МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций "Основные идеи еврейских праздников"для "продвинутых"

Лекция 7. Рош hа-Шана.

  1. Источники праздника
  2. Основные идеи праздника.
  3. Среди других праздников.
  4. Основные заповеди и традиции праздника.
    1. Два дня Рош hа-Шана
    2. Первый вечер Рош hа-Шана
    3. Когда трубят в шофар
    4. Молитвы о милосердии
    5. Ташлих
  5. Философские идеи праздника
    1. Летоисчисление.
    2. Основные принципы Рош hа-Шана
    3. Евреи и свет.
    4. Раскаяние
    5. "Весть шофара"

1.Источники праздника.

Познакомьтесь со статьей П.Полонского "Рош hа-Шана в еврейской традиции":
Рош hа-Шана - начало еврейского года, празднуется 1 и 2 Тишри. С Рош hа-Шана начинается десятидневный период - йамим нораим - "дни трепета", который завершается Йом Кипуром - днем всепрощения, искупления. В Рош hа-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается - "скрепляется печатью", и таким образом определяется наша судьба на ближайший год. Мы видим год замкнутым: за весной следует лето, затем осень, зима и опять весна, и опять лето - что же следует считать началом года? Почему еврейский Новый Год празднуется именно 1 и 2 Тишри? Открывая Талмуд, мы читаем следующее: "Есть четыре Новых Года: 1 Нисана (весна) - Новый Год для Исхода Израиля из Египта и для всего, что с этим связано: для месяцев года, для праздников и для еврейских царей; 1 Элула (лето) - Новый Год для отделения десятины от скота (т. к. основное время размножения животных приходится на предыдущий месяц, Ав); 1 Тишри (осень) - Новый Год для счета годов, а также для суда Создателя над всеми людьми и странами; а 15 Швата (зима) - Новый Год для деревьев".

Мы видим, что на каждый сезон приходится "начало года" в своем особом смысле. В каком же смысле является началом нового года Рош hа-Шана? Почему и как еврейская традиция связывает счет годов с Божественным судом?
Чтобы понять это, уточним, что такое "счет лет". Большинство календарей народов мира этот счет ведут от какого-то исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием некой даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира. Рош hа-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош hа-Шана - праздник Сотворения мира, символ того, что мир не является автономным и вечным конгломератом звезд и планет, не имеющим общего смысла и цели, хаосом, в котором и наша жизнь бесцельна. Мир сотворен Божественной волей и провидением; все в нем имеет смысл и цель, и в том числе - вся наша жизнь в целом и каждое наше действие в отдельности. И мы ответственны перед Богом, который дал нам возможность жить и существовать. Поэтому этот день, Рош hа-Шана, праздник Сотворения мира, является также днем Божественного суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира. Разберем теперь этот вопрос подробнее.

Тора говорит нам, что мир был создан за шесть дней, в седьмой день Бог отдыхал, и в память об этом покое празднуется Суббота.

Какому из шести дней Сотворения мира соответствует Рош hа-Шана, начало года? Оказывается, вовсе не Первому дню, в который были сотворены небо и земля, а Шестому дню, в который был создан человек. В этот день Сотворение было завершено, мир был запущен, и начался первый год его существования.

Контрольные вопросы

КВ-1. Почему именно праздник Сотворения Мира является днем Божественного Суда?

2. Основные идеи праздника.

Прочитайте продолжение предыдущей статьи:
Что же значит, в связи со всем сказанным, праздновать Рош hа-Шана, праздновать день Божественного суда? Это значит стремиться приблизиться к той цели, которую Бог поставил перед человеком, когда Он создал его в Своем образе и подобии и когда Он вдохнул в него часть Себя. Эту цель трудно однозначно сформулировать, но можно сказать, что она состоит в некоем "внесении Божественного света в мир".

