МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa «Истории Торы от книги Исход до Второзакония»

Курс истории Торы от книги Исход-

Лекция 12. Бунты в пустыне

В этой лекции собрана серия рассказов Торы о бунтах, которые предпринимали евреи против Моше во время путешествия по пустыне.

Сначала это были бунты из-за еды.

1. Бунт в  Маре и Сине (Исход, 15:22-16:4)

2. Бунты по поводу воды. Масса и Мерива. (Исход, гл. 17)

3. Ропот в Тавейра. (Числа, 11:1-3)

4. Перепела и наказание за них  (Числа, 11)

Список контрольных вопросов

1. Бунт в  Маре и Сине (Исход, 15:22-16:4)

(22) И повел Моше Израиля от Ям Суфа, и они вышли в пустыню Шур; и шли они три дня по пустыне, и не находили воды. (23) И пришли в Мару, и не могли пить воду в Маре, ибо она горька, потому и наименовали его (место) Мара. (24) И возроптал народ на Моше, говоря: что нам пить? (25) И возопил он к Господу, и указал ему Господь дерево, и он бросил его в воду, и стала вода пресною. Там установил Он ему закон и правосудие, и там испытывал его. (26) И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и угодное пред очами Его делать будешь, и внимать будешь заповедям Его, и соблюдать все законы Его, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я Господь, целитель твой.

Итак, эти события происходят сразу после Исхода из Египта. Народу нечего пить, и он обращается к Моше; в результате Моше с помощью Всевышнего находит способ дать народу пресную воду. Урок всей этой истории содержится в стихе 15:26: " Если будешь слушаться Бога... то Он решит все твои проблемы" .

Сразу вслед за этим - второй ропот (16:1-4):

 (1) И двинулись из Эйлима, и пришла вся община сынов Израилевых в пустыню Син, что между Эйлимом и Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. (2) И возроптала вся община сынов Израилевых на Моше и Аарона в пустыне. (3) И сказали им сыны Израилевы: о, кто дал бы нам умереть от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у горшка с мясом, когда мы ели хлеб досыта! вот, вывели вы нас в пустыню эту, чтобы уморить все это собрание голодом.

(4) И сказал Господь Моше: вот, Я дождем дам вам хлеб с неба...

[далее рассказ о манне – хлебе с небес]

Разница с предыдущим рассказом - в двух пунктах. Во-первых, израильтяне не просто ропщут, что им нечего есть (пить), но вспоминают о сытой египетской жизни. Во-вторых, Всевышний здесь решает эту проблему чудесным образом: израильтянам ниспосылается манна – хлеб с небес. Про манну заметим следующее. Все знают расхожую фразу " Не хлебом единым жив человек" . Обычно, произнося ее, подразумевают, что человек должен жить не только ради удовлетворения " низменных" желаний, вроде поесть и выпить. Вообще-то слова эти из Торы, но вся цитата почти никогда не звучит полностью, даже в в случае ее расширения обычно звучит вторая часть фразы: " Не хлебом единым жив человек, а тем, что исходит из уст Господа, жив человек" . Между тем, полный отрывок (Втор. 8:2-3) звучит так:

2. Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; 3. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но тем, что исходит из уст Господа, живет человек

Смысл отрывка - урок, который в пустыне преподал Всевышний: Он посылает голод и еду (здесь - ту самую манну, о которой говорится в нашем отрывке из Исхода). Он может послать чудо, чтобы накормить голодного. Но все это обусловлено тем, что ты (народ) послушен слову Всевышнего. Надо обратить внимание на то, что в нашем отрывке (Исход 16) Всевышний как бы не замечает ропота по поводу возвращения в Египет. Он просто во второй раз решает проблему с едой, на этот раз - чудесным образом.

