МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Пять свитков и книга Ионы"

Лекция 29. Свиток Эстер. Введение

1. Сюжет свитка Эстер
2. Свиток Эстер и праздник Пурим
3. Авторство и время написания Свитка Эстер
4. Исторический фон Свитка Эстер
5. Хронология, связанная со свитком Эстер, согласно классическим еврейским источникам
6. Осмысление исторического фона книги Эстер в еврейских источниках
Список контрольных вопросов

1. Сюжет свитка Эстер

Царь Персидской империи Ахашверош повелевает сместить царицу Вашти за то, что та не предстала пред царем во время пира, данного всему высшему обществу Империи. Чтобы найти подходящую новую царицу, в укрепленный город Шушан (Сузы) собирают всех девушек – красавиц империи. В число претенденток попадает Эстер, племянница Мордехая, потомка изгнанников из Иудеи. Эстер понравилась царю больше остальных соискательниц престола, и она стала царицей вместо смещенной Вашти.

Тем временем царь возвысил Амана, и Аман оскорбленный тем, что Мордехай отказывается ему кланяться, уговаривает царя издать указ об уничтожении всех евреев Персидской Империи. Для выбора даты погрома Аман кидал жребий ("пур"). Когда Мордехай узнал об указе, он обратился к Эстер и уговорил ее пойти умолять царя вернуть злодейское постановление.

С риском для жизни Эстер предстала пред царским взором и пригласила Ахашвероша и Амана к себе на пир. Во время двухдневного пира Эстер открыла царю, что Аман от царского имени издал указ, повелевающий уничтожить ее народ. Царь в гневе повелел повесить Амана и возвысил Мордехая. Мордехай от царского имени издал указ, дозволяющий евреям империи "защищаться" от врагов. В назначенный день евреи сами напали на своих врагов. В результате день, предназначенный для горестей и беды, превратился в праздник. На следующий день после этого евреи устроили пир, и этот день был объявлен праздничным.

В конце свитка приложена переписка Мордехая и Эстер с еврейскими мудрецами, касательно установления праздника Пурим (названного так в честь "жребия" – "пур", который бросал Аман).

2. Свиток Эстер и праздник Пурим

Свиток Эстер, в отличие от всех остальных обсуждаемых свитков, исходно является книгой, связанной с установлением праздника. Иными словами книга описывает причины установления праздника Пурим, объясняет, почему он так называется, и описывает его обычаи.

До Пурима у еврейского народа существовали праздники, установленные Торой (Пятикнижием), и праздники, связанные с всевозможными местными, иногда храмовыми обычаями. Пурим – это первый всенародный праздник, установленный не Торой, а постановлением мудрецов. Здесь не надо удивляться тому, что праздник, упомянутый в Танахе, является праздником, установленным мудрецами, а не установленным Свыше. Дело в том, что в еврейской традиции законодательной силой Свыше обладает только непосредственно Пятикнижие. Любой закон и обычай, появившийся после этого, является установлением мудрецов по определению. Например, запрет торговать в Субботу многократно повторен пророками (в том числе Исайей), но тем не менее, несмотря на наличие этого запрета в Танахе, этот закон считается постановлением мудрецов, а не прямым законом Торы. Праздник Пурим установлен не Торой, а потому он праздник по постановлению Мудрецов – хотя в Танахе и имеется целая книга, целиком посвященная этому празднику.

Кроме описания исторических событий, повлекших установление праздника, свиток Эстер указывает обычаи, связанные с Пуримом: праздничные подарки друзьям, дары беднякам, праздничный пир. Кроме того, в установления, связанные с Пуримом, входят обязательное чтение свитка Эстер, чтение специальной молитвы и запрет поста и траура.

Именно, основываясь на тексте свитка Эстер постановлено, что Пурим, в отличие от других еврейских праздников, отмечается в две даты: для всего мира 14 Адара, тогда как для "городов, обнесенных городской стеной во времена Иегошуа бин-Нуна (Иисуса Навина)", например, в Иерусалиме или Хевроне, он празднуется 15 Адара – так же, как и в укрепленном городе Шушане (Сузах). Ссылка на времена Иегошуа бин-Нуна здесь вызвана необходимостью взять для рассмотрения начальное состояние городов Страны Израиля – потому что, по любому из существующих мнений (см. ниже), события Пурима происходили в период, когда крепостные стены городов Иудеи были разрушены.

Относительно Пурим существует множество обычаев, связанных со всем народом Израиля или же принятых только в конкретных общинах. Практически все обычаи превращают Пурим в день смеха и карнавала. В основном эти обычаи связаны с некоторой карнавальностью самого Свитка Эстер. Недаром, во многих общинах – в частности, в восточно-европейских – в Пурим принято устраивать фарс в народном стиле ("пуримшпиль") на материале книги Эстер.

