МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр   Учебные курсы по иудаике


К оглавлению курсa "Основные идеи еврейских праздников"

Лекция 6 Суккот

1. Общая структура праздника
2. Предисловие
3. Источники
4. Заповедь о сукке
5. Заповедь "АРБАА МИНИМ" (четыре вида растений)
6. Единство
7. Вода
8. Заключение
Список контрольных вопросов

1.Общая структура праздника

Суккот - это третий праздник месяца тишрей.

Праздник начинается 15 Тишри, на пятый день после Йом Кипура, и продолжается восемь дней. Он состоит из двух основных частей: собственно Суккота и Шмини Ацерет (буквально: “торжественное собрание восьмого дня”)

Законы двух этих праздников различны.

Структура праздника выглядит следующим образом:

15 Тишрей: Первый день Суккота – полный праздник

17-21 Тишрей: Холь hа-Моэд, т. е. полупраздничные дни Суккота

22 Тишрей Первый день Шмини Ацерет - полный праздник

В диаспоре, где праздничные дни удваиваются, Второй день Суккота –(16 Тишрей), а также Второй день Шмини Ацерета он же - Симхат Тора (23 Тишрей) –являються полными праздниками.

В Суккот, в каждый из семи дней, мы исполняем две заповеди - заповедь о сукке и о "четырех видах растений" ("арбаа миним"). Шемини ацерет ничем не отличается от других праздников - в этот день запрещены будничные работы, однако особые заповеди Суккота уже не исполняют.

2.Предисловие

(Из книги Г. Вука “Это Бог Мой”)

Суккот, или праздник Кущей: осенний праздник

Вот мы снова под полной луной, луной осеннего равноденствия, в пятнадцатый день месяца Тишрей. Все, что подарила людям земля, уже хранится на складах. Плоды, злаки, вино, масло — все переливается желтым, зеленым, красным, оранжевым, золотистым цветом. Земледельцы древнего Израиля, подобно земледельцам всех эпох и народов, собираются на свой осенний праздник, чтобы поблагодарить природу за ее щедрость.

Полная луна озаряет своим светом всех мужчин, женщин и детей Страны Израиля. Никто не остается дома. Закон Моисея гласит, что семь дней и семь ночей все евреи должны жить в шалашах, лишь частично прикрытых сверху зелеными ветвями, пальмовыми листьями или охапками травы. В этих непрочных жилищах семьи справляют праздник, поют, принимают гостей, едят, пьют и спят. Теплый климат Палестины позволяет им в эти дни жить так, как жили когда-то предки в пустыне в течение первых сорока лет своей независимости, до того как они завоевали Ханаан.

Суккот есть прежде всего праздник веселья и радости (в Талмуде он называется просто "Праздником” без всяких особых эпитетов). Для человека, живущего в богатом земледельческом краю и каждый год думающего о будущем урожае, обычай на неделю переселяться в шалаши — есть сознательный отказ от привычного комфорта, не дающий еврею забыть, что изобилие и сытость — это еще не все в жизни. В сукка (шалаше) под ночным небом ветер и дождь в любой момент могут доставить много неприятностей. Луна, свет которой пробивается сквозь ветви, предупреждает об изменчивости судьбы. Звезды (а согласно Закону, они должны быть видны сквозь листву) напоминают о том, что даже рассвет человеческой жизни — это всего лишь искра в таинственном мраке. Моисей сказал, что израильтянам должно раз в год переселяться в шалаши, дабы они не забывали о том, как жили в пустыне их предки.

Когда евреи рассеялись по странам с холодным климатом, обычаи, касающиеся сукка, изменились. Есть также евреи, которые невзирая ни на что спят в шалашах, если только позволяет погода, но большинство в них только молится и ест.

В американской еврейской жизни, особенно с ростом общин в пригородах, сукка нередко возрождается во всем своем старинном очаровании. Во время праздника урожая жизнь в шалаше — это веселое и к тому же поучительное приключение для детей. Те, кто горюют, что у евреев нет, например, такого красивого символа, как рождественская елка, никогда, видимо, не задумывались, что такое шалаши Суккот, а вернее всего, часто даже и не слыхали о них.

