МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Пять свитков и книга Ионы"
Пять свитков и книга Ионы

Свиток Эстер

Занятие 5

Разбор Свитка Эстер. Окончание

Отмена постановления Амана (8:1-17)

ГЛАВА 8
1. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ ОТДАЛ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР ДОМ АМАНА, ВРАГА ИУДЕЕВ, А МОРДЕХАЙ ПРЕДСТАЛ ПРЕД ЦАРЕМ, ТАК КАК СКАЗАЛА ЭСТЕР, ЧТО ОН ДЛЯ НЕЕ.
2. И СНЯЛ ЦАРЬ ПЕРСТЕНЬ СВОЙ, КОТОРЫЙ ОН ОТНЯЛ У АМАНА, И ОТДАЛ ЕГО МОРДЕХАЮ; ЭСТЕР ЖЕ ПОСТАВИЛА МОРДЕХАЯ НАД ДОМОМ АМАНА.
3. И ОПЯТЬ ГОВОРИЛА ЭСТЕР ПРЕД ЦАРЕМ, И ПАЛА К НОГАМ ЕГО, И ПЛАКАЛА, И УМОЛЯЛА ЕГО ОТМЕНИТЬ ЗЛОЙ УКАЗ АМАНА АГАГИТЯНИНА, И ЗАМЫСЕЛ ЕГО, КОТОРЫЙ ОН ЗАДУМАЛ ПРОТИВ ИУДЕЕВ.
4. И ПРОСТЕР ЦАРЬ К ЭСТЕР ЗОЛОТОЙ СКИПЕТР, И ПОДНЯЛАСЬ ЭСТЕР, И СТАЛА ПРЕД ЦАРЕМ.
5. И СКАЗАЛА: "ЕСЛИ ЦАРЮ УГОДНО, И ЕСЛИ Я НАШЛА БЛАГОВОЛЕНИЕ ПРЕД ЛИЦОМ ЕГО, И ЕСЛИ СПРАВЕДЛИВО ЭТО ДЕЛО ПРЕД ЛИЦОМ ЦАРЯ, И НРАВЛЮСЬ Я ЕМУ: ТО ПУСТЬ БЫ НАПИСАНО БЫЛО, ЧТОБ ВОЗВРАЩЕНЫ БЫЛИ ПИСЬМА С ЗАМЫСЛОМ АМАНА, СЫНА АМДАТЫ, АГАГИТЯНИНА, КОТОРЫЙ ПИСАЛ ОН ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ ИУДЕЕВ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ЦАРСКИХ.
6. ПОТОМУ ЧТО КАК МОГУ Я ВИДЕТЬ БЕДСТВИЕ, КОТОРОЕ ПОСТИГНЕТ НАРОД МОЙ, И КАК МОГУ Я ВИДЕТЬ ПОГИБЕЛЬ РОДНЫХ МОИХ?"
7. И СКАЗАЛ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР И МОРДЕХАЮ, ИУДЕЮ: "И ВОТ ОТДАЛ Я ЭСТЕР ДОМ АМАНА И ЕГО ПОВЕСИЛ НА ДЕРЕВЕ ЗА ТО, ЧТО ОН ПОДНЯЛ РУКУ НА ИУДЕЕВ.
8. А ВЫ НАПИШИТЕ ОБ ИУДЕЯХ ТО, ЧТО ВАМ УГОДНО, ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ, И СКРЕПИТЕ ЦАРСКИМ ПЕРСТНЕМ, ПОТОМУ ЧТО ПИСЬМА, НАПИСАННЫЕ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ И СКРЕПЛЕННЫЕ ПЕРСТНЕМ ЦАРСКИМ, НЕЛЬЗЯ ОТМЕНИТЬ".
