МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов "

Лекция 9. Яаков и Эсав

1. Рождение Эсава и Яакова
2. Яаков и Эсав, их характеры и разница между ними. Любовь Ицхака к Эсаву и Ривки - к Яакову
3. Сцена продажи Эсавом Яакову своего первородства
4. Смысл продажи первородства
5. Поведение Эсава: выдавать себя за праведника, внешне подражая его параметрам. 
6. Яаков как носитель качества "эмет". Благословение Яакова. Разница между благословениями Яакова и Эсава
7.Отношения "Эсав - Яаков" в свете проблемы взаимоотношений между евреями и другими народами
Контрольные вопросы

 1.Рождение Эсава и Яакова

В книге "Бытие", в начале раздела  "Толдот" (25-я глава) описываются проблемы Ицхака и Ривки, которые были долгое время бесплодны, и долго молились и просили ребенка. И вот, наконец, Ривка зачала, и беременность у нее протекает тяжело. Ривка обеспокоена этим состоянием. Текст Торы описывает нам это состояние не очень подробно (25:22): "Ваитроцецу hабаним бэ-кирба". – РазбЕгались, сыновья в ее утробе, сыновья бегали в утробе Ривки. Конечно, это означает, что у Ривки были какие-то потрясения. И Ривка очень озадачена тем, что происходит внутри нее, и произносит такую интересную фразу: "Им кен, лама зэ анохи?" - Если это так, то к чему это я? Простой смысл: если беременность протекает с такими ужасными трудностями, то зачем я так долго молилась, чтобы, наконец, зачать сына? И она пошла спросить у Всевышнего. Мидраш говорит, что она пошла  к Шему (сыну Ноя) и Эверу (потомку Шема и предку Авраама), которые, согласно традиции были мудрецами и пророками, открыли к этому времени ешиву, где обучали людей Торе. У нас, конечно, возникает вопрос - как  изучение Торы могло выглядеть почти за полтысячелетия до Дарования Торы? Ответ, конечно, состоит в том, что они обучали людей Божественному Учению – они учили какую-то устную традицию, которая шла от предков. В каждом поколении были праведные люди, которые что-то знали о Божественном Учении и придерживались его.

Стих "разбЕгались сыновья в ее утробе?" Мидраш объясняет так. Когда Ривка проходила мимо идолопоклоннических капищ, то один (Эсав) пытался выскочить поскорее; когда они проходила мимо «бейт мидраш»,  мест, где учили Тору, то другой (Яаков) пытался выскочить.

Конечно, было бы неправильно ставить к этому мидрашу реалистические вопросы – типа того, чтобы спросить адреса ешив того времени и уточнить, сколько было таких мест в Ханаанской земле, -  в которой в те времена все, кроме потомков Авраама, были идолопоклонниками. Мидраш интересуется совершенно другим. Он хочет нам передать, что не только  еще в материнской утробе, т.е. до рождения, эти два сына были совершенно противоположного характера, - но что каждый из них был уже сложившимся человеком, стремящимся реализовать собственный потенциал.

И вот Ривка пришла к Шему и Эверу узнать, что ей скажет Всевышний о происходящем. И Всевышний передает ей следующее. "Шней гоим бэ-битнэх у-шней лэумим ми-мэаих ипарэду у леом ми леом нээмац вэ рав яавод цаир" - Два народа в твоей утробе, и два племени из твоих внутренностей разделятся, разойдутся, и [одно] племя будет перебарывать, [другое] племя, и старший послужит младшему".  Нельзя сказать, что это совершенно ясное сообщение, - но, очевидно, Ривка многое из него поняла, и мы это увидим из дальнейших событий.

Исполнился срок, она родила близнецов, и вышел первый, весь красный, как волосяной плащ. И назвали ему имя Эсав [наверное, потому, что он был такой «выделанный» готовый]. А после этого вышел его брат, рука его держит за пятку Эсава, и назвал имя ему Яаков.

Очень часто в Торе бывает, что употребляется глагол и не говорится, кто совершил это действие. Но заметьте, что про Эсава сказано, во множественном числе  (т.е. отец и мать) -  «дали первому имя Эсав», а далее в единственном -  очевидно только один отец, - дал второму имя Яаков, от «Экев» - пятка, подчеркивая, что он держится за пятку брата. И было это, когда Ицхаку было шестьдесят лет.

2. Яаков и Эсав, их характеры и разница между ними. Любовь Ицхака к Эсаву и Ривки - к Яакову

И выросли сыновья, и был Эсав человеком, знающим ловлю.

