МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Вторая книга Шмуэля (Самуила)"

Лекция 4. Войны Давида. Главы 8, 10, 11

1. Царь – завоеватель

2. Структура должностей при дворе Давида

3. Мефибошет

4. Милость Давида

5. Войны Давида

6. Несколько дополнительных замечаний к войне с Аммоном

7. Замечания к переводу стиха 12:31 – о "жестокостях Давида"

Контрольные вопросы

1. Царь – завоеватель.

Главы 8 и 10 посвящены целиком войнам Давида с окрестными царями. Об этих войнах рассказывается очень кратко. Разумеется, список этих войн представляет огромный интерес для историков.  По его поводу написаны многочисленные работы, составлены карты. Подробно разобрано, какие территории были завоеваны, какие были превращены в вассальные царства, где Давид назначал наместников, в каких - завоевание ограничилось выплатой дани, а где, сохранив свободу, страны оказались в непрямой зависимости от Давида. Все это очень интересно, но к теме наших лекций, которые можно озаглавить "Главные идеи книги Шмуэля", имеет лишь отдаленное отношение. Понятно, что главное сводится к:

(8:14-15)

(14) И помогал Господь Давиду всюду, куда ни ходил он. (15) И царствовал Давид над всем Исраэлем; и вершил Давид суд и правду всему народу своему.

Мы, однако, разберем некоторые отдельные интересные моменты этих рассказов.

2. Структура должностей при дворе Давида.

В отрывке 8:16-18 перечисляются лица, занимавшие основные должности при дворе Давида. Этот список можно расширить через 1-Хроник гл. 26 и 27. Опять-таки, государственная структура, чиновничья иерархия представляют большой интерес для историков. Разумеется, не меньший интерес представляет вопрос, откуда Давид заимствовал такую структуру. На эту тему написано великое множество работ и исследований, и будет написано еще больше, "скрипят перья, ломаются копья, ученая работа кипит". Долгое время считалось, что Давид все это заимствовал в Египте. Сегодня полагают, что никак не в Египте. Во-первых, потому что не совсем похоже, во-вторых, потому что Египет тогда находился в тяжелом военно-социальном состоянии, и образцом ни для кого быть не мог, а в-третьих, это только кажется, что Египет близко: он близок только географически, но культурном, в языковом и в политическом отношениях - очень далек от тогдашнего Израиля. Поэтому предполагается, что структура заимствована у хананейских народов. Опять же, может быть, это в чем-то и так, но хананейские народы не имели централизованного государства. В конце концов, разумным будет предположение, что эта структура возникла вполне естественным образом - разумеется, не без заимствований каких-то элементов.

Чтобы прояснить последнее высказывание, обратим внимание на существующие в государстве Давида должности (несколько изменив названия в сторону их осовременивания):

(1). Военный министр и 12 генералов.

(2). Командующий над иноземными войсками (наемниками).

Здесь стоит напомнить, что до недавнего времени иностранные солдаты, наемники, составляли отдельную боевую единицу, а не были рассредоточены по разным частям. А потому связь с ними поддерживается через специальный департамент.

(3). Князья колен числом 12.

Достаточно очевидно, что это наследие предшествующей эпохи.

(4). Отдельный уполномоченный, ответственный за южный и восточный (новый) Заиорданский округ.

(5). Отдельный министр, ответственный за "старый" Заиорданский округ (колена Реувен, Гад и половина колена Менаше).

(6). Ответственный за "барщину" (это за неимением другого термина). Обычно это слово переводят на русский как "дань", но по смыслу эпохи и времени – это именно работы, а не "выплаты", обычно подразумеваемые под словом "дань", т.о. выражение "барщина" является более подходящим).

(7). Казначей

(8). Казначей храмового имущества

(9). Министр периферийного имущества (видимо, царских складов вне столицы)

(10). Министр, управляющий  рабочей силой

(11). Ответственные за скот, вино, масло и т.д.

(12). Писец. Это не секретарь, а если хотите, госсекретарь. Он ведет  документацию царя, дипломатическую переписку и т.п.

