МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История еврейской философии"

Лекция 1. Еврейская философия: определения, рамки

1. Введение
2. Два источника еврейской философии
3. Эпохи еврейской мысли
4. Характер догматики в иудаизме
Список контрольных вопросов

1. Введение

Начнем с цитаты из лекции проф. Бен-Шломо:

Прежде всего сформулируем, что понимается нами под термином "еврейская философия". Мы пытаемся охарактеризовать еврейского философа с точки зрения еврейской мысли, то есть с точки зрения понятий, привнесенных в мир иудаизмом. Еврейская философия, в сущности, неотделима от еврейской теологии, иными словами, история еврейской философии - это, собственно, история иудейской теологии, а еврейские философы изначально являются теологами. Первый из них - Филон Александрийский - появляется приблизительно в I веке, средние века представляют Саадия Гаон, Рамбам и Иегуда Галеви и XX век - Герман Коэн. Все они пытались создать синтез еврейских источников и общих нееврейских философских идей. Филон пытался совместить еврейские источники с философией Платона, Саадия Гаон - с мусульманским философским учением, Рамбам - с учением Аристотеля, Иегуда Галеви - с философией неоплатоников, Герман Коэн - с философской системой Канта. Характерно, что именно это использование нееврейских философских систем превратило еврейскую теологию в еврейскую философию.

Юлиус Гутман - крупнейший историк, занимающийся изучением истории еврейской философии, - отмечает, что еврейский народ развил свою философскую систему не сам по себе, а под влиянием других народов. Таким образом, история развития еврейской философии представляет собой историю впитывания сокровищ других культур с последующей обработкой их в свете собственных представлений.

Контрольные вопросы

КВ-1. Что есть "еврейская" философия, согласно мнению проф. Бен-Шломо.

КВ-2. Насколько самостоятельна еврейская философия с точки зрения Юлиуса Гутмана?

2. Два источника еврейской философии

Вся Еврейская философия базируется на двух основах, различных по своей природе и по месту возникновения и вызвавшей их культурам.

  1. Еврейская Библия (Танах).
  2. Греческая (античная) философия.

Для того чтобы понять, что есть еврейская философия, следует разобраться в природе и особенности двух упомянутых основ. Начнем с Танаха.

Танах (Тора, Пророки, Писания) - это комплекс религиозных книг, написанных в 13-4 вв до н.э. По своему содержанию книги Танаха касаются истории народа Израиля и взаимоотношений народа с Богом и божественных заповедей. Важнейшей частью Танаха считается Тора - Пятикнижие Моисеево. Только эта часть Танаха содержит конкретные заповеди - законы, обязательные к исполнению во все времена. Следует принять во внимание, что книги Танаха не являются историческими хрониками, то есть они не ставят перед собой цель рассказать историю народа Израиля, но книги эти являются сугубо религиозным произведением, то есть вся историческая часть Танаха посвящена теме "Бог и история".

Последний пункт является достаточно часто предметом непонимания. Так общепринято пытаться построить историю сынов Израиля по историческим данным книги Царей или по книге Судей. Верно, из этих книг можно выудить некоторые события в истории древнего Израиля, но при более менее внимательном чтении выясняется, что книги посвящены совсем не истории, а взаимоотношениям между народом и Богом, а сами исторические события являются не более чем канвой, по которой Танах вышивает свою мысль. В результате часто смещаются представления, какое событие в истории было важным, а какое нет. Характерный пример: В книге Шмуэля-2 две главы (11 и 12) посвящены истории преступной любви Бат-шевы (Вирсавии) и царя Давида. Собственно только семь стихов этих глав посвящены победоносной войне над Амоном и Арамом. Но само это важнейшее историческое событие - только канва для передачи куда более важного, с точки зрения Танаха, сообщения: преступление, даже царя, даже такое, какое считаются "в пределах нормы" в других странах, является преступлением. Любой поступок, в какой бы тайне его не совершил человек, известен Всевышнему и наказание за него неотвратимо. Конечно, историки имеют право пытаться выудить из этого рассказа историческое зерно, но следует принимать во внимание, что не ради него написан рассказ, но ради религиозной мысли, которая в нем.

