МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Иеhошуа"

Лекция 12 . Города Левитов и города-убежища.

1.Текст Книги Иеhошуа

2. Расположение городов-убежищ

3. Функционирование городов-убежищ

4. Умышленный и неумышленный убийца после совершения убийства, и кровный мститель

5. Неумышленный убийца находится в городе-убежище до смерти Первосвященника

6. Города Левитов

7.Уход за Иордан колен Реувена, Гада и Менаше. Проблемы построения ими жертвенника

Контрольные вопросы

1.Текст Книги Иеhошуа

В главе 20 речь идет о том, как выделялись города-убежища.

(1) И говорил Г-сподь Йеошуе следующее: (2) Поговори с сынами Израиля и скажи: назначьте у себя города-убежища, о которых Я говорил вам чрез Моше, (3) Чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла, и будут они у вас убежищем от кровомстителя. (4) И кто убежит в один из городов этих, пусть станет у входа в ворота города и расскажет в слух старейшин города этого дело свое; и примут они его к себе в город, и дадут ему место, и будет он жить у них. (5) И если погонится за ним кровомститель, то они не должны выдавать убийцу в руки его, так как он без умысла убил ближнего своего и не имел ненависти к нему ни вчера, ни третьего дня. (6) И пусть живет он в этом городе, доколе не предстанет пред общиной на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. Тогда может возвратиться убийца и перейти в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал. (7) И определили они Кэдэш в Галиле, на горе Нафтали, и Шехэм на горах Эфраимовых, и Кирьят-Арбу, она же Хэврон, на горах Йеуды. (8) А за Ярдэйном, против Йерихо, к востоку, определили: Бэцер – в пустыне, на равнине, – от колена Реувэйна, и Рамот Багилад – от колена Гада, и Голан в Башане – от колена Менашше. (9) Это были города, установленные для всех сынов Израиля и для пришельца, живущего среди них, дабы убегать туда всякому, убившему человека по ошибке, дабы не умер он от руки кровомстителя, доколе не предстанет пред общиной

2. Расположение городов-убежищ

Когда перечисляются те три города, которые выделяются, как города-убежища, выясняется, что они находятся на равных расстояниях, и они как бы делят Землю на равные участки с севера на юг. Из этих трех выделенных городов два - Шхем и Кэдэш - к этому моменту еще не были завоеваны. Естественно, что Иеhошуа не знал, как поступить, и можно ли выделять город, который еще не находится в наших руках – и в этом, возможно, причина того, что Всевышний обращается к Иеhошуа, подчеркивая необходимость осуществления этой заповеди именно в данный момент.
Интересно еще и то, что эти города делят не только на равные участки с севера на юг, но и что  все они расположены на горном хребте, который разрезает всю Землю Израиля с севера на юг. С Запада он оставляет приморскую низменность, а с востока - долину Иордана. То есть получается, что эти города делят всю территорию и с запада на восток, также на равные участки.

Соответственно, три других города–убежища (к востоку от Иордании, которые выделил еще Моше) расположены параллельно этим.

