МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Иеhошуа"

Лекция 1. Общая структура книги Иеhошуа и ее место в ТаНаХе

Отрывки из Книги Иеhошуа в данном курсе цитируются по переводу Давида Иосифона, но в некоторых случаях автор пользуется собственным переводом. /Прим. ред./

1. Общая структура ТаНаХа

2. Общее понятие "пророка" и особый статус книги Иеhошуа.

3. Общая структура книги Иеhошуа.

4. Деление текста Священного Писания на главы; 2 возможные причины возникновения этого деления. 

5. Завершения Торы как предисловие к книге Иеhошуа.

6. Начальная часть книги Иеhошуа, ее структура.

Контрольные вопросы

1. Общая структура ТаНаХа

По традиции, Танах считается состоящим из 24-х книг: 5 книг Торы, 8 книг Пророков  (которые подразделяются на раздел "ранние Пророки" и раздел "Поздние Пророки") и 11 книг Писания .

Число "24" как общее количество книг Танаха  является традиционным; притом, что действительное число книг в Танахе несколько больше – и поэтому некоторые из книг объединяются вместе в одну.

Итого, список книг Tанаха таков:

(В рамках деления на главы и их нумерации книги Шмуэль, Цари и Хроники разделены каждая еще на две части, однако это подразделение не является традиционным и появилось, скорее всего, в начале эпохи книгопечания когда деление на главы и их нумерация были заимствованы у христиан). 

2. Общее понятие "пророка" и особый статус книги Иеhошуа.

В Талмуде говорится, что если бы евреи не грешили, то они получили бы только 5 книг Торы и книгу Иеhошуа. Поскольку евреи грешили, то они получили еще вдобавок множество книг Пророков, цель которых была научить их дополнительной  глубокой мудрости. Возникают естественные вопросы: почему книга Иеhошуа должна была быть дана нам, безусловно, и почему остальные книги Пророков даны именно "за грехи"?

Для того чтобы все это понять, следует разобрать, какова роль пророка с точки зрения еврейской традиции; кого мы называем пророком? Надо, прежде всего, отметить, что слово пророк употребляется, по крайней мере, в двух разных значениях. Пророчество может быть способностью, и тогда пророк - это человек, имеющий пророческий дар;  и пророк может быть "в должности".

 На протяжении нашей истории пророков было великое множество, но в Танахе содержится упоминания пророчества только всего лишь 55-ти из них. В одном месте Талмуда сказано, что всего пророков  было "вдвое больше, чем вышедших из Египта" – т.е. миллион двести тысяч. Наверняка  эта цифра не претендует на точность и даже на реальность, но ясно, во всяком случае, что за еврейскую историю пророков  было, много тысяч, - имеются в виду пророки, которые посылались с какими-нибудь мелкими или крупными пророчествами. Однако когда мы говорим о Пророке в ТаНаХе, которому посвящена книга, то это должен быть пророк "по должности". Для этого не достаточно того, что этот человек имеет какие-то данные, способности, и что они реализовались в том, что он видит какие-то пророческие картины или слышит какие-то пророческие слова. В нашей традиции человек называется пророком только в том случае, если Всевышний послал его передать определенным лицам определенное послание. Это может либо приказание что-то делать, либо - это может быть указания вести себя в чем-то не так, как эти люди ведут себя сейчас. Таким образом, миссия пророка - это или передача специального Божественного Повеления, или же это укор, увещевание.

Теперь мы рассмотрим разницу между книгой Иеhошуа и книгами других пророков. Если бы евреи вели себя правильно, то тогда не нужно было бы посылать к ним "учителей морали", - а все книги Пророков, кроме Иеhошуа, как раз в первую очередь исполняют в основном эту роль:  одергивать евреев, когда они ведут себя плохо, и призывать соблюдать Тору и ее законы, и вести себя хорошо. Причем понятно, что простое чтение морали - не только скучно, но оно очень слабо действует. Если, например, схватить хулигана и просить его перестать хулиганить, то это вряд ли подействует. Его нужно заинтересовать чем-то интересным. Поэтому, каждый раз за очередную порцию "хулиганства" мы получаем очередную сторону мудрости, которую раньше мы не получали в явном виде. И таковы, в основном, книги пророков; однако основная роль книги Иеhошуа - не такова. Она посвящена проблеме овладения народом Израиля Землей Израиля: завоеванию Земли, раздела ее между коленами и т.д. (Как видно будет из дальнейшего обсуждения, этот вопрос очень важно рассмотреть подробно, и эти события нельзя отнести к простому завоеванию и расселению).

