБаДа — литовско-белорусского направления в хасидизме, родился в раввинской семье в 1745 году в местечке Лиозны Могилевской губернии. Его отец лично обучал своего сына Торе до шести лет. С раннего возраста мальчик обнаружил удивительные способности к изучению иудаизма, вследствие чего по достижении восьми лет отец отдал его в школу местного талмудиста Рава Иссахара-Бера Любавического. Однако через три года Рав Иссахар-Бер отказался быть преподавателем юного Шнеура Залмана, который к тому времени (в 11 лет) превзошел его в своих познаниях, и посоветовал отвезти мальчика в Витебск — город, в котором в тот период жили выдающиеся знатоки Торы. В Витебске Шнеур Залман в течение двух лет обучался у разных учителей и вскоре прослыл одним из самых знающих учеников города. В возрасте пятнадцати лет он женился на дочери одного из старшин Витебской общины, местного богача Рава Иуда Лейба Сегаля. После женитьбы он продолжал учиться, в результате чего, когда ему исполнилось восемнадцать лет, он заканчивает проходить Талмуд в шестнадцатый раз. К тому времени он углубляется в изучение Каббалы, ведя при этом аскетический образ жизни.

Рассказы хасидов очень ярко характеризуют его целеустремленность к познанию иудаизма. Например, рассказывают, что тесть Шнеура — Рав Сегаль, заботясь о здоровье юноши, пытался, по меньшей мере, ночью заставить его спать, а не учиться, и для этой цели, забрал из комнаты все свечи в надежде, что в темноте у Шнеура Залмана не будет возможности заниматься. И каково же было его удивление, когда он обнаружил, что его молодой зять сидит на балконе и учится при свете луны. В другой раз Рав Сегаль вытащил все стулья, полагая, что Шнеур не сможет долго учиться стоя и пойдет отдохнуть. Но тот лишь с большим усердием продолжал заниматься и даже поблагодарил своего тестя за идею: ведь стоя меньше хочется спать, чем сидя. С того дня он сам выносил стулья из своей комнаты.

Через некоторое время Шнеур Залман понял, что он изучил в Витебске все, что было возможно, и что пришло время перебраться в какой-нибудь из самых главных центров изучения Торы. Его выбор был между Вильнюсом, где находился Виленский Гаон, и Межеричем, резиденцией Дов Бера, ученика Бааль-Шем-Това. В конечном итоге, в 1765 г. в качестве места для продолжения своей учебы Шнеур Залман выбрал город Межерич (по преданию, он сказал: "Учиться я уже умею, а вот молиться — еще нет"), где был принят Равом Дов Бером. Хотя Шнеур Залман был одним из самых молодых учеников Маггида, тот весьма высоко оценивал его способности и в 1770 г. поручил ему написать новый Шулхан Арух (Шнеур Залман работал над этим трудом много лет, однако после его смерти была опубликована примерно треть рукописи, остальная часть погибла во время пожара; этот свод религиозного законадательства известен под названием "Шулхан Арух hа-Рав", 1814). После смерти Рава Дов Бера (1772) р.Шнеур Залман возвращается в Витебск и становится последователем тогдашнего главы хасидов Беларуссии — Рава Менахема Менделя из Витебска. После отъезда в 1777 г. р.Менахема Менделя с большой группой хасидов в Эрец-Исраэль р.Шнеур Залман занимает его место. За короткое время число его последователей (людей, поддерживающих хасидизм) приблизилось к ста тысячам человек, и вскоре Шнеур Залман занял одно из главенствующих положений в хасидском движении.

Систематическое изложение своей концепции хасидизма р.Шнеур Залман дал в труде "Ликутей амарим" ("Собрание изречений"). Это сочинение, известное под названием "Тания" — "Учение" (по первому слову этой книги), стало важнейшей книгой хасидов Хабада, их "письменной Торой".

Еще в 1774 г., в ранний период противодействия хасидизму со стороны классического еврейства, Шнеур Залман вместе с Менахемом Мендлом из Витебска отправился в Вильну, чтобы встретиться с Виленским Гаоном и убедить его в благочестии хасидов и их преданности традиции. Они пытались найти почву для взаимопонимания между хасидами и "митнагдим" (противниками хасидизма). Однако Гаон не пожелал встретиться с ними. После этого Шнеур Залман предпринял еще одну попытку примирения, посетив вместе с р.Авраамом Калискером раввинов Шклова — одного из важнейших центров талмудической учености, однако и эта попытка окончилась неудачей.

