МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa «Истории Торы от книги Исход до Второзакония»

Лекция 11. История про лазутчиков

1. Рассказ Торы и его структура (книга  Бемидбар/Числа)

2. Посылка разведчиков

3. Что увидели разведчики

4. Рассказ разведчиков

5. В чем причина отрицательной позиции разведчиков?

6. Реакция народа на сообщение разведчиков

7. 40 лет скитаний

8. Обратное действие

Список контрольных вопросов

1. Рассказ Торы и его структура (книга  Бемидбар/Числа)

ГЛАВА 13

   /1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ "ПОШЛИ ОТ СЕБЯ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕЛИ ОНИ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ ОТЧЕГО КОЛЕНА ПОШЛИТЕ, КАЖДЫЙ ИЗ НИХ должен быть ВОЖДЕМ". /3/ И ПОСЛАЛ ИХ МОШЕ ИЗ ПУСТЫНИ ПАРАН ПО СЛОВУ БОГА; ВСЕ ЛЮДИ ЭТИ - ГЛАВЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОНИ. /4/ И ВОТ ИМЕНА ИХ: /…/

/Здесь идет поименное перечисление двенадцати разведчиков/

/17/ И ПОСЛАЛ ИХ МОШЕ ВЫСМОТРЕТЬ СТРАНУ КНААН, И СКАЗАЛ ИМ: "ВОТ, ИДИТЕ НА ЮГ страны, И ВЗОЙДИТЕ НА ГОРЫ, /18/ И ОСМОТРИТЕ СТРАНУ, КАКОВА ОНА, И НАРОД, ЖИВУЩИЙ В НЕЙ, СИЛЕН ОН ИЛИ СЛАБ, МАЛОЧИСЛЕН ОН ИЛИ МНОГОЧИСЛЕН; /19/ И КАКОВА СТРАНА, В КОТОРОЙ ОН ЖИВЕТ, ХОРОША ОНА ИЛИ ПЛОХА, И КАКОВЫ ГОРОДА, В КОТОРЫХ ОН ЖИВЕТ, ОТКРЫТЫЕ ОНИ ИЛИ УКРЕПЛЕННЫЕ; /20/ И КАКОВА ЗЕМЛЯ ЭТА, ТУЧНА ОНА ИЛИ ТОЩА, ЕСТЬ ЛИ НА НЕЙ ДЕРЕВЬЯ ИЛИ НЕТ. ПОСТАРАЙТЕСЬ ЖЕ И ВОЗЬМИТЕ ОТ ПЛОДОВ СТРАНЫ". ВРЕМЯ ЖЕ ТО БЫЛО ВРЕМЕНЕМ СОЗРЕВАНИЯ ВИНОГРАДА.

/21/ И ПОДНЯЛИСЬ ОНИ, И ВЫСМОТРЕЛИ СТРАНУ ОТ ПУСТЫНИ ЦИН ДО РЕХОВА, ЧТО ПО ДОРОГЕ В ХАМАТ. /…/

/Здесь идет подробное описания путешествия лазутчиков/.

