< Маханаим /Учебные курсы по иудаике / Курс "Книга Иеhошуа"
  МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Иеhошуа"

Лекция 11 . Раздел Страны (2). Заиорданские колена

1.Описание границ территории, принадлежащей потомкам Иосефа

2. Собрание в Шило. Храм в Шило

3. Колена Биньямина и Шимона

4. Наделы Звулуна и Иссахара

5. Наделы Ашера, Нафтали и Дана

Контрольные вопросы

1.Описание границ территории, принадлежащей потомкам Йосефа

Сразу после Иеhуды следует описание надела потомков Йосефа.(Мы помним, что Йосеф – это второй полюс еврейского народа, во многом «оппонент» Иеhуды). Итак, потомкам Йосефа посвящены главы 16 и 17. В главе 16 обсуждается территория, доставшаяся колену Эфраима, а в 17-й - колену Менаше. Уже упоминалось, что, при некоторых перечислениях, Эфраим и Менаше упоминаются как два отдельных колена, а при других - они упоминаются как одно колено Йосефа. И здесь сначала говорится об общей территории, без разделения на земли Эфраима и Менаше, а затем – более детально.

По-видимому, сначала земля была выделена для потомков Йосефа в целом, и они выступали, как одно колено. После того, как жребий обрисовал границы всего колена Йосэфа, бросается новый жребий, который определяет границы каждого из колен сыновей Йосефа. Рамбан в своем комментарии к книге Берешит, обсуждая благословение Яакова, пишет, что, по словам наших мудрецов, Йосеф был первенцем в смысле наследия, и потому у него есть двойная доля в наследстве.

При этом земли за Иорданом, на восточном берегу, никак не участвуют в жеребьевке, и также та часть колена Менаше, которая на том берегу, - тоже в ней не участвует. Это уже было дано по постановлению Моше, и "вышло из игры". Здесь же в жеребьевке участвуют девять с половиной колен.

Здесь надо сказать, что когда мы говорим: "половина колена Менаше", то надо понимать, что это за половина и как она определялась. Мы увидим далее, что это разделение "пополам" было заведомо не точно пополам: одна "половина" была намного больше другой. На восточном берегу наследие получили только два семейства: семейство Махира и семейство Гилада. Все остальные семейства колена Менаше получили наделы на западном берегу Иордана.

Если посмотреть на карту раздела между коленами, то видно, что города Эфраима вклиниваются в территорию Менаше – чего обычно не бывает. Комментаторы отмечают, что здесь нам изначально демонстрируется, что весь Йосеф - это одно колено, а дальше они делятся на колена Эфраима и Менаше только для того, чтобы выполнить благословение Яакова, и это не считается нарушением того, что каждому колену следует находиться на своей отдельной территории. Иными словами, Йосеф - это одно колено, которое состоит из двух частей, фигурирующих под названием отдельных колен.

В территории Менаше получают свой удел, как и следовало, и дочери Целофхада (17:3).

А далее, в середине этой главы (17:12-13), после того, как даются границы колена Менаше с Иссахаром, с Ашером и пр., говорится: "И не смогли сыновья Менаше прогнать кнаанейцев, живущих в городах, и они продолжали проживать в этой земле. Когда усилились сыновья Израиля, то они подчинили этих кнаанейцев, обложили их налогом, но прогнать - не прогнали их". Комментаторы разделяются в понимании того, что здесь сказано. Одни говорят, что подавить и подчинить их - смогли, а прогнать - не смогли. Другие же говорят: "хотя и могли, но проявили такую постыдную инертность, что оставили их жить, и это было совершенно неправильно".

И после этого (17:14) сказано: "И говорили сыновья Йосефа с Иеhошуа". Говорится здесь - сыновья Йосефа, но в основном это были, конечно, потомки Менаше. Они пришли к Иеhошуа жаловаться: "Почему ты дал мне в наследие один жребий и один надел, а я народ многочисленный".

Основная масса колена Менаше находится на Западном берегу Иордана, и они действительно очень многочисленны. В сумме с коленом Эфраима они превосходят любое другое колено Израиля, и им тесно. При этом следует отметить, что потомки Йосефа начинают жаловаться не сразу после того, как им выпал этот жребий, а только после того, как они попробовали прогнать кнаанейцев, и не смогли.

При этом они объясняют это тем, что у тех железные колесницы. Справиться с другими ханаанскими народами на горе было не очень сложно, но сражаться с колесницами на равнине они не могли. Поэтому, они жалуются не сразу после того, как им выпал жребий, а только после того, как они попробовали победить этих ханаанейцев внизу, и у них ничего не вышло.