Точно так же в некоторых общинах указание Талмуда: "человек должен напиться в Пурим так, чтобы не различать благословенного Мордехая от проклятого Амана" – воспринимается буквально, и считается, что в Пурим (днем, а не вечером) положено серьезно напиться. Связан обычай, прежде всего с содержанием книги Эстер, главные герои которого непрерывно пьянствуют, и все важнейшие события которой происходят в состоянии подпития. Впрочем, принятие решения в состоянии опьянения в книге Эстер является не комедийной деталью, как некоторые полагают, а отражением простой персидской реалии. Геродот сообщает, что важнейшие решения персы принимают дважды, причем первый раз напившись допьяна, а только на следующий день обсуждают решение на трезвую голову.

Всегда были слишком серьезные люди, которые считали, что веселье, карнавал, пьяный пир и фарс несовместимы со Священным Писанием. Непредубежденное чтение Свитка Эстер доказывает обратное, автор явно пытается представить некоторые ситуации в комическом духе, и народ, устанавливая свои обычаи, в данном случае понимает свиток Эстер намного тоньше, чем эти серьезные люди.

3. Авторство и время написания Свитка Эстер

В конце Свитка Эстер написано: "И ОПИСАЛ МОРДЕХАЙ ЭТИ СОБЫТИЯ, И ПОСЛАЛ ПИСЬМА КО ВСЕМ ИУДЕЯМ, КОТОРЫЕ В ОБЛАСТИ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, К БЛИЗКИМ, И К ДАЛЬНИМ" (9:20). Подобно этому дальше написано: "И (ЕЩЕ) ПИСАЛА ЭСТЕР ЦАРИЦА, ДОЧЬ АВИХАИЛА, И МОРДЕХАЙ, ИУДЕЙ, СО ВСЕЮ НАСТОЙЧИВОСТЬЮ; И ЧТОБЫ ИСПОЛНЯЛИ ЭТО ВТОРОЕ ПИСЬМО О ПУРИМЕ" (9:29). Из этих двух стихов иногда делается вывод, что свиток Эстер написан его главными героями – Мордехаем и Эстер. По всей видимости, указанные стихи относятся только к посланиям, учреждающими и устанавливающими обязательность отмечать праздник Пурим, а не ко всему свитку. Кроме того, полезно заметить: в уже неоднократно цитированном отрывке из Вавилонского Талмуда (Бава Батра 15), обсуждающем времена и авторство книг Танаха, авторство Свитка Эстер отнесено к "людям Великого Собрания". Термин "Великое собрание" в Талмуде относится к периоду от возвращения из Вавилонского плена (в нем принимали участие пророки Хаги, Малахи, Захария) и завершается завоеваниями Александра Македонского. Иными словами, Талмуд не указывает, кто автор книги Эстер, но датирует ее никак не позже, чем серединой 4 века до н.э.

Нетрудно заметить, что Свиток Эстер написан после описанных в нем событий, в период, когда Пурим уже отмечался евреями Персидской Империи. Аргументы в пользу более позднего написания Свитка сводятся к ряду стихов. Во-первых, открывающий стих: "И было во времена Ахашвероша…" – уже показывает, что события, описанные в книге, произошли задолго до написания книги. Более того, многочисленные пояснения к обычаям и событиям показывают на некоторую удаленность автора от самих событий. Например: "Того Ахашвероша, что правил от Индии до Эфиопии", "Пур – это жребий", "ибо таков царское дело – перед теми, что знают", "поэтому эти дни называют Пурим". В конце книги имеется замечание, смысл которого сводится к тому, что все здесь записанное уже попало в персидские летописи.

Таким образом, получается, что свиток Эстер написан несколько позже описанных в нем событий. Однако, запись свитка не отстоит от этих событий слишком далеко. Нам следует отметить, что в Свитке более 60 чисто персидских слов, тогда как в других книгах Танаха, также описывающих персидскую эпоху, таких слов практически нет. Из сказанного делается вывод, что автор жил на территории именно Персии, и скорее всего в Шушане (Сузах), потому что та точность, с какой автор описывает дворец в Шушане, дворцовые обычаи и прочее, возможна только для непосредственного очевидца.

Ввиду всех этих причин, в наше время все исследователи считают, что Свиток Эстер составлен в персидский период, высказывавшиеся в прошлом мнения, что свиток составлен в более поздний греческий период, – отброшены как никак не обоснованные. Все реалии Свитка приводят нас к Персидской Империи династии Ахеменидов (539-332) до завоеваний Александра Македонского. Кроме того, следует отметить, что во всем свитке нет ни одного греческого административного термина и нет ни одного греческого имени. Все имена либо персидские, либо эламские (последнее естественно, т.к. Шушан (Сузы) – это историческая столица Элама и эламиты являлись существенной частью Персидской Империи).