/25/ И ВОЗВРАТИЛИСЬ ОНИ С ОСМОТРА СТРАНЫ ЧЕРЕЗ СОРОК ДНЕЙ. /26/ И ПОШЛИ, И ПРИШЛИ К МОШЕ, И К АhАРОНУ, И КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ПУСТЫНЮ ПАРАН, В КАДЕШ, И ПРИНЕСЛИ ОТВЕТ ИМ И ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ, И ПОКАЗАЛИ ИМ ПЛОДЫ СТРАНЫ. /27/ И РАССКАЗАЛИ ЕМУ, И СКАЗАЛИ: "ПРИШЛИ МЫ В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ТЫ ПОСЛАЛ НАС, И ВОТ - ТЕЧЕТ ОНА МОЛОКОМ И МЕДОМ, И ВОТ ПЛОДЫ ЕЕ! /28/ НО СИЛЕН НАРОД, ЖИВУЩИЙ В ЭТОЙ СТРАНЕ, И ГОРОДА УКРЕПЛЕННЫЕ, ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ; И ТАКЖЕ ДЕТЕЙ АНАКА ВИДЕЛИ МЫ ТАМ. /29/ АМАЛЕК ЖИВЕТ НА ЮГЕ СТРАНЫ, А ХЕТТЫ, И ЙЕВУСЕИ, И ЭМОРЕИ ЖИВУТ В ГОРАХ, А КНААНЕИ ЖИВУТ У МОРЯ И У ИОРДАНА". /30/ НО УСПОКОИЛ КАЛЕВ НАРОД ПЕРЕД МОШЕ И СКАЗАЛ: "НЕПРЕМЕННО ВЗОЙДЕМ И ОВЛАДЕЕМ ЕЮ, ИБО В НАШИХ СИЛАХ ЭТО!". /31/ ЛЮДИ ЖЕ, КОТОРЫЕ ХОДИЛИ С НИМ, СКАЗАЛИ: "НЕ МОЖЕМ МЫ ИДТИ НА НАРОД ТОТ, ИБО ОН СИЛЬНЕЕ НАС". /32/ И РАСПУСКАЛИ ОНИ ЗЛУЮ МОЛВУ О СТРАНЕ, КОТОРУЮ ВЫ СМОТРЕЛИ, МЕЖДУ СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ, ГОВОРЯ: "СТРАНА, КОТОРУЮ ПРОШЛИ МЫ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕТЬ ЕЕ, ЭТО СТРАНА, ГУБЯЩАЯ СВОИХ ЖИТЕЛЕЙ, И ВЕСЬ НАРОД, КОТОРЫЙ МЫ ВИДЕЛИ В НЕЙ, - ЛЮДИ-ВЕЛИКАНЫ. /33/ ТАМ ВИДЕЛИ МЫ ИСПОЛИНОВ, СЫНОВ АНАКА, ПОТОМКОВ ИСПОЛИНОВ, И БЫЛИ МЫ В ГЛАЗАХ СВОИХ, КАК САРАНЧА, И ТАКИМИ ЖЕ БЫЛИ МЫ В ИХ ГЛАЗАХ".

ГЛАВА 14

   /1/ И ЗАРЫДАЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО, И ПЛАКАЛ НАРОД В ТУ НОЧЬ. /2/ И РОПТАЛИ НА МОШЕ И АhАРОНА ВСЕ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛО ИМ ВСЕ ОБЩЕСТВО: "ЛУЧШЕ УМЕРЛИ БЫ МЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЛИ В ПУСТЫНЕ ЭТОЙ УМЕРЛИ БЫ... /3/ ЗАЧЕМ БОГ ВЕДЕТ НАС В СТРАНУ ЭТУ, ЧТОБЫ ПАЛИ МЫ ОТ МЕЧА? ЧТОБЫ ЖЕНЫ НАШИ И МАЛЫЕ ДЕТИ НАШИ СТАЛИ ДОБЫЧЕЙ? НЕ ЛУЧШЕ ЛИ НАМ ВОЗВРАТИТЬСЯ В ЕГИПЕТ?". /4/ И СКАЗАЛИ ОНИ ДРУГ ДРУГУ: "НАЗНАЧИМ СЕБЕ нового ГЛАВУ И ВОЗВРАТИМСЯ В ЕГИПЕТ!". /5/ И ПАЛИ МОШЕ И АhАРОН НИЦ ПЕРЕД ВСЕМ СОБРАНИЕМ ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. /6/ А ЙЕhОШУА, СЫН НУНА, И КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ, ИЗ ТЕХ, КТО ВЫСМАТРИВАЛ СТРАНУ, РАЗОРВАЛИ ОДЕЖДЫ СВОИ. /7/ И СКАЗАЛИ ОНИ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ТАК: "СТРАНА, КОТОРУЮ ПРОШЛИ МЫ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕТЬ ЕЕ, СТРАНА ЭТА ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ХОРОША! /8/ ЕСЛИ БЛАГОВОЛИТ К НАМ БОГ, ТО ПРИВЕДЕТ ОН НАС В ЭТУ СТРАНУ И ДАСТ ЕЕ НАМ, СТРАНУ, КОТОРАЯ ТЕЧЕТ МОЛОКОМ И МЕДОМ. /9/ НЕ ВОССТАВАЙТЕ ЖЕ ПРОТИВ БОГА И НЕ БОЙТЕСЬ НАРОДА ТОЙ СТРАНЫ, ВЕДЬ ОНИ - ПИЩА ДЛЯ НАС, УШЛО БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИХ, И С НАМИ БОГ! НЕ БОЙТЕСЬ ИХ!". /10/ И СОБРАЛОСЬ ВСЕ ОБЩЕСТВО сынов Израиля ЗАБРОСАТЬ ИХ КАМНЯМИ, НО СЛАВА БОГА ЯВИЛАСЬ В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ ВСЕМ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ.