9. И ПРИЗВАНЫ БЫЛИ ЦАРСКИЕ ПИСЦЫ В ТУ ПОРУ В ТРЕТИЙ МЕСЯЦ, ТО ЕСТЬ В МЕСЯЦ СИВАН, В ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ ДЕНЬ ЕГО И НАПИСАНО БЫЛО ВСЕ ТАК, КАК ПРИКАЗАЛ МОРДЕХАЙ - К ИУДЕЯМ И К САТРАПАМ, И ПРАВИТЕЛЯМ ОБЛАСТЕЙ, И КНЯЗЬЯМ, ЧТО ОТ ИНДИИ И ДО ЭФИОПИИ, СТА ДВАДЦАТИ СЕМИ ОБЛАСТЯМ, В КАЖДУЮ ОБЛАСТЬ ПИСЬМЕНАМИ ЕЕ И К КАЖДОМУ НАРОДУ НА ЯЗЫКЕ ЕГО, И К ИУДЕЯМ ПИСЬМЕНАМИ НА ЯЗЫКЕ ИХ.
10. И НАПИСАЛ ОН ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, И СКРЕПИЛ ЦАРСКИМ ПЕРСТНЕМ, И ПОСЛАЛ ПИСЬМА С ВЕРХОВЫМИ ГОНЦАМИ, ЕЗДИВШИМИ ВЕРХОМ НА РЫСАКАХ ЦАРСКИХ, С КОННЫХ ЗАВОДОВ;
11. О ТОМ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЦАРЬ ИУДЕЯМ, КОТОРЫЕ ВО ВСЯКОМ ГОРОДЕ, СОБРАТЬСЯ И ВСТАТЬ НА ЗАЩИТУ ЖИЗНИ СВОЕЙ: ИСТРЕБИТЬ, УБИТЬ И ПОГУБИТЬ ВСЕХ ВООРУЖИВШИХСЯ ИЗ НАРОДА И ИЗ ОБЛАСТИ, КОТОРЫЕ ГОТОВЫ НАПАСТЬ НА НИХ, - С ДЕТЬМИ И С ЖЕНАМИ, И ИМУЩЕСТВО ИХ РАЗГРАБИТЬ,
12. В ОДИН ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, В ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТОГО МЕСЯЦА, ТО ЕСТЬ МЕСЯЦА АДАРА.
13. СПИСОК С ЭТОГО УКАЗА ВЕЛЕНО БЫЛО ОТДАТЬ КАК ЗАКОН В КАЖДУЮ ОБЛАСТЬ, ОБЪЯВЛЯЕМЫЙ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ, ЧТОБЫ ИУДЕИ ГОТОВЫ БЫЛИ К ЭТОМУ ДНЮ МСТИТЬ ВРАГАМ СВОИМ.
14. ГОНЦЫ, ПОЕХАВШИЕ ВЕРХОМ НА РЫСИСТЫХ КОНЯХ ЦАРСКИХ, ПОГНАЛИ СКОРО И БЫСТРО С ЦАРСКИМ ПОВЕЛЕНИЕМ. УКАЗ ЖЕ ДАН БЫЛ В ШУШАНЕ, ГОРОДЕ ПРЕСТОЛЬНОМ.
15. И МОРДЕХАЙ ВЫШЕЛ ОТ ЦАРЯ В ЦАРСКОМ ОДЕЯНИИ ГОЛУБОГО И БЕЛОГО ЦВЕТА И В БОЛЬШОМ ЗОЛОТОМ ВЕНЦЕ, И В МАНТИИ ЛЬНЯНОЙ БЕЛОЙ И ПУРПУРОВОЙ. И ГОРОД ШУШАН ВЕСЕЛИЛСЯ И РАДОВАЛСЯ.
16. И У ИУДЕЕВ БЫЛ ТОГДА СВЕТ И РАДОСТЬ, И ВЕСЕЛЬЕ И ТОРЖЕСТВО.
17. И ВО ВСЯКОЙ ОБЛАСТИ, В КАЖДОМ ГОРОДЕ, КУДА ДОХОДИЛО ПОВЕЛЕНИЕ ЦАРЯ И УКАЗ ЕГО, - БЫЛА РАДОСТЬ У ИУДЕЕВ И ВЕСЕЛЬЕ, ПИРШЕСТВО И ПРАЗДНИК. И МНОГИЕ ИЗ НАРОДОВ СТРАНЫ СДЕЛАЛИСЬ ИУДЕЙСТВУЮЩИМИ, ПОТОМУ ЧТО НАПАЛ НА НИХ СТРАХ ПЕРЕД ИУДЕЯМИ.

