МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курса "Мудрецы Талмуда"

Лекция 2. Вызывание Дождя: Хони hа-Меагель и его потомки

1. Агаде о Хони hа-Меагеле и вопросы к ней
2. Дождь и пророк Элияhу
3. Проблемы, стоящие перед народом во времена Второго Храма
4. Нравственные уроки мидрашей о вызывании дождя
5. Хони hа-Меагель и особенности эпохи Второго Храма
Список контрольных вопросов

1. Агада о Хони hа-Меагеле и вопросы к ней

Хони hа-Меагель жил повидимому в конце эпохи второго храма. Точные годы его жизни нам не известны. В Талмуде и мидрашах очень мало рассказываетя про Хони hа-Меагеля, но две истории о нем широко известны. У Иосифа бен Матитьяhу (Иосиф Флавий) в "Иудейских войнах" есть персонаж, который, с некоторой долей вероятноти, можно отождествить с Хони hа-Меагелем. В таком случае Хони жил во время войны Гиркана и Аристобула - т.е. приблизительно 60-70 гг. до н.э.

В нашей лекции нас будет меньше (чем в других лекциях этого курса) интересовать личность самого Хони hа-Меагеля, но больше общие вопросы, как то: смысл молитвы, диалог Бога и народа, смена исторических эпох.

Известная агада в трактате Таанит (23а) рассказывает:

Однажды, когда приближался конец месяца Адар и не было дождя, стали просить Хони hа-Меагела:
— Помолись о дожде.
Начал он молиться, но дождь не шел. Тогда он очертил круг и, стоя в середине, воззвал:
— Творец вселенной! Дети Твои обратились ко мне, как к возлюбленному Твоему сыну, — и вот поклялся я, что не сойду с этого места прежде чем Ты не смилуешься над детьми Своими.
Стало слегка накрапывать.
— Учитель! Опора жизни нашей! — сказали Хони ученики, — сдается нам, что только для освобождения тебя от клятвы дождь едва-едва накрапывать начал.
— Не о том просил я, — возобновил молитву свою Хони, — о проливном дожде я прошу.
Разразился ливень.
— Учитель! Опора жизни нашей! — сказали ученики, —ливень весь мир грозит разрушить.
И воззвал Хони к Всевышнему
— Не о том просил я Молю Тебя дождя благословенного и благодатного пошли нам, Господи!
Пошел дождь умеренный, но шел так долго, что вынужден был народ подняться на Храмовую Гору. Умоляли Хони:
— Учитель! Ты молился о дожде, помолись, чтобы дождь наконец прекратился.
— Установлено запрещение, — сказал Хони, —творить молитву против излишнего обилия дара Божьего. Тем не менее, приведите вола для благодарственного жертвоприношения.
Привели вола. Возложил Хони руки на него и воззвал к Господу
— Владыка вселенной! Народ Твой Израиль, из Египта выведенный Тобою, не в силах устоять ни против изобилия добра, ни против непосильных испытаний, — ни против Твоего гнева, ни против безграничной благости Твоей. Да будет же воля Твоя, чтобы прекратился дождь и наступила ясная погода.
И сразу подул ветер, развеялись тучи, засияло солнце, и пошел народ грибы собирать. По этому поводу патриарх р. Шимон бен-Шетах велел от его имени сказать Хони:
— Не будь ты Хони hа-Меагел. я подверг бы тебя строжайшему наказанию. Но что поделаешь с тобою, если ты перед самим Господом нежишься, как избалованное дитя перед отцом, исполняющим все прихоти его:
— Поведи меня, отец в теплой воде купаться.
Отец ведет его
— Поведи меня купаться в холодной воде»
Ведет его
— Дай мне орехов, миндалю, персиков, гранатовых яблок
Дает ему
Так и ты И о тебе это сказано "Отец твой возрадуется, и возликует родившая тебя".

(перевод Бялика и Равницкого)

Необходимо разъяснить в отношениие этой агады, что она приводится в трактате Таанит после слов барайты в которой от имени мудрецов утверждается, что пост можно объвлять по поводу любого бедствия, кроме избытка дождей. Возможно агада о Хони приведена здесь лишь из-за того, что слова Хони hа-Меагеля подтверждают мнение барайты. А возможно наоборот, подтверждением барайте служит укор, который получил Хони от р. Шимона бен-Шетаха. В оригинале агады (выпущено в переводе Бялика и Равницкого) р. Шимон бен-Шетах упрекает Хони в богохульстве, так как "ключи дождя" (право управлять дождем) не вручались никому кроме пророка Элияhу. Из этого все равно не ясна суть упрека — упрекает ли он Хони за то что взял на себя смелось остановить дождь, или же за недопуостимые приемы в молитве.

Эта агада порождает очень много вопросов.

Первый, и возможно самый сложный вопрос, относится к общему представлению о молитве. Почему, вообще, считается, что молитва может помочь? Если у Бога есть Свой план развития мира, есть общий закон справедливости, в соответствии с котором устанавливаются мера награды и наказания, — то с какой стати Он будет отвечать на наши просьбы? И не получится ли, что мы необоснованно приписываем себе способность "влиять на Бога"?

На этот вопрос есть много ответов (что, вообще, характерно для серьезных вопросов, — и означает, что одного, окончательного, простого ответа нет). Одним из ответов является, что молитва может помочь только тогда, когда она производит реальное действие в этом мире, например, кардинально меняет что-то в самом человеке, исправляет его, дает ему способность по-новому переосмыслить свою жизнь. Для изменившегося человека меняются и Божественные планы.

