МАХАНАИМ – еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Первая Книга Шмуэля"

Лекция 9. Помазание Шауля на царство

1. Текст
2. Структура отрывка
3. Шауль становится царем
4. Внешний вид Шауля
5. Поиски ослиц - и статус пророков
6. Объявление Шауля царем
Список контрольных вопросов

1. Текст

Глава 9

(1) И был муж из удела Биньямина, по имени Киш, сын Авиэйла, сына Церора, сына Бехората, сына Афиаха, сына одного Биньяминянина, - муж доблестный. (2) А у него был сын, имя его Шауль, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян лучше него; высокорослый, на голову был он выше всего народа. (3) Пропали ослицы у Киша, отца Шауля; и сказал Киш Шаулю, сыну своему: возьми-ка с собою одного из слуг, встань и пойди, поищи ослиц. (4) И прошел он горы Эфраимовы, и прошел землю Шалишу, но не нашли; и прошли они землю Шаалим, и - нету; и прошел он землю Биньяминову, и там не нашли. (5) Пришли они в землю Цуф, и Шауль сказал слуге своему, который был с ним: давай возвратимся, а то отец мой станет беспокоиться не об ослицах, а о нас. (6) Но тот сказал ему: вот, прошу тебя, есть человек Божий в этом городе, и человек этот уважаем: все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда, может быть, он скажет нам что-нибудь о деле, из-за которого мы вышли в путь. (7) И сказал Шауль слуге своему: ну вот, мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? Ведь кончился хлеб в сумах наших и нет подарка, чтобы принести человеку Божию; что у нас есть? (8) И опять отвечал слуга Шаулю, и сказал: вот, есть в руке моей (своих) четверть шекэля серебра; я отдам человеку Божию, и он скажет нам о деле пути нашего. (9) Прежде в Израиле так говорил человек, когда шел вопрошать Бога: давайте зайдем к прозорливцу, - ибо нынешний пророк назывался прежде прозорливцем. (10) И сказал Шауль слуге своему: хороша речь твоя, давай зайдем. И пошли они в город, где человек Божий. (11) Когда поднимались они по подъему в город, встретили девиц, вышедших черпать воду; и сказали они им: есть ли тут прозорливец? (12) И отвечали им те, и сказали: есть; вот он, впереди тебя; а сейчас поторопись, ибо он сегодня пришел в город, так как у народа сегодня жертвоприношение на высоте. (13) Когда придете в город, то наверное застанете его, пока он еще не взошел на высоту, чтобы есть; потому что народ не станет есть до его прихода, ибо он благословит жертву, а после этого станут званые есть. А теперь идите наверх, ибо как раз сейчас застанете его. (14) И поднялись они в город. Они входят в город, и вот, навстречу им выходит Шмуэль, чтобы взойти на высоту.
(15) А Господь известил Шмуэля за день до прихода Шауля, сказав: (16) Завтра к этому времени Я пришлю к тебе человека из земли Биньяминовой; и помажешь ты его в правители народу Моему, Израилю, и спасет он народ Мой от руки Филистимлян, ибо видел Я народ Мой, ибо вопль его дошел до Меня. (17) Когда Шмуэль увидел Шауля, то Господь сказал ему: вот тот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим. (18) И подошел Шауль к Шмуэлю во вратах, и сказал: скажи мне, прошу, где тут дом прозорливца? (19) И отвечал Шмуэль Шаулю, и сказал: я прозорливец; поднимись впереди меня на высоту, и поедите вы со мною сегодня, и отпущу тебя утром, и все, что у тебя на сердце, скажу тебе. (20) А об ослицах, пропавших у тебя три дня назад, о них не тревожься, ибо они нашлись. И кому все вожделенное в Израиле, как не тебе и всему дому отца твоего!
(21) И отозвался Шауль, и сказал: ведь я из Биньямитян, из наименьшего из колен Израилевых, и семейство мое самое малое из всех семейств колена Биньяминова. Зачем же говоришь ты мне такие слова?
(22) И взял Шмуэль Шауля и слугу его, и ввел их в комнату, и дал им место во главе званных, а было их около тридцати человек. (23) И сказал Шмуэль повару: подай-ка ту часть, которую я дал тебе и о которой сказал я тебе: отложи ее у себя. (24) И взял повар голень и то, что над нею, и положил пред Шаулем. И сказал (Шмуэль): вот что отложено тебе, положи пред собою и ешь, ибо это сбережено для тебя к этому времени, еще когда сказано было: я созываю народ. И ел Шауль с Шмуэлем в тот день. (25) И сошли они с высоты в город, и беседовал он с Шаулем на кровле. (26) И встали они рано, и было, когда занялась заря, позвал Шмуэль Шауля на кровлю и сказал: встань, и провожу я тебя. И встал Шауль, и вышли они оба из дома, он и Шмуэль. (27) Когда подходили они к краю города, Шмуэль сказал Шаулю: скажи слуге, чтобы он пошел впереди нас, - и пошел тот вперед, - а ты постой теперь, и объявлю я тебе слово Божье.

