МАХАНАИМ – еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Первая Книга Шмуэля"

Лекция 5. Поражение в войне с филистимлянами и разрушение Шило

1. Текст
2. Структура отрывка
3. Исторический фон - филистимляне
4. Земля филистимлян, войны с Израилем
5. Начало войны
6. Ковчег Завета
7. Поражение, исполнение пророчества
8. Немного о том, что не написано
Список контрольных вопросов

1. Текст

Глава 4

(1) И было слово Шмуэля ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну, и расположились станом при Эвен-hа-Эзер, а Филистимляне расположились в Афеке. (2) И выстроились Филистимляне против Израильтян, и разгорелся бой, и были разбиты Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле боя около четырех тысяч человек. (3) И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израиля: за что сегодня поразил нас Господь пред Филистимлянами? Возьмем же к себе из Шило Ковчег завета Господня, и войдет он в среду нашу, и спасет нас от руки врагов наших. (4) И народ послал в Шило, и принесли оттуда Ковчег завета Господа Воинств, обитающего (над) керувами (херувимами); а там при Ковчеге Божьем два сына Эли: Хофни и Пинхас. (5) И когда прибыл Ковчег завета Господня в стан, громко вскричал весь Израиль, и восшумела земля. (6) И услышали Филистимляне этот громкий крик, и сказали: что это за громкие клики в стане Иврим? И узнали, что Ковчег Господень прибыл в стан. (7) И устрашились Филистимляне, ибо сказали: появился Бог в том стане. И сказали: горе нам, ибо не было такого ни вчера, ни третьего дня. (8) Горе нам! Кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это тот Бог, который поразил Египтян всякими казнями в пустыне. (9) Крепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, дабы не были вы в порабощении у Иврим (Евреев), как были они в порабощении у вас; будьте же мужественны и сразитесь. (10) И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и разбежались - каждый в шатры свои; и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. (11) И Ковчег Божий был захвачен, и оба сына Эли, Хофни и Пинхас, умерли. (12) И бежал один Биньяминянин (человек из колена Биньямина) с места сражения, и пришел в Шило в тот же день; одежда на нем (была) разодрана и прах на голове его. (13) И он пришел, и вот Эли сидит на стуле у дороги в ожидании, ибо трепетало сердце его за Ковчег Божий. И когда пришел тот человек рассказать (обо всем) в городе, то возопил весь город. (14) И услышал Эли громкий крик, и сказал: что это за сильный шум? И тотчас подошел тот человек и сообщил (обо всем) Эли. (15) А Эли был девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и не мог он видеть. (16) И сказал тот человек Эли: я тот, кто пришел с места сражения, я бежал с поля битвы сегодня. И сказал тот: что же произошло, сын мой? (17) И отвечал вестник, и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и великий разгром был в народе, и оба сына твои умерли, Хофни и Пинхас, и Ковчег Божий захвачен. (18) И было, когда упомянул он о Ковчеге Божьем, упал тот с сиденья навзничь у ворот и проломил себе затылок, и умер он, ибо стар был этот муж и тяжел. А судил он Израиль сорок лет. (19) А невестка его, жена Пинхаса, была беременна, уже перед родами. И когда услышала она известие о захвате Ковчега Божья и (о том), что умерли свекор ее и муж ее, то упала она на колени и родила, ибо внезапно наступили у нее потуги ее. (20) И когда умирала она, то говорили стоявшие при ней женщины: не бойся, ибо сына родила ты. Но она не отвечала, и не тронуло это сердца ее. (21) И назвала она мальчика Ихавод (Бесславие), сказав: покинула слава Израиль, ибо захвачен Ковчег Божий; и не стало свекра ее и мужа ее. (22) И сказала она: покинула слава Израиль, ибо захвачен Ковчег Божий.

2. Структура отрывка

Израиль вышел на битву с филистимлянами и бой произошел возле мест Эвен hа-Эзер и Афек. В первой битве филистимляне одержали победу (1-2). Тогда израильтяне решили, что, если принести к месту битвы Ковчег Завета, то они смогут победить. Они послали за Ковчегом, который прибыл в стан в сопровождении священников Хофни и Пинхаса (3-5). И все же второй бой кончился тяжелым поражением. Ковчег Завета был захвачен врагами, и оба сына Эли погибли (10-11). Когда Эли сообщили о захвате Ковчега и гибели его детей, он тут же упал и умер (12-18). Жена же Пинхаса преждевременно родила сына и назвала его в память о поражении "Бесславие", и родив его она умерла (19-22).