Необычайная энергия, громадный организаторский талант, репутация выдающегося талмудиста, философский характер его учения (он привел учение хасидизма в соответствие со строгими требованиями талмудических авторитетов), обаяние личности — все эти факторы способствовали ислючительному влиянию Шнеура Залмана на хасидов. Шнеур Залман ввел некоторые изменения в ритуал и порядок молитв, приблизив их к сефардским. С этого периода главное внимание "митнагдим" обратили на деятельность Шнеура Залмана, а их борьба с хасидизмом превратилась в борьбу с ним. В то время эта борьба включала доносы Русскому царскому правительству. Осенью 1798 г. Шнеур Залман и его 22 "сообщника" были арестованы и отправлены в Петербург. Шнеур Залман был обвинен в создании вредной секты, распространении нежелательных религиозных идей и нелегальной отправке денег в Палестину для каких-то политических целей. В ноябре 1800 г. Шнеур Залман был арестован вторично и вновь привезен в Петербург.

Но, в конце концов, в 1801 г. его окончательно освободили, и он поселился в местечке Ляды (Могилевская губерния), где всецело отдался написанию трудов, занимался упорядочением жизни хасидских общин и духовно руководил своими приверженцами. С этих пор р.Шнеур Залман стал известен как "ребе из Ляд". В 1802-1805 гг. возникли серьезные разногласия между ним и главой хасидов в Эрец-Исраэль р.Авраамом Калискером. В то время как Калискер основывал свою систему хасидизма на стихе "А праведный своею верою жив будет" (Хав. 2:4) — т.е. на вере и религиозном чувстве, Шнеур Залман основывался на стихе "Познай Бога, Отца твоего, и служи Ему" (I Хр. 28:9) — т.е. требовал прежде всего познания и проникновения в идею Божества (это и было сутью созданной им системы "Хабад"). Это требование казалось Калискеру неприемлемым, т.к., по его мнению, грозило выделением из хасидов группы избранников, способных "познавать", в то время как широкие неподготовленные массы останутся в стороне. Калискер обратился с жалобой на новшества Шнеура Залмана к р.Леви Ицхаку из Бердичева, но тот всецело стал на сторону Шнеура Залмана и упрекнул жалобщика в непочтительности к "великому праведнику".

Интеллектуализация хасидизма в учении Шнеура Залмана, когда источником веры объявлялся разум, созерцательное мышление, а не одно лишь чувство, не устраивала и другие группы хасидов, во главе которых стояли р.Барух из Меджибожа (внук Бешта) и некоторые другие лидеры хасидизма. Эти распри доставили Шнеуру Залману много беспокойства, но не уменьшили его главенствующего влияния в литовско-белорусском хасидизме.

Важно отметить, что с наступлением Отечественной Войны 1812 года, р.Шнеур Залман, который опасался, что с победой Наполеона устои иудаизма в России сокрушатся, приказал своим последователям оказывать всяческое содействие русскому правительству. С приближением французов, р.Шнеур Залман вместе с семьей уехал в Красное, где присоединился к отступавшим русским войскам. Он продолжал свой путь до села Пены (Курской губернии), где и скончался в конце 1812 года.

Шнеур Залман стал основателем семьи-динасии цадиков и раввинов Шнеерсон.

У Шнеура Залмана остались три сына: Рав Хаим-Авраам, Рав Моше и Рав Дов Бер. Именно р.Дов Бер, переехав в Любавичи, придал окончательные рамки Хабаду как "любавическому хасидизму".

2. Объединение "Двух источников Света"

Среди хабадников говорят, что перед рождением Щнеура Залмана его отцу раву Баруху приснился сон, будто его будущий сын осветит иудаизм в двойном свете: Солнца и Луны; и поэтому рав Барух назвал своего сына "Шней Ор", что на иврите означает "Два Света" (это, конечно, лишь толкование имени Шнеур, которое исходно является искажением испанского Сеньор — "старший", "старый"; именно от этого имени образовано основное прозвище Шнеура Залмана, принятое у хасидов-хабадников: "Альтер ребе" — "Старший реббе").

И действительно, р.Шнеур Залман внес значительный вклад в две части иудаизма: "видимую" и "скрытую". А именно, он изучал и преподавал как талмудическую литературу, так и Каббалу. Наряду с этим, Рав отдался заботам о развитии хасидских общин, в частности, придал им характер философского и систематического учения. Находясь между Украиной (классическим хасидизмом "эмоционального" типа) и Литвой (центром интеллектуальной жизни), р.Шнеур Залман создал Хабад как "интеллектуальный хасидизм".


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Опишите проблемы, с которыми сталкивался р.Шнеур Залман. Что отличает направление "Хабад" в хасидизме?



КВ-2. Как вы думаете, почему именно р.Шнеур Залману Маггид поручил составление Шулхан Аруха?