Глава 10

(1) И взял Шмуэль сосуд с елеем, и полил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот, помазал тебя Господь в правители удела Своего. (2) Когда пойдешь ты от меня сегодня, то встретишь в пределах Биньяминовых, в Целцахе, двух человек, что (сейчас) у могилы Рахели, и они скажут тебе: "Нашлись ослицы, которых ты ходил искать; и вот, отец твой, перестав (беспокоиться) об ослицах, беспокоится о вас, говоря: "Что делать мне с сыном моим?" (3) И пройдешь оттуда дальше, и дойдешь до теребинта Тавора, и встретят тебя там три человека, поднимающиеся к Богу в Бейт-Эль. Один несет трех козлят, а другой несет три каравая хлеба, а третий несет мех вина. (4) И будут они приветствовать тебя, и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь из рук их. (5) После этого дойдешь до холма Божья, где станоначальники Филистимские; и будет, когда войдешь ты в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и впереди них арфа, и тимпан, и свирель, и киннор; и они пророчествуют. (6) И снизойдет на тебя дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и станешь иным человеком. (7) И вот, когда сбудутся с тобой эти знамения, тогда делай, что сможет рука твоя, ибо с тобою Бог. (8) И сойди прежде меня в Гилгал, куда и я сойду к тебе для принесения всесожжении и мирных жертв. Семь дней жди, пока я не приду к тебе, и извещу я тебя, что тебе делать. (9) И было, лишь только он оборотился спиною, чтобы уйти от Шмуэля, дал ему Бог иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.
(10) И дошли они до Гивы, и вот, сонм пророков навстречу ему, и снизошел на него дух Божий, и пророчествовал он среди них. (11) И было, все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он пророчествует с пророками, говорили в народе друг другу: что это стало с сыном Киша? Неужели и Шауль во пророках? (12) И отозвался один из тамошних, сказав: а тех кто отец? Поэтому и стало поговоркою: "Неужели и Шауль во пророках?". (13) А перестав пророчествовать, пошел он на высоту. (14) И дядя Шауля сказал ему и слуге его: куда вы ходили? Он сказал: искать ослиц, но, увидев, что нет их, зашли мы к Шмуэлю. (15) И сказал дядя Шауля: расскажи мне, прошу, что сказал вам Шмуэль? (16) И сказал Шауль дяде своему: он сообщил нам, что нашлись ослицы. А того, что сказал ему Шмуэль о царстве, не рассказал он ему.
(17) И созвал Шмуэль народ к Господу в Мицпу, (18) И сказал сынам Израилевым: так сказал Господь, Бог Израилев:
Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. (19) А вы теперь отвергли Бога вашего, который Сам спас вас от всех бедствий ваших и невзгод ваших, и сказали: "Нет, только царя поставь над нами". А теперь предстаньте пред Господом по коленам вашим и по семействам вашим. (20) И подводил Шмуэль все колена Израилевы, и выпал жребий колену Биньяминову. (21) И подводил колено Биньяминово по семействам его, и выпал жребий семейству Матриеву; и выпал жребий Шаулю, сыну Киша; и искали его, но не нашли. (22) И вопросили еще Господа: пришел ли сюда еще человек? И сказал Господь: вот он, прячется среди утвари, (23) И побежали они, и взяли его оттуда, и стал он среди народа, и был он на голову выше всего народа. (24) И сказал Шмуэль всему народу: видите ли вы, кого избрал Господь? Ведь нет ему подобного во всем народе. И воскликнул весь народ, и сказали: да живет царь! (25) И изложил Шмуэль народу обычаи царства, и записал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил Шмуэль весь народ, каждого в дом свой.