Прим. 2. Над домом Амана - управителем имения, ранее принадлежавшего Аману.
3 И опять говорила - несмотря на то, что Аман был казнен, приказ его так и не был отмене, а потому Эстер пришлось вновь придти к царю незваной.
7. За то, что поднял руку на иудеев - это легкое уклонение от правды: Ахашверош повесил Амана не за то, что тот поднял руку на иудеев, а за "попытку" соблазнить царицу.
8. Письма… нельзя отменить - о наличии такого закона у Персов нам ничего не известно из внешних источников (впрочем, нечто в этом духе написано у Геродота, 3:31). Однако в Танахе наличие такого правила упомянуто еще дважды (Даниэль 6:9 и Эзра 6:12). Есть некоторая аналогия: до Второй мировой войны сходный закон о неизменности императорских указов существовал в Японии. И все же царь предлагает найти уловку, чтобы предыдущий указ формально не был отменен, но при этом не был исполнен.
11. Обход первого царского указа - приказ об уничтожении иудеев не отменяется, но иудеям дается право защищаться. Понятно, что все начальство по всем областям прекрасно знает кто фаворит и кого надо будет поддержать.
15 Наряд Мордехая - противопоставление власянице и праху, в которые облачился Мордехай, узнав об указе Амана (4:1-3).
16 Свет и радость - противопоставление иудейским печалям при известии об указе Амана (4:3).
17 Иудействующими - единственное использование глагола в Писании, возможен любой комментарий: стали иудеями, притворились иудеями, поддержали иудеев и т.д.