Прочтите отрывок из лекции З. Дашевского

Душа каждого человека спускается в этот мир для исполнения некоторой задачи. И любые вещи, обстоятельства, ситуации, проблемы, которые к нам попадают, являются ни чем иным, как инструментом для исполнения твоей задачи. Нам не сообщают в явном виде, в чем состоит эта задача, но из того, какие инструменты мне подбрасывает Высшее управление, я могу составить представление о характере этой задачи. Если мне свалится канат, я, наверное, должен понимать, что меня должно тянуть к корабельному делу. Если это вилы и грабли, то у меня другое предназначение. Но не все инструменты так ясны. Человек может всю жизнь не очень догадаться, в чем его задача, но главное, что касается вот этого затронутого вопроса, следующее: если я думаю, что моя задача такая, — то и вижу, что инструменты плоховаты, то я могу обращаться с заявлениями в Высшее ведомство и просить об улучшении условий труда, о повышении заработной платы, об повышении класса инструментов.

Каждому разрешено обращаться с просьбой. И очень утешительная информация о том, что эти просьбы могут помочь. Т.е. если я стараюсь и хорошо исполняю свою должность и прошу для улучшения моей работы изменить то, что является инструментом, — то Высшей инстанцией это может быть сделано. Но если это сама задача, и я хочу изменить ее, — то проси не проси — ничего не будет.

Контрольные Вопросы

КВ-1. Какой ответ дает З.Дашевский на вопрос, почему молитва может помочь?

КВ-2. Попробуйте привести другие ответы на вопрос, почему молитва помогает. Можете воспользоваться статьей р.Соловейчика Молитва как диалог, Лекциями З.Дашевского к книге Шмуэль и книге Мелахим - л.5 и л.16 (ответы на вопросы) и Предисловием к сидуру "Врата молитвы".

Конкретно вопрос по поводу молитвы о дожде: дождь, как это следует из известного отрывка Торы , который сама Тора заповедует нам читать два раза в день (заповедь чтения Шма - второй отрывок Второзаконие 11:13-29), является важным знаком в диалоге Бога со всем еврейским народом. (другие переводы отрывка см. Второзаконие 11:13-29)

И будет: если вы будете послушны повелениям, которые Я даю вам сегодня: любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, - то дам Я дожди земле вашей в срок, от начала и до конца зимы, и соберешь ты свой хлеб, и вино, и оливковое масло; и дам траву для скота на луга твои; и будешь ты есть досыта. Однако, берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим богам и поклоняться им. Ибо тогда разгневается на вас Господь и замкнет небеса; и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды; и исчезнете вы вскоре с той благодатной земли, которую Господь дает вам. Примите эти слова Мои всем сердцем вашим и всей душой вашей, и в знак повяжите их на руку вашу, и будут они украшением над глазами вашими. И научите им сыновей ваших; чтобы произносили их сидя дома и находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на косяках дверей дома своего и ворот своих. Чтобы дни ваши и дни сыновей ваших умножились - на земле, которую Господь клятвенно обещал отцам вашим, - как дни существования небес над землею.

Следует заметить, что когда в Торе Бог обращается к евреям "вы" - имеется в виду обращение ко всему народу, а когда "ты", то это обращение к каждому человеку индивидуально.

Поэтому отсутствие дождя означает, что Бог гневается на еврейский народ, и дождь должен пойти только тогда, когда народ исправиться. Молитва же Хони hа-Меагеля, в результате которой идет дождь, противоречит этому правилу, записанному в Торе.

2. Дождь и пророк Элияhу

Рассмотрим другую историю, известную нам из книги Царей, когда дождь перестает идти по слову пророка Элияhу.

Цари 2, 16:33 И устроил Ахав [культ поклонения] Ашэйре, и Ахав делал то, что гневило Господа, Бога Израилева, больше, чем все цари Израилевы, которые были до него. В его дни Хиэйл из Бэйт-Эля [принявший проклятие], отстроил Иерихон: Авирамом, первенцем своим, он заложил основание его, и Сегувом, младшим сыном своим, поставил он ворота его, по слову Господа, которое Он изрек через Йеhошуа, сына Нуна.

17:1 И сказал Ахаву Элияhу Тишби из жителей Гилада: как жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою [т.е. я клянусь], что не будет в эти годы ни росы, ни дождя; разве лишь по слову моему.

В лекции Зеева Дашевского по книге Мелахим разбирается мидраш:

