МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Лекция 2. Современное устройство еврейского календаря

1. День
2. Неделя
3. Круговорот месяцев и порядок основных праздников
4. Времена года и даты, "новые года"
5. 19-летний цикл високосных годов
6. 50-летний цикл: Шмиты (Седьмого года) и Йовеля (Юбилея)
7. Летоисчисление
8. Израиль и Луна
9. Нисан и Тишрей
10. Дополнение: детали вычисления календаря. Виды годов
Список контрольных вопросов

1. День

Еврейский день (и, следовательно, все праздники и памятные даты) начинаются с вечера, как это указано Торой: "И был вечер, и было утро, день один" (Бытие 1:5). Деление дня на часы бывает двух видов - "шаот зманийот" и "шаот шавот". "Шаот зманийот" = "временные часы" это 1/12 светового дня (от восхода до захода солнца) и 1/12 ночи. В Северном полушарии летом дневные "шаот зманийот" больше ночных, а зимой наоборот. По "шаот зманийот" определяют время молитв и благословений. Например, молитву "Шма" утром можно читать от рассвета до трех часов (т.е. до четверти времени от восхода до заката), а молитву Минха (послеполуденную) можно читать не раньше шести с половиной часов (т.е. половины "временного часа" после полудня).

"Шаот Шавот " - постоянные часы - есть 1/24 часть суток. Часы эти делятся на "хелеки" = 1/1080 часа (иногда выделяется минута " дака" = 1/60 часа и хелек = 1/18 минуты, т.е. 1 хелек равен 3 и 1/3 секунды) и "регаим" 1/76 хелека) = 10/228 сек ~44 миллисекунды). "Шаот Шавот" и их производные ипользуются для астрономических и календарных расчетов.

2. Неделя

Сказано в Торе(Бытие 2:2)

"И закончил Бог в день Седьмой работу Свою, которую Он сделал, и отдыхал ("вайшбот" - отсюда "шабат" - "покой") в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Бог День Седьмой и освятил его, ибо он есть Суббота ("покой") от всякой производительной работы, и ее сотворил Бог, делая мир".

Учили Мудрецы: Почему сказано "закончил в День Седьмой" - ведь вся работа была сделана до Субботы? Потому что "в" имеет также значение "во имя" - "во имя Субботы сделал Бог работу Свою".Будни существуют ради Субботы, ради высшего Субботнего существования, и неправильно воспринимать Субботу лишь как возможность отдохнуть для лучшей работы в будни.

Рассматриваемый стих Торы можно перевести еще и так: "И закончил Бог Седьмым днем работу Свою (по Сотворению Мира)"- т.е. Субботой (творит. падеж, подобно "рукой" , "молотком") Сотворение Мира было завершено. Без Субботы, - времени, которое предназначено для проникновения человека в духовные Миры - Мир не мог бы существовать, потому что смысл мира в духовном продвижении человека. Без Субботы мир не имел бы смысла.

Говоря о сотворении Субботы, Тора употребляет глагол "бара" - досл. "сотворить из ничего"; "сотворить нечто новое, чего еще не было в мире".Т.е. Суббота - особый день, и влияние духовных миров, действующих в Субботу, нельзя ощутить в другие дни. Святость Субботы выше святости Израиля - потому что было в рамках прав Санhедрина назначить новомесячья и високосные годы, определяя тем самым даты праздников, но Суббота установлена с Сотворения Мира постоянно, не подлежа власти Санhерина. И когда ходили Евреи 40 лет по пустыне, то, как рассказывает нам Тора, перед Субботой давал им Всевышний двойную порцию манны - благословляя Субботу; а в сам этот день вообще не спускалась манна - освящая Субботу, как сказано : "и благословил Бог День Седьмой и освятил его".

И еще сказано в Торе (Исход 31:16):

"Пусть соблюдают сыны Израилевы Субботу, чтобы была она заветом (союзом) вечным на все поколения их. Между Мною и сынами Израилевыми знак она навечно, что в Шесть Дней сделал Бог все небесное и все земное, а в Седьмой День перестал работать и отдыхал".