(13). Помнящий. Не очень понятная должность, но многократно упомянутая при различных царях. Сегодня это слово означает "секретарь", дословно его смысл - "напоминающий". Судя по некоторым параллелям (особой уверенности нет), это что-то вроде юридического советника царя, в чьи функции входит давать справки по уже существующим документам и законам.

(14). Первосвященник. Во избежание недоумения: Первосвященник упоминается уже в Торе, но там речь идет о священниках, играющих особую роль в Храмовой службе. Здесь это также и главный священник в административном смысле слова.

(15). Советники царя, друзья царя и т.п.

Просмотрев список должностей, можно прийти к заключению: для создания такой структуры нет нужды копировать ее с кого бы то ни было. Она возникает сама по мере надобности, особенно если посмотреть, как такие вещи организуют соседи. С другой стороны, сама структура такого рода ничего не говорит о государственном устройстве. Потому что, для того, чтобы серьезно судить о политическом устройстве государства, следует хоть как-то представлять полномочия, которыми наделены те или иные должности, степени их ответственности, уровень отчетности и т.д.

Что  здесь важно?  А вот что: до появления царя колена Израиля не имели нужды в чиновничьей структуре, и ее просто не было. Если какая-то структура управления и была, то она была естественной, построенной по территориальному признаку: глава рода, глава семейства, глава колена. По мере надобности несколько глав родов, семейств или колен могли между собой договориться о совместных действиях. В случае надобности собиралось народное ополчение. И опять никакой, кроме территориальной структуры управления, для такой армии не нужно, в том числе, и для снабжения армии. Ведь каждый, пришедший от своего рода или семейства, приходит со своей амуницией и запасами.

Теперь, при возникновении регулярной, централизованной армии, такая структура стала явно недостаточной. А ведь при Давиде регулярная армия выросла до тридцати тысяч человек (для сравнения - регулярная армия Шауля поначалу составляла три тысячи). Такая армия экономически может существовать только либо при больших налогах, либо же при непрерывных грабительских походах. Последнее мидраш описывает так: "Приходят министры к царю и говорят: Отощал народ! А царь им отвечает: Так пусть торгуют друг с другом. Министры: Так это перекладывать деньги из одного кармана в другой карман. Царь: Ну, тогда придется объявлять войну". В дальнейшем мы увидим кризис, к которому привело существование такой большой армии.

В любом случае, мы видим, что именно Давид преобразовывает Израиль в государство со всеми признаками государства. Именно такие преобразования и интересуют историков.

3. Мефибошет.

Глава 9 неожиданно вклинивается в серию глав о войнах Давида, притом, что ее содержание к войне не имеет никакого отношения, и вообще она об ином:

9

(1) И сказал Давид: остался ли еще кто-нибудь из дома Шаула, чтобы мне оказать ему милость ради Йонатана? (2) А в доме Шаула был раб по имени Цива; и позвали его к Давиду, и сказал ему царь: ты ли Цива? И тот сказал: (я,) раб твой. (3) И сказал царь: нет ли еще кого из дома Шаула, чтобы оказал я ему милость (по клятве) во имя Бога? И сказал Цива царю: есть еще хромой сын Йонатана. (4) И сказал ему царь: где он? И сказал Цива царю: вот он, в доме Махира, сына Аммиэла, в Ло-Деваре. (5) И послал царь Давид взять его из дома Махира, сына Аммиэла, из Ло-Девара. (6) И пришел Мефивошэт, сын Йеонатана, сына Шаула, к Давиду, и пал на лицо свое, и поклонился. И сказал Давид: Мефивошэт! И тот сказал: вот раб твой. (7) И сказал ему Давид: не бойся, ибо я окажу тебе милость ради Йонатана, отца твоего, и возвращу тебе все владения Шаула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за столом моим. (8) И поклонился тот, и сказал: что такое раб твой, что ты призрел такого мертвого пса, как я? (9) И призвал царь Циву, слугу Шаула, и сказал ему: все, что принадлежало Шаулу и всему дому его, отдал я сыну господина твоего. (10) Обрабатывай же для него землю, ты и сыновья твои и рабы твои, и доставляй (плоды ее), чтобы у сына господина твоего был хлеб для пропитания; Мефивошэт же, сын господина твоего, есть будет всегда за столом моим. А у Цивы было пятнадцать сыновей и двадцать рабов. (11) И сказал Цива царю: так, как приказывает господин мой, царь, рабу своему, так поступать будет раб твой; а Мефивошэт ест за моим столом, как один из сыновей царя. (12) А у Мефивошэта (был) малолетний сын по имени Миха. И все, жившие в доме Цивы, (были) рабами Мефивошэта. (13) И жил Мефивошэт в Йерушалаиме, ибо ел он всегда за царским столом. А он хром был на обе ноги.