   /11/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ДО КАКИХ ПОР БУДЕТ ГНЕВИТЬ МЕНЯ ЭТОТ НАРОД И ДО КАКИХ ПОР НЕ ПОВЕРЯТ ОНИ В МЕНЯ - ПРИ ВСЕХ ЗНАМЕНИЯХ, КОТОРЫЕ Я СОВЕРШИЛ СРЕДИ НЕГО? /12/ ПОРАЖУ ЕГО МОРОМ, И УНИЧТОЖУ ЕГО, И ПРОИЗВЕДУ ОТ ТЕБЯ НАРОД ДОСТОЙНЕЕ И МНОГОЧИСЛЕННЕЕ ЕГО!". /13/ И СКАЗАЛ МОШЕ БОГУ: /…/

/Здесь следует молитва Моше о спасении народа/

/20/ И СКАЗАЛ БОГ: "ПРОСТИЛ Я, ПО СЛОВУ ТВОЕМУ. /21/ ОДНАКО, КАК ЖИВ Я И СЛАВА БОГА НАПОЛНЯЕТ ВСЮ ЗЕМЛЮ, /22/ ТАК ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ, ВИДЕВШИЕ СЛАВУ МОЮ И ЗНАМЕНИЯ МОИ, КОТОРЫЕ Я СОВЕРШАЛ В ЕГИПТЕ И В ПУСТЫНЕ, НО ИСПЫТЫВАЛИ МЕНЯ УЖЕ ДЕСЯТЬ РАЗ И НЕ СЛУШАЛИСЬ ГОЛОСА МОЕГО, /23/ НЕ УВИДЯТ ОНИ СТРАНЫ, КОТОРУЮ Я ОБЕЩАЛ ОТЦАМ ИХ, И ВСЕ, КТО ГНЕВИЛ МЕНЯ, НЕ УВИДЯТ ЕЕ! /24/ РАБА ЖЕ МОЕГО КАЛЕВА, ЗА ТО ЧТО В НЕМ БЫЛ ДУХ ИНОЙ И БЫЛ ОН ПРЕДАН МНЕ, ПРИВЕДУ Я В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ОН ХОДИЛ, И ПОТОМСТВО ЕГО БУДЕТ ВЛАДЕТЬ ЕЮ. /25/ НО АМАЛЕКИТЯНЕ И КНААНЕИ ЖИВУТ В ДОЛИНЕ; ЗАВТРА ОБРАТИТЕСЬ И ИДИТЕ СЕБЕ В ПУСТЫНЮ, ПО ДОРОГЕ К МОРЮ СУФ".

/26/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И АhАРОНУ, ТАК: /27/ "ДО КАКИХ ПОР терпеть Мне ЭТО ЗЛОЕ ОБЩЕСТВО, которое подстрекает сынов Израиля РОПТАТЬ НА МЕНЯ? РОПОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, КОТОРЫХ ОНО ПОДСТРЕКАЕТ роптать НА МЕНЯ, УСЛЫШАЛ Я. /28/ СКАЖИ ИМ: КАК ЖИВ Я, ГОВОРИТ БОГ, КАК ГОВОРИЛИ ВЫ МНЕ, ТАК И ПОСТУПЛЮ Я С ВАМИ. /29/ В ПУСТЫНЕ ЭТОЙ ПАДУТ ТРУПЫ ВАШИ, И ВСЕ ИСЧИСЛЕННЫЕ ИЗ ОБЩЕГО ЧИСЛА ВАШЕГО, ОТ ДВАДЦАТИ ЛЕТ И СТАРШЕ, ЗА ТО, ЧТО РОПТАЛИ ВЫ НА МЕНЯ. /30/ НЕ ВОЙДЕТЕ ВЫ В СТРАНУ, В КОТОРОЙ Я ПОКЛЯЛСЯ ПОСЕЛИТЬ ВАС, КРОМЕ КАЛЕВА, СЫНА ЙЕФУНЭ, И ЙЕhОШУА, СЫНА НУНА. /31/ МАЛЫЕ ЖЕ ДЕТИ ВАШИ, О КОТОРЫХ ВЫ ГОВОРИЛИ: ДОБЫЧЕЙ СТАНУТ ОНИ, ИХ ВВЕДУ Я, И ОНИ УЗНАЮТ СТРАНУ, КОТОРОЙ ВЫ ПРЕНЕБРЕГЛИ. /32/ ВАШИ ЖЕ ТРУПЫ ПАДУТ В ПУСТЫНЕ ЭТОЙ. /33/ А СЫНЫ ВАШИ СТРАНСТВОВАТЬ БУДУТ В ПУСТЫНЕ СОРОК ЛЕТ, И ПОНЕСУТ наказание за РАСПУТСТВО ВАШЕ, ПОКА НЕ ИСТЛЕЮТ ТРУПЫ ВАШИ В ПУСТЫНЕ. /34/ ПО ЧИСЛУ ДНЕЙ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ ВЫСМАТРИВАЛИ ВЫ СТРАНУ, СОРОК ДНЕЙ, ПО ГОДУ ЗА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ПОНЕСЕТЕ ВЫ НАКАЗАНИЕ ЗА ВИНУ ВАШУ, СОРОК ЛЕТ, ЧТОБЫ ПОНЯЛИ ВЫ, ЧТО ОТВРАТИЛИ вы сердца свои ОТ МЕНЯ. /35/ Я, БОГ, СКАЗАЛ: ВОТ ТАК СДЕЛАЮ Я СО ВСЕМ ЭТИМ ЗЛЫМ ОБЩЕСТВОМ, СГОВОРИВШИМСЯ ПРОТИВ МЕНЯ, - В ПУСТЫНЕ ЭТОЙ ЗАКОНЧАТ ОНИ СВОЮ ЖИЗНЬ И ТАМ УМРУТ". /36/ А ТЕ ЛЮДИ, КОТОРЫХ ПОСЛАЛ МОШЕ ВЫСМАТРИВАТЬ СТРАНУ И КОТОРЫЕ, ВОЗВРАТИВШИСЬ, ВОЗМУЩАЛИ ПРОТИВ НЕГО ВСЕ ОБЩЕСТВО, РАСПУСКАЯ КЛЕВЕТУ НА ЭТУ СТРАНУ, /37/ ЭТИ ЛЮДИ, РАСПУСКАВШИЕ КЛЕВЕТУ НА СТРАНУ, УМЕРЛИ ОТ МОРА ПРЕД БОГОМ. /38/ Лишь ЙЕhОШУА, СЫН НУНА, И КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ, ОСТАЛИСЬ ЖИВЫ ИЗ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ХОДИЛИ ВЫСМАТРИВАТЬ СТРАНУ.