Мидраш фигурирует в нескольких вариантах - в Иерусалимском Талмуде, в Вавилонском Талмуде и в других сборниках мидрашей. В Иерусалимском Талмуде сказано по поводу нашего стиха так. Говорится: какая связь между этим (клятвой Элияhу) и строительством Йерихо? Мы помним, что предыдущая глава кончилась на том, что Хиэл построил Йерихо в дни Ахава. Какая же связь между тем, что Хиэл построил Йерихо, и тем, что Элияhу пришел к Ахаву? Можно было бы считать, что здесь и нет никакой связи. Но мидраш считает, что дело было так, что сказал Всевышний Элияhу: "Этот Хиэл - он большой человек, иди и навести его, — потому что есть обязанность навестить человека, который в трауре (из-за того, что он похоронил своего младшего сына). Иди и утешай его!" Элияhу ответил Всевышнему: "Не пойду, потому что они начнут говорить слова, которые будут вызывать Твой гнев, и я этого не смогу вынести". И сказал ему Всевышний: "Если они будут говорить слова, которые будут вызывать Мой гнев, то все, что ты постановишь, Я выполню". И пошел Элияhу и застал их за обсуждением следующего стиха из книги Йеhошуа: "И поклялся Йеhошуа в тот час таким образом: "Проклят тот перед Всевышним, кто поднимется и построит этот город, кто построит Йерихо. На первенце своем он будет основывать его, и на младшем своем сыне укрепит ворота." И на самом деле именно так и произошло. Услышав обсуждение этого стиха, сказал Элияhу: "Благословен Бог Справедливый, который исполняет слова праведников". И присутствовал там Ахав, который явился утешать Хиэля (из чего следует, что Хиэл был настолько не рядовой человек, что царь пришел его утешать). И сказал им Ахав: "Но кто более велик Моше или Йеhошуа?" И когда ему ответили, что Моше, он сказал: "В Торе Моше записано в книге Дварим: "Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и вы не сбились в сторону, и не стали служить богам других, и не поклонились им", а после этого написано: "И разгорится гнев Всевышнего на вас, и Он запрет Небо, и не будет дождя" (это - вторая часть "Шма"). Идя дальше Ахав говорит: "А я не оставил ни одного идолопоклонского культа на свете, которому бы я не служил. И однако, все блага, которые есть на свете, приходят в мои дни". Т.е. его логика такая: что, вот, он всем идолам поклоняется, но существует в полном изобилии, что означает, по его мнению, что слова Моше не исполняются, а раз так, то слова Йеhошуа тем более не будут исполняться. И сказал ему Элияhу: "Если так, то клянусь Всевышним, что не будет дождя в эти годы иначе, как по моему слову". Таким образом, мидраш объясняет, какая связь, почему такой резкий переход, почему вдруг Элияhу так клянется.

(По поводу постороения Йерихо см. в лекции Дашевского)

Контрольный вопрос

КВ-3. Объясните, в соответствии с мидрашом, какова точка зрения царя Ахава на Божественное управление миром?

Проблема, которая разбирается в этом мидраше очень близка нашей проблеме. Во-первых, почему, если существует такой общий закон природы, как диалог народа с Богом при посредстве дождя, — дождь продолжает идти несмотря на плохое поведение евреев? И если, с другой стороны, все-же существуют какие-то веские основания к тому, чтобы дождь продолжал идти, — то как же пророк Элияhу может закрыть небеса и отменить дождь?

Зеев Дашевский в лекциях по книге "Мелахим" л. 42 приводит два объяснеиния:

Мальбим пытается ответить на вопрос, почему же раньше Бог не наказывал евреев, и он говорит, что есть два разных уровня Божественного управления. Есть Чудесное управление и есть Природное управление. Так вот, прямое наказание за грех происходит на чудесном уровне управления, если же вы переведены на природное управление, то там нет такой прямой связи, потому что природа как бы сама по себе. Поэтому, если человек занимается идолопоклонством, то уровень управления понижается, и природа становится не чувствительна к нравственности человеческого поведения. ..

Другое объснение состоит в том, что Бог очень долго терпел. На вопрос о том, почему Он терпел так долго, можно ответить, что это потому что до того времени был лишь непорядок в формах служения, а теперь они перешли некоторую черту и стали поклоняться идолам, а это уже прямое нарушение, которое требует прямого наказания. Почему требуется новая клятва пророка, вместо того, чтобы просто ввести в действие то, что сказано в Торе (Тора ведь уже предупредила, что если будете так делать и поклоняться чужим богам, то закрою Небо, и не будет дождя)? Можно думать, что это требуется так же, как любому хорошему оркестру требуется дирижер. Мидраш объясняет так, что если бы вдруг, без всякого предупреждения пророка, началась бы засуха, то из года в год царь говорил бы, что это случайность, какие-то неблагоприятные факторы и обстоятельства, то есть - естественные условия.

Вообще вопрос о награде и наказании это один из сложнейших вопросов, о которых постоянно размышляет человек. Почему в реальной жизни мы не всегда видим, что праведник получает награду, а злодей наказан. Религиозные люди могут видеть в этом факте противоречие словам Торы, а и нерелигиозным просто трудно примириться с таким устройством мира. Конечно существует множество ответов на этот вопрос, что означает, как было выше отмечено, что одного простого ответа нет.

Контрольный вопрос

КВ-4. Приведите Ваши соображения по вопросу о том, почему мы не всегда видим проявление Божественного управления.

Наше объяснение опирается на объснение Мальбима. Почему сложились такие обстоятельства, что народ переведен на другой уровень управления? Повидимому это случилось после того, как мера их грехов превысила определенный уровень. Когда не существует никакой реальной возможности для народа (или для человека) раскаяться и вернуться к Богу, отпадает всякая нужда в диалоге.

Принцип награды и наказания, сформулированный в Торе отражает способ Божественного управления миром. Но наказание грешника или воздаяние праведнику не является самоцелью. Бог ставит перед человечеством и перед каждым отдельным человеком сложные задачи. Решая их мы способствуем продвижению мира к Избавлению.

Теоретически ни перед кем не закрыты вороты раскаяния. Самый большой грешник может раскаятся и вернуться на путь праведности. Но, практически, такая возможность не всегда существует. Бог провидел, что у Израильского царства нет дороги к раскаянию. И поэтому он прекратил диалог с ним. Бог отвернулся от народа, поскольку не было уже надежды на то, что народ исправится.