Пересказ и анализ

Давид вспомнил о клятве, данной Йонатану, в которой обещал милость "дому его". Он нашел последнего из живых сыновей Йонатана, Мефибошета, сохранил за ним родовое владение Шауля, позволил Циве, слуге Мефибошета, управлять всем этим имуществом от имени своего господина. Самого же Мефибошета взял во дворец, и тот "ел за царским столом", то есть стал одним из приближенных царя.

Первый вопрос по поводу рассказа простой: почему рассказ о милости Мефибошету помещен сюда, между двумя главами о войнах Давида? Кажется, единственно возможный ответ состоит в том, что он призван проиллюстрировать сказанное в конце предыдущей главы:

(8:15) И царствовал Давид над всем Исраэлем; и вершил Давид суд и правду всему народу своему

После этой фразы идет упоминание о тех, кто помогал Давиду "вершить суд и правду", а теперь приводится пример той самой "правды".

4. Милость Давида

Нам придется на некоторое время отклониться от основной линии комментирования. До сих пор мы избегали анализа точных значений употребления слов иврита. Нам очень не хочется погружаться в теоретические дебри, связанные с этим предметом, а потому мы оставим в стороне все обоснования, а перейдем к прямому вопросу. В первом стихе главы говорится следующее:

(1) И сказал Давид: остался ли еще кто-нибудь из дома Шаула, чтобы мне оказать ему милость ради Йеонатана?

Вопрос: что означает здесь слово "милость"? В "Толково-словообразовательном" словаре слово "милость" объясняется так:

1. Доброе, великодушное отношение.

2. Доброе дело, добрый, милосердный поступок; благодеяние // устар. Дар, пожертвование; подаяние.

3. //устар. Благосклонность, доверие, расположение к низшему лицу со стороны вышестоящего лица.

4. //устар. Употр. как почтительно-вежливое обращение нижестоящего лица к лицу вышестоящему.

Так вот, можно доказать, что в текстах Танаха слово "Хесед", переведенное как "милость" употребляется именно в комбинации значений 2 и 3 этого списка. А именно, "Хесед" в библейском значении слова, как правило, означает "Благодеяние, оказываемое вышестоящим по отношению к нижестоящему". При этом следует помнить, что в талмудическом иврите как и в средневековом иврите это слово употребляется именно в первом значении: "Великодушное отношение", и уж никогда слово "Хесед" в иврите не употребляется в четвертом значении этого словарного списка.

Возвращаясь к нашему стиху, мы понимаем, что Давид намеревается не столько оказать "милость" в современном значении слова, сколько "даровать покровительство" остатку дома Шауля.

Почему здесь точное значение слова столь принципиально?  Да ровно потому, что вообще-то в рамках междинастической войны, проигравший "повинен смерти". Достаточно вспомнить, чем кончил дом Романовых в России. Ну, а в те времена все это понимали, и сам Мефибошет позже скажет (19:29):

Ведь был весь дом отца моего повинен смерти пред господином моим царем, а ты поместил раба твоего среди тех, кто ест за столом твоим...

Вообще, когда мы говорим о танахическом иврите, именно это значение слова следует иметь в виду при чтении. Например, когда Всевышний обещает "милость", то он обещает именно покровительство. Иными словами, Давид обещает "остатку дома Шауля" именно покровительство.

Второй пункт, связанный с этим стихом, возвращает нас к последней встрече сына Шауля Йонатана и Давида, когда Йонатан обратился к Давиду с просьбой (1-Шмуэль 20:14-15):

(14) И не (только) пока я еще жив не лишай меня милости Господней, чтобы мне не умереть, (15) Но не оставляй ты милостью своею и дома моего вовеки, даже и тогда, когда истребит Господь врагов Давида до единого с лица земли!

