МАХАНАИМ – еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Псалмы: структура, характер, основные идеи"

Лекция 7. Судьба злодеев: разбор псалмов 23, 49, 92, 128

1. Псалом 92
2. Псалом 49
3. Псалом 128
4. Псалом 23
Список контрольных вопросов

После того, как мы многократно читали, что Всевышний защитит праведника, что праведнику суждена благая жизнь, возникает естественный вопрос: означает ли сказанное, что злодею никакого счастья не положено, и что его ждет ужас и гибель?

При решении вопроса, как автор книги Псалмов решает это проблему, стоит обратиться к псалму 92. Несмотря на его заголовок "Песнь дня Субботнего", он, на первый взгляд посвящен совсем другой проблеме.

1. Псалом 92

  1. Псалом. Песнь дня Субботнего.
  2. Прекрасно возносить хвалу Господу, петь имени Твоему, Всевышний.
  3. Рассказывать по утрам о покровительстве Твоем и о верности Твоей по ночам
  4. Под звуки десятиструнной лиры, под звуки арф.
  5. За радость, дарованную деяниями Твоими, воспеваю творения рук Твоих.
  6. Как возвышенны дела Твои, Господи, как глубоки замыслы Твои!
  7. Невежде не познать их, глупцу не понять всего этого:
  8. Процветают злодеи, цветут творящие преступления лишь для того, чтобы пропасть навеки, как трава.
  9. Ты же навек вознесен, Господь,
  10. А враги Твои, Господи, враги твои пропадают, исчезают все творящие преступления.
  11. Как рог буйвола вознесена слава моя, я умащен елеем благовонным.
  12. Вижу я собственными глазами [гибель] врагов моих, собственными ушами слышу о [гибели] ищущих мне зла.
  13. Праведник, как пальма, растет, возносится вверх, как кедр ливанский,
  14. Посаженные в Храме Господнем, процветают во дворах [Храма] Бога нашего.
  15. И в старости будут приносить плоды, сохранят соки и свежесть свою,
  16. Чтобы рассказывать, что прям Господь, что нет несправедливости у Твердыни моей…

Структурно псалом достаточно прост. В начале (стихи 2-6) идет прославление Всевышнего, составленное в форме рассказа о том, как приятно прославлять Бога. Стих 7 является собственно переходом к проповеди. Стихи 8-15 является собственно проповедью о судьбе праведника и судьбе злодея, а стих 16 завершает псалом, возвращая нас к началу, к источнику вдохновения при составлении гимнов Создателю.

Нас интересует стих 8: "Процветают злодеи, цветут творящие преступления лишь для того, чтобы пропасть навеки…" В котором высказана идея, что благоденствие злодеев является чисто временным, и они будут низвергнуты с высот своих. При этом в предыдущем стихе утверждается, что мысль эта достаточно сложно, чтобы "…Невежде не познать…, глупцу не понять всего этого". А в последующем стихе: "Ты же навек вознесен, Господь" утверждается, что временный успех злодеев нисколько не наносит ущерба Имени Всевышнего, потому что придет время и все встанет на свои места.

Далее в псалме идет серия образов, связанных с растительным миром: злодеи пропадут как трава. Трава – растет только один сезон. Праведники будут процветать, "как пальма и кедр ливанский". Здесь полезно привести следующий комментарий:

"Как пальма… как кедр ливанский" – в противопоставление злодеям, которые "как трава". Пальма – плодовое дерево, символ плодородия (отсюда имя Тамара – пальма). Кедр ливанский – хвойное дерево – символ мощи и крепости. Праведник же объединяет достоинства и пальмы и кедра (Ш-Р Гирш).

Этот комментарий совершенно четко указывает на символику деревьев в Писании.

Теперь мы вернемся к началу псалма и попытаемся ответить на вопрос, который может возникнуть только после того, как псалом прочитан целиком: как содержание псалма связано с его заголовком: "Песнь дня субботнего"? Ведь в самом псалме о субботе нет ни слова. На этот вопрос пытается ответить мидраш и практически все комментаторы. Вот несколько образцов ответа:

"Песнь дня Субботнего" – первый человек был создан в пятницу и еще до наступления вечера пятницы нарушил заповедь Всевышнего и был осужден небесным судом и изгнан из Райского сада. С наступлением Субботы произнес Первый человек этот гимн в благодарность за смягчение приговора (Шохер Тов).

"Песнь дня Субботнего" – песнь о дне, который сплошная Суббота, то есть о мире грядущем (Раши).