3. Функционирование городов-убежищ

Дальше в стихе 20:4 книги Иеhошуа мы видим нечто, не совсем совпадающее с написанным в Торе, где не были приведены такие подробности: "И убежит этот неумышленный убийца в один из этих городов, и встанет у входа в ворота города, и скажет вслух старейшинам этого города "эт-дварав" - "свое дело", и примут его в город к себе, и дадут ему место, и он будет там находиться". В Торе не рассказывается подробностей о том, что неумышленный убийца что-то излагает старейшинам города. Получается, что Иеhошуа получает здесь некоторый галахический хидуш. Это  создает некую "напряженность", потому что мы знаем: после того, как Тора дана - "ло ба-шамаим hи", и пророк не может приходить с галахическим новшеством. Имеется такое мнение (Кли-Якар), что до сих пор эта Галаха была в статусе Устной Торы, то есть это была традиция, которая была получена на Синае в устном виде, а теперь она сообщается Иеhошуа, чтобы  он записал ее в свою книгу. В чем смысл этого разговора, когда неумышленный убийца прибегает к воротам города-убежища и сообщает свою ситуацию, и они должны ему "дать место". Что это значит: "дать место"? По-видимому, все согласны с тем, что в этих шести городах такой человек не платит за жилье. Остальные 42 города Левитов, куда тоже может прибежать такой человек, отличаются от этих шести тем, что они его защищают, только если он знает, что его защищают, а в шести городах его защищают, даже если он не знает, что его защищают. Эти шесть городов - тоже города Левитов, но они специально предназначены для неумышленных убийц, которые живут там без платы за жилье и с прочими льготами. Причем, каждый из этих шести городов может служить убежищем для жителей любого района страны. Если же неумышленный убийца убегает в один из тех городов Левитов, который предназначен, прежде всего, для нормальной жизни Левитов, но заодно может служить и убежищем, то там он должен платить за жилье.

4. Умышленный и неумышленный убийца после совершения убийства, и кровный мститель

В Гемаре Макот приводится Барайта. Рабби Йоси и рабби Йеhуда говорят, что сначала и умышленный и неумышленный убийца быстро бегут в один из городов-убежищ, а Бейт-Дин того города, где совершено убийство, посылает в этот город посланцев, которые его оттуда доставляют. После этого они решают.  Того, кто заслуживает смерти, если доказывается, что он умышленный убийца, - казнят. Если он не подлежит никакому приговору - его освобождают; если же решено, что он совершил неумышленное убийство, то его изгоняют обратно в город-убежище. Неясно вроде бы, зачем же вообще он бежит сначала в этот город-убежище, если потом его все равно надо вести в Бейт-Дин города, где совершено преступление? Это очень важный момент. Он убегает для того, чтобы его не мог убить "гоэль hа-дам" - "кровный мститель". На кровном мстителе лежит обязанность (по одному мнению) или - право (по другому мнению) убить убийцу, если даже он совершил убийство неумышленно. Поэтому неумышленный убийца должен от него спасаться, и весь Израиль должен ему в этом помогать. Поэтому очень важно (как сказано в книге Дварим) подготовить дороги: на любом перекрестке должна быть яркая и четкая надпись и стрелка, показывающая направление к городу-убежищу, чтобы такой человек мог легко найти город-убежище.

Все это делается для того, чтобы не была пролита кровь, которая не подлежит пролитию. Мало того, несмотря на то, что на ближайшем родственнике лежит обязанность убить убийцу, эта обязанность должна быть выполнена только после того, как он будет приговорен Бейт-Дином (до этого у него нет этого права). Однако если мститель все-таки убьет его до постановления Суда, - его не казнят. Тонкость тут состоит в том, что убийца, каков бы он ни был, должен как можно скорее бежать в город-убежище. Там он сначала должен изложить свои обстоятельства старейшинам этого города. Из того, как это сказано, выводятся два важных момента. Во-первых, если в городе большая часть жителей - убийцы, то тогда такой, достигший состояния "пересыщения" город, не обеспечивает убежища. Слова, которые говорит беглец - "эт дварав" - "свои обстоятельства", предполагает, что его обстоятельства должны отличаться от обстоятельств жителей города. То есть, у большинства жителей города обстоятельства должны быть другие, они не должны быть тоже убийцами. Во-вторых, если в городе нет старейшин, то такой город тоже не исполняет функции города-убежища, хотя с этим согласны не все, и некоторые считают, что это сказано в таком смысле, что лучше, чтобы там были старейшины (то есть - мудрецы, которые знают законы Торы), но если там их нет, а есть простые люди, и они - не убийцы, то такой город может быть убежищем.