Здесь перед нами  уже второй случай употребление в Торе подобного оборота. Первый был царь Нимрод, про которого говорили, что он «могучий ловец перед Всевышним». А про Эсава сказано чуть иначе, что он был человеком, знающим ловлю, т.е. его профессией была ловля зверей

 человек он поля. А Яаков - человек бесхитростный.

Яаков не был мастером в ловле, и он не был человеком поля. Он был человек простодушный, сидел в шатрах. Что значит - "сидел в шатрах"? По пшату, это, по-видимому, означает, что он занимался скотоводством. Конечно, сидеть в шатре и заниматься скотоводством - это не совсем совпадающие понятия. Но для того, чтобы заниматься кочевым скотоводством, необходимо иметь шатер. И поэтому образ шатра неразрывно связан именно с этим занятием - скотоводством. Шатер - это символ кочевого  скотоводства, потому что если не кочевать, то корм скоту быстро закончится.

По мидрашу же слова  "сидел в шатрах" означают «занимался Торой».

Заметим, что все время характеристики, которые здесь приводит Тора, довольно неоднородны. Первый родился весь выделанный (готовый) и весь волосатый, а второй держался за пятку брата. Это не совсем параллельный ряд характеристик. Один был искусен в ловле и ловил зверей, а другой был простодушный и сидел в шатрах.

Следующий стих: "И полюбил Ицхак Эсава, ибо ловля в устах его, а Ривка любит Яакова" – дает нам новый интересный ряд параллелей. Почему Ицхак полюбил Эсава? Потому, говорит Тора,  что «ловля в устах его». Чья ловля, в чьих устах? Однако все же надо отметить, что причинам любви Ицхака к Эсаву дано объяснение. И естественно предположить, что да, бывает, что человек на старости лет начинает ценить вкусную еду. Сын приносил ловлю, кормил его, и отец почувствовал сильную привязанность к сыну. Но  почему же Ривка любит Яакова? Мы могли бы сказать, что просто так бывает, что отец любит старшего, а мать любит младшего. Но про Ицхака нам Тора приводит обоснование, почему Ицхак любил Эсава («ловля в устах его»), а о том, почему Ривка любит Яакова,  нет ответа. Однако странно ли это? Может быть, наоборот: с каких это пор родитель должен давать отчет, по какой причине он любит своего сына? Люблю - и все. Скорее, надо удивляться тому, что Ицхаку понадобилась причина, по которой он полюбил своего Эсава.

Мидраш с самого начала относится к образу Эсава довольно враждебно. И фразу "ибо ловля в устах его" читает совершенно противоположно прямому смыслу. Мидраш говорит, что Эсав, который разыгрывал из себя такого грубоватого рубаху-парня, на самом деле был большой хитрец. И он «подлавливал отца своими устами». Т.е. не ловля сына в устах отца, а ловля отца в устах сына. И мидраш это описывает так. Эсав спрашивает: "Папа, как отделять десятину от соломы?" А папа отвечает: "От соломы не надо отделять десятину". Но сердце его, конечно, тает. Хоть сын грубоватый, но хочет все исполнять, как самый настоящий праведник: даже от соломы он хочет отделять десятину.

Тут есть место для обсуждения. Что такое отделение десятины? Это одна из важнейших заповедей Торы: когда человек собрал свой урожай, он не имеет права его потреблять до тех пор, пока он не отделит положенные части тем, кому велено. Сначала он должен отделить труму коhену и отдать своей рукой. Потому что коhен ведет службу в Храме, и у него нет своей земли, кроме приусадебных участков. Колено левитов вообще не получило своей земли, они занимаются духовной работой. Они отвечают за благосостояние всего народа в целом, и весь народ должен их кормить. Сначала немного дает коhену, потом должен десятую часть отдать левиту. Эта десятая часть отделяется от зерна. По установлению мудрецов - вообще практически от всех продуктов, но по закону Торы - прежде всего от зерна. Когда ты отделил зерно от колосьев, то среди соломы могут остаться какие-то зернышки, и Эсав - это уже упражнение гораздо более поздних комментаторов - мог бы получить от отца довольно сердитый ответ: "Зачем ты спрашиваешь глупости? Десятину надо отделять от человеческой пищи, а от пищи скота не нужно отделять десятину. При чем же тут солома?" Эсав говорит: "Я понимаю, что от соломы - не надо, но среди соломы всегда остается какое-то количество зернышек. Десятину мне мудрецы велели отделять не на глаз, а ровно десятую часть. Как мне оценить, сколько там есть зернышек, чтобы отделить ровно десятую часть от этого неизменяемого количества?" Не знаю, думал ли так Эсав, но это упражнение дает возможность не ответить ему сердито: "Лучше учи закон и не задавай глупых вопросов!" Отец, конечно, оказывается подкупленным тем, что грубый сын интересуется законами и хочет все точно исполнять.