С этой точки зрения пророк Элияhу предпринял последнее усилие. Он не хотел верить,что нет надежды и просил Бога вернуть "управление чуда". Как показали дальнейшие события, ни продолжительная засуха, ни чудеса на горе Кармель не оказали решающего влияния на состояние народа. Израильское царство так и не смогло покончить с идолопоклонством. (см. hафтару главы Тиса МЛАХИМ I, 18 и hафтару главы Бемидбар. МЛАХИМ I, 18:46-19:21)

3. Проблемы, стоящие перед народом во времена Второго Храма

Хони hа-Меагель живет во времена Второго Храма. В это время уже не было поклонения идолам. Весь народ служил единому Богу. В случае отсутствия дождей все знали, Кого надо просить. Почему же дождь не идет, в чем грех народа?

Еще во времена Первого Храма пророки обличали лицимерие с которым люди совмещали служение Богу, жертвоприношения — с плохим отношением к людям. Еще пророк Ишаяhу (Исайя) открывает свою книгу не с обличения идолопоклонства, а с обличения грехов, что между человеком и человеком. Йешаяhу, 1:1-27

/10/ СЛУШАЙТЕ СЛОВО БОГА, ПРАВИТЕЛИ СДОМА, ВНИМАЙ УЧЕНИЮ ВСЕСИЛЬНОГО Бога НАШЕГО, НАРОД АМОРЫ! /11/ "ЗАЧЕМ МНЕ МНОЖЕСТВО ЖЕРТВ ВАШИХ, - СКАЗАЛ БОГ, - СЫТ Я БАРАНАМИ, ПРИНЕСЕННЫМИ В ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, И ЖИРОМ ОТКОРМЛЕННОГО СКОТА; И КРОВИ БЫКОВ, БАРАНОВ И КОЗЛОВ НЕ ЖЕЛАЮ Я. /12/ КОГДА ПРИХОДИТЕ ВЫ, ЧТОБЫ ПРЕДСТАТЬ ПРЕДО МНОЮ в Храме, КТО ПРОСИЛ ВАС делать ЭТО - ТОПТАТЬ ДВОРЫ МОИ? /13/ НЕ ПРИНОСИТЕ БОЛЕЕ ПУСТОГО ХЛЕБНОГО ДАРА; СМЕСЬ БЛАГОВОНИЙ - МЕРЗОСТЬ ОНА ДЛЯ МЕНЯ. /14/ СОБРАНИЯ ВАШИ В НАЧАЛЕ МЕСЯЦА И В СУББОТЫ НЕ МОГУ Я терпеть: ВИНУ вашу НА ПРАЗДНИЧНЫХ СОБРАНИЯХ ваших. Жертвы, которые приносите вы В НАЧАЛЕ МЕСЯЦЕВ И В ПРАЗДНИКИ, ВОЗНЕНАВИДЕЛА ДУША МОЯ, СТАЛИ ОНИ МНЕ ОБУЗОЙ, УСТАЛ Я ВЫНОСИТЬ ИХ. /15/ И КОГДА БУДЕТЕ ВЫ ПРОСТИРАТЬ РУКИ ВАШИ в молитве, НЕ ОБРАЩУ Я НА ВАС ГЛАЗА МОИ. ДАЖЕ ЕСЛИ МНОГОЧИСЛЕННЫ БУДУТ МОЛИТВЫ ВАШИ, НЕ УСЛЫШУ Я: РУКИ ВАШИ КРОВЬЮ НАПОЛНЕНЫ. /16/ ОМОЙТЕСЬ, ОЧИСТИТЕСЬ, УДАЛИТЕ ЗЛО ПРОСТУПКОВ ВАШИХ ОТ ГЛАЗ МОИХ, ПРЕКРАТИТЕ ТВОРИТЬ ЗЛО! /17/ УЧИТЕСЬ ТВОРИТЬ ДОБРО, ТВОРИТЕ справедливый СУД, ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ОГРАБЛЕННОГО; справедливо СУДИТЕ СИРОТУ; ВСТУПАЙТЕСЬ ЗА ВДОВУ! /18/ ДАВАЙТЕ ЖЕ РАССУДИМСЯ, - СКАЗАЛ БОГ, - ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ красны, КАК КАРМАЗИН, СТАНУТ ОНИ, КАК СНЕГ, БЕЛЫ; ЕСЛИ БУДУТ ОНИ КРАСНЫ, КАК БАГРЯНЕЦ, СТАНУТ ОНИ, КАК ШЕРСТЬ, белы. /19/ ЕСЛИ ЗАХОТИТЕ ВЫ И ПОСЛУШАЕТЕСЬ Меня, БЛАГА ЗЕМЛИ БУДЕТЕ ЕСТЬ. /20/ НО ЕСЛИ ОТКАЖЕТЕСЬ слушаться И БУДЕТЕ СВОЕВОЛЬНИЧАТЬ, ТО МЕЧОМ БУДЕТЕ ПОЖРАНЫ. ИБО УСТА БОГА ГОВОРИЛИ так.

По мнению мудрецов Первый Храм был разушен из-за идолопоклонства, а Второй Храм из-за беспричинной ненависти. Грехи между человеком и человеком оказываются сравнимыми по своей тяжести с идолопоклонством. Формального признания Бога недостаточно. Если мы признаем Его по-настоящему, мы должны принять Его нравственный императив.

Контрольный вопрос

КВ-5. Почему за междоусобную вражду наш народ получил такое тяжелое наказание, как разрушение Храма и рассеяние?

