МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Пять свитков и книга Ионы"

Лекция 31. Свиток Эстер. Разбор текста. Начало

1. Пир Ахашвероша (1:1-9)
2. Отстранение Вашти (1:9-22)
3. Приказ о поисках новой жены (2:1-4)
4. Мордехай и Эстер (2:5-11)
5. Эстер становится царицей (2:12-18)
6. Мордехай становится царским "благодетелем" (2:19-23)
Список контрольных вопросов

Как мы уже делали в предыдущих лекциях с другими книгами этого курса, мы приведем собственно текст Свитка Эстер и избранные комментарии к нему. Попутно мы снабдим и сам текст и комментарии некоторыми примечаниями. В качестве базового комментария мы на этот раз используем сводный комментарий к книге Эстер в книге "Пурим" издательства "Маханаим". Все наши примечания будут касаться реалий книги, и изредка объяснять логику комментария, приведенного в издании Маханаим. (Следует отметить, что этот комментарий был основан в большой степени на приведении мидрашей Талмуда, и здесь также важно учитывать приведенное в предыдущих лекциях замечание о буквальном и небуквальном их понимании.)

1. Пир Ахашвероша (1:1-9)

ГЛАВА 1

1. И БЫЛО ВО ДНИ АХАШВЕРОША (АРТАКСЕРКСА), ТОГО АХАШВЕРОША, КОТОРЫЙ СТАЛ ЦАРСТВОВАТЬ ОТ ИНДИИ ДО ЭФИОПИИ НАД СТА ДВАДЦАТЬЮ СЕМЬЮ ОБЛАСТЯМИ,

2. В ТЕ ДНИ, КОГДА ВОССЕЛ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ НА ЦАРСКИЙ ПРЕСТОЛ СВОЙ, КОТОРЫЙ В ШУШАНЕ (СУЗАХ), ГОРОДЕ ПРЕСТОЛЬНОМ,

3. В ТРЕТИЙ ГОД ЦАРСТВОВАНИЯ СВОЕГО УСТРОИЛ ОН ПИР ДЛЯ ВСЕХ ВЕЛЬМОЖ СВОИХ И РАБОВ СВОИХ, ВОЙСКА ПЕРСИИ И МИДИИ, САНОВНИКОВ И ПРАВИТЕЛЕЙ ПРОВИНЦИЙ, КОТОРЫЕ У НЕГО,

4. ПОКАЗЫВАЯ БОГАТСТВО СЛАВЫ ЦАРСТВА СВОЕГО И БЛЕСК ВЕЛИКОЛЕПИЯ ВЕЛИЧИЯ СВОЕГО В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ДНЕЙ, СТА ВОСЬМИДЕСЯТИ ДНЕЙ,

5. А ПО ИСТЕЧЕНИИ ЭТИХ ДНЕЙ УСТРОИЛ ЦАРЬ ДЛЯ ВСЕГО НАРОДА, КОТОРЫЙ НАШЕЛСЯ В ШУШАНЕ, ГОРОДЕ ПРЕСТОЛЬНОМ, ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА, СЕМИДНЕВНЫЙ ПИР ВО ДВОРЕ ЦАРСКОГО ДВОРЦА.

6. (ЗАНАВЕСИ) ИЗ БЕЛОЙ ТКАНИ, ХЛОПКА И СИНЕТЫ, ПРИКРЕПЛЕННЫЕ БЕЛЫМИ ЛЬНЯНЫМИ И ПУРПУРНЫМИ ШНУРАМИ, ВИСЕЛИ НА СЕРЕБРЯНЫХ КОЛЬЦАХ И МРАМОРНЫХ СТОЛБАХ. ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ЛОЖА СТОЯЛИ НА ПОМОСТЕ ИЗ КРАСНОГО, СИНЕГО, БЕЛОГО И ЧЕРНОГО МРАМОРА.

7. И НАПИТКИ ПОДАВАЛИСЬ В ЗОЛОТЫХ СОСУДАХ И СОСУДАХ ИЗ СОСУДОВ РАЗНЫХ, И ВИНА ЦАРСКОГО БЫЛО МНОГО, КАК СЛЕДУЕТ БЫТЬ У ЦАРЯ.

8. И ПИТЬЕ ШЛО ЧИННО, БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ; ПОТОМУ ЧТО ЦАРЬ ПРИКАЗАЛ ВСЕМ УПРАВЛЯЮЩИМ В ДОМЕ ЕГО, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ВОЛЕ КАЖДОГО (ИЗ ГОСТЕЙ).

1а. Примечания

1. Сто двадцать семь – в оригинале порядок "над семью, двадцатью и ста областями" – таким способом в Танахе обозначают точные числа. При обратном порядке, как правило, числа приблизительные, хотя бывают и исключения.

Областей – Персидская империя делилась на сатрапии (во времена Дария I их было 23), которые в свою очередь делились на области.

2. Шушан (Сузы) – столица Элама, а впоследствии всей Персидской Империи.

Город престольный ("ир hа-бира") – ошибка перевода, вызванная давлением позднего иврита. В Танахе это слово означает "укрепление", "крепость" или "цитадель". Здесь речь идет о крепости, цитадели, где жил сам царьотделенной от города. Важно это для понимания гл. 9, где описано, что в Крепости Шушан евреи убили 500 человек, а в Шушане (самом городе) 300 человек.

3. Войска Персии и Мидии… – здесь подразумевается персидский термин, включающий всех свободных мужчин.

4-5. Пир – любовь персидских царей к роскошным пирам поражала греков. См., например, рассказ о том, как Артаксеркс II потратил на один пир 400 талантов (1200 кг.) серебра.

6. Синета – ткань, крашенная в синий цвет пурпуром, красителем королевской стоимости.

Пурпур – здесь: ткань, крашенная пурпуром в красный цвет (пурпур, как краситель, добывали из моллюсков и он давал оттенки от синего до красного цветов).

1б. Комментарий

1. Того Ахашвероша – подчеркивается, что имеется в виду тот Ахашверош, который был царем Персии после Кира к концу семидесяти лет Вавилонского плена (подробнее см. в нашем курсе вводную лекцию к Свитку Эстер, п. 6 "Хронология, связанная со свитком Эстер, согласно еврейским истоникам").

