МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История сионизма и Государства Израиль"

Лекция 1. Вводная. Связь еврейского народа с Землей Израиля

1. Исходная связь еврейского народа с Землей Израиля - Эрец Исраэль
2. "Два тысячелетия изгнания?"
3. Возвращение до сионизма: "Старый ишув"
Список контрольных вопросов

1. Исходная связь еврейского народа с Землей Израиля - Эрец Исраэль

Исходная связь еврейского народа с Эрец Исраэль декларируется в Библии в первый же момент начала создания еврейского народа. Избирая Авраама на то, чтобы он стал праотцом народа, в котором "благословятся все племена земные", Всевышний подчеркивает связь этого избрания с той особой землей, через которую это избрание реализуется:

"И сказал Господь Аврааму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные." (Бытие, 12:1-3).

Также и в дальнейших повторениях Завета (ивр. "брит", буквально "союз") Бога с Авраамом, подчеркивающее важнейшее значение этой Страны в рамках Завета, например:

"В этот день заключил Господь с Авраамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Евфрат." (Бытие, 15:18).

Именно в связи с Божественным указанием на важность этой страны Авраам, а далее Ицхак и Яаков жили здесь. Таким образом, первым периодом еврейской жизни в Стране Израиля является период праотцов (датируется обычно с 20 до 16 в. до н.э.), описанный в Библии в книге Бытия.

Будучи вынужденными уйти в Египет, Яаков, а затем и его сын Иосиф выражали уверенность в возвращении евреев в Страну, обещанную Богом. В связи с этим понятие "Земля обетованная" стало одним из важнейших центрообразующих понятий еврейской культуры и еврейского самосознания.

После почти двух с половиной веков Египетского рабства евреи выходят из Египта, и, через некоторое время, завоевывают Страну Израиля (обычно это событие датируется 13 в. до н.э.). После этого еврейская жизнь реализуется в этой стране сначала в период "Судей" (примерно до 11 в. до н.э.), затем в период Объединенного царства (10 в. до н.э.) и разделенных (Южное и Северное, они же Иудея и Израиль) царств (9-6 вв. до н.э.).

После того, как Иудея, Иерусалим и Храм были разрушены Навуходоносором (586 г. до н.э.), евреи были уведены в Вавилонский плен. На этом закончился второй период еврейского пребывания в Эрец Исраэль – Библейский период (его также называют периодом Первого Храма).

Через несколько десятилетий Вавилонское царство пало под ударами Персов, и персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Страну Израиля и восстановить Храм, который существовал до разрушения его римлянами в 70 г. н.э. Эти века составили третий период еврейского пребывания в Эрец Исраэль – период Второго Храма.

Еврейская жизнь в Эрец Исраэль явилась важнейшим событием не только еврейской, но и мировой истории. Эта жизнь дала человечеству еврейскую Библию (ТаНаХ) – книгу, которая является основой всей Западной цивилизации, формирующей для этой цивилизации представления о Боге, о человеке и человечестве, о морали и духовности. В этом заключен величайший вклад еврейского народа в мировую цивилизацию – вклад, который во много раз превышает то, что евреи создали в Диаспоре. Таким образом, еврейский народ не только сформировался и жил в Стране Израиля, но только в этой стране он смог реализовать свой потенциал.

Иудаизм отводит важнейшее значение еврейской жизни в Стране Израиля, связывает с ней множество заповедей - так что, фактически, еврею вне Земли Израиля невозможно полноценно реализовать заповеди Торы.

И, наконец, сам факт того, что евреи в течение почти двух тысяч лет изгнания сохранили не только память об Эрец Исраэль, но и жажду туда вернуться (и, более того, вернулись в эту страну в нашем веке, что является совершенно исключительным явлением в истории человечества) является, наверно, очень ярким показателем того, что связь еврейского народа со Страной Израиля - это не просто связь всякого народа со своей страной, но что эта связь носит совершенно особый и уникальный характер.

2. "Два тысячелетия Изгнания?"

Прочитайте нижеследующее изложение статьи Ицхака Сапира.

«Мы привыкли говорить о двухтысячелетнем изгнании. Это понятие встречается даже в нашем национальном гимне «hа-Тиква». Однако, следует задуматься о значении этого понятия, которое может ввести в заблуждение. Прежде всего определим, что такое изгнание и верно ли представление о двухтысячелетнем изгнании.