/39/ И ПЕРЕСКАЗАЛ МОШЕ ЭТИ СЛОВА ВСЕМ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, И ОЧЕНЬ ОПЕЧАЛИЛСЯ НАРОД. /40/ И ВСТАЛИ ОНИ РАНО УТРОМ, И ПОШЛИ К ВЕРШИНЕ ГОРЫ, ГОВОРЯ: "МЫ ГОТОВЫ ВЗОЙТИ НА МЕСТО, О КОТОРОМ СКАЗАЛ БОГ, ИБО МЫ СОГРЕШИЛИ". /41/ И СКАЗАЛ МОШЕ: "ЗАЧЕМ ВЫ НАРУШАЕТЕ ВЕЛЕНИЕ БОГА? ВЕДЬ НЕ УДАСТСЯ ВАМ ЭТО. /42/ НЕ ВОСХОДИТЕ, ИБО БОГА НЕТ СРЕДИ ВАС, ЧТОБЫ НЕ ПОРАЗИЛИ ВАС ВРАГИ ВАШИ. /43/ ВЕДЬ АМАЛЕКИТЯНЕ И КНААНЕИ ТАМ ПЕРЕД ВАМИ, И ВЫ ПАДЕТЕ ОТ МЕЧА, ИБО ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ОТВРАТИЛИСЬ ОТ БОГА, И БОГ НЕ БУДЕТ С ВАМИ". /44/ НО ОНИ ДЕРЗНУЛИ ВЗОЙТИ НА ВЕРШИНУ ГОРЫ; А КОВЧЕГ СОЮЗА БОГА И МОШЕ НЕ ТРОНУЛИСЬ ИЗ СРЕДЫ СТАНА. /45/ И СОШЛИ АМАЛЕКИТЯНЕ И КНААНЕИ, ЖИВШИЕ НА ТОЙ ГОРЕ, И РАЗБИЛИ ИХ, И ГРОМИЛИ ИХ ДО ХОРМЫ.

Попробуем составить план этого рассказа:

1. Посылка разведчиков (13:1-24)

2. Рассказ разведчиков (13:25:33)

3. Реакция народа (14:1-6)

4. Ответ на нее Создателя (14:11-38)

5. Попытка народа все равно завоевать страну (14:39:45).

Попробуем разобраться в каждой из частей рассказа.

2. Посылка разведчиков

Посылка разведчиков - обычное дело или исключительное событие?

