МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Шофтим (Судьи)"

Лекция 1. Введение

Данная лекция является введением в книгу Шофтим.

1. Особенности Книги Шофтим
2. Структура Книги Шофтим
3. Текст начального отрывка Книги Шофтим
4. Зачем спрашивать: "Кто пойдет первым на канаанейцев?"(1:1)
5. Процесс завоевания
6. Потомки Итро (1:16)
7. Почему Всевышний не дает евреям завоевать всю землю сразу (1:19)
8. И проживает йевусей с сыновьями Биньямина в Йерушалайме до сего дня" (1:21)
Список контрольных вопросов

1. Особенности "Книги Шофтим"


"Книга Шофтим" заметно отличается от "Книги Йеhошуа". "Книга Йеhошуа" охватывает период в 28 лет. В отличие от этого, "Книга Шофтим" описывает период в З00 с лишним лет: от смерти Йеhошуа и до конца того сложного периода, когда народом правили так называемые "Судьи". Слово "Шофтим", которое вынесено в название книги, обозначает в первую очередь не тех людей, которые сидят и судят народ, в соответствии с законами между человеком и человеком, или человеком и Богом. Такие функции судьи тоже, конечно, входили в обязанность этого человека, но прежде всего слово "шофет" переводимое обычно, как "судья", здесь обозначает - "Правитель". Наши мудрецы, опираясь на Танах, на арамейские переводы, объясняют, что здесь, по-видимому, имеется чередование: "пей"-"бет" "ШаФаТ" -"ШеВеТ" =  "жезл", "скипетр". Как сказано: "не отступит жезл от Йеhуды" (Берешит/Бытие 49:10) - в том смысле, что он будет управлять. Т.е. здесь это слово обозначает, прежде всего, человека, которому принадлежит власть, управление, забота о народе, и, возможно, в первую очередь - обязанность защищать его от врагов и спасать от завоевателей. Такого же мнения придерживается подавляющее большинство современных исследователей. Подробней мы коснемся этой темы ниже, при разборе главы 2.

"Книга Шофтим" является одной из самых сложных для нашего восприятия в психологическом смысле. "Книга Йеhошуа" практически не заставляла нас заниматься психологией людей. Там в основном приводятся фактические события, и в лучшем случае - мотивы действий каких-то выдающихся личностей. В "Книге Шофтим", в отличие от этого, нам приходится сталкиваться с проблемой, когда трудно понять психологию и мотивы действий ряда персонажей. Мудрые комментаторы предостерегают от того, чтобы делать скоропалительные выводы по поводу того, какие ужасные люди жили в ту эпоху, на каком они были низком уровне и т.д.

Зачастую, мы быть может просто не в состоянии понять, что это были люди - гиганты по сравнению с нами. При этом "Книга Шофтим" не просто представляет собой пророчество тех времен, но она записана и включена в Танах. Тем самым составители Танаха пришли к выводу, что эта книга способна научить нас чему-то важному. Поэтому, мы должны постараться извлечь урок из каждой приведенной здесь истории.

Вопрос о том, почему записана та или иная пророческая книга, здесь возникает впервые, потому что про 5 книг Торы такому вопросу нет места: Тора продиктована Всевышним и заповедано ею заниматься всю жизнь. А книга Йеhошуа необходима, потому что там говорится о завоевании Земли и о распределении ее между коленами Израиля.

Относительно всех остальных книг Пророков, следует задуматься над тем, почему Пророк решил записать эту книгу, и для этого полезно понять, кто был тем пророком, который ее составил. Талмуд однозначно говорит, что "Книгу Шофтим" написал пророк Шмуэль. Пророк Шмуэль открывает новый период истории Израиля. Он, хотя и исполняет ту же должность "шофета" - судьи и правителя, но он своей рукой помазал двух царей Израиля, и тем начал совершенно новый период. Комментаторы послеталмудического периода, уточняя слова Талмуда, говорят, что имеется в виду, что написал эту книгу "Шмуэль и - его школа", то есть его ученики, которые смогли продолжать что-то записывать после него. Это вполне возможно, ведь и саму книгу "Шмуэль" он написал только на четверть (там он описал только те события, которые были при его жизни), а дальше - уже продолжали его ученики.

Полезно подчеркнуть: все книги исторического цикла раздела Пророки, а именно Книга Иеhошуа, Книга Шофтим (Судей), Книга "Шмуэль" ("Самуил", она же 1-2 Царств)  и книга "Млахим" ("Цари", она же 3-4 Царств) записаны не  как историческая хроника, а для того, чтобы дать нам возможность извлечь какие-то уроки истории, и чтобы увидеть, как народ и как отдельный человек взаимодействуют с Божественным Управлением историей. Исторические события в этих книгах имеют второстепенное значение, исполняя роль фона, на котором действуют персонажи и народ. В результате некоторые важнейшие исторические события оказываются опущенными, а некоторые второстепенные в историческом плане, наоборот, излагаются очень подробно. В общем, изучать по этим книгам историю древнего Израиля не намного продуктивней, чем изучать историю наполеоновских воин по "Войне и Миру". Конечно, что-то можно извлечь, но историческая перспектива подчинена идеям, которые книга хочет нам передать.  Хотя с другой стороны, все же следует помнить, что материалов по истории наполеоновских войн много и без Л.Толстого, тогда как письменных материалов по столь древнему периоду, как описанный в книге Шофтим – ничтожно мало, а потому историки интенсивно пользуются этими книгами.