Который стал царствовать – Ахашверош захватил престол, а не получил его по наследству; для укрепления своего статуса он женился на Вашти, внучке Навуходоносора, "наследнице" предыдущей (вавилонской) династии.

Над ста двадцатью семью областями – дословно "над семью, и двадцатью, и ста странами", т.е. указывается на быстрый рост его империи.

2. В те дни, когда воссел... в третий год царствования – если пир состоялся на третий год царствования Ахашвероша, то разве же это те дни, когда он воссел на царский престол? Но дело в том, что первые три года царствования Ахашверош был неспокоен, так как он опасался, что осуществится пророчество Иеремии. Всем было известно пророчество Иеремии о том, что изгнание евреев будет длиться семьдесят лет, но не было ясно, от какого момента следует отсчитывать срок: от потери евреями государственной самостоятельности, от пленения царя Иехонии или от разрушения Храма. Кроме того, было непонятно, как отсчитывать срок - солнечными или царскими годами (на Востоке был распространен счет времени, при котором год перемены царя засчитывался дважды в количество лет и ушедшего и нового царствования). По подсчетам Ахашвероша, эти семьдесят лет прошли как раз к третьему году его царствования. Убедив себя в этом, он с легким сердцем наконец-то по-настоящему "воссел на престол". Пока же оставалась, по его мнению, возможность восстановления самостоятельности евреев, Ахашверош не мог ощущать себя полноправным царем.

Устроил он пир – таким образом, на третий год своего царствования Ахашверош устроил пир, посвященный тому, что, как ему казалось, не сбылось предсказание Иеремии и что евреи не вышли из плена. Евреи, как говорит нам Мидраш, добровольно пришли на этот праздник, посвященный событию, уничтожавшему весь смысл существования еврейства, и участвовали в пиршестве, осквернявшем Храм (противоположное мнение см. выше в вводной лекции к Свитку Эстер, параграф "Исторический фон свитка Эстер").

4. Описание роскошества пира. Мидраш указывает на совпадение многих деталей этого описания с описанием храмовой утвари.

5. Для всего народа, который нашелся в Шушане – мидраш видит в слове "нашелся" указание на то, что выдающиеся люди Израиля, услышав о пире и о том, что туда придется пойти, бежали на эти дни из Шушана. Приход евреев на пир переполнил чашу их вины перед Богом. Однако опасная ситуация возникла не мгновенно; участие в пире было лишь проявлением болезни, охватившей евреев той эпохи. За несколько десятилетий до того евреи сделали вид, что поклонились идолу, сделанному Навуходоносором. Талмуд рассказывает: Спросили ученики у рабби Шимона Бар Иохая: "В чем была вина евреев того поколения, что они были присуждены Небом к полному уничтожению?". Сказал он: "Попробуйте ответить сами". Сказали ученики: "Наверное, потому, что приняли участие в пире и радости злодея Ахашвероша?". Ответил он им: "Если так, то те, кто в Шушане - должны быть присуждены к смерти, но те, кто во всем остальном мире, - нет". …сказали они: не знаем, скажи нам ты. Сказал РаШБИ: "Потому, что поклонялись идолу Навуходоносора". Спросили ученики: "Но ведь это не было настоящим идолопоклонством, они только делали вид, что поклонялись". Сказал им РаШБИ: "И Бог не произвел над ними настоящего уничтожения, но только создал видимость того". Что это означает, что евреи поклонялись идолу Навуходоносора? Этот Мидраш можно понять так: Навуходоносор приобрел огромную власть и хотел, чтобы все народы поклонялись ему. При этом, возможно, и не было никакого материального идола; Навуходоносору было достаточно, чтобы народы поклонились его царству, признали абсолют его власти. Евреи были в сложном положении. Изгнанные из своей страны, в ситуации "сокрытия Б-жественного Лица" они потеряли правильное видение причин происходящих событий. Все они (за немногими исключениями) "поклонились идолу царства Навуходоносора", то есть согласились признать, что земные царства и земные силы управляют историей, а не Б-жественное Провидение. Решение царя Кира стало казаться им более важным, чем пророчества Исайи. Это падение все более углублялось, пока не нашло своего крайнего выражения в приходе Шушанских евреев на пир Ахашвероша.

7. И сосудах из сосудов разных – по простому смыслу это означает, что посуда на пиру была настолько роскошной, что все сосуды были уникальными, не было двух одинаковых. Но Мидраш считает, что это указание на то, что на этом пиру использовались сосуды из Храма. По традиции эти слова произносятся при чтении с несколько другой интонацией, чем весь Свиток, что напоминает нам о том, что здесь имеется в виду нечто иное, чем то, что написано.

5. Царь. Как уже говорилось выше, в Свитке Эстер нет имени Бога или прямого указания на Него, но в то же время эта книга рассказывает о Провидении, о способе Б-жественного управления миром. То, что Имя нигде прямо не названо, показывает, что Он не демонстрирует нам Своего непосредственного управления миром. Традиция же сообщает нам, что везде, где сказано "царь Ахашверош" – говорится об Ахашвероше, но там, где написано просто "царь" – то, хотя прямо имеется в виду Ахашверош, но косвенно указывается на Царя Царей, Господина Вселенной. (Напомним, что в иврите нет заглавных букв.) В данных трех стихах прочтение как "Царь" указывает на то, что пир был испытанием для евреев.

Без принуждения – евреи, оставшиеся в Шушане (см. комментарий к стиху 5), пришли на пир без принуждения и даже, как рассказывает Талмуд, ели кошерную еду и пили кошерное вино, то есть пытались, как им казалось, соблюсти закон.

2. Отстранение Вашти (1:9-22)

9. ТАКЖЕ ВАШТИ (АСТИНЬ), ЦАРИЦА, СДЕЛАЛА ПИР ДЛЯ ЖЕНЩИН В ЦАРСКОМ ДОМЕ АХАШВЕРОША.