Все это - в плоскости мидраша. Мы ничего этого в тексте не видим. Интересно проследить развитие этих отношений параллельно: как написано в тексте и что нам говорит мидраш об этом.

3. Сцена продажи Эсавом Яакову своего первородства

29-й стих начинает одну из двух очень острых сцен в отношениях между братьями. "Заварил Яаков похлебку и пришел Эсав с поля, усталый", и тут же мудрецы говорят нам: "Обратите внимание на слово "усталый", "аеф".

Прочтем вначале весь этот эпизод, чтобы у нас было какое-то цельное впечатление от этой сцены, а потом мы обсудим, что нам говорит об этом мидраш. И сказал Эсав Яакову: "Нашвыряй мне в глотку красного, красного этого, потому что устал я, и потому-то назвали ему имя "Эдом" ("Красный").

И сказал Яаков: "Продай мне, как сей день, твое первородство". И сказал Эсав: "Вот я иду к смерти, и для чего мне это первородство?" "И сказал Яаков: "Поклянись мне, как сей день". И поклялся тот ему, и продал первородство Яакову. И Яаков дал Эсаву хлеб и чечевицу, чечевичную похлебку, и тот ел, и пил, и встал, и пошел, и презрел Эсав первородство".

Теперь давайте посмотрим непредвзятым взглядом. Какое у нас впечатление от этой сцены? Кто выглядит менее симпатично во всей этой истории? Брат приходит, помирая с голоду. И этот торгаш (от которого его потомки, наверное, заразились этим качеством, эти проклятые жиды, которые спаивали рабочий люд и обдирали их в своих корчмах) говорит: "Ты мне сначала продай первородство, а потом мы поговорим". Впечатление от этой сцены такое, что он за чечевичную похлебку недорого приобрел первородство.  Что делает с этим мидраш? Мидраш говорит: "Эсав устал". Какой смысл имеет слово "устал" в ТаНаХе? Всюду смысл очень плохой. Он обозначает в разных местах убийство, идолопоклонство, прелюбодеяние. И тут же мидраш нам сообщает. в этот день Эсав совершил пять тягчайших преступлений: убил человека, изнасиловал обрученную девицу и т.д. Откуда это все берется? Человек ходил по полям, измотанный, усталый. Обратите внимание на то, чего он просит у Яакова. Он не говорит: "Дай мне этой чечевицы" или "Дай мне этой похлебки", он говорит: "этого красного, красного". Причем - не просто "дай", не просто "накорми меня", он говорит: "халъитэни", "нашвыряй мне в глотку".

Мидраш говорит: "Тут он выступает во всей красе, как отъявленный хитрец". Как объясняет нам мидраш, чечевица не была таким уж нормальным продуктом питания для человека в те времена. Чечевица использовалась, как описывает Талмуд, в качестве еды для утешения тех, кто в трауре. Мидраш говорит: в этот день умер Авраам. И Яаков варит чечевичную похлебку, для того чтобы накормить отца. Есть такой закон, что человек, у которого умер близкий, не имеет права сам себе приготовить поесть первый раз после похорон. Кто-то другой, не такой близкий родственник умершего, должен приготовить и подать ему поесть. Авраам – дед Яакова, а по деду не соблюдается «Шива» - строгий траур первых семи дней. (Прямые родственники, которые обязаны находиться в трауре по умершему - это только родители, дети, родные братья и сестры, и супруги).

А почему чечевица используется для того, чтобы накормить скорбящего? Чечевица отличается от других бобовых тем, что у нее нет той трещинки посередине, какая есть у фасоли или гороха. И говорится: так же, как у чечевицы нет рта, так и у скорбящего нет рта. Человеку в трауре запрещается приветствовать людей. Другое объяснение: так же, как чечевица круглая, так и в жизни идет круговорот жизни и смерти.

Итак, Мидраш идет дальше и говорит, что то, что сообщает нам Тора - что Авраам прожил 175 лет, в то время как его сын Ицхак проживет 180 – потому, что у Авраама были отняты пять лет жизни, для того чтобы он не видел, как его внук Эсав вышел на дурную дорожку. Эсав приходит домой и видит, что именно варит Яаков.

