МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций "Основные идеи еврейских праздников"для "продвинутых"

Примечание: Лекция находится в процессе доработки

Лекция 13. 9 Ава.

  1. Источники.
  2. Название.
  3. Основные идеи.
  4. Место в структуре памятных дней.
  5. Основные законы.
    1. Канун 9 Ава
    2. Пост 9 Ава
    3. Особенности молитв
    4. Ночь после 9 Ава
  6. Философские идеи
    1. Разрушение Храма и вызванный им экономический и моральный кризис Эрец-Исраэль
    2. Экономическое положнеие Эрец-Исраэль после разрушения Храма.
    3. Влияние разрушения Храма на еврейскую диаспору.
    4. Национально-освободительное движение евреев как попытка возвратить Храм.
    5. Изгнание евреев из Эрец-Исраэль и прекращение еврейской государственности в ней.
    6. 3аключение. Иерусалимский Храм - полноценная еврейская жизнь в Эрец-Исраэль.
    7. Память о разрушении храма

1.Источники.

Согласно мишне Таанит (4:6) четыре беды постигли еврейский народ Девятого ава:
1. Всевышний огласил приговор: все сыны Израиля старше 20 лет должны умереть в пустыне. Таким стало наказание за "грех разведчиков": десять из двенадцати глав колен, посланных на разведку, плохо отозвались об увиденном в стране Израиля и сказали, что страну Кнаан завоевать невозможно (Бамидбар, 14:29).
2. Иерусалим и Первый Храм были разрушены армией вавилонского царя Навуходоносора (586 г. до н.э.).
3. Второй храм был разрушен римлянами под предводительством императора Тита (70 г. н.э.) Позднее, также девятого Ава, правитель Турнус Руфус перепахал территорию Храма и запретил евреям вход в Святой Город.
4. Император Адриан овладел крепостью Бейтар, последним оплотом Бар Кохбы. Так закончилась последняя попытка евреев сохранить свою независимость. (135г.н.э.)

2. Название.

Пост этот, отмечающийся в память многих печальных событий, происшедших в этот день, назван в соответствии со своей датой
Дополнительное название - "Цом Хамиши" - "Пост пятого месяца"(Захария 8:19) а также "Пост в память разрушения Храма"

3. Основные идеи.

СКОРБЬ И ПОСТ У ЕВРЕЕВ

Проф. Давид Флюссер

Известно, что наши мудрецы были против бытующего преувеличения в выражении скорби, отличавшейся некоторой театральностью еще в средние века. Они считали, что нельзя не выражать печали, но и черезчур печалиться не следует. Душа сплетена из радости и печали. Наши мудрецы определяли выполнение законов о скорби. Они подходили к этой идее закона с большой педантичностью. Почему? Скорбь - естественное как-будто явление. Она натуральна. А взрывы человеческих чувств стали объектом религиозного чуда. Нет ли в этом подходе отсутствия чувствительности? Нет, как раз наоборот! Пост и скорбь стали умеренными, стали выражением религиозности еврейства. Тот, кто имеет опыт в постах и скорби по указанию Торы, поймет, что в этих законах заложена глубокая мудрость. Человек, соблюдающий эти законы, с одной стороны, дает выход своим чувствам, а с другой стороны, его чувства будто организованны, собранны и не являются бессознательным инстинктом, не являются только внешним явлением.
Постящийся и скорбящий человек уменьшает немного свою боль и все его чувства обращены к небесам. Какое величие в благословении о справедливом суде [которое произносят в память умершего близкого человека]! В этих словах есть и выход, и потрясение, и признание Высшего Господства в самую для человека тяжелую минуту. Это благословение будто открывает произносящему его новый путь к жизни без легкомыслия, открывает то, что составляет, может быть, глубочайшую тайну бытия.
Мы говорим здесь о посте и скорби, основа которых заложена в отклонении на пороге магически-чувственного подхода и в обращении к Всевышнему и к лучшим, возвышенным сторонам своего существа. Но иудаизм не исчерпывает содержание поста только этим. У нас пост связан с раскаянием, а раскаяние - одна из главных ценностей иудаизма.
Пост, если можно так сказать, является вспомогательным психологическим средством раскаяния. Евреи верят, что если народ вернется к Всевышнему, он будет достоин милосердия и всепрощения. Но плата за благое дело - само дело. Выходит что пост является как бы простым средством очищения человека от греха. Пост отделяет человека от обыденности, будничности, от грубой материальной стороны жизни и обращает его, если пост сопровождается истинно сильными чувствами, к Всевышнему. Кто удостоился поститься сосредоточенно, особенно в Йом-Кипур, тот заново родится. Пост помогает творить нового человека, отрешившегося от суеты, заслоняющей вечное, непроходящее, человека духовного здоровья, духовной чистоты, готового к постоянному совершенствованию, к преодолению и изменению инстинктов.
В решающие для народа часы, евреи очищались раскаянием и постом. Поэтому так часто постились в эпоху Второго Храма, когда у нас возродилась нация, полная желания жить в любви и преданности ко Всевышнему.
Сегодня пост - одно из богатств нации, жизненную важность которого явно недооценивают не только светские, но и религиозные круги. Сегодня любят торжества, знамена, народные собрания, выборы, чтение газет, массовые зрелища и тому подобное, и, не чувствуя, что все это не имеет значения само по себе, видят в этом цель своей жизни. Нельзя, конечно, в рамках нашей общественной жизни отрицать важность этих церемоний. Можно понять, что пост светскому человеку, если рассмотреть его приземленность соотносительно с высотой человеческого образа и призвания, кажется и с психологичнской стороны несуразицей, а в особенности, если он не испытал его. Поэтому желательно по высшему образу, который мы в себе несем и по призванию, чтобы мы приняли на себя учение наших предков во всей полноте его бремени. И тот факт, что сегодня это труднее, чем это было в прошлом, должно бы быть существенным признаком того, что необходимо возвращаться к Всевышнему через трудности и поститься со спокойным сердцем и с большой готовностью. О том, что ждет нас, если мы пойдем этим путем, известно из Торы, Пророков, Писания и слов наших мудрецов всех поколений.