"Песнь дня Субботнего" – в честь Субботнего отдыха, который на протяжении всей истории сопровождал народ Израиля и всегда был источником, из которого народ Израиля черпал силы (Ш-Р Гирш).

Мидраш Шохер Тов заслуживает того, чтобы привести его текст не в пересказе, а в несколько сокращенной цитате:

Сказал р.Леви: Когда Первый человек нарушил повеление Всевышнего… в шестой день (Творения) был создан человек. В первом часу [световой день делится на 12 часов – 1 час начинается с восходом, 12 час завершается заходом] был задуман, во втором – советовался с ангелами, в третьем – собирал для него прах, в четвертом – замесил его, в пятом – сделал скульптуру, в шестом – превратил ее в плоть, в седьмом – вдохнул в нее душу живую, в восьмом – поставил на ноги, в девятом – дал заповедь, в десятом – человек согрешил, в одиннадцатом – был осужден, в двенадцатом – был изгнан. Пришел выдать ему копию судебного приговора. Вошла суббота – изгнал оттуда. Когда вошла Суббота и стала человеку защитником. Сказала [Суббота]: "Владыка мира, за все шесть дней Творения ни один человек не был наказан, а с меня ты начинаешь?! Это моя святость?! Это мой покой?!" Так благодаря Субботе, первый человек спасся от Геены. Когда увидел первый человек силу Субботы, собрался спеть гимн в ее честь. Сказала ему Суббота: Мне ты поешь гимн?! Мы с тобой вместе споем гимн Всевышнему!".

Первая часть мидраша – распорядок дня первого человека – приводится часто в связи с толкованиями к Роша а-Шана. Собственно на вопрос о связи содержания с "днем Субботним" решается во второй части мидраша – это благодарность за спасение от наказания. Наверное, важно заметить, что псалом составлен не только первым человеком, но дуэтом первого человека с Субботой.

На самом деле, множество комментаторов, как старых, так и современных придерживаются линии Раши. Примером такого понимания является комментарий р.Элиягу Мунка:

Этот псалом посвящен Субботе, но при этом он не славит Создателя за Творение физического мира, завершившееся в Субботу, но славит Всевышнего за Его деятельность после завершение Творения, в настоящем и в далеком будущем, за деяния Всевышнего, для обучения и инструментом понимания которых является Суббота. В результате в псалме отражена вечная Суббота, когда пропадет всяческое злодейство и процветет благодетель, когда начнется эпоха, "…которая сплошная Суббота и покой вечный".

Иными словами, речь идет не о седьмом дне неделе, а о том, прообразом чего является Суббота.

Комментарий р.Шимшона-Рафаэля Гирша к этому месту достаточно длинный, и смысл его сводится к тому, что Суббота – день посвященный Всевышнему, и день, когда мы можем отдать все наши силы встрече с Творцом.

Комментарий р.Шимшона Рафаэля Гирша в некотором смысле следует линии Радака и Ибн Эзры:

"Душа разумная шесть дней недели целиком занята делами этого мира, а потому в Субботу она может целиком предаться обдумыванию деяний Творца и Его чудес".

В любом случае, стоит отметить следующее: псалом 92, в связи с его заголовком исполнялся в Субботу. Скорее всего (так по свидетельству Талмуда) в Храме хором левитов. В результате комментаторам следует искать объяснение такому приурочиванию псалма Субботе. Ни какое их объяснение не может сместить факта, что он исполняется в Субботу. Для сравнения любой читатель может взять Сидур (молитвенник) и попробовать найти объяснения, почему тот или иной псалом приурочен к тому или иному дню недели. Соответствие псалмов дням недели – просто традиционное, и только Субботний имеет специальный заголовок.

Примечание: так как реалии стиха 11 могут вызвать легкое недоумение, то приведем к ним пояснения:

"Как рог буйвола вознесена слава моя" – буквально: "Как рог буйвола будет поднят рог мой" – рог – символ возвышенности и превосходства, подобно царской короне.

"Я умащен елеем благовонным" – умащение оливковым маслом, в которое добавлены ароматические вещества – часть подготовки к празднику.

