МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций «Основные идеи еврейских праздников» для «продвинутых».

Лекция 9. Пурим.

  1. Источник.
  2. Название праздника.
  3. Основные идеи праздника.
  4. Место среди других праздников.
  5. Основные заповеди и традиции праздника.
  6. Философские идеи.
    1. Трагедия еврейского народа.
    2. Маска и Пурим.
    3. Особые Пуримы.

1.Источник.

Пурим отмечают в 14 день месяца адар в память о чедесном спасении евреев, живших в необъятной Персидской империи. События, ставшие основой праздника, описаны в книге Эстер («Мегилат Эстер») и датируются примерно 450 г. до н.э.

2.Название праздника.

Название “Пурим” происходит от слова “пур”, которое означает “жребий”. Аман хотел уничтожить своих врагов, евреев, в определенный день. Этот день - 13 день месяца Адар - был выбран им по жребию. Однако, чудесным образом евреи не только не были уничтожены, но и победили своих врагов, и отпраздновали свою победу 14 числа месяца Адар.

Контрольные вопросы

КВ-1. Как переводится название праздника на русский язык?

3.Основные идеи праздника.

Война Израиля с Амалеком - статья взята из предыдущуго курса лекций. История Пурима воспринимается еврейской традицией как один из эпизодов войны Израиля с Амалеком - войны, которая началась с возникновением обоих народов и закончится лишь в Конце Дней.
Первое их столкновение описано в книге Исход (17:8-16):
"И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моисей Иеhошуа: выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком; завтра я буду стоять на вершине холма с посохом Божьим в руке моей. И сделал Иеhошуа, как сказал ему Моисей о сражении с Амалеком; а Моисей, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, как поднимет Моисей руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моисея отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. И низложил Иеhошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: запиши это на память в книгу и внуши Иеhошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба. И построил Моисей жертвенник, и нарек имя ему "Господь - Нисси" (Господь - чудо/знамя мое). И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род".

В связи с этим есть особая заповедь: помнить о злодеяниях Амалека (Второзаконие 25:17-19)
Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Бога. И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из под небес; не забудь.
В Субботу перед Пуримом, кроме обычного недельного раздела Торы, читают еще и отрывок "Помни, что сделал тебе Амалек". Этот отрывок так важен, что сама Суббота перед Пуримом называется Шабат Захор - "Суббота "Помни!".
Еврейскому подходу к миру вообще отнюдь не свойственно ненавидеть врагов. Напротив: увидев осла врага твоего, упавшего под ношей - ты должен помочь разгрузить его. И на межнациональном уровне: несмотря на столетия притеснений Тора предписывает положительное отношение к египтянину. И только Амалека Тора заповедует ненавидеть, ибо тот - абсолютное зло. И поскольку Амалек рассеялся среди народов мира, и не всегда его просто выявить, традиция формулирует критерий Амалекинизма: это не враги евреев, которые стремятся убивать евреев не ради собственной выгоды, а исключительно ради уничтожения еврейства.
О войне с Амалеком сказано в Талмуде (Трактат Рош hа-Шана, 29а в виде комментария к цитированному выше отрывку из книги Шмот / Исход,17): "Разве руки Моисея выигрывали или проигрывали войну? Но это говорит тебе, что когда Израиль обращает свои взоры к Небу и подчиняет сердце Богу, то он побеждает Амалека, а если нет, то падает перед ним".
При первом появлении Амана в Свитке Эстер (З:1) сказано:
"После этих событий возвысил царь Ахашверош Амана, сына Амдаты, Агагитянина..."
. Аман, поставивший своей целью уничтожение евреев, был потомком Агага, царя амалекитян времен войны царя Шаула с Амалеком. Первая Книга Шмуэля (гл. 15) рассказывает нам о том, как пророк Шмуэль (Самуил) послал царя Шаула (Саула) воевать с амалекитянами и о том, какие события при этом произошли:
"И сказал Шмуэль Шаулу: меня послал Господь помазать тебя на царство над народом Его, над Израилем, а теперь прислушайся к голосу речей Господних. Так сказал Господь Цеваот: помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца, от вола до агнца, от верблюда до осла. И созвал Шаул народ, и насчитал их в Телаиме двести тысяч пеших и десять тысяч мужей из (колена) Иеhуды. И дошел Шаул до города Амалекова, и воевал в долине. И сказал Шаул кенийцам: уйдите, выйдите прочь из среды амалекитян, чтобы мне не погубить вас вместе с ними; ты же сделал добро всем сынам Израиля при выходе их из Египта. И ушел кениец из среды Амалека. И поразил Шаул Амалека от Хавилы до дороги в Шур, что пред Египтом. И захватил Агага, царя Амалекова, живым, а весь народ истребил острием меча. Но Шаул и народ пощадили Агага и лучших овец, и крупный скот, и скот второго приплода, и тучных овнов, и все хорошее, и не захотели истребить их, а все малоценное и худое истребили. И было слово Господа к Шмуэлю такое: Сожалею Я, что поставил Шаула царем, ибо он отвратился от Меня и слов Моих не исполнил. И прискорбно было Шмуэлю, и взывал он к Господу всю ночь. И встал Шмуэль рано утром для встречи с Шаулом; и было сказано Шмуэлю так: Шаул пришел в Кармель, и вот, он готовит себе место (для раздела добычи), а потом он обернулся и ушел, и спустился в Гилгал. И пришел Шмуэль к Шаулу, и сказал ему Шаул: благословен будь ты у Господа; исполнил я слово Господа. И сказал Шмуэль: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание крупного скота, которое я слышу? И сказал Шаул: от амалекитян пригнали их, так как пощадил народ лучшее из мелкого и крупного скота, чтобы жертвовать Господу, Богу твоему; а остальное мы истребили. И сказал Шмуэль Шаулу: подожди, и расскажу я тебе, что говорил мне Господь этой ночью. И сказал ему тот: говори. И сказал Шмуэль: хотя ты и не велик в собственных глазах, но ты глава колен Израилевых, и Господь помазал тебя на царство в Израиле; И послал тебя Господь в путь, и сказал: "Иди и разгроми этих злодеев Амалека, и воюй с ними до полного их уничтожения". Почему же ты не послушался гласа Господня, а устремился к добыче и зло совершил пред очами Господа? И сказал Шаул Шмуэлю: ведь слушался я гласа Господа и пошел в путь, в который послал меня Господь, и привел Агага, царя Амалека, а амалекитян я разгромил. Но взял народ лучшее из добычи, из мелкого и крупного скота, из заклятого, чтобы принести в жертву Господу, Богу твоему, в Гилгале. И сказал Шмуэль: неужели всесожжения и жертвы столь же желанны Господу, как и послушание гласу Господа? Ведь послушание лучше жертвы; повиновение лучше тука овнов. Ибо грех неповиновения это как знахарство, и противление это как идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. И сказал Шаул Шмуэлю: согрешил я, что преступил повеление Господа и слова твои, так как боялся я народа и послушался голоса его. Теперь же прости грех мой и возвратись со мною, и поклонюсь я Господу. И сказал Шмуэль Шаулу: не возвращусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа и Господь отверг тебя, чтобы не быть тебе царем над Израилем. И повернулся Шмуэль, чтобы уйти. Но ухватился тот за полу одежды его, и она порвалась. Тогда сказал ему Шмуэль: сегодня отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, который лучше тебя. А Сильный Израиля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться. И сказал тот: я согрешил, но теперь почти меня, прошу, пред старейшинами народа моего и пред Израилем, и возвратись со мною; и поклонюсь я Господу, Богу твоему. И возвратился Шмуэль за Шаулом, и поклонился Шаул Господу. И сказал Шмуэль: приведите ко мне Агага, царя Амалека. И подошел к нему Агаг в оковах; и сказал Агаг: пришла ко мне горечь смерти. И Шмуэль сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя среди жен лишится сына. И рассек Шмуэль Агага пред Господом в Гилгале. И пошел Шмуэль в Раму, а Шаул отправился в дом свой, в Гиву Шаулову. И не видел больше Шмуэль Шаула до самого дня смерти своей, ибо горевал Шмуэль о Шауле; но Господь сожалел, что поставил Шаула царем над Израилем".