10. В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, КОГДА РАЗВЕСЕЛИЛОСЬ СЕРДЦЕ ЦАРЯ ОТ ВИНА, ОН СКАЗАЛ МЕhУМАНУ, БИЗТЕ, ХАРВОНЕ, БИГТЕ И АВАГТЕ, ЗЕЙТАРУ И КАРКАСУ, - СЕМЕРЫМ ЕВНУХАМ, СЛУЖИВШИМ ПРЕД ЛИЦОМ АХАШВЕРОША, -

11. ЧТОБЫ ОНИ ПРИВЕЛИ ВАШТИ ЦАРИЦУ, ПРЕД ЛИЦО ЦАРЯ В ВЕНЦЕ ЦАРСКОМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ НАРОДУ И КНЯЗЬЯМ КРАСОТУ ЕЕ; ПОТОМУ ЧТО КРАСИВА ВИДОМ БЫЛА ОНА.

12. НО ОТКАЗАЛАСЬ ЦАРИЦА ВАШТИ ПРИЙТИ ПО ПРИКАЗАНИЮ ЦАРЯ, ОБЪЯВЛЕННОМУ ЧЕРЕЗ ЕВНУХОВ. И РАЗГНЕВАЛСЯ ЦАРЬ СИЛЬНО, ЯРОСТЬ ЕГО ЗАГОРЕЛАСЬ В НЕМ.

13. И СКАЗАЛ ЦАРЬ МУДРЕЦАМ, ВЕДАВШИМ БЫЛОЕ, - ИБО ТАКОВ БЫЛ ОБЫЧАЙ ЦАРЯ - (СОВЕТОВАТЬСЯ) СО ЗНАЮЩИМИ ЗАКОН И ПРАВО,

14. ПРИБЛИЖЕННЫМИ ЖЕ К НЕМУ БЫЛИ: КАРШЕНА, ШЕТАР, АДМАТА, ТАРШИШ, МЕРЕС, МАРСЕНА, МЕМУХАН - СЕМЬ КНЯЗЕЙ ПЕРСИДСКИХ И МИДИЙСКИХ, КОТОРЫЕ МОГЛИ ВИДЕТЬ ЛИЦО ЦАРЯ И СИДЕЛИ ПЕРВЫМИ В ЦАРСТВЕ) -

15. КАК ПОСТУПИТЬ ПО ЗАКОНУ С ЦАРИЦЕЙ ВАШТИ ЗА ТО, ЧТО ОНА НЕ СДЕЛАЛА ПО СЛОВУ АХАШВЕРОША, ОБЪЯВЛЕННОМУ ЧЕРЕЗ ЕВНУХОВ?

16. И СКАЗАЛ МЕМУХАН ПРЕД ЛИЦОМ ЦАРЯ И КНЯЗЕЙ: "НЕ ПРЕД ЦАРЕМ ОДНИМ ВИНОВАТА ЦАРИЦА ВАШТИ, А ПРЕД ВСЕМИ КНЯЗЬЯМИ И ПРЕД ВСЕМИ НАРОДАМИ, КОТОРЫЕ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ЦАРЯ АХАШВЕРОША,

17. ПОТОМУ ЧТО ПОСТУПОК ЦАРИЦЫ ПРИВЕДЕТ К ТОМУ, ЧТО ВСЕ ЖЕНЫ БУДУТ ПРЕНЕБРЕГАТЬ СВОИМИ МУЖЬЯМИ, ГОВОРЯ: "ЦАРЬ АХАШВЕРОШ ВЕЛЕЛ ПРИВЕСТИ ЦАРИЦУ ВАШТИ ПРЕД ЛИЦО СВОЕ, А ОНА НЕ ПОШЛА";

18. И КНЯГИНИ ПЕРСИДСКИЕ И МИДИЙСКИЕ, КОТОРЫЕ СЛЫШАЛИ О ПОСТУПКЕ ЦАРИЦЫ, БУДУТ ТЕПЕРЬ ТОЖЕ ГОВОРИТЬ ВСЕМ КНЯЗЬЯМ ЦАРЕВЫМ, И ПОЗОРА И ГНЕВА БУДЕТ ПРЕДОСТАТОЧНО.

19. ЕСЛИ ЦАРЮ БУДЕТ УГОДНО, ТО ПУСТЬ ВЫЙДЕТ ОТ НЕГО ЦАРСКОЕ ПОВЕЛЕНИЕ И БУДЕТ ОНО ВПИСАНО В ЗАКОНЫ ПЕРСИДСКИЕ И МИДИЙСКИЕ, И ДА НЕ ОТМЕНИТСЯ, О ТОМ, ЧТОБ ЧТОБ НЕ ПРИХОДИЛА ВАШТИ ПРЕД ЛИЦО ЦАРЯ АХАШВЕРОША; А ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО ЕЕ ЦАРЬ ПЕРЕДАСТ ДРУГОЙ, КОТОРАЯ ЛУЧШЕ ЕЕ.

20. КОГДА УСЛЫШАТ ОБ ЭТОМ ПОВЕЛЕНИИ ЦАРЯ, КОТОРОЕ РАЗОЙДЕТСЯ ПО ВСЕМУ ЦАРСТВУ ЕГО, КАК ОНО НИ ВЕЛИКО, ТОГДА ВСЕ ЖЕНЫ БУДУТ ОТДАВАТЬ ПОЧТЕНИЕ МУЖЬЯМ СВОИМ ОТ БОЛЬШОГО ДО МАЛОГО.

21. И УГОДНО БЫЛО ЭТО СЛОВО В ГЛАЗАХ ЦАРЯ И КНЯЗЕЙ; И СДЕЛАЛ ЦАРЬ ПО СЛОВУ МЕМУХАНА.

22. И ПОСЛАЛ ПИСЬМО ВО ВСЕ ОБЛАСТИ ЦАРЕВЫ - В КАЖДУЮ ОБЛАСТЬ ПИСЬМЕНАМИ ЕЕ И К КАЖДОМУ НАРОДУ НА ЯЗЫКЕ ЕГО, ЧТОБЫ ВСЯКИЙ МУЖ БЫЛ ГОСПОДИНОМ В ДОМЕ СВОЕМ И ЧТОБЫ ОН ГОВОРИЛ НА ЯЗЫКЕ НАРОДА СВОЕГО.

2а. Примечания

9 Для женщин в царском доме – куда вероятней понимание "для женщин царского дома", то есть только для жительниц гарема.

