МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История сионизма и Государства Израиль"

Лекция 4. Первая алия - развитие

1. Иеhошуа Ханкин. Основание Реховота
2. Основание Хадеры
3. Победы и поражения: Бней-Иеhуда, Эйн-Зейтим. Охрана поселений
4. Выселение из Москвы и новая волна беженцев из России
5. Основание Метулы. Седжера
6. Великие личности
6.1. Ольга Ханкина
6.2. Гилель Яффе
6.3. Хаим Кальварийский
6.4. Реувен Пайкович
Список контрольных вопросов

(Эта лекция также основана на отрывках из книги Ф. Канделя "Земля под ногами")

1. Иеhошуа Ханкин. Основание Реховота

Исследователи утверждают категорически: "Приобретение земель для народа невозможно себе представить без деятельности Иеhошуа Ханкина". Двадцать лет подряд он выкупал земли Изреэльской долины и к 1909 году собрал там более ста двадцати тысяч дунамов. Много сил и времени ушло на то, чтобы купить земли вдоль прибрежной полосы от Хайфы до Акко; он приобретал земли в Иорданской долине, в долине Хефер южнее Хадеры, в Негеве и Шароне, выкупил участки для новых кварталов Хайфы, Иерусалима, Тель-Авива. У Ханкина не было иной цели в жизни; он не позволял себе тратить время на посторонние занятия, даже мысли его были посвящены одному этому: спутники Ханкина по путешествию рассказывали, что семнадцать часов подряд, пока они ехали вместе, Иеhошуа не сказал ни единого слова о чем-либо постороннем. Он не дожил три года до образования государства Израиль, и в некрологе написали: "Кончилась эпопея его жизни. Он ушел, познав полную меру лет, полную меру трудов, колебаний и борьбы". После смерти Ханкина подсчитали, что этот человек приобрел для своего народа шестьсот тысяч дунамов земли в рамках "Керен Кайемет ле-Исраэль" – "Еврейского национального фонда" и ни одного дунама не приобрел для самого себя.

Все началось с участка земли, который был расположен между Ришон ле-Ционом и Гедерой. Иеhошуа Ханкин пригласил владельца земли, богатого араба-христианина из Яффы в лавку своего отца, договорился о цене и подписал договор на покупку десяти тысяч шестисот дунамов. Владелец получил десятую часть от общей стоимости и обязательство уплатить сполна через четыре месяца. Ханкин рассчитывал на еврейское переселенческое общество из России, которое обещало прислать необходимую сумму, но неожиданно оно прекратило существование. Иеhуда Лейб Ханкин, отец Иеhошуа, заложил лавку, передал деньги владельцу земли, но этого оказалось недостаточно. Нависла угроза потерять землю вместе с авансом, и тогда Иеhошуа Ханкин впервые проявил те качества, которые помогали ему в будущем в приобретении земель.

Прежде всего следовало застолбить участок. Ночью, тайком, Иеhошуа отметил границы купленной земли, и в 1890 году, на праздник Пурим, Аарон Айзенберг привел туда целый отряд, верхом и на телегах, – флагом им служил платок, привязаннй к палке. Очевидец вспоминал: "Под громовое победное "Ура" мы устроили хоровод и принялись плясать на глазах у бедуинов, которые изумленно взирали на эту картину. Но вот явился герой дня, Иеhошуа Ханкин – молодец, силач, с окладистой бородой и ниспадающими на плечи кудрями. Его встретили оглушительными трубными кликами". Ханкин оказался прав, когда застолбил ту землю, хотя не было у него ни копейки. В конце концов, варшавское переселенческое общество "Мнуха ве-нахала" – "Покой и удел" (поэтическое название Эрец Исраэль) приобрело шесть тысяч дунамов для пятидесяти семей; остальные участки купили частные лица: так утвердилось на этой земле новое поселение, которое получило название Реховот (на иврите "рахав" – широкий, просторный). Сказано в Торе про Ицхака, сына Авраама, который выкопал колодец, не вызывавший раздоров с окрестными жителями: "И нарек ему имя Реховот, и сказал он: теперь Господь дал нам простор, и мы размножимся на земле..." (Бытие 26:22).

[Такими методами Ханкин действовал и дальше: с одной стороны, выторговывая землю, с другой – собирая для этого средства.]