Это "внесение света" включает в себя правильную жизнь и соблюдение Божественных заповедей как в отношениях "между человеком и Богом", так и в отношениях "между человеком и человеком". Рош hа-Шана - время оценки нашей жизни. В своей жизни человек делает много неправильного и злого. Как ему перейти к более правильной жизни, можно ли исправить то многое, что уже сделано не так?

Еврейский религиозный взгляд на мир дает человеку надежду на возможность исправления. Рабби Нахман из Брацлава, да будет память праведника благословенна, говорит: "Всевышний Пресвятой устроил мир так, что Он проникает во все в этом мире, и Он специально уменьшил и редуцировал Свой Бесконечный свет, чтобы лучи его могли проникать во все, что существует в мире, даже в самое черное (не нарушая при этом существующего миропорядка). В какой бы ситуации человек ни находился и как бы далеко он (как ему, может быть, кажется) ни ушел от Бога, этот человек всегда может, в соответствии с его часом и положением, опираясь на Божественное присутствие всюду в мире, найти с помощью Торы путь к тшуве (раскаянию) и к возвращению к Богу; поэтому отчаянию нет места в этом мире, ибо никакая ситуация не является безнадежной и дорога к исправлению, возможно, весьма трудная, существует всегда" ("Мешиват нафеш" 121-122). Процесс исправления называется "тшува" - "возвращение к Богу", "раскаяние". Рош hа-Шана - время, особенно благоприятное для тшувы. Таким образом, тшува - центральный момент в праздновании Рош hа-Шана. Изучим поэтому, что есть тшува, каковы ее законы и в чем ее сила.

Контрольные вопросы

КВ-2.Для чего нужна в Мире тшува и как она связана с Рош hа-Шана?

3.Среди других праздников

.

Прочитайте три следующие статьи П. Полонского:
1) Противопоставление между Рош hа-Шана и Йом Кипуром Хотя многим представляется, что в смысле раскаяния в своих грехах Рош hа-Шана и Йом Кипур это почти одно и то же, и что Йом Кипур лишь продолжает и развивает идеи "тшувы" Рош hа-Шана - на самом деле, это не вполне так. Между Рош hа-Шана и Йом Кипуром есть не только "продолжение", но и "противопоставление", конфликт. И это конфликт между "раскаянием" ("тшува"), категорией Рош hа-Шана, и "искуплением" ("капара"), категорией Йом Кипура. (П.Полонский "Конфликт "раскаяния" и "искупления")
2) Две группы праздников в еврейской традиции Рош hа-Шана - это единственный из праздников, который выпадает на первое число еврейского лунного месяца. Обычно все празники тяготеют больше к середине месяца, к полнолунию, а Рош hа-Шана - единственный, который выпадает на новолуние. Отмечая этот момент, еврейская традиция указывает, что у нас есть как бы две группы праздников. Одна группа - это празники национально-исторические, Песах, Шавуот и Суккот; другая - праздники "космические", общечеловеческого характера, идущие от Адама, а не от Исхода из Египта, идущие от рождения человечества, а не от возникновения еврейского народа, и это Рош hа-Шана и Йом Кипур. И здесь следует отметить, что празднование "поворота года" и начинается с праздника космического, а завершается историческим. Его динамика - от понимания общей цели смысла жизни человечества к осознанию собственно еврейской компоненты в деятельности по реализации этой цели.

Эти две группы праздников существенно отличаются друг от друга. Праздники Песах, Шавуот и Суккот имеют своим источником события еврейской истории - Исход из Египта, Дарование Торы, хождение по пустыне. В отличие от них, Рош hа-Шана и Йом Кипур ни к каким событиям в истории народа на привязаны, а привязаны они к творению Космоса, созданию Мира. Творение - это акт космический, а не исторический. И хотя еврейский календарь ведет счет годов от Сотворение Мира, само творение космоса - это не элемент истории, это еще праистория. Деление на праздники исторические и космические очень существенно. Исторические праздники есть праздники национальные, они часть именно еврейской истории, а не истории вообще, космические же праздники - вненациональные, общечеловеческие. В Рош hа-Шана был сотворен Мир, а не еврейский народ. Иными словами, праздники исторические посвящены еврейскому аспекту иудаизма, праздники космические - его общечеловеческому аспекту. (П.Полонский "На повороте года")

Контрольные вопросы

КВ-3.Каким образом можно разделить праздники еврейского календаря и как это различие проявляется?

