МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курса "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Лекция 3.Суббота

1. Происхождение названия
2. Основные идеи
3.Заповеди и традиции Субботы
3.1. hадлакат нерот - зажигание свечей
3.2. Кабалат Шаббат
3.3. Благословение детей
3.4. Кидуш - благословение над вином
3.5. "Нетилат ядаим" - "омовение рук"
3.6. "hа-моци" - "благословение над хлебом"
3.7. "Онег Шаббат" и трапезы
3.8. hавдала
4. Философия Субботы
4.1. Суббота как общечеловеческий фактор
4.2. Суббота как царица и невеста
4.3. Дополнительная душа
4.4. Каббалат Шаббат
4.5. Суббота и Страна Израиля
Список контрольных вопросов

Мы предполагаем, что до чтения этой и следующих лекций этого курса вы изучили соответствующие лекции в курсе "Основные идеи еврейских праздников".

Эта лекция является продолжением Лекции 2. Суббота.

1.Происхождение названия

Впервые о Субботе упоминается при описании Сотворения Мира:

И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ (Бытие, 2:2)

Само слово "Шаббат" соответственно производят от слова "лишбот" ("прекращать работу"), которое использовано в этом стихе.

Вот что говорит комментарий Сончино:

почил Иврит: шават ("отстранился") от процесса Творения.

Иными словами, слово "шават" означает покоился, но никак не отдых.

Это не значит, что Суббота не имеет социального значения отдыха от работы; но все же первичное, исходное значение этого термина есть "покой", а не "отдых".

Контрольные вопросы

КВ-1. Какие различные выводы следуют или могли бы следовать из различных возможных переводов слова "шабат" – как "отдых" или как "покой"?

2.Основные идеи

Прочитайте отрывок из статьи П.Полонского "Суббота – праздник Сотворения Мира":

Можно выделить три основных аспекта Субботы:

Во-первых, это признание нами того, что Бог сотворил мир в шесть дней и покоился в седьмой, т. е. что мир не "взялся сам по себе", но был сотворен, и, значит, мир имеет цель и смысл, и также имеет смысл жизнь в нем. (Вообще говоря, цель существования какой-либо вещи может быть только вне нее. Если кроме этого мира ничего нет, то существование этого мира, человечества и человека не может иметь цели и смысла). Аспект Субботы как праздника Сотворения и осмысленности мира отмечается вечерним Кидушем (освящением трапезы над бокалом вина), в котором читается отрывок о Сотворении Мира, и этой теме посвящена также Субботняя вечерняя молитва.

Во-вторых, Суббота — знак завета (т. е. символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе (Исход 31:13): "Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас". Говорится в Субботних молитвах: "и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал". В Первую Субботу — дарованием покоя и отдохновением — завершено было Сотворение материального мира, а Синайским откровением, которое тоже произошло в Субботу, было окончено сотворение мира духовного. Таким образом. Суббота — это соединение материального с духовным, формальных действий с духовным содержанием, "соблюдай" с "помни".

Адаму, первому человеку, Бог поручил привести мир к святости, но тот не справился с Божественным поручением. Через Ноаха (Ноя) дал Бог возможность человечеству исправить ошибку, но и тут человечество пришло лишь к строительству Вавилонской башни и, вследствие этого, к рассеянию. В конце концов. Бог избрал Авраама и задача "привести мир к святости" была возложена на евреев; поэтому Суббота дарована Богом именно народу Израиля, она символ его задачи, потому что это "приведение мира к святости" и есть "присоединение материального к духовному". Этот второй аспект Субботы празднуется утренним кидушем. Синайскому откровению посвящена также утренняя Субботняя молитва.

В-третьих, Суббота есть знак нашего выхода из Египта и освобождения от Египетского рабства, свободного отдыха в противоположность состоянию рабства (Второзаконие 5:13): "Не делай никакой работы ни ты, ни раб твой,.. чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты, и помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцей простертою, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, установить День Субботний".