Такой шалаш легко построить у себя во дворе. Можно купить готовый переносный шалаш — это избавит вас от лишней работы. Вам ведь нужны только три или четыре стены, несколько жердей для крыши и ветки, листья, трава, чтобы положить их на жерди. В шалаше должно быть достаточно места для стола и стульев. Сукка украшается цветами, фруктами, овощами и всем, чем угодно, — только бы это придало шалашу праздничный и нарядный вид. Дети бегают из шалаша в шалаш, играя в гангстеров и полицейских так же, как они, наверное, играли и тридцать веков назад на холмах Иудеи, когда их родители строили свои шалаши. Другие дети помогают своим родителям украшать шалаш или даже полностью берут на себя эту работу — ведь она доставляет им столько удовольствия. На столе громоздятся фрукты, цветы, тыквы, связки колосьев. Голые стены постепенно завешиваются желтыми, алыми, зелеными гроздьями.

Наступает ночь. Семья ужинает в шалаше при свете луны, на столе стоят свечи, в воздухе — аромат плодов. Старые праздничные песни и гимны звучат так необычно на свежем воздухе. Если холодно, то все тепло одеты. Но, во всяком случае, это идиллический обед под открытым небом, в полумраке шалаша. Иногда вдруг зарядит дождь, и тогда в шалаше начинается веселая суматоха. Очарование нарушенного однообразия налаженного быта, превращение знакомых и привычных занятий и дел в веселое приключение делает Суккот неделей сплошного пикника, одновременно исполненного высокой символики и доставляющего огромное удовольствие.

В большом городе доставить себе это удовольствие довольно трудно. Трапезы всей общиной в шалаше на крыше или во дворе синагоги — это, пожалуй, единственное, что многие горожане могут себе позволить. Но даже такое скромное торжество может дать яркое представление о том, каким приятным праздником может быть Суккот.

Контрольные Вопросы:

КВ-1. В чем состоит исходный сельскохозяйственный смысл праздника Суккот?
Есть ли. аналогичные по смыслу праздники у других народов и культур
КВ-2. В чём состоит исходный исторический смысл праздника Суккот?

3. Источники

Книга "Ваикра", 23

(39) Но в пятнадцатый день седьмого месяца,
когда соберете вы плоды земли,
празднуйте праздник Господень семь дней:
в день первый покой и в день восьмой покой.
(40) И возьмите себе в первый день
плод дерева прекрасного (цитрон),
ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных,
и веселитесь перед Господом, Богом вашим, семь дней.
(41) И празднуйте этот праздник Господу
семь дней в году; это устав вечный в роды ваши,
в месяц седьмой празднуйте его.
(42) В шалашах (сукка) живите семь дней,
всякий житель в Израиле должен жить в кущах,
(43) Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля,
когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.

Контрольные Вопросы:

КВ-3. Выделите даты, законы и обоснования праздника, как они следуют из данных стихов.
КВ- 4. Связывает ли Тора праздник Суккот с еврейской историей или с сельским хозяйством?

4.Заповедь о сукке

(Сайт института Лукстейна)

Как исполняют заповедь о сукке?
Нужно есть и пить, и жить в сукке все семь дней,
Как днем, так и ночью, подобно тому, как живут в доме в другие дни года.
И все семь дней пусть считается дом временным жилищем,
А сукка - постоянным,
Ибо сказано: "В кущах живите семь дней"(Ваикра, 23)

Контрольный Вопрос:

КВ-5. Какие галахические следствия выводит РАМБАМ из слов Торы "В кущах живите семь дней"? Как он обоснует такой вывод ?

Филосовский смысл этой заповеди анализируеться в нижеследующей статье:

"В шалашах живите семь дней"

(1) Почему - шалаши, а не прочные дома?

Сразу после Йом Кипура евреи приступают к строительству "суккот" - шалашей, и с вечера 15 Тишрей начинается праздник Суккот, когда мы должны неделю жить в этих шалашах. Тора формулирует суть праздника следующим образом: "В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел Я их из Египта" (Левит 2З:4З). Евреи вышли из Египта неподготовленные - без запасов еды, без шатров. Они вышли в пустыню, надеясь на Божественную поддержку, и Бог сделал им шалаши для проживания и кормил манной с неба. Эти шалаши не были настоящими домами: крыша их не была прочной, через нее проникало солнце и капал дождь. И также манна, которую евреи получали с неба, не была пищей, которую можно было бы запасти на будущее, - она быстро портилась, и ее нельзя было оставить даже на следующий день.