Контрольный вопрос

КВ-1. Сравните эту статью со статьей А.Кармиэля "Цель постов" из лекции "9 Ава" и найдите различие и сходство во мнениях авторов.

ЭХО ТРАГЕДИИ В ВЕКАХ

Как объясняют мудрецы, месяц Ав всегда был месяцем трагедий и неудач. "Приходит Ав - уменьшаем радость". И это - справедливое замечание, т.к., оглянувшись назад, нельзя не заметить, что многие несчастья в еврейской истории выпадали на даты, связанные с разрушением Первого и Второго Храмов.
Вот список печальных исторических событий, произошедших девятого Ава (См. таблицу)
586 до н э. 70 н. э 135 н .э. 1242
Вавилонская армия разграбила Иерусалим, уничтожила Храм, построенный Соломоном, изгнала евреев из Эрец-Исраэль Римские легионы под предводительством Титуса сравняли с землей Второй Храм, тысячами убивали евреев на улицах, оставшихся в живых отправляли в изгнание и продавали в рабство. Крепость Бейтар пала под натиком римлян, положив тем самым конец восстанию Бар-Кохбы.
1096 1146 1189 1242
Первый крестовый поход принес смерть и разрушение еврейским общинам в долине Рейна. Период второго крестового похода. Еще одна массовая резня еврейских общин Германии и Франции. Третий крестовый поход привел к кровавым еврейским погромам на всей территории Англии. Двадцать четыре телеги талмудических книг сожжено в Париже служителями церкви
1290 1306 1348 1480
Изгнание евреев из Англии. Изгнание евреев из Франции. Эпидемия чумы под названием Черная Смерть вдохновила толпу на еврейские погромы по всей Европе Инквизиция решила "спасать души" евреев сжигая тела тех, ето отказывался креститься
1492 1567 1648 1882
Евреи изгнаны из Испании, где они процветали несколько веков Изгнание евреев из Италии Орды Хмельницкого вырезали тысячи польских евреев. Правительство России провоцирует погромы во всей черте оседлости
1914 1938 1939 1978
Начало первой мировой войны. Евреи Восточной Европы оказались "меж двух огней": Германия и Австрия с запада и Царская Россия, наступающая с востока Дата открытия Международной конференции Беженцев в Эвиане (Швейцария). Демократические державы, включая США, Канаду и ЮАР, отказались открыть двери еврейским беженцам, подписав таким образом смертный приговор миллионам 1Верховное командование Вермахта издало указ об аресте евреев и поляков призывного возраста. В результате началась массовая атака на евреев, независимо от возраста. Такова прелюдия молниеносного наступления немцев на Польшу. Миллионы евреев оказались жертвани нацистского "окончательного решения еврейского вопроса" Многие советские граждане еврейской национальности осуждены и отправлены в Сибирские лагеря. В из числе -знаменитые "отказники", такие как Анатолий Щаранский, Ила Нудель и Александр Гинзбург.