Как только Шауль был помазан на царство, ему было приказано Богом начать войну с Амалеком. Ему было велено закончить дело, начатое Моисеем и Иеhошуа за четыреста тридцать восемь лет до него: истребить Амалека окончательно, истребить даже скот его. Шауль сказал себе: "Если смерть даже одного единственного человека - несчастье, то истребление целого народа - это трагедия! Если люди грешны, то чем же грешен скот их?". Вопросы эти логичны. Мы могли бы задать их и сегодня. Праведный Шауль попал в ловушку, которая стоила ему трона. Он заменил Божественное понимание добра своим, решив, что может быть милосерднее, чем Всевышний. Он напал на Амалека и одержал победу, но не выполнил заповеди, данной ему Богом, не уничтожил всех амалекитян, их скот и имущество. Шауль и его люди пощадили одного человека. Это был царь Агаг, повелитель народа, несущего зло. Шауль решил, что лучше поработить Агага; он также сохранил имущество амалекитян. Шауль считал, что имущество Амалека можно использовать на добро. Но суть Амалека как раз и заключается в том, что в нем вообще отсутствует искра святости, поэтому ничто, связанное с ним, не может послужить добру. Единственное, что можно с ним сделать - это полностью его уничтожить, а потому пророк Шмуэль на следующий день собственноручно убил Агага. Однако, как сообщает нам мидраш за эту ночь Агаг успел зачать сына, и царский род в Амалеке не пресекся. Через много лет Аман, потомок Агага родившийся благодаря ложному милосердию Шауля, вступил на арену еврейской истории. Так человеческое милосердие, противопоставленное Божественному, навлекло на евреев угрозу того уничтожения, которое должно было постигнуть Амалека.
В свитке Эстер указывается, что Мордехай и Эстер принадлежали к колену Бильямина, и мидраш добавляет, что они были отдаленными потомками царя Шауля. Они столкнулись с задачей, которая стояла в свое время перед Шаулем и не была им решена. Так причудливая ткань еврейской истории возлагает на потомков работу, которую не доделали предки.

Контрольные вопросы

КВ-2. На что опирается традиция, отождествляющая Амана и “притеснителей евреев” с амалеком, и что она этим хочет нам сказать?

КВ-3. Кто такой Амалек, чем он характерезуется? Каких из врагов Израиля за последние 300 лет можно отнести к Амалеку, а каких нельзя?

КВ-4. Какие моральные проблемы были у Шауля? Что вы сами думаете по этому поводу?

2)"Cкрытое чудо"- «Эстер Паним».

Прочитайте отрывок из статьи П.Полонского «Наша помощь чудесам»
В Свитке Эстер мы не видим явных Божественных чудес; но при этом все "естественные" события в нем настолько чудесно "подстраиваются" одно к другому, спасение евреев происходит в результате стольких маловероятных совпадений, что за всем этим мы ощущаем направляющую волю Божественного Провидения. Такая ситуация называется в иудаизме "скрытым чудом", и история Пурима является классическим примером такого чуда. В этом смысле Свиток Эстер является как бы завершающей книгой Танаха: он описывает разницу между Библейской эпохой, когда происходили "явные чудеса" - море расступалось, с неба сходил огонь, Бог посылал пророков и открывался евреям в Храме, - и новой, пост-Библейской эпохой, когда явные чудеса прекратились. Это не означает, однако, что Бог перестал вмешиваться в жизнь еврейского народа; просто теперь Его вмешательство идет путем скрытых чудес, т.е. согласования маловероятных, на поверхностный взгляд случайных событий. Благодаря таким скрытым чудесам наш народ - от Пуримских времен до сегодняшнего дня - смог выжить и сохраниться, несмотря на чрезвычайно неблагоприятные окружающие условия.
Теперь обратите внимание на отрывок из статьи р. Н. Шермана (взята из предыдущего цикла лекций):
История еврейского народа, вплоть до вавилонского изгнания, полна чудес. В каждом поколении евреи были свидетелями чудес, или хотя бы слышали о них достоверные рассказы. Посещение Храма заключало в себе возможность увидеть бывшие в нем чудеса - увидеть творящую руку Бога. Однако иудаизм не основан на чудесах: вера должна иметь более глубокие корни. Чудеса иногда можно объяснить естественными причинами или неправильно истолковать их сущность. Более того, если человек во всем полагается на чудо и придает ему большое значение, вера его может ослабнуть. Ведь он забывает о том, что Бог постоянно руководит тем, что мы, за неимением лучшего определения, называем природой. Когда мы, читая Шмоне Эсре ("Восемнадцать Благословений" - основная еврейская молитва, читаемая трижды в день), благодарим Бога за то, что Он каждый день совершает нам Свои скрытые чудеса, мы не просто произносим красивые слова. Жизнь существует лишь потому, что Бог творит ее постоянно; мир исчез бы молниеносно, если бы Всевышний хоть на миг перестал питать его.
Мы часто подчеркиваем, что вся история еврейского народа представляет собой цепь чудесных событий и примеров Божественного вмешательства. До определенной степени это скрывает от нас сущность Его власти. Когда придают слишком большое значение творимым Им чудесам, забывают о том, что Он направляет нас всегда и всюду. В языке иврит слово "вселенная" - олам - происходит от корня, означающего "скрытый", ибо в этом мире Бог скрыт от нас.
Человек должен сам найти истину во мраке. Тот, кто хочет быть неверующим, всегда найдет себе "естественное объяснение" событий. Мидраш рассказывает, что Потоп произошел в 1656 г. от Сотворения Мира; и строители Вавилонской Башни изобрели теорию, согласно которой через каждые тысяча шестьсот пятьдесят шесть лет основы мира сотрясаются, что вызывает потоп, а до наступления этого срока люди могут считать себя в безопасности и делать все, что им заблагорассудится. Подобным же образом Фараон нашел естественное объяснение Казням Египетским. Так происходит во все времена. Всевышний не внедряет веру насильно в наши сердца. Человек может молиться три раза в день, в точности соблюдать все заповеди - и все же быть убежденным в том, что успех его деловой или научной карьеры основывается исключительно на тяжелом труде, образовании, сумме капиталовложений, искусном планировании и т.п., ставя под сомнение зависимость своей судьбы от Бога. Всевышний помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Он ждет, что мы сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам для этого достаточно свидетельств. Остальное зависит от нас.
Ко временам Эстер и Мордехая период явных чудес в еврейской истории закончился. С этого момента еврейская история приобрела иной характер. Теперь евреи были должны понять, что не только небесный огонь и расступившиеся воды морские, но и события повседневной жизни есть проявление Его Воли.
Свиток Эстер - это единственная из двадцати четырех книг ТаНаХа, в которой не упоминается имя Бога. Талмуд разъясняет нам, что слово "царь" в Свитке является указанием также и на Бога, Царя вселенной; тем не менее, то, что Его Имя не называется прямо, выделяет книгу Эстер из всех остальных книг Священного Писания.
Это совсем не случайно. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского изгнания, в то время, когда Бог был скрыт от людей за тысячи завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они оставаться далее верными своему Богу. Именно в это время, в Персии (где евреи казались оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) "случайные" события составили причудливые цепи причинно- следственных связей. Вот звенья одной из этих цепочек: пир, устроенный Ахашверошем, оказался для царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему высокому положению, во-первых, успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе, а, во-вторых, убедить царя спасти ее народ.
Другая цепочка: Бигтан и Тереш составили заговор с целью убийства Ахашвероша. Но царь, благодаря Эстер, назначил Мордехая на высокую должность, Мордехай подслушал разговор Бигтана и Тереша и рассказал о нем Эстер, а она рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и оставалось забытым до решающей ночи, когда "сон бежал от царя".
Еще одна цепочка "случайных" событий: царь назначил Амана на высокий пост, и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда-то спас ему жизнь.
Когда развитие событий достигло апогея, части Божественного плана соединились в единое целое, спасшее евреев и навсегда показавшее им, что и теперь Бог продолжает присутствовать во всем; что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного царя, в отдельных случайных происшествиях, в ставящих нас в тупик событиях истории, смысл которых раскрывается для религиозного человека в словах: "Я - первый и Я - последний, и кроме Меня нет Бога (то есть нет, кроме Меня, ни одной движущей силы на земле)" (Исайя, 44:6).