2. Структура отрывка

В колене Биньямина жил доблестный человек на голову выше остальных израильтян по имени Шауль (9:1-3). Как-то у его отца пропали ослицы, то Шауль со слугой отправился их искать. Долго они искали ослиц (9:3-5), и слуга предложил Шаулью отправится к пророку, чтобы тот сказал, где ослицы (9:6-8), Шауль согласился. При входе в город их предупредили, что пророк собирается свершать жертвоприношение и следует идти к месту жертвенника (9:11-14). За день до того Всевышний предупредил Шмуэля (а он и был пророком, о котором шла речь), что к нему придет тот, кого Он выбрал стать царем (9:15-16) и Шмуэль приказал отложить часть мяса жертвенного животного отдельно (9:23), и когда Шауль пришел, Всевышний указал Шмуэлю на него. Когда Шауль подошел к Шмуэлю, тот сказал, что ослицы уже нашлись, а самого Шауля пригласил принять участие в трапезе, а повару приказал подать Шаулью отложенное со вчера мясо (9:22-23). После трапезы Шмуэль беседовал с Шаулем всю ночь, а утром пошел проводить его. У выхода из города, Шмуэль попросил поговорить с Шаулем наедине, чтобы сообщить ему "слово Божие" (9:24-27). Там Шмуэль помазал Шауля на царство (10:1), и дал ряд предсказаний, которые случатся в ближайшее время: у могилы Рахели он встретится со слугами отца, которые скажут, что ослицы найдены; у теребинта Тавора он встретится с двумя людьми с такими-то признаками, которые его накормят; у Гивы он встретится с пророками, и сам станет пророком (10:2-6). Шмуэль добавил, что после этого Шауль должен отправится в Гильгал. Как предсказывал Шмуэль так и случилось, и после встречи с пророками Шауль начал пророчествовать (10:9-13). Шауль скрыл ото всех, что Шмуэль помазал его на царство (10:14-16). После этого народ собрался в Гилгале, где Шмуэль объявил, что Всевышний сейчас выберет царя. И жребий пал на семью Шауля, сам же Шауль спрятался. Когда его нашли, Шмуэль объявил, что это и есть царь. (10:17-22). Народ увидел, что Шауль обладает царским видом, и остался доволен (10:23-24). Шмуэль изложил народу права царя, и народ разошелся по домам.

3. Шауль становится царем

Во всем этом отрывке подчеркивается, что Шауль стал царем не по каким-то причинам политического порядка, а ровно по одной причине - его избрал Всевышний, чтобы он стал царем. Этой цели служит рассказ о поисках ослиц, что вошло в поговорку: "Искал ослиц, нашел царство". Этой цели служит рассказ о том, что Всевышний заранее предупреждает Шмуэля, что завтра придет будущий царь. Рассказ о выборе царя в Гильгале, вплоть до детали, что Шмуэль спрятался среди утвари, когда искали того, кто был назначен быть царем, направлен к той же цели. С другой стороны, в рассказе дважды подчеркивается, что "дух Божий опустился на Шауля". Подробно о смысле этого оборота мы поговорим позже, на данный момент ограничимся простой констатацией: царь находится под специфической властью свыше.

Контрольный вопрос

КВ-1. Как вы думаете, почему Шауль не рассказал своему дяде о "помазании на царство", и почему он "спрятался среди утвари"?

4. Внешний вид Шауля

Надо заметить, что Танах практически никогда не описывает внешний вид героев. О том, как выглядели герои, мы может только гадать или судить по случайно появившимся деталям рассказа. Например, мы знаем, что патриарх Яаков был физически не слабого сложения. Знаем мы это по той детали, что он в одиночку откатил лежащий у устья колодца камень, который обычно могли откатить только несколько человек. Эта особенность Танаха - не рассказывать, как выглядят герои, регулярно играет дурные шутки с художниками. Например, художественная традиция предписывает изображать Давида как худенького подростка - по всей видимости, в противоположность великану Голиафу. Однако фраза Давида: "И на волка и на медведя твой слуга ходил", - свидетельствует об ином. Да и самое общее соображение, что пастухи (овец) не бывают хлипкого телосложения, говорит обратное. В нашем отрывке, в отличие от других мест Танаха, внешнему виду героя - Шаулю - уделено очень большое внимание (9:2):

молодой и красивый; и не было никого из Израильтян лучше него; высокорослый, на голову был он выше всего народа.