2. Бунты по поводу воды. Масса и Мерива. (Исход, гл. 17)

(1) И двинулась вся община сынов Израилевых из пустыни Син в странствия свои по слову Господню; и расположилась станом в Рефидиме, и не было воды для питья народу, (2) И ссорился народ с Моше, и говорили: дайте нам воды, чтобы пить нам. И сказал им Моше: что вы ссоритесь со мною? что искушаете Господа? (3) И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моше, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, чтобы уморить нас и детей наших, и скот наш жаждою? (4) И возопил Моше к Господу, сказав: что мне делать с народом этим? еще немного, и они побьют меня камнями. (5) И сказал Господь Моше: пройди перед народом и возьми с собою из старейшин Израильских, и посох твой, которым ты ударил по реке, возьми в руку твою, и пойди. (6) Вот, Я стану пред тобою там, на скале в Хорейве; и ты ударишь в скалу, и выйдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моше пред глазами старейшин Израильских.

Эта история, на первый взгляд, мало отличается от предыдущей истории про воду. Опять повторяется просьба о воде, опять повторяется воспоминание о сладкой жизни в Египте. Опять Всевышний дает Моше возможность напоить всех израильтян. Правда, в отличие от предыдущих случаев, здесь не говорится, что Всевышний может дать воды, если народ будет Ему послушен. Рассказ вроде бы просто обрывается на том, что Моше бьет посохом по скале - и льется вода.

Все это было бы так, если бы не следующий за ним рассказ об Амалеке:

(7) И нарек месту тому имя Масса и Мерива, из-за ссоры сынов Израилевых и потому что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?

(8) И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме.

Большинство комментаторов увязывают эти два рассказа причинным образом.

Мидраш: «Из-за того, что спрашивали " Есть ли Господь среди нас или нет" , пришел Амалек...»

Раши к стиху 17:8:

«Этот раздел следует непосредственно после стиха (содержащего вопрос: " Есть ли Господь в нашей среде?" , тем самым) говоря: Я всегда среди вас и готов (удовлетворить) все ваши потребности, а вы еще говорите: " Есть ли Господь в нашей среде, или нет?" Вашей жизнью (клянусь): Придет пес (Амалек) и укусит вас, и вы воззовете ко Мне и узнаете, где Я! Притча: Человек посадил себе на плечи сына и отправился в путь. Заметил сын вещь (на земле) и говорит: " Отец, возьми это и дай мне" . И (отец) дал ему. И так второй раз и третий. Шел навстречу им человек, спросил у него сын: " Не видел ли ты моего отца?" Сказал ему отец: " И ты не знаешь, где я?" Сбросил его с себя, и пришел пес и укусил его [Танхума].

Комментарий Раши (он цитирует мидраш Танхума) довольно интересен. Кроме простой составляющей комментария (Н. Лейбович):

«Сыны Израиля: неужели они, кого их Отец буквально нес на руках и раз за разом удовлетворял все их просьбы, должны были спрашивать: "Есть Господь в нашей среде"? И потому, что не хотели понять, насколько близок Всевышний, видя проявления Его милостей, были вынуждены понять это, понеся наказание»

В нем есть некая нетривиальность, а именно - форма наказания. Всевышний, согласно приведенному мидрашу, не посылает Амалека, чтобы он наказал народ Израиля. Ничего подобного. Вообще, общее правило работы с мидрашом состоит в понимании, что мидраши – это строго выверенные коротенькие произведения,  литературно-художественные средства которого подчинены задаче строго передать мысль автора. Мидраш вообще не отличается неточностью. Если автор мидраша выбирает некий образ для иллюстрирующей притчи, то именно эта, и никакая иная картина, по мысли автора, должным образом объясняет ситуацию. Еще раз внимательно прочтем притчу о сыне. Замечаем, что отец не науськивает на сына собаку, чтобы та покусала неблагодарного. Отец просто спускает сына с плеч, предоставляя ему идти по миру самому. И тут приходит собака, и кусает неблагодарного (или невежественного) сына. Авторы мидраша пытаются передать именно эту мысль: Всевышнему не обязательно наказывать, ниспосылая наказание Своей рукой. Можно просто предоставить событиям течь естественным порядком. Вот в нашем случае: идет большая толпа народу, нагруженная всяческим добром. Там есть слабые, которые отстают от каравана. Понятно, что вокруг них крутятся разбойники и всякая бандитская нечисть, которая хочет поживиться, и она, естественно, нападает на отставших, а не на основной караван. Опять чуть-чуть реалий: собаки в ту эпоху – это не домашние псы нашего времени. Это стаи собак, которые питаются отбросами и т.п. Людей эта стая полубродячих псов устраивает тем, что в случае приближения незнакомых, они поднимают лай. И вот теперь мы имеем точный образ из  мидраша: «Ах, вы не уверены, что среди вас Бог?! Тогда смотрите, что случится, если Бога среди вас не будет. Вот вокруг бегают разные псы, которых вы до сих пор, благодаря тому, что Бог несет вас, как " птенцов на крыле", даже не замечаете. Посмотрите, что будет, если Бог перестанет прикрывать вас от них».

