МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa «Истории Торы от книги Исход до Второзакония»

Лекция 7. Рассечение Чермного Моря и война с Амалеком.

1. Текст Торы: Фараон преследует израильтян

2. Что такое "море Суф"

3. Почему фараон погнался за израильтянами?

4. Рассечение моря – ярчайшее чудо в истории человечества

5. Сравнение рассказa о рассечении моря с pассказoм о "горькой воде"

6. Отличие чуда от "случайного совпадения" - получение указания на него

7. Нельзя писать книгу по истории без прямого свидетельства Свыше

8. О вмешательствах Всевышнего можно судить по Библейскому тексту

9. Война с Амалеком

Список контрольных вопросов

1. Текст Торы: Фараон преследует израильтян

(1) И сказал Господь Моше так: (2) Скажи сынам Израилевым, чтобы они возвратились и расположились станом пред Пи-Ахиротом, между Мигдолом и морем, пред Баал-Цефоном; напротив него расположитесь у моря. (3) И скажет Фараон о сынах Израилевых: они запутались в земле этой, заперла их пустыня. (4) А Я ожесточу сердце Фараона, и он погонится за ними, и прославлюсь Я чрез Фараон и чрез все войско его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали они так. (5) И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце Фараон и рабов его на народ, и они сказали: что это мы сделали, что отпустили Израиль от служения нам? (6) И запряг он колесницу свою, и народ свой взял с собою. (7) И взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ними. (8) И ожесточил Господь сердце Фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми; а сыны Израилевы уходили под рукою высокою.

2.Что такое "море Суф".

Вот несколько пояснений к этому отрывку:

пусть вернутся Неожиданно Всевышний передал через Моше приказ повернуть на юг (вместо того, чтобы продолжать двигаться в северном направлении). Народ начал продвигаться вдоль берега Суэцкого залива, который в те времена, вероятно, тянулся гораздо дальше на север, чем сегодня. Современное озеро Тимсах и соседние с ним Горькие озера в то время соединялись друг с другом.
   В настоящее время трудно точно определить путь, проделанный евреями после исхода из Египта. Однако те места, которые удается идентифицировать благодаря археологическим раскопкам, указывают на точность приведенного описания.
   Пи-hа-хирот  Навиль соотносит Пи-hахирот с Пи-Кирехет, который, как известно, находился на юго-западной оконечности озера Тимсах. Это был центр культа Осириса (ср. Бемидбар, 33:7).
   Бааль-Цфон  Место поклонения божеству, которого почитали в Кнаане. Это место было выбрано для служения идолу потому, что оно (по сравнению со всеми пограничными городами) находится на самом близком расстоянии от Кнаана, где, по представлению язычников, властвует это божество.

Здесь, наверное, время упомянуть, что море Суф, о котором идет речь, это не современное Красное море. Это явствует уже из того, что от дельты Нила, откуда вышли израильтяне, до Красного моря расстояние сильно превышает семь дней пешего пути. Кроме этого, наверное, полезно помнить, что в библейском иврите слово "ям" – море, - означает любое большое озеро. Например, морем называется Кинерет – Гиноссарское озеро. И самое известное из них,  Мертвое море,  также не является морем по современной географической терминологии.

Суэцкий канал на самом деле - это серия каналов, соединяющих Средиземное и Красное моря с рядом естественных соленых озер, лежащих между. Морем Суф (на иврите "тростник") является одно из озер на трассе Суэцкого канала.

3. Почему фараон погнался за израильтянами?