В самом факте проведения разведки перед завоеванием той или иной страны нет, вроде бы, ничего необычного. Это обычный, принятый тогда порядок. Примеры мы можем найти в ТаНаХе. Как например, -

Моше посылает разведчиков в Язер (Числа 23:32) перед тем, как завоевать этот район в Заиорданье. При этом никаких подробностей это послание разведчиков не имеет. Просто говорится: послал разведчиков и взял Язер.

Разведчики посылаются перед взятием Бейт-Эля (Судьи, 1:23-27), причем там прямо говорится, что разведка была чисто военная – выяснить подступы к городу, и когда разведчики нашли того, кто выдал им эти подступы, город был взят.

Вот еще описание разведки в той же книге Судей (гл. 18:10). Оно заслуживает того, чтобы прочесть о ней целиком:

В те дни не было царя в Израиле. И в те дни колено Дана искало себе удел, чтоб поселиться, ибо до того дня среди колен Израиля ему не досталось в удел. 2. И послали сыны Дана из своего семейства пять мужей из своих фланговых (воевод), мужей ратных, из Цоры и из Эштаола, разведать землю и ее исследовать, и сказали им: Идите, исследуйте землю!... 7. И пошли те пять мужей и пришли в Лаиш, и увидели они народ, что в ней, обитает (страна) безмятежно, как обычно для цидоним, спокоен и безмятежен, и нет обидчика на той земле (и нет) наследника, и далеки они от цндоним, и никакого (союза) нет у них ни с кем. 8. И пришли они к братьям своим в Цору и Эштаол, и сказали им братья их: Что вы (скажете)? 9. И сказали они: Встаньте и взойдем к ним, ибо видели мы ту землю, и вот хороша очень! И вы бездействуете? Не медлите уйти (отсюда), чтоб прийти наследовать землю. 10. Если (тотчас) придете, придете к народу безмятежному, и земля та просторна, - ибо отдал ее Бог в руки вам, - место, где нет недостатка ни в чем, что на земле.

Полезно заметить, что эта разведка вполне совпадает с той, что описана в нашей главе: посылаются в разведку не просто некто, а высокопоставленные люди. Они должны разведать не только военную сторону предполагаемой к захвату территории, но и экономическую, и социальную.  Обратим внимание на пункты отчета:

Земля хорошая (9), политически беззащитная (нет никакого союзника), в военном отношении слабая.

Сравните сказанное с пунктами, по которым разведчики отчитывались перед народом и Моше:

Земля замечательная (а вот и плоды ее)

В военном отношении - не взять.

Политические перспективы войны чудовищны.

А ведь Моше именно по этим пунктам предлагает провести разведку, так что разведчики собственно выдают отчет вполне в принятых категориях.

И уже вообще можно не говорить о самой знаменитой разведке, когда Иеhошуа послал лазутчиков в Иерихон перед его захватом, где главная информация, принесенная разведчиками, – это психологическое состояние жителей: "Они уже понимают, что проиграли войну ".

Все это подводит нас к простейшему итогу: посылка разведки была делом обычным, настолько, что даже неудача первой разведки, предпринятой Моше, разведывательная деятельность не прекратилась;  даже сам Моше продолжал ее в дальнейшем.

3. Что увидели разведчики

В первую очередь бросается в глаза, что разведчики видят всевозможные великанские вещи. В Хевроне они находят "великанов". Речь не идет о сказочных великанах, а о вполне реальном народе, несколько раз упомянутом в Писании, отличавшемся высоким ростам, и уже этим наводивших страх на окружающих. Даже после израильского завоевания некоторая часть их еще жила в районе прибрежной долины, и самым знаменитым среди них был Голиаф, убитый царем Давидом, и его трое братьев, убитых богатырями гвардии Давида.

Потом  они дошли до потока Эшкол, и срезали оттуда побег с одной гроздью винограда, и несли ее на шесте по двое. И взяли из плодов гранатов и смоковницы.

Мидраш, как обычно многкратно увеличивает чудеса, упомянутые в Танахе  ,и Раши, вслед за ним, объясняет здесь, что одну гроздь винограда несли 8 человек: на двух шестах и по двое с каждой стороны. Один человек нес один гранат, и один человек нес один инжир, а двое не несли ничего.

Что до размеров виноградной грозди, то вообще-то описание огромных виноградных гроздей размером "с быка" и "с овцу" мы находим в Талмуде в эпоху уже после разрушения Храма. Даже если сделать поправку на преувеличение рассказчиков, все же понятно, что Талмуд рассказывает об огромных гроздьях.

Более здесь ничего, кроме маршрута путешествия, не описано. Поэтому отсюда следует перейти к рассказу разведчиков о том, что они увидели.