Иеhошуа отвечает им на это (17:15-18) так:

(15) И сказал им Йеhошуа: если ты народ многочисленный, то поднимись в лес и расчисть его себе в земле перизеев и рефаимов, если тесны для тебя горы Эфраимовы. (16) И сказали сыны Йосефа: недостаточно нам гор; а у всех кенаанеев, живущих в долине, железные колесницы: и у тех, которые в Бейт-Шеане и окрестных городах его, и у тех, которые в долине Изреэль. (17) И сказал Йеhошуа дому Йосефа, Эфраиму и Менаше так: народ многочисленный ты, и сила твоя велика – не один жребий будет у тебя; (18) И гора будет твоей, а так как лесиста она, то расчистишь ее, и будут для тебя отроги ее, ибо ты изгонишь кенаанея, хотя колесницы железные у него, хоть и силен он.    

Иными словами, они приходят жаловаться, что у народов внизу железные колесницы, и их нельзя прогнать, а Иеhошуа им говорит: "Вот потому-то все и будет хорошо, и это - как раз для вас". Комментаторы понимают это так: «вы - самое могучее колено, да и вы сами это признаете, что вас много, и поэтому никому другому несправедливо и неразумно дать эту трудную задачу. А раз вам тесно и у вас большая сила, - то вы их и прогоните.

Контрольные вопросы

КВ-1. Почему описание земли Йосефа следует сразу за Иеhудой; в чем подобие и в чем противопоставленность Иеhуды и Йосефа?

КВ-2. В чем специфика земель Эфраима и Менаше?

2. Собрание в Шило. Храм в Шило

В главе 18 начинается описание совершенно нового периода в истории Израиля, который начинается с того, что весь народ Израиля собрался в Шило, и там поместили  "оhель моэд" - "шатер собрания", и сказано, что "земля уже захвачена перед ними". Спрашивается, как же можно говорить, что "земля захвачена", когда много еще незахваченной земли? Захвачена большая часть земли, подходит к концу период захвата и распределения земли, и начинается новый период. Этот период можно считать принципиально новым, потому что, когда Земля разделена между коленами, вступают в силу все законы, связанные с тем, что каждое колено находится на своей собственной территории. Это  очень важные заповеди, к которым относятся: отделение десятины, заповеди седьмого (год швиты) и пятидесятого (йовэль) года, и все они вступают в силу, когда Земля разделена между коленами. Тем самым мы переходим от периода неустоявшейся жизни - к периоду устойчивого расселения сынов Израиля в Стране.

Итак, народ собирается в Шило, на территории колена Эфраима. Шило - это то место, куда Мишкан - переносной Храм - перенесен из Гильгаля (где он до этого находился на протяжении примерно 14-ти лет). Проблема с Шило состоит в том, что в одном месте сказано, что Храм - Божественное Присутствие - будет "бе-эхад шватеха" - "в одном из твоих колен" (Дварим 12:14), а в другом месте сказано (Дварим 12:5): "ми-коль шватейхем" - "из всех ваших колен". Есть комментарий, который говорит, что "в одном из твоих колен" - это Шило, а "из всех твоих колен" - это Иерусалим. В каком же колене находился этот переносной Храм в Шило? Нет никаких сомнений в том, что город Шило находился на территории Эфраима. Однако здесь возникает большая трудность, потому что, оказывается, у мудрецов была традиция, заключающаяся в том, что ни один Храм не может располагаться на территории другого колена, кроме колена Беньямина. Не обсуждая пока вопроса, который поднимается мидрашем, за что Беньямину такая честь, факт переданной традиции неоспорим, и всегда Божественное Присутствие обитает только на территории Беньямина. Как же тогда объяснить, что шатер собрания оказывается в Шило, на территории Эфраима?

На это имеется очень интересный ответ в Талмуде (Звахим). Там говорится, что проблема существует также и с постоянным Храмом в Иерусалиме, так как Иерусалим - это территория Иеhуды, а Храм находится на границе между коленами Иеhуды и Беньямина, так что жертвенник оказывается на территории Беньямина. То же самое, как говорят мудрецы, происходило и в случае с Шило: Город Шило находился на территории Эфраима, а территория Эфраима врезалась клином в территорию Беньямина, и хотя город Шило был на территории Эфраима, но Храм - стоял на территории Беньямина. Интересное подтверждение этому мудрецы приводят из главы 16 книги Иеhошуа (16:6), где говорится: "И выходит граница (сынов Эфраима) на запад и тянется к северу и потом поворачивает граница к востоку на Таанат - Шило". Таанат-Шило - это географическое название, и это место, по-видимому, расположенное где-то рядом с Шило. Мудрецам очень важно объяснить, каково происхождение Таанат-Шило. Они говорят, что была полоса, которая выходит из надела Йосефа и врезается в надел Беньямина,  поэтому это место называется - Таанат-Шило - от слова "инуй" - страдание": колено Беньямина страдает оттого, что чужое колено врезается в их территорию, и им хочется его "проглотить", чтобы это была их территория. Нигде не описано, почему именно Шило было выбрано в качестве места помещения переносного Храма. Это было решение Иеhошуа, основанное на пророческом видении.
При этом основной стих, который связывают с Шило, - это стих, где говорится, что "еще вы не дошли до покоя и наследия" - "мнуха ве-нахала". Мидраш объясняет, что - "мнуха" - это Шило, но это еще не "нахала", а "нахала" - это Иерусалим. Красивый образ состоит в том, что когда человек идет к какой-то очень важной и возвышенной цели, но дорога к ней очень непроста и длинна, он нуждается в том, чтобы по дороге отдохнуть. Он находит какое-то временное пристанище, и там задерживается для отдыха. Это - отдых, но это еще не наследие.