3) Рош hа-Шана и Песах - два "начала еврейского года"
Еврейская традиция противопоставляет Рош hа-Шана и Песах - два "начала еврейского года".
В первый Рош hа-Шана был сотворен Адам, это день рождения для всего человечества. В первый Песах сыны Израиля вышли из Египта, и это - день рождения еврейского народа. В Рош hа-Шана празднуется начало года для всего мира, в Песах - начало года исключительно для еврейского народа.
В Рош hа-Шана мы предстаем перед Богом как часть всего человечества, "ибо в этот день все люди и все народы проходят перед Ним, и Он решает судьбу каждого". В Песах же мы подчеркиваем еврейскую обособленность, отделение евреев из среды египтян, еврейскую избранность.
Эта противоположность выражается и в датах этих праздников. Рош hа-Шана и Песах находятся как бы в "противофазе" как в отношении времен года (Рош hа-Шана осенью, а Песах весной), так и по своему положению внутри месяца": Рош hа-Шана - 1 Тишри, в начале месяца, в новолуние; а Песах - 15 Нисана, в середине месяца, в полнолуние. Еврейская традиция называет Луну символом еврейского народа (ибо также, как и еврейский народ, она то увеличивает, то уменьшает свой свет, но не исчезает совсем), и поэтому полнолуние в Песах, когда Луна видна целиком, подчеркивает "специфически еврейский" характер празднования, а новолуние в Рош hа-Шана, когда Луна почти не видна, - его "общечеловеческий характер".
( П.Полонский "Как еврей и как человек")

4. Основные заповеди и традиции праздника.

4.1. Два дня Рош hа-Шана


Рош hа-Шана празднуется как двухдневный праздник 1 и 2 Тишри, хотя Тора заповедует нам соблюдать его только 1 Тишри: "И в седьмом месяце (т. е. в месяце Тишри; счет месяцев, как говорилось уже, идет от Нисана), в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар" (Числа 29:1).
Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники "удваиваются" и празднуются два дня вместо одного, однако Рош hа-Шана празднуется два дня даже в Земле Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Санhедрина, когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца в 29-ый день элула считалось неизвестным2), увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 Тишри или 30 элула, и следует ли начинать праздник. Поэтому постановили, во избежание сомнений и нестрогого отношения к Рош hа-Шана, праздновать этот праздник всегда два дня. Эти два дня называются "Йома арихта" - "один длинный день", чтобы показать, что святость обеих половин этого "длинного дня" не сомнительна, а точно определена.
Оба дня запрещена почти всякая работа, кроме приготовления еды. Соблюдение Рош hа-Шана - это реальное действие в области тшувы, в области соблюдения Божественных заповедей, это начало перехода от слов к делу.

4. 2. Первый вечер Рош hа-Шана


Как известно, в еврейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца, как сказано в Торе о днях Творения: "и был вечер, и было утро, день один" (Бытие 1:5).3) Соответственно этому, все еврейские праздники начинаются с вечера. В первый вечер Рош hа-Шана после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное Богослужение, во время которого читаются также молитвы раскаяния и надежды на счастливый исход суда. Все поздравляют друг друга словами: "Лешана това тикатеву ветихатему" - "на будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью". Дома устраивается праздничный стол, Кидуш - освящение праздника и трапезы, которая начинается не как обычно, хлебом с солью, а хлебом с медом. Сразу же после Кидуша говорят благословение на плоды и едят яблоки, обмакивая их в мед, так же, как хлеб. После того, как съедают яблоко, произносят: "Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, чтобы дать нам хороший и сладкий год".
Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой на иврите или на языке, принятом в данной местности, ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году, например морковку, свеклу, тыкву, финики, а также голову рыбы или барана. Принято не есть орехов, так как их название на иврите связано со словом "грех".
Вообще, Рош hа-Шана - праздник Божественного Суда - является днем радости, а не скорби, ибо мы всегда надеемся на Божественное милосердие и на счастливый исход. Однако особенно веселиться не следует, и танцевать у синагоги, как, например, в праздник Симхат-Тора, не стоит.