заблудились они Не знают, в каком направлении двигаться, чтобы уйти от египетских границ и найти себе пристанище.
   в стране этой Снова оказавшись на территории Египта.
   пустыня Речь идет об Аравийской пустыне, простирающейся между Нилом и Красным морем. На южной границе этой пустыни возвышается горный массив. Таким образом, по мнению фараона, народ оказался в безвыходном положении, будучи зажат между горами, преградившими путь с юга, и морем, не позволяющим продолжить путь, на западе.
  Я ожесточу сердце фараона За семь дней фараон смог оправиться от последнего страшного удара, обрушившегося на Египет, и забыть ту панику, которая царила во всем государстве. Испуг и растерянность отошли на второй план, сменившись огорчением из-за потери многих тысяч рабов. Фараону кажется, что разрешение покинуть страну, которое он дал в ночь наказания первенцев, было результатом минутного ослепления и неоправданного страха, и теперь он страстно желает исправить свою ошибку. Поэтому сообщение о том, что евреи находятся между Мигдолем и морем, будет воспринято им как знак судьбы, указывающий, что он должен без промедления обрушиться на врага, который сам себя загнал в ловушку.
   и погонится он за ними В ослеплении.
   и прославлюсь Я, наказав фараона Защитив праведных и уничтожив злодеев. Благодаря этому событию, как египтяне, так и все прочие народы мира узнают, что Всевышний следит за происходящим в мире, чтобы устанавливать справедливость.
   и сделали они так Евреи повернули назад по слову Всевышнего и расположились лагерем неподалеку от Пи-hахирота.
 Предыдущая глава рассказывает о событиях последней ночи пребывания еврейского народа в Египте. Отличительной чертой этой ночи были ужас и паника, охватившие египтян, и радость, наполнившая еврейские дома. И фараон, и все население страны торопили сынов Израиля как можно быстрее покинуть пределы Египта. Но как только евреи тронулись в путь и пересекли границу, фараон и его приближенные пожалели о том, что дали разрешение оставить Египет миллионам рабов. "Что же мы сделали? - сокрушались они. - Зачем?". Они начинают перебирать все возможные варианты, надеясь найти способ исправить совершенную ошибку. Выясняется, что у фараона осталось достаточно средств, чтобы за один день снарядить отборное войско, которое настигнет и уничтожит беглецов, или, наведя на них страх, пригонит обратно. Сыны Израиля, только что избавившиеся от ужасов рабства, вновь увидели египтян, безжалостно порабощавших их и издевавшихся над ними на протяжении столь длительного времени. Для евреев явилось полной неожиданностью, что те самые египтяне, которые несколько дней назад, испытывая страх, не смели причинить вреда ни одному из них, вновь преисполнились злобной силы и бросились в погоню.
 и обратился гнев... на народ Египтяне увидели, что цветущая область Гошен опустела, площадки, где рабы трудились над изготовлением кирпичей, заброшены, великие стройки Египта замерли. Все осознали, что потеря нескольких миллионов рабов - настоящая катастрофа, ибо без них Египет уже никогда не сможет быть мировой державой, что он обречен на прозябание и медленное угасание, которые повлекут за собой вассальную зависимость от более сильных соседей. Безысходность положения породила неукротимую ненависть по отношению к тем, в ком правитель и его подданные видели причину постигшего их несчастья.

Контрольные вопросы

КВ-1. Почему фараон погнался за израильтянами?

КВ-2.  Где расположено Чермное море?

4. Переход через море. Текст Торы.

(9) И погнались Египтяне за ними, и настигли их, расположившихся у моря, все кони с колесницами Фараон и всадники его, и войско его, у Пи-Ахирота, пред Баал-Цефоном, (10) И Фараон приблизился, и сыны Израилевы подняли глаза свои, и вот, Египтяне двигаются за ними: и весьма устрашились, и возопили сыны Израилевы к Господу. (11) И сказали Моше: разве недостаточно могил в Египте, что ты взял нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? (12) Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: "отстань от нас, и будем мы работать на Египтян?" Ибо лучше нам служить Египтянам, нежели умереть в пустыне. (13) И сказал Моше народу: не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он сделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки. (14) Господь будет воевать за вас, а вы молчите.

(15) И сказал Господь Моше: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтобы они двинулись. (16) А ты подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. (17) Я же, вот, ожесточу сердце Египтян, и они пойдут за ними, и прославлюсь Я чрез Фараона и чрез все войско его, чрез колесницы его и чрез всадников его. (18) И познают Египтяне, что Я Господь, когда прославлюсь чрез Фараон, чрез колесницы его и чрез всадников его. (19) И двинулся ангел Божий, шедший пред станом Израилевым, и пошел позади них; двинулся и столп облачный от лица их, и стал позади них; (20) И вошел он между станом Египетским и станом Израильским, и было облако и мрак, и осветил ночь, и не сблизились один с другим во всю ночь. (21) И простер Моше руку свою на море, и отводил Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. (22) И пошли сыны Израилевы внутри моря по суше: а воды (были) им стеною справа и слева от них. (23) И погнались Египтяне, и вошли за ними все кони Фараона, колесницы его и всадники его в средину моря. (24) И вот, в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египетский в столпе огненном и облачном, и привел в замешательство стан Египтян. (25) И отнял колеса с колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: убежим от Израильтян, потому что Господь воюет за них с Египтянами.

