МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Вторая книга Шмуэля (Самуила)"

Лекция 9. Бунт Авшалома (продолжение)

1. Приход Хушая к Авшалому; первый совет Ахитофеля

2. Два совета

3. Передача сообщения Давиду

4. Битва в лесу Эфраима

5. Гибель Авшалома

6. Мораль в Танахе

7. После битвы

8. Десять колен

9. Иудея

10. Шими, Цива и Мефибошет

11. Барзилай

Контрольные вопросы

1. Приход Хушая к Авшалому; первый совет Ахитофеля

16.

(14) И пришел (в Бахурим) царь и весь народ, что с ним, утомленные; и отдыхал там. (15) Авшалом же и весь народ, Израильтяне, пришли в Иерусалим, и Ахитофель с ним. (16) И было, когда пришел Хушай Аркиянин, друг Давида, к Авшалому, то сказал Хушай Авшалому: да живет царь, да живет царь! (17) И сказал Авшалом Хушаю: такова-то признательность твоя другу твоему? (18) Отчего не пошел ты с другом твоим? И сказал Хушай Авшалому: нет, а с тем, кого избрал Господь, и народ сей, и все Израильтяне, с тем и я, и с ним останусь. (19) А во-вторых, кому я буду служить? Не сыну ли его? Как служил я отцу твоему, так буду я служить тебе. (20) И сказал Авшалом Ахитофелю: дайте ваш совет, что нам делать. (21) И сказал Ахитофель Авшалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом; и услышит весь Израиль, что ты стал ненавистен отцу своему; и крепче станут руки тех, которые с тобою. (22) И раскинули Авшалому шатер на кровле, и вошел Авшалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля. (23) А советы Ахитофеля, которые он давал в то время, (считались такими же верными), как если бы спрашивал человек наставления Божья. Таким был всякий совет Ахитофеля как для Давида, так и для Авшалома.

Пересказ

Хушай пришел к Авшалому в Иерусалим и приветствовал его, как приветствуют царя. Авшалом удивился, что "друг царя" вдруг переметнулся к нему. На это Хушай объяснил, что он верен власти, а не ее носителю, и если весь народ признал Авшалома царем, то его долг - служить царю. После этого Авшалом спросил у Ахитофеля совета о дальнейших действиях, и Ахитофель посоветовал поставить на крыше дворца шатер, ввести в него наложниц Давида, и войти в этот шатер, как входят к женам. Тогда все поймут, что решение Авшалома восстать против Давида непреклонно, ведь пути назад ему не будет.  Авшалом принял этот совет.

2. Два совета

17.

(1) И сказал Ахитофель Авшалому: позволь, отберу я двенадцать тысяч человек, и встану, и пойду в погоню за Давидом в эту же ночь, (2) И нападу на него, пока он утомлен и слаб, и поражу его страхом; и разбежится весь его народ; и убью я царя одного. (3) И обращу я весь народ к тебе. Все возвратятся, когда (падет) человек, (Души) которого ты ищешь; весь народ будет в мире. (4) И понравилось это слово Авшалому и всем старейшинам Израилевым. (5) И сказал Авшалом: позови, прошу, и Хушая Аркиянина; и послушаем, что скажет он. (6) И пришел Хушай к Авшалому, и сказал Авшалом ему так: вот что сказал Ахитофель, сделать ли нам по слову его? Если же нет, то скажи ты. (7) И сказал Хушай Авшалому: нехорош совет, который дал Ахитофэл на этот раз. (8) И сказал Хушай: ты знаешь отца твоего и людей его, – что храбры они и озлоблены душою, как медведица в поле, лишившаяся детей; и отец твой – человек мужественный: не станет он ночевать с людьми. (9) Вот, он теперь скрывается в какой-нибудь пещере или в подобном месте; и будет, если кто падет в начале (сражения), то, услышав о том, скажут: "Поразили народ Авшалома". (10) И даже храбрец, у которого сердце, как сердце льва, упадет духом, ибо знает весь Израиль, что отец твой храбр и мужественны люди его. (11) Советовал бы я собрать к тебе всех Израильтян, от Дана до Беэр-Шэвы, во множестве, как песок при море, и самому тебе идти в сражение. (12) И пошли бы мы против него, в каком бы месте он ни находился; и нападем на него, как падает роса на землю; и не оставим ни одного из всех людей, которые с ним. (13) А если он переберется в город, то обнесут все Израильтяне город тот веревками, и стащим мы его в долину, так что не останется там ни одного камешка. (14) И сказал Авшалом и весь Израиль: совет Хушая Аркиянина лучше совета Ахитофеля... Ибо предопределил Господь расстроить хороший совет Ахитофеля, чтобы навести Господу на Авшалома беду.