Контрольные вопросы

КВ-5. Сформулируйте идею “скрытых чудес” изложенную в этой статье.

КВ-6. Объясните утверждение: “Книга Эстер является логической завершающей книгой ТаНаХа, ибо она отделяет библейскую еврейскую историю от пост-библейской”

Место среди других праздников

.

1) Исторический фон.

Прочитайте статью р. Н. Шермана:
Талмуд, (Трактат Хулин, 1З9б) обсуждая идеи Пурима, говорит:
“Где в Торе содержится указание на Эстер? - И Я совершенно скрою (hестер астир) лицо Мое в тот день за все зло, которое сделал он [Израиль], обратившись к богам иным (Второзаконие З1:18)".
Иными словами, утверждается, что времена Мордехая и Эстер - это времена "сокрытия Лица Всевышнего". "Сокрытие Лица" - это такое состояние мира, когда люди не ощущают Божественного Управление миром, они в растерянности, не знают, как поступить. Им кажется, что Бог "скрылся", оставил мир на произвол "случайных сил".
Но как же могла быть эпоха Мордехая и Эстер временем "сокрытия лица"? Ведь в то время еще были пророки, а сама сущность пророчества заключается в том, что пророк непосредственно общается со Всевышним и открывает людям Его величие-? Следует однако, учесть, что пророчество почти никогда не бывает ясно современникам.
Через пятьдесят два года после разрушения первого Храма исполнилось пророчество: Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении Дома Бога в Иерусалиме. [ Следует учесть, что в это время персы разрушили Вавилонское государство, низложили династию Навуходоносора и основали на его развалинах персидскую империю.] Пророк Исайя предсказал это за двести лет до этих событий. "Так сказал Бог помазаннику Киру... ради Иакова, раба Моего и Израиля, избранника Моего... он построит город Мой и изгнанников Моих отпустит" (Исайя 45). Указ Кира был издан за два года до того, как Ахашверош (Артаксеркс) стал царем и за четыре года до событий, описанных в Свитке Эстер.
Хотя праведный персидский царь разрешил евреям вернуться на родину, но только сорок две тысячи из них откликнулись на его призыв, миллионы же остались в изгнании. Так происходит всегда, когда Бог скрывает Свое Лицо от людей: смятение, сомнения и страх овладевают ими. Чего Бог хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его волю? Как мы узнаем о ней? Таков был исторический фон, на котором разыгралась драма Пурима. Еврейский народ был разбросан и растерян. В Вавилоне возродилось изучение Торы; однако даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными своему союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле; ведь женщина, которую выгнал из дома супруг, не должна более хранить верность брачному союзу, а отпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. Этот страшный вопрос можно понять как еще одно печальное указание на то, что Лицо Бога было скрыто за множеством завес. Работы по восстановлению Храма продолжались, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало все больше препятствий.
Правление Кира длилось недолго. Всего через два года после того, как он отдал приказ о восстановлении Храма, власть над персидской империи захватил Ахашверош. Новый царь не был другом евреев. У тех, кто только начинает знакомиться со Свитком Эстер, может создаться впечатление, что он был всего лишь добродушным пьяницей, находившимся под влиянием Амана. Однако это не так. Его жена, царица Вашти, внучка Навуходоносора, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм, и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец делу, начатому Киром. После того, как из Иерусалима пришло послание, в котором говорилось, что строительство Храма на самом деле лишь предлог для восстания евреев против метрополии, Ахашверош запретил продолжать работы в Иерусалиме. Он был только рад внять советам своей жены и донесениям своих наблюдателей. Итак, казалось ясным, что пророчеству Исайи не суждено сбыться. Казалось, Лицо Бога, то есть Его воля, окончательно скрылось от евреев. Быть может, и в самом деле евреи были так же одиноки и покинуты, как жена, отосланная своим мужем?. .

2) Связь Пурима с Песахом.

Прочитайте отрывок из статьи П. Полонского «От Пурима к Песаху, или Похвальное слово глупости»:
Еврейская традиция указывает нам на тесную связь Пурима с идущим после него Песахом: мы должны присоединить празднование физического избавления, являющегося основой Пурима, с празднованием духовного Избавления, отмечаемого в Песах. (В частности, поэтому в високосный год, когда есть два месяца Адар , - Пурим празднуется во втором Адаре, чтобы он шел непосредственно перед Песахом.) В еврейской каббалистической традиции эта связь Пурима и Песаха объясняется тем, что человек должен перед "диврей хохма" - "вещами мудрости", т.е. Песахом, - дать возможность своей душе проявиться в "диврей штут" - буквально "вещах глупости"; и это - в Пурим. "Диврей штут" - это, конечно, не просто "глупость"; скорее, это выражение надо понимать здесь как "спонтанное поведение", не ограничивающее себя жесткими рамками. Спонтанное раскрытие внутренней энергии является необходимым для того, чтобы усилить эту энергию - а без этого невозможно придать ей нужную форму, невозможно приобрести "хохма" - "мудрость". Именно поэтому Пурим, праздник спонтанного веселья, должен предшествовать Песаху - празднику Седера, т.е. порядка.