(26) И сказал Господь Моше: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. (27) И простер Моше руку свою на море, и возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей; а Египтяне бежали ему навстречу. И опрокинул Господь Египтян среди моря. (28) И возвратилась вода, и покрыла колесницы и всадников всего войска Фараона, вошедших за ними в море; не осталось из них ни одного. (29) А сыны Израилевы шли по суше среди моря, и воды (были) им стеною справа и слева от них. (30) И избавил Господь в день тот Израиля от руки Египтян; и увидел Израиль Египтян мертвыми на берегу моря. (31) И увидел Израиль силу великую, которую явил Господь над Египтянами, и благоговел народ пред Господом, и поверили в Господа и в Моше, раба его.

Проанализируем теперь основные моменты этого рассказа.

4. Рассечение моря – ярчайшее чудо в истории человечества.

Сцена, потрясающая воображение современного человека - это сцена рассечения моря в американском фильме "Десять Заповедей". Моисей поднимает рyкy с посоxом, и внезапно воды моря расстyпаются, как театральный занавес в начале спектакля, и сыны Израиля проxодят по морю, яко посyxy, а вода стоит стеной справа и слева от ниx. После этого фильма каждый считает, что он знает, как выглядело рассечение моря и, понятное дело, Библейский рассказ об этом событии можно и не читать. Впрочем, и без этого фильма все знают, что рассечение моря было ярчайшим чyдом в истории человечества.

В первую очередь выясняется, что море расступилось не сразу после того, как Моисей простер над ним свой посох. Библейское описание выглядит так: "Моисей простер рyкy свою над морем, и Всевышний отгонял воды моря сильным восточным ветром всю ночь, и расстyпились воды моря". Великое чyдо, оказывается, свершилось не столь стремительно, как это было показано в кино. Оно никого не застигло врасплоx. Более того, Тора раскрывает нам меxанизм произошедшего чyда - сильный ветер дyл почти всю ночь, и воды моря отстyпили под действием ветра.

Чудо имеет научное объяснение. Понятно, что чудо, являясь, по самому определению слова, нарушением законов природы, не может быть нормальным объектом для науки. Но Тора, описав природный механизм рассечения моря, сама открыла здесь двери научному исследованию. В прошлом веке эта работа уже была проделана. Выяснилось, что в озерах, через которые в наше время проходит Суэцкий канал, при сильном юго-восточном ветре уровень воды опускается на два метра. Явление до некоторой степени сходное с наводнениями в Петербурге, только там ветер мешает воде вытекать в море и уровень воды в реке повышается, а здесь ветер отгоняет воду, и уровень, наоборот, понижается. Тем самым, расступившиеся воды моря в описанном районе - вполне наблюдаемое явление.

Всевышний организовал нужным образом природные явления

Если чудо имеет достаточно ясное научное объяснение, то почему же оно называется чудом? Ответ Торы достаточно понятен - слишком уж вовремя все это произошло! Сынам Израиля надо было спастись от врагов и Всевышний организовал события и природные явления так, что евреи спаслись.

Контрольный вопрос

КВ-3.  Что такое чудо, и как оно проиcxодит (на примере рассечения моря)?

5. Сравнение рассказa о рассечении моря с pассказoм о "горькой воде"

В этом смысле очень полезно сравнить историю рассечения моря с другим рассказом нашего же недельного раздела - рассказом о горькой воде. После трех дней пути по пустыне израильтяне подошли к Маре и к своему ужасу обнаружили, что вода в колодцах не годится для питья. Народ обступил Моисея, обвиняя его в том, что тот привел их сюда на погибель. В ответ на это "Господь научил Моисея и показал ему дерево. И бросил Моисей дерево в колодец и стала вода пресной"(Исход 15:25) . Комментаторы этого отрывка не смогли придти к единому мнению по вопросу, является ли произошедшее чудом. Некоторые утверждают, что это рассказ о чудесах, а другие говорят, что в этой истории чудом является только урок природоведения, преподанный Всевышним Моисею, а само упомянутое здесь дерево - это вполне принятый способ устранения горечи воды. В этом случае рассказ о горькой воде полностью соответствует рассказу о рассечении моря - море отступило, как всегда отступает, когда дует сильный восточный ветер, а вода перестала быть горькой, потому что древесина некоего дерева обладает свойством уничтожать горечь воды в колодцах. Море отступило вовремя, и если бы не это, то сыны Израиля погибли бы от руки египетских войск. Вода стала питьевой ровно в тот момент, когда у израильтян кончились ее запасы питьевой воды, и если бы не это, то народ бы погиб от жажды. Вмешательство Всевышнего в истории с рассечением моря состояло в том, что Он поднял сильный восточный ветер, а в истории с водой в том, что он преподал урок Моисею.