2. Псалом 49

Псалом 92 во второй части как бы только намекает на темы для размышлений в свободный день: злодея ждет гибель, праведник процветет. В куда более полной форме та же мысль изложена в псалме 49:

Псалом 49

  1. Руководителю. Сынов Кораха. Псалом.
  2. Слушайте это, все народы; внимайте, все обитатели земли!
  3. И дети [простых] людей и дети вельмож, и богатый и нищий!
  4. На устах моих мудрость, в сердце – разум.
  5. Сам преклоню ухо к притче моей, под арфу спою разгадку мою:
  6. "Чего бояться мне дней бедствия, когда последствия греха окружат меня?!"
  7. Вы, кто уверен в силе своей, кто хвастается величием богатств своих, -
  8. Не выкупит человек брата своего, не даст Богу выкупа за него.
  9. Столь дорог выкуп души, что вовек не собрать его.
  10. Жил ли кто-нибудь вечно, так и не узнав могилы?!
  11. Видели же, как мудрецы умирают, как пропадает и глупец, и невежда, оставляя другим имущество свое!
  12. Они про себя думают, что дома их вечны, жилища их – на все поколения рода, которому они дали свое имя на земле;
  13. Не сойдет человек [в могилу] с богатствами своими, а будет подобен скотине павшей.
  14. Путь их – путь глупости, но они оставляют его в завещание потомкам! Сэла!
  15. Как скот, на гибель обреченный, смерть пасет их, а те, кто утром будут признаны праведниками, получат власть над ними, тело же их удобрит могилу…
  16. Бог, когда заберет меня, избавит душу мою от преисподней. Сэла!
  17. Не огорчайся, когда богатеет вельможа, когда множатся сокровища в доме его.
  18. Ибо, умирая, не возьмет с собой ничего; сокровищница не спустится за ним [в могилу].
  19. Душа его была благословлена при жизни, тебя же благодарили за содеянное тобой добро.
  20. [Его душа] присоединится к поколениям предков, и они вовек не увидят света!
  21. Человек, окруженный богатством, но неразумный, похож на скотину, гибели обреченную!

Сразу оговоримся, что в этом псалме множество темных мест, и переводить его довольно трудно, и все же содержание его не оставляет сомнения. Начнем просто с подборки комментариев:

2. "Все обитатели земли" – слово "хелед" – один из синонимов слова "земля" – происходит от слова ржавчина, символа исчезновения и уничтожения. (Ш.-Р. Гирш).

3. "Богатый и бедный" – когда богатый и бедный предстают на суд Всевышнего и каждый начинает приводить в защиту свои обстоятельства жизни, то бедным показывают пример Гилеля, который был беден, а богатым – р.Эльазара бен-Харсума, одного из самых богатых людей мира, и спрашивают: почему эти могли соблюдать Тору и учить ее, а вы нет? (Кидушин 49а).

5. "Сам преклоню ухо к притче своей" – царь Давид, мир с ним, относил это наставление не только к другим, но и к себе (Ибн Эзра).

8. "Не даст Богу выкупа за него" – никакими богатствами не откупит грешник себя от адского огня, но только добрыми делами и исполнением заповедей.

11. "Мудрецы умирают, как пропадает и глупец, и невежда" – не случайно, про мудреца сказано "умер", ибо смерть для него – только прекращение существования земного тела, тогда как глупцы, то есть те, кто не исполняют заповедей Всевышнего, пропадают – пропадает их тело, пропадает их душа (Радак).

13. "Не сойдет человек [в могилу] с богатствами своими" – иными словами, "богатства в могилу не заберешь", и тот, кто не оставил за собой добрых дел, "умрет как скотина" (Ибн Эзра). Другой вариант перевода: "Человек в великолепии не долго пребудет".

14. "Путь их – путь глупости, но они оставляют его в завещание потомкам" – трудный стих. Мы выбрали перевод по комментарию Ибн-Эзры. Варианты: "… но следующие за ними одобрят их" (Мецудат Давид), "…но следующие за ними будут рассказывать о них" (Раши).

14. "Путь их – путь глупости" – сами богачи понимают, что путь накопления без добрых дел и исполнения заповедей – полная глупость, но им трудно оставить это занятие, мало того они уговаривают своих детей следовать тем же путем (Альшейх).

15. "Как скот, на гибель обреченный, смерть пасет их" – пастух ищет своему стаду хорошие пастбища, чтобы скот раздобрел. И все это лишь для того, чтобы в конце концов пустить стадо под нож. Так и смерть пасет неразумных, давая насладиться богатствами этого мира, чтобы потом пропали в бездне (Ш.-Р. Гирш).