Бог дал евреям шалаши и манну, но почему Он не мог сделать большего: дать им настоящие прочные дома и запас нормальной еды? Ведь для Него не сложно совершить любое чудо!

(2)Цель чуда - на только помочь, но и воспитать

Дело в том, что Божественное чудо является всегда строго отмеренным; его цель - не только в том, чтобы помочь евреям, но и в том, чтобы воспитать их. Дырявая крыша шалаша напоминает человеку, что он находится в Божественной власти. Манна, которую нельзя сохранить на следующий день, напоминает ему о непрочности земных богатств и невозможности существовать без постоянной Божественной поддержки.

Евреям было заповедано праздновать Суккот в середине осеннего месяца Тишрей, когда в Израиле завершается сельскохозяйственный год, земледелец собирает урожай и закрома его полны. Это момент, когда человеку легче всего почувствовать свою материальную силу и ошибиться, возгордиться и сказать себе: "Силой руки своей приобрел я все это богатство. Мои закрома надежны и полны, и я совершенно независим". Именно в этот момент Тора говорит ему: "Выходи из своего прочного дома, и иди в шалаш, в котором ты плохо защищен от солнца, ветра и дождя, и понимай и помни, что крыша над твоей головой всегда дырявая".

Праздник Суккот называется в Торе "временем нашего веселья", потому что прочный дом, достаток и прочие богатства приносят радость лишь тогда, когда человек понимает, что они в жизни - не основное, что они - лишь инструмент для выполнения его человеческой задачи; и они становятся источником несчастья, если человек порабощается ими. Дырявая крыша шалаша учит еврея чувствовать свою связь с Богом и не порабощаться материальными потребностями; и это - источник радости.

Контрольный Вопрос:

КВ-6. После выхода из Египта евреи жили в шалашах 40 лет подряд.Почему же именно осеннее время (Суккот) выбрано Торой для того, чтобы устроить праздник“памяти о жизни в Пустыне”?

5.Заповедь "АРБАА МИНИМ" (четыре вида растений)

Мы приводили выше заповедь Торы: Книга "Ваикра", 23 (40)

И возьмите себе в первый день
плод дерева прекрасного (цитрон),
ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Господом, Богом вашим, семь дней.

Мишна Сукка, 3:4, РАМБАМ, (Маймонид), Мишна Тора, Гилхот сукка вэ-лулав, 6:5 следующим образом разъясняет законы (Галаху) этой заповеди.

Рабби Ишмаэль говорит:
Это три отростка мирта (hадас),
И две ветви вербы, (арава)
И одна пальмовая ветвь (лулав),
И один цитрон (этрог).

Агадический мидраш Ваикра раба, (раздел 34:5, 12:1) разъясняет символику этой заповеди следующим образом:

"Плод древа прекрасного" - это Израиль,
Ибо у этрога есть вкус и аромат,
Так и Израиль: есть у него люди, знающие Тору и творящие добрые дела.
"Ветви пальмовые" - это Израиль,
Ибо у плодов пальмы есть вкус, но нет аромата, так и Израиль:
Есть у него такие, что знают Тору, но добрых дел не творят.
"И отростки дерева густолиственного" - это Израиль,
Как мирт, у которого есть аромат, но нет вкуса,
Так и Израиль: есть у него люди, творящие добрые дела,
но Торы они не знают,
"И вербы речные" - это Израиль,
Как верба, у которой нет ни вкуса, ни аромата, так и Израиль,
Есть у него люди, что ни Торы не знают, ни добрых дел не творят.
Как же поступает с ними Святой, да будет Он благословен?
Погубить их не желает, ибо говорит Святой, да будет Он благословен:
"Соберитесь вместе, свяжитесь воедино,
И пусть одни из вас искупают прегрешения других".

Контрольный Вопрос:

КВ-7. Как мидраш "Ваикра раба" объясняет необходимость единения еврейского народа?