2. Структура Книги Шофтим


Книга Шофтим состоит из небольшого числа структурных частей. Так, первая часть - очень краткая, и состоит она из первой главы и пяти первых стихов второй главы. Эту часть можно назвать "географической"; она в значительной степени повторяет то, что уже было в книге Йеhошуа, и что-то добавляет к этому кое-что существенно новое. Она содержит укор народу Израиля, который сразу после смерти Йеhошуа поостыл и не торопился выполнить обязанность завоевать всю Землю Израиля, и согнать с нее остатки "семи народов". Затем, большую часть книги составляет более обширная историческая часть, где описываются поколения и личности "шофтим". Третья часть - совсем уж специфическая, и она описывает два печальных и ужасающих эпизода из нашей истории. Вся книга выглядит в первую очередь как некий урок истории, точнее  попытка осознать в каких-то конкретных образах и событиях, каким образом открывается Божественное Управление, и как мы себя ведем в этом мире. По-видимому, именно для этих уроков книга и записана.

***

Теперь прочтите Введение к книге Судей из курса лекций д-ра Айзенберга: Вводные замечания к книге Судей.   

Итак, мы закончили обсуждение книги Иеhошуа и переходим к новой теме и новому периоду, описанному в книге Судей - периоду более продолжительному по времени и весьма насыщенному событиями.

Иеhошуа бин Нун умер через 28 лет после входа евреев в Обетованную землю. И с этого времени мы начинаем говорить о новой эпохе  в жизни еврейского народа - эпохе Судей. В чем различие этих эпох, связанных с точки зрения времени почти неразрывно? Что характерно для правления Моше и Иеhошуа?

Это были периоды, когда народ почти беспрекословно доверял своим вождям. И Моше, и Иеhошуа принимали решения на основе законов Торы, народ же был послушен и предан своим руководителям, но в эпоху Судей начинаются перемены. Общий настрой не меняется: израильтяне живут по закону Торы, но уже то тут, то там происходят неожиданные истории. Мы читаем:
 
"И служил народ Господу во все дни жизни Иеhошуа и во все дни старейшин... ... и стало иное поколение... ... и оставили они Господа, Бога отцов своих, .. и последовали за божествами иными, из божеств народов, которые вокруг них".

Что же произошло? После всех чудес и необыкновенных приключений как могли израильтяне пренебречь законами Торы?

Давайте вспомним, в каких условиях оказался народ. Получив земельные наделы, каждое колено стало заниматься решением своих жизненных проблем. Колена Эфраима и Менаше вырубили леса, чтобы освободить территории для заселения и выделить землю для пахоты. Евреи, поселившиеся в Галилее, вынуждены были воевать с остатками кнаннских народов. Сыны Дана старались прогнать с побережья Средиземного моря эмореев, которые пытались оттеснить евреев в сторону гор. В Заиорданье - колена Реувена, Гада и половина колена Менаше - воевали с местными племенами, которые всеми силами пытались проникнуть  в их земли. Мы видим - каждое колено  занято своими проблемами и союз распадается.

Но наиболее серьезно то, что с годами ослабевало знание Торы. Нетрудно представить, насколько сложно евреям в таких условиях выплнять одну из важнейших обязанностей - изучение Торы. Конечно, каждый отец продолжал, по мере возможностей, давать общие знания своим сыновьям. Иначе обстояло дело с практической стороной. В большинстве мест не было авторитетных  мудрецов, которые могли решать какие-то спорные вопросы, выносить галахические решения.

В соответствии с требованием Торы, во всех городах, "... которые Господь, Бог твой, дает тебе для колен твоих...", еще со времен Иеhошуа бин Нуна, когда народ стал расселяться в Эрец-Исраэль, во всех еврейских поселениях были поставлены судьи. Юридическая система базировалась на идее о том, что Царем Израиля является Творец вселенной, и только Им созданные законы, изложенные в Торе, могут определять нашу жизнь.

Что же представляла собой юридическая система Израиля? В каждом поселении, городе, каждой области, были созданы областные суды, а в Шило, где находилась Скиния Завета, заседал Высший суд. Эта юридическая система и представляла собой систему общественного устройства, являясь практически структурой власти.

Теперь попробуем понять, какова роль судьи в обществе. Но для начала - немного грамматики. В слове "судья" - "шофет" - звук "о" передается обычно буквой "вав" или огласовкой над буквой. Однако в тексте Торы это слово пишется без буквы "вав", а в заголовке книги - с "вавом". Комментарий, основываясь на этом говорит, что у судьи могут быть две роли - одна чисто юридическая, а другая - политическая - роль руководителя народа.

Теперь давайте обратимся непосредственно к тексту книги Судей. Во второй главе мы встретим оба написания слова - полное и неполное:

  "И когда поставил Господь им судей, то Господь был с судьей, и спасал их от руки врагов во все дни судьи..." 

И далее:

"Но лишь умирал судья, они опять поступали хуже отцов своих - шли к чужим божествам, служа им и поклоняясь им. "
 
В первом случае слово "шофтим" написано без "вава", затем дважды - с "вавом". Что это значит? Вначале Всевышний дал народу судей, роль которых заключалась в том, чтобы разрешать повседневные, сиюминутные проблемы.  И только. А вот дальше появляются судьи-наставники, руководители народа, принимающие решения, от которых зависят судьбы многих и многих людей. И вот, когда речь идет о таких  судьях, слово "шофет" будет написано с "вавом".