В традиционном иудаизме все книги Танаха считаются пророческими, хотя и уровень пророчества различных книг может быть очень разным. Любая книга Танаха считается богоданной, и соответственно она является словами Бога, обращенными к людям.

По самой своей природе книги Танаха доступны любому читателю, они не требуют предварительных познаний, не требуют от читателя "научной" культуры мышления. Эти книги обращаются не только к мыслям, но и к чувствам, эмоциям и воображению читателя. Упор в них сделан скорее на этическую сторону рассказа. В этом смысле перед нами народная книга. Мы не ожидаем найти в ней четких дефиниций, определений, формально изложенных теорий. В такого рода литературе величие Бога будет продемонстрировано через ряд рассказов о Его поступках, а не изложено в виде догматики. Святость человека представлена через рассказ о его поступках, а не через поучения "что хорошо, а что плохо".

При всем этом такого рода книги должны удовлетворять запросы мыслящей части народа, давать пищу для размышлений, позволять решать сложные проблемы философского толка. Любой вопрос, любая проблема, которые вставали перед еврейским народом, традиционно в первую очередь вызывали вопрос: "Что об этом говорит Тора" (Слово Тора в данном случае понимается очень широко и подразумевает - Танах и традиционные комментарии к нему). То есть предполагается, что в Торе можно найти ответ на любой вопрос. Этот подход к Библейскому тексту остался и в наше время.

С другой стороны, греческая философия является по своей природе именно учеными исследованиями о природе мира. Она возникает в ученых кругах и никак не претендует на выход в широкие массы. Целью философии является познание всего мира. Само название фило - любовь, софия - мудрость - любовь к мудрости - уже свидетельствует об ее интеллектуальном происхождении.

При этом философия первоначально включала в себя все науки: физику, физиологию, астрономию, биологию, психологию, поэтику и т.п.

(Строго говоря, философия древности подразумевает две ветви. Первая - собственно греческая - чисто академическая тяга к познанию, ее вершиной следует признать логику Аристотеля - науку о теории познания. Но, начиная с завоеваний Александра Македонского, начинает развиваться эллинская философия с упором на практические следствия - на то, как следует строить свою жизнь. (Понятно, что такое было и раньше и примером тому может являться практическая часть эзотерического учения школы Пифагора, но такие направления эллинской философии, как стоики, является скорее этикой, построенной на философских основах.)

Иудаизм, в эпоху контактов с греческой цивилизацией (начало: от завоевания Александра Македонского -332г., но, разумеется, не с этого момента, а несколько позже) в некоторой своей части познакомился с какими-то элементами греческой философии. Следы этих идей некоторые исследователи усматривают в литературе эпохи Второго Храма, особенно в ветви, связанной с египетской эллинистической общиной. В любом случае, считается, что это влияние было достаточно сильно в эллинском Египте, и в частности в еврейской общине города Александрии. Самый знаменитый еврей, на которого греческая философия оказала влияние, это Филон Александрийский (20 до н.э. - 50 г. н.э.). Однако следует отметить, что Филон, оказав огромное влияние на всю средневековую христианскую и мусульманскую теологии, не повлиял на иудаизм прямым образом, - вплоть до того, что это имя было практически неизвестно иудаизму, а его труды на иврит не переводились. Объясняется это тем, что Египетская еврейская община (в основном Александрийская) оказалась в стороне от основного русла развития иудаизма - определяющими оказались Палестинская и Вавилонская общины, а потому источники египетской общины сохранились в очень небольшом объеме.