4. Исторический фон Свитка Эстер

При современном состоянии исторической науки в части, касающейся Персидской Империи не удается однозначно установить время событий, описанных в Свитке Эстер. Следует напомнить, что до нас не дошло ни одной персидской хроники (хотя археологам удалось найти некоторое количество персидских документов), и всю хронологию можно построить или на греческих, или на еврейских описаниях. При этом греческие и еврейские устные источники расходятся самым крайним образом, начиная с описания числа Персидских царей и кончая суммарным временем существования Персидской Империи (при этом расхождение больше чем в полтора века!). Ниже мы будем пытаться отождествить исторический фон Свитка в соответствии с принятой греческой хронологией.

А именно, согласно принятым в современной науке (основанным на греческих источниках) взглядам. Хронология персидских царей династии Ахеменидов такова:

Кир – царь персов – в 538 г. до н.э. захватил Вавилон, был коронован царем Вавилона и правил до 530 г. При нем произошло резкое изменение политической линии, принятой прежде царями Вавилона. Среди прочего, он разрешил всем народам, которые были изгнанниками вследствие политики вавилонских царей предыдущих правлений, вернуться на их родины. Этот указ касался евреев. Точно так же Кир дозволил восстановить Иерусалимский Храм.

Камбиз – сын Кира (529-522). В Еврейском Писании не упомянут вовсе. Завоевал Египет. В войске Камбиза были еврейские части, основавшиеся на острове Элефантина (эта колония просуществовала несколько столетий).

Дарий I (Великий, 521-486) – Именно в годы его правления (на 2 год правления) был восстановлен Иерусалимский Храм.

Ксеркс (485-465) – его правление началось с подавления бунта в Египте (начавшегося еще при жизни отца). Он первый прекратил называть себя царем Вавилонским, а ограничился титулом "царь Персии и Мидии". На седьмом году правления во главе с большим войском он вторгся в Грецию, но потерпел поражение.

Артаксеркс I (465-424) – сын Ксеркса и его жены Аместриды. Правление начал с подавления бунта других сыновей Ксеркса. В период его правления Греция окончательно освободилась от персов. Артаксеркс всячески старался укрепить власть персов в стране. В годы его правления Эзра был назначен главой всех евреев империи, что было существенно для единства всех еврейских общин, рассеянных по территории Персидской империи. На двадцатом году правления он послал в Иудею своего царедворца Нехемию, назначив его сатрапом Иудеи, с повелением отстроить крепостные стены Иерусалима.

Дарий II (424-404)

Артаксеркс II Мнемон (404-359)

Артаксеркс III Оху (359-337)

Арсас (337-335)

Дарий III (335-332) – Персия терпит сокрушительное поражение от Александра Македонского.

Нам следует добавить, что каждый персидский царь вел хронологию по собственным годам правления. У персов не было единой системы отчета времени от какой-то одной даты. Ни один царь не указывал своего "порядкового номера", то есть Дарий III нигде не писал, что он "третий", а не "второй" или "первый". Приведенная хронология является плодом усилий современной исторической науки, как в части дат, так и в части того, сколько было персидских царей. Естественно, мы приводим, самый распространенный вариант научной хронологии.

Основное принятое мнение состоит в том, что Ахашверош – это Ксеркс. На персидском его имя хвучит Хшиарш, греческая транскрипция этого имени Ксеркс ("х" перешло в "кс", при этом греки передавали звук "ш" как "с", так что "Хшиарш" перешло в "Ксеркс"; еврейская же традиция того периода добавляла "а" к ряду иностранных слов, при этом "и" перешло в краткое "w" = "в", так что "Хшиарш" стало "Ахашверош"). Если так, то два больших пира, описанных в книге Эстер, связаны с историей правления этого царя. Пир на третьем году правления связан с решением выйти войной на Грецию. После поражения от греков при Фермопилах и при Саламине (480) Ксеркс вернулся в Персию и полностью погрузился в дворцовую жизнь, передав бразды правления советникам. Тем не менее, Ксеркс известен своим грандиозным строительством, в том числе строительством роскошного зимнего дворца в Шушане (Сузах). Дополняют утверждение, что речь идет именно о Ксерксе некоторые дополнительные данные. Некоторое время назад в Месопотамии с Сипаре обнаружен документ, упоминающий высокопоставленного чиновника, главу финансового ведомства из Шушана по имени Мордух. Документ относится к периоду правления Ксеркса. Имя жены Ксеркса в греческих источниках обозначено "Аместрида", оно несколько созвучно имени Эстер (впрочем, вся описание Геродота, касающееся Аместриды, к Эстер совершенно не подходят и, как правило, является аргументом против отождествления Ахашвероша с Ксерксом). Дополняет утверждение упомянутое в книге Эзры краткое преследование евреев во времена правления Ахашвероша.