Т.е. соблюдение Субботы - это знак признания нами того, что Бог Сотворил Мир, и что Мир этот находится под постоянным Божественным управлением, причем народ Израиля занимает особое место в этой связи Бога с миром ("союз вечный").

Центральное значение Субботы поддчеркивается также тем, что дни недели не имеют на иврите самостоятельных названий, они называются "ришон ле-шабат", "шени ле-шабат" -"первый день по направлению к Субботе", "2-й день по направлению к Субботе" и т.д. - и это показывает наше постоянное стремление к Субботе, источнику Святости.

3. Круговорот месяцев и порядок основных праздников

В Еврейском календаре бывают даты следующих уровней значимости:

1. Суббота (она не зависит от установлений календаря) и Йом Кипур. В эти дни полностью запрещено работать

2. Праздника Торы, т.е. праздники в смысле "Иом-тов". В них запрещена всякая работа, кроме приготовления пищи: Рош hа-Шана, первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый день Суккот и Шмини-Ацерет.

3. Полупразники по Торе (Холь hа-Моэд): это "промежуточные дни" праздников Песах и Суккот. В эти дни можно делать только такую работу, которую затруднительно перенести.

4. Рош-Ходеш начало месяца - этот день выделен по Торе, хотя сегодня он практически никак не празднуется. В этот день есть особые молитвы, а также существует обычай, что женщины не работают.

5. Установленные Пророками и Мудрецами "праздники для всего Израиля", соблюдение которых - заповедь: Пурим и Ханука. Работа в эти дни не запрещена, но заниматься делами не рекомендуется.

6. Установленные Пророками и Мудрецами "посты для всего Израиля" 17 Тамуза, 9 Ава, Пост Гедалии, 10 Тевета, Таанит Эстер.

При этом структура современного еврейского календаря такова (в разделе "выделенные даты" мы взяли в скобки особые дни календаря установленные в наши дни, отношение к которым различно у разных напаравлений внутри иудаизма).

Номер месяца

Название месяца

Число дней

Выделенные даты

1.

Нисан-

30 дней

15-21 Песах (в диаспоре до 22)

[27- День катострофы]

2.

Ияр

29 дней

[5 День Независимости Израиля]

18 Лаг ба-Омер

[28 День Иерусалима]

3.

Сиван

30 дней

6 Шавуот (в диаспоре и 7)

4.

Таммуз

29 дней

17 Пост Семнадцатого Тамуза

5.

Ав

30 дней

9 Пост Девятого Ава

15 Ту бе-Ав

6.

Элул

29 дней

 

7.

Тишрей

30 дней

1-2 Рош-hа-Шана

3 Пост Гедалии

10 Йом Кипур

15-21 Суккот

22 Шмини Ацерет и Симхат Тора (в диаспоре и 23)

8.

Хешван

29 или 30 дней

 

9.

Кислев

29 или 30 дней

25 Ханука (до 2 Тевета, если Кислев полный и до 3 Тевета, если Кислев неполный)

10.

Тевет

29 дней

10 Пост Десятого Тевета

11.

Шеват

30 дней

15 Ту би-Шват

12.

Адар

29 дней

14 Пурим (15 - Шошан Пурим в Йерусалиме)

 

Изменение продолжительности Хешвана и Кислева необходимо для того, чтобы средняя продолжительность календарного месяца совпадала со средней продолжительностью лунного месяца. Продолжительность Хешвана и Кислева выбирается так, чтобы месяцы начинались по возможности сразу после соответствующих новолуний (за исключением нескольких особых случаев, когда надо перенести начало года - Рош hа-Шана на следующий после новолуния день, см. об этом ниже). Поскольку, как мы уже говорили, этот промежуток времени равен 29 дням, 12 часам 793 хелеку (29 дней 12 часов 44 мин. 1 1/3 секунды), что является "очень дробным" числом. Ясно, что эти изменения длины Хешвана и Кислева должны быть каждого года вычислены индивидуально, и поэтому Еврейский Календарь практически непериодический, что делает его уникальным.

В високосном году, т.е. в году, содержащем 13 месяцев (на иврите "шана меуберет досл. "беременный год"), устанавливаются два месяца Адар, причем первый Адар содержит 30 дней, а второй - 29. Пурим при этом празднуется во второй Адар, который продолжают считать 12-м, а не 13-м месяцем.