4. Рассказ разведчиков

Итак, они начинают с того, что заявляют, что земля чудесная, она "сочится молоком и медом". Они в подтверждение своих слов показывают плоды, которыми богата земля – огромную виноградную кисть, гранаты, инжир.

И тут же добавляют: "Но все это ничего не стоит, потому что жители страны - гиганты, и нам их никак не осилить". Далее они добавляют – крепости их защищены, народы многочисленные и знаменитые, с явным намеком, что они в придачу ко всему имеют сильные политические связи. И вообще там великаны.

Здесь впервые возникает несогласный, а именно - Калев от колена Иеhуды, с заявлением, что мы можем ее завоевать.

Остальные разведчики повторяют, что там великаны, и мы в их глазах подобны кузнечикам, и вообще ни одного шанса завоевать страну нет.

И опять Калев и Иеhошуа пытаются убедить народ в двух вещах: "страна весьма прекрасна", и, главное: "Если того пожелает Всевышний, мы обязательно ее завоюем". Более того, здесь присутствует замечательная перекличка слов: десять разведчиков произносят: "Страна, поедающая своих жителей". Не вдаваясь в подробный анализ оборота, скажем просто, что он означает, что в этой стране идет непрерывная война - в частности, возможно, потому что геополитическое положение ее "неудачно", и она является перекрестком политических и военных амбиций со всех сторон. Тут нельзя не сказать, что по чисто формальным критериям разведчики вполне правильно оценили неудачное в военном отношение геополитическое положение Страны Ханаанской. Она действительно лежит в "центре мира" – разумеется, тогдашнего, политического,  точно посередине между Азией и Африкой, как раз на пути из Азии в Африку и обратно. А это значит, что когда очередная  сверх-империя Месопотамии захочет помериться силой с другой сверх-империей – Египтом, то войска пойдут именно через эту страну. Да и вообще, обе империи будут непрерывно пытаться этот кусок земли заполучить себе. И живущим на этом участке земли придется непрерывно вертеться между двумя жерновами, чтобы хоть как-то выжить. Вся дальнейшая история учит нас тому, что оценка разведчиков была верна.

В ответ на эти слова - "Земля, пожирающая своих жителей" - Калев и Иегошуа произносят: "Они наша еда", то есть - "наоборот, этo мы их поглотим". Более того, они уже боятся нас. Иными словами, они добавляют к тому, что говорят разведчики еще два элемента: во-первых, если Всевышний поможет, то мы их победим. А во-вторых, какими бы великанами ни были жители страны, моральное их состояние совсем не очень хорошее, и войну они, собственно, уже проиграли.

5. В чем причина отрицательной позиции разведчиков?

Вообще-то ответить на поставленный вопрос довольно сложно. Сказать, что дело было в простом страхе, как-то язык не поворачивается: все же речь идет о людях, которые уже два года как вышли из Египта и за это время видели все чудеса Всевышнего. И тем не менее, самый простой ответ именно таков: они испугались. Разумеется, есть серия других ответов, например, вот такой.

Мы знаем, что у этих князей был некоторый корыстный интерес (сознательный или несознательный). Человек, который один раз стал князем, очень не хочет потерять это положение. Они прекрасно понимали, что условия жизни изменятся радикально,  от жизни в пустыне евреи перейдут к жизни в своей Стране, и эта жизнь будет оседлой, с занятиями сельским хозяйством, - и эти новые условия потребуют новых руководителей. А этого они опасались.

Здесь важно отмечать, что, когда Моше так подчеркнуто называется в Торе «самым скромным человеком», - то дело, конечно, не в том, что он скромно держится или скромно разговаривает с окружающими. Важно другое. Нередко в жизни случается (Талмуд тоже рассказывает  нам  об этом), что человек сначала говорит: "я брошу на растерзание дикому зверю того, кто будет меня подталкивать к власти", но после того, как он приходит к власти, он начинает говорить иначе: "я разорву каждого, кто попробует меня лишить этого положения". В нашей истории таких примеров известно немало. Мы знаем, что Шауль, первый царь, был в начале вполне скромным человеком. По своим достоинствам он был выше всего Израиля, и даже  выше Давида. Но когда, став царем, он через некоторое время узнал, что его сместят и назначат другого -  он просто разрывался от ревности. Только из-за этой ревности и зависти он так страшно преследовал Давида. Однако с Моше и Аароном дело обстоит совсем не так. Они оба точно так же не держались за власть, когда получили ее, как и тогда, когда Моше отказывался от нее, когда его (в истории с горящим кустом) "толкали" к ней.