Просьба Йонатана подразумевает именно просьбу о покровительстве, и это просьба уже проигравшего - к будущему победителю. Йонатан знает, что Давид – будущий царь, и просит о покровительстве остатку своего рода. Тогда Давид дал клятву о таком покровительстве, и теперь Давид исполняет клятву, данную Йонатану.

Вот здесь начинается тема, которая нас интересует. Возможны две линии комментирования и восприятия всего этого отрывка. Одну линию можно назвать политической, вторую - религиозно-моральной. При политическом анализе можно сказать буквально следующее:

Давид предпочитает держать единственного наследника Шауля поближе к себе, чтобы следить за ним, опасаясь, что наследник проигравшего царского дома может оказаться центром, вокруг которого будут собираться недовольные. С другой стороны, покровительство Мефибошету может оказаться шагом к примирению с коленом Биньямина, демонстрацией колену, что вот, дом Шауля не уничтожен, а более того, приближен к нынешней династии и играет какую-то роль при дворе.

Эта линия комментария не соответствует общей интонации отрывка, в котором совершенно очевидно подчеркивается именно сторона исполнения обещания Йонатану и исполнение клятвы Давида. Более того, при акценте на политическую сторону вопроса, возникает некоторое несоответствие тому, что будет рассказано позже (гл. 21). Там, после подавления бунта против Давида, уже упомянутый здесь Цина утверждает, что Мефибошет не поддержал Давида, в надежде, что корона вернется к нему. Мефибошет утверждает в ответ, что его оклеветали. При этом Мефибошет не приводит (и не может привести) ни одного доказательства своей правоты. И все же Давид верит Мефибошету, сохраняет ему жизнь, имущество и покровительство. Хотя обстоятельства полностью позволяют Давиду покончить с возможным врагом, все же он этого не делает, что в лишний раз подтверждает, что главным движущим мотивом Давида в отношениях с сыном Йонатана является исполнение клятвы. Разумеется, политические выгоды, которые Давид получает от исполнения этой клятвы, остаются, но не они играют главную роль. По некоторой аналогии можно сказать, что исполнение заповедей Торы может привести к каким-то медицинским или иным выгодам, но эти выгоды являются побочным действием исполнения заповедей, а не главной причиной их дарования.

5. Войны Давида

Глава 10 открывает рассказ о войне Давида в Заиорданье. Но нас не очень интересует военная история. Если вкратце изложить военную часть этого рассказа, то получится, что Давид выступил против объединенных войск Моава, Аммона и присоединившихся к ним войск Арамеи (Сирии). В первой битве при Медбе основную опасность представляли арамейцы, и им был нанесен основной удар. После отступления арамейцы предприняли вторую попытку собрать крупное войско, но опять потерпели поражение при Хэлам, после чего заключили с Давидом сепаратный мир, оставив Аммон в одиночестве сражаться с войсками Давида. В гл. 11, в качестве обрамляющего рассказа к истории с Бат-Шевой, идет описание боя за столицу Аммона – Раббу (Нынешний Раббат-Аммон, он же Аман – столица Иордании). Остальные подробности можно найти в книгах, посвященных истории военного искусства древности, например у Мазера или Игаля Ядина.

Нас во всей этой истории интересует описание начала кампании против Аммона (10:1-6)

(Глава 10)

(1) И было после этого, умер царь Аммонитян, и стал царем вместо него сын его Ханун. (2) И сказал Давид: окажу я милость Хануну, сыну Нахаша, как оказал милость отец его мне. И послал Давид слуг своих утешить его (в горе) по отце его. И пришли слуги Давида в землю сынов Аммоновых. (3) И сказали князья Аммонитские Хануну, господину своему: (настолько) ли уважает Давид отца твоего, на твой взгляд, что послал к тебе утешителей? Не для того ли, чтобы осмотреть этот город и разведать его и (после) разрушить его, прислал Давид своих слуг к тебе? (4) И взял Ханун слуг Давида, и обрил (каждому) половину бороды его, и обрезал одежды их наполовину, до седалищ, и отпустил их. (5) И доложили об этом Давиду, и послал он встретить их, ибо эти люди были очень опозорены. И сказал царь: оставайтесь в Йерихо, пока отрастут бороды ваши, а (потом) вернетесь. (6) И увидали Аммонитяне, что стали они ненавистны Давиду; и послали Аммонитяне нанять Арамейцев Бэт-Рехова и Арамейцев Цовы, – двадцать тысяч пеших, – и царя Маахи с тысячью человек, и людей Това – двенадцать тысяч человек.