4. 3. Когда трубят в шофар


Рош hа-Шана называется в Торе "днем трубных звуков"; момент трубления в шофар является центральным в службе.
Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош hа-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслированный с помощью электроники. Это должен быть правильно исполненный и благословленный звук настоящего шофара, сделанного из бараньего рога.
В шофар трубят в месяц элул, кроме Субботы, после утренней молитвы, в напоминание о наступающем Рош hа-Шана. В канун Рош hа-Шана не трубят. Прекращение ежеутреннего трубления также является напоминанием о завтрашнем исполнении заповеди Торы. В оба дня Рош hа-Шана трубить в шофар обязательно. Трубят так, чтобы раздавалось до 100 звуков. (Это происходит к концу утренней службы. ) Если первый день Рош hа-Шана выпадает на Субботу, то трубят только во второй день; второй день никогда не выпадает на Субботу.
Заповедь трубить в шофар имеет множество различных аспектов. Мы упомянем лишь следующие:

1. День суда соответствует дню творения и воцарения Бога как Царя завершенной вселенной, и трубление в шофар (коронационная почесть) соответствует нашему признанию Бога Верховным Царем над сотворенным Им миром, Царем, не только давшим миру "первоначальный толчок", но и продолжающим им править.

2. Шофар пробуждает человека к раскаянию, к тшуве. Маймонид писал об этом так: "Пробуждаются спящие и взбадриваются дремлющие, чтобы внимательно исследовать дела свои и оценить их, и повернуться к раскаянию, и возвратиться к Создателю, да будет Он благословен; ибо они забыли об истине и в круговороте дел своих заблудились в пустом и тщетном, которое не поможет им и не спасет их. И теперь пусть взглянут они на душу свою и внимательно посмотрят на пути свои и на поступки свои, и пусть оставит каждый из них дорогу злую и намерения недобрые, и пусть повернется к Богу и добру" (Маймонид, Законы тшувы, гл. 3).

Природа шофара такова, что в человеке, слушающем непосредственно голос шофара, углубляется Богобоязненность и стремление к Божественной истине. Как говорит об этом пророк Амос: "Когда услышит народ голос шофара, разве может он не убояться?" (Амос 3:6). Шофар не только призывает нас к тшуве, но и дает нам силы для тшувы.

3. Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар - бараний рог - напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака (кстати, этот отрывок из Торы, "Акеда"(см. ниже), читается в синагоге во время Богослужения во второй день Рош hа-Шана), и, как сказано в Мидраше, в меньший из двух рогов этого барана трубили у горы Синай, собирая народ для получения Торы, а в больший будет трубить Машиах (Мессия), собирая рассеянный Израиль со всех сторон земли. Кроме того, шофар напоминает о разрушении Храма и о многих других событиях еврейской истории.
Мы все стоим перед судом в Рош hа-Шана, как каждый человек в отдельности, так и весь народ во всех своих поколениях. Наше поколение само по себе, может быть, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: "Вспомни заслуги праотцов - Авраама, Ицхака и Яакова - и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя и ради праведного Машиаха Твоего". Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде: он пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