Итак, мы знаем, что в Израиле были две категории судей, но каковы были критерии при назначении на эту должность, ведь мы знаем, что судейское право не передавалось по наследству?  Кстати, именно поэтому не было попыток захватить власть силой, кроме Авимелеха, сына Гидеона.

В 10 главе книги Судей лишь несколько слов посвящены судьям Тола бен Пуа и Яиру Гилеади. Затем в нескольких строках 12 главы рассказывается о судьях Ивцане из Бет-Лэхэма, Элоне из колена Звулуна и Авдоне бен Гиллеле. Информация о судьях крайне сдержанная - мы знаем что Тола и Яир судили Израиль 22 и 23 года каждый, а Элон и Авдон - 7 и 10 лет. Всех из Бог благосолвил большим количеством детей, они были богаты и владели многими городами и селениями. Говорится о них, что судили они Израиль в рамках юридической системы, которую основал Моше-рабейну вскоре после Исхода евреев из Египта (Шемот, 18).

Другая категория судей названа в книге "спасителями", ибо они не только судили народ, но и вели справедливые войны.  Отниэль бен Кназ, Эhуда бен Гера, Шамгар бен Анат, Гидеон, Ифтах и Шимшон - все они были фактически правителями Израиля, до далеко не все были богаты и занимали почетное общественное положение. Так, например, Гидеон свидетельствует о себе: "... моя семья - беднейшая в колене Менаше, а я - младший в доме отца моего". Из простой семьи вышел и Шимшон, а положение Ифтаха было, пожалуй, самым тяжелым - он был сыном от неполноправной жены ("наложницы"), и братья выгнали его из отцовского дома, сказав: "Не получишь ты удела в доме отца нашего, так как ты - сын другой женщины". Только об Отниэле бен Кназе известно, что он был великим мудрецом и храбрым воином, об остальных - Эhуде бен Гера, Шамгаре бен Анаге и Дворе - не сказано ничего. И мы можем предположить. что они не были ни богатыми, ни знатными. Их сила и авторитет были в другом. Каждый из них свято верил в то, что Всевышний определил их для особой роли - спасти народ Израиля. Об Отниэле, Гидеоне и Шимшоне сказано, что "... была на них печать Бога", а Гидеон как-то ночью был "вызван" ангелом, после чего увидел Всевышнего в пророческом сне. Пророками были также Двора (Дебора) и Шмуэль. И каждому открылся Всевышний. И каждому открылся Всевышний, чтобы сообщить, что на них возложена особая миссия спасения народа Израиля. Однако каждый из них понимал, что он лишь посланец, функция которого - исполнять очень важную роль в жизни еврейского народа.  Его роль  - быть посредником, который сообщает народу волю Бога. Одержав победу над врагом, народ Израиля обращается к Гидеону с такими словами:

"Властвуй над нами и ты, и сын твой, и сын сына твоего, ибо ты спас нас от руки Мидьяна".
Но Гидеон отвечает:

"Ни я, ни сын мой не будем властвовать над вами. Господь будет властвовать над вами".

Красной нитью в книге Судей проходит одна и та же мысль: судьба Израиля - это не цепь случайностей, это проявление власти Творца над Его созданием. И поэтому история еврейского народа не зависит от взаимоотношений между правителями и государствами. Все события нашей истории - прямое следствие поведения народа Израиля, вывод из непростого положения определяется тем, насколько народ следует путями своего Бога.

Каждый рассказ книги Судей о порабощении Израиля врагами всегда начинается сообщением:

"И совершили сыны Израиля зло в глазах Господа... и предал Он их в руки..." 

Или:

"... и продолжали сыны Израиля делать злое в глазах Господа, и отдал их в руки..."

Спасение же приходило только после того, что

"... и возопили сыны Израиля к Господу, и поставил Господь спасителя сынам Израиля и тот спас их.  ... и был на нем Дух Господа, и судил он Израиль. "

Судьи-спасители - это те, кого посылает Всевышний, чтобы еще раз дать своему народу вернуться на пути истины.

Пророк Шмуэль описывает события той эпохи в книге Судей. Он обвиняет народ в утрате связи с Творцом и предупреждает, что это неминуемо ведет к снижению его духовного потенциала, а это - прямая дорога к идолопоклонству.

Связь с Творцом представлялась еврейскому народу в несколько упрощенном виде: они считали, что как только стали соблюдать требования Творца, то тут же и неминуемо будут защищены от врагов.  Их ждали тяжелые разочарования. То тут, то там вспыхивали войны с местными ханаанскими племенами.  Время от времени нападали на Израиль и соседи: Арам, Мидьян, Моав, Аммон, Амалек, Плиштим. Все это приводило к сомнению в правильности и истинности пути еврейского народа, о котором сказано в Торе:

"Вот народ, живущий обособленно и среди других народов не числящийся".

Эти сомнения выражены и в горьком вопросе Гидеона:

"... о, господин мой, если Господь с нами, то отчего посетило нас все это? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?

Таким образом, в эпоху Судей  продолжается изучение Торы,("рассказывали нам отцы наши...") народ понимает, что каждое нарушение закона влечет за собой наказание: нет беспричинных, необъяснимых войн - они оттого, что народ отходит от путей Всевышнего. И все-таки есть времена, когда народ подвержен колебаниям. Так и случилось, что через триста лет, в конце эпохи Судей, среди евреев оказались люди, идущие по стопам языческих народов, потому что народы эти казались более удачливыми, а жизнь язычников - более легкой и приятной.