Пересказ

Ахитофель советует царю собрать войско в 12 тысяч человек, которое, во главе с Ахитофелем, догонит Давида и разобьет его, пока тот еще не успел собрать верные ему войска. Ибо, если Давид погибнет, то у Авшалома больше не будет препятствий, и его победа будет безусловной. После этого Авшалом решил заслушать совет Хушая. Тот, будучи агентом Давида в стане Авшалома, заявил, что совет Ахитофеля на этот раз неудачен, потому что, во-первых, Давид человек осторожный и заведомо прячется в какой-то пещере, а потому, даже если разгромить его войска, самого Давида не убить. А во-вторых, такая решительная ночная драка грозит потерями с обеих сторон. А, учитывая отчаянное положение людей Давида, потери будут серьезными. При гибели сторонников Авшалома может пойти слух, что Давид сильнее, и это нанесет непоправимый вред восстанию. Лучше же, советует Хушай, собрать огромное войско, и во главе с новым царем Авшаломом дать генеральное сражение Давиду и его сторонникам. Учитывая преимущество в силе, Авшалом заведомо победит.

Именно этот совет понравился Авшалому.

Стоит обратить внимание на то, что Хушай очень аккуратно возражает на совет Ахитофеля. Он оговаривается, что совет последнего неудачен только "на этот раз". После этого он напоминает общеизвестные факты из жизни Давида - что пустыня ему дом родной, что он в ней уже скрывался от Шауля, что войска его обучены соответственно (все гвардейцы основных отрядов при Давиде родились в пустыне). Да и в пещерах он действительно может скрыться – все помнят, что Давид в свое время так и поступил. А потому Хушай предлагает собрать большое войско.

3. Передача сообщения Давиду

(15) И сказал Хушай Цадоку и Эвиатару, священникам: то-то и то-то советовал Ахитофель Авшалому и старейшинам Израилевым, а то-то и то-то советовал я. (16) А теперь пошлите скорее сказать Давиду так: не ночуй этой ночью на равнине в пустыне, а поскорее переправься (через Иордан), чтобы не погибнуть царю и всем людям, которые с ним. (17) А Йонатан и Ахимаац стояли у Эн-Рогела. И пошла служанка, и пересказала им (все), чтобы не увидели их входящими в город. (18) И они пошли известить царя Давида. И увидел их (один) отрок, и донес Авшалому; но они оба скоро ушли, и зашли в дом к одному человеку в Бахуриме, у которого во дворе был колодец, и спустились они туда. (19) А жена (его) взяла покрывало и разостлала его над устьем колодца, и насыпала на него крупы, так что ничего не было заметно. (20) И пришли слуги Авшалома к той женщине в дом, и сказали: где Ахимаац и Йонатан? И сказала им женщина: они перешли через ручей. И те искали, но не нашли, и возвратились в Иерусалим. (21) И было, когда они ушли, вышли те из колодца и пошли доложить царю Давиду; и сказали Давиду: вставайте и переправляйтесь скорее через воду, ибо то-то и то-то посоветовал о вас Ахитофэл.

Пересказ

Хушай передал информацию о планах Авшалома Давиду через заранее назначенную цепочку связных, но при этом предупредил, что все может измениться и будет принят план Ахитофеля о немедленной погоне. Поэтому он рекомендует немедленно переправляться через Иордан. Обнаружилось, что некто донес о связниках, и потому в Бахурим (город на  земле колена Биньямина) им пришлось прятаться. Там нашлась женщина, согласившаяся их укрыть, и после этого приключения они передали информацию о планах Авшалома Давиду.

4. Давид находит поддержку в Заиорданье

(22) И встал Давид и весь народ, бывший с ним, и перешли Иордан, так что до рассвета не осталось ни одного, кто не переправился бы через Иордан. (23) Ахитофель же, увидев, что не исполнен совет его, оседлал осла, и встал, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание семье своей, и удавился, и умер, и был погребен в гробнице отца своего. (24) И пришел Давид в Маханаим, а Авшалом переправился через Иордан, сам и все Израильтяне с ним. (25) И поставил Авшалом над войском Амасу вместо Йоава; Амаса был сыном одного человека по имени Йитра Израильтянин, который вошел к Авигаил, дочери Нахаша, сестре Цруи, матери Йоава. (26) И расположился станом Авшалом с Израильтянами в земле Гилад. (27) И было, когда Давид пришел в Маханаим, то Шови, сын Нахаша из Раббы Аммонитской, и Махир, сын Аммиэла из Ло-Девара, и Барзилай Гиладянин из Роглим (28) (Принесли) постели, и блюда, и глиняную посуду, и пшеницы, и ячменя, и муки, и сушеных колосьев; и бобов, и чечевицы, – также сушеных, (29) И меду, и масла, и овец, и сыры из коровьего (молока) – Давиду и людям, бывшим при нем, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлен, и (измучен) жаждой в пустыне.