4.Место в структуре памятных дней.

Прочитайте отрывок из статьи Г. Вука "Девятый день месяца ав": Евреи отмечают девятый день месяца Ав постом и всеми самоограничениями, как Йом Kunyp, не прекращая работы. Некоторые евреи в течение первых девяти дней месяца Ав не едят мяса. Очень набожные люди надевают траурные одежды, перестают бриться, стричь волосы и три недели избегают вечеринок и празднеств, начиная с семнадцатого дня месяца Тамуз (когда войско Навуходоносора ворвалось в Иерусалим) и кончая девятым днем месяца Ав. В еврейском календаре есть еще несколько дней национальной трагедии, которые отмечаются постами, но ни в один из этих дней пост не длится столь долго и нет такой продолжительной литургии, как в девятый день месяца Ав.

5.Основные законы.

5.1. Канун 9 Ава

В конце дня (до заката) устраивают сеуда hа-мафсекет - "заключительную трапезу". Эта трапеза - траурная. На ней не должно быть больше одного вареного (или жареного, печеного и т.п.) блюда. Если в одной кастрюле варятся разные продукты вместе, это считается одним блюдом. Но принято съесть вареное яйцо - символ траура - и далее утолять голод хлебом, овощами, фруктами и молочными продуктами. Некоторые едят только хлеб с солью, однако днем можно плотно поесть, чтобы пост был не так тяжел. В заключительной трапезе не следует участвовать больше, чем двоим; если ели все-таки втроем, эти трое объединяются, как обычно, для совместного благословения ("Зимун"). Если 9 Ава выпадает на воскресенье, то в предшествующую Субботу третью трапезу не затягивают на время после захода солнца, а hавдалу после Субботы делают в сокращенном виде: с благословением на свечи, но без благословения на вино и пряности. Если 9 Ава выпадает на Субботу, пост переносят на воскресенье.

5.2. Пост 9 Ава

9 Ава нельзя есть, пить, мыться, смазывать тело, носить кожаную обувь, вступать в интимную близость с женой. Эти законы распространяются и на ночь. При необходимости можно отмыть грязь с рук. Встав утром после сна, нужно помыть пальцы до второго сустава. Ребенка (младенца) можно мыть и смазывать. Запрещено учить Тору, т.к. это радость. Но можно читать траурную главу из трактата Моэд Катан и описания разрушений в трактате Гитин, а также учить книгу Эйха (Плач Иеремии) и книгу Иова. Можно читать описание бедствий в пророчествах Иеремии; но утешительные слова читать не следует. Не следует первому здороваться, но тихо отвечать на приветствия можно. Не следует заниматься работой, требующей длительного времени, особенно до полудня. Вечером и днем до полудня можно сидеть только на низкой скамейке (высотой не более трех ладоней, что составляет приблизительно 24 см). Не следует прогуливаться по улицам, чтобы не вступить в праздную беседу. Некоторые ночью в знак траура спят не в своей постели; если же спать в своей постели, то лучше что-нибудь изменить на кровати. Готовить принято только после полудня. Не следует курить до полудня, а после полудня можно, но не публично. Не нужно носить красивую и новую (или постиранную) одежду. Многие после полудня делают уборку, т.к. 9 Ава мы особенно ждем прихода Машиаха.

5.3. Особенности молитв

В Маариве (вечерняя молитва) после молитвы Шмоне Эсре читают кадиш, затем - книгу Эйха (Плач Иеремии) и наконец - кинот (молитвы плача). При чтении Шахрита (утренней молитвы) не надевают ни тфилин, ни талит гадоль, но только талит катан; тфилин и талит гадоль надевают к Минхе. К Торе вызывают трех человек. Читают отрывок из книги Второзаконие, из главы "Ваэтханан", а также отрывок из книги Иеремии о разрушении Храма.

5.4. Ночь после 9 Ава

После захода моют руки, но до полудня 10 Ава принято не мыться полностью, не стричься, не стирать и соблюдать законы траура так, как это делают с 1 по 9 Ава (т.к. Храм догорал до полудня 10 Ава). Но если 10 Ава - пятница, в честь приближающейся Субботы эти законы отменяются. Если 9 Ава выпало на Субботу и пост соблюдают в воскресенье, 10 Ава, то эти полутраурные законы распространяются только на ночь с воскресенья на понедельник, а с утра понедельника запреты снимаются.