Кровного мстителя, который убил убийцу вне города-убежища, не казнят, потому что он находится в состоянии аффекта; поэтому Тора и велит неумышленному убийце поспешить. Когда же убийца уже осужден и приговорен к изгнанию, он отправляется в город-убежище в сопровождении посланцев Бейт-Дина, которые должны его оберегать и по дороге его тоже нельзя убить. Как только он прибыл в город-убежище, ему запрещают выходить за пределы этого города, а если он выйдет, то кровный мститель может его убить, и не будет наказан. Если же Бейт-Дин приговорил кого-то к смерти за умышленное убийство, то на кровном мстителе лежит обязанность первым привести в исполнение эту казнь.

5. Неумышленный убийца находится в городе-убежище до смерти Первосвященника

И говорится, что если человек приговорен к изгнанию, то он должен сидеть в городе-убежище до смерти Первосвященника. Это довольно сложная фраза (20:6): "И он будет находится в этом городе (убежище) пока он не предстанет перед собранием для Суда, до смерти Первосвященника, который будет в те дни. После чего вернется убийца, и придет в свой город и в свой дом - "эль hа-ир ашер нас ми-шам" - "в город, из которого он бежал"". Что значит, что он "будет в этом городе до того, как он предстанет перед Судом, до смерти Первосвященника"? Это значит, что сначала он будет там до того, как его вызовут судить, а потом, если его приговорили к изгнанию, он должен будет находиться там до смерти Первосвященника. Такая деталь удивляет даже на фоне этого поразительного закона, и с давних пор это вызывает очень оживленное обсуждение мудрецов. Спрашивается: за что Первосвященнику Тора преподносит такой "ценный подарок", чтобы этот неумышленный убийца и все его родственники молились, желая скорейшей смерти Первосвященника? Известно, что мать Первосвященника посылала этому изгнаннику какие-то подарки и нужные вещи, чтобы он как-то смягчился по отношению к ее сыну.

Конец 6-го стиха заслуживает отдельного обсуждения. Там говорится: "у-ва эль-иро ве-эль бейто эль hа-ир ашер нас ми-шам" - "(он) вернется в свой город и в свой дом, в город, из которого он убежал". Казалось бы все здесь очень просто и ясно, даже слишком ясно. В таких случаях следует попытаться понять, зачем объясняются такие простые вещи? Здесь имеется в виду то, что он, действительно, вернется в свой город и в свой дом, но к своему высокому положению, если он его занимал раньше, - он не вернется никогда после того, что с ним произошло. Он может вернуться в свой город и занимать там лишь  очень скромное положение.

Контрольный вопрос

КВ-1. Опишите систему городов-убежищ как систему наказаний в сравнении с современной. В чем вы видите ее сильные и слабые стороны?

6. Города Левитов

Глава 21 посвящена городам Левитов. Главы отчих домов Левитов подошли к Коhену Элазару, Иеhошуа и главам колен, и попросили выделить им три города, которые были равномерно рассеяны между всеми коленами.    Левиты были нужны израильтянам, живущим в разных городах - для проведения хупы, брит-мила и пр. Но место Левитов, прежде всего, - в Храме, который еще не был построен, и до его построения осталось приблизительно 400 лет. Ясно, что они служили в переносном Храме, и в Шило они служили, но земли они получали с Небесным расчетом на то, где будет постоянный Храм, который был задуман на границе между коленами Йеhуды и Беньямина. Поэтому коhены, которые получили 13 городов (что довольно много по сравнению с тем, какую часть населения они составляли), получили их, прежде всего, на юге страны: Хеврон, Йеhуда и Беньямин. Левиты же были распределены более или менее равномерно по всей стране и на том берегу Иордана. Важно ли было левитам тоже быть поближе к Храму? Дело в том, что вся Эрэц Исраэль не так уж велика, и левиты могли прибыть издалека в те недели, когда было их "дежурство".

Проблема состоит в том, сколько городов должно было выделить каждое колено. В Торе говорится, что с большего - надо большее, а с меньшего колена - меньшее. Что же это значит?