Это символика заповеди “Четырёх видов растений” объясняется также в следующей статье.

6. Единство

Единство в поколении

Одно из красочных действий праздника Суккот - нетилат лулав -"вознесение лулава". Лулавом называется как лист пальмы, так и связанный с его помощью набор арба миним - "четыре вида". В Торе заповедано (Левит 23:40):

"И возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного, (этрог - вид цитрусового), листья финиковой пальмы (лулав), и ветви дерева густолиственного (мирт), и куста речного (ива)".

Лулав, мирт и иву крепко перевязывают (но не нитками, а лулавом же, чтобы в связке не было ничего, кроме перечисленных растений), берут их в правую руку, этрог в левую и, соединив, благословляют и потрясают последовательно в направлении всех сторон света. Эту процедуру повторяют все семь дней праздника.

В те времена, когда существовал Храм, "вознесение лулава" проводилось только в нем. Сейчас, когда Храма нет, наше "вознесение лулава" память о Храме, и каждый человек обязан исполнять эту заповедь Торы. Вознесение лулава символизирует единство народа:

Ива - у нее нет ни запаха, ни вкуса - это евреи, у которых нет ни знания Торы, ни добрых дел.

Мирт - запах у него приятен, но нет вкуса - это евреи, распространяющие, как аромат, добрые дела, но не обладающие Торой.

Лулав - финик сладок, но лишен запаха - это евреи, у которых есть Тора (они наполнены знаниями), но они не распространяют вокруг себя добрые дела.

И, наконец, этрог - обладатель и вкуса и запаха - это евреи, у которых есть и понимание Торы, и добрые дела в этом мире.

Все мы разные, но мы составляем один народ. И соединяя "четыре вида", мы показываем, что осознаем наше единство. Только когда эти четыре вида соединены вместе, их можно благославить. “Мудрые и добродетельные” евреи не могут и не должны отделяться от “простых и даже от пустых”, ибо все мы сидим в одной лодке, у всех общая судьба, и только соединяясь вместе, мы можем получить Божественное благословение.

Контрольный Вопрос:

КВ-8. В чем понимание идеи единства еврейского народа, символизируемое в “четырьмя видами растений” в Суккот, - отличается у автора данной заметки по сравнению с Мидрашем Ваикра Раба? Как вы думаете, чем объясняется данное различие?

Заметка, приведенное в предыдущем пункте, является начальным отрывком главы Единствоиз книги "Осенние праздники" изд-ва "Маханаим". Мы приведем ниже продолжениеэтой главы.

(1) [Продолжение темы “Единства в поколении.”]

Почему же "вознесение лулава", символизирующее единство евреев, производится именно в Суккот? Потому, что основной мотив этого праздника - "радость после очищения", веселье после Рош-hа-Шана и Йом Кипур дней тшувы и суда. Наши грехи являются перегородкой между евреями, они мешают нам чувствовать себя единым целым. Кроме того, они являются преградой между нами и Всевышним. Очистившись в Рош Ьа-Шана и в Йом Кипур, мы вновь провозглашаем наше единство и нашу близость к Богу.

Во время "вознесения лулава" следует взмахнуть им поочередно в направлении каждой из четырех сторон света, а также вверх и вниз. Это действие – тоже символ: единство евреев, провозглашаемое "четырьмя вида-ми", распространяется на весь мир, и, кроме того, на весь мир распространяется власть Бога и наша связь с Ним.

(2). Единство еврейского народа во всех его поколениях – обычай ”Ушпизин”.

Народ Израиля - это не только евреи, живущие сегодня, это также и ушедшие, и будущие поколения. Мы получили в наследство Тору, язык и Страну Израиля. Наши дети получат все это от нас.

В праздник Суккот, когда после очищения от грехов уничтожаются преграды между Израилем и Богом и перегородки внутри Израиля, мы начинаем острее ощущать связь с нашими истоками. Эта связь находит свое выражение в образе ушпизен - "высокие гости".