Пересказ и анализ

После смерти царя Аммона Нахаша, Давид послал делегацию с соболезнованиями к его сыну Хануну. По наущению слуг, Ханун объявил посланников Давида шпионами, оскорбил их и выгнал из страны. Давид счел этот поступок casus belli – "поводом к войне". После чего и началась кампания против Аммона, включившая в себя кампанию против их союзника – Арамеи (Сирии).

В первую очередь следует обратить на преемственность этой главы  предыдущей,  рассказу о "милости" Давида к Мефибошету. Здесь рассказ начинается с такой же милости, только теперь по отношению к правящему (в отличие от сына Йонатана) сыну царя Аммона. В ст. 2 написано, что милость Давида к Хануну диктуется милостью, оказанной отцом Хануна, Нахашем, к Давиду. Так как Нахаш прежде упоминался только в контексте войны с Явеш-Гиладом (он, собственно, напал на город, и победа над ним – первая победа Шауля, см. 1-Шм. гл. 11), то о характере "милости", оказанной Нахашем Давиду мы можем только гадать. Наиболее вероятно, что в период бегства Давида от Шауля, он, так или иначе, вошел в контакт с аммонитянами, и, по всей видимости, получил покровительство царя Аммона Нахаша, как позже получил покровительство у филистимлян. О связях Давида с Заиорданьем мы можем судить хотя бы на основании того, что Давид отправил своих родителей к царю Моавскому (1-Шмуэль 22:3), хотя там, может быть, речь идет об использовании родственных связей, ведь прабабка Давида, Рут – моавитянка. Не исключено, что Нахаш также, так или иначе, помог Давиду. Мы об этом судим, собственно, только из нашего отрывка. Но если придерживаться "политической" линии комментирования, то, принимая во внимание, что Нахаш был открытым врагом Шауля, его контакт с "бунтовщиком" Давида выглядит более чем естественным; более того, мы можем уверенно утверждать, что в тот период Давид был привлекателен для всех внешних врагов царства Шауля как популярный оппозиционный генерал.

Теперь ситуация изменилась. Если, пока Давид был "в бегах", он мог войти в любые сделки с врагами Шауля, то теперь, когда он встал во главе Израильского царства, внешние враги предыдущего царства автоматически стали врагами Давида. По всей видимости, отношения между царством Давида и Заиорданием уже к тому моменту стали достаточно напряженными, хотя бы потому, что Давид явно стремится к расширению своего царства. Весьма вероятно также, что предложение "милости" Давида Хануну сродни милости Мефибошету, то есть это слово следует опять понимать именно в значении «покровительство», то есть Аммону как бы предлагается признать "непрямой" вассалитет от Израильского царства. При этом Давид, в память о милости Нахаша, не желает захватывать Аммон военной силой.

В этом случае высказанное приближенными царя предположение, что делегация Давида – чисто шпионское мероприятие, -  не лишена смысла, хотя действия их слишком резки, и следовало бы все же дождаться предложений Давида. Все же, как нетрудно догадаться, любой укрепленный город имеет свои слабые места. Напомним о взятии Иерусалима через выходящий за пределы крепостных стен водовод. Точно так же, практически, в любом хорошо укрепленном городе, кроме основных, хорошо укрепленных ворот, были известные городским жителям калитки и лазы в крепостной стене, удобные для сокращения пути (практически все горожане имели поля и сады вне городских стен, а потому, чем всякий раз идти до городских ворот, они предпочитали делать лазы).

И все же, даже, если приближенные царя были уверены в шпионских функциях делегации, им не следовало переходить сразу же к прямому оскорблению послов: сбрить полбороды и отрезать одежду ниже пояса – это страшное оскорбление, и понятно, что нанесено оно не только послам, но и пославшему их Давиду. Так что это действие является стопроцентным casus belli – "поводом к войне".