4. Времена года и даты, "новые года"

 

Двенадцатого месяцев года делятся на четыре сезона:

Весна

Нисан, Ияр, Сиван,

Лето

Тамуз, Ав, Элул,

Осень

ТИшрей, Хешван, Кислев

Зима

Тевет, Шват, Адар.

В Еврейском году выделяют четыре особых дня, соответветствующие четырем фазам солнечного года, они называются "текуфа" - досл. "период". РаМБаМ ("Гилхот кидуш ха-Ходеш" 9:3) пишет: "Текуфат -Нисан - это тот час и минута, когда Солнце входит в начало созвездия Овена; текуфат-Тамуз - в началот созвездия Рака, текуфат-Тишрей - в начало созвездия Весов, Текуфат-Тевет в начало созвездия Козерога".

Моменты текуфот обычно отмечаются в календаре (они, естественно, не приходятся на постоянные даты в еврейском календаре) и служат для построение таблиц восхода и захода Солнца (что важно для определения допустимых времен молитв) и для других целей. Мы можем удивляться, увидев в молитвеннике фразу "молитву "таль -у-матер" в северных странах начинают читать 5 декабря" - как же в ортодоксальной еврейской книге может быть ссылка на христианский календарь? Дело, однако, в том, что "таль-у-мар" надо начинать читать на 60 день "текуфат Тишрей" - что приходится на постоянную дату солнечного календаря.

При этом мы учим в Мишне (Рош hа-Шана 1:1):

“У года есть четыре начала:

Первого Нисана [первого месяца; весной] начало года для отсчета Еврейских царей и цикла Трех Праздников [Песах, Шавуот, Суккот];

Первого Элула [шестого месяца; летом] начало года для отсчета приплода скота для отделения от него десятины;

Первого Тишрей [седьмого месяца; осенью] начало года для календарного счета, семилетнего и юбилейного циклов [см. об этом далее], и Суд над людьми;

Пятнадцатого Швата [одинадцатого месяца; зимой] начало года для отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины. ” 

Мы видим, что на каждый сезон приходится начала года в том или ином аспекте.

5. 19-летний цикл високосных годов

Нетрудно видеть, что для продолжительности года, при современной (вычисляемой) системе еврейского календаря, имеется шесть различных значений, поскольку:

1) число месяцев может быть 12 или 13;

2) суммарная продолжительность Хешвана и Кислева - единственных месяцев, продолжительность которых сегодня меняется от года к году - может быть 58, 59 или 60 дней.

Все эти значения встречаются в действительности (подробнее о типах годов см. ниже).

Вариации числа дней в Хешване и Кислеве необходимы, как мы уже говорили, для согласования начала месяцев с новолуниями. Изменение же числа месяцев в году необходимо для того, чтобы средняя продолжительность календарного года равнялась солнечному году, а месяц Нисан всегда приходился на начало весны.

Мы видели выше, что согласование еврейского календаря с лкной необычайно точное. Согласование же круговорота месяцев с Солнцем гораздо более "приблизительное". А именно: за продолжительность Солнечного года принята величина, 365 дней 6 часов.Таким образом, число месяцев в солнечном году равно 12,36... Это число довольно хорошо приближается соотношением 235/19. Поэтому, если из каждых 19 лет 12 будут. простыми, а 7 високосными, то в 19 годах будет 235 месяцев и средняя продолжительность года окажется близка к требуемой.

Хотя этот 19-летний цикл существовал еще в древности, но в те времена, когда существовал Санhедрин, он, в соответствие с этой пропорцией, конкретно решал про каждый год, будет ли он високосным или нет. Когда последний Сангедрин, возглавляемый Гиллелем II устанавливал постоянный калндарь, он решил, что високосными будут постоянно 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы цикла.

Девятнадцатилетний цикл установлен так, что он кончается всегда в год, порядковый номер которого (по еврейскому летоисчислению от Сотворения Мира) делится без остатка на 19. Поэтому для того, чтобы определить место того или иного года в 19-летнем цикле надо номер этого года разделить нацело на 19, остаток от деления и будет местом года в цикле.