Эсав не хочет показать, что он понимает причину, по которой Яаков варит чечевицу, и поэтому он не называет ее "чечевица", не называет "похлебка", не говорит: "Дай мне поесть", а говорит: "Швыряй!" Если он скажет: "Положи мне в рот", то он, вроде бы, должен почувствовать вкус и спросить: "Почему чечевица?" И он говорит: "Я так устал, что швыряй мне прямо в глотку, чтобы пролетало!" (Так гусей кормят, наталкивают зерна прямо в глотку.) Здесь объясняется, что ему дали имя "Эдом" не потому, что он родился красным, а потому что он говорит: "Дай мне этого красного". Он оставляет в стороне содержание, и он уже видит только цвет, - и этот цвет красный, цвет крови. В мидраше есть много подробностей: убил он в этот день царя Нимрода и, по одной из версий, отнял у него знаменитую одежду (о которой зайдет речь при описании сцены благословения). Мидраш объясняет, что у  Нимрода была особая одежда,  которую Всевышний когда-то сделал Адаму - «кожаное одеяние» (Быт., гл. 3).  Мидраш добавляет, что на одежде были изображены звери, и звери сами собой бежали к человеку, одетому в эту одежду, думая, что они встретят высокого покровителя, а Нимрод пользовался этим для того, чтобы их ловить и употреблять в пищу.

И далее мидраш описывает событие так: Яаков говорит брату: "Подожди минутку, не может быть, чтобы ты проголодался до такой степени, чтобы через минуту уже скончался от голода. Давай поговорим с тобой. Ты старший брат в семье, на тебе лежит обязанность священнослужения. Эта служба необычайно ответственная, она ставит под удар и тебя самого в первую очередь, и всю семью". Потому что известно, что если священник в Храме не так исполняет что-то в своей службе, то ему на каждом шагу грозит смерть от руки  Неба. Когда в Йом-Кипур первосвященник заходил в Святая Святых, то к его ноге привязывали  веревку – ибо могло так случится, что он умер бы там, в Святая Святых,  и они должны были в таком случае вытаскивать его за эту веревку. Это очень опасная служба. В те времена, когда коhенов еще не было, в каждой семье старший сын был священнослужителем. И Яаков говорит: "Как ты себя ведешь?! Уступи мне твое первородство, чтобы эта служба перешла ко мне". И Эсав говорит: "Я иду к смерти" (не от голода - человек не умирает от голода, если он целые сутки или даже двое-трое не ел). Он говорит в мидраше: "Мне грозит смерть от опасности этой службы, поэтому забирай ее, она мне не нужна. Забери ее у меня".

4. Смысл продажи первородства

Эсав соглашается продать свое первородство, но если взглянуть трезво, то это - совершенно диковинная продажа. Ведь если я с кем-нибудь заключу договор, что он мне уступает свою форму носа, то, сколько бы я ему ни заплатил, результат будет один и тот же!

Тем не менее, Тора говорит, что Эсав продает первородство Яакову. Яаков дает ему поесть, причем совершенно неочевидно, что эта еда выступает в качестве платы за приобретенное первородство. Получается как бы, что разговор этот возникает просто в острую минуту, когда Яаков  хочет срочно выяснить отношения с братом. И что вообще означает «приобрести первородство»?  Получил ли Яаков одновременно двойную долю в наследстве? (Если он действительно приобрел первородство, то он должен теперь иметь двойную долю в наследстве, в соответствии с законом о двойной доле первенца по сравнению с другими братьями в наследстве). Есть мидраши, которые говорят, что эта доля была ему теперь положена, однако он не взял ее просто так, а сполна заплатил имуществом. Итак, в целом мидраш выставляет здесь Эсава как полного и законченного злодея, а Яакова как совершенного праведника, без всякого ущерба.

Независимо от того, как далеко пшат может расходиться с драшем, обратите внимание на фразу, которой заканчивается весь этот эпизод. "И Яаков дал Эсаву хлеба и чечевичной похлебки, и тот ел, и пил, и встал, и пошел". С чего это вдруг Тора так все описывает? Если он поел, то понятно, что он встал и пошел, он же не остался там навеки. Эта затянутость описания необычайно важна - я мог бы начало всей сцены воспринять так, что Яаков поймал Эсава на его затруднительном положении: человек устал, очень проголодался, и тот у него выманил какую-то ценную вещь. Но теперь говорится, что он уже поел, попил, и встал, и пошел. Не то, чтобы он поел и спохватился: "Что я такое наделал?" Нет, финал этой сцены: "И презрел Эсав первородство". Тора говорит: не то, что Яаков хитростью отнял у Эсава вещь, которой тот дорожил. Сказано, что Эсав  "презрел первородство". Опять-таки: если вы хотите быть очень добросовестными читателями и осмыслять текст глубоко, то здесь есть две возможности. Первая: ему всегда было безразлично, есть у него первородство или нет. Но есть и вторая возможность: очень может быть, что Эсаву стало досадно, что он продал его. Так же, как Лиса и виноград - если я не могу этот виноград достать, то он - незрелый, только оскомину набьешь. Очень может быть и такой ход рассуждения. Но в любом случае, на момент завершения этой сцены мы видим, что Эсав свое первородство презрел.