6.Философские идеи.

6.1 Разрушение Храма и вызванный им экономический и моральный кризис Эрец-Исраэль Религиозные проблемы, возникшие после разрушения Храма..

И наступило 9-е Ава, и римляне разрушают Храм. Храм разрушен. С того момента, когда Храм разрушен, некуда больше идти. Обыкновенный еврей, который живет в любом конце страны, в то время должен знать, что он делает дальше. Приближается Суккот, после этого приближается Песах. Что ему делать? Как ему быть? Ему надо идти к Иерусалиму, и не только ему некуда прийти, поскольку Храм сожжен, но сама столица, сам Иерусалим разрушен. Ему некуда прийти, он должен будет стоять где-нибудь вдали от Иерусалима и смотреть на разрушенный город. В этом состоит мицва паломничества? В этом состоит заповедь паломничества, которая относится к трем праздникам в году? Не может этого быть.
А как быть со священниками? Как священнику себя вести? Ему негде служить. Он не знает, нужно ему теперь брать десятину или нельзя, как вести себя с первенцами, как вести себя с подарками, которые ему приносят, как быть с принесением жертвы, как быть с женщиной, которая рождает ребенка, и должна после рождения ребенка принести жертву и не знает, как это сделать, не знает, что делать, поскольку нет Храма, поскольку нет того самого места, вокруг которого концентрируется вся еврейская жизнь.

6.2. Экономическое положнеие Эрец-Исраэль после разрушения Храма.

Правильно, что, согласно историческому анализу того времени, римляне после разрушения Храма не начали изгнание еврейского народа. Как правило, нам свойственно отождествлять изгнание с разрушением Храма, и не зря, но исторически это неверно. Изгнание началось через несколько десятков лет после разрушения Храма. Только после восстания Бар-Кохбы началось изгнание, и тогда тоже не было закончено. Прошло еще несколько десятков лет после Бар-Кохбы, когда изгнание было завершено.
Поэтому верно будет сказать, что само разрушение Храма не явилось изгнанием. Евреи продолжали жить в Эрец-Исраэль, продолжали жить в этих деревнях. Только Храм был разрушен, вся остальная страна оставалась неразрушенной. Даже, можно сказать, наоборот, поскольку римляне пытались развить одну из своих провинций, строили мосты, строили свои местные храмы, строили новые деревни, строили новые города, строили для себя дачи, и т.д.
Римляне не разрушали страны, и поэтому жизнь евреев, казалось бы, экономически могла оставаться совершенно цветущей, совершенно нормальной, но - как быть, что делать, если мы видим, что евреи не хотят этой жизни? Состояние еврейского народа накаляется изо дня в день, из года в год, и в итоге взрывается в мощное восстание против римлян. Восстание настолько сильное, что, по некоторым историкам, - это было восстание Бар-Кохбы, - по некоторым историкам, дошло до Иерусалима и даже сумело на короткий очень период времени освободить Иерусалим. Скорее всего, даже не смогло начать или даже возобновить служение в Храме, но, согласно некоторым источникам, Бар-Кохбв дошел до самого Иерусалима. Восстание Бар-Кохбы было около 60-70 лет спустя после разрушения Храма.
Мы видим, что в принципе народ не смирился с тем, что ему дали некую экономическую и культурную автономию, но при этом разрушили Храм и разрушили его религиозную, культовую жизнь. Во-первых, эта самая религиозная жизнь повлияла и на экономические стороны жизни тоже, как я уже описал, Храм был гигантским местом, который концентрировал в себе экономическую, промышленную деятельность. Во-вторых, сельскохозяйственная деятельность, которая концентрировалась вокруг Храма, тут же прекратилась. В-третьих, культурная и религиозная жизнь, которая была вокруг Храма, прекратилась, не просто прекратилась, а была разрушена.
Все состояние еврейского народа было покороблено, изменено. Еврейские мудрецы начали задумываться о том, как продолжать соблюдать Тору, как продолжать соблюдать заповеди, когда почти половина заповедей зависит от состояния Храма, от того, что Храм существует или не существует. Начали писаться новые книги, начала записываться устная Тора, поскольку уже можно было почувствовать запах изгнания, запах разрушения страны.

6.3. Влияние разрушения Храма на еврейскую диаспору.