В книге Зоhар сказано: "Когда народ Израиля покидает свои дома и во имя Бога уходит в шалаши, он удостаивается Шехины, Божественного присутствия, и семь великих праведников спускаются в наш мир и приходят в шалаш в качестве гостей". Это Авраам, отец наш, Ицхак, отец наш, Иаков, отец наш, Иосиф праведный, Моисей, учитель наш, Аhарон Первосвященник, и Давид, царь наш. Они живут в шалашах со всем Израилем все семь дней праздника. Жизнь каждого из них в чем-то подобна дальнейшей жизни всего народа. Каждый из них олицетворяет один из аспектов взаимоотношения человека с миром. Например, Авра-ам олицетворяет хесед ("благородство", "способность отдавать"), Ицхак - аспект гвура ("сила", "способность удерживать") и т. д. Все эти различные аспекты в целом составляют еврейский опыт постижения мира. Более того, каждый из великих праведников не только олицетворяет какой-либо аспект еврейской жизни, но также и служит каналом в мистическом смысле, по которому притекают силы в соответствующие сферы "общенациональной души". Каждый еврей, изучающий Тору, чувствует свое родство с ними, чувствует, что события его жизни тесно связаны с их жизнями. Поэтому в праздник "веселья после очищения", когда уничтожаются преграды между евреями, и связь с предками ощущается особенно сильно, евреи рады приветствовать в своих шалашах тех, кому обязаны они своей верой и своим пониманием действительности. И перед тем, как сесть за праздничную трапезу, евреи приветствуют своих "высоких гостей". Текст этого традиционного приветствия приведен в махзоре (сборнике молитв и гимнов) на Суккот. В восточных общинах принято оставлять для этих почетных гостей специальные места.

(3). Единство и взаимоотношения евреев с миром.

Единство, радующее нас в Суккот, не исчерпывается внутренним единством еврейского народа и связью между ним и Богом. Праздник Суккот освещает нам также некоторые вопросы, касающиеся единства человечества, вопросы соотношения евреев с остальным миром, взаимоотношений Израиля с другими народами. Так пишет об этом рав Элияhу Ки-Тов: "Иди и посмотри, чем отличается Израиль от других народов. Когда праздник "у народов" - сердце их обращено к самим себе, когда же радуется Израиль, - сердце его обращено к миру".

Это видно, например, из порядка праздничных жертвоприношений в Суккот. Каждый день праздника, помимо обычных ежедневных и празд-ничных жертвоприношений, приносились особые дополнительные жертвы, и общее число этих дополнительных жертв - семьдесят. Они соответствуют семидесяти народам, которые произошли от сыновей Ноя и породили все современные народы и племена. Жертвы приносились для искупления грехов народов мира, чтобы благое Божественное влияние распространялось на всех, и, как говорится в молитве Алейну лешабеах, произошло "исправление мира под властью Бога", т. е. во имя установления царства Бога на земле. Чтобы исполнилось пророчество Исайи: "И не поднимет народ меча на народ, и не будут более учиться воевать" (Исайя 2:4).

За Израиль приносилась отдельная жертва в Шмини Ацерет, она не входила в эти семьдесят жертв за народы мира. И хотя сегодня у нас нет Храма и жертвоприношений, мы все равно должны пытаться осознать их значение. Израиль, даже будучи рассеян среди других народов, един и отделен от них. Но избранность Израиля не самоцель. У него есть особые функции и задачи в этом мире. Входя в шалаши, мы должны осознавать, что существуем не ради нас самих, но ради "исправления под властью Бога" всего мира.

И еще так говорит Мидраш: "Если бы народы мира знали, сколь важно для их собственной жизни существование Храма, то не только не стали бы разрушать его, но поставили бы вокруг него стражу, охраняющую Богослужение" (Бамидбар Раба 1). Царь Соломон, строя Храм, просил Бога: "Если повернется к Тебе и придет к Твоему Храму человек чужой, который не из народа Твоего,.. - то сделай ему по его просьбе" (Цари 1, 8:41-43). А о сынах Израиля просил: " Сделай ему по справедливости, в соответствии с тем, что Ты видишь в его сердце: если заслужил он, то дай ему, если же нет, то не давай" (Хроники II, 6:39).

Итак, в Суккот происходит переселение Израиля из постоянных жилищ во временные шалаши - т. е. признание над собой власти Бога - ради привнесения Божественного начала в мир.