4. 4. Молитвы о милосердии


Сборник еврейских праздничных молитв называется махзор - дословно - "круговорот, возвращение". На каждый праздник - свой махзор. Из чего состоят праздничные молитвы? Среди них есть обычные молитвы, которые читаются и в другие дни, например, молитва "Шма, Исраэль"("Слушай,Израиль...") и молитва "Амида", текст которых лишь модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют "пиюты" - поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние две тысячи лет. В еврейской культуре никогда не было разделения на "светскую" и "религиозную" культуру: с одной стороны, религия пронизывала все стороны жизни человека вплоть до самых обыденных и бытовых; с другой стороны, вся лучшая еврейская поэзия включалась в махзоры к соответствующим праздникам, тем более, что почти все еврейские поэты прошлых веков были еще и раввинами. В такой день, как Рош hа-Шана, можно не спешить с окончанием Богослужения - ведь никого не торопят будничные дела, и можно уделить время чтению Псалмов и пиютов - еврейских классических стихов; поэтому махзор на Рош hа-Шана необычайно велик.Приведем в поэтическом переводе один из стихов утренней службы Рош hа-Шана.
"Дрожь объемлет меня, отверзая уста для излияния речей моих.
Как мне предстать перед Ним, Страшным и Величественным,
Когда я беден заслугами и потому сокрушен сердцем,
И как мне надеяться на себя, когда я лишен всякой мудрости и разума.
Просвети меня, Творец, в вечном учении Твоем
И дай мне мужества и твердости для преодоления робости моей.
Как благовонный фимиам, да будет благословенна молитва моя,
И как мед сотовый, да будут сладостны слова мои,
Искренни и нелицемерны,
Дабы обрести общине Израильской прощение и милость.
Да будут Тебе приятны возгласы мои,
И да внемлешь Ты удрученным детям, которые уподоблены
пресмыкающимся.
Как Ты, Милосердный, изначально обещал Моисею в расщелине скалы,
Так же услышь ныне мои мольбы, к которым я приступаю.
Страшась пристального взгляда Твоего, все кипит внутри меня,
Опасаясь суда Твоего, вращается во мне душа моя.
И, страшась возмездия Твоего, сердце мое содрогается,
И глаза мои заливаются потоком слез.
Но я ожидаю милости Твоей
И уповаю, что вспомнишь Ты о заслугах отцов моих
И дашь мне прощение.
О, сердце распаляется, огонь возгорается в мыслях моих,
И вся внутренность во мне волнуется,
Когда приступаю я к молениям моим".
(Перевод взят из Махзора на Рош hа-Шана с русским переводом М. Гольдштейна, Вильна, 1899, стр. 110. )

4. 5. Ташлих


После утреннего Богослужения в Рош hа-Шана устраивается сеуда шния - вторая (после вечерней) праздничная трапеза с кидушем, освящением праздника; и сразу после нее снова собираются в синагоге и читают Минху, дневную молитву, раньше, чем обычно, для того чтобы было время устроить процедуру ташлих (буквально - "выбрасывание"). Для выполнения ташлих идут на берег реки или озера и там читают соответствующие Псалмы и пиюты, смысл которых - "Пусть вода унесет все наши грехи..." После этого встряхивают полы одежды и произносят при этом стих из пророка Михи: "... и Ты бросишь на дно моря все их грехи..." (Миха 7:18).

Обряд ташлих, конечно, сам по себе не очищает человека, но символизирует намерение человека укрепиться на пути тшувы в наступающем году. Если первый день Рош hа-Шана приходится на Субботу, то ташлих переносится на второй день.

5. Философские идеи праздника.


1).Летоисчисление.