Все это единая сцена, которая, мне кажется, каждому при первом чтении очень трудна. Трудна потому, что нам традиция передает, какой у нас праведный и благородный предок, а в этой сцене он, на первый взгляд, выглядит не очень привлекательно. И мидраш, обращая наше внимание на некоторые тонкие детали данной истории, показывает ее совсем с другой стороны. 

5. Поведение Эсава: выдавать себя за праведника, внешне подражая его параметрам. 

Теперь перейдем к следующей сцене, не менее острой. Это 27-я глава книги Берешит, описывающая благословения Ицхака сыновьям.   И вот, когда состарился Ицхак, ослабели его глаза и перестали видеть, и позвал он Эсава, сына своего старшего, и сказал ему: "Сын мой!" И тот сказал: "Вот я!"

Эсав  знает это выражение, оно было в ходу еще у Авраама, его деда. Когда Бог испытывал Авраама, Он сказал ему: "Авраам!", и тот сказал: "Вот я". Мидраш подчеркивает, что  Эсав во всем подражает отцу и деду. Авраам говорил: "Вот я", и Эсав говорит: "Вот я". Ицхак  женился в сорок лет, и Эсав  тоже женился в сорок лет. Только Ицхак женился на праведнице Ривке, и  Авраам сказал своему рабу: "Ни в коем случае не бери ему жен из ханаанских народов" -  а вот Эсав в сорок лет взял себе двух женок из ханаанеян, - отчего, может быть, и ослеп Ицхак; потому что эти  ужасные ханаанские девушки  воскуряли своим идолам и отравляли жизнь Ицхаку и Ривке. Итак, Эсав (как и в истории с десятиной от соломы) подражает внешне манерам праведников, внутренне (и по сути) совершенно отличаясь от них; и это – его чрезвычайно характерное качество. 

6. Благословение Ицхака. Яаков как носитель качества "эмет". Разница между благословениями Яакова и Эсава

Идущая  далее сцена благословения, пожалуй, еще тяжелее предыдущей. Как вообще понять поведения в ней Яакова?

В нашей традиции каждый из "авот",  праотцев, является носителем какого-то одного из основных качеств, на которых стоит мир. Авраам - это носитель качества "хэсэд" ("милосердие", хотя в данном случае его следует понимать скорее как стремление повлиять на окружающий мир). Ицхак - это "гвура" ("сила", хотя в данном случае его следует понимать скорее как стремление не дать окружающему миру повлиять на тебя), а Яаков - "эмет". Главное качество, выразителем которого является Яаков, вся сущность его, состоит в том, что он - носитель истины, "эмет". И теперь нашим комментаторам предстоит нелегкая работа. Как же показать, что на протяжении всей этой сцены (например, когда Яаков на вопрос «кто ты» - говорит: «Я Эсав, первенец твой») Яаков ни капельки не уклоняется от истины? И тут мы видим чудеса эквилибристики. Раши нам говорит: "Яаков ничуть не соврал". Когда отец спрашивает, кто это, он отвечает: "Это я", а для справки напоминает: "Эсав твой первенец". Если таким образом расчленять фразы, то я думаю, что можно более или менее благополучно объяснить все. Поэтому сказать, что такой комментарий оставляет душу спокойной, трудно. Есть другие объяснения, где говорится, что, поскольку Яаков купил первенство у Эсава, то он имеет право по-настоящему сказать: "Да, я Эсав, твой первенец". Я приобрел первенство Эсава, могу так отрекомендоваться. Хотя опять, если говорить о правде, то здесь было бы уместно сказать: "Отец, мой брат Эсав продал первородство мне, и я имею законное право на это благословение". Но Яаков так не делает.

В мидраше всегда есть многое. Но здесь я хотел бы, вместо того, чтобы заниматься техническими деталями, посмотреть на эту очень напряженную сцену более крупным планом. Почему Ривка так настойчиво посылает Яакова к отцу? На первый взгляд, причина этого  понятна. Отец хочет благословить своего любимца, у матери же есть свой любимчик. И она не допустит, чтобы у ее любимца увели благословение. Опять-таки, товар очень сомнительный, именно в качестве товара. Если там, в предыдущей сцене, было непонятно, каким образом можно продать первородство, то теперь вопрос - как можно умыкнуть благословение? Что это за товар такой? Как он передается?