Контрольные Вопросы:

КВ-9. Перечислите основные аспекты единства, отмечаемые в праздник Суккот. Какие из них являются установлением Торы, а какие установились в процессе дальнейшего развития иудаизма?
КВ-10. В отрывке “Единства в поколениях” объяснялось восприятие лулава как символа единства народа. Как вы думаете, таков ли смысл вложен в эту заповедь Торой?

Ниже приведен отрывок из гл. 4 “Вода” раздела ”Суккот ” книги ”Осенние праздники” изд-ва ”Маханаим”.

7. Вода

После изучения вопросов шалашей и единства рассмотрим тему воды. Этот аспект тоже очень важен. Он проходит через все празднование Суккота - Шмини Ацерета - Симхат Торы и имеет три основные составляющие: черпание воды и возлияние ее на жертвенник в Суккот, молитва о дожде в Шмини Ацерет и празднование Симхат Тора.

(1). Возлияние воды на жертвенник

Во времена существования Храма происходило в праздник Суккот "черпание воды из источника и возлияние ее на жертвенник". Это было единственное время в году, когда на жертвенник, кроме вина, возливалась еще и вода. Черпание и возлияние воды было временем наибольше-го веселья, самые степенные и уважаемые раввины в этот день плясали и пели. Про рабби Шимона бен Гамлиэля, руководителя Сангедрина, рассказывают, что он брал в руки восемь зажженных факелов и жонгли-ровал ими в знак своей радости. И еще так сказано в Талмуде: "Тот, кто не видел "симхат бейт hа-шоэва" - "веселья черпания воды", тот вооб-ще не видел в своей жизни настоящего веселья".

Суккот - время радости, радости после очищения. Тора указывает нам особенно радоваться и веселиться в Суккот даже по сравнению с другими праздниками. Но почему это веселье связано с возлиянием во-ды на жертвенник? Мы можем лучше понять это после того, как рассмотрим молитву о дожде в Шмини Ацерет и празднование Симхат Тора.

(2). Молитва о дожде

В Шмини Ацерет произносят молитву о дожде. Это довольно длинная молитва, состоящая из собственно просьбы о дожде и нескольких пиютов (стихов, гимнов). Она читается очень торжественно.

В Земле Израиля нет больших рек, которые, в определенное время разливаясь, орошали бы поля. Весь урожай Земли Израиля зависит от дождя и от росы, и это характерное ее качество. Когда евреи выходили из Египта, то они задали Моисею вопрос: "Зачем Бог ведет нас именно в эту страну? Ведь египтяне наверняка не менее злодейский народ, чем ханаанеи, почему бы Богу не уничтожить египтян и не отдать нам их плодородную страну?" Они получили ответ: "Земля, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как земля Египетская она, из которой вы вышли, которую, посеяв семя свое, поливал ты с помощью ног твоих, как огород. Но земля, в которую вы переходите, чтобы завладеть ею, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду; земля, о которой Господь, Бог твой, печется, взгляд Господа, Бога твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца" (Второзаконие 11:10-12). Земля Египетская пьет воду из Нила, и если разлив Нила был достаточным, то урожай обеспечен независимо от погоды. Другое дело - Земля Израиля. Если небо перестанет давать воду, то урожай погибнет. Дождь и роса зависят от того, как евреи соблюдают заповеди. Как сказано об этом в Торе: "Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить иным богам, и не поклонялись им; а то возгорится гнев Господень на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих, и вы скоро сгинете с этой земли доброй, которую Бог дает вам" (Второзаконие 11:16-17). Евреи, живущие в Земле Израиля, ведут через ее природу постоянный диалог с Богом. Природа страны непосредственно зависит от поведения людей, и они, постоянно ожидая дождя, всегда чувствуют над собой Божественную руку, и их сердца не могут зачерстветь. Именно в такой стране предстояло жить народу Израиля, выведенному из Египта. Таким образом, радость дождя имеет ту же основу, что и радость шалашей: обе они исходят из нашего признания постоянного Божественного управления. Но по времени празднования они разделены: во время Суккот, в дни шалашей, мы не просим дождя, который мешал бы нам в них жить, и радость воды выражается в возлиянии ее на жертвенник; в отличие от этого, в Шмини Ацерет мы просим дождя, но сидеть в шалаше уже не нужно.