В эпоху создания Талмуда (от 1 до начала 6 вв. н.э.) изучение греческой философии среди евреев, кажется, было распространено слабо. Правда есть свидетельство о том, что р. Иегуда был большим знатоком греческой учености, что р. Элиша бен-Абуя (2 в.) "вышел на дурную стезю" (Стоя? Эпикурейство?) под влиянием греческой учености. По утверждению Вавилонского Талмуда (Сота 49б) в школе раббана Гамлиэля (1в н.э.) изучали "греческую мудрость", то есть философию, но объясняют это тем, что там были люди "близкие к властям" и по долгу службы обязанные владеть иноземной культурой.

Контрольные вопросы

КВ-3. Опишите своими словами разницу между Танахом и греческой философией.

КВ-4. Были ли евреи Талмудического периода знакомы с греческой философией?

В данном курсе мы намереваемся выделить основные проблемы еврейской философии, то есть основные проблемы, на которые обращают внимание еврейские философы и посмотреть, как видоизменялось представление о них с течением времени, в различные эпохи.

3. Эпохи еврейской мысли

Обычно, в рамках такой общей темы, как наша, выделяются следующие эпохи: танахическая, эпоха Талмуда, Средневековье, Новое время. Такое деление крайне условно. Выше мы уже сказали, что Танах формировался на протяжении минимум 8 веков. Нельзя сказать, что все это время еврейская мысль стояла на месте. В Танахе есть слои и пласты, существуют различные подходы к одной и той же проблеме.

В рамках исторической науки принято считать, что еврейское Средневековье начинается с завоеваниями ислама, то есть в 7-м веке. Такой периодизации - имеются свои причины, и она, безусловно удобна для историка (прим. для тех, кто не слушал вводный курс истории в Университете: для разных народов и разных стран имеются разные же периодизации начала и конца Средневековья, вплоть до того, что некоторые историки утверждают, что понятие Средневековье применимо только к Европейским народам). Для наших целей, нам удобней пользоваться более филологической периодизацией, то есть связанной с историей литературы. В этом случае принципиальным отличием Средневековой еврейской литературы от античной является появление "авторской" книги. Сегодня мы считаем очевидностью, что у любого произведения должен быть автор.

Последнее при всей кажущейся нам очевидности, не совсем верно: для древнего востока авторская книга не была принята. Достаточно посмотреть еврейскую литературу до Саадии-гаона (847-948), чтобы мы с удивлением поняли, насколько редко еврейская книга имеет автора, причем даже в тех случаях, когда автор есть, он является не более чем редактором, автором подборки чужих мнений. Примером такого рода сочинения является Мишна. Автор ее вроде бы известен - р. Иегуда аНаси, но при этом он только стоял во главе целой группы авторов, и даже в вопросе является ли он автором законов, приводимых в Мишне анонимно, мнения авторитетов (уже Талмуда) расходятся. Кто автор Гемары - не ясно. Ссылка на Равину и рава Аши является явно не полной, просто потому что они жили в разных поколениях и к тому же после их жизни Вавилонский Талмуд подвергся весьма основательной редакции (так называемая эпоха савураев). Произведения гаонов, как правило, не книги, а письма, посланные различным людям или общинам. Строго говоря, когда речь идет о передаче некой традиции наличие автора является в высокой степени помехой, ибо наоборот, чем меньше автор вмешивается своими мнениями в традицию, тем она надежней. Как раз отказ от традиции и опора на "разум" требует введения понятия "автор произведения", чтобы читатель знал, о чьем "разуме" идет речь. В этом отношении р. Саадия-гаон является, практически, первым раббанитским автором, чьи произведения имеют четкого автора, кто ссылается на собственный авторитет при выражении некоторых мыслей.

То есть еврейское Средневековье отличается от предшествующего периода тем, что появляются книги, мысли которых принадлежат именно автору книги, а не являются абстрактно "авторитетными". В этом смысле даже книги Танаха (Библии, Ветхого Завета) можно счесть "авторскими" только с большой натяжкой. Ведь в них передаются "слова Всевышнего", а не слава "автора". Не даром атрибуция автора таких книг Танаха, как Иов и Иона, большинства псалмов, представляет серьезнейшую трудность для современных исследователей, а вот книги Пятикнижия, Иеошуа, Судей, Царств, Хроник, Рут, вообще не несут в себе никакой информации об авторе. Его как бы нет. Или же подразумевается Автор (с определенным артиклем - Создатель).