Пересказ

Давид последовал совету Хушая и перешел Иордан. Ахитофель, после того как его совет был отвергнут, пошел к себе домой и повесился. Авшалом собрал войско и пошел за Давидом в Заиорданье. Во главе своих войск он поставил Амасу, племянника Давида, и двоюродного брата Авишая и Йоава. Тем временем, Давид нашел в Заиорданье союзников, которые снабдили его войско всем необходимым.

Возможны две причины самоубийства Ахитофеля: оскорбленная гордость – его совет отвергли. Или же Ахитофель решил, что дело восставших безнадежно, потому что любая проволочка времени работает на победу Давида.

Назначение Амасы главой войска Авшалома выглядит достаточно естественно. У Давида две сестры. Дети первой, Цруи,  – Йоав и Авишай - стоят во главе войска Давида. Сын другой сестры, Авигаль, – Амаса - встает во главе армии Авшалома, и на короткое время после поражения восстания возглавляет армию самого Давида.

Союзники Давида в Заиорданье заслуживают отдельного разбора. Два последних, Махир и Барзелай, жители еврейского Заиорданья – от колена Гада и из Гилада. С ними Давид еще в самом начале своего правления в Хевроне пытался наладить добрые отношения. Тогда это не привело к их отпадению от Шауля, но войны после воцарения Давида против ближайших врагов в районе границы Гилада и колена Гада, принесли Давиду отличные отношения с жителями той местности.

А вот появление среди сторонников Давида Шови, сына Нахаша из Раббы Аммонитской требует некоторого объяснения. Напомним, что вся война с Амоном, завершившаяся взятием Раббы Аммонитской, началась с того, что Давид пытался "оказать милость" сыну Нахаша Хануну, и тот оскорбил его послов. После взятия Раббы, как мы помним, Давид короновал себя над Аммоном, но "его милость" потомкам Нахаша осталась в силе, и, судя по этому отрывку, брат Хануна был чем-то вроде наместника в Аммоне. И опять мы видим, что великодушная политика Давида приносит свои плоды. В час опасности сын Нахаша приходит Давиду на помощь, хотя, на первый взгляд, поражение его народа от Давида должно было бы сделать их врагами. (Кстати, вся эта сцена с поддержкой со стороны наместника в Аммоне доказывает, что перевод отрывка, предполагающий массовые казни после взятия Раббы, крайне неудачен).

Битва в лесу Эфраима

18.

(1) И сосчитал Давид людей, бывших с ним, и поставил над ними тысяченачальников и стоначальников. (2) И отправил Давид народ: треть под начальством Йоава и треть под начальством Авишая, сына Цруи, брата Йоава, и треть под начальством Итая Гатиянина... И сказал царь народу: пойду и я с вами. (3) Но народ сказал: не ходи, ибо если мы и обратимся в бегство, то это (для них) не важно; и если даже умрет половина из нас, то и это будет не важно, ибо есть еще десять тысяч таких, как мы; итак, лучше, чтобы ты помогал нам из города. (4) И сказал им царь: что считаете вы лучшим, то я и сделаю. И стал царь у ворот, а весь народ выходил по сотням и по тысячам. (5) И приказал царь Йоаву, Авишаю и Итаю, сказав: будьте поосторожнее ради меня с отроком, с Авшаломом. И весь народ слышал, что приказал царь всем начальникам об Авшаломе. (6) И выступил народ в поле навстречу Израильтянам, и было сражение в лесу Эфраимовом. (7) И разбит был там народ Израильский рабами Давида; и произошел там в тот день великий разгром – (пало) двадцать тысяч. (8) И распространилась битва по всей той местности; и лес погубил в тот день больше народу, чем меч.

Пересказ

Давид передал свои войска в подчинение трем руководителям гвардии: Авишаю и Йоаву, сыновьям Цруи, и Итаю. При этом, по просьбе своих полководцев Давид сам не вышел во главе войска. Когда, при выходе войск навстречу врагу, полки проходили перед ним парадом, Давид обратился к ним с приказом не трогать Авшалома. Войска Давида одержали сокрушительную победу над врагом в лесу, когда войско Авшалома рассыпалось по лесу, и никто не мог найти свое подразделение.