И совершенно понятно, что есть еще один фактор, который мы даже не упомянули. У еврейского народа была большая диаспора, которая насчитывала миллион человек, иногда даже, по некоторым подсчетам, намного больше, в разных странах мира, в том числе и в Римской Империи, в том числе и в бывшей Греции, в том числе и в Египте, в том числе в Вавилоне, в Месопотамии. К тому времени была огромная еврейская диаспора. Для нее, для этой диаспоры, Храм являлся единственной связью с Эрец-Исраэль, единственной связью с их братьями, живущими в других странах мира. Евреи из Египта, евреи из Рима могли встретиться друг с другом только в Храме, не говоря о том, чтобы встретиться с самой страной Израиля. Эта встреча тоже прекратилась, была остановлена.

6.4 Национально-освободительное движение евреев как попытка возвратить Храм.

Мы становимся свидетелями того, что еврейский народ находится в растерянности, в экономическом упаде, в духовном упаде, в поиске дороги, в поиске нового пути. Понятно, что огромная часть еврейского народа в результате этого поиска приходит к выводу, что нужно поднять восстание, что нужно отвоевать Храм, что нужно отвоевать Иерусалим, и нужно вернуть наши еврейские дни, как они были раньше. Нужно вернуть наш еврейскй образ жизни, как он был до разрушения Храма.
Восстание поднимается сначала в диаспоре, массовое восстание диаспоры. После этого поднимается восстание внутри Израиля, и т.д. Мы знаем, что сами по себе восстания потерпели поражения, но при этом восстания заявили раз и навсегда, что нам незачем жить в Эрец-Исраэль, нам незачем жить в Земле Израиля, если мы не можем служить в Храме, если мы не можем быть и соблюдать настоящий еврейский закон, полноценный еврейский закон, жить полноценной еврейской жизнью. Нам незачем не только жить в Израиле, нам незачем жить без полноценного соблюдения еврейского закона.
После прихода к такому выводу евреи поднимаются на восстание. Часть евреев поднимается на восстание, часть евреев уходит от иудаизма. Мы знаем, что к этому периоду как раз относится усиление и создание христианства, которое тогда начинает набирать свою силу и заявляет о себе как о новой мировой религии. Именно тогда оно берет свои источники, в период этого самого кризиса.
Совершенно неверно говорить, что из-за того что экономическое состояние Израиля в принципе не очень было повреждено в результате разрушения Храма, неверно говорить, что влияние на жизнь конкретного еврея, еврея, который живет где-нибудь в Тверии или в Беэр-Шеве тоже было достаточно незаметным или элементарным для сравнения с тем, что могло было быть. Нужно понять, что евреи чувствовали себя в полном кризисе, чувствовали, что цель их жизни, что весь их образ жизни изменен, переломан. И уже не готовы были продолжать эту жизнь обыкновенно. Зачем выращивать плоды, если невозможно отдавать десятину в Храм? Зачем рожать детей, если невозможно после рождения ребенка принести жертвы?

6.5. Изгнание евреев из Эрец-Исраэль и прекращение еврейской государственности в ней.


Более того, мы знаем, что римялне позже начали и религиозные репрессии, запретили, допустим, обрезание. Как можно было жить в таком состоянии? Понятно, что это было очень тяжело, очень непросто, и в итоге эта жизнь, эти вопросы приводят к восстанию, цель которого однозначна, цель его - восстановить Храм. В этом случае мы являемся свидетелями уникального примера национально-освободительного движения. Как правило, национально-освободительное движение ставит перед собой цель освобождения от чужого ига. В данном случае евреи могли совершенно спокойно оставаться под римским игом, под римской властью. Восстание было направлено, как правило, не против римской власти, а против разрушения Храма и против запрета служить в Храме еврейскому народу.
Таким образом, мы видим, что это уникальное национально-освободительное движение приводит к мощному восстанию, мощнейшему восстанию. Римлянам, с их самой сильной армии в мире, потребуется долгое время, чтобы остановить, подавить это восстание. После подавления восстания римляне пришли к выводу, что евреев нельзя оставлять в Эрец-Исраэль. Мы знаем, что гибнут сотни тысяч евреев от рук римлян, что уничтожены сотни, около тысячи, как говорят историки, городов, деревень, населенных пунктов еврейских, что полностью подрывается экономика страны. Евреи выселяются насильно из Эрец-Исраэль.
В принципе Эрец-Исраэль превращается в течение нескольких лет в пустыню, в которой нет места экономике, в которой нет места культуре, в которой нет места Храму. И это самый печальный итог, к которому могло привести разрушение Храма. После разрушения Храма через несколько десятков лет следует разрушение всей еврейской жизни в Эрец-Исраэль, и евреи оставляют Эрец-Исраэль не по доброй воле, а по указу римских императоров евреи вынуждены оставить Эрец-Исраэль. Евреи покидают свое государство. Так мы являемся свидетелями остановки, прекращения еврейской государственности в Эрец-Исраэль 2000-летней давности. Здесь мы видим, после этого описания мы начинаем понимать, какое значение было у Иерусалимского Храма в жизни еврейского народа. Ключевое значение, можно сказать, и то, что это было ключевое значение, может подтвердить последующая история еврейского народа.
6