Почему же мудрец (Хони hа-Меагель) вместо того, чтобы увещевать народ, требовать от него исправления, обращается к Богу с просьбой о дожде? Может ли это помочь народу исправиться? Из нашей агады видно, что р. Шимон бен-Шетах тоже считал такое поведение сомнительным, настолько, что если бы кто-то другой так себя вел, он считал бы правильным подвергнуть этого человека остракизму. Однако в Хони hа-Меагеле есть нечто, что с точки зрения р. Шимона бен-Шетаха позволяет ему вести себя так перед Богом: "Ты ведешь себя с Богом как избалованное дитя с отцом.." К разбору этого вопроса мы вернемся позднее. А пока рассмотрим мидраши, которые приведены далее в трактате Таанит.

4. Нравственные уроки мидрашей о вызывании дождя

Аба Хелкия был внуком Хони hа-Меагела. Когда страна страдала от отсутствия дождей, законоучители обращались к нему, прося помолиться о милосердии Божьем — и по его молитве шел дождь Придя однажды и не застав его дома, отправились в поле, где он в то время полол. Подошли к нему с приветствием, но он не ответил. К вечеру набрав вязку хвороста, он направился домой. Дрова и мотыгу он нес на одном плече, а верхнюю одежду свою на другом. Всю дорогу шел босой, а чтобы перейти черед ручей надел сандалии. Пробираясь через терновник, поднял повыше края одежды При приближении его к месту, где он жил, жена вышла нарядной к нему навстречу. В доме он дал войти сначала жене, за нею вошел сам, а законоучителей впустил последними. Сел за обед, а их к столу не пригласил. Раздавая хлеб детям, старшему дал ломоть, а младшему два ломтя. Потом он сказал жене:
— Я знаю, законоучители пришли не иначе как по поводу дождя. Пойдем поднимемся на кровлю и помолимся Господу, — быть может смилуется Всевышний и пошлет дождь. И пусть не говорят, что благодаря нам произошло это.
Придя наверх, встали он в одном углу жена в другом и начали молиться. Первым появилось облако с той стороны, где стояла жена.
Сойдя вниз, он обратился к пришедшим, спрашивая:
— Чего ради, наставники мои, вы пришли ко мне?
— Нас послали просить тебя помолиться о дожде
— Ну что же — ответил он — благословен Господь, избавивший вас от нужды в молитве Аба-Хелкии. На это они сказали:
— Мы уверены что только по твоей молитве пошел дождь. Теперь просим тебя, раби, объяснить непонятные для нас поступки твои.
— Почему не ответил ты на наше приветствие?
— Потому, — пояснил Аба Хелкия — что я нанят был на поденную работу и не вправе был отрываться от нее.
— Почему ты дрова нес на одном плече а плащ на другом?
— Плащ этот чужой, и мне одолжили его для надевания, но не для носки дров.
— Почему всю дорогу ты шел босой а дойдя до ручья обулся?
— На суше видно, что под ногами а в воде не видно.
— Зачем, перебираясь через терновник, ты поднял края одежды?
— Пораненное тело можно залечить, а платья не залечишь.
— Для чего при приближении твоем жена твоя вышла к тебе на встречу нарядной?
— Чтобы я не стал заглядываться на других женщин
— Почему вошла в дом первою твоя жена, за нею ты, а нам дал ты войти последними?
— Потому, что вы недостаточно знакомы мне.
— Почему, садясь за стол, ты не сказал нам, по обычаю «Садитесь и разделите со мною трапезу»?
— Потому, что хлеба было недостаточно, и я не хотел, чтобы вы благодарили меня напрасно.
— Почему старшему сыну дал ты один ломоть, а младшему два?
— Старший остается дома а младший ходит в школу.
— Почему первым появилось облако с той стороны, где стояла и молилась твоя жена?
— Жена, бывая постоянно дома, подает бедному хлеб, и голод его немедленно утоляется. Я же подаю милостыню деньгами — и голод бедного утоляется не сразу.

Таанит 23 (перевод из Бялика и Равницкого)

Приведенная агада преподает нам уроки правильного, морального поведения, учит нас правилам взаимоотношений между людьми. Многие из этих правил, хоть они и просты, еще не стали до сегодняшнего дня очевидными.

Так например, может показаться черезмерным честность Абы Хилкии, который считает себя не в праве отвлечся от работы даже, чтобы поздороваться. С другой стороны, ясно, что во все времена, и в наши дни тоже, многие работники проводят весьма большую часть рабочего дня за разговорами, не чувствуя, что это граничит с воровством.

И в наши дни женщинам иногда кажется, что выходя в свет надо выглядеть прилично, а дома можно ходить в рваном халате. Это свидетельствует, о том что они недостаточно осознают, как важно быть красивой для мужа, как важно постоянно поддерживать его любовь. Взаимоотношения между мужем и женой, как и прочие взаимоотношения между людьми, не складываются хорошо, если постоянно не прикладывать усилий в этом направлении. То же касается и взаимоотношений между Богом и народом. Для того что бы поддерживать любовь нужно предпринимать усилия.

Некоторые из объснений приведенных Абой Хилкией, возможно содержат более глубокую мораль. Хождение босиком требует от человека постоянного внимания, размышления, куда ступить. Так же человек во всем что он делает должен быть внимателен и обдумывать свои поступки и их последствия.

В традиции снимание обуви соотносится с приближением к святости, с приближением избавления и приходом в землю Израиля. Моше получает указание разуться перед горящим терновым кустом, когда Бог повелел ему вывести евреев из Египта. (Шмот/Исход) Йеhошуа бин Нун получает указание разуться, когда к нему является ангел (книга Йеhошуа).

Возможно тут есть намек на связь между недостаточно моральным поведением людей, их необдуманными поступками, — и отдалением Шхины, приближением галута.

Контрольный вопрос

КВ-6. Попытайтесь извлечь мораль из остальных разъяснений Абы Хилкии.