И вот тогда и нападали язычники на Израиль, разрушали, убивали, грабили, порабощали. А евреи начинали думать и анализировать происшедшее, то есть, вставали на путь тшувы и возвращались к Торе. Проходило время - повторялись ошибки, возникали новые - вплоть до братоубийственной войны, чему евреи научились у язычников.  С горечью дописывал пророк Шмуэль последние строки книги Судей:

"В те дни не было царя в Израиле, каждый делал, что ему нравилось".

Евреи утрачивали тесную связь со своим Богом, царем Вселенной.
(Конец отрывка из лекций д-ра Айзенберга)

Контрольные вопросы

КВ-1. В чем отличие периода Судей и книги Шофтим от периода и книги Иеhошуа?

КВ-2. Что означает слово "Шофет" –какова этимология этого сова, и какие функции были у этих людей в древнем еврейском обществе?

КВ-3. Кто автор книги Шофтим, в чем он видит свою задачу и какие, в связи с этим, возникают проблемы при использовании книги Шофтим как исторического материала?

3. Текст начального отрывка книги Шофтим

Перейдем теперь к изучению первой главы книги Шофтим.

1. И было после смерти Йеhошуа,и вопросили сыны Исраэля Господа, говоря: Кто из нас взойдет против Кенаани (ханаанских народов) первым, чтоб воевать с ним? 2. И сказал Господь: Йеhуда взойдет! Вот Я отдал землю в руки ему. 3. И сказал Йеhуда Шимону, брату своему:Взойди со мной по жребию моему и воевать будем с Кенаани, и пойду также я с тобой по жребию твоему! И пошел с ним Шимон. 4. И взошел Йеhуда,и отдал Господь Кенаани и перизи (феризеев) им в руки, и разбили они их в Безеке, десять тысяч мужей. 5. И нашли они Адони-Безека в Безеке, и воевали они с ним, и разбили они кнаани и перизи. 6. И бежал Адони-Безек, и они его преследовали, и схватили его, и отсекли большие пальцы на его руках и ногах. 7. И сказал Адони-Безек: Семьдесят царей, (у которых) большие пальцы их рук и ног отсечены, подбирали (объедки) под моим столом. Как я содеял, так воздал мне Бог. И привели его в Йерушалаим, и он умер там. 8. И воевали сыны Йеhуды с Йерушалаимом, и овладели они им и поразили острием меча его (жителей), а город предали они огню. 9. А затем спустились сыны Йеhуды воевать с Кенаани, обитавшим на горе и на юге и на равнине. 10. И пошел Йеhуда против Кенаани, обитавшего в Хевроне, а имя Хеврона прежде - Кнрьят-Арба (Город Четверых), и разбили они Шешая и Ахимана и Талмая. 11. И пошел он оттуда к обитателям Двира, а имя Двира прежде - Кирьят-Сефер. 12. И сказал Калев:Кто разобьет Кирьят-Сефер и овладеет им, я дам тому Ахсу, дочь мою, в жены. 13. И овладел им Отннэль, сын Кеназа, брат Калева, что младше его, и он дал ему Ахсу, дочь свою, в жены. 14. И было по приходе ее (проститься), и убедила она его просить у ее отца поле, и соскользнула она с осла. И сказал ей Калев: Что тебе? 15. И сказала она ему: Дай мне благословенное! Ведь землю засушливую дал ты мне, дай же мне источники водные! И дал ей Калев источники верхние и источники нижние. 16. А сыны Кени, тестя Моше, взошли из Города пальм с сынами Йеhуды в пустыню Йеhуды, что южнее Арада, и пошел он и поселился с народом. 17. И пошел Йеhуда с Шимоном, братом своим,и разбили они кенаани, обитавшего в Цфате,и обреченным его сделали, и нарекли имя городу - Хорма (Обречение). 18. И овладел Йеhуда Азой и ее пределом,и Ашкелоном и его пределом,и Экроном и его пределом. 19. И был Господь с Йеhудой, и он изгнал (обитателей) горы, но не изгнал обитателей долины, ибо железные колесницы у них. 20. И дали Калеву Хеврон, как говорил Моше, и он изгнал оттуда трех сынов Анака. 21. А йевуси, обитателя Йерушалаима, не изгнали сыны Биньямина, и обитал йевуси при сынах Биньямина в Йерушалаиме по сей день. 22. И взошли они, дом Йосефа, также и они, против Бет-Эля, а Господь с ними. 23. И послали они, дом Йосефа, высмотреть вокруг Бет-Эля, а имя города прежде - Луз. 24. И увидели наблюдатели человека, вышедшего из города, и сказали они ему: Указал бы ты нам подход к городу, и мы бы содеяли с тобой милость! 25. И он указал им подход к городу, и они поразили город острием меча, а того человека и все его семейство отпустили. 26. И пошел тот человек на землю хитим, и построил он город и нарек ему имя Луз, таково имя его по сей день.