3. Исторический фон - филистимляне

Происхождение филистимлян (букв. "вторгшиеся") недостаточно ясно. Современная историческая наука считает филистимлян (на иврите "пелиштим") частью "народов моря", вторжения которых в 13-11 вв. до нашей эры угрожали всему южному и юго-восточному побережью Средиземноморья. Они победили хетов в Анатолии и эморейцев в Сирии. На какой-то момент они грозили захватить весь Египет. В результате побед фараона Рамсеса III (1182-1151) Египет смог справиться с этой угрозой. После этого египтяне использовали эти народы как наемные войска; с другой стороны Египет не имел ничего против поселений "народов моря" по берегам Средиземноморья. Считается, что на территории Ханаана филистимляне смогли захватить территории приблизительно нынешней полосы Газы, и севернее нее - включая города Ашдод и Ашкелон, и по некоторым данным вплоть до нынешнего Тель-Авива на севере и до Иудейских гор на восток.

Основные данные о собственно филистимлянах мы находим в Танахе. Внешние данные о них немногочисленны - в основном египетские и ассирийские. Археология дает много материала по их материальной культуре - керамика, погребальные обычаи, оружие и т.п. - но, естественно, не дает дополнительных письменных источников.

Писание указывает на то, что филистимляне прибыли на берег Ханаана с Кипра. Причем здесь интересна параллель: "Господь, который вывел Израиль из Египта, а филистимлян с Крита" (Амос 9:7). По некоторым данным Писания, на Кипре они также были пришельцами (равно, как израильтяне в Египте), прибывшими от туда из Малой Азии. В 1950-х годах была выдвинута обоснованная версия, отождествляющая филистимлян с пеласгами - предшественниками эллинов в Эгейском море [крито-микенская культура]. В наше время эта версия не получила ни новых подтверждений, ни опровержений.

Путаница с филистимлянами усиливается тем, что о "филистимлянах" рассказывается не только в книгах Судей и Шмуэля, но и в книге Бытия. При этом, элементарная проверка показывает, что область проживания филистимлян книги Бытия существенно и принципиально отличается от области проживания филистимлян книг Судей и Шмуэля. Кроме того, отношения с филистимлянами в книге Бытия описаны как дружественные, тогда как в книге Судей, и особенно книге Шмуэля, эти отношения описаны как крайне враждебные. Для разъяснения этого противоречия выдвигается несколько версий, одна из которых считает, что это разные народы, чисто случайно получившие общее название (подобно тому, как, например, современные арабы, проживающие в Земле Израиля, называют себя "палестинцы", не имея никакой связи с филистимлянами); и даже что использование назваания "филистимляне" в книге Бытия - это сознательный анахронизм [т.е. использование названий более позднего периода для условного обозначения реалий более старого]. Другая версия считает, что это разные волны иммиграции - филистимляне времен патриархов (т.е. книги Бытия) - это первая волна переселения, в 18-19 веках до н.э., а филистимляне книги Судей - вторая волна, уже 13-11 вв. до н.э. По ряду мнений, завоевание внутренней, горной части Ханаана Израилем и завоевание прибрежной зоны Ханаана филистимлянами проходило практически одновременно.

Чтобы окончательно указать на степень нашего незнания, достаточно сказать, что мы не знаем, на каком языке говорили филистимляне - возможно, что на каком-то варианте древнегреческого диалекта, а может быть вообще на каком-то не индоевропейском языке. На основании, кажется, чуть ли не единственной найденной надписи (к тому же не из района плотного филистимского заселения) предполагается, что они пользовались микенским письмом, что согласуется с их происхождением с Крита. Мы также не знаем, какой исходно веры были филистимляне. Упомянутые в Танахе филистимские божества принадлежат к ханаанскому пантеону, а в одном из отрывков упомянут, по всей видимости, Аполлон (см. ниже). Из этого, однако, следует только то, что филистимляне легко перенимали культ народов, с которыми они были в близких отношениях.