Принято считать, что период изгнания начинается после разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. Если под «изгнанием» понимать историческую действительность, при которой еврейский народ лишен Храма, то оно подлинно является двухтысячелетним. Но, как правило, под изгнанием понимают состояние, когда народ оторван от своей земли. Существует также представление, что лишь после двух тысячелетий изгнания еврейский народ возвращается в свою страну. Но отвечает ли истине картина двухтысячелетнего отрыва народа от страны?

На самом деле, на протяжении всего периода, начавшегося после разрушения Второго Храма, в стране существовало еврейское население.

Я не говорю только о семье Зинети из деревни Пекиин в Галилее, о семье, которая никогда не покидала Страну; потому что невозможно говорить о существовании еврейского населения в стране, опираясь при этом на историю одной семьи. Но археологические находки и сохранившиеся тексты однозначно показывают, что все это время в Стране Израиля жило и трудилось немало других еврейских семей.

После разрушения Второго Храма и особенно после подавления Восстания Бар-Кохбы (132-135 гг.) центр еврейской жизни в Стране постепенно перемещается в Галилею.

Период восстания бар-Кохбы был периодом взлета с точки зрения культуры и религии. Его выдающимися представителями были рабби Акива и его ученики, среди них рабби Меир, рабби Иеуда, рабби Шим'он бар Йохай, рабби Натан, рабби Иосе. Около 200 года, когда в Галилее составители Мишны завершили свой труд, это по сути своей была Мишна рабби Акивы и его учеников.

Завершение Мишны не было концом литературно-религиозного творчества в стране. Следующим по времени событием является завершение Тосефты, дополнения к Мишне. В пятом веке был завершен Иерусалимский Талмуд. Еще до этого здесь были составлены Галахические Мидраши (и, таким образом, в Стране Израиля было создано большинство Галахических религиозных трудов еврейского народа). В Вавилонском Талмуде, основном своде еврейского закона, во множестве цитируются и обсуждаются высказывания мудрецов Страны Израиля.

Более того, зачастую в случае споров именно мудрецы Эрец Исраэль считались более авторитетными в различных религиозных вопросах (по этому поводу Рамбан, следуя в одном из вопросов мнению аморая из Эрец Исраэль рабби Зеиры, устанавливает, что "желательно решать, как он, ибо воздух Страны Израиля прибавил ему мудрость").

Параллельно с Галахической литературой в Стране Израиля создавалась литература Агады. Агадические Мидрашим сопровождают Галахическую литературу и переплетаются с ней. Эти великие творения в области Галахи и Агады были созданы сотнями мудрецов. Упоминая о десятках еврейских земледельцев и ремесленников, Иерусалимский Талмуд и Мидрашим доказывают существование большого еврейского населения в Стране. Значительная часть всех этих трудов была создана в Галилее, но в них нередко упоминаются также "жители юга" (т.е. центрального района Страны).

Другим направлением еврейского творчества в Стране Израиля является поэзия. Древние поэты страны известны нам как авторы молитв. Среди них Иосе бен Иосе (пятый век) Шим'он Бейрави, Эльазар Акалир и другие в шестом и седьмом веках (т.е. после завоевания страны мусульманами в 636 году). Имеются сведения о поэтах, живших в Стране Израиля до десятого-одиннадцатого века.

Важной областью деятельности являлась также "Массора" – правила правописания и чтения текстов Священного Писания, к которым в частности относится разработка системы кантиляции, которой мы пользуемся и сегодня. Говоря о "Массоре", следует вспомнить прежде всего о твериадской школе, создавшей в седьмом веке современную систему огласовки иврита. Все это творчество не могло бы существовать без значительной демографической базы.

Среди археологических находок следует указать на древние синагоги, которые до недавнего времени называли галилейскими, опираясь на недостаточно обоснованный исторический вывод, что после разрушения Храма еврейское население было якобы сконцентрировано исключительно в Галилее. Действительно, первые из этих синагог были обнаружены в Галилее. Наиболее известными из них являются синагоги в Бараме (в Верхней Галилее на ливанской границе), в Кфар Нахум (северное побережье Кинерета), в Мироне (в Верхней Галилее), в Коразим (севернее Кинерета), в Арбель (восточнее Кинерета), в Бейт-Альфа (в долине Изреэль, в Кацрине (большой еврейский город на Голанских высотах). Эти синагоги существовали в третьем-восьмом веках.