10. Когда хорошо стало на сердце царя от вина – аккуратный оборот, имеющий смысл: "Когда царь совершенно напился".

Евнух – в оригинале аккадское слово, исходно означало "царедворец". Похоже, что уже исходно некоторая часть их были кастратами, которым можно было без опаски доверить охрану гарема. Персидские цари даже принимали кастратов в оплату дани (см. Геродот, 3:92). Отсюда переход значения слова с "царедворец" на "кастрат".

22. В каждую область на языке ее – у нас в распоряжении есть достаточное количество образцов, показывающих, что в Персидской Империи постановления царя действительно переводились на все местные языки.

2б. Комментарий

9. Также Вашти – Вашти устроила подобный пир на женской половине дворца.

10. Мидраш рассказывает нам подробности из жизни Вашти: Внучка Навуходоносора, разрушившего Первый Храм, она была настроена резко анти-еврейски. У нее были рабыни-еврейки, которых она, специально издеваясь, заставляла без одежды работать в Субботу. (Субботняя одежда - знак уважения к Субботе, заставлять работать без одежды - проявление не просто насилия, но презрения.) И за это она была наказана Царем Мира (по мидрашу, именно Он, а не царь Ахашверош, является действующим лицом в данной ситуации) по принципу "мера за меру". В стихе 10 говорится: "в день седьмой" - то есть в Субботу - ее позвали на посмешище "в венце царском": не сказано "в одеянии царском", что естественно включало бы в себя и венец, но именно "в венце", то есть ей было повелено явиться в короне, но без одежды.

Примечание к комментарию. Последний приведенный мидраш, является явно попыткой мудрецов Страны Израиля объяснить, почему же Вашти отказалась прийти. И все дело здесь в культурной разнице. В нормах общественной жизни в Стране Израиля не было никаких ограничений на участие женщин в мужском пире и вообще на пребывание женщин в мужской компании. Читатели книги Эстер в Палестине просто не понимали мотивировки, почему же Вашти отказалась явиться по приказу царя. Тогда как в древней Месопотамии ни наложница, ни тем более царица не могла предстать перед посторонними мужчинами. Взгляд постороннего на царицу мог стоить мужчине жизни. Таким образом, повеление царя является тяжким оскорблением для царицы. Так как вся эта коллизия не понятна евреям в Палестине, то возникает мидраш, описывающий сходную ситуацию, но в другой культурной реальности. Приблизительно так: "Ну, это все равно, как если бы обычный (западный) царь приказал царице явиться народу в одной короне, без ничего". При этом формально мидраш построен на минимальном чтении стиха. Сказано: "привести Вашти… в венце царском" – никакой одежды, кроме венца, не упомянуто. Про Эстер же ниже будет сказано "И надела Эстер царские одежды" (на самом деле, вероятно же, разбираемый стих подразумевает: "Привести Вашти… [в полном царском наряде, включая] венец царский". Здесь следует, по-видимому, особо отметить, что при полной замене прямого прочтения текста и реалий, его основаная идея была сохранена и даже подчеркнута мидрашем). Развитие мидраша на ситуацию со служанками-рабынями связано с тем, что теперь приходится объяснять мотивировку приказа царя – что за дикий приказ?! Ответ: это не случайно, она и сама так поступала.

12. Но отказалась царица Вашти. Мидраш говорит, что она отказалась показаться обнаженной перед толпой чужих людей не по стыдливости, а потому, что в этот день на нее была послана проказа, и она боялась предстать перед Ахашверошем в таком виде, так как он мог бы возненавидеть ее.

15. По закону, то есть "как следует", "в полную силу".

16. Мемухан ("специалист"). В Мидраше говорится, что Мемухан - это Аман, здесь иносказательно названный "специалистом" - то есть "специалистом по несчастьям". Мидраш продолжает, что Аман сам пытался соблазнить Вашти, но она отвергла его, и поэтому он говорит: "не пред царем одним виновата Вашти". Вашти также не пригласила на пир жену Амана, и та стала пренебрегать им, поэтому он говорит: "Дойдет у всех жен до пренебрежения своими мужьями". Аман также хотел выдать за Ахашвероша свою дочь, и поэтому он говорит: "Царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше нее".

Мемухан - выскочка; в тексте он упомянут последним, так как, видимо, был наименее значительным из семерых, а говорить стал первым.

19. Чтобы не приходила, имеется в виду, что Вашти нужно казнить; и это должно было быть предостережением всякой женщине, которая будет пренебрегать словами своего мужа.

22. Указ, который издал царь по совету Амана, - в сущности, очень глупый. Разве можно постановить, "чтобы всякий муж был господином в доме своем"? С одной стороны, это демонстрирует глупость Ахашвероша. Аман же был не так глуп - возможно, он нарочно подговорил Ахашвероша издать глупый указ, чтобы подготовить народ к тому, что указы царя могут быть весьма неожиданными, и чтобы его подданные не сомневались, когда прочтут указ об уничтожении евреев.

Примечание к стихам 15-22. Понятно, что царский приказ был просто пьяной выходкой. Отказ царицы был неизбежен. Однако теперь встал вопрос о том, как представить происшествие народу, чтобы "сохранить лицо" царя. Мемухан старательно раздувает поступок Вашти из внутрисемейной проблемы ("не выполнила безумное требование пьяного мужа") до государственных масштабов – "угроза женского бунта по всей империи" (стих 16-18). В стихе 17 стоит обратить внимание на смещение акцента: с "показать всему народу и князьям ее красу" (стих 11) к "Привести царицу Вашти перед лицо свое". Если в первом случае (в описании текста) явно видна заведомая незаконность приказа, и потому поступок Вашти полностью оправдан, то в формулировке Мемухана преступление вырастает до бунта, усугубленного еще и тем, что приказ был не приватным, а публичным – "через евнухов". Собственно последующий царский указ является естественным следствием слов Мемухана: "Во избежание женского бунта, главным в доме в силу царского указа пусть будет муж…". Иными словами, текста Свитка вполне тонко обрисовывает нам механизм того, как царедворцы, желая польстить царю и при этом сделать карьеру, вполне профессионально последовательно искажали реальные факты, и к цему это приводит.