С другой стороны, известно, что после 480 года (поражение у Фермопил) Персия потеряла свое влияние на островах Эгейского моря, в отличие от того, что сказано в конце свитка Эстер. Персы восстановили свое влияние на эти острова только после 380 года (пелопонесские войны). Иосиф Флавий отождествляет Ахашвероша с Артаксерксом, точно так же в Септауагинте (перевод Писания на греческий, восходящий приблизительно к 200 году до н.э.), имя царя Ахашверош переведено "Артаксеркс". Под этим именем известно три персидских царя. Артаксеркс I по ряду причин никак не годится на роль Ахашвероша. Артаксеркс второй (Манемон, 404-359) , как явствует из описания Плутарха, отличался великой способностью к винопитию. Вообще, характер царя, описанный в Свитке Эстер очень неплохо подходит к описанию Артаксеркса у Плутарха. Здесь и подверженность влиянию женщинам гарема, здесь имеется описание заговора против царя, с попыткой жениться на его жене. Здесь имеется любопытный рассказ о том, как царь выбирал себе жену: множество претенденток выбежали во двор, и только одна – Аспасия, отказалась войти во двор даже силой. Именно она и стала царицей. Есть в этом рассказе нечто общее с рассказом о выборе Эстер.

К этому же отождествлению склоняется ряд еврейских авторов средневековья (р. Иегуда Абарбанель, р. Давид Ганаз, Азария дель Росси).

В общем, ситуация с выбором подходящего периода правления в качестве фона для книги Эстер, при современном состоянии исторической науки, остается сложной.

5. Хронология, связанная со свитком Эстер, согласно классическим еврейским источникам

Еще раз подчеркнем, что принятая в еврейских источниках Устной Традиции хронология персидского периода полностью расходится с принятой в наше время хронологией, связанной большей частью с греческими источниками. Для понимания дальнейших текстов, а также многих комментариев к книге Эстер мы приведем хронологию событий, связанных с книгой Эстер, в том виде, в каком она существует в большинстве еврейских талмудических источниках (Седер Олам 29-30 и Вавилонский Талмуд, Мегила 11б).

Исходя из ряда стихов Писания, мудрецы Талмуда устанавливают, что от завоевания Киром Вавилона (и разрешения евреям вернуться в свою страну) до второго года правления Дария (начала восстановления Второго Храма) прошло 18 лет. Точно такой же результат дает и "научная" хронология (538\9 – первый год правления Кира и 520\1 – второй год правления Дария). Однако распределение лет правлений персидских царей внутри этих 18 лет в талмудических источниках абсолютно иное, а именно Кир правил всего три года (а не 9), сразу за ним 14 лет правил Ахашверош, а за ним Дарий. Камбиз в талмудических источниках не упоминается вовсе. Нас во всей этой истории интересует ровно тот факт, что согласно источникам Талмуда события книги Эстер происходят до восстановления Храма (начало восстановления датируется вторым годом правления Дария), а не после (и Ксеркс, и Артаксеркс по "научной" хронологии правили после Дария).

Мы так подробно остановились на этом вопросе потому, что без понимания того, как талмудические источники представляют хронологический порядок событий, невозможно понять ряд комментариев. Например, согласно этим комментариям, Вашти, царица-предшественница Эстер была виновата в том, что она посоветовала прекратить строительство Иерусалимского Храма (по научной хронологии Храм к тому времени уже был восстановлен). Невозможно без этой хронологии понять сравнение первого пира Ахашвероша с пиром Валтасара и использование для пира храмовых сосудов для вина (храмовые сосуды, которые забрал в Вавилон Навуходоносор, были возвращены в Иерусалим Дарием). Все такого рода комментарии возможны только, если события книги Эстер происходят до правления Дария, до восстановления Храма. Можно привести еще ряд мидрашей, которые без знания того, какой хронологией пользовались авторы, невозможно понять.