Поразительно, что законоучители, которые пришли по поводу вызова дождя, ничего не поняли сами в поведении Абы Хилкии и им потребовались разьяснения. Это показывает нам, каков был уровень этих законоучителей. Перед тем как учить народ им самим надо было многому научиться. Абе Хилкии удается преподать урок не только своим гостям, но через них и многим поколениям их учеников. Это изменение реалии, моральное исправление приводит к тому, что Бог посылает дождь. Дождь является знаком, что у данного человека следует учится.

В следующем мидрашах еще более явно проявляется идея, что с какого-то времени дождь перестает быть элементом в диалоге народа и Бога, а становиться знаком, указанием другим людям, что у данного конкретного человека следует чему-то важному научиться. Конечно, когда человек оказывает сильное положительное влияние на народ Израиля, происходит некоторый сдвиг в сторону исправления, и дождь может пойти и по законам диалога. Но в мидрашах совершенно не рассказывается какое воздействие этот праведник оказал, и как народ под его влиянием исправился. Мидраш подчеркивает только нравственный урок, который мы можем получить от праведника.

Однажды Рав приехал в некоторое место [где не было дождей] Он объявил пост, но дождь не выпал.
И увидел Рав, что когда вышел молиться кантор и дошел до строчек "возвращающий ветер и посылающий дождь" - начался дождь
Спросил Рав у этого человека: "Каковы твои дела (заслуги)?"
Ответил ему: "Я учу маленьких детей, и я учу Торе как детей богатых, так и детей бедных и тех, за которых не могут заплатить совсем. И у меня есть аквариум с рыбками, и тех детей, которые плохо себя ведут, я развлекаю и успокаиваю, так что они тоже начинают хорошо учиться".

(Таанит 24)

В этой агаде Рав, видя, что пошел дождь спрашивает у кантора: "каковы твои заслуги?". То есть и Рав так же рассуждает - если ты можешь вызвать дождь, значит в твоих делах есть нечто особенное и у тебя нам есть чему поучиться. Довольно простая истина, кстати, что учить детей нельзя из-под палки, что нужно их развлечь и заинтересовать. Но и в наши дни не всем это ясно.

Кроме того, эта вгвда придавая такое большое значение обучению детей, подчеркивает величайшее значение учения вообще. Восприятие образованности, как одной из важнейших добродетелей позволил еврейскому народу, в конечном итоге, сохранить свою традицию и физически сохраниться в условиях рассеяния.

И еще два мидраша:

Увидел раби Аваhу человека, по молитве которого шел дождь Спросил его раби Аваhу.
— Каково твое ремесло?
Ответил ему:
— Пять грехов я совершаю ежедневно. Я сутенер и украшаю театр и отношу этим женщинам одежду в стирку, и забочусь о них и танцую перед ними и играю им на флейте.
— Скажи мне тогда какое доброе дело ты сделал.
Сказал ему:
— Однажды я украшал театр И пришла одна женщина, и стояла за колонной и плакала. Я спросил ее: "Что с тобой?" И она ответила: "Мой муж арестован и я хотела сделать что-нибудь, чтобы его вызволить". И я продал свою кровать и постель и отдал деньги той женщине. И сказал ей: "Иди спасай своего мужа и не греши."
Сказал ему (рав Аваhу):
— Ты заслуживаешь молиться (и просить дождя)

(Таанит 24)

Не было дождя. Рав Папа объявил пост. Но дождь не пошел. И стало ему худо и он съел тарелку каши, и просил у Бога милосердия.
И не было дождя. Сказал ему рав Нахман бен Ушпазти:
— Может съешь еще тарелочку каши, и тогда дождь пойдет?
Устыдился рав Папа и ослаб духом. И выпал дождь

(Таанит 22)

Контрольный вопрос

КВ-7. Попробуйте сформулировать, какие важные, моральные идеи преподают эти два мидраша.

5. Хони hа-Меагель и особенности эпохи Второго Храма

Эпоха Второго Храма — это время исчезновения чудес и пророчества, время, когда народ Израиля постепенно теряет способность коллективного диалога с Богом. Остается только личный диалог с Богом каждого человека. Диалог, в котором все, что случается с человеком, это слово Бога ему, а все поступки человека — это его слово в этом диалоге. В это время дождь прекращает регулировать взаимоотношения народа и Бога.

Хони hа-Меагель, который живет на переломе эпохи говорит с Богом от имени всего народа и воплощает в себе голос народа. Он стоит пред Богом, как сын перед отцом (как сказано у пророка "сын мой первенец Израиль") . Он просит дождь, и Бог дает дождь по его просьбе. За что? Может быть за то, что весь народ стоит рядом с ним в этот момент и вместе с ним ведет этот диалог.

В книге Мелахим/Цари 2, гл. 18 пророк Элияhу обращаеся с молитвой к Богу

. /36/ И в то время, КОГДА ПРИНОСЯТ ХЛЕБНЫЕ ДАРЫ, ПРИБЛИЗИЛСЯ ЭЛИЯhУ-ПРОРОК к жертвеннику И СКАЗАЛ: "БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ Бог АВРАhАМА, ИЦХАКА И ИСРАЭЛЯ! СЕГОДНЯ всем СТАНЕТ ИЗВЕСТНО, ЧТО ТЫ - ВСЕСИЛЬНЫЙ Бог В ИЗРАИЛЕ, А Я РАБ ТВОЙ, И ПО СЛОВУ ТВОЕМУ СДЕЛАЛ Я ВСЕ ЭТО. /37/ ОТВЕТЬ МНЕ, БОГ, ОТВЕТЬ МНЕ, И УЗНАЕТ НАРОД ЭТОТ, ЧТО ТЫ - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ Бог, И вновь ОБРАТИШЬ ТЫ СЕРДЦА ИХ к Себе!". /38/ И ПАЛ ОГОНЬ БОГА с неба, И ПОЖРАЛ ЖЕРТВУ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, И ДРОВА, И КАМНИ, И ПРАХ ЗЕМНОЙ, И ВОДУ, ЧТО была В КАНАВЕ, СЛИЗНУЛ. /39/ И УВИДЕЛ это ВЕСЬ НАРОД, И ПАЛИ люди НИЦ, И ВСКРИЧАЛИ: "БОГ - ОН Бог ВСЕСИЛЬНЫЙ! БОГ - ОН Бог ВСЕСИЛЬНЫЙ!".