.6. 3аключение. Иерусалимский Храм - полноценная еврейская жизнь в Эрец-Исраэль

. Мы знаем, что евреи, как правило, не создали за 2000 лет изгнания не создали литературных произведений, не создали юридических книг, не создали трудов, которые бы говорили о еврейской государственности, которые бы говорили о еврейском независимом государстве в Эрец-Исраэль. Хотя это, конечно очень важно, именно эти упоминания, но все, что касается еврейской культуры, поэзии, религии, когда они имели ввиду изучения Торы. Все, что касается еврейской плодотворной жизни, посвящено, как правило, евреям Иерусалима, посвящено евреям Эрец-Исраэль, посвящено возвращению в Храм и полноценной службе Всевышнему, полноценному исполнению законов Торы.
Это очень важно понять, что евреи в процессе галута, в процессе 2000-летнего изгнания продолжали ставить перед собой целью возвращение в Иерусалим, возвращение в Израиль, возвращение в Храм, отстраивание заново Храма, и менее думали о том, как они смогут создать самостоятельные предприятия, самостоятельную армию, самостоятельную экономику. То, что их волновало, - это полноценное исполнение Торы, полноценная служба Всевышнему.
Совершенно понятно, что остальные вещи: самостоятельная экономика, самостоятельная армия, самостоятельное государство - являются необходимым средством, необходимой ступенькой по дороге к возвращению Храма, к возвращению, о котором мечтали евреи. Но это всего-лишь навсего средство к настоящей цели. Настоящая цель - это полноценная служба Всевышнему.
Итак, если мы в одном предложении захотим обобщить, что такое Иерусалимский Храм, то Иерусалимский Храм - это полноценная еврейская жизнь в Эрец-Исраэль, полноценная служба Всевышнему. Это то, что имели евреи, это то, что они потеряли, это то, чего они продолжали все 2000 лет изгнания ждать, и сегодня продолжают ждать это еще более настойчиво, и продолжают прилагать более настойчивые усилия для того, чтобы вернуть еврейскую жизнь к своим вершинам, на которых она была раньше, и поднять ее еще позже.

6.7. ПАМЯТЬ О РАЗРУШЕНИИ ХРАМА

Мудрецы постановили, что при каждом радостном событии человек должен вспомнить о разрушении Храма. Об этом говорится в Псалме: "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука. Пусть прилипнет язык мой к небу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселия моего" (Псалмы 137:5-6). С памятью о разрушении Храма связаны многие обычаи. Например, когда человек штукатурит и окрашивает дом, он должен оставить у двери недоделанный кусочек (квадрат со стороной примерно 50 см). Или: женщина не должна надевать сразу все свои украшения; во время свадьбы под хупой разбивают бокал и т.п.
Наши Мудрецы отметили: "После разрушения Храма некоторые перестали есть мясо и пить вино". Рабби Йеhошуа спросил их, почему. Они ответили: "Как мы можем есть мясо, ведь мясо приносилось в жертву в Храме, которого больше нет. Как мы можем пить вино, ведь оно использовалось для возлияний!" Он сказал: "Значит, нельзя есть и хлеб - ведь хлебные приношения тоже прекратились". Они ответили: "Мы будем есть фрукты". Он сказал: "Но ведь бикурим (приношения первых плодов) тоже прекратились. И воду пить нельзя, потому что были возлияния воды". Они замолчали, а рабби Йеhошуа сказал: "Совсем не соблюдать траур нельзя, но и чересчур соблюдать его тоже не годится. Нельзя принять то, что большинство народа не может вынести. Поэтому и постановили: "Человек красит свой дом, но оставляет неокрашенный кусочек".



Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Сравните эту статью со статьей А.Кармиэля "Цель постов" из лекции "9 Ава" и найдите различие и сходство во мнениях авторов.