Еще ряд примеров: в талмудической литературе стих Свитка Эстер: "Он (Мордехай) был переселен из Иерусалима вместе с пленниками, выведенными с Иехониею, царем Иудейским, которых переселил Навуходоносор, царь Вавилонский" (2:2) понимается буквально. Мордехай был одним из членов Санhедрина во времена, когда Храм еще не был разрушен, и был уведен в изгнание во времена царя Иехонии, то есть по талмудической хронологии за 65 лет до воцарения Ахашвероша, что физически возможно. По научной же хронологии эти события разделяют 115 лет, и если понять стих буквально, то Мордехай к описываемым событиям был слишком глубоким страцем, а потому при использовании научной хронологии принято этот стих понимать в том смысле, что предки Мордехая пришли в Шушан вместе с изгнанниками времен Иехонии. Последнее мнение подтверждается тем, что родословная Мордехая "Сын Яира, сын Шимъи, сын Киша" в предыдущем стихе дана явно в сокращенном виде – род Мордехая возводится к семье царя Шаула (Саула) (Киш – отец Шаула, Шимъи – его потомок, родственник Шаула). Кроме сказанного, следует помнить, что мидраши утверждают, что Дарий (тот, кто разрешил построить Храм) был сыном Эстер. Иными словами, свиток Эстер, согласно талмудическим источникам, следует относить к периоду, когда Иерусалимский Храм был разрушен и в результате описанных в Свитке событий сын Ахашвероша, Дарий, повелел отстроить Храм. По научной хронологии (если отождествить Ахашвероша с Ксерксом), события Свитка относятся к периоду восстановления города Иерусалима во времена, предшествующие Нехемии. Тогда возможно отождествление, согласно которому в результате событий, описанных в Свитке Эстер, сын Ахашвероша, Артаксеркс I, дозволил и способствовал восстановлению городских стен Иерусалима.

По-видимому, можно было бы сократить противоречие между талмудической и научной хронологиями до минимума, отождествив Ахашвероша с Камбизом (это подтверждается тем, что в Талмуде Ахашверош связан с войной в Египте, которую вел именно Камбиз). Но, в любом случае, вопрос остается нерешенным.

Добавим, в конце обсуждения, что согласно некоторым талмудическим источникам, Артаксеркс – это не имя, а титул царей Персии, а потому Дария тоже можно назвать Артаксеркс.

Вообще, попытка разобраться в том, какая из хронологий верная, в наше время считается "дурным тоном", в том смысле, что признается, что при тех данных, которые есть у нас сегодня, вопрос не только неразрешим, но и не нужен нам, если только мы не занимаемся конкретно изучением отношения Ученых Талмуда к историческим событиям, связанным с книгой Эстер. В целом, при этом принято пользоваться научной, выстроенной в основном на греческих источниках хронологией.

6. Осмысление исторического фона книги Эстер в еврейских источниках

Согласно классическому еврейскому осмыслению исторического фона, на котором происходят события Свитка Эстер, начала событий полностью связано с исполнением пророчества Иеремии.

Ниже мы приведем пересказ отрывков из предисловия р. Н. Шермана к книге Эстер в издании Арт Скрол, которая вся построена на талмудической хронологии. (При чтении нижеследующего изложения следует также учесть, что отдельной особой проблемой является проблема истолкования мидрашей (агадот) талмудической литературы. В данном комментарии эти мидраши трактуются в прямом, непосредственном смысле (в том числе такие, которые объясняют решение чисто не-еврейских проблем – таких, как порядок престолонаследия и т.д. – тем, что действующие лица стремились содействовать еврейским пророкам и т.п.). Однако, в еврейской традиции это отнюдь не единственный подход к мидрашам Талмуда. Очень многие авторитеты еврейской традиции считают, что мидраши и агаду следует, во многих случаях, понимать аллегорически, ибо цель создателей мидраша – не сообщить физически имевшие место факты, а передать духовную суть события).

"…Через пятьдесят два года после разрушения вавилонянами Храма исполнилось пророчество: завоевавший Вавилон Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении Дома Бога в Иерусалиме. Пророк Исайя предсказал это за двести лет до этих событий. "Так сказал Бог помазаннику Киру... ради Яакова, раба Моего, и Израиля, избранника Моего... он построит город Мой и изгнанников Моих отпустит" (Исайя 45). Указ Кира был издан за два года до того, как Ахашверош (Артаксеркс) стал царем и за четыре года до событий, описанных в Свитке Эстер.

Хотя праведный персидский царь разрешил евреям вернуться на родину, но только сорок две тысячи из них откликнулись на его призыв, несколько же миллионов остались в изгнании. Так происходит всегда, когда Бог скрывает Свое Лицо от людей: смятение, сомнения и страх овладевают ими. Чего Бог хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его волю? Как мы узнаем о ней?