6. Несколько дополнительных замечаний к войне с Аммоном.

Выбор Иерихона (ст. 5) в качестве места, где послы должны пересидеть, пока не отрастут бороды, связан с тем, что Иерихон в те времена - слабо населенный город. Его крепостные стены еще не были отстроены в силу проклятия "всякому, отстраивающему Иерихон" (Иеhошуа 6:25), произнесенного после его взятия Иеhошуа. Город будет отстроен позже, во времена царя Ахава, и строитель города примет на себя и свой род проклятие Иеhошуа (1-Цар 16:34). Еще раз напомним, что Иерихон близок к границе Аммона, а потому послы могли не пересекать всю страну в таком позорящем их виде.

В конце рассказа о взятии столицы Аммона Раббы говорится:

12

(29) И собрал Давид весь народ, и пошел к Раббе, и воевал против нее, и покорил ее. (30) И взял (Давид) венец Малкама с головы его, – весу в нем талант золота, – и драгоценный камень, и был он на голове Давида; и вынес он из города очень много добычи.

Венец Малькама, упомянутый в стихе 30, весом в "талант золота и драгоценных камней", вызывает поток комментариев. В первую очередь, потому что "талант" в Танахе – это около 35 кг. Корону такого веса носить несколько сложно. Во-вторых, комментаторов очень смущает слово "Малькам". На иврите это может означать "венец их царя" (этого комментария придерживаются Радак и греческий перевод ). Это может быть и имя аммонского божества Малькома, иначе Молеха (этого комментария придерживается Раши, тот же Радак, в качестве "комментария мудрецов Талмуда", и наш переводчик). Мы предпочитаем именно этот последний комментарий.

Если речь идет о короне, украшавшей божество Аммона, то, по всей видимости, Давид все же не носил ее постоянно, а надел ее на себя символически (либо дал держать над собой) в знак того, что теперь он властелин Аммона. Либо же, по иному комментарию, Давид украсил этой короной вершину своего престола.

7. Замечания к переводу стиха 12:31 – о "жестокостях Давида"

Трудно удержаться и не привести перевод Давида Иосифона к 12:31

(31) А народ, который в нем, он вывел и положил их под пилы и бороны железные, и под железные секиры; и таскали их по кирпичам улиц. И так поступал он со всеми городами сынов Аммоновых.

Для правильного понимания этого стиха мы должны отметить смену глагола в 1-Хроник (20:3), где глагол "приставил" (ясэм) заменен на "распилил" (ясэр). На самом деле здесь речь не идет о казни, хотя жестокостей по отношению к пленным на войне в те времена хватало (в качестве примера можно привести казнь двух третей моавитян (8:2), впрочем, там говорится о казни двух третей пленных, а не об особо жестоких казнях). Здесь же речь идет о всевозможных "тягловых работах". "Пилы" – это выпиливание камней из скал. "Железные молотилки (бороны)" – реальный рабочий инструмент той эпохи, используемый именно для молотьбы: деревянные доски, в которые вделаны металлические зубья, несколько раз упомянуты в Танахе. "Секиры" – это просто топоры. И какие могут быть кирпичи на улицах тогдашних городов? И вообще "улицы" в стихе не упомянуты, и откуда взялись "улицы", если "вывели"? Правильный же перевод этого стиха таков:

(31) А народ, который в нем, он вывел и приставил их к пилам и боронам железным, и к железным секирам; и перевели их на [работы обжига] кирпичей. И так поступал он со всеми городами сынов Аммоновых.

Другими словами, сразу после захвата Аммона Давид отправил аммонитян на рабские работы.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему важен список должностных лиц при Давиде? Какие существуют предположения о происхождении данной схемы власти?



КВ-2. Что означает «милость» Давида Мефибошету? Какие аспекты личности Давида можно увидеть в этой истории?



КВ-3. Опишите отношения Давида с Аммоном и причины начала войны.



КВ-4. В чем проблема, связанная с короной аммонитян?



КВ-5. Был ли Давид особо жесток к пленным? На основании чего возникло такое мнение?