4. Земля филистимлян, войны с Израилем

По всей видимости, филистимляне захватили свои земли в Ханаане не сразу, а расширяли свои владения постепенно. Поначалу, Израиль и филистимляне не входили в боевые действия. Вначале, при первоначальном завоевании Ханаана, Израиль не мог захватить прибрежную равнину, и она оставалась в руках ханаанских народов. Филистимляне же в свою очередь не могли прорваться в горы и предпочитали захватывать прибрежную равнину. Тем не менее время от времени случались прорывы филистимлян и в горную зону (Судей, 3:31).

Постепенно филистимляне укрепились в прибрежной зоне, установив власть в виде "пятиградия" - союза пяти главных городов филистимлян - Газы, Ашдода, Ашкелона, Экрона и Гата. Колено Дана, которое в то время начало было осваивать прибрежную зону, было вынуждено ее оставить, и уйти во внутренние горные районы. Одновременно филистимляне заключили союз с остатками ханаанейских народов горной зоны. В результате израильская территория сократилась, и союз филистимляне-ханаанейцы превратился в решающую военно-политическую силу. Последние главы в книге Судей посвящены попыткам колен Израиля справиться в филистимлянской угрозой. Подвиги Шимшона (Самсона), собственно, целиком связаны с попытками партизанскими методами справиться с филистимской угрозой - впрочем, без большого успеха.

Наверное, стоит заметить, что война Израиля с филистимлянами никогда не превращалась, ни с одной стороны, в войну на уничтожение. Филистимляне никогда не пытались уничтожить Израиль, а удовлетворялись данью и, по всей видимости, экономическими преимуществами своих городов. С другой стороны, после того, как Давид окончательно скинул власть филистимлян, он так никогда и не попытался уничтожить их власть в пяти ключевых городах Филистии, но лишь постепенно поставил их в подчиненное положение и заставил платить дань. В последующие века филистимляне проживали на территории Иудейского царства, заключая время от времени союз с Египтом; пока после вавилонского завоевания (Навуходоносор) они не были депортированы в Вавилон, где они растворились среди всех перемешанных народов и перестали существовать.

(Следует также отметить, что греки - более знакомые с побережьем Ханаана / Земли Израиля, чем с внутренными районами страны - применяли для обозначения побережья страны название "Страна Филистимлян" - "Палайстина", которое они постепенно распространили на всю страну, хотя сами "филистимляне" там не жили. Во времена Второго Храма для обозначения страны использовалось название "Иудея", и после римского завоевания так же была названа римская провинция. Однако после подавления восстания Бар-Кохбы (135 г. н.э.) римляне, в качестве одного из элементов наказания евреев, решили переименовать провинцию "Иудея" в "Палестина" - по имени уже более 800 лет, к тому времени, не существовавших филистимлян. От римлян это наименование страны распространилось в другие языки.)

Контрольные вопросы

КВ-1. Кто такие филистимляне, когда и откуда они пришли?

КВ-2. Каковы были отношения между евреями и филистимлянами?

КВ-3. Какова дальнейшая судьба филистимлян? Как возникло и закрепилось название "Палестина"?

5. Начало войны

Рассмотрим стих 4:1:

(1) И было слово Шмуэля ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну

Это построение стиха вызывает легкое недоумение. Из всего дальнейшего рассказа никак не следует, что Шмуэль был хоть как то связан с последующими боевыми действиями. Два серьезнейших комментатора: Радак и де-Трани все же считают, что Шмуэль пророчески, от имени Создателя повелел Израилю выйти на битву - "…так как полагалось им поражение" (Радак).

С другой стороны, р. Леви бен-Гершом утверждает, что первая часть стиха: "И было слово Шмуэля ко всему Израилю" является как бы завершением предыдущей главы. А новая глава начинается со слов "и выступили Израильтяне на войну…". Разумеется, р. Леви не настаивает на изменении разбивки текста, а только дает комментаторское понимание. Кажется, самым логичным является все же комментарий классика еврейского комментария текстов Танаха - Раши: "Пророчество Шмуэля (о котором говорится в конце предыдущей главы) стало известным всему Израилю. И это пророчество начало исполняться вот таким образом: "И выступили израильтяне…".