Таким образом мы можем сказать, что еврейская Средневековая философия - это период авторской философии, не обще-иудейской, как, скажем Талмудическая литература, а неких конкретных лиц.

Еврейское Новое время с точки зрения Историка зачастую определяется начиная с Великой Французской Революции (начало еврейской эмансипации). Опять - для историка это естественное деление. Понятно, что любой историк может утверждать, что можно отследить признаки наступающей еврейской эмансипации раньше, например, в произведениях немецкого писателя Лессинга, или в плакате императрицы Екатерины Великой о присоединении Белорусии к Российской Империи или в Австрийской внутренней политике. Но удобней всего взять точную границу - официальное провозглашение еврейского равноправия Национальной Ассамблеей (27.01.1790 для сефардской общины и 27.09.1791 для ашкеназской). Так как приблизительно в то же самое время начался распад еврейских общин с одновременной потерей прав общин диктовать свою волю членам общины (в разных странах это происходило в разное время). И одовременно появилась серьезнейшая проблематика: осмыслить место еврея (не еврейского народа, а еврея как такового) в мире, то следует признать началом Нового времени приблизительно тот же период. Довольно часто здесь берут в качестве первого еврейского мыслителя Нового Времени Бенедикта Спинозу, но так как в своем творчестве он к еврейству имеет слабое отношение, то в рамках нашей темы выбор следует признать не самым удачным.

Приведем цитату из уже упоминавшего Юлиуса Гутмана:

"Системе Спинозы не находится место в собственно истории еврейской философии, но только в истории развития европейской мысли Нового времени".

Впрочем, Гутман относит Спинозу к Средневековью, первым еврейским философом Нового времени он считает Моше Мендельсона и начинает отчет еврейского Нового времени с середины 18 века. То есть с эпохи Просвещения. Причина тому проста - Мендельсон находится под влиянием философов Просвещения, которых и принято считать в этого типа литературе началом Нового времени.

Так как мы говорим не столько о "философии", сколько о "еврейской мысли" стоит добавить, что где-то в это же время в Восточной Европе начинается новая волна собственно внутренней еврейской мысли, вне связи с европейской философией. Речь идет о хасидском движении. Так как дробление общин на Украине и в Польше произошел довольно рано (по своим историческим причинам, никак не связанным с Просвещением), то вопрос о еврее как индивидуальной единице встал в тех краях очень рано. И собственно хасидское движение по крайней мере у его истоков было призвано справится с этой проблемой. Хасиды разработали мощные системы, в большой степени предвосхитившие европейский экзистенциализм, хотя бы потому что именно проблема построения "внутреннего еврейского мира", противопоставленного большому окружающему нееврейскому миру стояла на повестке дня. Вклад "хасидской мысли", а ее следует относить к Новому еврейскому времени огромен и ее влияние все еще не собирается сходить на нет.

[Примечание редактора: впрочем, есть и иной подход к определению границы между Средневековьем и Новым временем, когда этой границей считается рубеж 15 и 16 веков. Именно в это время появились книгопечатание, протестантизм, экспериментальная физика, была открыта Америка и т.д. - все, что по парадигме отличает Новое время от Средневековья. В истории еврейской культуры именно в это время тоже произошли серьезнейшие сдвиги: изгнание из Испании и Германии, перемещение центров на восток Европы со всем, сопутствующим этому, изменением схем мышления. Этот рубеж является также границей между "Ришоним" и "Ахроним" - так что есть довольно существенные причины считать границей "еврейского средневековья" именно его.]

Всякий раз, когда приступают к обсуждению заявленных проблем, возникает одна простая проблема: какой порядок изложения предпочесть: хронологический или тематический. Хронологическую последовательность, мы в общих чертах уже олписали: библейские представления, представления Талмудического периода, представления авторов еврейского Средневековья, представления Нового времени.