6.Отличие чуда от "случайного совпадения" - получение указания на него

Из всего сказанного следует, что чудеса могут происходить каждодневно, но для того, чтобы понять, что произошло именно чудо, а не случайное совпадение событий, некто должен нам об этом рассказать. В истории с горькой водой - непосредственно текст Торы утверждает, что Моисей узнал о способе опреснения от Бога. Если же попробовать себе представить, что видели присутствующие при этом событии, то картина будет выглядеть так: народ подошел к Моисею и устроил скандал по поводу отсутствия питьевой воды; Моисей подошел к дереву, отломил от него ветку и бросил в колодец; вода стала пресной. Присутствующие так и не поняли, сделал ли это Моисей, благодаря своим знаниям, приобретенным за долгие годы жизни в пустыне, или он узнал об этом от Бога чудесным образом. Если бы не свидетельство Торы: "И научил Бог Моисея..." мы бы тоже об этом не узнали. Мы знаем, что ветер, рассекший море, подул не случайно, из утверждения самой Торы. Свидетели этого события догадались об этом потому, что Сам Бог послал своего ангела (в виде столпа огненного и столпа дымного), чтобы он прикрыл лагерь израильтян от взоров египетской армии для того, чтобы выиграть время, необходимое для рассечения моря. Если бы не все это, можно было бы говорить о ряде удачных совпадений.

7.Нельзя писать книгу по истории без прямого свидетельства Свыше

В начале этого века известного раввина Хатам Софера спросили: "почему религиозные евреи не изучают историю?" - в те времена еврейских религиозных книг по истории практически не существовало. На это Хатам Софер ответил: "Чтобы писать книгу по истории, надо быть пророком". Мысль, заключенная в этих словах, достаточна проста: мы знаем, что произошли те или иные события. Мы часто знаем, что вызвало эти события, но без прямого свидетельства Свыше, мы не можем судить в какой мере эти события были случайны. Если так, то хотелось бы узнать, сколько событий в мире произошли не случайно, а благодаря прямому божественному вмешательству, когда Всевышний не нашел нужным посвятить кого бы то ни было в то, что Он Сам решил несколько изменить течение событий. Например, очень часто указывают на то, что открытие Америки Колумбом произошло в том же году, когда евреев изгнали из Испании, намекая, что это совпадение было совсем не случайным. Понятно, что прямо заявить такое мало кто решается, но расставить намеки на подобную возможность никто не запретит. Не менее удачный пример подозрительной истории, - это события при голосовании в ООН по вопросу о разделе Палестины. Здесь мы можем объяснить причины голосования каждого из депутатов ООН, можем объяснить присутствие и отсутствие депутатов. Но, кажется, совпадений в этой истории немного больше, чем могло бы быть. Наверное, было бы приятно с уверенностью сказать, что голосование шло по сценарию Всевышнего, но у нас нет пророка, который смог бы засвидетельствовать это, и нам остается только спорить о том, случайность это или преднамеренность. Ясно, что любой нормальный историк, независимо от того религиозный он человек или нет, никогда не напишет и не заявит, что исследование голосования в ООН подлежит ведению религии по причине чудесности событий. Но религиозный исследователь чувствует здесь возможность узреть "стези Всевышнего".

8. О вмешательствах Всевышнего можно судить по Библейскому тексту

Наверное, именно по этой причине в конце книги Второзаконие (32:7) сказано: "Вспомни дни прошлые, вдумайся в года поколений", то есть о вмешательствах Всевышнего в дела прошлые мы можем судить по библейскому тексту, там все сказано открыто. Но то, что произошло в остальных поколениях остается скрытым, и где случайность, где нет - точно мы сказать не можем. Нам остается только размышлять о событиях тех дней минувших, которые следовали за библейским периодом, основываясь на обрывках дошедших до нас сведений и довольствуясь лишь суррогатом истины - своими догадками...