17. "Те, кто утром будут признаны праведниками" – один из самых загадочных стихов, перевод, которого совершенно условен, хотя смысл стиха достаточно понятен: злодеи попадут в ад и пропадут там окончательно и безвозвратно. "Утром" – "Утром Спасения".

20. "Похож на скотину, гибели обреченную" – пропадет его душа безвозвратно (Радак).

Проповедь, ее смысл, содержание и мораль достаточно очевидны. Наверное, полезно обратить внимание, что псалом говорит именно о богачах, о знатных преступниках. Речь не идет о грешащих бедняках. И это направление мысли в книге псалмов стандартное. По всей видимости, дело в том, что богатый, знатный человек имеет больше возможностей причинять зло людям, а потому опасней. Плюс, книги Мудрости, то есть Псалмов, Притчи, Экклезиаста – все они с сочувствием относятся к бедным. Не то, что Писание считает бедность – признаком праведности или путем, ведущим к праведности. Это как раз не так, оно просто относится к бедным людям с сочувствием.

Что еще в этом псалме важно для нас? Наверное то, что это, по всей видимости, самый откровенный отрывок Писания, где говорится о мире грядущем, как мире, где праведникам и злодеям воздастся по заслугам. Дело в том, что для Писания характерно говорить о награде и воздаянии в этом мире, практически полностью умалчивая о Рае и Аде, и вообще о том, что ждет человека после жизни. Этот подход Танаха, по всей видимости, является прямым следствием того, что в танахической философии человек создан Богом для жизни в этом мире. Что Всевышний возложил на человека в этом мире обязанности, ограниченные этим миром.

В результате для Танаха характерны рассказы о награде за праведность, наградами этого мира. Наверное, в книге Псалмов эта идея изложена в самой краткой форме в псалме 128.

3. Псалом 128

  1. Песнь ступеней. Счастлив всякий почитающий Господа, следующий путям Его.
  2. Если ты кормишься трудами рук своих, счастлив ты и благо тебе.
  3. В покоях дома твоего жена, подобная плодоносной лозе виноградной; вокруг стола – как молодые побеги оливы, сыновья.
  4. Именно этим благословляется муж, почитающий Господа.
  5. Да благословит тебя Господь с Сиона! Пусть доведется тебе увидеть благополучие Иерусалима во все дни жизни твоей!
  6. Пусть доведется тебе увидеть детей сыновей своих, мир над Израилем!

Мы опять отложим обсуждение заголовка "песнь ступеней". В стихе 3 два образа:

"Жена, как лоза виноградная" – одна лоза дает много винограда, "Дети вокруг стола, как побеги оливы" – всякий, кто видел оливу, заметил, что она регулярно пускает от своих корней молодые побеги.

Ну, наверное, здесь видно, что автор книги Псалмов считает семью моногамной, то есть у одного мужчины, обычно одна жена, а не много. Хотя библейский закон и не запрещает многоженства, на практике все же чаще всего еврейская семья была моногамна. В этом мы убеждаемся при чтении книги Псалмов и книги Притч. Может быть, полезно заметить, что в этих книгах, женщина ведет довольно активный образ жизни, и не похожа на "униженную восточную женщину". Опять, может быть, все дело в том, что и книга Псалмов и книга Притч как правило обращены к простым людям, а многоженство было распространено именно в состоятельных кругах. В нашем псалме косвенным подтверждением тому стих 2: "Если ты кормишься [плодами] своих рук", то есть автор говорит о труженике.

Какие же богатства псалом обещает "мужу, почитающему Господа"? -Верная жена, много детей, покой в стране, дожить до внуков. Мещанское счастье. Именно этим благословляется простой человек. Может быть, стоит обратить внимание на то, что счастье одного человека, согласно нашему псалму, неразрывно связано со счастьем всего народа: "Мир над Израилем". В общем-то, банальный комментарий: "И увидишь… мир над Израилем" – не может быть полного счастья, когда нет счастья и мира твоей стране", но о нем часто забывается.

Кроме того, псалом практически открыто говорит о счастливой старости праведника. В псалме 92 тоже в конце говорится о счастливой старости: "И в старости будут плодоносить…". Понятно, что счастливая старость, связана с долголетием. Про счастливую старость и "спокойную" смерть рассказывается в связи со всеми патриархами народа Израиля: "И умер Авраам в доброй старости, старый, и пресыщенный днями". Ицхак умер "…старый и пресыщенный днями". Понятно, что всюду здесь старость – это награда и она оборотная сторона долголетия.