 

6. 50-летний цикл: Шмиты (Седьмого года) и Йовеля (Юбилея)

Эти циклы не относятся к календарной системе в узком смысле слова, но это года, особые для народа Израиля.

Сказано в Торе (Левит 25:1-7):

И говорил Господь Моисею на горе Синай так: "Говори сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я дам вам, должна земля покоиться в Субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезываю виноградник твой, и собирай плоды ее (земли). А в год Седьмой Суббота покоя будет земле, Суббота Господня; поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. Самосевки от жатвы твоей не сжинай и ягоды с необрезанных лоз твоих не снимай; год покоя да будет земле. И да будет (плод) Субботы вам в пищу, тебе и рабу твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя. И скоту твоему и зверям твоим, которые на земле твоей, да будет всякий плод ее в пищу".

(Второзаконье 15:1-3):

"К концу семилетия установи отпущение - шмита. И вот в чем состоит шмита: да простит всякий заимодавец, которые даст в долг ближнему своему, и да не притеснит он ближнего своего и брата своего, ибо объявлено прощение ради Господа. У чужеземца требуй возврата долга, а с того, что следует тебе от брата твоего, сними руку свою".

Крестьянин обязан предоставить все, что выросло у него на поле в седьмой год, беднякам и животным. Сюда входят плоды земли, которые проросли из семян, брошенных в землю до года Шмиты, и произвольно растущие травы. Самому же владельцу разрешается брать плоды для питания, но запрещено уничтожать эти плоды или продавать или продавать их.

Заповедь повелевает аннулировать в седьмой год все долги, независимо от того, были ли договоренность об уплате устная или должник выдал векчель. Однако, если должник выдал залог кредитору, долг его не аннулируется.

Сказано также: (левит 25:8-13)

"И отсчитай себе семь седьмин, семь раз по семь лет, и выйдет у тебя 49 лет. Тогда протруби в рог в седьмой месяц, в десятый день месяца, в Йом Кипур трубите в шофар по всей земле вашей. И освятите 50-й год и возвестите свободу на земле всем жителям ее; Йовель да будет у вас (в этот год), и вернитесь каждый - в надел свой, и каждый - к семье своей возвратитесь. Йовель да будет у вас этот пятидесятый год... В сей год юбилейный возвратитесь каждый во владение свое".

Таким образом, существовал пятидесятилетний цикл, в котором каждый седьмой год была шмита, а 50-й год - Йовель. Год при этом считается с месяца Тишрей.

Освящение Юбилейного года начинается в Рош hа-Шана (в первый день Нового года) и завершается в Йом Кипур трублением в шофар, освобождением рабов и возвращением продпнных наделов их прежним владельцам.

Тора устанавливает законы Шмиты и Йовеля в полном объеме только для земли Израиля и только на то время, когда каждое из 12 колен Израиля и каждая семья имеет свой наследственный удел в Земле Израиля (иначе невозможно "возвращение каждого в свой надел"); и таким образом Шмита и Йовель восстановятся полностью во времена Мошиаха (Мессии). Однако есть среди законов Шмиты и такие, которые обязательны к исполнению в любое время.

В вопросе соблюдения Шмиты в наше время земледельцами в Земле Израиля мнения галахических авторитетов разделились. Некоторые считают, что и в наше время запрет обработки земли в Шмиту есть заповедь Торы, другие - что это установление Мудрецов. Но при этом, подобно "продаже хамеца нееврею перед Песахом" в ситуации, когда после Песаха практически наверняка окажется, что сделка расторгается и мы можем снова пользоваться хамецем, который был на время Песаха не в нашей власти, также существует способ "прадажи земли нееврею на время Шмиты", и тогда выросший урожай можно "приобрести у нееврея" и продавать; а также "пахота под крышей (устанавливаемой над тракторным агрегатом), что дозволяется в Стране Израиля на земле, принадлежащей нееврею. Рассматривавшие этот вопрос в конце 19 - начале 20 века крупнейший hалахические авторитеты р. Ицхак-Эльханан, Спектор из Ковно, р. Иехошуа из Кутна, р. Шмуэль Могилевер, р. Авраам-Ицхак ха-Коген Кук и другие раввины постановили, что современные еврейские земледельцы могут пользоваться этими способами, и многие религиозные поселения пользуются ими.