4. Зачем спрашивать: "Кто пойдет первым на канаанейцев?" Комментарий Радака. (1:1-1:4)


Итак, книга Шофтим начинается, как продолжение книги Йеhошуа: "После смерти Йеhошуа спросили сыновья Исраэля у Всевышнего, кто пойдет первым на кнаанейцев?" Это понятный вопрос, так как Йеhошуа оставил им эту задачу - закончить завоевание Земли и вытеснить всех оставшихся кнаанейцев, в широком смысле, - то есть, все эти семь народов. Естественно, что возник вопрос, на ком лежит эта ответственность?

Прежде всего, стоит понять, зачем они вообще спрашивают? Если разобраться, то вопрос о том, кто пойдет первым, не совсем верный, потому, что всем ясно, что "общенациональная" война уже закончена. В подтверждение этого положения р. Ицхак Леви приводит такое соображение, что двум с половиной коленам с восточного берега Йардена было поставлено условие, что они должны воевать до конца войны, пока все не получат свои земли, после чего они могут вернуться домой. Поскольку Йеhошуа отпустил их домой, то совершенно ясно, что война - закончена. Теперь каждое колено должно уже своими силами завоевывать то, что осталось. Тогда какой же смысл спрашивать, кто пойдет первым? Вроде бы - пускай хоть все сразу идут!

Радак и другие комментаторы дают такой ответ. Они говорят, что это - совершенно верно, и могли бы начать воевать даже все сразу, но это дело очень ответственное, потому что пока был жив Йеhошуа, на всех канаанских народах был страх перед Израилем, потому что Йеhошуа так себя зарекомендовал. После смерти Йеhошуа, поэтому, очень важно то, как повернется начало сражения. Если евреи (не дай Бог!) потерпят поражение в начале этой войны, то тогда окружающие народы скажут, что теперь Бог уже перестал защищать евреев, и Йеhошуа нет, и их можно легко побить. И это - очень опасно. Именно поэтому надо было спросить у Неба [спрашивали у Первосвященника, который отвечал посредством "урим ве-тумим" - букв на нагруднике Первосвященника], с кого начать эту войну, чтобы первыми же победами показать, что канаанским народам следует опасаться Израиля точно так же, как и при Йеhошуа! И они получают ответ, что самое достойное колено - это колено Йеhуды, и они и начнут эту войну.

5. Процесс завоевания


В курсе лекций д-ра Айзенберга даются следующие пояснения к войнам, которое ведет здесь колено Иеhуды.

Давайте вспомним последний разговор Яакова  с сыновьями. Из него уже было известно, что Иеhуда будет играть важную роль в жизни народа. История подтвердила пророчество Яакова,дав, в частности, Иеhуде выступить первым в войне.
 
"И сказал Иеhуда Шимону, брату своему: выступи ты со мной по жребию моему, и будем воевать с ханаанеями, и пойду также и я по твоему жребию.
(Удел колена Шимона находился внутри колена Иеhуды).

"И выступил Иеhуда, и предал Господь ханаанеян и призеев  в руки их, и побили их в Безеке, десять тысяч мужей. И застали Адонибезека (царя Безека) в Безеке, и сразились с ним, и разбили ханаанеев и призеев. И убежал Адонибезек, но опи погнались за ним, и поймали его, и отсекли большие пальцы рук и ног его. И сказал Адонибезек: семьдесят царей с отсеченными большими пальцами рук и ног собирали пищу под столом моим, как делал я, так воздал мне Господь".
 
Почему евреи проявили в этом случае не свойственную им жестокость и "отсекли большие пальцы рук и ног его"?  В Торе есть правило - "мера за меру". Это значит, что каждый провинившийся должен получить наказание, соответствующее проступку. Однако решить это может только Всевышний. Ни отдельный человек, ни суд, ни даже Высший суд, что при Храме, не имеют права действовать по этому правилу, ибо нашему разуму его соответствия недоступны. Мы знаем также, что Бог много терпелив: даже если человек многократно совершает какой-либо проступок, Бог не наказывает его, давая возможность исправиться.  Но в данном случае наказание за жестокость последовало незамедлительно, чтобы пресечь распространение в мире дикой, необузданной жестокости.

Сказано в книге Иеhошуа:

"И пошел  Иеhуда на ханаанеев, живших в Хевроне,  а имя прежнее Хеврона - Кирьят-Арба, и поразил Шешая, Ахимана и Талмая". (огромных и могучих властителей города). Оттуда пошел он на жителей Двира, имя прежнее Двира - Кирьят-Сефер. И сказал Калев (глава колена Иеhуда): кто поразит  Кирьят-Сефер и возьмет его, тому отдам я Аксу, дочь мою, в жены. И взял его Отниэль, сын Кназа, младшего брата Калева (по матери), и дал тот ему Ахсу, дочь свою, в жены".

Город Двир был центром ханаанской культуры. Заовевывать его надо было объединенной армией всех колен, но, как мы помним, это был период местных войн, и коленам  Иеhуды и Шимона пришлось действовать самостоятельно. Война была очень тяжелой, через какое-то время боевой дух евреев стал падать. И тогда Калев объявил, что тот, кто завоюет город, получит в качестве награды прекрасную жену - Ахсу, его дочь. Отниэль бен Кназ взял неприступный город и получил Ахсу в жены.

"И было по приходе ее в дом мужа, склонила она Отниэля просить у отца своего поле. И спустилась с осла, и сказал ей Калев: что тебе?  И сказала она ему: дай мне благословение, ибо землю иссохшую дал мне, дай же мне источники вод. И дал ей Калев источники верхние и источники нижние".