Распределение шло таким образом, что каждое колено выделяло города, а дальше, между семьями левитов, - они разыгрывались по жребию.

Нельзя считать, что "с большего" - имеется в виду численность населения данного колена. Это видно по результатам: в среднем от каждого колена надо было выделить 4 города, а Йеhуда вместе с Шимоном выделили 9 городов, в то время как колено Нафтали выделило только 3 города, несмотря на то, что Нафтали не был самым маленьким коленом, а Йеhуда и Шимон не были самыми большими. Основные комментаторы сходятся в мнении, что "большее" или "меньшее" имеется в виду - по количеству городов, а не по численности населения или по площади территории.

То, что коhены получили свои города, в основном, в коленах Йеhуды и Беньямина, интересно сопоставить с тем, как Моше перед смертью (подобно тому, как это делал Яаков) благословляет колена. Он произносит благословение левитам и говорит о том, что они будут помещать воскурения, и что они будут служить в Храме, и он произносит это благословение между благословением Йеhуде и Беньямину. То есть, этим Моше как бы намекает на то, где получат города коhены. Распределение этих городов осуществлялось по довольно простому принципу: города на юге достались коhенам и тем, кто носил самые священные предметы Храма, - потомкам Кhата. Остальные семейства левитов получили свои города к северу и на другом берегу Иордана.  

После этого глава 21 не только заканчивает описание распределения городов между левитами, но она так же заканчивает период овладения и заселения Земли Израиля. Сказано в конце главы (21:42-43): "И дал им покой Всевышний вокруг, в соответствии со всем, о чем Он клялся их Отцам... И не устоял никто перед ними; и всех их врагов отдал Всевышний им в руки". И дальше: "не выпало (не было упущено) ничего из всего того хорошего, что говорил Всевышний дому Израиля - все пришло".

Контрольный вопрос

КВ-2. Опишите особенности расселения Левитов.

7. Уход за Иордан колен Реувена, Гада и Менаше. Проблемы построения ими жертвенника

И далее Иеhошуа вызывает к себе представителей двух с половиной колен: Реувена, Гада и половину колена Менаше, и говорит им: "Вы хранили все, что заповедал вам Моше, слуга Господа, и слушали моего голоса (т.е. вы не только исполнили его заповеди, но, как вы пообещали мне, вы слушали и меня) во всем, что я вам заповедал, не оставили ваших братьев вот уже много дней  - 14 лет!)..." Казалось бы: война закончена, евреи заняты разделом земли, и они могли бы пойти к своим семьям, но они все эти семь лет раздела земли просидели здесь, в Гильгале, как они и обещали, ожидая, пока земля не будет разделена между всеми коленами. И дальше Иеhошуа говорит: "А теперь дал покой Всевышний, ваш Бог, вашим братьям, как говорил им, и теперь - поворачивайтесь и идите себе к вашим шатрам, в землю вашего надела, которую дал вам Моше, слуга Господа, за Иорданом. Только (22:5) очень берегитесь соблюдать заповеди и Тору, которую заповедал вам Моше, слуга Господа, любить Господа, вашего Бога, и идти по всем Его путям, хранить Его заповеди, и прилепляться к нему, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой".

И сказано (22:6): "И благословил их Иеhошуа, и отправил их, и они пошли к своим шатрам".

   При этом отмечается, что когда эти два с половиной колена простились и дошли до степей в долине Иордана, они построили там жертвенник, который чуть не стал причиной гражданской войны.