Зима - время дождей, и на переломе года, в Шмини Ацерет, мы просим Бога дать нам дождь. После этого всю зиму мы вспоминаем о дожде в каждой молитве. Благодаря дождю в мир приходит жизнь. Колос, произрастающий из зарытого в землю зерна, - символ будущего воскрешения из мертвых. Поэтому в течение всей зимы "просьба о дожде" вставляется во второе благословение молитвы Шмонэ-Эсре, в которой говорится о воскрешении мертвых.

(3). Симхат Тора - Радость Торы.

Симхат Тора - "радость Торы" - празднуется в диаспоре во второй день праздника Шмини Ацерет, а в Земле Израиля, где праздники не удваиваются, день "молитвы о дожде" совпадает с днем "радости Торы". В этот день заканчивается годичный цикл чтения Торы и немедленно начинается новый. Для этого чтения Тора разделенеа на 54 недельных раздела - по максимальному числу Суббот в еврейском году. Тора постоянно должна быть с нами и едва закончив последний раздел книги Второзаконие, мы сразу же начинаем читать начало книги Бытие. Если Шавуот - праздник получения Торы, то Симхат Тора - праздник того, что мы живем по ней, что Тора - наша постоянная опора. Поэтому в Симхат Тора вынимают все имеющиеся в синагоге свитки и пляшут с ними.

Почему радость Торы и молитва о дожде приходятся на один и тот же праздник - Шмини Ацерет? Потому, что это две стороны переживания темы воды: дождь – вода материальная, Тора - вода духовная, и обе они несут жизнь нашему миру. Известна история, которую рассказывают про рабби Акиву: когда римляне под страхом смерти запретили учить Тору, то некоторые учителя в Израиле прекратили свою деятельность. Но рабби Акива продолжал собирать учеников и учить Торе открыто. Пришел к нему один из его друзей и спросил: "Акива! Зачем ты подвергаешь свою жизнь такой опасности?" Ответил ему рабби Акива: "Расскажу тебе притчу. К одной щуке пришли и сказали: зачем ты плаваешь в воде, где столько опасностей, сети и крючки; вылезай лучше на берег. Ответила щука: да я и здесь-то боюсь, в своей родной стихии, а на суше мне будет еще страшнее. Так и евреи: если даже изучая Тору, я опасаюсь римлян, то насколько страшнее будет мне, если я лишусь ее!"

Поняв аналогию Торы и воды, мы можем лучше разобраться в "радости возлияния воды на жертвенник". Одно из значений жертвоприношений - выражение нашей благодарности Богу за то, что Он дал нам те блага, из которых мы и приносим Ему жертвы. Приношение хлебных даров, вина и елея (оливкового масла) - этих трех основных продуктов Земли Израиля - демонстрирует наше признание того, что материальные блага исходят от Бога. Но возлияние воды - это благодарность за дарование Торы, признание того, что от Бога исходит вся полнота духовности. Поэтому "радость возлияния воды" больше радости всех остальных жертвоприношений.

Контрольные Вопросы:

КВ-11. Откуда Земля Израиля получают воду, необходимую для людей и для роста растений?
КВ-12. Почему молитва о дожде установлена именно осенью, в Суккот, а не в какой-то иной праздник? Что вы знаете о сезоне дождей, и как часто в Стране Израиля дожди идут вне сезона?
КВ-13.Подумайте над следующим: много ли молитв установлено в Торе? А действий, связанных с обращением к Б-гу? Как вы считаете, когда мудрецы Талмуда говорят: "Символ – то же слово", подразумевая, что выполняя символические действия, человек молится, то насколько точно они чувствуют "дух" Торы? В связи с этим, не кажется ли вам, что "четыре вида" и возлияние воды на жертвенник как-то связаны? Как именно?

Итак Суккот – это праздник сбора урожая, то есть радости за данные Б-гом плоды труда, но с другой стороны – это праздник, когда просят дождей, а в конечном итоге и нового урожая.