При тематическом порядке, нам кажется, следует придерживаться плана предложенного проф. Бен-Шломо. То есть выделим несколько ключевых тем, которые окажутся в центре нашего внимания:

Контрольные вопросы

КВ-5. Чем отличается средневековая еврейская философия от предшествующего периода?

КВ-6. Чем отличается еврейское Новое время от еврейского Средневековья?

4. Характер догматики в иудаизме

Ко всему сказанному выше следует сделать существенное замечание. За всю пост-библейскую историю иудаизма ни один авторитетный орган, например, Санhедрин, ни разу не принимал список принципов, которые должен разделять всякий верующий еврей. В этом смысле догматики в иудаизме нет. Более того, так как вопросом догматики иудеи начали заниматься весьма поздно, а именно в Средневековье, то сама историческая обстановка иудейской жизни в ту эпоху не давала возможности собрать авторитетное собрание, которое было бы способно принять решение в равной степени обязательное для всех иудеев где бы они ни были. Учитывая сказанное, следует признать, что догматики в принятом смысле слова в иудаизме не только нет, но и в ближайшее время не предвидится. Отсюда следует следующая простая мысль: мы можем указывать отношение тех или иных в разной степени авторитетных авторов к обсуждаемым философским проблемам, но при этом практически ни одно из этих мнений не будет догматическим, не будет отражать единой позиции иудаизма к поставленному вопросу.

И опять, нам очень не хочется, чтобы у читателя сложилось ложное представление, что, мол, в иудаизме нет никаких догм. Любой здравомыслящий человек не может не согласиться, что "религия, не связанная догмами", это все равно, что "архитектура, не связанная законами статики и динамики, или кулинария, не связанная тем, что результаты ее кому-то придется скушать". Безусловно, иудаизм не может существовать без признания существования Бога, или иными словами атеистическая система взглядов находится вне иудаизма. Понятно, что в свободном обществе атеист имеет юридическое право утверждать, что он не в меньшей степени иудей, чем тот, кто молится Богу три раза в день. Но при этом здравый смысл говорит, что атеизм находится вне иудаизма. Точно так же, в иудаизме вполне догматизирована вера в Провидение, в том смысле, что Создатель знает, что делается на земле и в какой-то мере вмешивается в то, что на ней происходит. Человек, который с этим не согласен полностью, выпадает за рамки иудаизма, как например выпал за них великий европейский философ Бенедикт Спиноза. Аналогично вполне догматична вера в свободу принятия решений (подробней об этом ниже). Можно привести еще серию вполне очевидных утверждений, которые вполне догматизированы. Однако, иудаизм не выработал и не собирается вырабатывать строгую точку зрения внутри этих обязательных положений. Иными словами, он сохранил возможность широкого спектра взглядов внутри каждого из обязательных положений.

Подводя итоги: еврейская религиозная философия ставит вопрос о соотношении универсальной истины, выраженной философией, с религиозной истиной, заявленной Танахом. А потому любое обсуждение любой темы должно сверяться с библейскими представлениями. Но так как под словом "еврейский" обычно подразумевается "раббанитское" направление, к которому мы все принадлежим, то следует обязательно принимать во внимание представления Талмудической литературы.

Контрольные вопросы

КВ-7. Почему в иудаизме так и не сложилось догматики?

КВ-8. Можно ли считать, что в иудаизме нет догм вовсе?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Что есть "еврейская" философия, согласно мнению проф. Бен-Шломо.



КВ-2. Насколько самостоятельна еврейская философия с точки зрения Юлиуса Гутмана?



КВ-3. Опишите своими словами разницу между Танахом и греческой философией.



КВ-4. Были ли евреи Талмудического периода знакомы с греческой философией?



КВ-5. Чем отличается средневековая еврейская философия от предшествующего периода?



КВ-6. Чем отличается еврейское Новое время от еврейского Средневековья?



КВ-7. Почему в иудаизме так и не сложилось догматики?



КВ-8. Можно ли считать, что в иудаизме нет догм вовсе?