Контрольные вопросы

КВ-4. Насколько сцена "рассечение моря" в американском фильме "10 заповедей" соответствует рассказу Торы?

КВ-5. В мидрашах всячески подчеркивается "чудесность" перехода моря Суф. Например, рассказывается, что всякий желающий съесть какую либо еду, например виноград или финики, мог сунуть руку в стену воды и вытащить оттуда желаемое. Как вы думаете, что призваны выразить эти мидраши?

9. Война с Амалеком

В рамках еврейского курса Танаха совершенно невозможно пройти мимо эпизода войны с Амалеком, хотя в Торе он занимает небольшое место, но все же, этот эпизод оказывается очень важным для мировосприятия еврейского народа на протяжении всей истории. Сам рассказ выглядит так:

(8) И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме. (9) И сказал Моше Йеhошуа: выбери нам мужей и поди, сразись с Амалеком; завтра я стоять буду на вершине холма с посохом Божиим в руке моей. (10) И сделал Йеhошуа, как сказал ему Моше о сражении с Амалеком; а Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма. (11) И было, как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. (12) Но руки Моше отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. (13) И низложил Йеhошуа Амалека и народ его острием меча.

(14) И сказал Господь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йеhошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба. (15) И построил Моше жертвенник, и нарек ему имя "Господь – Нисси" (Господь – чудо мое). (16) И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род.

Почему этот эпизод столь важен? Да потому, что в книге Второзакония он упомянут со следующим указанием:

"Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Бога. И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь" (Дварим 25:17-19).

Иными словами, получается, что заповедано помнить о войне с Амалеком во всех поколениях. Более того, в книге "Хинух", в которой перечислены заповеди Торы по порядку их изложения, указаны три заповеди (603-605), связанные с этой войной:

Стоит впрочем, упомянуть, что принято считать, что в наше время потомков Амалека не существует, а потому никого убивать не приходится. И все же Амалек был и остается в еврейском сознании символом "животного, практического антисемитизма", то есть эти словом обозначают тех, кто пытается уничтожить еврейский народ только по причине того, что он еврейский. Обычно это излагается приблизительно так.

«Амалек (кстати, амалекитяне - родственники евреев, и происходят они от Эсава, брата праотца нашего Яакова) - это по-своему удивительный народ: основной целью его существования является истребление евреев. Ненависть Амалека к Израилю постоянна и бескомпромиссна, она не утихает ни на миг, и ни подкуп, ни страх не способны ослабить ее. Важное отличие Амалека от наших прочих врагов в том, что последние заботятся прежде всего о своей собственной выгоде; и потому, когда они видят, что война с евреями развивается не в их пользу, они прекращают ее. Но не таковы амалекитяне: даже видя, что продолжение войны губительно для них, они все равно не останавливаются, ибо воюют не ради "выгоды", а только ради уничтожения евреев».

Тора подчеркивает "неестественность" всего хода этой войны, ее как бы мистический характер - кажется, что руки Моисея влияют на нее больше, чем сила и военное умение сражающихся. Но еврейская устная традиция, записанная в Талмуде, дает как будто более "рационалистическое" объяснение этого: "Разве руки Моисея выигрывали войну или проигрывали войну?! - Но в тот момент, когда Моисей поднимал руки, - евреи обращали свои глаза к небу и сердца к Всевышнему, и поэтому они побеждали; а когда Моисей опускал руки, - евреи обращали свои глаза вниз и потому проигрывали".

Этот комментарий крайне распространен - вот, например, как это место комментируется Сончино:

«Амалекитяне - небольшое племя, обитавшее в пустынных районах Кнаана. Амалекитяне оказались способными совершить переход, который под силу только кочевникам.

и пришел Амалек Появление Амалека было наказанием евреям за то, что они пытались испытывать Всевышнего. Это нападение стало уроком для всех поколений еврейского народа: как только задается вопрос "Есть ли Всевышний среди нас?", появляется враг, подобный Амалеку. Народ, оставшийся без защиты Всевышнего, понимает, что до этого момента Творец всегда был с ним, помогая, оберегая и защищая его.