И эта роль – не возникла постфактум, но она необходима изначально для всего мироздания.

3. Общая структура книги Иеhошуа.

 Книга Иеhошуа образует своего рода мост от Пятикнижия к книгам Пророков. В ней описано осуществление Божественного обетования, записанного в Торе: даровать народу Израиля землю Ханаан (Кнаан).

Книга Иеhошуа первая из книг Пророков - и по времени и по порядку в Танахе. Эта книга записана самим Иеhошуа, за исключением нескольких самых последних стихов, которые написаны его преемником после смерти Иеhошуа. Действие книги Иеhошуа происходит примерно в 13 веке до н.э.

Книги Иеhошуа состоит из следующих пяти основных частей.

1-ая часть - это подготовка и вход в Землю Израиля,  главы 1-4.

 Они содержат описание пророчеств и наставлений, полученных Иеhошуа от Бога Израиля, первые шаги Иеhошуа - пророка и военачальника (история с разведчиками, посланными в Иерихон, переход через Иордан и сооружение жертвенника из камней, поднятых со дна реки, свидетельство о чуде, когда Бог остановил течение Иордана).

2-ая часть - это завоевание Земли, главы с 5 по 12.

 Они рассказывают о покорении ханаанских  народов и овладении Страной, о том, как евреи совершили обрезание, благодаря чему вновь вступили в союз-завет праотца Авраама с Богом. (Только после совершения обрезания евреи смогли провести праздник Песах согласно закону). Здесь также говорится о падении Иерихона, об истории. случившейся с Аханом, о войне за город  Ай и строительстве жертвенника на горе Эйваль. В этих главах описана история с жителями Гивона, обманом добившихся союза с Израилем. В заключение перечисляются названия тридцати одного царства, землями которых овладели израильтяне.

3-я часть - раздел Земли между коленами Израиля, главы с 13 по 19.

  В этих главах  сообщается о том, как Страна была поделена между коленами, родами и семьями.

4-ая часть - отделение городов-убежищ и городов Левитов и прилегающие вопросы, главы с 20 по 22 .

В этих главах рассказывается о городах колена Леви: городах-убежищах для тех, кто случайно убил человека, о строительстве жертвенника воинами-евреями, теми, кто входил в колена, осевшие в Заиорданье.

5-ая часть  - заключительные слова Иеhошуа и заключение завета в Шхеме, лавы 23 - 24.

Она содержит последние обращения Иеhошуа к народу и рассказ о завете, который он заключил с народом в городе Шхеме. В этой главе мы расстаемся с Иеhошуа навсегда - здесь рассказывается о его смерти.

4. Деление текста Священного Писания на главы; 2 возможные причины возникновения этого деления. 

Мы уже упоминали о том, что деление на главы, которое имеется и в Торе, и в книге Пророков, появилось лишь в позднем средневековье, и оно было сделано христианами, и только потом перенято евреями. Имеются два объяснения того, почему евреи переняли у христиан деление на главы. Одно объяснение состоит в том, что христианские богословы втягивали евреев в диспуты, и для того, чтобы понять, о чем они говорят, надо было знать, на что они ссылаются, т.е. следовало знать христианское разделение на главы (нумерация стихов возникла еще позже). Другое объяснение, более положительное, состоит в том, что  первая Конкордация (справочник, в котором приводятся все слова, которые фигурируют в Танахе) была составлена христианами, и поскольку она апеллировала к делению на главы  в христианских изданиях Библии, то это послужило стимулом к аналогичному разделению в еврейских изданиях.