Иными словами, данный мидраш попадает в серию мидрашей о " молчании Бога" – в них проводится идея, что Всевышнему не обязательно наказывать человека, достаточно просто предоставить его естественному ходу событий.

Довольно вероятно, что Тора, располагая два  рассказа друг за другом, именно это и подразумевает: наказание через " устранение Бога" . В 20-м веке эта мысль довольно часто звучит у различных еврейских философов, и образец ее можно найти в работе Берковича " Вера после Катастрофы" . Здесь может быть интересно, что в результате такого подхода, тот, кто совершает преступление, не освобождается от ответственности и не может сказать: " Я был орудием гнева Господня" . Ничего подобного: Всевышний тебя не посылал. Он снял защиту с защищаемых Им, но тебе никакого повеления убивать или наказывать их Создатель не давал. Ты сам выбрал, сам стал преступником.

Поэтому не исключено, что именно такой урок заключен в этом отрывке. Хотя, как мы уже говорили многократно, Тора не любит выводить мораль из описываемых ею событий, оставляя это читателю.

3. Ропот в Тавейра. (Числа, 11:1-3)

(1) И народ как бы роптал на [что-то] плохое в уши Господа.  И услышал Господь, и возгорелся гнев Его, и загорелся у них огонь Господень, и пожрал край стана. (2) И возопил народ к Моше; и помолился Моше Господу, и утих огонь. (3) И нарекли имя месту сему Тавейра, потому что возгорелся у них огонь Господень.

Загадочное описание. Такое описание в Талмуде называется " открыл пять, закрыл две пяди" . Кто роптал? На что роптали? С чего вдруг роптали? Даже если задать еще более простой вопрос: " Где роптали?" - мы не получим ответа. Потому что в описании списка стоянок пункт " Тавейра" вообще не упоминается. Есть единственное, на наш взгляд, простое решение всей этой загадки, предложенное комментатором Шмуэлем Давидом Луцатто, а именно, - обратить внимание на то, что изложено выше (гл. 10:33-36):

(33) И отправились они [народ Израиля] от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть им место отдыха. (34) И облако Господне было над ними днем при отправлении их из стана.

(35) И было, когда поднимался ковчег в путь, говорил Моше: восстань, Господи, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего. (36) А когда останавливался, он говорил: оборотись, Господи, к десяткам тысяч семей Израиля.

Чтобы понять этот отрывок, следует учесть техническое замечание: отрывок 10:35-36 в свитках Торы отмечен в начале и в конце перевернутыми буквами " нун" , то есть он как бы забран в скобки. Не случайно многие комментаторы, начиная с Талмуда, считают этот отрывок " отдельной книгой" . А потому, при чтении повествования, попробуем эти два стиха считать " замечанием в сторону" , и прочтем отрывок как бы без него. Мы получим следующее:

(10:33) И отправились они [народ Израиля] от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть им место отдыха. (10:34) И облако Господне было над ними днем при отправлении их из стана. (11:1) И народ как бы роптал на [что-то] плохое в уши Господа.  И услышал Господь, и возгорелся гнев Его, и загорелся у них огонь Господень, и пожрал край стана. (11:2) И возопил народ к Моше; и помолился Моше Господу, и утих огонь. (11:3) И нарекли имя месту сему Тавейра, потому что возгорелся у них огонь Господень.