Итоги первой главы: престол царицы опустел. На заднем плане проступает еще одна мораль: царское пьянство, дикие приказы, неприкрытое угодничество министров – вся эта безумная цепочка построена Провидением, и она ведет к тому, что в будущем в нужное время спаситель евреев окажется в нужном месте.

3. Приказ о поисках новой жены (2:1-4)

ГЛАВА 2

1. ПОСЛЕ ЭТИХ СОБЫТИЙ, КОГДА УТИХ ГНЕВ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, ВСПОМНИЛ ОН О ВАШТИ И О ТОМ, ЧТО ОНА СДЕЛАЛА, И О ТОМ, ЧТО БЫЛО РЕШЕНО О НЕЙ.

2. И СКАЗАЛИ ОТРОКИ ЦАРЯ, СЛУЖИВШИЕ ПРИ НЕМ: "ПУСТЬ БЫ ПОИСКАЛИ ДЛЯ ЦАРЯ МОЛОДЫХ ДЕВИЦ, КРАСИВЫХ ВИДОМ;

3. И ПУСТЬ БЫ НАЗНАЧИЛ ЦАРЬ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ ПО ВСЕМ ОБЛАСТЯМ СВОЕГО ЦАРСТВА, КОТОРЫЕ СОБРАЛИ БЫ ВСЕХ МОЛОДЫХ ДЕВИЦ, КРАСИВЫХ ВИДОМ В ШУШАН, ГОРОД ПРЕСТОЛЬНЫЙ, В ЖЕНСКИЙ ДОМ ПОД НАДЗОРОМ ХЕГАЯ, ЦАРСКОГО ЕВНУХА, СТРАЖА ЖЕН, И ПУСТЬ БЫ ВЫДАВАЛИ ИМ ПРИТИРАНИЯ;

4. И ДЕВИЦА, КОТОРАЯ ПОНРАВИТСЯ ЦАРЮ, ПУСТЬ БУДЕТ ЦАРИЦЕЮ ВМЕСТО ВАШТИ". И ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ЦАРЮ, И ОН ТАК И СДЕЛАЛ.

3а. Примечания

3. Собрали бы красивых девиц... – не исключено, что речь идет о чем-то вроде разновидности подати под видом добровольных пожертвований. Обычай регулярно посылать в виде дара престолу девушек и юношей был принят, например, у кавказских народов (Геродот, 3:97). Здесь же речь идет о подати, назначенной по всей империи.

3б. Комментарий

1. После этих событий – еще через три года, на шестой год царствования Ахашвероша. Эти слова всегда открывают рассказ о тяжелом испытании; см. начало рассказа о жертвоприношении Ицхака (Берешит 22:1).

Вспомнил он о Вашти – вспомнил ее красоту и опечалился.

4. Мордехай и Эстер (2:5-11)

5. ОДИН ИУДЕЙ БЫЛ В ШУШАНЕ, ГОРОДЕ ПРЕСТОЛЬНОМ; ИМЯ ЕГО - МОРДЕХАЙ СЫН ЯИРА, СЫН ШИМИ, СЫН КИША, ИЗ КОЛЕНА БИНЬЯМИНОВА.

6. ИЗГНАННЫЙ ИЗ ИЕРУСАЛИМА С ИЗГНАННИКАМИ, ИЗГНАННЫМИ ВМЕСТЕ С ИЕХОНИЕЮ, ЦАРЕМ ИУДЕЙСКИМ, КОТОРЫХ ИЗГНАЛ НАВУХОДОНОСОР, ЦАРЬ ВАВИЛОНСКИЙ.

7. И БЫЛ ОН ВОСПИТАТЕЛЕМ hАДАССЫ, ОНА ЖЕ ЭСТЕР, ДОЧЕРИ ДЯДИ СВОЕГО, ТАК КАК НЕ БЫЛО У НЕЕ НИ ОТЦА, НИ МАТЕРИ; ДЕВИЦА ЖЕ ЭТА БЫЛА КРАСИВА И ХОРОША. И ПО СМЕРТИ ОТЦА ЕЕ И МАТЕРИ ЕЕ МОРДЕХАЙ ВЗЯЛ ЕЕ К СЕБЕ В ДОЧЕРИ.

8. И ВОТ, КОГДА ОБЪЯВЛЕНО БЫЛО ПОВЕЛЕНИЕ ЦАРЯ И УКАЗ ЕГО И КОГДА СОБРАНЫ БЫЛИ МНОГИЕ ДЕВИЦЫ В ШУШАН, ГОРОД ПРЕСТОЛЬНЫЙ, ПОД НАДЗОР ХЕГАЯ, ТОГДА БЫЛА ВЗЯТА ЭСТЕР В ДОМ ЦАРСКИЙ ПОД НАДЗОР ХЕГАЯ, СТРАЖА ЖЕН.

9. И ПОНРАВИЛАСЬ ЕМУ ЭТА ДЕВИЦА, И ПРИОБРЕЛА БЛАГОВОЛЕНИЕ ЕГО, И ОН ПОСПЕШИЛ ВЫДАТЬ ЕЙ ПРИТИРАНИЯ ЕЕ И ВСЕ, НАЗНАЧЕННОЕ НА ДОЛЮ ЕЕ, И ПРИСТАВИТЬ К НЕЙ СЕМЬ ДЕВИЦ ПОДОБАЮЩИХ ИЗ ДОМА ЦАРСКОГО, И ПЕРЕВЕСТИ ЕЕ И ДЕВИЦ ЕЕ В ЛУЧШЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ДОМА.

10. НЕ РАССКАЗЫВАЛА ЭСТЕР НИ О НАРОДЕ СВОЕМ, НИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СВОЕМ, ПОТОМУ ЧТО МОРДЕХАЙ ВЕЛЕЛ, ЧТОБЫ ОНА НЕ СКАЗЫВАЛА.

11. И КАЖДЫЙ ДЕНЬ МОРДЕХАЙ ПРОХАЖИВАЛСЯ ВБЛИЗИ ДВОРЦА ЖЕНСКОГО ДОМА, ЧТОБЫ РАЗУЗНАТЬ О ЗДОРОВЬЕ ЭСТЕР И О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ С НЕЮ.

