МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов "

Лекция 5 . Нимрод и Вавилонская башня.

1. Нимрод как один из второстепенных персонажей Торы, его происхождение
2. Различные варианты перевода стихов Торы, касающихся Нимрода
3. Нимрод как отрицательный персонаж. 3амысел строительства Вавилонской башни
4. В чем грех замысла строительства Вавилонской башни. Специфика положения еврейского народа, сущность его Божественной избранности
5. Мидраш о попытке Нимрода сжечь Авраама в печи
Контрольные вопросы

1. Нимрод как один из второстепенных персонажей Торы, его происхождение

В предыдущей лекции мы рассмотрели эпизод, когда Авраам принимал трех путников, которые оказались ангелами, у себя в гостях. Сравнив этот мидраш с двумя другими, относящимися к книге "Шмот", со сценой, когда Моше поднялся получать Тору, мы выяснили какие-то важные моменты, касающиеся положения человека в мире. Наш курс нацелен, в основном, на то, чтобы выяснять какие-то существенные свойства героев ТаНаХа, но не только главных героев. Мы будем уделять некоторое внимание также и второстепенным персонажам, и через них иногда сможем извлечь какие-то существенные уроки, которые нам  мидраш открывает в Торе. Рассмотрим некоторые сведения из мидраша к первой книге "Берешит", которые касаются героев ранних эпох, современников Авраама, и из изучения этих мидрашей постараемся лучше понять положение Авраама в мире, и то новое, что он в него привнес.

Начнем с такого персонажа, как царь Нимрод. Как он появляется в тексте?  Ближе к концу второго недельного раздела "Ноах", в десятой главе книги "Берешит", перечисляются потомки Ноаха. Все народы земли, включая нас, - это его потомки.

Мы знаем, что у Ноаха было три сына: Шем, Хам и Яфет.

Тора не перечисляет нам потомство каждого из них, его семейства. К моменту, когда на сцене появляется Авраам, с человечеством уже произошло немало событий. Авраам - это двадцатое поколение человечества, а Ноах - десятое. Т.е. прошло десять поколений от начала, от Адама до Ноаха, и десять поколений от Ноаха до Авраама. Ноах - это завершение, результат работы предыдущих десяти поколений, причем очень плачевный результат, потому что к поколению Потопа все уже страшно испортилось, и пришлось отбраковать почти все человечество. Всемирный потоп был наказанием за их грехи. 

Неплохо помнить, как Тора нам объясняет, каким был основной грех поколения потопа. Основным их преступлением был разврат, они погрязли в разврате. Но это наказание не подписано к исполнению до тех пор, пока к разврату не добавился грабеж. Т.е., даже когда люди ведут себя очень плохо, но дружат, есть еще какое-то существование. Когда же они начинают грабить друг друга -  это конец. Это очень важная наука: основной состав преступления был разврат, а грабеж к этому добавился, и только тогда последовало наказание.

После того как потомки Ноаха расплодились, они собрались все в одном месте и решили строить Вавилонскую башню. В отличие от поколения Потопа, где Тора нам явно называет диагноз, за какое преступление оно наказано, - из того, что написано в Торе, совершенно непонятно, в чем был криминал поколения строителей Вавилонской башни.

Итак, десятая глава начинает с того, что перечисляет потомков сыновей Ноаха. Меня интересует потомство наименее симпатичного из его сыновей, Хама. Шестой стих десятой главы пишет: "И сыновья Хама - Куш, и Мицраим, и Пут, и Кнаан". Четыре сына. Кнаан, по большинству мнений (хотя это мнение не единственное), был четвертым сыном, он был проклят за хамский поступок то ли Хама, то ли самого Кнаана. Его потомки были обречены быть рабами у потомков Шема и Яфета, и они-то, ханаанские народы, завоевали эту землю, которая получила название "3емля Ханаанская". Эти сыновья Хама довольно известны. Куш - это Эфиопия, соседняя с Египтом страна  (позднее всех чернокожих стали звать на иврите "кушим"), Мицраим - это Египет, Пут менее известен. В седьмом стихе перечисляются сыновья Куша: Сава, Хавила, Савта, Раама и Савтаха. В восьмом стихе говорится: "Куш родил Нимрода". Обратите внимание, как интересно сказано: седьмой стих говорит - "сыновья Куша...", а в восьмом - "и Куш родил Нимрода". Что он хочет этим сказать? Для чего он его вынес из общего рода? Сторонник пшата скажет: "Не надо слишком драматизировать. О Нимроде он хочет поговорить особо, поэтому он его оставил на конец. А может быть, он и действительно был самым младшим сыном".