При таком чтении кое-что проясняется. Получается, что в течение трех дней народ послушно шел за ковчегом, покрытый Облаком Славы, и при этом ворчал, что ему что-то во всей этой деятельности не нравится. Ничего конкретного – не случайно же в стихе 11:1 ставится " как бы роптал" . Бунт – не бунт, а так себе, бурчание. Все это - предисловие Торы к последующим рассказам о самих бунтах. О бунте, связанном с мясом, о неготовности войти в землю ханаанскую, о чем будет говориться позже. Это описание как бы показывает общее настроение.

4. Перепела и наказание за них  (Числа, 11)

При описании ропота в книге Исхода (глава 16) и последующем даровании мана, мы опустили одну деталь: кроме манны в  главе 16 появляется еще одна проблема с едой. Всевышний вначале обещает (16:8): «Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта».

И действительно в стихе 16:13, упоминается: «Вечером налетели перепела и покрыли стан».

Подробностей о перепелах в нашем рассказе нет, но все же ясно, что их ели. А вот еще одно описание бунта; на этот раз, с появлением перепелов (Числа, гл. 11):

(4) Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти; заплакали опять и сыны Израиля и сказали: кто накормит нас мясом? (5) Мы помним рыбу, которую мы в Египте ели даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок. (6) А ныне душа наша высохла, нет ничего, только ман пред глазами нашими.

(7) Ман же был похож на семя кориандровое, а вид его, как вид бдолаха (хрусталя). (8) Бродили люди и собирали, и мололи на жерновах или толкли в ступе, и варили в котле, и делали из него лепешки; и был вкус его как вкус (лепешки) на масле. (9) И при падении росы на стан ночью падал на него и ман.

(10) И услышал Моше, что народ плачет по семействам своим, каждый у входа шатра своего; и сильно возгорелся гнев Господень, и Моше было прискорбно... (13) Откуда у меня мясо, чтобы дать всему народу этому, когда плачут они предо мною, говоря: " дай нам мяса, и будем есть" ?

(16) И Господь сказал Моше... (18) Народу же этому скажи: приготовьтесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо, так как вы плакали в слух Господа, сказав: " кто накормит нас мясом? ведь хорошо нам (было) в Египте" , – и даст вам Господь мясо, и будете есть. (19) Не один день будете есть и не два дня, и не пять дней, и не десять дней, и не двадцать дней, (20) А в продолжение месяца, пока не выйдет оно из ноздрей ваших и не станет для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: " зачем же мы вышли из Египта?" . (21) И сказал Моше: шестьсот тысяч пеших – народ, среди которого я нахожусь, а Ты сказал: " Я дам им мяса, и они есть будут месяц времени" . (22) Если мелкий и крупный скот будет зарезан для них, будет ли этого им достаточно? Если бы все рыбы моря собраны были для них, будет ли этого им достаточно?

(23) И Господь сказал Моше: разве рука Господня коротка? Теперь увидишь, сбудется ли тебе слово Мое, или нет...

(31) И ветер поднялся по велению Господа, и занес перепелов с моря, и пригнал их к стану, на день пути туда и на день пути сюда вокруг стана, и почти на два локтя над землею. (32) И встал народ, и весь тот день и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; кто мало собирал, тот собрал десять омеров; и разложили они их для себя вокруг стана. (33) Мясо еще было в зубах их, еще не разжевалось, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ мором весьма сильным.

Понятно, что стихи 7-9, посвященные описанию манны, призваны показать, что вообще-то еда была. Но тем, кто шел, она надоела и им захотелось чего повкуснее или же попривычней. Тут, на фоне общего ворчания, появляется мысль о том, что в Египте было здорово (в смысле еды): там была рыба, чеснок, дыни и еще много чего ужасно вкусного. Правда, кажется, те, кто ворчат, забыли, что это вкусное было очень редко,  хорошо, если по праздникам. Но ведь было же. И вот это воспоминание о радостном детском празднике, когда папа принес один мандарин на всех, и пахло праздничной елкой, было радостно, вдруг окутывает всю египетскую жизнь, заслоняя рабство и рыдания.