Комментарий

1. Сказала Эстер, что он для нее - насколько он близок ей как родственник и воспитатель.
2. И снял царь перстень свой... и отдал его Мордехаю - то есть сделал Мордехая главным министром.
Эстер же поставила Мордехая над домом Амана, подчеркивая этим административные способности Мордехая.
3. И опять говорила Эстер пред царем - так как до той поры Ахашверош отменил декрет об уничтожении только относительно Эстер и Мордехая.
11. Собраться - и во внешнем, и во внутреннем смысле, то есть организоваться и объединиться, ибо только единая просьба евреев к Богу о помощи могла дать им силы победить врага.
17. И многие из народов страны сделались иудействующими - это не было настоящим переходом в иудаизм, который не должен совершаться из страха, но они присоединились к позиции, занятой евреями.

Победа над врагами (9:1-16)

ГЛАВА 9

1. В ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ, ТО ЕСТЬ В МЕСЯЦ АДАР, В ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЕГО, - КОГДА НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ИСПОЛНИТЬСЯ ПОВЕЛЕНИЮ ЦАРЯ И УКАЗУ ЕГО, В ДЕНЬ, КОГДА ВРАГИ ИУДЕЕВ НАДЕЯЛИСЬ ОДОЛЕТЬ ИХ, ВЫШЛО НАОБОРОТ, ЧТО САМИ ИУДЕИ ОДОЛЕЛИ НЕНАВИДЕВШИХ ИХ.
2. СОБРАЛИСЬ ИУДЕИ В ГОРОДАХ СВОИХ, ПО ВСЕМ ОБЛАСТЯМ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, ЧТОБЫ НАЛОЖИТЬ РУКУ НА ТЕХ, КТО СОБИРАЛСЯ ЗЛО СДЕЛАТЬ ИМ; И НИКТО НЕ МОГ УСТОЯТЬ ПРОТИВ НИХ, ПОТОМУ ЧТО СТРАХ ПРЕД НИМИ ОХВАТИЛ ВСЕ НАРОДЫ.
3. И ВСЕ КНЯЗЬЯ В ОБЛАСТЯХ, И ОБЛАСТЕНАЧАЛЬНИКИ И ИСПОЛНИТЕЛИ ДЕЛ ЦАРСКИХ ЧЕСТВОВАЛИ ИУДЕЕВ, ПОТОМУ ЧТО НАПАЛ НА НИХ СТРАХ ПРЕД МОРДЕХАЕМ,
4. ПОТОМУ ЧТО ВЕЛИК БЫЛ МОРДЕХАЙ В ДОМЕ ЦАРСКОМ, И СЛУХ ПРОШЕЛ О НЕМ ПО ВСЕМ ОБЛАСТЯМ, ТАК КАК ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОРДЕХАЙ, ПОДНИМАЛСЯ ВЫШЕ И ВЫШЕ.
5. И ПЕРЕБИЛИ ИУДЕИ ВСЕХ ВРАГОВ СВОИХ, УДАРОМ МЕЧА УБИВАЯ И ИСТРЕБЛЯЯ, И ПОСТУПАЛИ С НЕНАВИДЕВШИМИ ИХ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ.
6. И В ШУШАНЕ, ГОРОДЕ ПРЕСТОЛЬНОМ УБИЛИ ИУДЕИ И ПОГУБИЛИ ПЯТЬСОТ
ЧЕЛОВЕК;
7.
И ПАРШАНДАТУ,
И ДАЛЬФОНА,
И АСПАТУ,
8. И ПОРАТУ,
И АДАЛЬЮ,
И АРИДАТУ,
9. И ПАРМАШТУ,
И АРИСАЯ,
И АРИДАЯ,
И ВАЙЗАТУ -
10. ДЕСЯТЕРЫХ СЫНОВЕЙ АМАНА, СЫНА АМДАТЫ, ВРАГА ИУДЕЕВ, УМЕРТВИЛИ ОНИ, А НА ГРАБЕЖ НЕ ПРОСТЕРЛИ РУКИ СВОЕЙ.
11. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ СООБЩИЛИ О ЧИСЛЕ УБИТЫХ В ШУШАНЕ, В ГОРОДЕ ПРЕСТОЛЬНОМ ЦАРЮ;
12. И СКАЗАЛ ЦАРЬ ЭСТЕР ЦАРИЦЕ: "В ШУШАНЕ, ГОРОДЕ ПРЕСТОЛЬНОМ, УМЕРТВИЛИ ИУДЕИ И ПОГУБИЛИ ПЯТЬСОТ ЧЕЛОВЕК, И ДЕСЯТЕРЫХ СЫНОВЕЙ АМАНА, А В ПРОЧИХ ОБЛАСТЯХ ЦАРЯ ЧТО ОНИ СДЕЛАЛИ? И КАКОВО ЖЕЛАНИЕ ТВОЕ? И БУДЕТ УДОВЛЕТВОРЕНО ТЕБЕ; И КАКАЯ ПРОСЬБА ТВОЯ? И ОНА БУДЕТ ИСПОЛНЕНА".
13. И СКАЗАЛА ЭСТЕР: "ЕСЛИ УГОДНО ЦАРЮ, ТО ПУСТЬ БЫ ПОЗВОЛЕНО БЫЛО ИУДЕЯМ В ШУШАНЕ И ЗАВТРА ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ, ЧТО И СЕГОДНЯ; И ДЕСЯТЕРЫХ СЫНОВЕЙ АМАНА ПУСТЬ БЫ ПОВЕСИЛИ НА ДЕРЕВЕ".
14. И СКАЗАЛ ЦАРЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАНО БЫЛО ТАК, И ДАН БЫЛ УКАЗ В ШУШАНЕ, И ДЕСЯТЕРЫХ СЫНОВЕЙ АМАНА ПОВЕСИЛИ.
15. И СОБРАЛИСЬ ИУДЕИ, КОТОРЫЕ В ШУШАНЕ, ТАКЖЕ И В ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА АДАРА, И УБИЛИ В ШУШАНЕ ТРИСТА ЧЕЛОВЕК, А НА ГРАБЕЖ НЕ ПРОСТЕРЛИ РУКИ СВОЕЙ.
16. И ПРОЧИЕ ИУДЕИ, КОТОРЫЕ В ОБЛАСТЯХ ЦАРСКИХ СОБРАЛИСЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ НА ЗАЩИТУ ЖИЗНИ СВОЕЙ И БЫТЬ СПОКОЙНЫМИ ОТ ВРАГОВ СВОИХ, И УБИЛИ ИЗ НЕНАВИДЕВШИХ ИХ СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ ТЫСЯЧ, А НА ГРАБЕЖ НЕ ПРОСТЕРЛИ РУКИ СВОЕЙ.
***************************
Прим.: 2-3 Страх перед иудеями, страх перед Мордехаем - понятно, что простые люди боялись, как бы на них не пала беда. Начальство же боялась не толпы, а высокого начальства - Мордехая. 7-8 Сыновья Амана - в рукописном свитке Эстер эти имена должны быть написаны в столбец. Все имена древне-персидские. 10 А на грабеж не… - моральное оправдание: не корысти ради, а защищая жизнь свою. 12. В Шушане - в царской крепости. 15. В Шушане - в самом городе.