И здесь, может быть, полезно вспомнить, что в книге Экклезиаста (12:1-5), старость описана совсем иначе. Там это мрачное ощущение, что все кончается, что мир

  1. И помни Творца своего в дни твоей юности, пока не пришли злые дни и (не) наступили годы, когда скажешь: Нет у меня в них желанного.
  2. Пока не померкло солнце и свет, и луна и звезды, и (не) возвратились тучи после дождя.
  3. В тот день, когда дрогнут хранители дома и согнутся мужи ратные, и остановятся мелющие, ибо мало их стало, и померкнут глядящие в бойницы;
  4. И заперты двери на улицу с приглушением гласа мельницы, и подниматься он будет от голоса птичьего, и поникнут все песенницы.
  5. Также подъема бояться будут, и страхи на пути, и завяжется миндаль, и отяжелеет седалище, и нарушится влечение, ибо идет человек в свой извечный дом, и кружат по улице плакальщики.

Старость: каждый день в тягость, плохо видно, плохо слышно, ноги не ходят, руки трясутся, бессонница, трудно ходить, и вот уже по улицам кружатся плакальщицы.

Мрачнейшее описание, никак не связанное с тем, что мы видим в книге Псалмов, где старость – счастливая. Наверное, все дело в том, что Экклезиаст видит мир человека, который "не живет с Богом". Его путь лежит в никуда, о его смерти можно сказать только "оборвался серебреный шнур, и откатилась золотая чаша". Человек в книге Экклезиаста одинок во всех смыслах слова: одинок социально и одинок экзистенциально. В долгих годах одиночества нет радости. В книге Псалмов праведник всегда окружен людьми: жена, дети, внуки. Праведники "посажены во дворе Храма". Обратим внимание на оборот "Как пальма, как кедр ливанский, посаженные во дворах Храма". Во дворе Храма не было деревьев. Библейский закон запрещает сажать деревья при Храме. Это праведник "живет" при Храме, в окружении людей и рядом с Богом. А потому ему старость – дар свыше.

4. Псалом 23

В книге Псалмов есть несколько ключевых слов. Одно из этих слов "ХЕСЕД". Практически по всем словарям, это слово означает "милость", "милосердие". В современном иврите значение этого слова, безусловно, таково. Мы однажды уже говорили, что следует крайне аккуратно относиться к словам. Иврит древний язык. Некоторый слова приобрели сегодня совсем другие значения. Некоторые немного "сдвинулись" в своих значении. Слово ХЕСЕД, во времена талмудической литературы означало то же, что и сегодня. Однако, внимательно исследуя библейский текст, мы обнаруживаем, что это слово употреблялось немного иначе. Мы не будем приводить здесь полный анализ слова, потому что это длинное довольно специальное занятие. Приведем только одно соображение. Слово ХАСИД, что грамматически должно означать "наделенный качеством ХЕСЕД" очень часто в Танахе оказывается синонимом слова "верный", "преданный". Аналогично, в Танахе слово "ХЕСЕД" очень часто соседствует со словом "ЭМЕТ" – "верно". Таким образом мы получим, что ХЕСЕД – это свойство "верного", "преданного". При этом мы обращаем внимание на то, что слово ХЕСЕД чаще всего имеет некоторый покровительственный оттенок. В результате мы понимаем, что слово ХЕСЕД означает "покровительство". На самом деле, все еще немного тоньше. ХАСИД – это "преданный", а вот "покровительством" этого "преданного" оделяет верный друг, разумеется, тот, кто выше его по статусу.

Возвращаясь к книге Псалмов, мы понимаем, что герой этой книги находится в "дружбе" с Всевышним, и при этом в этой дружбе он "младший товарищ", которому оказывается покровительство Свыше. С другой стороны, от самого "младшего товарища" ожидается преданности по отношению к Создателю. Вот такое ощущение дружбы со Всевышним, при которой Всевышний защитник и покровитель передается в псалме 23:

  1. Псалом Давида. Господь – мой пастырь: не узнаю нужды!
  2. Он укладывает меня на пастбищах зеленых, приводит к водам тихим.
  3. Дарует покой душе моей, ведет меня тропами верными, ради имени Своего.
  4. Даже проходя ущельем во тьме смертной, не убоюсь беды; ибо Ты – со мною! Дубина и посох в Твоих руках вселяют в меня уверенность.
  5. Ты накрываешь предо мною стол на виду у врагов моих; Ты умащаешь елеем голову мою; наполняешь чашу мою!
  6. Мне – только блага и покровительство Твои во все дни жизни моей, и долгие годы я предаваться покою в доме Господнем!