Теперь прочитайте отрывок из статьи д-ра М.Гликсона "О Шаббат" :

...становится Шаббат символом и гарантией всеобщего равенства: "Чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты" (Дварим, 5,14). Эти слова перекликаются с тем, что сказано об обязанности любить ближнего как самого себя. Шаббат нашей Торы является живым и вечным свидетельством нравственного фундамента иудаизма. Шаббат символизирует благо этических норм, справедливости и милосердия. Тот, кто охраняет Шаббат от нарушения, "оберегает руку свою, чтобы не совершить никакого зла" (Йешаягу, 56,2). Шаббат - не только "вечный союз" между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета "приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем... ибо дом Мой домом молитвы будет наречен для всех народов" (там же, 56,7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определенной мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.

Старания христианской церкви затушевать первоначальный еврейский смысл Шаббат путем перенесения ее на другой день и объявления этого дня днем воскресения Иисуса ничего не изменили. Глубоко гуманная природа Шаббат сохранилась во всех ее перевоплощениях, пока, в конце концов, не нашла свое отражение в современном законодательстве в виде обязательного еженедельного выходного дня. Можно без преувеличения сказать, что идея Шаббат стала фундаментом социальных законов народов и Старого, и Нового Света.

...Этот необычный синтез духовно-религиозного и гуманно-социального начал, воплощенных в Шаббат, раскрывается и в другом творении еврейского духа (также с самого начала связанном со святостью Шаббат) - в изучении Торы. День субботний - день покоя и отдохновения для богатого и для бедного - лучшее, наиболее естественное время для концентрации духовных сил, для "добавочной души" и, само собой разумеется, для изучения Торы.

Ведь изучение Торы, как и Шаббат, имеет четка выраженный "социальный" аспект, ибо основано на принципе абсолютного равенства, когда нет преимущества богатого перед убогим. Это касается и обязательного еженедельного чтения соответствующей главы из Торы в молитвенных собраниях, и идеи перевода этой главы на разговорный язык, и обязательности перевода.

Изучение Торы по субботам, конечно, не исчерпывалось одной лишь субботней главой. Оно как бы вплеталось в общий контекст Шаббат, став ее неразрывной частью. По принципу: "Половина - ваша, а половина - Богова" - народ сотворил из духа первоначального произведения, из древней почитаемой традиции удивительную ткань жизни, "субботнюю ткань", и выткал на ней любимые и своеобразные жизненные полотна, которые стали как бы щитом в борьбе с опасностями в долгие годы мрака.

Шаббат стала источником жизни для народа Израилева и для еврейского национального сознания, источником блага и утешения для угнетенного и преследуемого народа. Она явилась в качестве ангела-спасителя для бедного "принца", который всю неделю живет в унижении и рабстве, но на седьмой день "царица Шаббат" возвращает ему его честь - честь царствования в мире духа. Одновременно с субботними свечами вспыхивает священное пламя в сердце раба, пламя, которое светит ровным светом покоя и радости, завета и "дополнительной души". Ангелы мира спускаются на шатры Яакова, благословляя и освящая их. Вся еврейская действительность преображается и становится иной с приходом субботнего вечера. "Черна я - и красива..." (Песнь песней", 1,5), и - разъясняет Мидраш: "Черна я - всю неделю, и красива - в Шаббат". И еще: "И благословил Господь день седьмой и освятил его" (Брэйшит, 2,3), "Благословил и освятил" - светом лица человеческого, ибо лицо человека светит в Шаббат особым светом, совсем иным, чем в будний день.

Контрольные вопросы

КВ-2. Каким образом и в чем национальное в праздновании Субботы становится общемировым?

3.Заповеди и традиции Субботы

3.1. hадлакат нерот - зажигание свечей

Первым актом творения, принесшим в мир упорядоченность, было сотворение света. И потому, завершив деятельную неделю, мы отмечаем ярким светом приход дня отдыха – зажигаем субботние свечи. Свет субботних свечей символизирует радость и красоту Шаббата ("онег шаббат") и мир и покой ("шлом байт") пришедший с Шаббатом в дом.

Кто зажигает свечи?

"Как мужчины, так и женщины должны зажигать свечу у себя дома" / Шульхан арух, Орах хаим 263 :2/.По традиции, свечи зажигает хозяйка дома.

Когда мы зажигаем свечи?

Свечи должны быть зажжены за восемнадцать минут до захода солнца. Таким образом, переход к ритму Шаббата устанавливается еще до его начала. Постарайтесь выбрать такие свечи, чтобы они горели в течение всего субботнего ужина.