Мы также уже отмечали, что деление на главы не имеет большого внутреннего смысла, оно довольно искусственно. С точки зрения еврейской традиции текст в Свитках Священного Писания делился на разделы, так называемые "сдарим", и каждый раздел делился на более мелкие отделы, которые называются "паршйот". Книги Пророков и Писаний давно уже не пишут в виде свитков, как это обязательно для Торы, - но, тем не менее, традиция  сохраняет и передает нам это деление. Эти разделы имеет смысл отмечать, так как они разбивают текст на смысловые части, и  это помогает лучше следить за сюжетом  и понимать смысл читаемого.

5. Завершения Торы как предисловие к книге Иеhошуа.

Последняя книга Торы, книга Дварим, рассказывает,  что Моше назначает Иеhошуа руководителем народа вместо себя. Это последние дни жизни Моше. Перед смертью Моше еще раз объясняет народу заповеди Божьи: он говорит о том, что евреи могут жить в своей стране только при условии соблюдения этих заповедей. Исполняя волю Бога, Моше назначает преемника - Иеhошуа. Моше сорок лет вел народ Израиля по пустыне, приведя его к рубежам Обетованной земли, но самому ему не суждено было войти в эту Страну, это должен был сделать Иеhошуа. Обращаясь к народу, Моше говорит:

"Перешел бы я и посмотрел бы на эту землю прекрасную, что по ту сторону Иордана, на гору эту прекрасную и Ливан! Но разгневался Господь на меня из-за вас и не хочет слушать меня. И сказал мне Господь: Довольно, не говори Мне более об этом! Взойди на вершину горы, взгляни на запад и на север, и на юг, и на восток. Смотри глазами твоими, ибо ты не перейдешь за Иордан. Прикажи Иеhошуа, и укрепи его, и утверди его, ибо он возглавит народ этот, и даст им во владение землю, которую ты увидишь" (Дварим, 3:23-28).

Итак, Моше не дано перейти Иордана. Единственное, чего он удостоился - это увидеть Cтрану Израиля издали. Лишь увидеть, но не коснуться и не ступить на нее ногой.

И вот, в конце своих дней Моше поднимается на гору Нево, чтобы бросить последний взгляд на землю, к которой он так стремился. В книге Дварим читаем:

"И взошел Моше со степей Моава на гору Нево, на вершину, что против Иерихо, и дал Господь ему видеть всю землю от Гилада до Дана. [..]  до моря крайнего.  И Негев, и долину Иерихо - города пальм - до Цоара. И сказал Господь ему: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Ицхаку, Яакову, говоря: "потомству твоему дам ее". Я дал тебе увидеть глазами твоими, но туда не перейдешь. И умер Моше, слуга Бога, в земле Моава, по слову Господа".

Моше поднимается на вершину горы Нево напротив Иерихо. Он видит страну, долину Иерихо. Иерихо - единственный город, который удостоился чести быть упомянутым в описании смерти Моше. Последнее, что увидел Моше - не просто деталь пейзажа. Иерихо - это город-крепость,  которая закрывает путь в Землю Обетованную, стены его высоки и прочны. И Моше на пороге смерти указывает на Иерихо - вот ворота Страны Израиля!

Моше предстает перед народом во всем своем величии. За пять недель до смерти он обращается к евреям и обучает их заповедям, убеждая следовать велениям Бога. Удивительна и величественна и сама смерть Моше: никому не дано знать места, где он похоронен. Тридцать дней сыны Израиля плакали по своему вождю, тридцать дней они находились в трауре.

За пять недель до смерти Моше обращается к народу со словами:

"Сто двадцать лет исполнилось мне, не могу я более выходить перед Господом, и Господь сказал мне: не перейдешь ты этого Иордана. Господь, Бог твой, сам пойдет перед тобой - перед народом, Он истребит народы эти, что перед тобой, и ты овладеешь ими. Иеhошуа поведет тебя, как сказал Господь. [...] И призвал Моше Иеhошуа, и сказал ему перед глазами всего  Израиля: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом этим в землю, которую клялся Господь отцам твоим дать им, и ты передаешь им во владение. А Господь Сам идет перед тобой, сам будет с тобой, не отступит Он от тебя и не оставит тебя, не бойся и не трепещи".