Контрольные вопросы

КВ-7. Так почему же Пурим всегда предшествует Песаху?

5.Основные заповеди и традиции праздника.

Познакомьтесь со статьей р. Э. Ки-Това:

5.1. Пост Эстер

13 адара, канун Пурима - пост Эстер. Этот пост - в память о том посте, который объявили Мордехай и Эстер, когда царь Ахашверош издал свой указ. Как и все посты, пост Эстер предназначен для того, чтобы мы анализировали свою жизнь и раскаивались в своих проступках. Ведь Свиток Эстер рассказывает нам не только о радости евреев по поводу их неожиданного спасения, но и об их страхе и скорби в минуту великой опасности. Поскольку невозможно в один день соединить два противоположных настроения, наши Мудрецы как бы разделили Пурим на две части - четырнадцатое адара, день веселья и пира, и тринадцатое, день поста и молитв.
Наш учитель Моше, перед тем, как идти на войну с Амалеком, тоже устраивал пост. Пост Эстер напоминает нам, что не в физическом превосходстве и не в умении воевать - хотя они тоже нужны - основа нашей победы и нашего трехтысячелетнего противостояния окружающему миру. Главное - это обращение к Небу и следование Его заповедям. "И когда Моше поднимал руки к небу, одолевал Израиль, когда же опускал, одолевал Амалек" (Исход 17:11).

5.2. Празднование Пурима

Четыре основные заповеди Пурима:
  1. Чтение Свитка Эстер.
  2. Пир и веселье.
  3. Посылание плодов ("мишлоах манот", "шалахмунес").
  4. Пожертвования бедным.
Мудрецы также установили, что в Пурим следует читать отрывок из книги Исход, начинающийся словами "И пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме" (Исход 17:8-16; текст этот см. выше в разделе 1.6. "Война Израиля с Амалеком"), а также, что во всех молитвах этого дня следует читать вставку, содержащую слова благодарности за чудеса: "Аль hа-нисим". Вот текст этой вставки:
Благодарим Тебя за чудеса, за избавление, за доблести, за победы, за войны, которые Ты вел за отцов наших в те дни в это время (года).

В дни Мордехая и Эстер, в столице Шушан, когда восстал на них нечестивый Аман, замыслив истребить, умертвить и погубить всех Иудеев, от юноши до старца, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, он же месяц Адар, и все их имущество разграбить; но Ты в великом милосердии своем уничтожил замысел его и обратил возмездие на его же голову, и повесили его и сыновей его на дереве.

Не стоит заниматься в Пурим будничной работой, хотя это и разрешено. Сказали об этом Мудрецы: "От будничной работы, сделанной в Пурим, не увидит человек благословения".

5.3. Чтение Свитка Эстер

Каждый обязан дважды прослушать в Пурим чтение Свитка Эстер: вечером (напоминаем, что по еврейскому календарю дни (и следовательно, праздники) начинаются с захода солнца) и на следующий день утром. Заповедь эта лежит и на мужчинах, и на женщинах. И лучше слушать чтение Свитка в синагоге при большом стечении народа, поскольку это также является "прославлением чуда".
Перед чтением Свитка произносят три благословения. Вот они:

1. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам чтение Свитка.

2. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни, в это время.

3. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который дал нам жить и существовать, и дойти до сего времени.


Первое благословение показывает, что чтение Свитка является обязанностью, а не просто обычаем. Второе указывает, что важнейший аспект Пурима - прославление чуда. Третье благословение, которое называется "Шеhехэйяну", читается во все те моменты годового цикла, когда наступает время, предназначенное для выполнения специальных заповедей, которых нет в другое время года (то есть, например, в праздники)2). Вечернее чтение этого благословения указывает на то, что наступило время чтения Свитка, утреннее же - также на то, что наступило время посылания плодов, пожертвования бедным и праздничного пира.
Свиток перед чтением разворачивают и складывают "гармошкой", так как в стихе 9:20 Свиток назван "Письмо о Пуриме", письма же складывались именно так.
В четырех важных местах Свитка, в которых говорится о спасении евреев, кантор прерывает чтение, и вся община вслух читает эти стихи (по маленьким свиткам и книжкам, по которым они следили за чтением кантора). Кантор же ждет, пока уляжется шум, и лишь после этого продолжает чтение - так как при чтении нужно, чтобы присутствующие внимательно слушали и не пропускали ни одного слова. Вот эти четыре места:

1. "Один иудей был в Шушане, городе престольном; имя его Мордехай" (2:5) (поскольку Мордехай был инициатором спасения евреев);

2. "И Мордехай вышел от царя в царском одеянии" (8:15);

3. "И у иудеев был тогда свет и радость, и веселье, и торжество" (8:16).

(Эти три стиха должен прочесть вслух каждый, ибо в них говорится о спасении и освобождении.)

4. "Потому что Мордехай иудей был вторым после царя Ахашвероша, и велик среди иудеев, и любим у множества братьев своих, как искавший добра народу своему и говоривший во благо всего рода своего" (10:3).
При чтении Свитка особенно выделяют стих "в ту ночь бежал сон от царя" (6:1), ибо этот момент - основа чуда, и начиная с него было явлено спасение. Также выделяют при чтении имена десяти сыновей Амана (9:7-10), читают их на одном дыхании, чтобы показать, что все они составляли единую силу и все вместе были повергнуты и убиты. При словах "и послал Мордехай письмо ко всем иудеям" (9:29) слегка приподнимают Свиток и показывают общине, ибо Свиток Эстер и есть то самое письмо. Также принято стучать, топать ногами и другими способами шуметь при произнесении имени Амана, ибо сказано: "Сотри память об Амалеке". К Пуриму делают даже специальные игрушки - трещотки, которыми дети трещат при произнесении имени Амана. После чтения Свитка читают нараспев стихотворный отрывок "Шушанат Яаков" - "Лилия Яакова". Вот этот отрывок:
"Лилия Яакова торжествовала и веселилась, когда они все увидели голубую ткань Мордехая. Ты был их спасением всегда и надеждою из рода в род, дабы возвещать, что все надеющиеся на Тебя не постыдятся, и вовеки не посрамятся все уповающие на Тебя. Проклят Аман, желавший погубить меня; благословен Мордехай-Иудей, проклята Зереш - жена моего устрашителя, благословенна Эстер, заступившаяся за меня. Харбона тоже будет помянут добром".