Отец хочет благословить. У него в чемодане не лежит благословение, которое он раздает. Он является каналом, проводящим благословение с неба. Допустим, он слепой, но с неба-то видят, кому оно идет. И поэтому непонятно, на что рассчитывает Ривка, посылая Яакова таким хитрым путем переключить благословение с Эсава на Яакова.

 

Вопрос о правдивости стоит, безусловно, остро. Насколько можно квалифицировать поведение Яакова в этой сцене, как правдивое? Тем более, что он сам говорит матери: "Если отец ощупает меня и обнаружит подлог, то я буду выглядеть обманщиком". Почему у него нет более естественной нравственной проблемы: как можно обманывать отца?

Надо сказать, что Ицхак выглядит на протяжении всей своей жизни довольно своеобразно. В отличие от своего отца и своего сына, которые действовали всю жизнь необычайно активно, Ицхак почти ни в одной сцене не выступает как инициатор чего-то. Он рождается у столетнего отца. Через некоторое время отец его говорит уже тридцатисемилетнему "мальчику": "Вышел приказ принести тебя в жертву". Ицхак  же отвечает: "Хорошо, свяжи меня, чтобы я тебе не испортил жертву". Далее, отец посылает раба взять Ицхаку жену. Сам же Ицхак пассивен, ему привели жену - хорошо. Впрочем, есть у него и инициатива - Ицхак копает колодцы (это сцена, которую мы не обсуждали.) Он откапывает колодцы, которые когда-то копал отец, а потом злобные враги  засыпали. Впрочем, и здесь он сначала лишь последователь, ибо откапывает колодцы Авраама, - но далее становится более активным, копает новые колодцы.  

Возвращаясь к сцене благословения, отметим, что здесь перед нами - по-настоящему инициативный шаг, предпринятый Ицхаком. Ицхак решает благословить одного из своих сыновей. Что же это за благословение? Вот оно (Ицхак дает его Яакову, думая, что перед ним Эсав): "И даст тебе Бог от росы небесной, и от масел земных, и множество зерна, и винограда, и вина, и послужат тебе народы, и поклонятся тебе племена. И будешь начальником над твоими братьями, и поклонятся тебе сыновья твоей матери". Мы видим, что благословение касается материального и политического положения в этом мире. Эсав, обнаружив, что у него отняли благословение, издает вопль великий и горький до чрезвычайности". Он настаивает, чтобы отец ему тоже дал благословение, он говорит: "Неужели у тебя только одно благословение, отец?" И отец, как бы нехотя, говорит (27:39): "Вот, от масел земных будет твое обитание, и от росы небесной сверху". Здесь он начал с земных масел, а там он начал с росы. (Но если вчитаться в это, благословение Эсава надежнее, чем Яакова. Потому что у Яакова и роса небесная, и масла земные будут, если Бог даст ему, т.е. если он заслужит. А у Эсава материальное благополучие будет в любом случае).

Таким образом, не исключено положение, что оба брата будут обеспечены материально. Совсем иначе обстоит дело в вопросе о власти. Вначале отец говорит Эсаву: "Я поставил его (Яакова) господином над тобой. Но в продолжение благословения Эсаву он добавляет, слово "торид" (букв. «опустит») - очень многозначное. Выяснение различных сторон его смысла потребовало бы отдельного подробного обсуждения. Пока же ограничимся тем, что приведем понимание выражения "каашер торид" в переводе Онкелоса: "и будет когда преступят его потомки слова Торы".  Стих 27:40: "И мечом своим будешь жить, и брату своему будешь служить, и вот, когда торид, -  то сбросишь ярмо его с твоей шеи..." Дело в том, что отношения между Эсавом и Яаковом - совершенно уникальные. Они как две чаши весов: если один поднимается, то неизбежно другой опускается. Если один опускается, то неизбежно другой поднимается. Поэтому в Талмуде мудрецы сказали: "Если тебе скажут, что Рим и Иерусалим (Эсав и Яаков) (есть разные варианты: Кейсария - Иерусалим) оба в расцвете - не верь. Если скажут, что оба разрушены - не верь. Если скажут, что один процветает, а другой разрушен - верь. Это два полюса, которые обязательно находятся в противоположных состояниях. Когда Ицхак узнал, что дал благословение не тому, кому думал, он говорит: "И будет-таки благословен". Он ретроактивно подтверждает решение, вынесенное Небом и переданное через него, вопреки его собственному замыслу: главным будет младший.