С военной точки зрения, решение Давида дать бой в лесистой местности, безусловно, правильное. Дело в том, что, судя по рассказу книги Шмуэля, Авшалом имел количественное превосходство. Но при битве в лесу, когда строй держать невозможно, битва рассыпается на ряд мелких стычек, а так как все войско Давида составляет гвардия, то в парных стычках их преимущество огромно. В результате войско Авшалома рассыпалось по лесу, и Авшалом полностью проиграл битву. Здесь опять полезно обратить внимание на разницу между "чтением" и написанием в стихе 8: "И распространилась битва" – так по "чтению". Но вот по "написанию": "И распространились битва", - прилагательное в множественном числе. При чтении прилагательное "распространилась" ставится в единственное число, потому что слово "война" стоит в единственном числе. В "написании" же подчеркивается, что "война" рассыпалась на серию битв-стычек.

Что касается последнего высказывания отрывка: "Лес погубил в тот день больше народу, чем меч", - то мнения комментаторов сильно расходятся. Некоторые полагают, что речь идет о том, что войско Авшалома рассыпалось в лесу, и при сборе очень многих не досчитались. Другие считают, что очень многие погибли в лесу от диких животных. Тут следует напомнить, что район колена Эфраима, впрочем, как многие другие ныне пустынных территории Святой Земли, в те времена были густым лесом, и в них водились дикие животные - медведи, львы, волки и кабаны. Понятно, что раненные в битве стали легкой добычей диких животных.

5. Гибель Авшалома

(9) И встретился случайно Авшалом с рабами Давида; а Авшалом ехал верхом на муле. И когда проходил мул под густыми ветвями большого теребинта, зацепились (волосы) головы его (Авшалома) за ветви теребинта, и повис он между небом и землей, а мул, что был под ним, ушел. (10) И увидел (это) один человек, и рассказал Йоаву, сказав: вот, видел я, что Авшалом висит на теребинте. (11) И сказал Йоав человеку, который рассказал ему (о том): вот, видел ты, почему же не поверг ты его там же на землю? А я дал бы тебе десять шекелей серебра и один пояс. (12) И сказал тот человек Йоаву: и если бы даже дали мне в руки тысячу серебряных (шекелей), не поднял бы я руки своей на сына царя, ибо вслух приказал при нас царь тебе, Авишаю и Йтаю, сказав: "Сберегите, кто бы там ни был, отрока Авшалома". (13) И если бы я солгал, (рискуя) жизнью своею, то все это не утаилось бы от царя, а ты был бы в стороне. (14) И сказал Йоав: нечего мне тут мешкать с тобою! И взял три дротика в руку свою, и вонзил их в сердце Авшалома, когда тот был еще жив в ветвях теребинта. (15) И окружили Авшалома десять отроков, оруженосцев Йоава, и поразили, и умертвили его. (16) И затрубил Йоав в шофар, и вернулись люди из погони за Израилем, ибо Йоав жалел народ. (17) И взяли Авшалома, и бросили его в лесу в большую яму, и накидали над ним большую груду камней. И все Израильтяне разбежались, каждый в шатер свой. (18) Авшалом же еще при жизни своей (решил) поставить себе памятник, который в долине царской, так как сказал он: нет у меня сына, чтобы напоминал об имени моем. И назвал он этот памятник именем своим. И называется он памятником Авшалома до сего дня.

Пересказ

Авшалом во время битвы скакал на муле, и он запутался своими волосами в ветвях дерева. Его заметил один из людей Йоава, но, помня царский приказ, не убил. Йоав убил Авшалома сам, при участии своих телохранителей. После этого Йоав протрубил отбой битвы, так как с гибелью Авшалома бунт можно было считать законченным, а битву - полностью выигранной. Авшалома он похоронил в яме там же, в лесу. А Авшалом еще при жизни поставил себе памятник, сказав, что он будет памятью о нем, так как у него нет сыновей.

Снова мы видим детали, которые так любят историки. Йоав упрекает солдата в том, что он не убил Авшалома, говоря, что если бы тот убил, то получил бы 10 шекелей (около  100 г серебра) и пояс. Понятно, что пояс здесь – признак воинского звания. То есть Йоав как бы говорит: Ты упустил награду и звание. Орденов тогда еще не было, их заменяли деньги. (Впрочем, еще в 19 веке ордена делали из ценных материалов, предполагая, что тот, кому они пожалованы, может обратить их в деньги; иногда ордена заменяли ценным подарком. Еще в 20 веке в России, при награждении выслужными орденами, предлагался выбор между денежной премией и орденом). Здесь речь идет о вполне принятом явлении: объявление награды за поимку вражеского полководца. Ну, а повышение в звании за такой подвиг - дело вполне естественное и сегодня.