Замечательный намек на такое соотношение дает само название Шило. Шило пишется в Торе иногда с "hей" на конце, а в других книгах (Псалмах и др.) - на конце "вав". Если этот "вав" приписать сюда и прочитать с другой огласовкой, то получится: "шалва", что означает "покой, благоденствие", а начало слова «Иерушалайм» - "йеруша" - "наследство". Поэтому естественным образом напрашивается, что Шило - это отдых, покой (только на время), а Иерушалайм это - наследие навечно. Надо сказать, что "временное" пребывание Храма в Шило продолжалось 369 лет, то есть всего на 41 год меньше, чем стоял Первый Храм; но при этом все дальнейшее пребывание Храма состоится только в Иерусалиме.

Здесь сказано, что в Шило расположили "оhель моэд", - «Шатер Собрания», то есть, там были стены из занавеса. Это был тот самый шатер, который соорудил Моше: балки, и на них занавеси. В Псалмах тоже говорится "оhель Йосеф" ("оhель" - "занавес"). С другой стороны, в книге Шмуэля говорится: "бейт элоким бе-Шило" - "дом Бога в Шило". Что же это, дом или шатер? Мишна Звахим объясняет эту ситуацию таким образом. Дом - в том смысле, что внизу были каменные стены, а над ними были занавеси, а крыши не было. Это уже не переносной Храм, который был в пустыне, и это еще не дом, как Храм, который построит Шломо. Поэтому он и называется то «шатер», то «дом». Конструкция переносного Храма и конструкция стационарного Храма принципиально отличаются друг от друга очень мало, и все функциональные единицы,  жертвенник в том числе, там, конечно, были. А построение Храма навечно -требует некоторого очень важного условия, которое прямо указано в Торе, в книге Дварим (12:11): - "Когда даст Он вам покой от всех врагов вокруг, и когда вы поселитесь надежно".

Предметом обсуждения Мишны, Гемара также об этом говорит, является вопрос о том, какая разница между Храмом в Шило и Храмом в Иерусалиме. Идет речь, конечно, не о его конструкции, а о "силе Святости". В Мегиле говорится, что разница между Шило и Иерусалимом всего лишь в том, что в Шило "кдушим калим" - "легко святые" жертвы едят всюду, в любом месте, откуда видно Шило, а в Иерусалиме - только внутри стен города. И еще разница в том, что святость Храма в Шило была только временной, и после того, как там перестал существовать Храм, было снова разрешено приносить жертвы на временных жертвенниках; в то время, как святость в Иерусалиме - навеки, и даже после разрушения Храма запрещено приносить где бы то ни было жертвы. Это показывает силу той святости, которая была (и осталась) в Храме в Иерусалиме.

Контрольный вопрос

КВ-3. Опишите Шило и Храм в Шило, его местонахождение, географические особенности, хронологию и уровень святости.

3. Колена Биньямина и Шимона

Дальше описывается, какому из оставшихся семи колен где досталась земля. Сначала идут колена, тесно связанные своим наделом с двумя «центральными» (Иеhудой и Йосефом). Первым идет Беньямин, который получил территорию между коленами Йосефа и Иеhуды, и ему достался Иерусалим (немного врезается с юга кусок Иеhуды и к северу - Йосефа). Интересно, что за Беньямина, как и в книге Берешит, снова спорят эти два царя - Иеhуда и Йосеф. Все остальные места, обладающие повышенной святостью, где когда-либо располагается Храм - Шило, Нов и Гивон (после Шило, как описано в книге Шмуэля, Храм располагается в Нов и Гивоне), - находятся в наделе Беньямина.

После Беньямина идет Шимон. История с Шимоном  очень интересна, потому что он получает надел внутри надела Иеhуды. Получается так, что, после того, как Йеhуда уже получил эемлю, оказалось, что земли ему слишком много, и внутри его земли получает надел целое колено Шимона. По-видимому, Иеhуда не протестует; возможно, что была известна традиция, по которой Шимон должен был получить свой надел внутри территории Иеhуды.