2. Различные варианты перевода стихов Торы, касающихся Нимрода

Мы увидим, для чего, может быть, всерьез нужно выносить Нимрода отдельно от списка, -и не просто выносить, а говорить о нем совершенно новыми словами. Там говорится: "Вот сыновья", а тут говорится: "Куш родил Нимрода". И продолжает восьмой стих: "Он (т.е. Нимрод) начал быть героем на земле (или сильным на земле)". Один из довольно важных мидрашей, который мы часто будем привлекать для нашего обсуждения, - это «Таргум Йонатан», один из арамейских переводов текста. Известно, что существует ряд переводов текста Торы на арамейский язык. Арамейский язык в эпоху Талмуда, когда формировались мидраши, был разговорным языком народа. Поэтому для них перевод Торы на арамейский язык был функционально тем же, чем для нас является перевод на русский. Только арамейский язык гораздо ближе к ивриту, и на нем легче передавать адекватно. Есть перевод почти дословный, который следует линии пшата, это "Таргум Окелос", а есть второй перевод, который использует множество мидрашей. Есть два варианта, этого последнего, очень близкие между собой, "Таргум Йерушалми" и "Таргум Йонатан".

["Таргум Йонатан" приписывается выдающемуся ученику Гилеля - Йонатану бен-Узиэлю, но специалисты считают, что Йонатан бен-Узиэль не является автором этого перевода. (Йонатан бен-Узиэль действительно перевел на арамейский язык раздел ТаНаХа "Пророки".) Тем не менее, этот "Таргум Йонатан" очень авторитетен, и приносит нам нередко интересные мидраши, иногда отсутствующие в других сборниках. Авторов перевода мы твердо не знаем. Даже Окелос является в значительной степени личностью легендарной, и невозможно исторически поручиться, что автор этого перевода именно тот Окелос, о котором нам рассказывает традиция: что он был близким родственником императора Тита, потом сделал гиюр, стал учеником рабби Акивы и составил перевод. Это само является частью мидраша.]

Таргум Йонатан переводит восьмой стих следующим образом. "И Куш родил Нимрода. Он начал быть героем в грехах и восставать против Всевышнего на земле". Следующий, девятый стих говорит: "Он был богатырем-ловцом перед Всевышним, и поэтому говорится (т.е. это стало распространенным в народе выражением, поговоркой): как Нимрод, богатырский ловец перед Всевышним". Насчет «богатырского ловца» Йонатан бен-Узиэль переводит таким образом: "Он был могучим бунтарем перед Всевышним, и посему говорится: с того дня, как сотворен свет, не было такого, как Нимрод, богатырь в ловле, который поднимал бунт против Всевышнего". Так переводит "Таргум Йонатан". Есть другие мидраши, которые немного другими словами передают ту же мысль. Т.е. слова "могучий ловец перед Всевышним" мидраш понимает как то, что он улавливает людей и поднимает их на бунт перед Богом. (Он сам бунтует против Бога и поднимает других людей на бунт против Бога.) Мы с вами еще не раз встретим в Торе слово "цаид"- «ловля». С одной стороны, это нормальное название для ловли зверей, охоты, а с другой стороны - это слово нередко трактуется в мидраше как ловля людей обманным способом, обман людей.