Но вернемся к князьям колен. То, что они, пусть даже инстинктивно, должны были не хотеть своего смещения, не так уж неожиданно. Но были ли эти люди такими злодеями, чтобы говорить явную неправду ради своих личных интересов? Они были князьями Израиля, и они были назначены по именному списку - с согласия Всевышнего по поводу каждого из них. Это были выдающиеся люди и, судя по всему, они исходно были праведны. Однако оказывается, что даже небольшая примесь заинтересованности приводит к тому, что там, где есть место ошибиться, - такие люди ошибаются.

6. Реакция народа на сообщение разведчиков.

Разведчики приходят в Страну, и вроде бы довольно скрупулезно исполняют все, что им было поручено: они приносят и сведения, и образцы плодов. Все это они сообщают Моше и народу, однако дальше начинается "брожение умов" и смута.

Народ после таких сообщений стал вопить в голос и плакать в ту ночь.

И жаловались они на Моше и на Аарона, все сыновья Исраэля, и сказала им вся община: "лучше бы нам умереть в земле Египта или в пустыне лучше бы нам умереть, и зачем Всевышний привел нас в эту землю, чтобы мы пали от меча, а наши жены и наши дети будут на разграбление. Не лучше ли нам вернуться в Египет?" И сказали друг другу: "Давайте поставим нам главу и вернемся в Египет". И пали Моше и Аарон на лица свои пред всем собранием сыновей Израиля. И Йеhошуа бен-Нун и Калев, сын Йефунэ, из ходивших в эту землю, разорвали на себе одежды и сказали всему собранию сыновей Исраэля: "Земля, по которой мы прошли, чтобы исследовать ее, "эта земля очень и очень хорошая". И дальше (8-ой стих) говорится: "Если желает нас Всевышний, и введет нас в эту Землю,  и даст нам землю, которая течет молоком и медом, только против Всевышнего не восставайте. И не бойтесь народа этой земли, потому что мы их победим оружием. Отступила от них их тень (нет у них защиты) и Всевышний с нами, не бойтесь их". Понятно, как реагировала община на их слова: «забросать камнями!» Но после этого "И Слава Всевышнего показалась над шатром собрания всем сыновьям Израиля".

Собственно, из реакции Всевышнего на деятельность разведчиков становится понятной и их вина: это они, разведчики, посеяли панику среди народа Израиля. Это они, князья, получившие задание, вместо того, чтобы изложить свои сомнения начальнику, то есть Моше, начали напрямую высказывать свое мнение перед толпой. Чем увлекли толпу за собой - именно  в этом их вина. Иными словами, они превратили результат разведки в политический инструмент. И самое важное, что в результате раздался из толпы голос: "Вернемся-ка мы в Египет". И этот голос нашел поддержку толпы, и она была к тому готова. А вот это уже серьезнейшее преступление против Всевышнего.

Это преступление можно сформулировать так: если грех Золотого Тельца был преступлением против второй заповеди Десяти Речений: "Не сотвори себе идола", то преступление народа после доклада разведчиков является преступлением против первой заповеди: "Я Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта". Всевышний вывел, а теперь народ собирается вернуться назад, в Египет, в дом рабства, - только потому, что не верит, что Всевышний пошлет победу. А ведь неслучайно многие средневековые еврейские мыслители подчеркивали, что в первой заповеди Декалога ,  заповеди "верить во Всевышнего", речь идет не о том, чтобы просто верить - в смысле, "верить в существование Бога" ("как раз с этим у поколения Иcxода никаких проблем не было и быть не могло), а верить - в смысле, "доверять": понимать, что Бог ведет исторический процесс, и пытаться помогать Богу и соучаствовать с Ним в этом процессе, а не пытаться противодействовать ему. В данном случае это означало  верить, что Бог выполнит Свое обещание ввести народ Израиля в страну Ханаанскую и даровать победу над врагом.

Может быть, здесь место вернуться к самим разведчикам и попытаться еще раз задать вопрос: в чем их вина? И возможно, что самый простой вид этой вины в том, что они –  десять князей из двенадцати – были  "плоть от плоти народа", и они сами не готовы пойти воевать, они сами не готовы поверить, что Всевышний поможет завоевать эту землю, рождающую великанов.

Иными словами, настрой "отказаться от Страны и вернуться в рабство в Египет" потенциально существовал в еврейском народе и без разведчиков, но они послужили "триггером", позволившем  этому настроению реализоваться и захватить весь народ.