и стал воевать с Израилем В Дварим (25:18) рассказывается, что амалекитяне убили тех, кто находились на краю стана, - уставших и измученных дорогой.

Йеhошуа Изначально его имя было hошеа (Бемидбар, 13:8). В этом месте Торы мы впервые встречаемся с тем, кто станет преемником Моше, знатоком Торы, руководителем народа и бесстрашным воином. Его имя было изменено на Йеhошуа гораздо позже, однако Тора часто приводит имена людей и названия мест в соответствии с тем, как они известны последующим поколениям.

завтра  Когда начнется сражение.

с посохом Всесильного Бога Для всех должно быть очевидно, что победа одержана только благодаря помощи Всевышнего. Как всегда, посох является знаком и напоминанием о том, что происходящее выходит за рамки обычных явлений, что это - чудо, совершаемое Всевышним для спасения Своего народа.

Хур Сын Мирьям и Калева (Талмуд).

как поднимет Моше руку свою Талмуд отмечает: "Разве то, что Моше поднимал руки, могло принести победу? И разве, опустив руки, он мог привести к поражению? Тора хотела сообщить, что когда евреи обращают свои взгляды ко Всевышнему и просят у Него помощи, они одерживают победу. Если же они не делают этого, они терпят поражение". Некоторые комментаторы объясняют, что руки Моше были похожи на знамя. И так же, как воины, видя знамя, преисполняются храбрости и отваги, евреи, увидев поднятые руки Моше, обретали силы. Поэтому само место, где проходило сражение, было названо Ад-най ниси, т. е. "Бог - мое знамя" (Шмот, 17:15).

и отяжелели Моше и народ взаимосвязаны. Как поднятые руки Моше поддерживают веру народа, так вера народа укрепляет руки Моше. Ослабление веры приводит к тому, что ему тяжело держать руки поднятыми.

и взяли они Аhарон и Хур.

камень Талмуд спрашивает: "Разве они не могли дать ему сиденье или подложить подушку? Но Моше сказал: "Поскольку евреи в беде, я буду переносить трудности так же, как они. Тот, кто переносит трудности вместе с народом Израиля, дождется часа утешения и радости".

Аhарон и Хур поддерживали руки его. Аhарон и Хур - два человека, беспредельная любовь которых к народу Израиля проявилась впоследствии. Каждый из них по-своему пожертвовал собой, чтобы отвести от народа наказание за грех золотого тельца. То, что они находятся рядом с Моше в этот тяжелый момент, когда Всевышний послал наказание Своему народу, указывает на то, что они всегда были готовы защищать народ пред Всевышним, обращаясь к Нему с молитвой, полной любви к народу.

тверды  (на иврите - "эмуна") У этого слова есть два значения: "твердость" и "вера".

до захода солнца Из того, что сражение продолжалось целый день, можно заключить, что несмотря на немногочисленность амалекитян, их нападение носило характер не стремительного налета и столь же стремительного отступления, а превратилось в настоящую битву, когда две армии, построенные в определенном боевом порядке, противостоят одна другой.

и ослабил Йеhошуа не уничтожил всех амалекитян. Впоследствии они не раз выступали в качестве непримиримых врагов еврейского народа.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему фараон погнался за израильтянами?



КВ-2. Где расположено Чермное море?



КВ-3. Что такое чудо, и как оно проиcxодит (на примере рассечения моря)?



КВ-4. Насколько сцена "рассечение моря" в американском фильме "10 заповедей" соответствует рассказу Торы?



КВ-5. В мидрашах всячески подчеркивается "чудесность" перехода моря Суф. Например, рассказывается, что всякий желающий съесть какую либо еду, например виноград или финики, мог сунуть руку в стену воды и вытащить оттуда желаемое.
Как вы думаете, что призваны выразить эти мидраши?



КВ-6. Существует обычай (правда не повсеместный), что всякий раз, когда при чтении свитка Эстер в Пурим упоминается потомок Амалека Аман, все присутствующие начинают кричать и трещать в трещотки. Чем вы можете объяснить этот обычай?



КВ-7. Попробуйте объяснить, почему Амалек напал на Израильтян при исходе из Египта, по прямому смыслу текста Торы.



КВ 8. Сравните "чудесность" перехода через Море и "чудесность"  войны с Амалеком. В чем эти "чудесности" подобны одна другой, а в чем они различаются?