Комментарий

3. И все князья... чествовали иудеев, потому что напал на них страх пред Мордехаем - они боялись, что Мордехай сместит их.
5. И перебили иудеи всех врагов своих - первый указ Ахашвероша не был отменен, и наиболее рьяные враги евреев заявили, что их намерение уничтожить евреев не изменилось. Этими врагами, которые нападали на евреев, даже видя, что им самим будет от этого ущерб, были Амалекитяне. Хотя евреи первыми начали военные действия, они защищались от агрессии. Эта агрессия выразилась в том, что враги евреев объединились в вооруженные отряды и открыто объявили, что их цель - уничтожение евреев. Когда на тебя наводят оружие и говорят: "Я тебя сейчас убью", - не следует ждать, пока это оружие будет применено.
При поверхностном чтении у некоторых читателей возникает неправильное впечатление, что комментарий составлен лишь с целью обелить неправедное поведение евреев, погубивших 800 человек в Шушане и 75 тысяч в других местах. Такой подход к комментариям несправедлив по нескольким причинам. Во-первых, комментарий идет от тех же людей, которые писали Свиток, и, если бы они хотели, они легко могли бы скрыть численность убитых и представить поведение евреев с лучшей стороны. Во-вторых, Писание неоднократно обвиняет евреев в тех преступлениях, которые они действительно совершали, порой даже преувеличивая их проступки, - так что нет необходимости приписывать им новые; такой критике подвергаются не только евреи тех поколений, о которых идет речь в Свитке Эстер, но и другие, даже самые великие из евреев, например, Моисей и праотцы. Но основным, по нашему мнению, должно служить третье соображение: ведь те, кто в наше время, исходя из нетрадиционного понимания Свитка Эстер, обвиняет евреев того поколения в жестокости, реально обвиняют не только их, но евреев следующих поколений - вплоть до религиозных евреев наших дней - за то, что они поддерживают евреев поколения Эстер. В самом деле, какое нам было бы дело до этих жестокостей, если бы они были совершены никому не известными, пусть даже как-то генетически родственными нам людьми - мало ли жестокостей совершалось в древнем мире. В том-то и дело, что обвинение против евреев, живших во времена Эстер и Мордехая, в сущности направлено против современного иудаизма и евреев, которые придерживаются Торы в наши дни. Но это обвинение несостоятельно: ведь тогда нужно рассматривать действия евреев поколения Эстер в той интерпретации, в которой их передает Традиция; именно их, а не то, что мы могли бы им приписать, одобряет иудаизм.
Тора предписывает евреям не радоваться смерти врагов. В Притчах Соломоновых сказано: "При падении врага твоего не радуйся". Но Амалек - особенный случай, и его смерти можно радоваться (см. об этом подробнее в разделе 1.6. "Война Израиля с Амалеком").
6. Талмуд сообщает нам, что несмотря на разрешение Ахашвероша "убивать всех зложелателей", евреи не хотели воевать с теми, кто отказался от мысли нападать на них. Чтобы отделить "недоброжелателей" от рьяных, активных врагов, евреи, собравшись в отряды, дали также возможность врагам своим собраться в отряды и выступить против них войной. Но уж этих врагов евреи не только уничтожали в тот день, но и уничтожали остатки их в Шушане на следующий день.
Прим. Соображение, что Свиток Эстер может оказаться "вредным" и иудеев будут обвинять в излишней жестокости, было высказано уже в поколении написания самого свитка. Тогда был выдвинут аргумент: "все это уже и так попало в персидские летописи" (10:2). По иронии судьбы как раз персидские летописи до нас и не дошли, а Свиток Эстер вот он, перед нами. 13. Пусть бы повесили на дереве - уже мертвых, для устрашения других врагов. Их повесили на той высокой виселице, которую приготовил Аман, и они висели друг под другом, как это изображено в Свитке (стихи 7-9).
10, 15, 16. А на грабеж не простерли руки своей - поскольку враги евреев были агрессорами, то почему было не взять себе военную добычу? И почему эта фраза повторена трижды? Потому что убитые были амалекитянами. (Другие народы сначала также собирались уничтожить евреев, но потом испугались и решили не нападать.) Про войну же с Амалеком сказано: "И ничего не берите себе", ибо все, что есть у Амалека, заклято, и нельзя этим пользоваться.