Светом субботних свечей нельзя пользоваться, поэтому прежде, чем зажечь свечи, следует включить электрический свет.

Как это делается?

Свечи должны находиться поблизости от праздничного стола. Они подчеркивают мирную обстановку в доме и очарование субботней трапезы ("сеудат –Шаббат").

Две зажженные свечи символизируют два понятия заповеди о субботе: "шамор" –"соблюдай" и "захор" - "помни". Поэтому зажигают не менее двух свечей, но их может быть больше: многие зажигают дополнительные свечи по числу членов семьи.

Зажгите свечи., приложите ладони к глазам и прочтите браху (благословение).

"Барух ата Адонай Элоhейну Мелех hа-олам ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер шель шаббат".

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями своими и повелел нам зажигать субботнюю свечу!

К этому благословению можно добавить вашу личную молитву.

3.2. Кабалат Шаббат

После зажигания свечей принято молиться в синагогах праздничную молитву "Кабалат Шаббат", которая сопровождается разными псалмами и пиютами. Широко распространен "Субботний гимн" "Леха доди", прославляется тема Субботы-невесты.

Об этом образе смотрите далее .

3.3. Благословение детей

В иудаизме родительское благословение считается жизненно важным. С древних времен родители благословляют детей в Шаббат, после возвращения из синагоги. Руки отца, возложены на голову ребенка, символизируют связь поколений и подчеркивают взаимную любовь и уважение, скрепляющее духовные узы между родителями и детьми.

3.4. Кидуш - благословение над вином

Накрыт субботний стол. Горят свечи. В доме покой и уют. В семье праздничное настроение. Наступило время кидуша, начала субботней трапезы.

"Кидуш" - "освящение" - это благодарственное благословение за освященные и дарованные Богом дни субботы и праздников. Его совершают над бокалом вина.

В тексте кидуша устанавливается связь между универсальными и частными проявлениями Божественного участия в истории:

Кто читает киддуш?

Как правило, киддуш от имени всех, кто собрался за столом, читает хозяин дома. Если у вас в гостях другая семья, то кто-нибудь из них может захотеть произнести киддуш, но достаточно также, если все присутствующие отвечают "амен" на киддуш читаемый хозяином дома.

В зависимости от принятой вами традиции, во время киддуша можно стоять, а можно и сидеть. Сидящие считают, что таким образом подчеркивают обособленность, отдельность собравшихся на Шаббат. Те, кто стоит во время киддуша, хотят подчеркнуть особый характер церемонии и свое уважение к ней. Есть и такие, кто стоит во время чтения киддуша, но садится, когда пьют вино в ходе обряда.

Почему именно вино?

Киддуш есть освящение Шаббата, а не вина, поэтому если нет вина или виноградного сока, можно воспользоваться даже халами /см. ниже/,тогда следует заменить в тексте благословения слова "боре при ха-гафен" на "ха-моци лехем мин ха-арец".

3.5. "Нетилат ядаим" - "омовение рук"

Почему мы совершаем омовение рук?

После киддуша и перед благословением над халами /субботним хлебом/ принято мыть руки. И это не только гигиеническая процедура. Прежде всего, это символическое очищение, предшествующее началу трапезы. Эта символика станет понятна, если принять во внимание, что субботний стол уподобляется алтарю в древнем Иерусалимском Храме.

3.6. "hа-моци" - "благословение над хлебом"

Почему не одна, а две халы?

В Торе рассказывается, что во время странствия сынов Израиля по пустыне Бог послал им для пропитания ман /манну/, "хлеб с неба", "мелкий, круповидный, как иней на земле".Манна появлялась каждое утро, кроме субботы. Зато в пятницу манна выпадала в двойном количестве. Об этом добавочном количестве манны напоминает вторая хала.

Почему мы накрываем халы салфеткой, произнося киддуш?

Хлеб- символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому, установлен обычай перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб".

Почему мы обмакиваем халу в соль?

Соль напоминает нам о жертвенном мясе, которое использовалось в древнем Храме. Хлеб т соль у всех народов также символ достатка. Но евреям горечь соли напоминает о горькой потери – о разрушении Храма и потери еврейской независимости.

3.7. "Онег Шаббат" и трапезы

После "Амоци" начинается субботняя трапеза, во время которой принято петь, рассказывать "истории" из Торы, разговаривать – вместе, всей семьей.