Возникает, однако, проблема запрета, который наложен Мудрецами на продажу земли в Стране Израиля неевреям, поэтому многие другие раввины не принимают указанного постановления, однако и они считают, что продукты, выращенные таким путем, кошерны.

В наше время Шмита и Йовель не оказывают влияния на календарь. Но во времена Санhедрина, у которого была возможность високосные года по своему усмотрению, он всегда устанавливал так, что года Шмиты и Йовеля, в которые нельзя обрабатывать землю, были не високосными.

7. Летоисчисление

Еврейское летоисчисление - от Сотворения Мира - ведется, согласно традиции, от Шестого Дня Творения, т.е. от завершения творения, и сами Дни Сотворения Мира в счет годов не входят.

Еврейская традиция передает нам, каким образом, основываясь на Торе, можно вычислить, в какой год от Сотворения Мира произошло то или иное событие, о котором рассказывается в Торе. Мудрецы Талмуда записали книгу "Седер Олам" -"Порядок Мира", в которой изложено по датам все происшедшее от Сотворения Мира и до их дней. На этом подсчете основано, в том числе, то летоисчисление, которым мы пользуемся сегодня.

Отметим отдельно, что в ТаНаХе, при упоминание крупных исторических событий (например постороение Храма), счет годов ведется от выхода из Египта.

8. Израиль и Луна

Из всех небесных сфер Израиль подобен Луне.Учат Мудрецы: "Месяц состоит из 30 дней, и цикл Царства Израиля длится 30 поколений. Первого числа каждого месяца луна начинает бросать свет, и ее свет растет до 15 числа, а с 15 по 30 уменьшается, тридцатого его совсем не видно. Так и Израиль: 15 поколений прошло от Авраама до царя Соломона. Когда пришел Соломон, диск луны был полный. После этого цари все уменьшались и уменьшались на протяжение 15 поколений. Когда пришел Цидкияhу, луна уже совсем не светила..."

И еще учили МУдрецы: "Сказано в Торе: "МЕсяц сей для вас..." - потому что вы соответствуете ему". Как луна светит не своим, а отраженным светом, так и Израиль берет свой свет от Торы и от Бога. Как луна снова светит после новолуния - когда кажется, что ее уже нет, - так возрождается и Израиль.

Способность к многократному возрождению - уникальная черта Израиля. История показывает нам, что все сильные народы древности поднимались по лестнице истории, пока они не достигали определенной высоты. Перейдя через нее они падали и больше уже не поднимались. К сегодняшнему дню они полностью исчезли. Называющиеся их именем смешавшиеся с другими народами потомки их, занимающие, возможно, прежнюю территорию , уже не являются носителями древней культуры, эта культура - т.е народ - мертва. Из народов - современников Израиля ни одного не осталось к настоящему времени; у всех народов мира ограниченное время жизни.

Не таков Израиль. Сначала он, как все, поднимается; но потом, когда он падает - то, в отличие от других народов, не уничтожается, а через некоторое время снова может подняться и возродиться.

9. Нисан и Тишрей

Мы уже приводили выше цитату из трактата "Рош hа-Шана", где сказано, что есть четыре начала года, при этом два наиболее важных из них - начало месяца Тишрей (т.е. день, который мы обычно называем Рош hа-Шана) и начало месяца Нисан.