5.4. Пир и веселье

Основной пир Пурима - днем, уже после утреннего чтения Свитка Эстер, и на нем должно быть много еды, вина и радости. Праздничную еду накануне вечером, после вечернего чтения Свитка, тоже устраивают торжественно и надевают праздничные одежды, и зажигают свечи; но дневной пир Пурима - "сеудат мицва" ("пир, относящийся к выполнению заповеди"), и его начинают вскоре после полудня и продолжают до ночи. Утреннее время между чтением Свитка и пиром используют для посылания плодов и пожертвования бедным, то есть для выполнения третьей и четвертой заповедей Пурима. Известно, что чудеса Пурима связаны с вином: на пиру у Ахашвероша была низложена царица Вашти, и на ее месте оказалась Эстер; падение Амана произошло во время пира, который устроила Эстер; а известно также, что путем раскаяния и возвращения к Богу евреи исправили то преступление, которое они совершили своим участием в пире Ахашвероша; поэтому наши Мудрецы, да будет благословенна их память, постановили: "На пиру Пурима следует выпить так, чтобы уже не различать между фразами "проклят Аман" и "благословен Мордехай".
Казалось бы, слова "проклят Аман" и "благословен Мордехай" отражают два аспекта еврейской радости: уничтожение зла и установление власти добра. Однако Пурим - это день, когда мы стремимся за внешними событиями увидеть Божественное Провидение, суть вещей, и поэтому мы должны выпить вина не очень мало и не слишком много, чтобы осознавать окружающий мир, но потерять способность разделять эти два аспекта - и почувствовать, что уничтожение Амана - это и есть благословение Мордехая. Причина этому та, что мы относимся к Амалеку иначе, чем к другим нашим врагам. Когда нападают на нас и мы вынуждены защищаться, то мы убиваем нападающих, но в этом нет радости, ибо сказано в ТаНаХе: "Не смерти грешника желает Бог, но его исправления". Но Амалек не может исправиться, в нем нет вообще основы добра, как об этом уже говорилось выше, а смерть его - лишь уничтожение зла, поэтому, уничтожая Амалека, в отличие от других грешников, мы не уничтожаем заложенных в нем потенций добра. Вот почему Тора, данная нам Богом, Который знает основы душ и добро и зло в них, - Его Тора предписывает нам радость при смерти Амалека, в отличие от смерти всех остальных заповедей. Хотя следует сделать свой пир в Пурим как можно более щедрым и веселым, но еще важнее использовать имеющиеся возможности для лучшего выполнения заповеди "посылания плодов" и особенно "пожертвований бедным", ибо нет для еврея более великой и достойной радости, чем радовать сердца бедных, сирот, вдов и пришельцев. Самое популярное кушание Пурима - "ухо Амана" (на идиш "гоменташ") - треугольная булочка, начиненная маком с медом. О происхождении этого названия имеются разные мнения. Одни считают, что Аман носил головной убор в виде треуха. Другие выводят это название из Мидраша, в котором рассказывается, что Аман после своего поражения ходил "согбенным, опечаленным, с закрытой от стыда головой и надрезанными ушами".

5.5. Важность пира Пурима

Пир Пурима - не просто развлекательная пирушка. Наши Мудрецы, да будет благословенна их память, сказали: "С каким другим праздником Пурим связан более всего? Он связан с Йом-Кипуром. Об этом говорят даже названия праздников: "Йом-Кипурим", "Ки-пурим" - подобный Пуриму". Как же так, ведь Йом-Кипур - строгий пост, полное отречение от потребностей тела, а Пурим - веселый пир и всевозможные удовольствия. Но родство Йом-Кипура с Пуримом не внешнее, а внутреннее. Святость, которой обладает Израиль, Кнессет Исраэль, объединение всех евреев прошлых веков, настоящего и будущего, как глобальная и осевая сила всего мирового процесса, - эта святость распространяется не только на душу и духовную жизнь евреев, но и на их физическое существование, на материальные объекты, связанные с ними, и на тело каждого отдельного человека. Поэтому следует жить так, чтобы не только духовные, но и все физические действия человека были освящены, то есть чтобы целью всей жизни было приобщение к Всевышнему, как говорит об этом ТаНаХ: "Познай Бога на всех путях твоих". В Йом-Кипур еврей, подавляя телесные потребности, стремится к раскаянию, и вследствие этого Всевышний прощает ему его преступления. В Пурим же мы празднуем, пируем и веселимся, но это не бессмысленная попойка, а знак прославления Божественных чудес, пир приобщения к Его святости, приобщения к Его путям, пир, возвышающий и исправляющий душу. Вот почему пир Пурима, так же как пост Йом-Кипура, есть действие тела, помогающие святости духа.

5.6. Пуримшпиль

В Пурим устраивают традиционное представление, которое называется Пуримшпиль. Взрослые вместе с детьми переодеваются в различные костюмы, надевают маски, иногда устраивается большое карнавальное шествие. Почему карнавал устраивали именно в Пурим? Вообще говоря, Тора однозначно запрещает выдавать себя за представителей противоположного пола, и, соответственно, переодеваться в их одежду. Кроме того, запрещается надевать одежду, характерную для идолопоклонников, и сознательно подражать их манерам. Однако на карнавале Пурима евреи изображают идолопоклонника Ахашвероша и злодея Амана; кроме того, было принято, чтобы в Пуримшпиле все роли играют мужчины, в том числе и роль Эстер. Чем же Пурим отличается от всех других дней в году? Пурим связан с Сокрытием Божественного Лица, с проникновением в истину, скрытую за внешними оболочками. А истина - в том, что за, казалось бы, беспорядочным течением событий скрыто Божественное Провидение. Переодеваясь в одежды идолопоклонников и играя на сцене злодеев, мы показываем нашу уверенность в том, что даже когда Израиль из-за тяжести грехов наших падает так низко, что отходит от Всевышнего и тем уподобляется народам мира, все равно глубинная связь евреев с Создателем не исчезнет, но лишь "находится в изгнании", и под внешней оболочкой в нас окажется Божественное зерно, зерно верности Его путям. Наша задача - дать этому зерну прорасти. Обычай переодевания имеет глубокий символический смысл: хотя лицо Всевышнего скрыто, и Он не показывает явно Свое управление миром, но это лишь внешняя оболочка; Всевышний неизменен и остается Тем же Самым, каким Он явился нам при выходе нашем из Египта. До времен Эстер чудеса были явными, начиная с этого времени они стали скрытыми, но суть их не изменилась.

5.7. Пожертвования бедным

Свиток Эстер говорит: "Чтобы сделали евреи эти дни днями пиршества и веселья и посылания подарков друг другу, и подаяния бедным" (9:22). В Пурим каждый обязан дать не менее двух подарков нуждающимся. Подарки могут быть любыми: деньги, вещи, еда. Эта заповедь является дополнительной по отношению к общей заповеди пожертвований, о которой говорит нам Тора. Подарки должны быть сделаны днем в Пурим, лучше всего - после утреннего чтения Свитка Эстер, с тем чтобы бедный, если захочет, мог облегчить себе устройство праздничного пира. Почему в Пурим установлена отдельная заповедь дополнительных пожертвований? См. об этом далее, в пункте "Единство и любовь в Израиле - защита против Амалека".