 (11) И услышали сыны Израиля следующее: вот соорудили сыны Реувена и сыны Гада и половина колена Менаше жертвенник возле земли Кнаан, в окрестностях Иордана, на стороне сынов Израиля. (12) И (когда) услышали (это) сыны Израиля, то собралась вся община сынов Израиля в Шило, чтобы выступить против них войной. (13) И послали сыны Израиля к сынам Реувена и к сынам Гада и к половине колена Менаше в землю Гилад Пинхаса, сына Элазара, священника, (14) И десять начальников с ним, по одному начальнику, по одному начальнику семейства от всех колен Израиля; а каждый был главой семейства их над тысячами Израиля. (15) И пришли они к сынам Реувена и к сынам Гада и к половине колена Менаше, в землю Гилад, и говорили им, сказав: (16) Так сказала вся община. Господня: что это за вероломство совершили вы пред Богом Израиля, отступив ныне от Господа, соорудив себе жертвенник и восстав ныне против Господа? (17) Мало ли для нас вины (служения) Пеору, от которой мы не очистились до сего дня, и (того, что) был мор в общине Господней? (18) А вы отступаете сегодня от Господа! (2) И вот сегодня вы восстаете против Господа, а завтра Он на всю общину Израиля прогневается. (19) Если же нечиста земля владения вашего, то перейдите себе в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите надел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник помимо жертвенника Господа, Бога нашего. (20) Ведь Ахан, сын Зераха, совершил преступление, (взяв) из заклятого, а на всю общину Израиля был гнев, и не один он умер за вину свою. (21) И отозвались сыны Реувена и сыны Гада и половина колена Менаше, и говорили тысяченачальникам Израиля: Бог, Бог Господь, Бог, Бог Господь, (22) Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и изменяем Господу, то не помоги Ты нам в этот день! (Если) соорудили мы жертвенник для того, чтобы отступить Господа, и для того, чтобы приносить на нем всесожжения и приношения хлебные, и чтобы совершать на нем жертвы мирные, то Господь Сам да взыщет; (24) И не да опасения ли того сделали мы это, чтобы в последующее время сыны ваши не сказали сынам нашим: (23) "Что вам до Господа, Бога Израиля! (25) Ведь пределом поставил Господь между нами и вами, сыны Реувена и сыны Гада, Иоран; нет вам доли в Господе''. И не допустили бы сыновья ваши наших сыновей чтить Господа (служить Ему). (26) Поэтому мы сказали: позаботимся же о себе, соорудив жертвенник этот не для всесожжения и не для жертвы. (27) Но свидетель он между нами и вами и между последующими поколениями нашими, что мы (можем) служить Господу всесожжениями нашими, и жертвами нашими, и жертвами преданности нашими; и не скажут в последующее время сыны ваши нашим сынам: "Нет вам части в Господе". (28) И говорили мы: вот, если так скажут нам и родам нашим в последующее время, то мы скажем: "Смотрите, вот подобие жертвенника Господня, который сделали отцы наши не для всесожжения и не для жертвы, но свидетель он между нами и вами". (29) Да не будет такого, чтобы восстать нам против Господа, и отступить ныне от Господа, и соорудить жертвенник для всесожжения, и для приношения хлебного, и для жертвы, кроме жертвенника Господа, Бога нашего, который пред скинией Его. (30) Как услышал Пинхас, священник, и начальники общины, и главы тысяч Израиля, которые с ним, слова, которые говорили сыны Реувена и сыны Гада и сыны Менаше, понравилось это им. (31) И сказал Пинхас, сын Элазара, священника, сынам Реувена и сынам Гада и сынам Менаше: сегодня узнали мы, что Господь среди нас, потому что не совершили вы против Господа вероломства этого, – тогда избавили вы сынов Израиля от руки Господней. (32) И возвратился Пинехас, сын Элазара, священник, и начальники от сынов Реувена и от сынов Гада из земли Гилад в землю Кнаан, к сынам Израиля, и принесли им ответ. (33) И одобрили это сыны Израиля, и благодарили Бога сыны Израиля, и не думали уже выступать против них войной, чтобы разорить землю, на которой жили сыны Реувена и сыны Гада. (34) И назвали сыны Реувена и сыны Гада жертвенник (Эйд), потому что свидетель он между нами, что Господь есть Бог.  /22:11-34/

Слово "бама" - означает "сцену", "помост" и так же называется место, где строился жертвенник.