Праздничных трапез в Субботу три, а завершает Субботу, уже после Гавдалы, четвертая трапеза – Мелаве Малка, проводы Субботы.

Сидеть вместе, всей семьей, вместе с гостями, разговаривать, делиться интересным, изучать вместе Тору, - продолжают и после трапез . И все это называется "Онег Шаббат" ( "Субботнее наслаждение" ).

3.8. hавдала

Шаббат приходит к концу...Необходимо каким-то образом отметить переход к обычному, повседневному существованию.Для этого нужен обряд hавдала.

Слово "hавдала" в буквальном переводе обозначает "разделение, отделение".

Разделение между Субботой и остальными днями недели, между Израилем и остальными народами, между светом и тьмой.

Для hавдалы необходимы две переплетенные свечи, благовония и вино, на которые говорят благословения.

4. Философия Субботы

4.1. Суббота как общечеловеческий фактор

Прочитайте статью д-ра М.Гликсона "О Шаббат"

...Так становится Шаббат символом и гарантией всеобщего равенства: "Чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты" (Дварим, 5,14). Эти слова перекликаются с тем, что сказано об обязанности любить ближнего как самого себя. Шаббат нашей Торы является живым и вечным свидетельством нравственного фундамента иудаизма. Шаббат символизирует благо этических норм, справедливости и милосердия. Тот, кто охраняет Шаббат от нарушения, "оберегает руку свою, чтобы не совершить никакого зла" (Йешаягу, 56,2). Шаббат - не только "вечный союз" между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета "приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем... ибо дом Мой домом молитвы будет наречен для всех народов" (там же, 56,7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определенной мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.

Теперь сравните предыдущее мнение с мнением Германа Коэна в статье "Религия разума" и ответьте на контрольный вопрос.

"...чтобы раб твой и служанка могли отдохнуть как ты сам". Последние слова – "как ты сам"- встречаются также и в заповеди о любви к ближнему. Нет никаких сомнений в том , что отличительная особенность Шаббата - равенство всех людей , независимо от различий в их общественном положении.

Шаббат стирает те различия между людьми, которые являются результатами их труда. Даже чернорабочий – сам себе хозяин во время Шаббата. Благодаря еженедельноьу отдыху в определенный день чернорабочий становится ровней своему хозяину. Шаббат – не имеющее аналогий решение, защищающее еврейские массы. На протяжении средних веков они , по сути дела, жили, как рабы, и даже сегодня это положение в какой-то мере сохраняется . Однако требуется только зажечь субботнюю свечу – и вот уж еврей из гетто забывает обо всех своих повседневных заботах и трудностях, избавляется от своего позорного рабства и унижения. Каждый седьмой день Шаббат приносит ему в его нищ0ий дом не только Божью любовь, но и человеческие права.

Контрольные вопросы

КВ-3. Каким образом Шаббат влияет на человечество и какие социально-общественные аспекты он при этом затрагивает?

4.2. Суббота как царица и невеста

Познакомьтесь с выдержкой из статьи Х.-Н. Бялика "Творение Шаббат" и обратите внимание на объяснение ее идеи в статье А.-Й.Хешеля "Шаббат и его значение для современного человека"

Народу Израилеву принадлежит великолепное, единственное в своем роде творение - день священный и возвышенный, "Царица Шаббат". В воображении народа она обрела все черты живого существа, во плоти и крови, в совершенстве красоты и блеска. Шаббат привнесена Создателем в этот мир по окончанию шести дней творения - чтобы, как говорят наши мудрецы ,"хупа (брачный балдахин), расцвеченная и разукрашенная, не осталась без невесты". Шаббат была прекраснейшим из украшений в сокровищницах Святого (да будет благословенно имя Его), пока Он не нашел ей достойного супруга в лице Израиля.

По другому народному преданию, она сидит, как принцесса, как "невеста, обрамленная подружками", в последнем из семи райских чертогов, а шесть ее служанок, шесть будних дней, служат ей. Когда она входит в город, все двери отворяются ей навстречу, и в каждой двери приветствуют ее радостно: "Войди, невеста, войди невеста, царица Шаббат", праведники же выходят в поля, чтобы приветствовать ее.