В Талмуде рассказывается о споре между Мудрецами. один придерживается мнения, что мир создан в Тишри, а другой, что мир создан в Нисане. Раби Леви Ицхак из Бердичева разьяснил это так: у каждой вещи есть две стороны - ее строение и ее назначение, и без второго вещь еще не является сама собой. [Например, радиоприемник является, с одной стороны, электронным устройством, а с другой стороны, прибором для слушания радиопередач; однако для дикаря, не сознающего второго аспекта, примитивизируется также и первый, и этот предмет является просто кирпичем]. В Тишрей был создан материальны мир, а в Нисане был создан - через Исход из Египта - Еврейский народ, через который мир прийдет к состоянию Божественного Царства на земле, т. е. к той цели, ради которой мир существует. И при споре в Талмуде одни Мудрецы моментом Сотворения считают создание материального мира в месяце Тишрей, а другие - создание второй компоненты, дающей возможность использовать мир по назначению, а это произошло в Нисане. В свяхи с этим в Евврейском календаре есть два основных новых года. При этом в Тишрей - " начало года" для счета годов (от Сотворения Мира), а в Нисане начало года для счета месяцев: т.е. первым месяцев всегда считается Нисан, вторым - Ияр, а Тишрей всегда считается седьмым месяцем. С Тишрей считаются также Седьмые и Юбилейные (пятидесятые) года, а с Нисана считают все, что связано с месяцами и с соответствующей луне структурой Еврейского календаря, в частности, с Шалош Регалим - тремя праздниками поломничества в Иерушалаим: Песах, Шавуот и Суккот, рассказывающими нам о последовательных стадиях выхода из Египта (Шавуот - а Даровании Торы, Суккот - о переходе к ощущению прямой власти Бога).

Иврит Торы - святой язык и слова в нем связаны также, как связаны между собой сущности, ими обозначаемые.

В Тишрей - Рош hа-Шана - начало года.

В Нисане - Рош hа-Ходашим - начало месяцев.

"Шана"="год" связан с корнем "яшан"="старый", "шина"=""повторение", "шинуй"="некоторое изменение в соответствии с предыдущим".

"Ходеш"="месяц" связан с корнем "хадаш" = "новый".

Годовой цикл, начинающийся в Рош hа-Шана, есть повторение, хотя и с некоторыми вариациями, того, что было и раньше. Цикл месяцев и праздников, начинающийся с Нисана и Песаха, каждый раз приносит для соблюдающих его нечто новое.

Почему так? Потому что в Рош hа-Шана мы прежде всего всматриваемся и черпаем силы из того, что было - из Сотворения Мира и Адама, Первого Человека, и из истории с ним. Что же касается Исхода из Египта, то это было лишь закладыванием функции Евреев в мире, которую Мудрецы обозначают как "исправление мира под властью Бога" (молитва "Алейну"). И эта функция, как легко видеть, взглянув на мир, еще не выполнена. (т.е. Мошиах, Мессия, еще не пришел) и поэтому каждое движение к этрой цели несет в себе нечто принципиально новое, и для каждой участвующей в нем души, и для мира в целом.

Поэтому счет евреями месяцев от Нисана есть не просто календарный порядок, но прямая заповедь Торы (Исход 12:2): "Месяц этот (т.е. Нисан, месяц Исхода) есть для вас начало месяцев...". Как указывает РаШИ в самых первых словах своего комментария к Торе, заповедь счета месяцев от Нисана является первой заповедью, данной всему народу Израиля (предыдущие заповеди давались отдельным лицам: Адаму, Ною, Аврааму и т.д.) Все аспекты своей жизни мы должны отсчитывать от той функции, ради которой наш народ был создан в этом мире.

10. Дополнение: детали вычисления календаря. Виды годов

В еврейском календаре понятие "молед" является аналогичным понятию астрономического новолуния, но несколько отличающимися от него. Промежуток времени от одного моледа до другого по оределению принимается равным 29 дней 12 часов 44 минуты 1 хелек (хелек= 1/18 мин.).

Для оределения продолжительности всех месяцев в году достаточно определить, в какой день будет следующий Новый год; при этом всегда известно из 19-летнего цикла, високосный ли данный год, и выбор приходится делать из трех вариантов: для простого года его продолжительность может составлять 353,354 или 355 дней, а для високосного 383,384 или 385 дней. Если в году 353 или 383 дня, то Хешван и Кислев оба неполные; если 354 или 384 дня, Хешван неполный а Кислев полный; и если 355 или 385 дней, Хешван и Кислев оба полные.

Существуют следующие четыре правила, позволяющих определить, на какой день приходится очередной Новый год - Рош hа-Шана.

1. Новый год должен начинаться не раньше молада - так же как и любой другой месяц (но он может начинаться на день или два после молада).