После провозглашения государства Израиль и далее после войны 1967 г. раскопки были расширены, и на всей территории страны было обнаружено большое количество синагог. Линию ценных археологических находок можно провести, в частности, по долине Иордана от Тверии до Хамат-Гадер, Бейт-Шеана, Иерихо и Эйн-Геди. Синагоги обнаружены также в полосе Аза, в частности возле кибуца и в городе Аза. В Иудейских горах обнаружены две древние синагоги. Также был обнаружен ряд еврейских поселений в горах Хеврона.

Синагога является неоспоримым доказательством существования еврейского населения, ибо она всегда находится в центре еврейского населенного пункта. Установление "еврейского происхождения" населенного пункта зависит также от таких находок, как семисвечники и характерные еврейские украшения. (Отсутствие таких находок не позволяет точно установить, кому принадлежали селения). Таким образом археологические раскопки сообщают нам о плотной сети еврейских селений на всей территории Страны Израиля в третьем-восьмом веках.

Ошибочная историческая концепция, согласно которой после восстания бар-Кохбы в стране не было евреев (за исключением малочисленного населения Галилеи), привела к тому, что всякий обнаруженный населенный пункт 3-7 вв. определялся как византийско-христианский, а период получил название римско-византийского. Ныне, пользуясь новыми данными археологических раскопок, этот период принято называть периодом Мишны и Талмуда. И, разумеется, такая перемена названия обладает глубоким смыслом.

[Приход арабов в 7 в., с одной стороны, улучшил политическое положение еврейского населения, но, с другой стороны, усилил вытеснение евреев из сельскохозяйственных районов страны и замену его арабским населением. Часть еврейского населения (например, в Самарии и в южной чсти Хевронского нагорья) в это время приняла ислам.]

До девятого века центр еврейской жизни находился в Галилее, а затем он возвращается на свое естественное место, в Иерусалим.

В Вавилоне после завершения Талмуда (7 в.) наступает период гаонов (длившийся до одиннадцатого века). В этот период в Стране Израиля также существовала плеяда выдающихся мудрецов, носивших титул "Гаонов".

Центр их деятельности сначала находился в Тверии, а в начале десятого века этот центр перемещается в Иерусалим. Ешивой израильских гаонов руководили семь мудрецов: гаон, глава судебной палаты, исполняющий его обязанности, остальные члены группы назывались четвертым, пятым и т.д. членом.

В Каирском архиве хранятся сотни посланий, в которых гаоны Страны Израиля призывают оказать помощь еврейскому населению и ешивам в стране.

В 1077 г. страна была завоевана сельджуками, которые разрушили еврейскую общину. Евреи переселились в Тир, Триполи (Ливан-Сирия), а также в Египет.

[Крестоносцы, завоевавшие страну в 1099 г., завершили почти полное изгнание евреев из Эрец Исраэль. Столетняя власть крестоносцев была, наверное, периодом самого маленького еврейского населения в истории страны. Предводитель мусульман Саладдин, завоевавший иерусалим в 1187 г., пригласил евреев возвращаться в Святую Землю]. Таким образом, с конца двенадцатого столетия начинается репатриация в страну, не прекращавшаяся до создания государства Израиль и по сей день.

Итак, факты подтверждают существование еврейского населения в стране на протяжении веков. «Две тысячи лет изгнания» означает две тысячи лет отсутствия Храма, [а также то, что центры жизни еврейского народа находились вне Эрец Исраэль]. Но в то же время евреи жили в стране всегда.»

[Конец изложения статьи Ицхака Сапира "Два тысячелетия Изгнания?"]

Следует добавить, что начиная с 13 века, еврейское население Страны постоянно возрастало.

В 1211 г. в Страну Израиля переселилось свыше 300 раввинских семей из Англии и Франции. В 1260 г., ввиду нашествия монголов, страна еще раз была разрушена, а евреи, в частности, должны были на некоторое время бежать из Иерусалима. Однако сразу после ухода монголов еврейская жизнь начала восстанавливаться. Очень способствовал этому приезд в Эрец Исраэль в 1266 г. Нахманида (Рамбана), одного из величайших мудрецов Каббалы, бывшего до того духовным лидером испанского еврейства. В Иешиву, созданную Нахманидом, приезжали учиться многочисленные ученики со всех концов диаспоры.