Таков был исторический фон, на котором разыгралась драма Пурима. Еврейский народ был разбросан и растерян. В Вавилоне возродилось изучение Торы; однако даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными своему союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле; ведь женщина, которую выгнал из дома супруг, не должна более хранить верность брачному союзу, а отпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. Этот страшный вопрос можно понять как еще одно печальное указание на то, что Лицо Бога было скрыто за множеством завес.

Кир перевел свою столицу в город Шушан (Сузы) в земле Элам. Туда же переехали Мордехай и Даниэль, но они не смогли организовать там обучение Закону Моисея на том уровне, на котором оно велось в уже давно сложившихся и процветающих академиях Вавилона. К Эламу, резиденции царской власти, были обращены надежды еврейского народа; но там отсутствовал дух Торы. Еще одна завеса скрыла Лицо Бога.

Работы по восстановлению Храма продолжались, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало все больше препятствий.

Правление Кира длилось недолго. Всего через два года после того, как он отдал приказ о восстановлении Храма, царем обширной персидской империи стал Ахашверош. Новый царь не был другом евреев. У тех, кто только начинает знакомиться со Свитком Эстер, может создаться впечатление, что он был всего лишь добродушным пьяницей, находившимся под влиянием Амана. Однако это не так. Его жена, царица Вашти, внучка вавилонского царя Навуходоносора, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм, и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец делу, начатому Киром. После того, как из Иерусалима пришло письмо, написанное врагами евреев во главе с сыновьями Амана, в котором говорилось, что строительство Храма на самом деле лишь предлог для восстания евреев против метрополии, Ахашверош запретил продолжать работы в Иерусалиме. Он был только рад внять советам своей жены и донесениям своих наблюдателей. Итак, казалось ясным, что пророчеству Исайи не суждено сбыться. Казалось, Лицо Бога, то есть Его воля, окончательно скрылось от евреев. Быть может, и в самом деле евреи были так же одиноки и покинуты, как жена, отосланная своим мужем?

Еврейская Традиция предлагает совсем иной подход к истории, нежели тот, который укоренился в европейской культуре и к которому мы привыкли. Существует Храм или разрушен – для многих это второстепенный вопрос, поскольку он относится, по их мнению, к сфере культуры, а не политики; главным вопросом в таком случае является существование еврейского государства. Но этот вопрос сам по себе не имеет мирового значения; тот Иерусалим, который Кир даровал своим еврейским поданным, то есть город и его непосредственные окрестности, может представляться всего лишь точкой на карте мира, не более значимой, чем любой другой город, дарованный своим поданным добросердечным правителем. Многие привыкли к такому пониманию истории и абсолютно убеждены в том, что если Святая Земля и имела какое-то значение, то лишь как страна, расположенная на пересечении дорог, соединяющих три континента. Но наша Традиция совершенно иначе понимает историю этого периода. Пророчество Иеремии, подобно мечу, висело над головами монархов. Для них Храм был не просто зданием, он воплощал собой жизненную философию, резко отличающуюся от той, которую исповедовали они сами. Бог Израиля был силой, которая несла гибель царям, от Фараона до Санхерива. Если Его народу суждено было спасение, то, значит, Он должен был низложить царей и правителей стран, порабощавших евреев. Так Он делал всегда, когда угрожали Его народу. Вот почему, когда Аман пытался убедить Ахашвероша в том, что евреев можно уничтожать безнаказанно, царь, хотя и ненавидел евреев, колебался.

"Я боюсь, что их Бог сделает мне то же, что сделал Он моим предшественникам", – возражал он. Аман отвечал ему: "Евреи спят. Они не соблюдают больше Закон, как делали когда-то, и не заслуживают Божественного заступничества" (см. комментарий к Свитку Эстер, стих 3:8).

Аман и Ахашверош – согласно тому, как Талмуд объясняет эту ситуацию, – были более проницательны, чем сами евреи. Они тоже видели завесу, скрывающую Лицо Бога от евреев, но понимали, что эта завеса соткалась в результате ошибочных поступков самих людей.

Пророчество Иеремии устрашало не одно поколение монархов и их советников. Всевышний провозгласил, что Вавилон будет господствовать лишь семьдесят лет, и лишь семьдесят лет Иерусалим будет лежать в развалинах. Если пророчеству суждено было сбыться, то, значит, монархам предстояло лишиться полноты власти, а империям суждено распасться. В ожидании исполнения пророчества цари избегали проявлять неуважение к невидимому и непонятному Богу евреев, боясь вызвать Его гнев. Они жили в страхе, но и в надежде на то, что разрушение Храма означает конец Его власти, а также, что в результате спячки, охватившей еврейский народ, связь между ним и Богом распалась. Они считали, что если через семьдесят лет пророчество Иеремии не исполнится, Иерусалим навсегда останется "вспаханным полем и приютом для лисиц". Валтасару, внуку Навуходоносора и наследнику его престола, это пророчество было хорошо известно.