Понятно, что Тора подводит нас к рассказу о разведчиках и преступлении, связанном с реакцией народа на разведку (мы о нем рассказывали в предыдущем уроке). Идет ненавязчивая подготовка к тому, что поколение вышедших из Египта, вышло оттуда только телесно, а душой оно все еще там. Исподволь нас подготавливают к приговору, что это поколение не войдет в Страну Обетованную, потому что оно полностью неспособно к этому. Что даже, если оно войдет в страну, " сочащуюся молоком и медом" , оно будет с тоской смотреть в сторону Египта, где были и рыба, и зелень, и всякие прочие яства. Здесь есть своя тонкость, на которую стоит обратить внимание. В нашем отрывке вкус манны упомянут как " лепешки в масле" . В отрывке книги Исход этот вкус описан как " лепешки с медом" . Если учесть, что по основным мнениям, в обороте " сочащаяся молоком и медом" под словом " молоко" часто подразумевается " растительное масло" , а мед, по нормам иврита, вообще не " пчелиный мед" , а фруктовый джем (он может быть и пчелиным, но на это указывает отдельное прилагательное), то понятно, что вот это презрение к вкусу манны, распространится на " молоко и мед" Страны Обетованной, и в результате Египет останется привлекательным, даже когда вышедшие из него поселятся в своей стране.

Далее следует диалог Моше со Всевышним, сводящийся к тому, что Моше утверждает: а) столько мяса нет; б) если сейчас зарезать весь скот, что будем есть потом? И (самое главное) - в) даже если им дать всю еду мира, все равно этот недовольный рот не заткнешь, потому что эти не столько хотят есть, сколько недовольны текущим положением дел. Еда же здесь не более, чем предлог.

Вот на все это Всевышний отвечает: «Накормлю. И приму во внимание, что дело не в еде, а в настроении».

Далее описывается, как ветер принес стаю, ясное дело, перелетных перепелов (перепел – единственный вид куриных, совершающий перелеты). И опустил их около стана Израильтян. Было тех перепелов очень много, к тому же они устали после перелета и были легкой добычей. И вот здесь следует наказание: (11:33) " Мясо еще было в зубах их, еще не разжевалось, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ мором весьма сильным" . В книге Псалмов это описано такими словами (106):

13. Быстро позабыли деяния Его, не дождались исполнения Его плана;

14. Начали вожделеть они [мяса] в пустыне, испытывать Бога в пустоши!

15. Дал Он им то, о чем просили, но отравой это оказалось для них.

Наверное, правильно будет сказать, что это наказание связано с тем самым желанием " жить, как в Египте" . Может быть, желание того самого " сброда" , и увлеченных им " сынов Израиля" (стих 11:4) состоит в том, что они хотели освободиться от египетского рабства, но не хотели выходить из Египта. То есть вершиной желания было стать господами в Египте, а совсем не свободными людьми где-то на периферии " культурного" мира, в какой-то там Земле Ханаанской. Может быть, основа жалоб лежит именно здесь. Вообще-то упомянутый в начале рассказа " сброд" следует понимать, как примкнувших к израильтянам египтян, или даже не совсем египтян, а каких-то жителей Египта, примкнувших к уходящим. Понятно, что среди этих людей могли быть и достойные, но мог быть именно и сброд, недовольный образом жизни, который они вели в Египте. В конце концов, наверное, самое естественное стремление раба - не к свободе, а к тому, чтобы стать господином. Манна – хлеб пустыни, собираемая ровно по предписанной норме, на господскую жизнь слабо тянет, то ли дело мясо, которое во время рабской жизни, видел в хозяйском горшке. А значит, те, кто погиб отравившись вожделенным мясом, погиб как полностью непригодный к дальнейшей жизни в Стране Израиля.

Еще три бунта, связанные с путешествием, скорее касаются руководства Моше, чем руководства Всевышнего, а потому мы выделим их в следующую лекцию.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Что означает оборот " Не хлебом единым" в Торе?



КВ-2. Была ли война с Амалеком наказанием Всевышнего за неверие?



КВ-3. На что жаловались израильтяне во время путешествия в из Египта?



КВ-4. Почему серия рассказов о бунтах предшествует рассказу о лазутчиках?