6. Ковчег Завета

После первого поражения израильтян в битве при Афеке, они решили, что поражение вызвано отсутствием в боевом лагере Ковчега Завета:

(3) …Возьмем же к себе из Шило Ковчег завета Господня, и войдет он в среду нашу, и спасет нас от руки врагов наших. (4) И народ послал в Шило, и принесли оттуда Ковчег завета Господа Воинств, обитающего (над) керувами…

Ковчег Завета - это большой ящик, сундук, подробно описанный в книге Исход (25:10-22; 37:1-9), в котором по описанию Торы, хранились скрижали Завета и свиток Торы. Сам Ковчег находился в Святая Святых Храма. По описанию Торы Ковчег состоял из двух частей: из собственно Ковчега (сундука) и из его крышки, на которой находились золотые херувимы. По описанию Торы (Исх. 25:22) при процессе получения Моисеем откровения Голас Всевышнего исходил из пространства между херувимами. Вот это последнее свойство важно принимать во внимание при описании первого пророчества Шмуэля (3:3):

И светильник Божий еще не погас, а Шмуэль лежал в храме Господнем, где Ковчег Божий.

При разборе этого стиха выше (в предыдущей лекции) мы занимались только синтаксисом этого стиха. Там мы сказали, что синтаксический порядок стиха следует признать нарушенным, и смысл его должен свестись к: "И светильник Божий еще не погас в храме Господнем, где Ковчег Божий; а Шмуэль лежал". Теперь мы приходим к пониманию, почему стих составлен именно в таком порядке, в каком мы его видим: "А Шмуэль лежал там, где Ковчег Божий". Стих подчеркивает источник пророчества - глас Всевышнего исходил из пространства между херувимов. Таким образом, мы убеждаемся, что перед нами не "испорченный" текст, а составитель пытается нарушением синтаксиса передать некую мысль, а именно: указать источник пророчества Шмуэля.

Что касается внешнего облика херувимов, то, по всей видимости, они не имели облика человека, как часто принято их рисовать. Существует описание херувима у пророка Иехезкиэля (10:20-22): "По четыре крыла у каждого и по четыре лица у каждого и образ рук человеческих под крылами. Вид же лиц их подобен облику ликов, которые я видел у реки Кевар, и таков же общий облик их". В описании небесных существ у реки Кевар идет подробное описание: "Ноги прямые, а ступни - как ступни быка, и по руке человеческой под каждым из четырех крыльев… четыре же лика их - лик человека и лик льва справа… и лик быка - слева, и лик орла" (1:8-12). Из книги Псалмов следует, что херувимы - это ангелы, доносящие на землю слово Всевышнего, и, в общем-то, такое понимание вполне соответствует наличию херувимов на Ковчеге завета и причины того, что глас Божий исходит от "промежутка" между ними. Аналогично, становится понятно хотя бы намеком, почему именно херувимы поставлены "хранить дорогу в Сад Эденский" (Быт 3:24).

Относительно разбираемого отрывка из книги Шмуэля, совершенно обязательно принимать во внимание следующее. Ковчег завета сопровождал народ Израиля по пустыне, при этом он имел некие боевые функции. Не случайно при выходе в путь произносились слова (Числа 10:35):

Когда поднимался Ковчег в путь, Моисей говорил: "восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!"

Есть еще несколько упоминаний о Ковчеге Завета, в связи с войной. Он как бы символизирует присутствие Бога в час битвы. Не случайно в нашем отрывке (стих 4):

И народ послал в Шило, и принесли оттуда Ковчег завета Господа Воинств, обитающего (над) керувами

Оборот "Господь Воинств" - в иврите последнее слово "Цеваот" (от слова "войско" - "цава") - в русском языке традиционно не переводится, а вместо этого дается искаженное греческое произношение "Господь Саваоф" (что далее совершенно безосновательно идентифицируется с "именем собственным ветхозаветного Бога").

В данном случае в Книге Шмуэля этот титул Всевышнего призван напомнить "Господь - муж войны", "Господь будет воевать за вас". По всей видимости, когда речь идет о Ковчеге в военном контексте, тогда хервувимы становится символами не только "слова Всевышнего", но и небесного воинства, не случайно же именно херувимы "охраняют дорогу в райский сад с мечом обоюдоострым". Дополнение же "обитающий между херувимами" среди прочего говорит о пребывании Божественного присутствия в Святая Святых Храма, а в контексте выхода с Ковчегом на войну этот оборот говорит о присутствии Всевышнего среди армии Израиля.

Контрольный вопрос

КВ-4. Что такое Ковчег Завета, каковы его устройство и функции?