Ибн-Эзра, который является одним из самых выдающихся классиков пшата, пишет в этом месте нечто совершенно противоположное, а именно, он говорит, что Нимрод был выдающимся специалистом в области звероловства, он ловил зверей. Но для Ибн-Эзры остается трудностью - как же объяснить слова "перед Всевышним"? Обычно, когда в Торе употребляется оборот "перед Всевышним", то имеется в виду, что это там, где находится Храм. Получается, что он ловил зверей в Храме? И поэтому Ибн-Эзра говорит: "Он ловил зверей, а потом приносил Всевышнему жертву". Рамбан, рабби Моше бен-Нахман, очень сурово обрушивается на Ибн-Эзру и говорит, что тот поступил нехорошо, приводя натянутое оправдание злодею. Я не вижу из текста, что Нимрод был злодеем, но наши мудрецы получили устную традицию, которая рассказывает нам, что он был законченный злодей, и что не следует обелять его. (Вообще очень часто из текста трудно увидеть, в какую сторону склоняется моральная оценка Торой того или иного упоминаемого в ней факта, и здесь нам не обойтись без устной традиции).

3. Нимрод как отрицательный персонаж. 3амысел строительства Вавилонской башни

Так вот, Нимрод, - и, очевидно, это не просто художественный портрет, а его самая настоящая характеристика, - был человеком, игравшим выдающуюся черную роль в человеческой истории. Он был началом той галереи исторических героев, которая включает такие "выдающиеся экземпляры", как Невуходоносор, Сталин, Саддам Хуссейн. Он первым начал «быть сильным на земле» в том смысле, что хотел поставить всех под свою пяту, хотел быть вселенским диктатором. Нимрод, согласно мидрашу, являлся вдохновителем и руководителем гигантского проекта строительства Вавилонской башни. В чем заключался этот проект, для чего люди хотели построить Вавилонскую башню? Это очень интересный вопрос. 11-я глава говорит так: "И была вся земля один язык и одни слова". Это значит, что не было никаких проблем в общении людей между собой, все понимали один язык, и мидраш говорит, что этим языком был иврит. Это язык, на котором Бог сотворил мир и общался с Адамом и его потомками. "Одни слова" - значит, что люди были все заодно. Не было разврата, не было грабежа.

И вот, когда они двинулись к востоку (или от востока)

[Трудно понять, как правильно перевести слово "микедем" – «с востока». Понятно, что корень здесь – «кедем» – восток. Ми-кедем – на первый взгляд "с востока". Правда довольно трудно понять, идет ли речь о том, что они двигались с востока (на запад) или же они двигались с востока от Страны Израиля. Вообще-то, если бы мы комментировали пшат ТаНаХа, то мы бы более или менее уверено указали на стих, стоящий на 4 стиха выше: «И поселения их были… горы Кедем (или Восточные горы)», - и предположили бы, что оттуда они и перемещались. Опять же, мы указали бы на варианты решения комментария  уровня пшат. Мидраш здесь, очевидно понимает текстуальную проблему данного слова, но решает проблему совсем другого плана. Согласно мидрашу, смысл «Микедем» в том, что "Они отошли от Бога". Мидраш строится так: "Микедем" - это намек на Бога, Того, Кто Предшествовал (кедем – восток, место где раньше всего появляется солнце, кодем – предлог "раньше", "прежде"). "Кедем" – это, прежде всего, то, то что было "кодем коль", Изначально. Вообще в иврите "Кадмоно шель олам" – «Начало мироздания» - это один из эпитетов Всевышнего. Поэтому «Они двинулись "микедем" = «они отошли от Бога»]

 И нашли некую долину в местности, которая называется "земля Шинар", и обосновались там, и сказали друг другу: "Давайте наготовим кирпичей, и обожжем их, и будут нам кирпичи в качестве камня, а глина будет для скрепления".