Познакомьте6сь со статьей Хаима Донина "Еврейское летоисчисление"
В древности каждый народ имел свое собственное летосчисление, которое вело начало от какого-то наиболее значительного для этого народа исторического события. За "нулевой" год, как правило, принимали год вступления на престол очередного царя. После его смерти или свержения новый правитель открывал свою собственную эру, и так случалось много раз. Исторические источники содержат много примеров такого рода.
В течение многих столетий у евреев также существовали разные системы летосчисления. Например, наряду с отсчетом лет по царствованиям правителей Иудеи и Израиля, в качестве начальной точки использовали дату Исхода из Египта. Но после падения еврейского государства и рассеяния евреев по всему свету все чаще за "нулевой" год стали принимать дату разрушения Иерусалимского Храма. Документы, датированные по этому принципу, встречаются вплоть до раннего средневековья.
Однако наибольшую популярность приобрела сохранившаяся и поныне система, в основе которой лежат не какие-либо события, имеющие значение только для нашей религии и нашего народа, а дата универсальной важности - день сотворения мира. Эту дату мудрецы вычислили, сопоставив все доступные им данные, имеющиеся как в книге Брейшит так и в других источниках.

Контрольные вопросы

КВ-4.Какое преимущество имеет система отсчета от сотворения мира над остальными?

2) Основные принципы Рош Ашана.


Прочитайте выдержку статьи П.Полонского "На повороте года":
Еврейский "новый год" отличается от европейского не только тем, что первый отмечается в начале осени, в то время как второй - в середине зимы. Важнейшее (зачастую не осознаваемое многими) различие между ними заключается также и в разнице вообще концепций "времени конца старого года и начала нового". В европейском мировосприятии конец старого года и начало нового - это один момент, полночь с З1 декабря на 1 января. Ровно в момент боя часов на Спаской башне весь советский народ ощущал окончание старого года и наступление нового. Еврейское восприятие конца старого и начала нового года, однако, совершенно иное. В восприятии Торы "начало года" - это не момент и даже не день (и не два дня). Начало года - это целый месяц, включающий праздники Рош hа-Шана, Йом Кипур и Суккот, и эти праздники - все вместе, как единый комплекс, являются концом одного года и началом следущего. Тора (Исход З4:22) называет "поворотом года" не сам день Рош hа-Шана, но и все осенние праздники, от Рош hа-Шана и до Суккота. Суккот, вплоть до Симхат Тора, является, таким образом, не первым праздником наступившего года (хотя "формально-календарно" он, конечно, относится уже к нему), но последним, завершающим, праздником года предыдущего. Внутри этого большого праздничного комплекса - Рош hа-Шана, Йом Кипур и Суккот, - который растягивается на целый месяц, есть своя внутренняя динамика. Каждый из трех осенних праздников должен быть осознан как этап внутри этого внутреннего развития, которое мы ниже постараемся проследить.

Контрольные вопросы

КВ-5.В чем принципиальное различие европейского и еврейского новых годов?

3) Евреи и свет

.
Познакомьтесь с выдержкой из статьи П.Полонского "На повороте года":
В еврейской традиции среди небесных светил луна является символом еврейского народа, и этому есть две причины. Первая состоит в том, что так же, как луна увеличивается а потом уменьшается и ее не видно, но на самом деле она не уничтожена, и потом она появляется снова - точно так же возможность возрождения является важнейшим свойством евреев, отличающим их от других народов мира. Другие народы вначале поднимаются, достигают некоторой вершины, потом у них происходит надлом, они падают и разрушаются, и возрождение после этого невозможно. Еврейский народ тоже поднимается до некоторой вершины, потом с ним тоже случаются катастрофы, он падает - но, в отличие от других народов, после падения он может возродиться. Другого такого народа нет. Не могут римляне, после того, как Римская империя пала, вновь возродиться. Ни одна цивилизация после разрушения не возраждается, и лишь еврейская цивилизация может воскреснуть, как это было при восстановлении Храма после возвращения из Вавилонского плена, и как это происходит сегодня. И в этом евреи подобны луне, которая увеличивается и уменьшается, но при этом остается самой собой.
Вторая же причина подобия евреев луне в том, что луна светит отраженным светом, а не собственным; и так же евреский народ светит отраженным светом. Евреи могут дать миру столь многое лишь потому, что они отражают Божественный свет, - но не потому, что они сами такие умные и сообразительные.
У евреев есть очень большая проблема с тем, что евреи начинают про себя самих думать, что вот какие мы хорошие, мы это все создали, монотеизм, ТаНаХ и т.д. И это очень опасное заблуждение, что евреи это все создали, и поэтому, чтобы евреи всегда помнили, что это не они все создали, и они являются просто передаточным звеном от Бога к Миру, надо всегда помнить, что евреи светят отраженным светом.
И поскольку символ евреев - луна, то и праздники, которые являются празниками "еврейского аспекта иудаизма", праздники исторические, как, например, Песах и Суккот, начинаются в полнолуние, когда луна светит полным светом, а праздники Космические начинаются в новолуние, как Рош hа-Шана.