5.8. Посылание угощений ("мишлоах манот", "шелахмунес")

Для выполнения заповеди "посылать угощения друг другу" каждый обязан послать в подарок не менее чем двум своим друзьям не менее чем по два блюда. В данном случае под "угощением" понимаются какие-нибудь продукты, которые можно съесть или выпить сразу, без дальнейшего приготовления. Принято "посылать угощения", в отличие от других заповедей, через посланника, а не самому, так в самом названии заповеди сказано "посылание", то есть через кого-нибудь. Так же, как и подарки бедным, угощения посылают днем, а не накануне вечером.

Контрольные вопросы

КВ-8. Почему важно не различить Амана от Мордехая?

КВ-9. Почему, на ваш взгляд, в Пурим принято, помимо обычных пожертвований, посылать подарки и еду друзьям и бедным?

6. Философские идеи.


1)Трагедия еврейского народа.

Прочитайте обе следующие статьи и сделайте сравнение.

Наиболее ярким примером страданий пророка во имя еврейского народа (чтобы через его мучения сыны Израиля увидели духовную трагедию, которую скрывает от них внешнее благополучие) стала Эстер. "Человек из Ие'уды был в столице Шушан, и имя его Мордехай... И он - воспитатель Адас, она же Эстер, дочь его дяди, потому что матери и отца у нее нет, а девушка она стройная и хороша собой, и по смерти отца ее и матери ее взял ее Мордехай себе в дочери" (Мегилат Эстер, 2:7). Передали со слов Рабби Меира (Мегила, 13а): "Читай так, как будто написано не "в дочери", а "в дом" (в жены)". Когда Эстер, жену Мордехая, забрали во дворец Ахашвероша, она хотела покончить жизнь самоубийством. И это не противоречило бы закону Торы: во имя спасения жизни человек имеет право нарушить все заповеди Торы, кроме трех самых строгих запретов: запрета идолопоклонства, запрета пролития крови и запрета нарушения законов брака. Он должен пожертвовать жизнью, но не нарушить их. Повелением свыше Эстер было запрещено прервать собственную жизнь. Ее несчастью было суждено стать живым пророчеством. Отчаяние. Для того, чтобы понять судьбу женщины как пророчество, вернемся к тому времени, когда после разрушения Первого Храма халдеи гнали в Вавилон толпы пленных. "Пришли десять человек (из пленных, пригнанных в Вавилон) к нему (Йехезкелю). Сказал он им: "Вернитесь ко Вс-вышнему в раскаянии". Сказали ему: "Раб, которого продал господин, и жена, которую прогнал муж, - осталась ли у них какая-либо связь с господином их?" (Сангедрин, 105а). Сказал Вс-вышний пророку: "Иди, скажи им: "Где разводное письмо матери вашей, которую Я отослал от себя, или где тот, кому Я был должен и продал вас ему за долги? За грехи ваши вы были проданы и за преступления ваши отослана мать ваша" (Йешаягу, 50:1). Среди задававших этот вопрос были Ханания, Мишаэль и Азария, которые впоследствии, отказавшись склониться перед золотым изображением, воздвигнутым Невухаднецаром, были брошены в огненную печь и спасены Вс-вышним. Первое поколение изгнанников нашло в себе силы побороть отчаяние и, признав свою вину, смиренно склонить голову до земли и продолжать исполнять заповеди Торы - быть может, простит Он и вернет в Святую Землю. Но шли годы. Пророки и первые изгнанники, оказавшиеся в Вавилоне за десять лет до разрушения Храма, создали школы и йешивы, в которых воспитывались дети тех, кто пришел позже - с основной волной пленных, пригнанных халдеями после падения Иерусалима. Выросло новое поколение, не ступавшее по Святой Земле и не входившее во дворы Храма. Можно научить читать и писать, заворачиваться в талит и налагать тфилин. Но как объяснить поколению, выросшему в изгнании, что такое Земля Израиля? Как объяснить людям, родившимся после разрушения, что такое Храм? Это проблема любого изгнания. Кажется, что, несмотря на рабское, зависимое положение, обязанность жить по чужим законам, воспитывать детей на примерах чужой культуры и склоняться перед изображением чужих божеств, самое главное можно сохранить. До лучших времен. Но это не так. Утрачивается суть учения и самой жизни. Остается только внешняя оболочка. Как избежать такого духовного опустошения? Вернуться. Или хотя бы мечтать о возвращении. Перестать мечтать об этом - грех перед Лицом Всевышнего.
Духовное опустошение. Спросили ученики Рабби Шимона бар Йохай: "Почему [как бы] был вынесен смертный приговор сынам Израиля в том поколении?" Сказал им: "Скажите вы". Сказали ему: "Потому, что получали удовольствие от пира, устроенного этим злодеем..." (Мегила, 12а). Удовольствие от пира?.. Человек слаб по своей природе, и Всевышний не поставил бы под угрозу существование народа из-за того, что увлеклись удовольствиями. К тому же мы найдем в комментариях, что Ахашверош, пригласив евреев, позаботился о том, чтобы еда была кашерной, а мужчины и женщины находились в разных помещениях. Никого не принуждали ни есть запрещенную еду, ни пить сверх меры, ни развратничать. Лишь тот, кто очень хотел придаться удовольствиям, пренебрегая запретами Торы, мог слиться с толпой неевреев и пировать на их лад. Евреи, пришедшие на пир, радовались тому, что пророчество не сбылось - и им не надо возвращаться! Радовались, что не придется трогаться с насиженных мест. Но при этом никто не думал отказываться от соблюдения законов Торы, и подавляющее большинство отдало бы жизнь, но не склонилось перед идолами! А иначе как бы сохранился народ в изгнании?! Через несколько лет после этого пиршества Аман, настраивая Ахашвероша против сынов Израиля, рассказывал о народе, ревностно соблюдающем закон: "Есть народ один, рассеянный и раздробленный, среди народов всех стран царства твоего, и религия их отличается от всех народов, и указов царя они не исполняют" (Мегилат Эстер, 3:8). В трактате Мегила (13б) приводятся не записанные в свитке Эстер слова, произнесенные Аманом во время этого диалога: "Не едят они нашей пищи, и не пьют вина нашего, и нам свое вино не дают", - говорил Аман Ахашверошу, поясняя, в чем заключается особенность закона сынов Израиля: "Они едят, и пьют, и позорят царя. Даже если муха упадет в бокал одного из них, он выбросит ее и будет пить, а если царь мой прикоснется к бокалу одного из них, то выплеснет он вино на землю и не будет пить". Неужели недостаточно такого ревностного соблюдения законов Торы? Всевышнему не нужно соблюдение законов, когда пропадает мечта о возвращении. "У того, кто живет за пределами Земли Израиля, как будто нет Б-га" (Ктубот, 112а). Если бы Аман сказал Ахашверошу: "Все евреи - заговорщики: они спят и видят, как вернуть себе свободу и независимость и в возрожденном Израильском царстве отстроить Святой город и Храм", - тогда была бы радость на небесах и Всевышний торжественно вывел бы Свой народ из Персии так же, как из Египта. Но евреи соблюдали закон, радуясь устроившейся и наладившейся жизни в изгнании. Трагедия Эстер - трагедия народа Тогда Всевышний через пророка приказал женщине, взятой из дома любимого мужа, не покончить с собой, а оставаться в гареме персидского царя. В Тегилим (22:16) описываются ее страдания: "Высохла как глина сила моя, и язык мой прилип к гортани моей. Прахом смертным ты делаешь меня", - взывает она ко Всевышнему. Всевышний хотел сказать евреям: "Вы думаете, что с вами все в порядке? Но все познается в сравнении. И ваша жизнь в сравнении с настоящей жизнью - не жизнь. То, что вы считаете служением Всевышнему - лишь форма сохранения общины. Такое исполнение заповедей не приближает человека к Б-гу и лишено настоящей радости. Ваша жизнь похожа на жизнь женщины, которую забрали от любимого мужа в гарем. Может быть, глядя на себя со стороны, вы поймете страдание ваших душ? Если человек думает, что ему хорошо, это не всегда соответствует действительности. Ведь есть у него душа, и если она не раскрывает свои потенциалы (а потенциалы еврейской души могут полностью раскрыться только в Земле Израиля), то человеку не может быть хорошо. Он смутно ощущает, что не достает ему самого главного. А, отказываясь от самого главного, счастья в жизни он не достигнет.
Рав З.Мешков. «Эстер»
В чём причина угрозы, нависшей над еврейским народом?
1-ый отрывок спрашивает, в чём причина страшной угрозы которая нависла над еврейским народом?(Трактат Мегила 12:1) Сначала даётся ответ учениками Раби Шимона: "Евреи получали удовольствие на пиру устроенным Ахашверошем". Однако этот ответ содержит в себе трудность: только евреи Шушана заслуживали наказания. В конце концов сам Раби Шимон даёт ответ: "Несколько десятков лет до событий Пурима евреи преклонились перед образом Навудехнецера". В ответ ученики спрашивают: "Если так почему же Бог пощадил их?". Ответ: "Они не считали Навудехнецера идолом на самом деле, а сделали как-будто, точно также и Всевышний сделал с ними как-будто". Зададим несколько вопросов на которые постараемся в дальнейшем ответить.