Понимающие люди объясняют нам, что перед нами - одна из гигантских научно-технических революций. Люди научились производить кирпичи. И если кто-нибудь скептически улыбнется: "Тоже мне, техническая революция!" - то  будет неправ. Потому что до сих пор строили из того, что находили в природе. Использовали камни неправильной формы, это довольно неуклюже и неудобно. Когда научаешься делать кирпичи заданной формы или размера, то это позволяет совершенно по-новому поставить дело строительства. И вот они задумали новый гигантский проект: вместо камней будут кирпичи, глина будет для скрепления, и можно теперь строить высокие дома. И сказали: "Давайте построим нам город и башню, которая главой уходит в небо, и сделаем себе имя, чтобы не быть нам рассеянными по всей земле".

[Вообще перед нами типичный образец современного "мидраша". "Техническая революция" эпохи Нимрода, безусловно, призвана перекинуть мостик к современности. И при этом этот "мидраш" мощно обоснован в тексте ТаНаХа. Попробуйте сами применить соображение о "технической революции", послужившей технической базой для создания Вавилонской башни, к какой-нибудь современной ситуации, и вы убедитесь, насколько получится интересное соответствие].

Тут надо остановиться и задать себе вопрос: а хороший это проект или плохой?

Нимрод был личностью темной, замыслы у него были далеко идущие. Мидраш рассказывает, что он хотел собрать под своей властью все человечество, какое есть на свете. При этом человечество должно было состоять из двух неравных половин: лучшая половина будет жить в городе (чем лучше, тем ближе к центру), а худшая половина будет жить вокруг города и обеспечивать город нужными продуктами. [Это красивая, по-сталински гениальная схема. Впрочем, додуматься до хорошо организованной схемы не так уж трудно. Если вы почитаете знаменитую книгу Платона  "Государство", то вы в ней тоже обнаружите немало подобного тоталитарного планирования.]

4. В чем грех замысла строительства Вавилонской башни. Специфика положения еврейского народа, сущность его Божественной избранности

Итак, мидраш считает Нимрода  руководителем этого проекта. Стих Торы передает нам планы строителей Башни так: "Построим город и башню, уходящую головой в небо, сделаем себе имя". Чувствуется, что «сделать себе имя» - не очень благородная задача. Но почему? Мидраш понимает эти слова как желание возвыситься выше Бога, т.к. именно за счет этого они могли «сделать себе имя».

Мидраш объясняет цель организации Нимродом «проекта Башни» так. У Нимрода были довольно понятные замыслы - поставить все человечество под свою власть, но, поскольку люди сами по себе не захотели бы стать его подчиненными,  Нимрод должен был что-нибудь  придумать. Поэтому он сказал людям так: "Посмотрите, жизнь в этом мире очень неплохая. Места полно, земля вполне плодородная. Есть лишь одна проблема: раз в 1656 лет (год Потопа от Сотворения Мира) происходит катаклизм, небеса распарываются и начинается всемирный потоп. Это неприятно, и хотя у нас осталось еще много времени, примерно полторы тысячи лет, это висит над человечеством и не дает покоя. Поэтому давайте покончим с этой проблемой: построим башню до неба,  это небо заштопаем, починим, и потопов больше не будет".

Конечно, на самом деле Потоп был вовсе не периодическим явлением, а наказанием за безнравственное поведение. И демагогия заключается в том, что Нимрод превращает Потоп  в игру стихийных сил. Человек вообще очень склонен, столкнувшись с неприятностями, которые ему посылаются по принципу "мера за меру",  говорить: "это случайность". Возьмите, например, рассказанную нам в ТаНаХе и в мидраше историю с человеком, который нарушил заклятие, наложенное Йеhошуа на восстановление города Йерихо. Йеhошуа запретил строить на этом месте другой город с любым названием, или город с таким названием в другом месте. И сказал, что у того, кто осмелится строить, этот город будет заложен на старшем сыне, и на младшем прикрепится суд к воротам (т.е. строительство будет завершено в месте с могилой младшего сына) -  страшное заклятие. И через много поколений находится человек, который знает об этом заклятии, и закладывает город. Хоронит старшего сына и продолжает строительство, и заканчивает его, и прилепляется суд, и хоронит последнего сына. И говорит: "Это случайность". Если это случайность, то что такое закономерность? Тебе предсказали, что так будет, если ты осмелишься это сделать, а ты говоришь, что все это ерунда.