Установление праздника Пурим

17. В ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА АДАРА; А В ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ЖЕ ДЕНЬ ЕГО БЫЛ ПОКОЙ, И СДЕЛАЛИ ЕГО ДНЕМ ПИРШЕСТВА И ВЕСЕЛЬЯ.
18. ИУДЕИ ЖЕ, КОТОРЫЕ В ШУШАНЕ, СОБИРАЛИСЬ В ТРИНАДЦАТЫЙ И В ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЕГО; А В ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЕГО БЫЛ ПОКОЙ, И СДЕЛАЛИ ЕГО ДНЕМ ПИРШЕСТВА И ВЕСЕЛЬЯ.
19. ПОЭТОМУ ИУДЕИ, ЖИВУЩИЕ В ГОРОДАХ НЕУКРЕПЛЕННЫХ, ДЕЛАЮТ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА АДАРА ДНЕМ ВЕСЕЛЬЯ И ПИРШЕСТВА И ДНЕМ ПРАЗДНИКА И ПОСЫЛАНИЯ ПОДАРКОВ ДРУГ ДРУГУ.
*********************
Прим. В этих стихах объясняется, почему Пурим празднуется в различные даты - 14 адара в городах, не обнесенных городской стеной, а 15 адара в городах, обнесенных крепостной стеной. Правда, галаха добавляет, что речь идет о городах, обнесенных крепостной стеной еще во времена Иеhошуа бин-Нуна (Иисуса Навина).
20. И ОПИСАЛ МОРДЕХАЙ ЭТИ СОБЫТИЯ, И ПОСЛАЛ ПИСЬМА КО ВСЕМ ИУДЕЯМ, КОТОРЫЕ В ОБЛАСТИ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, К БЛИЗКИМ, И К ДАЛЬНИМ.
21. ЧТОБЫ ОНИ ОБЯЗАЛИСЬ ПРАЗДНОВАТЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА АДАРА И ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЕГО ВО ВСЯКОМ ГОДУ -
22. КАК ТАКИЕ ДНИ, В КОТОРЫЕ ДОБИЛИСЬ ИУДЕИ ПОКОЯ ОТ ВРАГОВ СВОИХ, И КАК ТАКОЙ МЕСЯЦ, КОТОРЫЙ ПРЕВРАТИЛ У НИХ ПЕЧАЛЬ В РАДОСТЬ И СЕТОВАНИЕ В ДЕНЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛИ ИХ ДНЯМИ ПИРШЕСТВА И ВЕСЕЛЬЯ И ПОСЫЛАНИЯ ПОДАРКОВ ДРУГ ДРУГУ И ПОДАЯНИЯ БЕДНЫМ.
23. И ПРИНЯЛИ ИУДЕИ ТО, ЧТО УЖЕ САМИ НАЧАЛИ ДЕЛАТЬ И О ЧЕМ ПИСАЛ МОРДЕХАЙ К НИМ:
24. КАК АМАН, СЫН АМДАТЫ, АГАГИТЯНИНА, ВРАГ ВСЕХ ИУДЕЕВ, ЗАДУМАЛ ПОГУБИТЬ ИУДЕЕВ И БРОСАЛ ПУР, ТО ЕСТЬ ЖРЕБИЙ, ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ И ПОГУБЛЕНИИ ИХ;
25. И КАК ПРЕДСТАЛА (ЭСТЕР) ПЕРЕД ЦАРЕМ И ТОТ ПРИКАЗАЛ НОВЫМ ПИСЬМОМ: ПУСТЬ ОБРАТИТСЯ ЗЛОЙ ЗАМЫСЕЛ, КОТОРЫЙ ОН (АМАН) ЗАДУМАЛ НА ИУДЕЕВ, НА ГОЛОВУ ЕГО; И ПОВЕСИЛИ ЕГО И СЫНОВЕЙ ЕГО НА ДЕРЕВЕ.
26. ПОТОМУ И НАЗВАЛИ ЭТИ ДНИ "ПУРИМ", ПО ИМЕНИ "ПУР" (ЖРЕБИЙ), ПОЭТОМУ СОГЛАСНО ВСЕМ СЛОВАМ ЭТОГО ПИСЬМА И С ТЕМИ, ЧТО САМИ ВИДЕЛИ И ЧТО ПОСТИГЛО ИХ,
27. УСТАНОВИЛИ ИУДЕИ, И ПРИНЯЛИ НА СЕБЯ, И НА ДЕТЕЙ СВОИХ, И НА ВСЕХ, ПРИСОЕДИНЯЮЩИХСЯ К НИМ, НЕПРЕМЕННО ИЗ ГОДА В ГОД ПРАЗДНОВАТЬ ЭТИ ДВА ДНЯ, КАК ПРЕДПИСАНО БЫЛО О НИХ И В УСТАНОВЛЕННОЕ ДЛЯ НИХ ВРЕМЯ,
28. И ДНИ ЭТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПАМЯТНЫ И ПРАЗДНУЕМЫ ИЗ РОДА В РОД, В КАЖДОЙ СЕМЬЕ, В КАЖДОЙ ОБЛАСТИ И В КАЖДОМ ГОРОДЕ; И ДНИ ЭТИ ПУРИМА НЕ ОТМЕНЯТСЯ У ИУДЕЕВ И ПАМЯТЬ О НИХ НЕ ИСЧЕЗНЕТ У ПОТОМКОВ ИХ.
********************