В течение 14 и 15 веков еврейское население страны оставалось более или менее стабильным, состоя наполовину из сефардов и из ашкеназов. В 1515 году власть над Страной переходит к турецкой Османской империи. С этого же времени, в связи с изгнанием евреев из Испании, все большее их число приезжает в Страну Израиля, и еврейское население страны начинает резко возрастать. Особое значение приобретает в 16 в., наряду с Иерусалимом, город Цфат, который стал мировым центром изучения Торы и, в особенности, Каббалы. В частности, в это время в Цфате был создан Шулхан Арух - главный, на сегодняшний день, кодекс законов иудаизма.

В течение 17 в. постоянная алия евреев в Страну Израиля продолжалась, хотя она и не была очень большой. Резкое увеличение масштабов алии началось около 1700 г. [и об этом ниже].

3. Возвращение до сионизма: "Старый ишув"

Прочтите нижеследующий отрывок из книги П. Полонского "День Независимости".

«"Старым ишувом" называют тех евреев, которые приехали в Землю Израиля до начала сионистского движения. "Старый ишув" - это предки современных "харедим" - "ультраортодоксов", ходящих в шляпах, чулках, халатах и с длинными пейсами. Сегодня, на поверхностный взгляд нового репатрианта, эта группа кажется "средневековой", безнадежно отставшей от жизни, не вносящей никакого вклада в развитие страны. Однако пути истории причудливы. Разные группы и течения, составляющие еврейский народ, в разное время выходят в исторические лидеры, прокладывая дорогу для остальных, а потом отходят в сторону, чтобы в дальнейшем,- может быть, уже в новом качестве,- внести свою лепту в решение очередного кризиса.

В XVIII-XIX вв. предки "харедим" - т.е. "старый ишув" - были именно той группой, которая обеспечила еврейское присутствие в Земле Израиля. В начале и первой половине XIX в., в то время как "светские" евреи Европы и Америки предпринимали активные усилия, чтобы интегрироваться в нееврейских странах, где они проживали, - именно среди религиозных евреев развивалось движение за переселение в Землю Израиля. Хотя по сравнению с масштабами сегодняшнего дня это движение и было небольшим количественно, именно оно оживило связь еврейского народа со Святой Землей как в сознании евреев, так и в сознании всего западного человечества - без чего, в конечном счете, не было бы ни Декларации Бальфура, ни решений Лиги Наций и ООН об образовании Израиля.

Начало XVIII в. в истории евреев было связано с очень сильным кризисом в связи с крушением лже-мессианских учений Шаббатая Цви и Яакова Франка. Лже-мессианские движения XVII в. вовлекли в свою орбиту сотни тысяч евреев; а когда эти движения закончились полным крахом, начался внутренний распад еврейских общин. Многих прельстила жизнь чуждого им окружения, и они встали на путь ассимиляции. Другие послужили почвой для возникновения хасидизма. Были и такие, хотя их было относительно немного, которые решили переселиться в Землю Израиля. По сравнению с предыдущими эпохами таких людей стало гораздо больше. Тех, кто в то время решил переехать в Землю Израиля, подстерегали опасности на дорогах, их ждали бедность и тяжелые условия жизни в Стране, и только благодаря мужеству и беспредельной верности прибывшие в Святую Землю находили в себе силы жить здесь, заниматься изучением Торы и создавать небольшие общины.

На 1700 год приходится первое в новое время массовое переселение евреев в Землю Израиля. Это была группа, которую возглавлял рабби Иеhуда Хасид, один из виднейших раввинов Германии. В отличие от предшествовавших периодов, когда репатриация из Европы в Страну Израиля была в основном делом одиночек, по инициативе рабби Иеhуды Хасида была сформирована целая группа репатриантов. Они шли через Германию, Австрию, Венгрию и Италию; численность группы достигла 1500 человек. Около тысячи из них прибыли в Иерусалим.

Спустя сорок лет в Эрец Исраэль репатриировалась группа сефардов, во главе ее стоял раввин Хаим Абулафия, глава евреев Измира. В то время арабскому шейху Даhару аль-Амару удалось завладеть Галилеей, и т.к. Тверия была в ту пору разрушена и опустошена, он решил, что только евреи могут в короткие сроки отстроить этот город и вернуть его к жизни. Шейх обратился с призывом к Хаиму Абулафие: "Встань, приди и поселись в Тверии, ведь это земля твоих предков!" И раввин вместе со многими членами своей общины переселился в Тверию. Вскоре шейх был изгнан турками, но еврейская община в Тверии сохранилась.