4а. Примечания

5. Мордехай – по-видимому, это чисто вавилонское имя, образованное от имени вавилонского бога Мардука. Известно, что евреи изгнания весьма часто принимали чужеземные имена.

Иудей – исходно слово означает "принадлежащий к колену Иуды". Однако после изгнания десяти колен этим словом стали обозначать всех жителей Иудеи, Южного Царства, и постепенно это слово стало этническим названием всех евреев. Обратим внимание, что Мордехай назван здесь иудеем, и одновременно обозначено его колено – Бинъямин.

6. Вместе с Иехонией – см. 2-Цар, 24:14-15. Это изгнание знати, простые люди были изгнаны позже.

7. Эстер – имя, скорее всего от древнеперсидского "стар" – звезда. Версия, что это имя есть производное от имени вавилонской богини Иштар (Астарта), не оправдана этимологически (аккадское "ш" в иврите не переходит в "с", а сохраняется). В Свитке Эстер здесь Приведено два имени: одно еврейское, домашнее (hадаса), другое нееврейское, местное, публичное (скажем, как в России домашнее имя многих евреев, которых публично называли Владимирами, было Зеев).

4б. Комментарий

5. Один Иудей – буквально сказано "человек иудей". "Человек" ("иш") всегда означает значительного, важного человека. Ср. о Моисее "...человек Моисей..." (Исход 32:23).

Мордехай – это имя возводится к арамейскому переводу Торы (созвучно словам Исход 30:22): "Мирра дахья" – "текущая мирра". Как мирра - первое из благовоний, так и Мордехай - первый среди евреев Шушана и один из первых во всем своем поколении. В Свитке он назван "иудеем", ибо, хотя он происходил не из колена Иеhуды, но был близко связан с Иехонией, царем Иудеи. Мордехай происходил из дома царя Шаула, он был весьма образован, знал семьдесят языков и играл важную роль в Санhедрине (Верховном Еврейском Суде).

Примечание к комментарию. Весь этот комментарий является попыткой совместить взаимоисключающие вещи. Если Мордехай играл какую-то роль в Санhедрине, то он жил в Стране Израиля, а тем самым именно он непосредственно был изгнан из Святой Земли. Если же он был потомком изгнанников, то он не имел отношения к Санhедрину. Связь имени Мордехай с "текущей миррой" из арамейского перевода Онкелоса – это чистый мидраш, не имеющий ничего общего с происхождением имени Мордехай, призван этот Мидраш возвеличить Мордехая.

6. Мордехай, скорее всего, еще не родился, когда был изгнан Иехония. Изгнан из Иудеи был его отец. Тем не менее, Свиток говорит о нем так, как будто он сам был изгнан, чтобы показать, что он всегда ощущал себя изгнанником и тосковал по Иудее. В этом недлинном стихе четыре раза встречается слово "изгнан" и его производные! Это показывает нам, что для Мордехая изгнание было его постоянной мыслью и болью.

7. hадасса – это имя означает "мирт" - растение, всегда ассоциирующееся с праведностью. Мирт имеет сладкий запах (для Мордехая), но горький вкус (для Амана). Второе имя, "Эстер", ассоциируется с понятием "спрятанное", "связанное с сокрытием". Мордехай и Эстер происходили из колена Биньямина, из рода царя Шауля. Почему именно Вениамитяне удостоились быть спасителями евреев? Мидраш, обсуждая этот вопрос, указывает, что Биньямин, их праотец, не участвовал в продаже Иосифа. На судьбах потомков других сыновей Яакова тяготело это преступление, но потомки Биньямина были чисты. В этом колене сконцентрировался источник духовного света для евреев; в частности, в пределах его владений находился Храм.

Почему спасителями евреев оказались люди из дома царя Шауля? Им была представлена возможность исправить поступок Шауля, который оставил в живых Агага, царя Амалекитян (см. подробнее в предыдущей лекции).

И был он воспитателем hадассы - такой важный и занятый делами человек, как Мордехай, член Санhедрина, не пренебрегал своими семейными обязанностями и сам воспитывал свою двоюродную сестру.

8. Девицы - выше, в стихах 2 и 3, говорящих об указе царя, использован термин "наара бетула" – "молодая девственница"; в этом же стихе, говорящем о выполнении этого указа, сказано: "собраны были многие "наарот" (молодые)", но не сказано "девы". Иначе говоря, слуги Ахашвероша переусердствовали и брали всех, кто попадался.

Была взята Эстер - т.е. взята насильно, у нее не было никакого стремления к власти.

9. Семь девиц - Эстер специально попросила семь служанок, чтобы занять каждую только на один определенный день недели, с тем, чтобы служанки не могли сравнить субботнее поведение Эстер с будничным и догадаться, что она еврейка.

10. Не рассказывала - хотя Эстер была из царского рода Шаула, она говорила всем, что происходит из незначительного рода, в надежде, что она будет признана недостойной.

И о том, что делается с нею - сказал Мордехай: "Ни для чего не могла быть взята эта праведница в дом идолопоклонника, но только, чтобы в будущем пришло через нее спасение Израилю". Видя, что у него нет возможности прямо противодействовать происходящему, Мордехай занял выжидательную позицию - никоим образом не ускоряя развитие событий, действовать так, чтобы можно было надеяться в нужный момент повлиять на них. Поэтому он приказал Эстер не рассказывать о своем происхождении. Сам же он каждый день прохаживался у двора.

5. Эстер становится царицей (2:12-18)

12. И КОГДА ПРИХОДИЛА ОЧЕРЕДЬ КАЖДОЙ ДЕВИЦЕ ВОЙТИ К ЦАРЮ АХАШВЕРОШУ - ПОСЛЕ ТОГО КАК В ТЕЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ ВЫПОЛНЕНО БЫЛО НАД НЕЮ ВСЕ, ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЖЕНЩИНАМ (ИБО СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ ДЛИЛИСЬ ПРИТИРАНИЯ ИХ: ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ МИРРОВЫМ МАСЛОМ И ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ БАЛЬЗАМАМИ И ДРУГИМИ ПРИТИРАНИЯМИ ЖЕНСКИМИ);

13. ТО ВОТ КАК ВХОДИЛА ДЕВИЦА К ЦАРЮ: ЧТО БЫ ОНА НИ ПОПРОСИЛА, ВСЕ ДАВАЛИ ЕЙ, ЧТОБЫ ОНА МОГЛА ПРИЙТИ С ЭТИМ ИЗ ЖЕНСКОГО ДОМА В ДОМ ЦАРЯ.