Однако, во всех благословениях 27-й главы речь лишь о достатке и власти. И лишь  отправляя Яакова в Падан-Арам, Ицхак дает ему благословение совсем иного рода: (28:3): "И Бог Всемогущий благословит тебя, расплодит и умножит тебя, и будешь ты собранием народов, и даст тебе благословение Авраама, тебе и твоему потомству с тобой, чтобы ты овладел землей, где ты странствуешь, которую дал Бог Аврааму". Это благословение Авраама Яаков получает только сейчас, когда он выступает под собственным именем, ни под кого не загримированным. Это благословение не было предназначено  Эсаву никогда в жизни. При всей любви Ицхака к Эсаву, он думал дать ему только "политико-экономическое" благословение, но не благословение Авраама - "будешь собранием народов, и Всемогущий будет с тобой, и будешь владеть этой землей, которая обещана Аврааму". Т.е. Ицхак прекрасно знает, что настоящим потомством Авраама является Яаков. Почему же тогда свое первое благословение он предназначал Эсаву?

7. Отношения "Эсав - Яаков" в свете проблемы взаимоотношений между евреями и другими народами

Ицхак, может быть, впервые в жизни, делает необычайно активный и самостоятельный шаг. С самого начала, когда говорится, что они дали старшему сыну имя Эсав, а он назвал младшего "Яаков" (что такое Яаков? - который держится за пятку брата, следует за ним по пятам), он, наверное, подумал: "Какой это замечательный и трогательный символ!" Младший неотступно следует за старшим.

Это то, чего так не хватало Ицхаку на протяжении всей его жизни. Что он видел в отцовском доме? Пошел за отцом его племянник Лот. (Он этого не видел, но знает эту семейную традицию.) Отец сказал: "Давай разделимся, иди себе стороной". О старшем сыне Ишмаэле мать сказала: "Прогони его вместе с его матерью", - и Авраам прогоняет их из дома, и мидраш говорит, что только после смерти Сарры Ицхак идет и приводит назад эту Агарь отцу под именем Кетура.

Ицхаку всю жизнь не хватает такого отношения между братьями, когда не обязательно нужно разбегаться в разные стороны. Можно жить вместе так, чтобы братья поддерживали друг друга. Он всю жизнь вынашивает этот план. И мидраш говорит нам, что, по его подсчетам, "мальчикам" в сцене благословения - по 63 года. И Ицхак очень хочет заложить настоящую базу, основание под эту связку, под этот тандем. Он видит, что старший груб, что он человек поля, он ловец. И он хочет дать ему власть и благословение над этим миром, чтобы он поддерживал брата, который является праведным, духовным. Пусть он сидит в шатрах и покоряет духовные миры. А брат будет его содержать в этом мире. Это прекрасная, потрясающая пара. И только Ривка, которая почему-то всю жизнь не рассказывает Ицхаку о том, что ей сказали пророки: что "из твоей утробы разойдутся два народа" – она понимает, что они не могут жить вместе, потому что они друг друга уничтожат. И когда Ривка вызывает Яакова, она говорит: "зачем мне терять вас обоих в один день?" Если он тебя убьет, то я потеряю и того и другого: один станет убитым, другой станет убийцей. И она действует, как мать Яакова и как мать Эсава. Это прямо говорится в тексте.

Поведение Ривки - это поведение матери, которая знает то, что не известно отцу: они должны разойтись, иначе оба погибнут. Ситуация, в которой оказался Ицхак, называется в литературоведении "драматическая ирония" - когда читатель или зритель знает что-то, неведомое герою. Ицхак героически пытается создать этот тандем, а за стеной - его молчаливая жена. Они первый раз заговорили только после этой сцены, когда Ривка говорит Ицхаку: "Ах, я не выживу, не вынесу, если Яаков возьмет таких же жен". Отсюда мудрецы говорят: муж и жена должны разговаривать друг с другом, иначе получаются весьма проблемные ситуации. Ривка считает невозможным, преждевременным сообщать Ицхаку это пророчество. Ицхак пытается заложить основу того, чтобы старший брат был поддержкой для младшего - и, казалось бы, все это пошло прахом. Однако Ицхаку не свойственно проявлять инициативу: тебе говорили, на ком жениться, теперь тебе скажут, кого благословить. Ты немного перепутал, не того надо благословлять и с Неба тебя поправили. 