Вавилонская Империя была основана Навуходоносором в 3318 году по еврейскому летоисчислению (от "окончания Сотворения Мира"). Он царствовал сорок пять лет. Его сменил его сын Эвил Меродах, который царствовал двадцать три года. Его преемник Валтасар, вступив в третий год своего правления, с трепетом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. И вот эти семьдесят лет, как ему казалось, истекли. Валтасар ликовал и искал способ показать свое презрение к Богу, которого уже не боялся. Он устроил пир, который вошел в легенду как образец дикой оргии ("пир Валтасара"). В честь своего празднества он сделал то, на что не осмелился даже сам Навуходоносор, его дед: он вынул из сокровищницы сосуды Храма, чтобы использовать их в своем необузданном пиршестве. А почему бы и нет? Иеремия ошибся. Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен. Но ошибся Валтасар. К утру он был уже мертв.

Несколько ниже мы обсудим способ, которым были вычислены эти семьдесят лет. Сейчас, однако, мы хотим отметить, что ни один вавилонский царь, даже после разрушения Иерусалима, не осмеливался осквернять священные сосуды. Они хорошо знали, что хотя в политическом отношении Иудея была лишь небольшой провинцией, в духовной сфере она представляла собой значительную силу. Пророчество было для них реальностью, и они понимали, что каждого, кто осмелится осквернить священные сосуды, ждет жестокое наказание.

Валтасар погиб в ту же самую ночь и, как разъясняет Талмуд, он был наказан за свою наглость. Он был убит Дарием, мидийцем, и зятем Дария Киром, персом. Дарий предложил трон Киру, но последний отказался, так как в пророчестве Даниэля было сказано, что Вавилонское царство перейдет сначала к Мидии, а потом к Персии. Таким образом, с помощью пророчества был решен государственный вопрос: кто займет трон империи. Дарий процарствовал год, а Кир – менее трех лет. В 3392 году Ахашверош взошел на трон Персидской империи в Сузах. Он тоже посматривал на календарь. Ахашверош не хотел ошибиться. Согласно его расчетам, семьдесят лет истекали на третий год его царствования. Он отпраздновал это событие стовосьмидесятидневным пиром, с описания которого начинается Свиток Эстер. И он тоже, чтобы ознаменовать свое освобождение от страха перед пророчеством Иеремии, сделал то, что ранее бы не дерзнул: осквернил священные сосуды Храма. Его расчет был также ошибочен, но он избежал мгновенного возмездия, так как, согласно воле Бога, он должен был стать отцом того, кто исполнит слова пророков, то есть Дария II, сына Эстер, при котором был восстановлен Храм.

Девять лет спустя Эстер пришла просить за свой народ, и царственно щедрый Ахашверош, как известно, сказал ей, что она может просить все, что угодно, хоть половину царства: все будет исполнено. Талмуд говорит, что он сказал ей, что она может просить обо всем, кроме того, что может повлиять на судьбу царства. И что же это было? Восстановление Храма. Не будем забывать о том, что в то время Ахашверош не знал, что его жена еврейка, а она никогда не давала ему повода думать, что Храм, давно лежавший в развалинах, представляет для нее какой-либо интерес. Тем не менее, проявляя щедрость, которую вряд ли кто-нибудь другой проявил бы с целью утешить свою жену, он счел необходимым предупредить ее, что из всех возможных просьб есть лишь одна, которую он не может исполнить, потому что ее исполнение несет непоправимый ущерб его царству: Храм не должен быть восстановлен. Хотя лишь сорок две тысячи евреев вернулись на родину, Святой Город и Святая Земля не давали покоя правителям.

Как уже упоминалось выше, Иеремия утверждал, что должно пройти семьдесят лет господства Вавилона, прежде чем Бог вспомнит о евреях; Даниэль же говорит, что должно пройти семьдесят лет со дня разрушения Иерусалима. Как мы уже видели, все цари этого периода со страхом ожидали окончания этого семидесятилетнего срока, и каждый из них в свою очередь пытался определить этот момент. В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода и показано, какие из них были связаны с действительным окончанием семидесятилетнего срока, а какие – с кажущимся.