2. Новый год не должен приходиться на воскресенье, среду или пятницу. Если бы год начинался в среду или в пятницу, то Йом Киппур был бы соответственно в пятницу или в воскресенье, т.е. в день, соседний с Субботой. В результате получилось бы два дня подряд, когда запрещена всякая работа, включая приготовление пищи - а такой порядок жизни признан Мудрецами слишком тяжелым для общины. Если же год начинался бы в воскресенье, то hошана-Раба (седьмой день праздника Суккот) пришелся бы на Субботу. Поскольку в Суккот мир судится на очередной год по поводу воды - т.е. основы жизни - и в последний, седьмой день, суд заканчивается, то в день hошана-Раба установлены специальные процедуры с ветвями ивы. Если hошана-Раба прийдется на Субботу, то эти процедуры должны были бы быть отменены, для того чтобы этого не произошло, Рош hа-Шана не устанавливают на воскресение.

3. Новый год должен быть установлен так, чтобы на следующий год так же можно было выполнить два предыдущих требования. Можно легко математически показать, что больше, чем на год вперед, заглядывать не нужно. Более того, требование "заглядывания на еще один год вперед" существенно только в том случае, когда из соображений первых двух требований Новый год может придтись на вторник или четверг, причем год простой. В этом случае, если мы выберем вторник, то следующий год сможет начаться только в Субботу исходя из второго требования,но иногда это может противоречить первому требованию. В таких случаях начало данного года устанавливают не на вторник, а на четверг.

4. Если первым трем требованиям удовлетворяют два дня (нетрудно видеть, что больше двух быть не может), то выбирается, естественно, более ранний из них. Таким образом всегда найдется ровно один день, удовлетворяющий всем четырем требованиям.

Согласно закону, вычисление календаря может производиться только специальным судом из признанных всеми Мудрецов, выдающихся в своем поколении. Суть же вычисления современного Еврейского календаря, заповедного нам Санhедрином Рабби Гилеля II. сводится к следующему.

Исходя из известного времени молада, относящегося к данному Новому году, прибавляя к нему умноженный на 12 (или на 13, т.к. мы заранее знаем дожен ли год быть високосным) промежуток между двумя моладами, получаем день и время молада для следующего Нового года. Затем, исходя из описанного выше четырех правил, устанавливаем дату Нового года, после чего, исходя из полученной длительности года, определяем длительность Хешвана и Кислева и устанавливаем начала всех месяцев.

Перечислением нетрудно установить, что существует всего 14 типов годов, где внутри каждого типа годы не различаются по длине и распределению месяцев, и по дням недели, на которые приходятся все их дни. Принята система обозначения, при которой каждый тип года обозначается тремя буквами, из которых первая обозначает день недели, на которой пришелся Новый год, вторая - длительность года (Хешвана и Кислева) ("хет" - "хасера" - неполный - 353 или 383 дня, "каф" - "кисдрав" нормальный - 354 или 384 дня, "шин" - "шлема" - полный - 355 или 385 дней) ; третья - день недели, на который пришлось первое Нисана.

Зная тип данного года можно определить все его данные: дни недели, на которые приходятся различные даты и праздники, число Суббот, отрывки из Торы и Пророков, чтение которых приходится на тот или другой день и т.д. Поэтому "компактные таблицы" собственно еврейского календаря могли бы быть построены так: сначала приводится 14 календарных таблиц на 14 типов годов, а затем указывется последовательность, какой год от Сотворения Мира принадлежит к какому типу. Последовательность эта, как мы уже говорили, будет непериодической.

Единственным элементом, различающимся у различных годов одного типа, будут дни, на которые приходятся ткуфот - т.е. место данного календарного года по отношению к солнечному году. Поскольку обычные еврейские календари предназначены также и для того, чтобы переводить различные даты в даты гражданского солнечного года, то реально календарь делают отдельно на каждый год.

 


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Каковы основные принципы календаря?



КВ-2. Какие параметры в еврейском календаре сегодня изменяются, как и для ченго?



КВ-3. Каков сегодня статус Шмиты и Йовеля?



КВ-4.. Обсудите доводы за и против продажи земли нееврею в Шмиту?



КВ-5. В каких аспектах евреи подобны Луне?



КВ-6. Что общего и в что отлично у нового года в Нисане и нового года в Тишрее?