8. Заключение

Пока мы говорили о следующих выделенных датах еврейского календаря:

Суббота
Новомесячие
Песах, Шавуот и Суккот.

Суббота наступает каждый седьмой день. Никто не имеет над ней власти. Это как бы "день от Б-га". Суббота наступит в любом случае, независимо от желания человека. Если хотите, это такой ритм жизни, задаваемый метрономом – каждый седьмой день – отдых, святость. Неслучайно многие современные исследователи часто говорят о том, что число семь имеет одно странное свойство – оно практически не встречается в живом мире. Отсюда часто можно услышать, что появление где-то числа семь – это "подпись Б-га".

Каждый месяц наступает новмесячие. В отличие от Субботы – это не строгий счетный ритм, а праздник, строго связанный с естественным событием – появлением нового лунного серпа на небе. Разумеется, уже в древние времена люди знали, что лунный месяц продолжается 29,5 дней. А поэтому если молодого месяца не видели, например небо было затянуто облаками, то новый месяц всяко начинался на 31 дней после начала предыдущего. Важнейшим аспектом Новомесячия является его объявление еврейским судом. В связи с этим право немного сдвигать праздники, как бы предоставляется людям. Ведь если суд решил, что молодой серп появился не сегодня, а только завтра, то все даты месяца сдвинутся.

Три дальнейших праздника, связаны, с одной стороны, с различными этапами Исхода: Песах – Исход, Шавуот – Дарование Торы, Суккот – путешествие по пустыне. С другой стороны, эти три праздника объединяются их связью с сельским хозяйством: Песах – начало жатвы ячменя (в некотором роде озимых), Шавуот – начало жатвы пшеницы и начало созревания плодов. Суккот – праздник "на исходе года", праздник сбора урожая.

Есть третья связь этих праздников, о которой мы еще не говорили: это праздники "регалим", праздники, когда следует явиться в Храм (Исход 23:14-17). То есть три этих праздника являются праздниками общественными, призванными объединить весь народ в едином празднике, вокруг Храма.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. В чем состоит исходный сельскохозяйственный смысл праздника Суккот? Есть ли аналогичные по смыслу праздники у других народов и культур?



КВ-2. В чём состоит исходный исторический смысл праздника Суккот?



КВ-3. Выделите даты, законы и обоснования праздника, как они следуют из данных стихов.



КВ-4. Связывает ли Тора праздник Суккот с еврейской историей или с сельским хозяйством?



КВ-5. Какие галахические следствия выводит РАМБАМ из слов Торы "В кущах живите семь дней"? Как он обоснует такой вывод?



КВ-6. После выхода из Египта евреи жили в шалашах 40 лет подряд.Почему же именно осеннее время (Суккот) выбрано Торой для того, чтобы устроить праздник“памяти о жизни в Пустыне”?



КВ-7. Как мидраш "Ваикра раба" объясняет необходимость единения еврейского народа?



КВ-8. В чем понимание идеи единства еврейского народа, символизируемое в “четырьмя видами растений” в Суккот, - отличается у автора данной заметки по сравнению с Мидрашем Ваикра Раба? Как вы думаете, чем объясняется данное различие?



КВ-9. Перечислите основные аспекты единства, отмечаемые в праздник Суккот. Какие из них являются установлением Торы, а какие установились в процессе дальнейшего развития иудаизма?



КВ-10. В отрывке “Единства в поколениях” объяснялось восприятие лулава как символа единства народа. Как вы думаете, таков ли смысл вложен в эту заповедь Торой?



КВ-11. Откуда Земля Израиля получают воду, необходимую для людей и для роста растений?



КВ-12. Почему молитва о дожде установлена именно осенью, в Суккот, а не в какой-то иной праздник? Что вы знаете о сезоне дождей, и как часто в Стране Израиля дожди идут вне сезона?



КВ-13.Подумайте над следующим: много ли молитв установлено в Торе? А действий, связанных с обращением к Б-гу? Как вы считаете, когда мудрецы Талмуда говорят: "Символ – то же слово", подразумевая, что выполняя символические действия, человек молится, то насколько точно они чувствуют "дух" Торы? В связи с этим, не кажется ли вам, что "четыре вида" и возлияние воды на жертвенник как-то связаны? Как именно?