Мудрецы говорят, что в этих словах заключен глубокий смысл. Придя в дом Отниэля, Ахса поняла: ее муж - великий человек, мудрец, знаток Торы, учитель, воин, но его не заботит благосостояние семьи, он весь погружен в Тору. Недаром, как свидетельствует Вавилонский Талмуд, в народе его называли Явец, т.е., "советчик"  - он советовал, как изучать Тору. И тогда Ахса приехала к отцу, чтобы просить у него благословения на землю, которую она получила, ибо она "иссохшая". Предание говорит, что под "иссохшей землей" Ахса понимает своего мужа, ибо видит, что он он обучает Торе других, и иссушает себя - "открывая источники Торы и изливая их воды Израилю". Поэтому и требует она у отца: "дай же мне источники вод". У мужа есть духовные источники, ей же нужны и материальные, чтобы поля давали урожай. "И дал ей Калев источники верхние и источники нижние". "Верхние" - это духовные силы Отниэля, которого он дал ей в мужья, а "нижние" - это вода для ее колодцев и полей. Колена   Иеhуды и Шимона овладели большим количеством земли. "И был Господь с Иеhудой, и он овладел горой , ибо нельзя было овладеть жителями долины, потому что были у них железные колесницы".

Далее из текста книги Судей мы узнаем, что колена Израиля не выполнили требование Бога. Например, было заповедано, что необходимо истреблять или изгонять поклонявшиеся идолам народы с покоренных территорий. Что же делали сыны Израиля? Колено Биньямина не изгоняло иевусеев, живших в Верхнем Иерусалиме. Колена Менаше и Эфраима разгромили Бет-Эль, он же Луз, но Менаше не изгнал ни жителей Бет-Шеана, ни жителей Таннаха и окрестных селений, пожалел он и жителей Дора, и жителей Ивлеама и окрестностей, и жителей Мегидо с окрестностями. Колено Эфраима не изгнало ханаанеян, жителей Гезера, колено Звулуна не изгнало жителей Китрона и Наhалала, колено Ашера не изгнало жителей Акко, Сидона, Ахлава,  Ахзива, Хелбы, Афика и Рехова, колено Нафтали не изгнало житеелй Бет-Шемеша и Бет-Аната. Ханаанеи остались жить в этой стране, и их обложили данью.

Теперь давайте вспомним, как поступили колена Реувена, Гада и половина колена Менаше, когда под предводительством Моше-рабейну они завладели землей в Заиорданье. Они истребили языческие народы, не оставив от них и следа, ибо именно так повелел им Бог Израиля. Десять колен, двигаясь от реки Иордан на запад, отвоевали западный берег, горный хребет, центральную часть страны, растянулись широкой полосой с севера на юг и даже в ряде мест вышли к морю. Книга Судей содержит подробный перечень захваченных Израилем земель и оставленных в его среде языческих народов, чтобы еще раз подчеркнуть - евреи не изгнали всех язычников из страны, не выполнили велений Бога. Это было очень серьезным нарушением, за которое народ был впоследствии наказан.

Нам даже трудно представить себе сегодня, какое зло являлось нормой поведения в языческом мире. И для того, чтобы хоть в одной стране прекратилось это зло, Всевышний приказал народу Израиля - на Святой земле не должны жить те, кто не согласен выполнять семь заповедей Ноаха. Известно, что семь народов Ханаана отличались диким нравом, жестокостью и порочным поведением. Творец Вселенной, Бог Израиля, приказал: тем, кто примет на себя выполнение этих заповедей и будет жить в мире с евреями, дать возможность остаться в стране,  тем, кто захочет уйти из страны - не препятствовать, но из остальных не оставлять никого . Народ гиргашей ушел, жители Гивона и часть иевусеев Иерусалима предпочли мир с евреями. Остальные отвергли обе возможности, и их следовало уничтожить.  Но евреи проявили к этим народам излишнее милосердие - они не только не истребили их, но даже стали жить среди них.  В результате то тут, то там вспыхивали войны, начинались неожиданные нападения со стороны соседей. А когда евреи, наконец, осознали, что происходит, и захотели изгнать языческие народы, Всевышний не дал им этого сделать. Его приговор гласил: за непослушание вы будете наказаны, отстаивайте теперь свою свободу сами в борьбе с язычниками.

В начале третьей главы книги Судей сказано:

"И жили сыны Израиля среди ханаанеев, хитийцев,  эмореев, призеев, хивийцев и иевусеев. И брали дочерей их себе в жены, а своих дочерей отдавали за сыновей их и служили божествам их... Забыли Господа, Бога совего, и служили Баалам и священным деревьям. И воспылал гнев Господа на Израиль, и предал Он их в руки Кушана Ришатаима, царя Арама Наhараима (Месопотамия) и служили сыны Израиля Кушану Ришатаиму восемь лет".

Всевышний послал к евреям пророка, который напомнил Израилю веления Бога:

"Вы же не заключайте союза с жителями земли той, жертвенники их разебейте... ... Но вы не послушали голоса Моего... Что это вы натворили? Решил Я: не прогоню их от вас,  и будут они для вас тенетами, а божества их - западней".

Это был очень тяжелый приговор, евреи горько рыдали, слушая его, но уже вскоре вновь "оставили Господа, Бога отцов своих... и пошли за чужими божествами, которые были вокруг них. И воспылал гнев Господа на Израиль, и предал Он их в руки грабителей, и грабили те их, и предал их во власть врагов, окружавших их, и не могли они более устоять перед врагами своими".