Закон Торы состоит в том, что бывали периоды, когда разрешалось строить бамот ("бама" - алтарь, жертвенник) вне некоторого центрального места, а бывали периоды, когда это было запрещено. До Синая каждый мог строить жертвенник там, где он хотел, и приносить там жертвы Всевышнему. С того момента (по Радаку), как переносной Храм был помещен в Шило, - бамот были запрещены.

Таким образом, безусловно справедливое обвинение коленам Реувена, Гада и половине колена Менаше состоит в том, что они посмели построить жертвенник вне Шило, которое являлось в данное время единственным местом, где можно приносить "карбанот" - жертвы. Поэтому все евреи собрались и послали делегацию. Они собрались, чтобы двинуться на них ополчением, но, конечно, не имеется в виду, что сразу пойдут войной. Это невозможно по той простой причине, что суд не может приговорить человека к наказанию, не предупредив его (таков закон). Нельзя побить человека, прежде чем использованы все попытки уговорить его по-хорошему отступиться от плохих дел. Рамбам (и другие комментаторы) сравнивает грех, который, по представлениям всего народа, совершили эти два с половиной колена, с "ир hа-нидахат" - "город совратившийся", - еврейским городом, где большая часть жителей совратились на поклонение идолам. Относительно такого города существует закон, по которому все это нужно сначала тщательно расследовать, и только если подтвердится, что действительно, большая часть жителей этого города поклонялась идолам, тогда уже надо двинуться на него и уничтожить.

В следующем стихе (22:14-15) говорится, что пришла делегация, состоящая из десяти князей колен с западного берега, и во главе стоит "князь князей" - Пинхас, сын Элазара. Его отец был Первосвященником, и сам он потом тоже станет Первосвященником. Он был коhен, который был помазан для того, чтобы идти во главе войска на войну, если будет в том необходимость. Кроме того, давно известны его личные заслуги, и он получил, как говорится в Книге Бемидбар, - "брит шалом" - завет мира". Всевышний жалует ему персональное коhенство, которого у него не было от рождения. Хотя он и был внуком Аарона, но когда Аарон и его потомки стали коhенами, Пинхасу коhенство не досталось, поскольку он родился раньше, и не являлся сыном Аарона, а только  сыном его сына.  Коhенство ему было даровано за выдающийся поступок, когда он остановил поражение, убив князя колена Шимона с мидьянской принцессой. Именно потому, что он умеет устанавливать мир в еврейском народе, он и был послан вместе с князьями разобраться в этой ситуации.

Эта делегация обращается к сынам Реувена, Гада и Менаше, и они говорят (22:16): "ко амру коль адат hа-Шем ма hа-мааль hа-зе ашер меалетем бе-Элокей Исраэль" - "что это за предательство, которое вы совершили перед Богом Израиля?" Комментаторы пытаются выяснить, что же это за "двойное предательство", подчеркнутое повторенным словом "мааль"? Одни говорят, что одно предательство - это поклонение идолам, а другое, если даже не было поклонения идолам, - все равно был нарушен запрет строить жертвенник в другом месте, кроме Скинии/Храма. Как уже говорилось, Кли-Якар совершенно отвергает предположение, что евреи могли вообразить, что эти два с половиной колена, расставшись с ними, тут же построили жертвенник идолам. Он приводит более тонкое объяснение. Он говорит, что евреи подозревали, что те хотели построить жертвенник, посвященный Всевышнему, но повторение слова "предательство", тем не менее, здесь не лишнее, потому что оно  относится к настоящему времени, а именно, можно было бы сказать так: "Вы построили жертвенник для того, чтобы отделиться от всего народа Израиля. Это - само по себе дело страшное, потому что единство Израиля является ни чем иным, как необходимым и достаточным условием Единства Творца. Творец - Един только тогда, когда народ Израиля - един. Если же вы расчленяете народ Израиля, то тем самым вы уже вступаете на путь идолопоклонства, и тем самым, вы закончите тем, что и на самом деле будете поклоняться идолам".