Комментарий

19. Живущие в городах неукрепленных - только в крепости Шушане истребление врагов продолжалось два дня, а во всех остальных городах - "городах неукрепленных" - один день.
20. И описал Мордехай эти события - Мордехай написал Свиток Эстер (кроме трех последних стихов, которые дописали члены Сангедрина).
22. Как такие дни, в которые добились иудеи покоя от врагов своих - при всей нашей ненависти к Амалеку, мы все же празднуем не смерть амалекитян, а спасение евреев.
Чтобы сделали их днями пиршества и веселья и посылания подарков друг другу и подаяния бедным - перечислены заповеди Пурима (подробнее см. в разделе "Празднование Пурима").
26. Потому и назвали эти дни "Пурим", по имени "Пур" - если бы не жребий, отсрочивший исполнение приказа, то Мордехай не успел бы изменить развитие событий.
Выше (гл. 3, стих 7) сказано: пур, то есть жребий (гораль). Слово гораль употребляется в Книге Ваикра (Левит) 16:8, где ясно, что это жребий не случайный, что он определяется Богом. Что касается Амана, то все, и он в том числе, думали, что он бросает пур, случайный жребий. Но Свиток свидетельствует, что это был гораль, то есть жребий неслучайный, являющийся лишь внешним выражением воли Бога. Таким образом, само название праздника "Пурим" выражает его сущность: то, что кажется нам случайностью (пур), на самом деле является Божественным Провидением (гораль).
27. Установили иудеи, и приняли на себя - стих этот имеет дополнительный смысл: "и еще раз установили евреи то, что уже раньше приняли на себя" - т.е. обязанность исполнения законов Торы, которая евреям Вавилонского плена досталась как бы "по наследству", без их свободного выбора - эта обязанность была ими добровольно принята вновь. Если до Вавилонского плена Тору соблюдала лишь некоторая часть народа, то после него - весь народ. И то, что по причине чуда Пурима мы удостоились как бы вторичного принятия Торы, есть проявление общего правила: "когда мы стираем память об Амалеке, то мы удостаиваемся Торы". После войны Моисея и Иеhошуа бен Нуна с Амалеком (см. статью "Празднование Пурима") евреи получили Тору на Синае, а после войны Мордехая они заново приняли ее на себя.
28. Должны быть памятны - в эти дни читается Свиток Эстер.

Дополнительное письмо Эстер (9:29-32)

29. И (ЕЩЕ) ПИСАЛА ЭСТЕР ЦАРИЦА, ДОЧЬ АВИХАИЛА, И МОРДЕХАЙ, ИУДЕЙ, СО ВСЕЮ НАСТОЙЧИВОСТЬЮ; И ЧТОБЫ ИСПОЛНЯЛИ ЭТО ВТОРОЕ ПИСЬМО О ПУРИМЕ.
30. И ПОСЛАЛ ПИСЬМА КО ВСЕМ ИУДЕЯМ В СТО ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ОБЛАСТЕЙ ЦАРСТВА АХАШВЕРОША СО СЛОВАМИ МИРА И ИСТИНЫ.
31. ЧТОБЫ ОНИ СОБЛЮДАЛИ ЭТИ ДНИ ПУРИМ В НАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ НИХ ВРЕМЯ, КАК УСТАНОВИЛ ДЛЯ НИХ МОРДЕХАЙ, ИУДЕЙ, И ЭСТЕР-ЦАРИЦА, И КАК ОНИ САМИ УСТАНОВИЛИ ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ПОТОМКОВ СВОИХ В СВЯЗИ С ПОСТОМ И МОЛИТВАМИ ИХ.
32. И ПОВЕЛЕНИЕ ЭСТЕР ПОДТВЕРДИЛО ТАКИЕ СЛОВА О ПУРИМЕ, И ТАК БЫЛО ВПИСАНО В КНИГУ.
********************