7. 40 лет скитаний

И сказал Всевышний Моше: "До каких пор будет сердить меня этот народ? До каких пор не поверят в меня после всех знаков, которые Я сделал в его среде. Прикончу его мором и прогоню его, и произведу от тебя народ более великий и крепкий, чем он". Дальше Моше убеждает Всевышнего не истреблять и простить этот народ. Эти события являются критическими в еврейской истории, и Всевышний клянется, что это поколение не войдет в Землю, и только те дети, о которых они говорили, что они будут для разграбления, - эти дети войдут (те, кому к этому времени не исполнилось 20-ти лет). Почему граница в 20 лет – очевидно – ведь 20 лет – в Торе возраст призыва в армию. И почему Всевышний постановил, что 40 лет будут скитаться по пустыне тоже понятно – 60 лет - возраст полного освобождения от всех общественных (кроме руководящих) работ. То есть за 40 лет поколение взрослых полностью сменится.

На самом деле, это и есть ответ, почему Моше водил евреев по пустыне 40 лет. Он не блуждал по пустыне Синай, как иногда можно слышать в шутку и всерьез от не читавших Тору людей. Он отлично знал пустыню, а даже если и не знал, то у него были проводники из местного населения (это тоже можно прочесть в Торе). Да и дороги в Синае были уже проложены для осуществления торговли Египта с остальным "цивилизованным миром". Моше водил народ Израиля от одного лагеря к другому, осуществляя переход раз в несколько месяцев – после того, как кончались пастбища. И так ходили они по кругу, пока не истекли 40 лет.

Понятна идея, стоящая за всем этим: перевоспитать взрослых людей невозможно. Точнее, можно перевоспитать некоторых, но весь народ никак нельзя. Когда появляется новая идея, должно вырасти новое поколение, для которого эта идея есть нечто естественное. Сказанное, как это ни странно, часто работает не только к сфере политики, но и, например, в науке.

Через ложь своих князей Израиль открыто обнаружил, что он не способен войти и завоевать Святую Землю. Именно поэтому Всевышний решил оставить его на сорок лет, пока не умрет это поколение и не народится новое, не знавшее Египта.

Может быть, именно в этом и состоит ответ на вопрос, зачем Всевышнему понадобилось отправлять разведывательную экспедицию.  Предписанная Им разведка была разведкой духовного состояния еврейского народа. В ту минуту народ не был способен завоевать Эрец Исраэль. Если бы весь народ ступил бы в ту минуту на Обетованную Землю, он бы вскоре бежал и уже никогда не вернулся бы назад.

Введя в Эрец Исраэль двенадцать глав поколения, Всевышний как бы ввел сюда весь народ, но таким способом, чтобы все же оставить его вовне.

8. Обратное действие

Завершается рассказ o разведчиках  в чем-то тем же, что и начался. Только теперь в зеркальном варианте. Если в середине рассказа народ (здесь это слово следует понимать "толпа") не готов идти в землю Израиля, то теперь часть народа готова пойти и завоевать эту самую землю, хотя, опять-таки, воли Всевышнего на то нет, как прежде не было Его воли на то, чтобы не завоевывая ее, вернуться в Египет. Раздается крик: "А мы все равно ее захватим". И вооруженный отряд израильтян бросается захватывать ханаанские земли. Результат тот же, ведь и преступление то же самое, что и в отказе идти завоевывать землю: действия против воли Всевышнего. Равно гибнут те, кто отговаривали завоевать прежде, и те, кто ныне уговаривают немедленно пойти и завоевать.

Отсюда мы видим, что дело не в военной доблести или трусости, а в готовности выполнять слово Всевышнего. Такова мораль, лежащая в основе всего этого рассказа. А как мы уже неоднократно замечали, Тора никогда не приводит лобовую мораль рассказа, предлагая вывести ее самому читателю.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Зачем понадобилось посылать разведчиков?



КВ-2. Насколько сильна и обычна была разведка в древнем Израиле? Приведите примеры.



КВ-3. Можно ли считать, что у разведчиков был личный интерес не завоевывать Страну Ханаанскую?



КВ-4. Каков смысл оборота "земля пожирающая своих жителей?



КВ-5. Если народ не был способен на завоевание страны, то были ли виноваты разведчики, и почему?



КВ-6. Почему скитания в пустыне продолжались 40 лет?



КВ-7. Если народ не был способен на завоевание Страны,то правильно ли поступили Калев и Иеhошуа, убеждая их начать завоевание?
(Подсказка: сформулируйте, откуда мы знаем, что народ не был способен на захват Страны?)