[В работах ряда современных авторов отмечается, что бич нашего поколения, болезнь СПИД, является наказанием за безнравственное поведение заметной части человечества. И нельзя сказать, что это мнение не имеет под собой разумной почвы. Правительства одно за другим выделяют гигантские средства на поиски способов борьбы с этой болезнью, и при этом - чем дальше, тем шире санкционируют нарушение тех законов, за которые послано наказание. Поэтому не надо думать, что такая нелогичность была лишь в те стародавние времена, а сегодня все люди умные. Это все продолжается на новом уровне. Бог управляет этим миром и контролирует нравственность поведения людей тем, что, либо дает условия процветания, либо посылает им проблемы, которые рано или поздно заставят спохватиться, только и всего. Мы не желаем сказать, что заболевший этой болезнью – нехороший человек, речь не идет о наказании индивидуумов, а о наказании всем вместе,  как говорит другой мидраш: "В тот момент, когда (ангелу)-губителю дано право губить, он губит без разбора"]. 

Итак, мы видим, что эта Вавилонская башня есть замысел, с точки зрения мидраша, в любом случае, нехороший. Кстати, есть одно объяснение, совсем неожиданно простое и прямолинейное. Тора говорит; что люди при строительстве Башни приводят такой довод: чтобы нам не быть рассеянными по всей земле. Как мы расценим - это хорошее соображение, или нет? Хорошо ли желать, чтобы был какой-то центр, объединяющий нас, город или башня? Не быть рассеянными - это хорошо, дружный коллектив? Мудрецы, однако, сказали, что в этом главный криминал строителей Вавилонской башни. Бог сказал: "Наполняйте землю". Вы должны расселиться по земле, а эти негодяи задумали восстать против Божественного постановления и всем собраться в кучку.

Почему это так плохо? Можно сказать: плохо потому, что они негодяи. Если бы это были хорошие люди, то было бы ничего. Но если этот царь Нимрод будет держать под своим зорким оком все человечество, то не останется места для инакомыслящего, диссиденту некуда спрятаться.

Оказывается,  Мидраш видит главный криминал проекта Вавилонской башни  в том, что они не хотели оставить возможность Аврааму развиться и дойти до того, чтобы сообразить, что есть настоящий Бог. А именно: Бог сказал: "Наполняйте землю", т.е. люди должны расселиться по разным местам. Допустим, нехорошо, что они говорят: "Сделаем нам имя". Они хотят вознестись. Это нехорошо. Человек не должен свое имя ставить выше задачи быть преданным исполнителем воли Творца. Это плохо, но такое мы видели в прошлом, и в настоящем, увидим и в будущем. 3а это Бог не стал бы их столь сильно наказывать. Идолопоклонство появилось уже в третьем поколении человечества, и с тех пор не исчезает – так что, по-видимому, и оно не является главной причиной наказания.

Но вот то, что эти люди  совершают политико-географический криминал и хотят все общество  сделать «прозрачным» как на ладони, чтобы некуда было человеку деваться из-под этого контроля злодейского царя, - это недопустимо, потому что это ставит конец игре. Богу нужно, чтобы где-то созрело то зерно, из которого вырастет исполнитель задачи, ради которой сотворен мир. Он сказал: "Сделаем человека". А что делает поколение Потопа? Они говорят: "Мы придумали способ, как отгородиться от этих моральных проблем, они нам уже осточертели, и мы будем жить довольными скотами". 3амечательное решение проблемы. Человеческая жизнь в самом деле сложна, нам труднее, чем животным, труднее, чем ангелам, потому что нам надо эти две половины все время таскать за собой, и не разорвешь. А поколение Башни, -  если не для каждого человека, но в целом для человечества придумало: мы отгородимся от Неба, пускай это Небо постановляет, что хочет". Идеал: сытно, хорошо, красиво, никакой морали, никакого контроля.