Сразу после кончины Моше власть над Израилем, по воле Бога, принимает Иеhошуа. В начале книги Иеhошуа об этом рассказано так:

"И было по смерти Моше, слуги Господа. И сказал Господь Иеhошуа, сыну Нуна: "Моше, слуга Мой, умер. Встань же теперь, перейди через реку Иордан, ты и весь народ этот, в землю, которую  Я даю сынам Израиля. Всякое место, на которое ступит нога ваша, отдаю Я вам, как сказал Я Моше. От пустыни и Ливана до реки великой, реки Ефрат, всю землю хеттов, и до великого Западного моря - вот они, границы ваши.

Не устоит никто перед тобой во все дни жизни твоей; как был Я с Моше, так буду и с тобой; не отступлюсь от тебя и не оставлю тебя. Только будь тверд и мужествен, ибо ты передашь народу во владение землю, о которой Я клялся отцам вашим отдать. Только будь тверд и мужествен беспредельно, чтобы хранить и соблюдать Тору, которую завещал тебе Моше, слуга Мой. Не уклоняйся от нее ни вправо, ни влево, дабы преуспеть всюду, куда ты ни пойдешь.

Да не отойдет эта книга Торы от уст твоих, размышляй о ней день и ночь, чтобы точно исполнить все написанное в ней. И тогда будет удачлив твой путь, и преуспеешь ты.

Повелеваю Я тебе: будь тверд и мужествен, не знай страха и трепета, ибо с тобой Господь, Бог твой, везде, куда ты ни пойдешь".

Иеhошуа становится вождем народа Израиля. Обязанности, возложенные на него, нелегки: он должен ввести евреев в Землю обетованную, возглавить войско и сразиться с семью народами.

6. Начальная часть книги Иеhошуа, ее структура.

Итак, вся книга Иеhошуа делится на 5 основных частей, и первая часть посвящена входу евреев в Землю Израиля.

Согласно традиции, первая часть книги Иеhошуа разбивается на два раздела (седера). Первый седер является прямым продолжением того рассказа, который дает нам Тора. Тора кончается тем, что Моше умер и назначил своим преемником Иеhошуа. Книга Иеhошуа начинается с того, что Иеhошуа получает инструкцию перейти Иордан и захватить землю, как было велено евреям. Первый раздел первой части занимает первые две главы с небольшим. Далее, до конца четвертой главы - идет второй раздел первой части и там описывается чудо рассечения Иордана и переход через Иордан. Таким образом, эти первые 4 главы образуют первую часть книги Иеhошуа и разделяются на 2 седера.

В первом разделе (седере) традиция выделяет 6 паршийот (отрывков). Первая глава  содержится 3 отрывка. А именно: первые 9 стихов этой главы – это первый отрывок, содержащий слова Всевышнего, обращенные к Иеhошуа. Второй отрывок (стихи 10-11) - это обращение Иеhошуа к "шотрей hа-ам". (Можно перевести это выражение и как "надсмотрщики" и как "помощники", "начальники", одним словом, это, по-видимому, некоторые чиновники. Насколько эти люди исполняли полицейские функции, - не совсем ясно). Этот отрывок  состоит всего из 2-х, и следующий отрывок (стихи 12-18) состоящий из гораздо большего числа стихов -  это  обращение Иеhошуа к тем двум с половиной  коленам, которые остаются на восточном берегу Иордана, получая там свой надел. Сюда же примыкает и их ответ.

К анализу этого мы и обратимся ниже.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Сколько книг в Танахе?



КВ-2. В чем назначения Пророка и Книг Пророков?



КВ-3. В чем разница между книгой Иеhошуа и остальными книгами пророков?



КВ-4. На какие части делится текст книг Танаха в современных изданиях, и на какие согласно Традиции?



КВ-5. Когда и какие причины вызвали разбиение текста Танаха на главы?