Книга Судей продолжает:

"И установил Господь  Судей, и те спасли  их от рук грабителей их. "

Так снова появляется в книге Судей имя Отниэля бен Кназа - первого судьи, вождя и спасителя Израиля.

"И возопили сыны Израиля  к Господу, и поставил Госпдь спасителя сынам Израиля, который спас их - Отниэля бен Кназа... И был на нем дух Господа, и судил он Израиль, а, когда вышел на войну, предал Господь в его руки Кушана Ришатаима. И покоилась земля сорок лет."

Отниэль - первый, кто назван спасителем, ибо именно для этой цели и избрал его Бог. Ему понадобилось около восьми лет, чтобы вернуть народ на тот духовный уровень, который необходим для того, чтобы одержать победу над врагом. Поэтому, лишь  когда "возопили сыны Израиля к Господу", то есть, вспомнили о Нем, и вернулись к Завету с Ним, смогли они под предводительством Отниэля разгромить арамейцев, которые больше никогда не хотели воевать с Израилем.
(Конец отрывка из лекций д-ра Айзенберга)

6. Потомки Итро (1:16)

В 16-ом стихе говорится: "Сыновья Кини, тестя Моше, поднялись из города Пальм к сыновьям Йеhуды, в Иудейской пустыне, у Арада. И пошел и поселился с народом.

Этот стих нуждается в объяснении. Имеется мидраш на эту тему, который пересказывают и Радак и Раши. Сказано, что Кини - это тесть Моше, а поскольку у Моше была только одна жена, то Кини - это Итро. Как сыновья Итро попали в город Пальм, и почему они поднялись оттуда в пустыню Йеhуды? Последний раз в Торе мы встречались с Итро, когда Моше уговаривал его не уходить и пойти с евреями. Моше говорил: "Когда Всевышний сделает нам хорошо, то и тебе будет хорошо". Тем не менее, Итро ушел, и больше о нем никакого упоминания не было. И вдруг здесь говорится о его потомках из города Пальм. Про этот город Пальм мы совершенно точно можем сказать, что это - Йерихо (этот город и сейчас поэтически так называют, т.к. климат южной части долины Иордана, где он расположен, идеален для выращивания фиников.) Не обязательно сыны Кини должны были жить в самом разрушенном городе, просто они жили в этой долине.

Мидраш продолжает, что когда земля распределялась между коленами Израиля, то народ был настолько предусмотрителен, что они договорились оставить небольшой участок земли нераспределенным до того момента, когда будет построен Храм. Тогда, тому колену, на чьей территории окажется Храм, надо будет отдать этот запасной участок земли, чтобы они не пострадали, поскольку территория Храма будет уделом всех колен. Этот участок земли как раз и оставили возле Йерихо (размером 500 х 500 локтей), и решили пока поселить там потомков Итро, которые и прожили там 440 лет. Откуда же они взялись? Оказывается, что когда Моше уговаривал Итро не уходить и Итро отказался, то он отказался "не окончательно". Он сказал, что: "от свечки не очень много проку среди бела дня. Ты, Моше, - как солнце, а ты, Аарон, - как луна, я же со своим слабеньким светом пойду к своей родне и приближу их к Торе и ко Всевышнему". И он пошел и сделал им гиюр. То есть, он никогда не отставал от народа Израиля. Когда им дали этот участок, они с удовольствием поселились там, в долине возле Йерихо.

Теперь же произошло нечто совсем потрясающее. Они решили, что когда есть такой великий мудрец, как Отниэль бен Кназ (а традиция считает его одним из величайших мудрецов и "Мидраш рабба" говорит:"Еще на зашло солнце Иеhошуа, как взошло солнце Отниэля."), то талмидей-хахамим из потомков Итро решили поселиться рядом с ним, чтобы у него учиться. Мидраш объясняет, что просьбы Отниэля к Господу ( которые мы обсуждали ранее) означают, что, когда он просил: "Дай мне!", он просил себе настоящих праведных учеников, потому что иначе его жизнь теряет смысл. И его молитвы были услышаны: пришли потомки Итро, которые у него учились. В результате, точно так же, как Всевышний не забывает Амалеку, что он пришел и воевал с Израилем в критический момент, и ему будет мстить до конца времен, - так же Всевышний никогда не забывает Итро то хорошее, что он сделал для Израиля, и тоже помнит до конца времен. И нам сообщают, что потомки Итро, потомки этих учеников, которые пришли к Отниэлю бен Кназу, - сидели в "Палате из тесанных камней", т.е. они были членами Санhедрина.

Почему же их поселили на этом небольшом клочке земли возле Йерихо? Дело в том, что Итро - гер, он не выходил из Египта, и ему, естественно, не полагается никакой земли. Поскольку ему нужно было сделать что-то хорошее, то он временно, на 440 лет, получает в пользование этот участок земли. И когда прошло 440 лет, ни один из его потомков не сказал, что это - их земля, а они отдали ее колену Беньямина, и поблагодарили за то, что пользовались ею.