В 1777 г. началась алия приверженцев хасидизма. Трое раввинов, учеников Баал-Шем-Това, возглавили "караван" из трехсот хасидских семейств; и по их следам потянулись все новые группы. Понемногу выкристаллизовывались в Эрец Исраэль несколько крупных центров хасидизма. Тверия стала притягательным центром для хасидов Слонима, Карлина, Вижниц, Буяна; Цфат - для хасидов из Польши, а Хеврон, где ашкеназскую общину организовал в 1820 г. Дов-Бер, сын Шнеур-Залмана из Ляди - для хасидов ХаБаДа.

В 1809-1813 гг. в Землю Израиля переселилась группа из шестисот последователей Виленского Гаона (духовного руководителя евреев Литвы во второй половине XVIII в.). Сегодня их потомки составляют значительную часть "харедим" Иерусалима и частично Бней-Брака.

В начале XIX в. начался процесс активной европеизации Турецкой Палестины. Взоры Европы вновь, после 700-летнего перерыва (от окончания эпохи крестоносцев), обращаются к Палестине. Республиканская Франция собирается проложить сухопутный торговый путь в Индию, и молодой генерал Наполеон Бонапарт в 1798 г. возглавляет поход. Он очень быстро завоевывает Египет и начинает завоевание Палестины. Наполеон дошел до Акко, но не смог захватить ее чрезвычайно укрепленную крепость, и вынужден был отступить.

По отношению к евреям Наполеон был настроен чрезвычайно либерально (стоит вспомнить, что именно в наполеоновской Франции евреям впервые в Европе были предоставлены гражданские права), к тому же он хотел заручиться поддержкой и сотрудничеством евреев Османской империи, и в особенности Палестины, в интересах всей своей Восточной кампании. С самого начала Наполеон предпринял ряд демонстративных действий: так, на завоеванной им Мальте он немедленно отстроил синагогу, чего не разрешали сделать местные правители на протяжении нескольких столетий; в Египте Наполеон сразу включил представителей еврейской общины в состав созданного им местного правительства и предоставил евреям различные льготы. Многие газеты писали тогда о планах Наполеона создать в Палестине еврейское государство и отстроить Иерусалимский Храм. Все эти события и слухи вокруг них, а также усиливающаяся еврейская переселенческая деятельность сильно повлияли на нееврейский мир: в западно-европейской культуре Палестина вновь обретала образ "еврейской страны".

В течение XIX в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Палестине открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, т.е. находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.

В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Палестину. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек и должны были быть готовы защищать себя с оружием в руках. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения. Более того, Старый ишув организовал специальные воинские отряды (они назывались "гвардия") которые были вооружены и сопровождали транспорты по дороге Яффо - Иерусалим. Известно даже, что эти отряды не ограничивались пассивной обороной, но иногда нападали на особо докучавшие им арабские банды и уничтожали их.

Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "халуку" - пожертвования, собранные среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Страну Израиля, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Однако, в эти времена среди Старого ишува возникают также тенденции заниматься различными ремеслами или другой производственной деятельностью. Возникает движение за организацию "мошавов", т.е. сельскохозяйственных поселений, (поскольку обработка земли Святой страны имеет не только практическую, но и религиозную ценность.) Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква.

К 1882 г. (т.е. к приезду первых представителей "Нового ишува") еврейское население страны - т.е. Старый Ишув - составляло около 25 - 35 тыс. человек. (В Эрец Исраэль жило в то время также, по примерной оценке, 150 тыс. оседлых мусульман - арабов и турок, 65 тыс. бедуинов, 55 тыс. христиан). Евреи были сосредоточены в основном в четырех главных "святых городах": в Иерусалиме (составляя там большинство населения города), в Цфате, Тверии и Хевроне. Группы евреев жили также в Яффо, Хайфе, Шхеме, Газе, Шфараме и в некоторых других местах.»

[Конец отрывка из книги "День Независимости]

Более подробно мы рассмотрим эту эпоху в следующей лекции.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Перечислите основные пункты исходной связи еврейского народа со Страной Израиля.



КВ-2. Опишите очень кратко общую картину динамики еврейской жизни в Стране Израиля во 2-17 вв.



КВ-3. Кратко перечислите основные вехи упрочения еврейской жизни в стране Израиля в 18-19 вв.