Стих 18 – замечание в скобках, что Авшалом еще при жизни поставил себе могильный памятник. Здесь есть некоторое противоречие стиху 14:27, где говорится, что у Авшалом родилось трое сыновей. Есть несколько вариантов решения это противоречия: дети умерли еще до бунта Авшалома; Авшалом опасался, что в результате бунта дети погибнут, и потому воздвиг себе памятник. Материала для окончательного решения этого противоречия недостаточно, а сыновья Авшалома больше нигде в Танахе не упоминаются. Что же касается самого памятника, то некоторые полагают, что обелиск в вади Кидрон, известный ныне как "Гробница Авшалома", построен позднее на фундаменте памятника Авшалома. То, что этот памятник построен позже этих событий -очевидно, но существуют археологические аргументы в пользу того, что он стоит на месте более древнего памятника.

Далее до стиха 19:5 рассказывается, как к Давиду пришла весть о гибели Авшалома, и как он его оплакивал.

6. Мораль в Танахе

По книге Я. Заковича "Писания под лупой; дублирующие рассказы Танаха" (ивр.)

Мы уже несколько раз говорили, что Танах не любит прямого морализаторства, и редко опускается до итогового: "Мораль сей басни такова...". На самом деле, иногда мораль прописана достаточно откровенно, но только для того, кто умеет читать Танах целиком, и помнит параллели, и помнит ключевые слова. Для того, кто умеет улавливать связи между, на первый взгляд, ничего общего между собой не имеющими историями.

Остановимся еще раз на описании смерти Авшалома. Авшалом запутался волосами в ветвях теребинта. Его находят в беспомощном положении люди Йоава. Йоав приказывает убить Авшалома. Люди Авшалома напоминают приказ царя, ни в коем случае его не убивать, и отказываются. Йоав убивает беспомощного Авшалома и трубит в рог, что битва окончена.

Вопрос: где мораль? Давайте приведем сразу моралистический итог, и попробуйте угадать, откуда он. Итак, мораль сей истории:

Давиду следовало приказать убить Авшалома, и в этом было бы царское милосердие по отношению к народу. Йоав кругом прав.

Что? Не нравится? Непонятно, откуда такой дикий вывод? Сейчас продемонстрируем.

Открываем главу 23 книги Бытия и читаем еще один рассказ о беспримерной любви отца к сыну и к Богу. Там Аврааму говорится, что он должен принести в жертву "Сына своего, единственного, которого любишь, Ицхака". Авраам идет на гору Мория. По дороге сын спрашивает: "Вот нож, дрова и огонь, а где же агнец?" На что отец отвечает: "Бог усмотрит себе агнца, сынок". На горе Мория Авраам строит жертвенник, связывает сына, кладет его на жертвенник, заносит над ним нож, и в этот момент ангел останавливает руку Авраама. И в это время Авраам замечает "агнца, запутавшегося рогами в ветвях". И приносит его в жертву вместо сына.

Теперь текстуальные параллели:

Ангел Аврааму: "Не поднимай руки на мальчика..."

Солдат Йоаву: "Не поднял бы я руки на сына царя..."

Ангел Аврааму: "За то, что не пожалел своего сына..."

Относительно Йоава: "...Ибо Йоав жалел народ"

Авраам приносит агнца "вместо" сына.

Давид рыдает по сыну и произносит: "Мне бы умереть вместо тебя"

На самом деле, картина агнца, запутавшегося в ветвях и сына Давида, запутавшегося в ветвях уже достаточно запараллеливает два рассказа.

Но! И это самое главное: эти два рассказа находятся в полной оппозиции друг к другу, подчеркивая: то, что сделал Авраам, Давид - не сделал. Посмотрим, что получится, если расположить рассказы по контрасту друг с другом:

Авраам готов принести в жертву сына, потому что так ему повелено Свыше. В результате сын остается жив. Давид, несмотря на то, что сына следует убить ради высших политических целей, ради единства народа и прекращения братоубийственной войны, требует сохранить сыну жизнь. В результате сын убит.

Аврааму приказ "не поднимать руку на сына" отдает ангел. И сын остается живым. Приказ не поднимать руку на сына отдает Давид. И сын погибает.

Авраам, верный высшему долгу, пытается исполнить повеление. Давид изменяет долгу царя. Сын погибает.

Отсюда и мораль:

Давиду следовало приказать убить Авшалома, и в этом было бы царское милосердие по отношению к народу. Йоав кругом прав.

Выглядит жестоко, но, увы, таковы реалии и таков долг царя.

7. После битвы

Глава 19 целиком посвящена событиям после битвы в лесу Эфраимском.

Первый пункт исхода битвы в пользу Давида касается смерти Авшалома:

19.