Однако вся специфика человеческого положения  в том, что Бог контролирует, насколько я веду себя по-человечески. И в этом специфика положения народа Израиля среди всех народов. Вовсе не в том, что мы самые сильные, или самые умные, или самые моральные. Все это неправда и вздор. Мы - избранные потому, что мы все время находимся под зорким наблюдением неба. Если мы ведем себя хорошо, тогда нам дают дождь вовремя. А если мы ведем себя хуже, то нам не дают дождя.

5. Мидраш о попытке Нимрода сжечь Авраама в печи

Надо сказать, что строительство Вавилонской башни происходит уже при жизни Авраама. Он в это время довольно молодой человек. И об отношениях Авраама и Нимрода - о том, как Нимрод бросил Авраама в горящую печь - рассказывает знаменитый мидраш. Один из вариантов этого мидраша таков. Нимроду приснился сон, что с востока взошла звезда и поглотила звезды с четырех сторон. 3вездочеты истолковали или просто предсказали, что в тот день у человека по имени Терах, твоего подданного, родился сын, который в будущем породит народ, нежелательный для тебя. Он спросил их, что делать, и они предлагают: "Давай мы дадим этому Тераху полный дом серебра и золота, возьмем его сына и убьем". Нимрод (или его посыльный) приходят к Тераху и говорят: "Вот у тебя родился сын, давай мы дадим тебе полный дом серебра и золота и возьмем и убьем твоего сына".

На что Терах (в Торе он не имеет никакого характера, про него лишь сказано, что он родил трех сыновей, Авраама, Нахора и Арана, но в мидраше он предстает человеком непростым) говорит: "Я вам расскажу на это притчу. Коню сказали: "Давай мы отрежем тебе голову, и за это дадим тебе полный дом овса". На это конь сказал: "Глупцы, если вы отрежете мне голову, то кто будет, есть этот овес?" Если вы заберете моего сына и убьете, то кому я оставлю это серебро и золото?" (Вы понимаете, что эта притча небезупречна. 3абери себе серебро и золото и  роди еще сына, какая проблема?) Но Нимрод отвечает: "Из твоих слов я вижу, что у тебя таки родился сын, давай его сюда!" Терах говорит: "Родился и умер". А Нимрод говорит: "Я говорю про живого сына". Терах спрятал его в пещере. Следственные органы тогда еще, наверное, работали слабовато. В пещере произошло чудо, говорит мидраш, там открылись две трубы, через одну поступала в нужных количествах мука, а через другую масло.

 

Когда Аврааму исполнилось три года, он вышел из пещеры, огляделся, увидел солнце и подумал: "Интересно, кто сделал все вокруг и меня в том числе?" Целый день он поклонялся солнцу, потом солнце зашло, наступила ночь, взошла луна, всю ночь он поклонялся луне. Он пришел к отцу и спросил: " Отец, кто сделал все на свете и меня?" Отец ответил ему: "Все на свете сделали мои боги". (Отец, согласно пшату ТаНаХа (книга Иеhошуа) был язычник, ну а согласно мидрашу, еще того больше – он изготовлял идолов на продажу). Авраам захотел посмотреть на них, отец повел и показал ему. Авраам пошел к матери и говорит: "Приготовь мне еды, я отнесу этим богам отцовским". Мать приготовила, он принес, положил - ни ответа, ни привета. Он говорит: "Эта еда им не нравится, надо приготовить получше". Тот же результат. Он взял (в одном варианте палку, в другом), огонь, (разбил или, соответственно), сжег всех этих богов, кроме одного. Самому большому он вложил в руки соответственно палку или огонь. Отец пришел и говорит: "Кто сжег всех моих богов? Как ты это мог сделать?!" Авраам говорит: "Это не я, я им поставил еду, а они передрались, и самый большой их всех перебил или сжег". Отец говорит: "Разве они могут это сделать, я их только вчера изготовил". Авраам говорит: "Пусть твои уши услышат то, что говорят твои уста. Если они и этого не могут, то что им поклоняться?!"