А вот еще, касательно внешнего вида (10:24):

И сказал Шмуэль всему народу: видите ли вы, кого избрал Господь? Ведь нет ему подобного во всем народе! И воскликнул весь народ, и сказали: да живет царь!

Иными словами, народ увидел видного молодого мужчину, и счел, что он вполне достоин быть царем.

Разумеется, сказанное здесь не означает, что Шауль бы замечателен только внешним видом. Начало рассказа о нем, как он пошел искать ослиц отца, пройдя в их поисках что-то около 60 км., свидетельствует, что он также отличался достоинствами морального плана. Точно так же рассказ про то, как Шауль, уже помазанный пророком на царство стесняется предстать перед народом, и прячется среди утвари, показывает на его скромность. То есть внешний вид Шауля дополнен внутренними достоинствами.

И все же вопрос, почему столь много внимания уделяется внешнему виду нового царя, остается открытым. Есть мидраш, который звучит приблизительно так: "Даже коротышка, после того, как его помазали на царство, становится высоким, статным и красивым. Почему? -Потому что преисполняется всяческими достоинствами". Если услышать в этом мидраше иронию, то, в общем-то, он говорит простую вещь - царская должность красит человека, и неважно как человек выглядел до нее. А потому, несущественно, как выглядит царь. Не исключено, что книга Шмуэля пытается сказать, что внешний вид обманет, и Шауль, которого с таким восторгом выбрали на царство, превратится в тирана. Такому пониманию помогает сцена выбора следующего царя. Там Шмуэль приходит в дом Ишая и ищет будущего царя среди его сыновей (1-Шмуэль 16:6-7). Вначале он видит первенца - Элиава:

…и сказал: верно (этот) пред Господом помазанник Его. Но Господь сказал Шмуэлю: не смотри на вид его и на высокий рост его, ибо Я отверг его: ведь (суть) не в том, что видит человек, ибо человек видит глазами, а Господь видит то, что в сердце.

А теперь сравним с тем, как народ принимаем Шауля на царство (10:23-24):

…И стал он среди народа, и был он на голову выше всего народа. И сказал Шмуэль всему народу: видите ли вы, кого избрал Господь? Ведь нет ему подобного во всем народе. И воскликнул весь народ, и сказали: да живет царь!

Иными словами, можно предположить, что столь серьезно подчеркнутый внешний вид Шауля как бы указывает, что народ и сам Шмуэль смотрят не на то, что надо смотреть, и выбирают царя неправильно. Мы видим сказанное из противопоставления слов Шмуэля: "Видите ли вы…" - со словами Всевшнего при отказе от кандидатуры Элиава: "(Суть) не в том, что видит человек…". Это ни в коем случае не означает, что Шауль - ошибочно выбранный царь; ведь это все-таки царь, выбранный Самим Всевышним (9:15-16):

А Господь известил Шмуэля.., сказав: Завтра к этому времени Я пришлю к тебе человека… и помажешь ты его в правители народу Моему, Израилю, и спасет он народ Мой от руки Филистимлян…

Такое чувство, что отрывок просто пытается подчеркнуть поверхностный подход народа к такому серьезному делу, как избрание царя, или, иначе говоря, легкомыслие народа. Вот народ решил, что смена образа правления сразу решит все проблемы. Никакие недостатки монархической формы правления, изложенные текущим правителем, Шмуэлем не смогли переубедить его, и потому народ легко пошел за первым предложенным ему представительным мужчиной. Другой разговор, что Свыше было предусмотрено, что Шауль сможет решить главную проблему, стоящую перед народом - борьбу с филистимлянами. И здесь стоит вспомнить то, что мы говорили о царях и о судьях, о разнице между этими двумя формами правления. Ведь избавлением народа от внешней опасности не исчерпываются функции царя. Сама победа над внешним врагом делает Шауля судьей-избавителем, но еще далеко не царем. Пророк Шмуэль со своей стороны нигде не говорит, что царь не сможет решить внешние военные и политические проблемы. Он упорно говорит о внутренних проблемах, которые возникнут при установлении монархической формы правления.

В некотором смысле, мы можем заранее указать на следующую тенденцию книги: Шауль - великолепен в должности спасителя-судьи, но когда его действия входят в область именно царскую, то здесь произойдут крупные провалы.