Контрольные вопросы

КВ-6.Почему еврейский народ сравнивают с луной?

4) Раскаяние.


Прочитайте статью Г.Вук "Раскаяние"
Само собой разумеется, что откладывать покаяние до Дня Искупления, дабы в этот день получить прощение за все свои грехи, - бесполезно и бессмысленно как с точки зрения Закона, так и с точки зрения здравого смысла. Если человек спокойно грешит весь год, рассчитывая в Йом Кипур получить прощение, то он просто дурак.
Искупление грехов в этот день - это процесс взаимоотношения человека с Создателем. Искупление зла, которое один человек причинил другому, как гласит Талмуд, начинается с того, что причинивший зло заглаживает свой грех, возмещая обиженному его потери. Только после этого он может рассчитывать на Всепрощение. Сама по себе молитва в День Искупления бессильна и перед Б-гом и перед людьми. Она не может, например, очистить от греха шофера, который сбил человека и скрылся, или соблазнителя чужой жены, который после покаяния намеревается снова отправиться к своей любовнице. Наши предки в течение десяти Дней Искупления старались отыскать всех, кому они, возможно, причинили какие-то неприятности, и попросить у них прощения. Они проходили иной раз большие расстояния, чтобы заплатить неуплаченные долги. Б-гобоязненный еврей и до сих пор так поступает.
\Согласно установлениям нашей веры раскаяние обращено в будущее. Слово это на иврите - тшува - буквально означает возврат, возвращение. В иудаизме нет ничего похожего на армейский список замечаний, регистрирующий ошибки без всякой надежды на то, что они будут когда-либо вычеркнуты. Прошлое можно зачеркнуть только мольбой, обращенной к Б-гу, и возвращением к Б-жьему Закону. Это касается не только ежегодного покаяния в Йом Кипур, но и последнего часа жизни. Так учил меня мой дед.
Он жил в Бронксе и сдавал комнату жильцу, человеку менее образованному, чем он, но гораздо более суровому и даже яростному в своем благочестии. Однажды, когда дед учил меня законам покаяния, жилец этот неожиданно выскочил из своей комнаты.
- Как! - закричал он. - Безбожник пьет виски, ест свинину, всю жизнь распутничает, а потом перед смертью покается - и будет чист и невинен? И это в то время, как я всю жизнь посвятил Б-гу?
- Так здесь написано, - мягко ответил мой дед, указывая на книгу.
- Написано? Мало ли что написано! Есть книги - и книги!
И он с грохотом захлопнул дверь своей комнаты.
Казалось бы, наш жилец в своем праведном гневе рассуждал абсолютно логично. Однако впоследствии мой дед мне объяснил, что раскаяние само по себе еще не делает наше прошлое безгрешным. Такое раскаяние лишь превращает это прошлое в некое пустое место - в бесцельно и бессмысленно растраченные годы. По-настоящему человек лишь тогда достоин спасения, когда у него еще есть время, чтобы вписать в свою жизнь новые, более достойные страницы. Но коль скоро никто не знает, когда и где его настигнет смерть, то любой момент, когда человек осознает свою греховность, пригоден для того, чтобы покаяться, искупить свои проступки и начать новую жизнь.
Можно бесконечно рассуждать о всех этих загадках суда и искупления. Однако трагическая мощь и нравственная сила Дней Трепета остаются совершенно бесспорными. Мороз проходит по коже у людей, собравшихся в синагоге, когда раздается первый звук шофара. Их продирает дрожь, когда звуки шофара повторяются: то долгий - то короткий, то жалобный - то торжествующий. Этот звук, этот сигнал тревоги, не изменился за тысячелетия. Горн, сделанный из рога барана, издает звук, похожий на звук сирены воздушной тревоги, - и оба эти звука пробуждают в человеческом сердце сходные чувства. Этот звук тревоги рождает в нас воспоминания о прошлом и тревогу за будущее.