И далее :

18:41 И сказал Элияhу Ахаву: взойди, ешь и пей, ибо слышен (будет) шум дождя. И поднялся Ахав есть и пить, а Элияhу взошел па вершину Кармэля и склонился к земле, и положил лицо свое меж колен своих, И сказал он отроку своему: поднимись, прошу, взгляни в сторону моря. И поднялся тот, и взглянул, и сказал: ничего нет. И семь раз говорил он: иди опять. И было, на седьмой (раз) тот сказал: вот, небольшое облако, с ладонь человека, поднимается с моря. И сказал он: поднимись, скажи Ахаву: "запрягай и спускайся, чтобы не задержал тебя дождь. Между тем небо потемнело от туч и от ветра, и полил большой дождь. Ахав же сел в колесницу и поехал в Изреэль.

Контрольный вопрос

КВ-8. Проведите сравнение между агадой о Хони и молитвой пророка Элияhу.

Представляется, что в агаде о Хони есть нечто общее с прочими историями о вызывании дождя, — но с другой стороны она близка к истории Танаха о пророке Элияhу. Во всех остальных мидрашах центральное место отводится моральному поучению, а в агаде о Хони едиственную мораль, которую можно извлечь, — это, что Бог отвечает тому, кто целиком пологается на Него. Для Хони Бог единственная и последния инстанкция. Он начертил круг и действительно не выйдет из него, если дождь не пойдет. Хони делает это потому, что уверен, Бог не может не ответить. Возможно, что сила веры и сила молитвы являются здесь уроком.

Есть еще одна агада о Хони hа-Меагеле в трактате Таанит

Сказание р. Иоханана о Хони
Всю жизнь тревожил праведника этого смысл стиха: «Когда возвращал Господь пленников Сиона, мы были как во сне».
— Возможно ли, — говорил он, — семьдесят лет бредить во сне?
Однажды, находясь в пути, Хони увидел человека, занятого посадкою рожкового дерева.
— Через сколько времени принесет это дерево плоды? — спросил Хони.
— Через семьдесят лет.
— Но разве ты уверен, что проживешь еще семьдесят лет и будешь есть плоды с этого дерева?
На это человек тот ответил:
— Я застал на свете рожковые деревья, и вот, так же, как предки мои взрастили деревья эти для меня, я взращу их для моих потомков.
Сел Хони поесть хлеба, и напал на него сон. Выступил утес и образовал вокруг него ограду, и спал он семьдесят лет. Когда Хони проснулся, он увидел человека, собирающего плоды с того дерева.
— Ты ли это, — спросил Хони, — тот самый, которым посажено это дерево?
— Дерево это, — ответил человек, — посажено моим дедом.
— Очевидно, — сказал себе Хони, — я проспал семьдесять лет.
Взглянул он туда, где оставил свою ослицу, а там табуны целые. Направился Хони к своему жилищу.
— Дома ли, — спросил он, — сын Хони hа-Меагела?
— Сына, — ответили ему, — уже нет на свете, а жив его внук.
— Я Хони hа-Меагелъ, — заявил он.
Не поверили. Пришел он в академию и слышит — ученые говорят:
— Это толкование также ясно, как во времена Хони hа-Меагела, который разъяснял всякий ученый вопрос, как только являлся в академию
— Я и есть Хони hа-Меагел, — заявил он ученым. Но и те не поверили и должного почета ему не оказали. Пал Хони духом, стал молить о милосердии Господнем. И принял Господь душу его. По этому поводу говорил Рава:
— Правы люди, говоря «Либо общение с людьми, либо смерть».

Таанит 23 (перевод Бялика и Равницкого)

В этой агаде очень явственно подчеркнуто, что Хони hа-Меагель принадлежит целиком своей эпохе. Он не в состоянии жить в другой реалии, в мире, где Израиль ждет рассеяние. В мире, который уподоблен в псалме сновидению. Следующие поколения — танаи — создавали основу Талмуда, Устной Торы, по которой Израиль жил все время галута. Они "сажали деревья", плоды которых должны были есть следующие за ними поколения. Но к их числу Хони hа-Меагель не принадлежал.

Прочтите отрывок из статьи П. Полонского Элементы философии рава Кука, говорящий об различных эпохах в жизни еврейского народа.