Вопрос 1: Какая связь между грехом предыдущего поколения и наказанием много лет потом?

Вопрос 2: В чём смысл маскарада ("Как-будто")?

Вопрос 3: Раши в комментарии к пасуку из Эстер(4:1)обьясняет, что наверху согласились с приговором вынесенном внизу и что причиной приговора являлось как то, что поклонились образу так и то, что получили удовольствие на пиру, хотя в Талмуде эти 2 объяснения взаимно исклячающие одно другое?

Отрывки, начинающиеся со слов "И было в дни...", говорят о бедах
2-ой отрывок (Мегила 10:2) начинается утверждением о том , что везде где в Торе употребляется выражение "И было (Вайги)" говорится о бедах, в дальнейшем однако Талмуд приводит примеры противоречащие этому. В конце концов приходят к заключению, что лишь в тех местах где употребляется выражение "И было в дни (Вайги бймей)" - конечный результат событий плачевен. Здесь мы подходим к следующему вопросу:

Вопрос 4: Каким образом добавка слова "в дни(бймей)" к началу рассказа "И было (Вайги)" намекает на "горечь " в описуемых событиях?

Ключ к ответу на данные вопросы находится в 3-ем отрывке (Мегила 14:1) !
Почему в Пурим не говорят молитву "Галель"? Рава: "Мы - рабы Ахашвероша"
Талмуд спрашивает там, почему в Пурим не говорят молитву "Галель"?
Как резюме принимается ответ Равы, что "Галель" могут произносить лишь свободные люди, мы же-ещё рабы Ахашвероша.
Рава , основываясь на пасук "Прославляйте Господа рабы Всевышнего" , раскрывает очень глубокую идею:быть рабом Всевышнего и прославлять его, с другой же стороны быть рабом человека - несовместимые вещи.Всё время пока я должен преклоняться перед другим человеком , я не могу создать связь с Творцом. Напрашивается вопрос - Рава живёт 700 лет после событий Пурима, более того он живёт в "золотой век" Вавилонского еврейства, когда евреи имеют полную автономию. Как же он может утверждать, что "Мы ещё рабы Ахашвероша"? Говорит Рава :пока ты живёшь под чужой властью ты остаёшься рабом этой власти.Пока нет государственной независимости не может быть настоящей еврейской жизни, пока я обязан поклоняться человеку я не способен создать настоящую связь с Творцом. Теперь мы начинаем понимать ответ на первые 3 вопроса. Дети могут быть наказаны за грех отцов, лишь если они повтспас ему жизньоряют этот грех!
То что "евреи преклонялись перед идолом Навудехнецера" - метафора, обозначающая что еврей в галуте всё время должен доказывать гоям что он предан им . Рав Бройер говорит что первая заповедь которую получает Авраам Авину: "Иди из страны своей...в землю которую Я укажу тебе". Иди в Страну Израиля. Иудаизм это не только религия, это народ строящий свою страну.
Жизнь в галуте - это фальшь, маска
Еврейская жизнь в галуте - это фальшь, маска. Один израильский писатель сказал:первая фраза, которую сказал первый еврей уходя в первый в истории галут была: "Скажи, что ты сестра моя" (ГоворитАвраам своей жене Саре). Он надевает маску перед тем как спускается в Египет. "Двойная лояльность" - это неизбежная действительность еврейского существования в рассеянии. Всё в галуте это "как-будто". Иногда однако актёр может войти в свою роль слишком серьёзно, забыв что он лишь играет. Именно это произошло с евреями в царстве Ахашвероша, когда забыв что преданность властям - это лишь маска, они получали удовольствие на царском пиру, устроенным по поводу несбытия, как считал царь, пророчества об отстроении Иерусалимского Храма и крушения надежд на возрождение еврейского государства. Насколько глубок комментарий Раши объединяющий поклонение идолу с удовольствием на пиру Ахашвероша! Всевышний говорит евреям: вы живёте в маске и я тоже надену перед вами маску.В этот раз я спасу вас и сделаю, что вас уничтожат лишь "как-будто". Знайте однако- положение в котором вы находитесь очень опасно .Неевреи чувствуют что вы в маске и чудесные спасения не смогут продолжаться вечно.
Может придти время когда "как-будто" превратится в действительность!
Пуримская история - лишь отсрочка беды
И наконец ответ на последний 4-ый вопрос даёт нам Рав Ашкенази:
Буква "Вав" в начале предложения в Торе означает превращение послеследующего глагола из будущего времени в прошедшее и наоборот.
Слова "в дни (бймей)" означают ход времени, историю.
"И было в дни (Вайги бймей)" - это горечь несбывшейся надежды, когда история даёт тебе уникальную возможность, а ты своими руками разрушаешь её. Рав Ашкенази ("Маниту") указывает на интересную деталь. Когда рассказывают о Пуриме в детском саду - это весёлый рассказ со счастливым концом. По правде говоря это не совсем так - ведь как кончается история : Эстер продолжает оставаться в маске, женой Ахашвероша. Мордехай - министром Персии а не еврейского государства. Была надежда что возвращение к Творцу будет полным и включит в себя возвращение в страну Израиля. Однако чудо, которое произошло в Пурим не было полным, так как мы не поняли урок до конца. Прав был Талмуд утверждая, что Пуримская история лишь отсрочка беды, но не её полное устранение. Возвращение к Богу было неполным. Даже во время 2-го храма большая часть евреев осталась в рассеянии. Жаль, что то что могло стать счастливым концом, осталось маской, и эта маска остаётся и до сегодняшнего дня. Ведь и в стране Израиля можно продолжать оставаться в маске как преклоняясь перед мировым общественным мнением называя части Страны Израиля территориями, так и считая что можно жить на этой святой земле без связи с Творцом.
Рав А.Вайнгорт «Причины смертельной угрозы, нависшей над евреями в дни Пурима»

Контрольные вопросы

ДВ-10. В чем сходство и различие данных статей?