(Х.-Н.Бялик "Творение Шаббат")

Представление Шаббата в виде царицы или невесты не вело к созданию ментального образа, чего-то такого, что можно нарисовать в своем воображении. Иначе говоря, наш разум не рисует никакой картины, соответствующей этой метафоре. Сей образ не обрел даже форму четкой концепции, позволяющей делать логические выводы, и не возвысился до уровня догмы, объекта веры. Тот же самый рабби Ханина, который встречал Субботу как прекрасную царицу, сравнил однажды этот день с царем.

Нельзя утверждать, что мудрецы пытались персонифицировать Шаббат, выразить словами те образы, которые рождал их разум, - это было бы явным упрощением. Между персонификацией единицы времени и ее представлением в виде царицы или невесты такая же огромная разница, как между попыткой сосчитать всех живых существ и их суммарной характеристикой с помощью термина "вселенная". Мудрецы не верили, что седьмой день наделен какими-то человеческими свойствами, например, фигурой или лицом; их идеи не были результатом визуальной или словесной иконографии. Они редко шли дальше трепетного отношения к одному лишь определению "царица" или "невеста", причем вовсе не из-за нехватки воображения, а потому что те идеи, которые они стремились выразить, были куда значительнее и шире картины, которую могли нарисовать разум и описать уста.

Представление Шаббата в виде царицы или невесты - это не персонификация, а словесная иллюстрация одного из Б-жественных качеств - потребности Творца в человеческой любви; в ней показана не суть Бога, а Его присутствие, Его отношение к человеку.

Образ Субботы-невесты был любовно сохранен еврейским народом. Эта тема звучит в субботнем гимне "Леха доди", который поют в синагогах. Даже освящение Шаббата над бокалом вина тесно связано с этим образом: брачная церемония совершается с вином, а Суббота - это "невеста, вступающая под хупу". Неслучайно по окончании Шаббата мы проводим дополнительную трапезу под названием "проводы царицы".

( А.-Й.Хешель "Шаббат и его значение для современного человека

Контрольные вопросы

КВ-4. Если наши мудрецы не пытались персонифицировать Шаббат, то почему же был дан ей образ невесты?

4.3. Дополнительная душа

Познакомьтесь с выдержкой из статьи А.-Й.Хешеля "Шаббат и его значение для современного человека"

С человеком действительно происходит что-то особенное в Субботний день. Говорил рабби Шимон бен Лакиш: "Перед Шаббатом Г-сподь дает нам "нешама йетера", а когда Шаббат кончается, забирает ее".

"Нешама йетера" - это дополнительный дух или, как часто переводят это словосочетание, дополнительная душа. Попытаемся точнее определить его значение.

Некоторые мыслители считают, что "нешама йетера" представляет собой образное выражение, означающее более высокий уровень духовности, чувство легкости и комфорта. Другие полагают, что в седьмой день человек действительно получает вторую душу, что в него как будто вселяется некая духовная субстанция. "В этот день человеку дается дополнительная, внеземная душа, - говорится в книге "Зоhар", - абсолютно совершенная, по образцу Мира грядущего". Как будто "дух святости опускается на человека и украшает его короной, наподобие короны ангелов"; каждый человек получает свою корону - по его личным достоинствам". Именно ради духовной цели, продолжает "Зоhар", внеземные души покидают свою небесную обитель и вселяются на один день в смертных людей. На исходе каждого Шаббата эти души возвращаются на небеса, собираются перед Святым Царем, и Он спрашивает их: "Какую новую мудрость Торы вы постигли, находясь в нижнем мире?" Счастлива та душа, которая может рассказать в присутствии Бога о духовных достижениях человека, которого она посетила в седьмой день. И наоборот, как неловко чувствует себя та душа, которая, находясь перед Богом, понуро молчит, ибо ей нечего рассказать.

Традиция утверждает, что свет, созданный в самом начале Творения, отличался от света Солнца, Луны и звезд. Свет первого дня был таким мощным, что человек мог при нем охватить одним взглядом весь мир от края до края. Но поскольку человек оказался недостоин блаженствовать в этом свете, Бог скрыл его. Однако в Мире грядущем он вновь откроется праведникам во всем своем первозданном величии. Частички этого света и сегодня посещают праведных людей, творящих добрые дела. Это происходит в седьмой день; отблески того великого света и называются дополнительной душой.