Этот псалом – один из самых знаменитых в книге. Его принято читать в час опасности, особенно в положении, когда страшно, а источник опасности не ясен.

В первых четырех стихах автор сравнивает себя с овцой, а Всевышнего с пастухом. Дубинка и посох в стихе 4 – два орудия работы пастуха: дубина – для защиты от диких животных, посох – для управления стадом. При этом в стихе 2 описывает забота о благе стада – пастух ведет стадо на зеленые поля к хорошему водопою. А в стихах 3-4 описано, что пастух заботится о безопасности стада.

Точно так же ощущает себя человек, живущий с ощущением "дружбы" с Богом. Всевышний его защищает на всех путях. Не может с тем, кто находится под покровительством свыше приключиться никакая беда, даже в "долин смерти".

Стих 6 представляет собой некоторую трудность. Естественно, "дом Господень" чаще всего понимается как Храм. Вопрос, как это связано с нашим псалмом? Причем здесь Храм? мы уже останавливались на такого рода вопросе при разборе псалма 15, в связи с оборотом "Шатер Всевышнего". Там мы показали, что в рамках танахической системы образов, "шатер Господен" может означать Храм, а так же весь мир.

В нашем случае продемонстрируем на примерах, что "дом Господен" может в Писании означать нечто иное.

Первый пример из книги Ошеа 9:15:

  1. Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы.
  2. Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их – отступники.

Речь идет о пророчестве об изгнании колена Эфраима. Ни о каком Храме речи здесь идти не может, просто потому что Храм находился на территории колена Иуды, о котором речи в отрывке вестись не может. Тем самым мы получаем, что в данном случае "Дом Мой (Всевышнего)" означает страну Израиля. Доказательством тому является последний стих отрывка: "Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами" (9:17).

Аналогично призыв в Ошеа 8:1: "…Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой!"

Есть употребление этого оборота куда более общее. В отрывке из книги Судей (19:18) герой произносит:

"Мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я; я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом".

Вообще-то герой идет не в Храм, а просто возвращается после встречи с тестем домой. И здесь оборот "иду к дому Господа", скорее всего означает нечто вроде "под крылами Бога", "под защитой Господа". Вообще все это нас не должно удивлять, потому что сама земля Израиля неоднократно в Писании называется "наделом Господа".

Возвращаясь к нашему псалму, получается, что мысль последнего стиха сводится к тому, что праведник будет все дни своей жизни в "доме Господа", "в гостях у Всевышнего, домом Которого является весь мир". Для того, чтобы убедиться в том, что такое понимание здесь единственно верное, достаточно перечитать предыдущий стих:

  1. Ты накрываешь предо мною стол на виду у врагов моих; Ты умащаешь елеем голову мою; наполняешь чашу мою!

Описан пир. Вот Всевышний у Себя в доме накрывает стол, вот гость перед тем, как сесть за стол умащивает голову елеем – обычай многократно упомянутый в Танахе именно в связи с пирами, – вот наполняет чашу гостя. И теперь в следующем стихе "и долгие годы я буду предаваться покою в доме Господнем".

Осталось только одно замечание: тот, кто имеет всячески приветствуемую привычку проверять авторов по оригиналам, или при не знании языка по справочной литературе или аналогичным переводам, может заметить, что последний стих, как правило, переводят "И возвращаться в дом Господен". В данном случае при таком понимании, "я буду частым гостем в доме Всевышнего". Но нам больше нравится привести этот глагол не к слову "возвращаться", а к слову ШАБАТ – "отдыхать" (для тех, кто знает иврит, тав – корневая, и дагеш показывает на удвоение тава в прошедшем времени первого лица).

Таким образом, псалом имеет интересный структурный переход. Вначале Всевышний – пастух. а герой – принадлежит к Его стаду. В стиха 5 и 6 герой желанный гость в доме Всевышнего, которого пригласили на пир. И опять, возвращаясь к стиху 6, только теперь к началу: "Мне – только блага и покровительство…". В оригинале "Меня преследуют преследовать только блага и покровительство (а не враги)".

Собственно говоря, именно чувство, переданное этим псалмом и передает то чувство, которое составляет религиозное переживание Танаха. Если считать, что религия – это "связь" с Богом, то здесь эта религиозность строится через эмоцию, через переживание.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Предложите сами по обобщающему контрольному вопросу к каждому из рассмотренных в этой главе псалмов.