Это соответствует тому благословению, которое давал Яаков. Яаков проклял "гнев и ярость братьев" - Шимона и Леви (Берешит 49:7): "Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Яакове и рассею их в Израиле". "Разделю в Яакове"  относится к ним обоим, и прежде всего  к Шимону, а именно -  Шимон будет отделен от Леви, потому что вместе эти два брата превосходят "критическую массу" - они взрывоопасны. Поэтому-то Шимон, будучи отделенным от Леви, получит свой надел внутри Йеhуды. Что касается Леви, то к нему относится не только "разделю", но и "рассею". То есть Леви - такой "могучий заряд", что его мало отделить, а надо  рассеять, и поэтому у Левитов совсем нет своей земли, и они распределены между всех колен. Нецив из Воложина довольно отчетливо формулирует это в своем комментарии к Торе, и говорит, что в умеренных количествах такие люди как Шимон очень нужны, но если их много в одном месте, то это  очень тяжело,  поэтому их надо разделить. Таким образом, именно поэтому Яаков задумал этот план изначально. Однако из благословения Яакова не следует никакого намека на то, что Шимон будет именно среди колена Иеhуды. Намек на это можно увидеть в благословении Моше, в конце Торы. В благословении Иеhуды говорится (Дварим 33:7): "шма hа-Шем коль Йеhуда", "слушай Всевышний голос Иеhуды", и из того, что говорится "шма", видят намек на Шимона. Так говорит очень важный мидраш "Сифрей". Рамбан особенно упирает на то, что, в конечном счете, основное свойство Шимона состоит в его ревностном отношении к братьям, к достоинству отчего дома. Ярость и гнев братьев (Шимона и Леви в истории с Диной) объясняются не просто их бурным темпераментом, а тем, что они не могут стерпеть того, что дом их отца опозорили. Понятно, что в основе своей Рамбану этот "заряд" близок, его можно считать "положительным", но только его не должно быть слишком много в одном месте.

Контрольный вопрос

КВ-4. Опишите специфику наделов Биньямина и Шимона.

4.Наделы Звулуна и Иссахара

Третьим из этих семи получает надел Звулун. Он получает нижнюю Галилею, западную часть Эмек Изрэель (Изрэельской долины, между Самарией и Галилеей), и в некоторых местах его надел доходит до Средиземного моря.

Четвертым получает Иссахар. Звулун и Иссахар - знаменитая пара, составившая замечательный договор, по которому Звулун занимается торговлей и содержит Иссахара, который занимается Торой. То есть, один - заведует "этим миром", а другой - "духовным миром". Такой план когда-то задумал Ицхак, но у него ничего не вышло, потому что он выбрал Эсава - "неподходящую кандидатуру". Если бы Эсав стал заведовать этим миром, то он отсек бы его от духовного мира, и на этом был бы конец. Именно поэтому Ривке пришлось ввести некоторую "корректуру" в планы Ицхака. Однако планы цадиков не проваливаются так просто, и, в конечном счете, замысел Ицхака осуществился. Он хотел поставить Эсава на страже Яакова, - и он так и сделал. Ривка только поправила план: будет это не за счет того, что они в одной упряжке, а за счет того, что они будут разделены - Эсав стоит "сторожевым псом" для Яакова, потому что, как только Яаков начинает уклоняться от своей верной дорожки, - Эсав начинает его "кусать" (таким он создан).

Контрольный вопрос

КВ-5. Опишите связь Иссахара и Звулуна и ее параллельность – как противопоставление связи Яакова и Эсава.

5. Наделы Ашера, Нафтали и Дана

Пятое колено - это Ашер, получивший надел у Средиземного Моря, и шестой - Нафтали, которому жребий выпал в верхней Галилее, к востоку от надела Ашера, - и до Иордана и  Кенерета на востоке. Седьмое колено - последнее из получавших свой надел, - было коленом Дана, который получил два, довольно далеко друг от друга отстоящих участка: один - на западных склонах Иудейских гор, к морю напротив Яфо, а второй участок - на Севере, в районе истоков Иордана. Наконец, в главе 19 указано, что Иеhошуа Бен Нун получил свое наследие там, где он просил (в горах Эфраима, что уже обсуждалось при разговоре о наследстве Калева). И здесь заканчивается очень важный этап раздела Земли между коленами. Дальше начинается тема о городах Левитов и городах - убежищах.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему описание земли Йосефа следует сразу за Иеhудой; в чем подобие и в чем противопоставленность Иеhуды и Йосефа?



КВ-2. В чем специфика земель Эфраима и Менаше?



КВ-3. Опишите Шило и Храм в Шило, его местонахождение, географические особенности, хронологию и уровень святости.



КВ-4. Опишите специфику наделов Биньямина и Шимона.



КВ-5. Опишите связь Иссахара и Звулуна и ее параллельность – как противопоставление связи Яакова и Эсава.