Речи, которые произносит эта делегация,  довольно ясны из самого текста. Однако имеется один технический вопрос. Комментаторов удивляет, что во всей главе, вернее, в основном отрывке, касающемся этого жертвенника, построенного двумя с половиной коленами, и реакции на это народа Израиля, совершенно не упоминаются ни Иеhошуа, ни Элазар. Сказано, что народ "решает, собирается, посылает" и пр. Где же эти два самых главных деятеля? Наиболее разумное объяснение этому, по-видимому, состоит в том, что в тексте имеются разные слова. Сказано: "бней Исраэль",и "коль эдат бней Исраэль". При этом "эдат бней Исраэль" - это Сангедрин, то есть - большой Бейт-Дин во главе с Иеhошуа, который, очевидно, собрался и принял решение послать делегацию, расследовать, что там происходит, и только после этого принимать решение, как с этим быть. Это очень разумное объяснение. Все это - согласно инструкции Торы, которая говорит, что надо хорошо расследовать. Если принять, что, согласно Рамбаму, это событие находится в той же категории, что и город, совратившийся к идолопоклонству,  в таком случае - только так и следовало поступать.

Если рассмотреть теперь, как эта прибывшая делегация разговаривает с двумя с половиной коленами, можно понять, что разговор этот очень серьезный, потому что ситуация - нешуточная, однако они разговаривают довольно мягко. Несмотря на очень серьезные подозрения, они очень терпимо относятся к подозреваемым, и не торопятся делать окончательных заключений. Это демонстрирует точное исполнение инструкции Мишны Авот: "Будьте неторопливы в суде" (к сожалению, во всей еврейской истории мы не очень часто видим такие отношения между коленами Израиля). В частности, стоит обратить внимание, что про то, как они разговаривали, сказано: " ва-йдабру атем", то есть, они не просто сообщали декларацию,  как если бы было сказано - "элейhем" (им), а они разговаривали "с ними", и это был диалог: они хотели понять, что же происходит и из каких соображений эти люди сделали такое страшное дело.

Используемая ими логика не нуждается в каких-то комментариях. Они фактически упирают на то, что все евреи поручились друг за друга, и их слова можно сформулировать так: "поэтому мы не только обязаны пресечь то, что вы делаете, но вы должны понять, что вы навлекаете страшную беду на весь народ". Кроме того, они напоминают, что еще свежа в памяти история с поклонением Пеору - история в степях Моава, когда мидьянские (моавитянские) красавицы завлекали евреев, и в качестве условия благосклонности требовали поклонения своим идолам. Тогда погибло довольно много народа. Можно было бы спросить, почему они приводят именно этот пример, а не пример с золотым тельцом, который, казалось бы, ближе к этой ситуации? Простой довод состоит в том, что они хотели привести пример, который был на живой памяти этого поколения (а золотого тельца сделало предыдущее поколение). Они приводят и совсем для них свежий пример - пример Ахана, который нарушил херэм, и из-за этого было наказание всему народу. В 18-м стихе сказано (22:18): "ве-атем ташува hайом меахарей hа-Шем" - "вы теперь бунтуете против Господа", и Всевышний рассердится на всех нас.

Как бы то ни было, взаимопонимание было восстановлено, а с ним - и мир между коленами.

Контрольный вопрос

КВ-3. Опишите проблему, из-за которой могла возникнуть гражданская война, и особенности поведения народа в тот момент.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Опишите систему городов-убежищ как систему наказаний в сравнении с современной. В чем вы видите ее сильные и слабые стороны?



КВ-2. Опишите особенности расселения Левитов.



КВ-3. Опишите проблему, из-за которой могла возникнуть гражданская война, и особенности поведения народа в тот момент.