Контрольные вопросы

КВ-7. Почему именно шофар выбран для призыва в Рош hа-Шана?

5) Теперь прочитайте статью

А.Кармель "Весть шофара"
Нет, наверное, более сильного контраста, чем тот, что отличает празднование Нового года у евреев и неевреев. Кратко мы уже говорили о значении Рош га-шана в. Величественный символ шофара придает Рош га-шана особую значительность. Грубый, немелодичный звук шофара похож на вопль, на стон, рвущийся из глубин сердца, из глубин подсознания; он выразительнее любых слов, и слова здесь не нужны. Шофар будит нас, пробуждает в нас сознание того, что настанет день, когда нам придется предстать перед небесным судом и дать отчет обо всем, что мы делали в нашей жизни.

Три звука извлекают из шофара:
  1. ткиа - плавный, непрерывный звук;
  2. труа - прерывистый звук;
  3. сно-ва ткиа - протяжный непрерывный звук. Это три вести шофара:

      1) первая ткиа пробуждает нас от ежедневного застоя и напоминает о Всевышнем и нашем долге перед Ним;
      2) труа звучит как сигнал тревоги; она "сотрясает" наш ум и сердце сознанием того, насколько далеки мы от своего предназначения;
      3) заключительная ткиа призывает нас сделать необходимые выводы и с верой принять решение исправить и улучшить свою жизнь.
    Символика Торы никогда не стареет, потому что затрагивает самые глубины человеческого сердца. И сегодня полиция, скорая помощь и служба противовоздушной обороны используют сирены, в которых звучит то возвышающийся, то понижающийся звук "труа", предупреждая об опасности и тревоге; ровный же звук "ткиа" призывает успокоиться, это как бы "от-бой" тревоги. Три стадии звучания шофара соответствуют трем этапам тшува:
    1. видуй - признание, исповедь перед самим собой; это первый этап - ткиа\
    2. харата - раскаяние, чувство глубокого сожаления о содеянном, угрызений совести; этому этапу соответствует труа\
    3. кабала аль ге-атид - твердое решение больше никогда не совершать подобных проступков, всегда быть до конца честным и исполнять свой долг; этому этапу соответствует последняя ткиа.

    Вот о чем возвещают звуки шофара, столь разные по тональности и смыслу.

Контрольные вопросы

КВ-8. Сравните с предыдущей статьей и стем, что вы выучили в предыдущем цикле лекций и ответьте: чем же отличаются разные аспекты трубления в шофар?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему именно праздник Сотворения Мира является днем Божественного Суда?



КВ-2.Для чего нужна в Мире тшува и как она связана с Рош hа-Шана?



КВ-3.Каким образом можно разделить праздники еврейского календаря и как это различие проявляется?



КВ-4.Какое преимущество имеет система отсчета от сотворения мира над остальными?



КВ-5.В чем принципиальное различие европейского и еврейского новых годов?



КВ-6.Почему еврейский народ сравнивают с луной?



КВ-7. Почему именно шофар выбран для призыва в Рош hа-Шана?



КВ-8. Сравните с предыдущей статьей и стем, что вы выучили в предыдущем цикле лекций и ответьте: чем же отличаются разные аспекты трубления в шофар?