Раши, известнейший толкователь Торы, живший в XI веке, дает психологическое объяснение этому явлению. По его мнению, речь идет о "повышенной восприимчивости души к покою, радости; это особое удовольствие от еды и полное отсутствие какого бы то ни было отвращения". Более метафизическую трактовку предлагает Ибн-Эзра, современник Раши. Он утверждает, что в седьмой день происходит заметное усиление интеллектуальных способностей души. Известный комментатор Торы, врач и автор философских трудов рабби Овадья Сфорно (1475-1550 г.г.) охарактеризовал "дополнительную душу" как особую способность человека достигать того уровня, о котором Творец говорил в книге "Берешит": "Давайте сделаем человека по нашему образу и нашему подобию".

Контрольные вопросы

КВ-5. Чем отличается мнение Раши от мнения Ибн-Эзры?

КВ-6. В чем особенность объяснения книги Зоhар от всех остальных мнений?

4.4. Каббалат Шаббат

А.-Й.Хешель "Шаббат и его значение для современного человека"

Пятничная вечерняя молитва называется "каббалат Шаббат". Что означает это выражение? Под словом "каббала" обычно имеется в виду принятие на себя какого-то обязательства. В этом значении оно подразумевает строгость и сдержанность. Но в глагольной форме "каббала" означает также - получать, встречать, приветствовать (см.трактат "Пиркей авот" 1:15, 3:12). В первом значении слово "каббала" относится к закону; во втором - к человеку. Но каков его смысл, когда речь идет о Шаббате?

Как уже отмечалось, в средневековых источниках слова "каббалат Шаббат" применялись исключительно в первом значении - как принятие на себя обязанности отдыхать, прекратить будничную работу. Есть, однако, свидетельства, что в еще более ранние эпохи данное выражение употреблялось в значении встречать, приветствовать Субботу. Какое же из двух значений мы вкладываем в это привычное словосочетание - "каббалат Шаббат"?

Ответ прост: и то, и другое. Выражение "каббалат Шаббат" содержит в себе как юридический, так и духовный аспекты, неотделимые друг от друга. Особый характер Субботы отражен именно в этом двойном значении "каббалат Шаббат", требующем от нас принять на себя субботние законы и приветствовать само присутствие этого дня. Короче, Суббота представляется нам в двух лицах: строгой царицы и желанной невесты.

Контрольные вопросы

КВ-7. В статье приводятся 2 значения Кабалат Шаббат.Какое из них используется в наши дни, и почему?

4.5. Суббота и Страна Израиля

Познакомьтесь со мнением Х.-Н. Бялика ("Книга Бялика")

...На самом деле нигде в диаспоре не может Шаббат быть столь желанной и красивой, как на земле Израиля, и именно поэтому даже малейшее ее осквернение здесь, на этой земле, видится нам как тягчайшее нарушение, и возмущает нас чрезвычайно. Я усматриваю в этом хороший признак. Ведь это значит, что у нас обострилось здесь "чувство Шаббат", и его задевает даже малейшее нарушение. Будем же верить и надеяться, что с оздоровлением всего нашего национального организма восстанут и его духовные чувства, и он сможет четко различать между обыденным и священным, и Шаббат вернется на свое, подобающее ей, место во всем своем блеске и великолепии.

Контрольные вопросы

КВ-8. Почему, на ваш взгляд, именно в Стране Израиля "обостряется "чувство Шаббат" ?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Какие различные выводы следуют или могли бы следовать из различных возможных переводов слова "шабат" – как "отдых" или как "покой"?



КВ-2. Каким образом и в чем национальное в праздновании Субботы становится общемировым?



КВ-3. Каким образом Шаббат влияет на человечество и какие социально-общественные аспекты он при этом затрагивает?



КВ-4. Если наши мудрецы не пытались персонифицировать Шаббат, то почему же был дан ей образ невесты?



КВ-5. Чем отличается мнение Раши от мнения Ибн-Эзры?



КВ-6. В чем особенность объяснения книги Зоhар от всех остальных мнений?



КВ-7. В статье приводятся 2 значения Кабалат Шаббат.Какое из них используется в наши дни, и почему?



КВ-8. Почему, на ваш взгляд, именно в Стране Израиля "обостряется "чувство Шаббат" ?