Контрольные вопросы

КВ-2. Почему Шауль хорошо подходил на должность Судьи?

КВ-3. Какие дополнительные качества, кроме необходимых для должности судьи, должен иметь царь?

5. Поиски ослиц - и статус пророков

Рассказ о Шауле начинается с того, как он долго ищет ослиц своего отца, и по совету слуги отправляется к пророку, чтобы тот нашел ослиц.

Наверное, в этом рассказе интересно, что до встречи с Шаулем Шмуэль ни разу (на протяжении 8 стихов!) не назван по имени. Четырежды он назван "Человек Божий", он назван "тот человек" и "прозорливец" с пояснением, что "прозорливец" это прежнее название пророка, но ни разу не назван по имени. Очевидно при этом, что Шауль и его слуга не могут не знать Шмуэля по имени - хотя бы потому, что родной город Шауля находится в считанных километрах от резиденции Шмуэля; и в территорию, описанную, как место обычных перемещений Шмуэля, родной город Шауля заведомо входит. Подводя итог сказанному, следует поставить вопрос: почему же автор этого отрывка так старательно избегает назвать Шмуэля по имени?

Ответ удивительно прост. Отказ упоминания Шмуэля по имени призван показать, что это не "Шмуэль как личность", не "Шмуэль как частное лицо" - полюбил Шауля и помазал его на царство; но это сделал "человек Божий", пророк от имени Всевышнего. Собственно, перед нами обычное явление, когда человека называют не по имени, а по должности. В книге Бытия (гл. 24) мы сталкиваемся с подобным явлением в рассказе о том, как слуга Авраама пошел по поручению Авраама найти невесту для сына Авраама. Слуга ни разу на протяжении всего рассказа не назван по имени. Всегда "слуга" - 15 раз на протяжении 67 стихов, хотя нетрудно предположить, что речь идет про Элиэзера - домоправителя Авраама. Но так как рассказ подчеркивает, что речь идет не о его самостоятельном действии, а о исполнении поручения Авраама, то имя слуги не упомянуто ни разу. Точно также в нашем отрывке - Шауль приходит к "пророку". Только после встречи с Шаулем Шмуэль называется по имени; но и при этом многократно подчеркнуто, что Шмуэль действует в соответствии с указаниями Свыше. Сама долгая ночная беседа Шауля с Шмуэлем - это скорее знакомство пророка с уже утвержденным будущим царем, а не попытка пророка понять, подходит ли кандидат Шауль на высокую царскую должность.

Контрольный вопрос

КВ-4. Попробуйте (вспомните Вводную лекцию курса) сформулировать, чем отношение "Шмуэля - частного лица, личности" к Шаулю отличается от отношения к нему "Шмуэля-пророка".

6. Объявление Шауля царем

Собственно сцена выборов в отрывке 10:17-26 достаточно проста. Выбор царя проводится по образцу жребия, сделанному, например Иеhошуа, когда искали "виновного во взятии из заклятого" при захвате Иерихона. Вначале жребием определяется колено, потом жребием определяется род, потому семейство, а потом конкретный человек. Жребий проходит либо через пророка либо через "Урим и Тумим" (о них будет ниже). Жребий выпадает на Шауля, который все еще не может привыкнуть, что он встанет во главе народа.

Нас здесь интересует вот что. Во всем этом отрывке явственно просматриваются черты заключения союза между всеми собравшимися, и другой стороной. Союза, аналогичному союзу у горы Синай, когда союз заключил народ с одной стороны и Создатель с другой. Книга же законов была условием союзного договора. У нас есть даже такая деталь, как запись условий царства в свиток, который потом кладется в Храм, что повторяет аналогичную деталь в Синайском союзе.

Контрольный вопрос

КВ-5. Почему необходим "союз", что он добавляет к статусу царя?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Как вы думаете, почему Шауль не рассказал своему дяде о "помазании на царство", и почему он "спрятался среди утвари"?



КВ-2. Почему Шауль хорошо подходил на должность Судьи?



КВ-3. Какие дополнительные качества, кроме необходимых для должности судьи, должен иметь царь?



КВ-4. Попробуйте (вспомните Вводную лекцию курса) сформулировать, чем отношение "Шмуэля - частного лица, личности" к Шаулю отличается от отношения к нему "Шмуэля-пророка".



КВ-5. Почему необходим "союз", что он добавляет к статусу царя?