Комментарий

29. Эстер царица, дочь Авихаила - теперь, после смерти Амана, Эстер могла открыто назвать свое происхождение.
Второе письмо - в котором Эстер и Мордехай разъясняли, что Пурим - не просто праздник физического спасения, но праздник Божественного управления миром. Свиток Эстер охватывает историю девятилетнего периода, с третьего по двенадцатый год царствования Ахашвероша. Обыденное сознание никогда не смогло бы связать отказ евреев подчиниться призыву Мордехая не ходить на пир Ахашвероша и ряд дальнейших драматических событий: замужество Эстер, заговор против царя, ненависть Амана, бессонницу царя и, наконец, войну в месяц Адар, - растянувшихся на 9 лет. Заурядные люди полагали, что причиной указа об уничтожении евреев был упрямый отказ Мордехая поклониться Аману, поэтому они считали Мордехая ответственным за смертельную угрозу, нависшую над народом.
30. Со словами мира и истины - Эстер и Мордехай настаивали на истине, т.е. на своем, правильном, понимании событий Пурима. Но в то же время они стремились к миру, а не к расколу с теми евреями, которые придерживались другого взгляда на эту историю.
31. Как установил для них Мордехай, иудей, и Эстер-царица, и как они сами установили - т.е. точка зрения Мордехая и Эстер не отменяла, а дополняла точку зрения, первоначально принятую народом.
Мордехаю было дано более глубокое понимание событий, чем то, которое предлагал заурядный здравый смысл. Он знал, что царский указ был наказанием за слабость евреев, веселившихся на запретном пиру. Он знал, что его отказ поклониться Аману был первым шагом на пути мужества и раскаяния, которые только и могли спасти народ. Когда он и Эстер писали Свиток, он начал его с пира Ахашвероша, потому что участие в нем было причиной тяжелого указа Неба, указа, который был отменен спустя 9 лет. Свиток, кроме всего прочего, учит нас, что наши духовные руководители зачастую различают смысл событий намного лучше, чем мы, и следует внимательно прислушиваться к их мнению.
В связи с постом и молитвами их - непосредственно перед войной с Амалеком евреи устроили дополнительный пост. Именно в память этого поста установлен пост Эстер (13 адара).
32. То есть благодаря стараниям Эстер и Мордехая запись Свитка Эстер и его понимание были признаны всеми евреями.

Эпилог (10:1-3)

ГЛАВА 10

1. И НАЛОЖИЛ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ ПОДАТЬ НА СТРАНУ И НА ОСТРОВА МОРСКИЕ.
2. ВСЕ ЖЕ ДЕЛА СИЛЫ ЕГО И МОГУЩЕСТВА ЕГО И ПОДРОБНЫЙ РАССКАЗ О ВОЗВЫШЕНИИ МОРДЕХАЯ, О ТОМ, КАК ВОЗВЕЛИЧИЛ ЕГО ЦАРЬ, - ВСЕ ЭТО ЗАПИСАНО В КНИГЕ ЛЕТОПИСЕЙ ЦАРЕЙ МИДИЙСКИХ И ПЕРСИДСКИХ.
ПОТОМУ ЧТО МОРДЕХАЙ ИУДЕЙ БЫЛ ВТОРЫМ ПОСЛЕ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, И ВЕЛИК СРЕДИ ИУДЕЕВ, И ЛЮБИМ У МНОЖЕСТВА БРАТЬЕВ СВОИХ, КАК ИСКАВШИЙ ДОБРА НАРОДУ СВОЕМУ И ГОВОРИВШИЙ ВО БЛАГО ВСЕГО РОДА СВОЕГО.
Прим. 1. Подать… на острова морские - если Ахашверош это Ксеркс, то вообще-то после войны в Греции он как раз потерял власть над греческими островами (Обычно под термином "острова морские" в Писании имеются в виду острова Эгейского моря: Лесбос, Самос и Хиос). Возвращены они были под власть Персии только в ходе второй Пелопонесской войны во времена правления Артаксеркса II (401 г.).

Комментарий

1. Этот стих показывает, что после бурных событий Пурима жизнь царства под управлением Мордехая вошла в норму. (Последние три стиха Свитка дописаны членами Сангедрина, а не Мордехаем.)
2. Нет, таким образом, ничего плохого в том, что евреи, в частности, Мордехай, активно участвуют в жизни страны - но только в том случае, если они твердо придерживаются Торы и не преклоняются перед царством. Весь Свиток демонстрирует нам, как тонко и точно должна быть выбрана в этом вопросе правильная линия.