14. ВЕЧЕРОМ ОНА ВХОДИЛА, А ПОУТРУ ОНА ВОЗВРАЩАЛАСЬ В ДРУГОЙ ДОМ ЖЕНСКИЙ ПОД НАДЗОР ШААШГАЗА, ЕВНУХА ЦАРСКОГО, СТРАЖА НАЛОЖНИЦ; И БОЛЬШЕ УЖЕ НЕ ВХОДИЛА К ЦАРЮ, РАЗВЕ ТОЛЬКО ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТ ЕЕ ЦАРЬ И ПОЗОВЕТ ПО ИМЕНИ.

15. И КОГДА ПРИШЛА ОЧЕРЕДЬ ЭСТЕР, ДОЧЕРИ АВИХАИЛА, ДЯДИ МОРДЕХАЯ, КОТОРЫЙ ВЗЯЛ ЕЕ СЕБЕ ВМЕСТО ДОЧЕРИ, ИДТИ К ЦАРЮ, ТО НЕ ПРОСИЛА ОНА НИЧЕГО, КРОМЕ ТОГО, О ЧЕМ СКАЗАЛ ЕЙ ХЕГАЙ, ЕВНУХ ЦАРСКИЙ, СТРАЖ ЖЕН. И ПРИОБРЕЛА ЭСТЕР РАСПОЛОЖЕНИЕ К СЕБЕ В ГЛАЗАХ ВСЕХ ВИДЕВШИХ ЕЕ.

16. И ВЗЯТА БЫЛА ЭСТЕР К ЦАРЮ АХАШВЕРОШУ, В ЦАРСКИЙ ДОМ ЕГО В ДЕСЯТОМ МЕСЯЦЕ, Т.Е. В МЕСЯЦЕ ТЕВЕТЕ, НА СЕДЬМОМ ГОДУ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ.

17. И ПОЛЮБИЛ ЦАРЬ ЭСТЕР БОЛЕЕ ВСЕХ ЖЕН, И ОНА ПРИОБРЕЛА БЛАГОВОЛЕНИЕ ЕГО БОЛЕЕ ВСЕХ ДЕВИЦ; И ОН ВОЗЛОЖИЛ ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ НА ГОЛОВУ ЕЕ И СДЕЛАЛ ЕЕ ЦАРИЦЕЙ ВМЕСТО ВАШТИ.

18. И СДЕЛАЛ ЦАРЬ ПИР БОЛЬШОЙ ДЛЯ ВСЕХ КНЯЗЕЙ СВОИХ И ДЛЯ СЛУЖИВШИХ ПРИ НЕМ, ПИР В ЧЕСТЬ ЭСТЕР, И ОБЛЕГЧИЛ ПОДАТИ ОБЛАСТЯМ, И РАЗДАЛ ДАРЫ С ЦАРСКОЙ ЩЕДРОСТЬЮ.

5а. Примечания

12. Притирания… - все это для того, чтобы сделать нежной кожу девушки.

13. Все давали… - все, что девушка считала необходимым для того, чтобы понравиться царю.

16. Девятый месяц, месяц Тевет – дублированное название месяца, первое "девятый" по библейскому календарю, ведущему отчет от месяца Исхода, месяца Нисана, а второе вавилонское название, в последствии принятое еврейским календарем.

5б. Комментарий

12. Почему так долго длились притирания? – Ахашверош боялся заразных болезней. Год - срок достаточный, чтобы все болезни, какие только могли быть, проявились.

13. Все давали ей - украшения, платья и т.д.

14. После того, как женщина побывала у царя, она уже никогда не могла выйти замуж и жила поэтому в специальном доме, под надзором евнуха.

15. Дочери Авихаила, дяди Мордехая, который взял ее себе вместо дочери - почему в этом месте вновь повторены родственные отношения Эстер? Потому, что она унаследовала от отца и главное в ней было - черты, которые воспитал в ней Мордехай. И она всегда ощущала свою принадлежность к семье, колену и еврейству в целом и не стремилась к царскому венцу чуждого народа.

17. Более всех жен... более всех девиц - Эстер настолько понравилась Ахашверошу, что он остановил на ней свой выбор и закончил свой "конкурс красоты".

18. И сделал царь пир - разными способами пытался узнать Ахашверош происхождение Эстер, но она не сообщила ему. В частности, царь предлагал ей, что ее народу можно сделать особое облегчение налога и дать особенно богатые дары; но и это не помогло.

Итог отрывка: После того, как девушка взята к царю, она больше никогда не может покинуть дворец, никогда не может выйти замуж. Если она царю не понравится, то она попадает в гарем наложниц, и больше оттуда не выйдет, разве что царь каким-то образом запомнил ее и вызвал. Получается, что единственный способ не сгнить в гареме – это путь наверх, приложить все усилия для того, чтобы стать царской женой. Эстер хватило ума (стих 15), одеться и вообще вести себя не в соответствии с собственными представлениями о том, что может понравится царю, а в соответствии с инструкциями Хегая, который в силу должности знал вкусы царя. Именно таким образом Эстер "выиграла конкурс" на звание царской жены.

6. Мордехай становится царским "благодетелем" (2:19-23)

19. И КОГДА ВО ВТОРОЙ РАЗ СОБРАНЫ БЫЛИ ДЕВИЦЫ, И МОРДЕХАЙ СИДЕЛ У ВОРОТ ЦАРСКИХ; -

20. ЭСТЕР ВСЕ ЕЩЕ НЕ РАССКАЗЫВАЛА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СВОЕМ И О НАРОДЕ СВОЕМ, КАК ВЕЛЕЛ ЕЙ МОРДЕХАЙ, А СЛОВО МОРДЕХАЯ ЭСТЕР ВЫПОЛНЯЛА И ТЕПЕРЬ, ТАК ЖЕ КАК И ТОГДА, КОГДА БЫЛА У НЕГО НА ВОСПИТАНИИ.