КВ-11. В чем же трагедия Пурима ?

КВ-12. Существует ли эта трагедия сегодня, в наши дни?

КВ-13. В предыдущем курсе вы выучили,что «должен еврей напиться в Пурим». В свете данных статей, на ваш взгляд, какой в этой традиции смысл и причина?

2)Маска и Пурим.

Сравните теперь два следующих отрывка:

В праздник Пурим принято устраивать маскарад. Традиция эта связана со словами из Свитка Эстер (9:1): "[И в тот день, когда надеялись враги евреев одолеть их]... - перевернулось все наоборот, [и евреи одолели врагов своих]". Это "переворачивание" символизируется переодеванием, пуримшпилем.
П.Полонский «От Пурима к Песаху…»

Рабби Носсон Шерман отмечает еще один момент: имя Б-га не упоминается в Мегилле ни разу!
Однако, когда все события оказываются взаимосвязанными, присутствие Б-га становится очевидным в каждой детали происшедшего. Каждый кусочек этого великого “пазла” точно ложится на свое место. Каждый, читающий Мегиллу, понимает, что Б-г управляет делами людей так же, как он делал это в Египте, в пустыне и позднее на Святой Земле. Именно потому, что Он не упоминается в Мегилле, его присутствие в ней еще более значимо, чем в других книгах Танаха.
“В Мегилле мы видим проявление царской власти Б-га, высшее воплощение его беспредельной власти и мудрости... На самом деле   Б-г совсем не скрыт. Его отсутствие кажущееся! "
«Пурим»

Контрольные вопросы

КВ-14. Как на ваш взгляд, может ли существовать связь между традицией одевать маски в Пурим и тем, что в Мегилле не упоминается имя Бога?

3)Особые Пуримы.

Прочитавйте следущую статью:

ОСОБЫЕ “ПУРИМЫ”

Историки насчитывают почти сто особых “Пуримов”, каждый из которых отмечается всей страной или отдельным городом. Отдельные люди и, тем более, отдельные города, которым угрожала смертельная опасность, неожиданно спасенные чудесным образом, могут установить личный “Пурим” для себя и своих потомков, в годовщину этого события. Праздничная трапеза в ознаменование очередной годовщины такого чудесного избавления имеет статус “сеудат мицва” (праздничной трапезы). Один из самых известных таких “пуримов” - ПУРИМ САРАГОСЫ (северо-восток Испании). 17 числа месяца Шват 5180 г. (1420) доносчик обвинил евреев в том, что они обманули короля Альфонсо Y, принеся на прием, устроенный в его честь, пустые футляры свитков Торы. Футляры были конфискованы, и в них чудесным образом оказались свитки Торы, что спасло евреев от неотвратимой казни. Рассказ об этом Б-жественном избавлении тогда же был записан на свитке. Евреи Алжира празднуют ПУРИМ ЭДОМ 14 числа месяца Хешван и Пурим Таммуз 11-го Таммуза. В эти дни в 5301 (1541) и в 5535 (1775) годах соответственно еврейская община Алжира была избавлена от неминуемой гибели, когда турецким правителям страны удалось отразить натиск испанских завоевателей. Если бы последние одержали победу, они бы, безусловно, уничтожили еврейский квартал. АНКОНА, морской порт Италии, был разрушен землетрясением 21 числа месяца Тевет 5440 г. (29 декабря 1690). Еврейская община города чудесным образом избежала гибели, в память об избавлении в этот день празднуется ПУРИМ АНКОНА. Разбушевавшаяся толпа угрожала евреям АВИНЬОНА (Франция) 8 числа месяца Шват 5517 г. (1757) и они уцели лишь благодаря вмешательству Всевышнего. В 5284 г. (1524) губернатор Каира (Египет) Ахмед Паша попытался получить большую сумму денег от директора монетного двора Авраама Кастро. Ахмед угрожал уничтожить еврейскую общину Каира, если деньги не будут доставлены ему к 28 числу месяца Адар. Именно в этот день Ахмед был убит его собственными солдатами. Они остались верны султану, против которого губернатор хотел поднять восстание. Евреи Египта празднуют этот день как ПУРИМ МИЦРАИМ. Еврейское гетто Франкфурта-на-Майне (Германия) подверглось жестокому нападению в 5374 г.(5 августа 1614 г.). Винсент Феттмильх, лидер союза антисемитов, возглавил толпу, принудившую евреев покинуть город. Император издал приказ об аресте Феттмильха, и 16 марта 1616 г. “новый Аман” и шесть его приспешников были повешены. Евреев с почетом вернули в город, и они постановили праздновать 20 Адара ПУРИМ ВИНЦ (Винсент), называемый также ПУРИМ ФЕТТМИЛЬХ.

Контрольные вопросы

КВ-15. Почему перечисленные пуримы так называются?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Как переводится название праздника на русский язык?



КВ-2. На что опирается традиция, отождествляющая Амана и “притеснителей евреев” с амалеком, и что она этим хочет нам сказать?



КВ-3. Кто такой Амалек, чем он характерезуется? Каких из врагов Израиля за последние 300 лет можно отнести к Амалеку, а каких нельзя?



КВ-4. Какие моральные проблемы были у Шауля? Что вы сами думаете по этому поводу?



КВ-5. Сформулируйте идею “скрытых чудес” изложенную в этой статье.



КВ-6. Объясните утверждение: “Книга Эстер является логической завершающей книгой ТаНаХа, ибо она отделяет библейскую еврейскую историю от пост-библейской”



КВ-7. Так почему же Пурим всегда предшествует Песаху?



КВ-8. Почему важно не различить Амана от Мордехая?



КВ-9. Почему, на ваш взгляд, в Пурим принято, помимо обычных пожертвований, посылать подарки и еду друзьям и бедным?



ДВ-10. В чем сходство и различие данных статей?



КВ-11. В чем же трагедия Пурима ?



КВ-12. Существует ли эта трагедия сегодня, в наши дни?



КВ-13. В предыдущем курсе вы выучили,что «должен еврей напиться в Пурим». В свете данных статей, на ваш взгляд, какой в этой традиции смысл и причина?



КВ-14. Как на ваш взгляд, может ли существовать связь между традицией одевать маски в Пурим и тем, что в Мегилле не упоминается имя Бога?



КВ-15. Почему перечисленные пуримы так называются?