7. Поражение, исполнение пророчества

И все же, несмотря на наличие Ковчега, израильские войска потерпели сокрушительное поражение от филистимлян. Из дальнейшего текста мы узнаем, что (как уже было отмечено выше) филистимляне не пытались захватить весь Израиль или вести войну на уничтожение, они удовлетворяются лишь установлением своей верховной власти также и в горной, израильской части Страны.

Ковчег Завета был захвачен, а оба сына Эли погибли во время боя. Важным моментом здесь является исполнение пророчества анонимного пророка о доме Эли (2:34): "И вот тебе знак… твои сыновья Хофни и Пинхас погибнут в один день оба". Слово "знак" здесь достаточно принципиально, ведь пророчество касается всей дальнейшей судьбы потомков Эли, а гибель Хофни и Пинхаса является частью этого пророчества, и подтверждением того, что пророчество и в дальнейшем будет исполняться.

Сам престарелый Эли, когда услышал о захвате Ковчега, упал и умер. У жены Пинхаса, когда она услышала эту весть, начались преждевременные роды, и она умерла родами.

Вот здесь опять стоит остановиться на психологизме Писания, и обратить внимание на то, как излагается рассказ о поражении. Понятно, что в пересказе психологизм рассказа полностью теряется, - просто потому что в пересказе внимание уделяется только внешней канве событий. Мы при пересказе как бы превращаем книгу Танаха в летопись. А Танах не является летописью ни в какой мере. Более того, легко показать, что книги Танаха базируются на официальных и не официальных летописях, но сами они никогда на роль исторических хроник не претендуют. Сказанное означает, что книги Танаха в общем, и книга Шмуэля в частности, ставят перед собой некую педагогическую цель и стремятся преподать некие уроки. Хроника же обязана просто отстраненно-фактологически рассказать о том, что было, при этом, разумеется, довольно часто хроники имели цель прославить того или иного героя, народ или царя. Уже последнего достаточно, чтобы понять, что книга Шмуэля - не хроника. Она не ставит перед собой ни задачи отстраненно-факторогической передачи информации, ни задачи прославить героев книги, будь то Шмуэль, Шауль или Давид.

Возвращаясь к рассказу о поражении на войне, обратим внимание на то, что этот рассказ повторен четырежды. Первый раз о поражении рассказывает автор, второй раз вестник рассказывает о поражении Эли, третий раз о нем говорят женщины жене Пинхаса, а в четвертый раз о нем говорит жена Пинхаса. Полезно сравнить порядок четырех рассказов.

Рассказчик (стихи 10-11):

1. и поражены были Израильтяне,
2. и разбежались - каждый в шатры свои; и было поражение весьма великое,
3. и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших.
4. И Ковчег Божий был захвачен,
5. и оба сына Эли, Хофни и Пинхас, умерли

Вначале поражение войска, потом количество жертв, потом захват Ковчега, и в конце гибель детей Эли. Наверное, следует принять во внимание, что формально дети Эли здесь являются чем-то вроде глав народа Израиля. Такое чувство, что рассказчик ведет перечисление в порядке важности от важного к менее важному: национально поражение, число потерь, захват Ковчега и только в конце гибель главнокомандующего.

Вестник сообщает Эли о событиях в несколько ином порядке (стих 17):

1. побежал Израиль пред Филистимлянами,
2. и великий разгром был в народе,
3. и оба сына твои умерли, Хофни и Пинхас,
4. и Ковчег Божий захвачен.

Вестник сообщает события в том порядке, каком он считает важным для Эли: разгром войска, гибель детей и только в конце потеря Ковчега. При этом пересказе важно вспомнить, что в стихе 13 говорится: "Трепетало сердце его (Эли) за Ковчег Божий". То есть для Эли важнее всего была судьба Ковчега. Таким образом мы понимаем, что вестник ведет перечисление в порядке от менее важного - к самому важному. Вначале поражение (по всей видимости, вестник не знает числа потерь и потому эту деталь опускает), потом говорит то, что важно для отца - гибель детей, а в самом конце самое важное - потеря Ковчега. Не случайно, что стих 18: "Когда упомянул он о Ковчеге Божьем, упал тот с сиденья… и умер". То есть самая страшная весть для Эли не гибель детей, а потеря Ковчега.