(1) И содрогнулся царь, и, поднимаясь в комнату над воротами, заплакал, и, когда шел, так говорил он: сын мой Авшалом! Сын мой, сын мой Авшалом! О, если б я умер вместо тебя, Авшалом, сын мой! Сын мой! (2) И было сообщено Йоаву: вот, царь плачет и скорбит об Авшаломе. (3) И обратилась (радость) спасения того дня в скорбь всего народа, ибо услышал народ в тот день, что скорбит царь о сыне своем. (4) И украдкою входил народ в тот день в город, как крадутся люди, стыдящиеся бегства своего с войны. (5) А царь закрыл лицо свое, и взывал царь громким голосом: сын мой Авшалом! Авшалом, сын мой! Сын мой! (6) И пришел Йоав к царю в дом, и сказал: в стыд привел ты сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою, и жизнь сыновей твоих и дочерей твоих, и жизнь жен твоих и наложниц твоих, (7) Любя ненавидящих тебя и ненавидя любящих тебя, ибо ты показал ныне, что ничто для тебя князья и слуги! Теперь я знаю, что если бы Авшалом был жив, а мы все были бы ныне мертвы, то это тебе показалось бы справедливым. (8) А теперь встань, выйди и говори (доброе) к сердцу рабов твоих, ибо Господом клянусь, что если ты не выйдешь, то ни один не останется ночевать при тебе в эту же ночь; и будет это для тебя хуже всех бед, какие постигали тебя от юности твоей доныне. (9) И встал царь, и сел у ворот; и возвестили всему народу, что вот, царь сидит у ворот...

В этой истории плача царя по сыну Авшалому и ответных слов Йоава стоит отметить, что царь раз за разом повторяет "сын" – четыре раза только в первом стихе еще три раза в стихе 5. Здесь великолепно противопоставление: Народ услышал, что "царь скорбит о сыне своем"; Йоаву же докладывают о гибели Авшалома. В стиха 6-8 Йоав говорит об Авшаломе, как он бы говорил о любом враге Давида. Он вообще не желает принимать во внимание, что царь скорбит о сыне. И стих 9 возвращает всю ситуацию к началу бунта Авшалома, но в симметричном виде. Как мы помним, поначалу Авшалом, желая привлечь народ на свою сторону, "садился возле ворот", чтобы все видели, что справедливый суд исходит от него. Теперь, благодаря усилиям Йоава, у ворот садится Давид.

8. Десять колен

19.

(9) И встал царь, и сел у ворот; и возвестили всему народу, что вот, царь сидит у ворот. И пришел весь народ пред царя. А Израильтяне разбежались, каждый к шатрам своим. (10) И стал спорить весь народ во всех коленах Израилевых, говоря: царь избавил нас от руки врагов наших и освободил он нас из рук Филистимлян, а теперь бежал он из страны этой из-за Авшалома; (11) Но Авшалом, которого мы помазали на царство над нами, умер на войне; а теперь отчего же вы медлите возвратить царя?

Когда сторонники Авшалома увидели, что Авшалом пал, то они все разбрелись по своим домам, и в каждой местности началось обсуждение, признавать ли Давида царем. Ясно, что большинство стояло за признание Давида. Причем, признание, как можно более быстрое. С другой стороны, сам Давид не стремится возвратить себе власть силой. Он предпочитает ожидать, когда народ сам вернет ему власть. И здесь полезно отметить, что стихи 19:9-11 относятся именно к "Израилю", то есть к десяти северным коленам, о колене Иеhуды речь пойдет дальше. Но стих 10 ярко показывает, что Давид не возвращается в столицу. Очевидно из дальнейшего текста, что десять северных колен постепенно посылают своих посланников во временную ставку Давида, признавая его власть. Что касается Иудеи:

9. Иудея

(12) И царь Давид послал сказать Цадоку и Эвиатару, священникам: поговорите так со старейшинами Иудеи: зачем вам быть последними (в деле) возвращения царя в дом его, тогда как слово (решение) всего Израиля дошло уже до царя, в дом его? (13) Вы – братья мои, вы – кость моя и плоть моя, отчего же быть вам последними при возвращении царя? (14) И Амасе скажите: ведь ты кость моя и плоть моя. Пусть такое (зло) сделает мне Бог и еще больше сделает, если не будешь ты военачальником при мне вместо Йоава во все дни! (15) И склонил он сердца всех мужей Иеhуды, как одного человека; и послали они к царю: возвратись ты и все слуги твои. (16) И возвратился царь, и пришел к Иордану; а Иеhудеи пришли в Гилгал, чтобы идти навстречу царю и переправить царя через Иордан. (17) И поспешил Шими, сын Геры, Биньяминянин из Бахурим, и пошел с Иеhудеями навстречу царю Давиду; (18) И с ним тысяча человек Биньяминян...