Отец (с совершенно непонятной двойственностью) идет и доносит Нимроду, что его сын уничтожил их богов. [Говорят, что такого не бывает, но я лично знал родителей, которые, в ужасе от того, что их ребенок хочет ехать в Израиль, шли и просили забрать его в Советскую Армию. Там его избивали, делали калекой. Были еврейские родители, которые своих детей выдавали, когда они прятались от армии, и их забирали, это реальные случаи нашего поколения. А о доносах сталинской эпохи можно и вообще не рассказывать]. Терах сообщает Нимроду, Нимрод вызывает Авраама, требует, чтобы тот поклонился, Авраам отказывается, и Нимрод велит бросить его в горящую печь. Из этой печи Авраам выходит целым и невредимым, потому что Всевышний его спасает.

До сих пор мидраш достаточно ясен, хотя работать с ним очень сложно. В нем переплелось слишком много тем. Попробуем их просто перечислить

- Предсказание звездочетов

- Попытка царя (Нимрод – царь) убить младенца

- Попытка подкупа отца

- Чудо в пещере, куда Терах прячет младенца Авраама

- Поиски Авраамом божества, которому достойно поклоняться

- Анекдот про идолов, из мидраша перекочевавший во всевозможные сборники средневековых сказок, вплоть до «1001 ночи».

- Нимрод бросает Авраама в печь, откуда тот спасается

Что интересно? Из трех, упомянутых в этой лекции героев, в Торе каким-то характером наделен только Авраам. Остальные два – Нимрод и Терах - удостоились каждый только по одному и не всегда ясному  упоминанию об их личных свойствах. Строго говоря, Авраам, упомянутый в этом мидраше, это не Авраам – герой книги Берешит, а Авраам в детские годы, о которых нам Тора не рассказала ничего. При этом для нас существенно, что Нимрод и Терах в мидрашах играют очень крупные роли. Важнейшей здесь является вполне обоснованная текстом Торы идея, что строительство башни предпринял именно Нимрод. В этом случае, он заслуживает описания, "как он дошел до жизни такой". Точно так же возникает вопрос, так сказать, педагогического свойства – как Аврам, мальчик из семьи язычника, превратился в Авраама? Собственно именно на эти вопросы призваны ответить приведенные мидраши.

Контрольные вопросы

КВ-1 Каковы особенности «Таргум Йонатан»?

КВ-2 Можете ли вы указать места Торы, из которых следует, что Нимрод был удивительно отрицательным персонажем?

КВ-3 Как вы полагаете, на какой нетекстуальный вопрос отвечает мидраш "Микедем – отошли от Всевышнего"?

КВ-4 Зачем, согласно мидрашу, понадобилось строительство башни?

КВ-5 Как мы помним, Тора рассказывает, что для того, чтобы люди прекратили строить башню, Всевышний "смешал их языки", они прекратили понимать друг друга и разбрелись по всей земле. Каким образом, в рамках нашего рассказа, построенного на мидрашах, объясняется недостаток единого языка для всей земли?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1 Каковы особенности «Таргум Йонатан»?



КВ-2 Можете ли вы указать места Торы, из которых следует, что Нимрод был удивительно отрицательным персонажем?



КВ-3 Как вы полагаете, на какой нетекстуальный вопрос отвечает мидраш "Микедем – отошли от Всевышнего"?



КВ-4 Зачем, согласно мидрашу, понадобилось строительство башни?



КВ-5 Как мы помним, Тора рассказывает, что для того, чтобы люди прекратили строить башню, Всевышний "смешал их языки", они прекратили понимать друг друга и разбрелись по всей земле. Каким образом, в рамках нашего рассказа, построенного на мидрашах, объясняется недостаток единого языка для всей земли?