Здесь можно отметить, что есть мидраш, дающий довольно  любопытный взгляд на всю эту сцену. А именно - через полную противоположность план Ицхака все-таки осуществился. И Эсав, от которого произошло 12 племен, стал родоначальником огромного собрания народов. Эсав - это, в духовном смысле, христианский мир. Но, кроме того, у Эсава был внук, которого звали Амалек. Этот Амалек несет в себе одно-единственное качество. У него нет никакого другого позитивного содержания, кроме неистребимой ненависти к Израилю. Этот самый Амалек и является в чистом виде носителем антисемитизма. Другие народы, как правило, тоже не любят Израиль, иногда сильнее, иногда слабее. Но Амалек является носителем этого качества в чистом виде. И этот антисемитизм, проносимый Амалеком через все века, является действительно жизненно необходимым условием для того, чтобы Израиль не растворился среди других народов. Так же, как волки необходимы оленям, чтобы их гоняли, чтобы они не умерли от ожирения, точно так же антисемитизм нужен Израилю для того, чтобы в случае отклонения от пути, ведущего к жизни, к выполнению своей задачи, какая-то сила заставила вернуться на этот путь.

Таким образом, Ицхаку не удалось связать братьев воедино, а почему не удалось - мы уже понимаем: Ривка - великая женщина, которая понимает, что этого нельзя допустить, потому что это будет конец всему, смерть. И тут уже не до подробностей - соврал, не соврал. Для спасения жизни можно и соврать. Но самое главное - то, что Ривка заставила пойти дела так, как ей было предсказано: что братья  разойдутся. И встреча между ними возможна только в светлом будущем. Но теперь Эсав, через свою ненависть к Яакову, является его хранителем. Как только Яаков сворачивает с дороги жизни и начинает топать по самоубийственному пути, - так Эсав, сам того не понимая, берется за исполнение службы сторожевого пса, начинает бросаться на него и заставляет, раньше или позже, вернуться на этот путь жизни.

Этим "похвальным словом" антисемитизму я хотел бы завершить рассмотрение наших двух эпизодов.

Контрольные вопросы:

КВ-1 Прочтите Берешит 11:10-26. Составьте таблицу возрастов героев от Потопа. Ицхак родился, когда Аврааму было 100 лет. Ривка родила детей, когда Ицхаку было 60 лет (25:26). Как вы думаете, могла ли состояться встреча Ривки с Шемом или Эвером?

Учитывает ли мидраш этот момент?

КВ-2 Рассмотрим в Мидраше об отделении десятины от соломы:

Ответьте:

а) Нужно ли отделять десятину от соломы, и почему?

б) Комментарий об отделении десятины от соломы в связи с небольшим количеством зернышек, оставшихся в ней.… Как вы полагаете, каково мнение комментаторов о том, кто задает такого рода вопрос?

КВ-3 Мидраш о чечевичной похлебке по случаю траура. Перечитайте еще раз историю о продаже первородства в Торе. Если добавить деталь мидраша о том, что чечевичная похлебка была сварена по случаю траура, то как меняется сцена?

КВ-4 Сцена продажи первородства. Про Эсава в финале говорится: "…и тот ел, и пил, и встал, и пошел, и презрел Эсав первородство". Как бы вы по пшату оценили такую последовательность глаголов, идущую одним потоком?

КВ-5 Мидраш о "Риме и Иерусалиме". В свете этого мидраша, идет ли борьба за первородство между братьями Яаковом и Эсавом, или же она ведется между Римом и Иерусалимом? Можно ли найти в мидраше другую связь между Эсавом и Римом?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1 Прочтите Берешит 11:10-26. Составьте таблицу возрастов героев от Потопа. Ицхак родился, когда Аврааму было 100 лет. Ривка родила детей, когда Ицхаку было 60 лет (25:26). Как вы думаете, могла ли состояться встреча Ривки с Шемом или Эвером?

Учитывает ли мидраш этот момент?



КВ-2 Рассмотрим в Мидраше об отделении десятины от соломы:

Ответьте:

а) Нужно ли отделять десятину от соломы, и почему?

б) Комментарий об отделении десятины от соломы в связи с небольшим количеством зернышек, оставшихся в ней.… Как вы полагаете, каково мнение комментаторов о том, кто задает такого рода вопрос?



КВ-3 Мидраш о чечевичной похлебке по случаю траура. Перечитайте еще раз историю о продаже первородства в Торе. Если добавить деталь мидраша о том, что чечевичная похлебка была сварена по случаю траура, то как меняется сцена?



КВ-4 Сцена продажи первородства. Про Эсава в финале говорится: "…и тот ел, и пил, и встал, и пошел, и презрел Эсав первородство". Как бы вы по пшату оценили такую последовательность глаголов, идущую одним потоком?



КВ-5 Мидраш о "Риме и Иерусалиме". В свете этого мидраша, идет ли борьба за первородство между братьями Яаковом и Эсавом, или же она ведется между Римом и Иерусалимом? Можно ли найти в мидраше другую связь между Эсавом и Римом?