Принципиальный момент всего бунта Авшалома состоит в том, что движущие силы Авшалома находятся в Иудее. Это не северные колена восстали против Давида, а родное колено Иеhуды. Да, к нему присоединились недовольные, в основном из колена Биньямина, но все Заиорданье поддерживало Давида. В известной степени, будет верно сказать, что бунт Авшалома – это бунт в доме. Именно поэтому Давид обращается к посредничеству священников в Иерусалиме, тех самых, кого он сам отослал в город, и в чьей верности он уверен. Он просит их провести переговоры со старейшинами Иеhуды. Одновременно он обращается к Амасе, тому самому своему племяннику, которого Авшалом поставил во главе бунтующей армии. И предложение Давида очень щедрое – он предлагает Амасе занять пост главнокомандующего вместо Йоава. Понятно, что смещение Йоава должно понравится тем, кто любил Авшалома, ведь именно Йоав убил Авшалома. Не менее понятно, что предложение высокого поста главе бунтовщиков (Амасе) опять склоняет людей на сторону Давида, и как бы предупреждает, что казней не будет.

И эта политика Давида приносит плоды: Иудея возвращает царя. Она присылает торжественную делегацию, которая приведет царя из Заиорданья в родной Иерусалим. И здесь (ст. 18) торжество политики Давида: тот, кто в начале восстания поносил Давида и кричал, что теперь, наконец-то его власть кончилась, тот самый Шими бен-Гера во главе с тысячей бинъямитов приходит к Давиду, признавая его право на власть.

10. Шими, Цива и Мефибошет

(18) И с ним (с Шими) тысяча человек Биньяминян и Цива, слуга дома Шаула, и пятнадцать сыновей и двадцать рабов его с ним; и переправились они через Иордан навстречу царю. (19) Когда переправился паром, чтобы перевезти дом царя и исполнить волю его, Шими, сын Геры, пал пред царем, когда тот должен был переправиться через Иордан; (20) И сказал он царю: не вменяй мне в вину, господин мой, и не вспоминай того, чем согрешил раб твой в тот день, когда господин мой царь выходил из Иерусалима, и не принимай этого, царь, к сердцу своему. (21) Ибо я, раб твой, знаю, что согрешил, и вот, ныне пришел я первым из всего дома Йосефа, чтобы выйти навстречу господину моему царю. (22) И отозвался Авишай, сын Цруи, и сказал: неужели (только) поэтому не будет предан смерти Шими, который ругал помазанника Господня? (23) И сказал Давид: что вам до меня, сыны Цруи, что будете мне сегодня помехой? Сегодня ли умерщвлять человека в Израиле? Ведь знаю я, что ныне я – царь над Израилем. (24) И сказал царь Шими: не умрешь ты. И поклялся ему царь. (25) И Мефибошет, сын (внук) Шаула, вышел навстречу царю. А он не омывал ног своих, и не правил усов своих, и одежды своей не мыл с того дня, как ушел царь, и до того дня, когда он благополучно возвратился. (26) И было, когда он пришел в Иерусалим, чтобы встретить царя, сказал ему царь: почему не пошел ты со мною, Мефибошет? (27) И сказал он: господин мой царь! Слуга мой обманул меня, так как сказал раб твой: "Оседлаю я себе ослицу, и сяду на нее верхом, и отправлюсь с царем", ибо хром раб твой; (28) А он оклеветал раба твоего пред господином моим царем. Но господин мой царь подобен ангелу Божьему: поступай, как тебе угодно. (29) Ведь был весь дом отца моего повинен смерти пред господином моим царем, а ты поместил раба твоего среди тех, кто ест за столом твоим; какое же еще имею я право жаловаться царю? (30) И сказал ему царь: зачем ты говоришь еще и эти свои слова? Я говорю: ты и Цива разделите между собою поле. (31) И сказал Мефибошет царю: пусть он возьмет даже все, коль вернулся господин мой царь благополучно в дом свой.

Пересказ

Шими бен-Гера умоляет Давида о прощении за его поведение при начале бунта, и в порядке оправдания говорит, что он первым из всех колен Йосефа (Биньямина, Эфраима и Менаше) пришел со своими людьми выразить верность законному царю. Давид не принимает совета Авшая убить Шими. Одновременно с Шими бен-Гера, сторонникам старой династии рассказывается о судьбе представителя старой династии Мефибошета (хотя эта сцена произойдет позже, уже при входе царя в Иерусалим). Мефибошет утверждает, что у него не было мысли присоединиться к заговору, и его слуга Цива обманул его, это Цива не прислал осла, чтобы вывезти его из Иерусалима. Но сам Мефибошет отлично знает, что он обязан царю жизнью, потому что обычно при смене династии уничтожают всех наследников старой. И Давид выносит свое решение: обещанный Циве надел Мефибошета, он делит пополам – половину отдает Циве, а половину оставляет за Мефибошетом. Мефибошет покорно принимает это явно несправедливое решение.