Хронологическая таблица

Годы по еврейскому летоисчислению (от "окончания Сотворения Мира")
Годы по григорианскому календарю
События
3318
-443
Навуходоносор вступает на трон Вавилонской империи.
3319
-442
Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иеhоякима.
3327
-434
Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию вместе с выдающимися людьми Иудеи.
3338
-423
Навуходоносор разрушает Храм и изгоняет евреев.
3389
-372
Валтасар, ведший отсчет семидесяти лет от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Он считал, что пророчество о "семидесяти годах господства Вавилона" относится к правлению его династии.
3390
-371
Кир приказывает восстановить Храм. Прошло семьдесят лет с начала первого изгнания – завоевания Иудеи. Бог вспомнил об Иерусалиме, как Он обещал Иеремии, но время спасения его еще не настало.
3392
-369
Ахашверош становится царем и приказывает прекратить восстановление Храма.
3394
-367
Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные семьдесят лет уже прошли (он вел счет от изгнания царя Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за полный год).
3405
-356
События Пурима.
3406
-355
Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, сын Эстер.
3408
-353
Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло семьдесят лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество Даниэля.

На первый взгляд, столь сильные расхождения в истолковании царями таинственного семидесятилетнего срока могут вызвать удивление. Разве пророк не объяснил точное значение своих слов? Разве Мудрецы не поняли их значения?

Дело, однако, в том, что пророк понимает лишь столько, сколько Бог хочет, чтобы он понял, и объясняет лишь то, что Бог хочет, чтобы он объяснил. Вера в то, что теперешнее изгнание евреев тоже когда-нибудь закончится – это один из "тринадцати принципов Маймонида", составляющих основу иудаизма. Однако, точные даты окончания изгнания нам не даны. Когда настанет время, евреи поймут истинное значение многих пророчеств, в которых говорится об изгнании и о путях избавления, но до тех пор их слова остаются темными и непонятными. Не в том состояла воля Бога, чтобы вручить нам раскрытую книгу и указать в точности, как будут происходить события, ожидающие нас в будущем. Часто и сам пророк не понимает до конца значение Божественного слова, передаваемого его устами. Классический пример тому – пророк Иона. Пророчествуя: "Ниневия будет перевернута", он был уверен, что предрекает разрушение великого города – "переворачивание" Ниневии будет подобно переворачиванию Содома и Гоморры. Когда же люди города раскаялись и были прощены, стало ясным, что Ниневия была действительно "перевернута", но в моральном и религиозном, а не в физическом смысле. Слова пророчества: "Ниневия будет перевернута" – содержали два возможных значения: если жители ее раскаются, она будет перевернута духовно, и жизнь людей будет спасена; если же они не раскаются, она будет перевернута физически, т.е. разрушена.

Одним из ключевых пророчеств еврейской истории было обещание, которое Всевышний дал Аврааму: "... пришельцами будут потомки твои в земле чужой и поработят их, и будут угнетать четыреста лет" (Бытие 15:13). Однако, когда начнутся эти четыреста лет? Отсчитывать ли их с рождения Ицхака, потомка Авраама, или со смерти Авраама, или с момента заключения этого союза, или со времени изгнания? Будет ли этих лет ровно четыреста или это округленная цифра, дающая лишь общее представление о периоде порабощения? Будут ли изгнанные жить все время в одной стране или пребывания в разных странах "складываются"? Все это разъяснилось лишь спустя много лет.

Когда Бог хочет, чтобы Его слова были поняты сразу, Он делает их ясными. Что же касается бесчисленных пророчеств о пришествии Мессии, Конечном Избавлении и Конце Света, то ясность в них нам пока не дана. Поэтому даже великого рабби Акиву удалось убедить в том, что Бар Кохба был Мессией и что ему суждено было исполнение конечного плана Творения и осуществление всех пророчеств и обетов. Ошибка рабби Акивы никоим образом не умаляет его величия и не вызывает сомнения в истинности пророчеств, которые должны осуществиться. Сегодня каждый ребенок, изучающий Тору, знает, что четырехсотлетний период изгнания, о котором говорилось выше, начинается с рождения Ицхака – но это знание стало несомненным и всеобщим лишь после Исхода евреев из Египта. Таким образом, лишь будущие события осветят, подобно молнии, смысл многих мест Торы, кажущихся нам сейчас темными и неясными".


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1.Кто автор книги Эстер?



КВ-2. Перечислите обычаи праздника Пурим, имеющие основание в Свитке Эстер.



КВ-3. Приведите аргументы в пользу того, что Ахашверош – это Ксеркс. Приведите аргументы против этого.



КВ-4. Приведите аргументы в пользу того, что Ахашверош – это Артаксеркс.



КВ-5. Когда, по талмудической хронологии, правил Ахашверош?



КВ-6. Почему, даже принимая "научную" хронологию, нам следует знать вариант талмудической хронологии?



КВ-7. В чем состояло "постановление Кира"?



КВ-8. Когда истекали 70 лет пророчества Иеремии?



КВ-9. Почему пророчество может допускать несколько толкований?