Есть очень важное высказывание Виленского Гаона (оно совершенно поразило меня, когда я его в первый раз услышал). Он сказал: когда евреев изгнали из Эрец-Исраэль, и они жили в Вавилоне, то это был труп, лежащий в могиле. (Труп внешне похож на живого человека, но в отличие от него - он мертв. Так и еврейский народ в Вавилоне: он внешне был похож на живой народ, и имел даже свою автономию и единую организацию, но на самом деле он был мертв). Потом труп стал разлагаться на части. И это была эпоха раздельных религиозных центров в Испании, в Северной Франции. Потом части стали разлагаться, и это - эпоха дальнейшего рассеивания евреев. В нашу эпоху (а Виленский Гаон жил в 18-ом веке) труп почти разложился. И это означает, что скоро жизнь еврейского народа, как единого целого, должна произрасти снова. То есть, должно произойти "воскрешение из мертвых". Это так же, как зерно, которое внешне как бы разлагается и перестает быть похожим на зерно, и именно в этот момент - оно прорастает.

Семьдесят лет разделяют Первый и Второй Храм: эпоху пророчества, прямого диалога с Богом — и эпоху исчезновения пророчества и исчезновения открытых чудес. Вавилонский плен был подобен сну, так как рассеяние (по Виленскому Гаону) подобно смерти народа.

Прочтите отрывок из статьи р. Соловейчика ОДИНОКИЙ ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Итак, молитва и пророчество суть два синонимичных определения диалога между Богом и человеком. И действительно, молитвенная община родилась именно тогда, когда пророческая община пришла к своему концу. Но, войдя в духовный мир древнего еврея, молитвенная община не заменила собой Пророческую, а увековечила ее. Молитва является продолжением пророчества, а объединение молящихся выступает так же как объединение пророков. Как уже отмечалось, различие между молитвой и пророчеством следует искать не в содержании диалога, а в том, как он ведется. В пророческой общине инициатива идет от Бога, а человек внемлет Ему; в отличие от этого, в молитвенной общине инициатива принадлежит человеку: он говорит, а Бог внемлет ему. Традиция сообщает нам, что молитва ведет свое начало от Авраама и других праотцев, а окончательный ее вариант установлен мужами Великого Собрания. Это служит опорой для утверждения об идентичности пророческой и молитвенной общин.

Предположение, что Хони hа-Меагель является человеком предыдущей эпохи, эпохи Первого храма, находит свое подтверждение в другом варианте того же рассказа, которые мы находим в мидраше (Мидраш Тhилим на Псалом 126) и в Иерусалимском Талмуде. Следует учитывать, что обычно в Агадических мидрашах и в Иерусалимском Талмуде сохраняется более древний вариант.

В соответствии с этим вариантом Хони hа-Меагель жил во времена Первого храма, незадолго до его разрушения. И проспал он семьдесят лет, т.е. все время вавилонского плена. А когда проснулся, то увидел, что мир неузнаваемо изменился. Когда же стали расспрашивать его, кто он такой, то рассказал Хони людям, что он Хони hа-Меагель, сказали ему: "Слышали мы про Хони hа-Меагеля, что когда он входил в Храм, разливалось в Храме сияние". Вошел Хони hа-Меагель в Храм, и там разлилось сияние.

Здесь мы очень явственно чувствуем еще и тоску современников Второго храма по предыдущей эпохе, по тем временам, когда был явственен диалог Бога и народа, по людям этой эпохи, навстречу которым появлялось сияние в Храме. Сравнение двух вариантов агады много говорит нам о том переломе, который произошел в эпоху Второго храма, после разрушения Первого.

Контрольные вопросы

КВ-9. Каково мнение р.Соловейчика о значении молитвы в эпоху исчезновения пророчества?

КВ-10. Каково значение Хони hа-Меагеля, как человека переходной эпохи?

Под конец мы приведем историю пересказаную Иосифом бен Матитьяhу в "Иудейсих древностях", который дает другой вариант смерти Хони hа-Меагеля.

Тем временм некий праведный и боголюбивый муж по имени Ония, который некогда во время большой засухи обратился к Превечному с молитвой о даровании дождя и молитве которого Бог немедленно внял, скрывался, видя, что эта жестокая распря еще не скоро прекратиться.

Когда же его привели в лагерь иудеев, то стали упрашивать, чтобы он, как некогда молитвой своей вернул дождь, и теперь проклял Аристовула и его приверженцев. Несмотря на все возражения и просьбы, Ония был принужден толпой стать посередине ее; затем он сказал: "О, Превечный, Царь всего существующего! Так как окружающие теперь меня - народ Твой, а осаждаемые - твои служители, то я молю Тебя не внимать ни просьбам первых, ни же приводить в исполнение относительно их просьбы вторых." За эту молитву ближайшие из стоявших около него иудеев убили его.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Какой ответ дает З. Дашевский на вопрос, почему молитва может помочь?



КВ-2. Попробуйте привести другие ответы на вопрос, почему молитва помогает. Можете воспользоваться статьей р.Соловейчика Молитва как диалог, Лекциями З. Дашевского к книге Шмуэль и книге Мелахим - л.5 и л.16 (ответы на вопросы) и Предисловием к сидуру "Врата молитвы".



КВ-3. Объясните, в соответствии с мидрашом, какова точка зрения царя Ахава на Божественное управление миром?



КВ-4. Приведите Ваши соображения по вопросу о том, почему мы не всегда видим проявление Божественного управления.



КВ-5. Почему за междоусобную вражду наш народ получил такое тяжелое наказание, как разрушение Храма и рассеяние?



КВ-6. Попытайтесь извлечь мораль из остальных разъяснений Абы Хилкии.



КВ-7. Попробуйте сформулировать, какие важные, моральные идеи преподают эти два мидраша.



КВ-8. Проведите сравнение между агадой о Хони и молитвой пророка Элияhу.



КВ-9. Каково мнение р.Соловейчика о значении молитвы в эпоху исчезновения пророчества?



КВ-10. Каково значение Хони hа-Меагеля, как человека переходной эпохи?