21. В ТЕ ДНИ, КОГДА МОРДЕХАЙ СИДЕЛ У ВОРОТ ЦАРСКИХ, ОЗЛИЛИСЬ БИГТАН И ТЕРЕШ, ДВА ЕВНУХА ЦАРСКИХ ИЗ СТРАЖЕЙ ВХОДА, И ЗАМЫСЛИЛИ НАЛОЖИТЬ РУКУ НА ЦАРЯ АХАШВЕРОША.

22. И СТАЛО ИЗВЕСТНО ЭТО ДЕЛО МОРДЕХАЮ, И СООБЩИЛ ОН ЦАРИЦЕ ЭСТЕР, А ЭСТЕР РАССКАЗАЛА ЦАРЮ ОТ ИМЕНИ МОРДЕХАЯ.

23. ДЕЛО БЫЛО РАССЛЕДОВАНО И ОБНАРУЖЕНО, (ЧТО ЭТО ТАК,) И ИХ ОБОИХ ПОВЕСИЛИ НА ДЕРЕВЕ. И БЫЛО ЗАПИСАНО ЭТО В КНИГУ ЛЕТОПИСИ ПЕРЕД ЦАРЕМ.

6а. Примечания

19. Второй сбор девиц – не очень понятно, зачем девиц собирали второй раз. Можно предположить, что царь хотел найти себе других наложниц.

У царских врат – обозначение дворцовой канцелярии. То есть Мордехай занимал некий пост в царском дворце. По некоторым признакам, пост этот был, так или иначе, связан со службой дворцовой безопасности. Об этом мы можем судить по таким деталям, что Мордехай имеет свободный проход по дворцу (он проходит во двор гарема), у него хорошие связи с евнухами, он раскрывает заговор телохранителей царя.

20. Не рассказывала – даже после того как стала царицей.

22. Сообщил Эстер – по всей видимости, Мордехай не хотел, чтобы его участие в раскрытии заговора стало широко известно.

23. Записано в летопись – летопись, куда записывались те, кто отличились на службе царю. Занесенные в эту летопись назывались "благодетелями" царя.

6б. Комментарий

19. И когда во второй раз собраны были девицы - Ахашверош спросил у Мордехая, каким способом можно заставить Эстер открыть ее происхождение, и Мордехай посоветовал ему снова собрать девиц и сделать вид, что он заново выбирает жену, чтобы возбудить ревность Эстер и заставить ее проговориться. Ахашверош так и сделал, но Эстер, конечно, ничего не сказала. Мордехай же хотел проверить, действительно ли Эстер попала к Ахашверошу для того, чтобы впоследствии участвовать в каких-то важных событиях, или же это просто случайность - и в таком случае Ахашверошу могла бы понравиться какая-нибудь другая девица. После проведенного испытания Мордехай был окончательно уверен в важности миссии Эстер.

И Мордехай сидел у ворот царских - Ахашверош хотел найти себе доверенного еврейского советника, подобного тому, каким был пророк Даниэль для Навуходоносора, и Эстер посоветовала взять Мордехая. "У царских ворот" - почетное местонахождение советника царя, а вовсе не обозначение роли привратника. Мордехай даже отошел от непосредственного участия в работе Сангедрина, т.к. он чувствовал надвигающуюся опасность и хотел быть ближе к ее возможному источнику. Вообще, поведение Мордехая учит нас тонкому балансу, который должен сохранять еврейский лидер в критической ситуации. В некоторых вопросах, как мы видим далее (см. стих 3:2, 44:2), он не идет ни на какие компромиссы. Но, тем не менее, он не отстраняется от активного вмешательства в общественно- политическую жизнь и "сидит в царских воротах".

20. Эстер все еще не рассказывала о происхождении своем и о народе своем, как велел ей Мордехай - вопрос об евреях достаточно остро стоял в царстве Ахашвероша в связи с началом восстановления Храма по указу проеврейски настроенного царя Кира и прекращением этого строительства по ложным доносам. Мордехай считал, что если Ахашверош не будет знать о происхождении Эстер, то она с большим успехом сможет выполнить возложенную на нее миссию, и поэтому постоянно наказывал ей не говорить об этом. Почему Мордехай не боялся, что кто-нибудь из евреев выдаст происхождение Эстер? Потому что никто не поверил бы им: Эстер всем нравилась, и многие жители царства Ахашвероша говорили, что она именно из их народа.

21. Почему озлились Бигтан и Тереш? Возможно, они разозлились именно в те дни, когда Мордехай сидел у ворот царских – т.е. из-за того, что еврея-Мордехая возвысили.

22. И стало известно это дело Мордехаю - они говорили об этом в присутствии Мордехая на одном экзотическом наречии, будучи уверенными, что он не знает его. Но Мордехай, как это было положено члену Сангедрина, знал семьдесят языков; он понял их разговор и сообщил о заговоре царю через Эстер.

Рассказала царю от имени Мордехая - сказали наши Мудрецы: "Всякий, кто говорит что-то и упоминает имя того, кто это сказал, приносит избавление в мир" (Авот 6:6).

Итог всего отрывка. Если в первой главе описано, как было освобождено место для Эстер, то во второй главе описаны события, приведшие ключевые фигуры на ключевые посты. Эстер, благодаря собственной красоте и уму стала царицей, Мордехай стал "благодетелем" царя (на персидском таких людей называли "оросангами"), что дало ему исключительные права. При этом ни Мордехай, ни Эстер все еще никак не пользуются достигнутым положением. В Талмуде такое положение дел описано оборотом: "Всевышний готовит лекарство еще до того, как нанесена рана".


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Расскажите, какое, согласно мидрашам, участие в пире Ахашвероша принимали евреи.



КВ-2. Приведите два варианта понимания "в царском венце" (1:11).



КВ-3. Почему Вашти отказалась прийти по приказу царя?



КВ-4. Объясните мотивы совета Мемухана.



КВ-5. Какие два гарема были в персидском дворце?



КВ-6. Как автор Свитка стремиться показать, что все описанные события не случайны, а проявление Провидения?