7. Почему Всевышний не дает евреям завоевать всю землю сразу (1:19)

В стихе 17 говорится, что Йеhуда с Шимоном пошли и разбили кнаанейца, который был в Цфате (кстати отметим, что это , конечно, совсем не тот город, который сегодня называется Цфат, а одноименный город на юге колена Иеhуды), и некоторые другие города. И в 19-ом стихе сказано: "И был Всевышний с Йеhудой, и он овладел горой. Однако же он не прогнал жителей долины, потому что у них были железные колесницы". Насчет железных колесниц много пишет Радак, который говорит, что может быть и колесниц не было, а люди были "железные". Комментаторы пишут, что вообще говоря, победить врага в горах гораздо тяжелее, чем на равнине (в наше время мы убеждаемся в этом, например, на случае Афганистана). Есть такое интересное объяснение, что Всевышний не дает сразу захватить все, и прогнать всех. Еще в Торе Он предупреждал об этом: "Я не смогу прогнать их от вас сразу, а - постепенно, постепенно, для того, чтобы не опустела Земля, и чтобы на вас не ополчились звери полевые". Вряд ли это - главная причина, так как не так трудно, наверное, предотвратить, чтобы "звери полевые не ополчились". Более серьезное соображение состоит в том, что немножко этих кнаанейцев надо было оставить для того, чтобы они были испытанием для евреев - проверять, как евреи будут себя вести.
 
В связи с этим мидраш толкует выражение: "звери, которые на вас могут ополчиться", как то, что эти "звери" - сидят внутри вас! Поэтому, опасно сразу прогнать сразу всех, потому что тогда внутренний враг может вас "слопать с потрохами". Поэтому и оставлены эти народы, против которых евреи могут либо устоять, то есть: не брататься с ними, и не поклоняться их богам,- или могут и не устоять. И здесь существует такая граница, у которой евреям не всегда удается удержаться. В этом и состоит весь сюжет книги Шофтим. Этот "колебательный режим" повторяется на протяжении всей книги.

8. И проживает йевусей с сыновьями Биньямина в Йерушалаиме до сего дня" (1:21)

В начале "Книги Шофтим" дается описание того, как колено Йеhуды вместе с коленом Шимона продолжали выполнение задачи по отвоевыванию земли и вытеснению кнаанских народов. В конце рассказа про колено Йеhуды сказано, что: "йевусея, проживающего в Йерушалаиме, не прогнали сыновья Биньямина". Причем, в конце 21-го стиха сказано: "и проживает йевусей с сыновьями Биньямина в Йерушалайме до сего дня". Что же хочет сказать Шмуэль, автор книги Шофтим, когда он говорит: "до сего дня"? Комментаторы считают, что это означает - до дней того, кто записывает этот текст. И, действительно, их не прогнали до дней Шмуэля, а произойдет это только в дни царя Давида.

Контрольные вопросы

КВ-4. Найдите по тексту и по соответствующим картам список городов, захваченных коленом Иегуды. Совпадает ли этот район с той областью, которая сегодня называется "Иудея"?

КВ-5. Каковы взаимоотношения Израиля с Итро и его потомками? Где они жили? Почему? Почему, как вы считаете, семья Итро, принявшая гиюр, не растворилась среди всего еврейского народа (как это происходит с теми, например, кто проходит гиюр сегодня), а продолжала жить обособленно?

КВ-6. Почему израильтянам не удалось победить ханаанские народы сразу под руководством Иегошуа? Выделите объяснения разного типа (военные, метафизические и т.д.)

КВ-7. Каково происхождение и каковы основные черты Отниэля бен Кеназа и его жены Ахсы? Какие из этих черт указаны в книге Шофтим прямо, а какие добавляет традиция? Считаете ли вы подобный образ реальным? Знакомы ли вам люди подобного типа сегодня?

КВ-8. Сформулируйте проблемы нравственности и справедливости, которые возникают у нас при чтении данного начального отрывка книги Шофтим. Какие доводы по данным проблемам приведены в лекции? Что вы сами думаете по данному вопросу?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. В чем отличие периода Судей и книги Шофтим от периода и книги Иеhошуа?



КВ-2. Что означает слово "Шофет" –какова этимология этого сова, и какие функции были у этих людей в древнем еврейском обществе?



КВ-3. Кто автор книги Шофтим, в чем он видит свою задачу и какие, в связи с этим, возникают проблемы при использовании книги Шофтим как исторического материала?



КВ-4. Найдите по тексту и по соответствующим картам список городов, захваченных коленом Иегуды. Совпадает ли этот район с той областью, которая сегодня называется "Иудея"?



КВ-5. Каковы взаимоотношения Израиля с Итро и его потомками? Где они жили? Почему? Почему, как вы считаете, семья Итро, принявшая гиюр, не растворилась среди всего еврейского народа (как это происходит с теми, например, кто проходит гиюр сегодня), а продолжала жить обособленно?



КВ-6. Почему израильтянам не удалось победить ханаанские народы сразу под руководством Иегошуа? Выделите объяснения разного типа (военные, метафизические и т.д.)



КВ-7. Каково происхождение и каковы основны черты в описании Отниэля бен Кеназа и его жены Ахсы? Какие из этих черт указаны в книге Шофтим прямо, а какие добавляеттрадиция? Считаете ли вы подобный образ реальным? Знакомы ли вам люди подобного типа сегодня?



КВ-8. Сформулируйте проблемы нравственности и справедливости, которые возникают у нас причтении данного начального отрывка книги Шофтим. Какие доводы по данным проблемам приведены в лекции? Что вы сами думаете по данному вопросу?