Весть, которую узнал жена Пинхаса (стих 19):

1. услышала она известие о захвате Ковчега Божия
2. и (о том), что умерли свекор ее и муж ее

Потеря Ковчега оказывается первой вестью, потом смерть Эли, и в конце смерть мужа. Понятно, что порядок здесь от менее важного к более важному - самым важным в известии, которое получила жена Пинхаса, является смерть мужа, потом - смерть свекра, и только на последнем месте (по важности для нее) стоит захват Ковчега. Так, по всей видимости, думал тот, кто сообщил ей весть. Однако из дальнейшего рассказа, мы узнаем, что для жены Пинхаса важнее оказалась весть о потере Ковчега:

Перечисление бед женой Пинхаса (стихи 21-22):

И назвала она мальчика Ихавод (Бесславие), сказав: покинула слава Израиль,
1. ибо захвачен Ковчег Божий;
2. и не стало свекра ее и мужа ее.
1а. И сказала она: покинула слава Израиль, ибо захвачен Ковчег Божий.

Последняя фраза призвана подчеркнуть, что для жены Пинхаса самой страшной вестью оказалась весть о потере Ковчега, а тем самым порядок важности событий для нее обратный по отношению к тому, в каком порядке сообщали весть.

Получается следующее: для рассказчика самым горьким является военное поражение, весть же о Ковчеге - куда менее важна, по всей видимости потому, что он знает дальнейшую благополучную судьбу Ковчега. Иными словами, рассказчик знает будущее (потому что он живет после всех этих событий), а потому его отношение к событиям отличается от отношения к ним героев. Вестник Эли и те, кто сообщили весть жене Пинхаса, считают, что важнее всего семейное горе, а потому как принято при сообщении печальной вести стараются самое страшное отложить на конец. При этом вестник Эли прекрасно понимает, что захват Ковчега для первосвященника куда более горькая весть, чем гибель детей, и оказывается полностью прав. А вот те, кто рассказывали о событиях жене Пинхаса, просто плохо понимали эту женщину. Они опустили весть о военном поражении, считая, что женщине куда страшнее узнать о гибели мужа. Оказалось, наоборот, для нее потеря Ковчега оказалась самым страшным.

Отсюда мы можем понять некоторую важную вещь. Танах на двух примерах показывает, какую роль в восприятии народа играл Ковчег. Танах демонстрирует простой сменой порядка изложения событий, как современники отнеслись к тому, что произошло.

8. Немного о том, что не написано

Мы уже знаем, что в ту эпоху Храм находился в Шило. Известно, что Храм в Шило был построен в точности таким, как и переносной Храм (Скиния) в пустыне, то есть он все еще был шатром, хотя при этом стены Храма были каменные, а не деревянные разборные. Крыша же, как и в шатре, была мягкой, из семи слоев тканей и шкур. Из всего рассказа глав 1 и 2 мы видим, что Храм в Шило был центром духовной жизни народа Израиля того периода.

Рассказ о поражении в Афеке завершается сообщением о захвате Ковчега. Но при этом ничего не говорится о том, что происходило дальше. В книге Шмуэля нет ни слова о судьбе Храма в Шило. Мы можем судить о его судьбе только по тому признаку, что он больше нигде в книге Шмуэля не упоминается. Более того, в главе 7 упоминается список основных мест, где Шмуэль, ставший к тому моменту судьей (о значении этого термина мы говорили в лекциях по книге Судей), судил народ. Шило среди этих мест не упоминается.

Мы можем не гадать о дальнейшей судьбе Шило, потому что пророк Иеремия, в пророчестве о разрушении Иерусалимского Храма, открытым текстом упоминает следующее (7:14; 26:6,9):

Я так же поступлю с Храмом этим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, - как поступил Я с Шило.

Иными словами, Храм в Шило был разрушен врагами, а именно филистимлянами. В Танахе обычно такого рода беды и несчастья объясняются теми или иными грехами народа. У нас в отрывке о грехе народа, на первый взгляд, нет ни слова. И опять, мы обнаружим, что о грехах будет еще идти речь, но только дальше.

Контрольный вопрос

КВ-5. Как вы считаете, важна ли нам психологическая характеристика Эли, и что мы из нее учим?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Кто такие филистимляне, когда и откуда они пришли?



КВ-2. Каковы были отношения между евреями и филистимлянами?



КВ-3. Какова дальнейшая судьба филистимлян? Как возникло и закрепилось название "Палестина"?



КВ-4. Что такое Ковчег Завета, каковы его устройство и функции?



КВ-5. Как вы считаете, важна ли нам психологическая характеристика Эли, и что мы из нее учим?