Во всей этой сцене в первую очередь бросается в глаза стих (23):

Сегодня ли умерщвлять человека в Израиле? Ведь знаю я, что ныне я – царь над Израилем.

Это точно первые слова Шауля после первой  победы над врагом, когда народ хотел казнить тех, кто не сразу признал власть Шауля. Давид повторяет эту фразу относительно сторонников именно династии Шауля, как бы демонстрируя преемственность власти. С другой стороны, Давид принимает явно несправедливое решение относительно Мефибошета, разделив его надел с оболгавшим потомка Шауля Цивой. Как мы уже говорили в Талмуде оценка этого решения Давида выглядит так: Сказал Рав: "За это неправедное решение о разделе было разделено впоследствии (после правления Шломо) царство Давида".

11. Барзилай

(32) И Барзилай Гиладянин спустился из Роглим и перешел с царем через Иордан, чтобы проводить его за Иордан. (33) А Барзилай был очень стар, восьмидесяти лет от роду. А он содержал царя во время пребывания его в Маханаим, потому что он был человеком весьма богатым. (34) И сказал царь Барзилаю: иди со мной, и я буду содержать тебя у себя в Иерусалиме. (35) Но Барзилай сказал царю: сколько лет мне (еще осталось) жить, чтоб идти с царем в Иерусалим? (36) Восемьдесят лет мне ныне; отличу ли я хорошее от худого? Почувствует ли раб твой вкус в том, что будет есть, и в том, что будет пить? Разве слушать мне еще голоса певцов и певиц? И зачем же раб твой будет в тягость господину моему царю? (37) Только перейдет раб твой с царем через Иордан: – за что же наградит меня царь такою наградою? (38) Позволь же возвратиться рабу твоему, и умру я в своем городе при гробнице отца моего и матери моей. А вот раб твой Кимам, пусть отправится он с господином моим царем, и делай с ним, что тебе угодно. (39) И сказал царь: пусть пойдет со мною Кимам, и я сделаю для него то, что угодно тебе; и все, чего бы ты от меня ни пожелал, я сделаю для тебя. (40) И перешел весь народ через Иордан, и перешел царь. И поцеловал царь Барзилая, и благословил его, и возвратился тот в место свое.

И опять политика. Барзилай – тот человек, который вместе с еще двумя крупнейшими лидерами Заиорданья содержал армию Давида в период бунта Авшалома. Все же содержать большую армию - обуза, но Барзилай пошел на это. При выяснении родственных связей персонажей, оказывается, что Барзилай - царский родственник, но не Давида, а как раз Шауля, предыдущего царя Израиля. Его сын женат на дочери Шауля, Мерав. Второй человек в числе тех, кто поддержал Давида в Заиорданье, Махир бен-Амиэль, также из приближенных царя Шауля. Иными словами, получается, что после гибели последнего царя из рода Шауля, Ишбошета, Заиорданье полностью перешло на сторону Давида. И понятно почему, ведь именно они, жители пограничья,  заинтересованы в сильной центральной власти. И снова власть, независимо от того, какая из династий находится на престоле, Шауля или Давида, всячески их поддерживает. Вспомним, первая война Шауля – за освобождение Явеш Гиладского от нападения аммонского войска. Вспомним серию войн Давида с Аммоном и их арамейскими союзниками для защиты той же территории. Иными словами, верность Заиорданья царскому дому продиктована политикой, а не личными симпатиями.

Барзилай отказался принять милость царя, но послал вместо себя ко двору сына Кимама. Судя по некоторым стихам Танаха, Давид наградил его наделом в пределах царского родового владения, около Бейт-Лехема, и род Барзилай вошел в список Иудейских родов.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Как Хушай объясняет свой переход к Авшалому?



КВ-2. Какой совет дает Авшолому Ахитофель?



КВ-3. Как Давид узнал о плане Авшалома?



КВ-4. Как умер Ахитофель?



КВ-5. Какие преимущества давало Давиду его решение дать битву в лесу?



КВ-6. В чем сходство и различие между сценами жертвоприношения Ицхака и гибели Авшалома?



КВ-7. Как поступил Давид с коленом Иеhуды?



КВ-8. Каким было решение Давида относительно Мефибошета, и каковы его последствия?



КВ-9. Какова причина лояльности Заиорданья дому Давида?