В поселении Реховот было много наемных рабочих – евреев и арабов; для них выстроили жилые помещения, общую кухню, предоставили бесплатную медицинскую помощь. В Реховоте не занимались разведением зерновых культур; все силы и средства вложили в виноградники, так как к тому времени на средства Э.Ротшильда уже закончили строительство винодельни в Ришон ле-Ционе. К 1895 году поселенцы заключили договор с администрацией барона и стали отправлять виноград на переработку в винодельню. Более того, жители Реховота получили от Ротшильда исключительное право на продажу продукции "Кармель Мизрахи" в России; они образовали там компанию "Кармель", которая продавала вина, изготовленные на этой земле, – рекламы компании можно было увидеть почти в каждом номере еврейских газет России.

Так было создано первое автономное общественное поселение, которое управлялось выстояло без помощи Ротшильда, хотя следует сказать откровенно: неизвестно, как бы развивался Реховот, если бы барон не покупал виноград по субсидируемым ценам, точно также, как он это делал в своих поселениях. В 1897 году общественное управление в Реховоте прекратилось; земли разделили между владельцами, позаботившись о том, чтобы каждому в равной мере достались участки хорошей и плохой земли. Перед Первой мировой войной в Реховоте жили тысяча сто человек; они выращивали виноград, апельсины, оливки и миндаль, были у них винные погреба, школа, синагога, аптека, детский сад, библиотека. Первый водопровод в стране провели в жилые дома в Реховоте. В поселении устраивали ежегодные состязания, на которые съезжались спортсмены со всей страны.

Контрольные вопросы

КВ-1. В чем состояла методика действий Иеhошуа Ханкина по покупке земли и была ли она, с вашей точки зрения, правильной? Не была ли она слишком рискованной?

2. Основание Хадеры

Аарон Айзенберг собрал новую группу переселенцев из Вильно, Ковно, Риги и стал подыскивать землю. Однажды он пригласил их к себе и сообщил, что видел земли на полдороге между Яффой и Хайфой, которые можно купить. Арабы называли это место ал-Хадра – "зелень". "Что это значит?" – поинтересовались будущие поселенцы. Это значит, разъяснил Айзенберг, что вокруг много заболоченных мест, на которых трава зеленеет круглый год. Они призадумались. Быть может, есть некая связь между названием местности и зеленой лихорадкой, которая проявляла себя в тех краях? Это был 1891 год. Деньги для поселенцев раздобыл Иеhошуа Ханкин; они купили тридцать тысяч дунамов (самое большое приобретение по тем временам) и новое поселение на земле ал-Хадра назвали Хадера.

Опасения вскоре подтвердились. Не успели они освоиться на новом месте и поставить временные хижины, как неожиданно умер один из поселенцев. Это их поразило: днем он был совершенно здоров, а ночью его не стало. Так в Хадере проявила себя малярия, которую местные жители прозвали "зеленая". Заболевали многие, один за другим; больше всех страдали маленькие дети, чаще других они умирали. Хоронить возили в Зихрон-Яаков, и долгие годы на том кладбище сохранялись две могильные плиты: на одной из них было написано на идиш единственное слово "а кинд" – ребенок, мальчик, а на другой плите слово на иврите "ялда" – девочка.

Но поселенцы продолжали жить на той земле. Они определили период года, когда малярия особенно свирепствовала, уходили на время в другие места, а потом снова возвращались в Хадеру и принимались за работу на полях, с помощью наемных рабочих рыли канавы для сброса болотной воды в море. Тучи комаров висели в воздухе, не было от них спасения, и малярия проявляла себя вновь и вновь. На четвертое лето в одной семье умерли пять человек из семи, в другой – семеро из двенадцати. Раввин поселения Исраэль Гафнович призывал всех держаться: "Мягкотелым и трусам нет места среди строителей", – на шестое лето умер и он, а из шести членов его семьи в живых остался один ребенок. Врач Гилель Яффе приезжал в Хадеру несколько раз в неделю и осматривал больных. "Не нахожу слов, чтобы воздать должное этим людям, – записал он в дневнике. – Своими руками копали они могилы домашним, товарищам и соседям, погибшим от тропической лихорадки, но с места не сдвинулись и свое поселение не бросили. Это была доблесть на грани безумия".

У жителей Хадеры были апельсиновые, оливковые, миндальные деревья и виноградники; они выращивали на бахчах арбузы и отправляли на баркасах в Турцию. Перед Первой мировой войной в поселении была школа и детский сад; жили там триста человек, в основном, холостые мужчины, а также главы семей, чьи жены и дети находились в других местах, опасаясь малярии. Через двадцать лет после образования Хадеры кто-то не поленился и подсчитал плату, которую заплатили поселенцы за право жить на той земле, которую они для себя избрали: из пятисот сорока человек умерли от малярии двести четырнадцать. Это про Хадеру сказали в прошлом такие слова: "История всякого великого народного движения имеет свою почетную страницу, страницу беззаветного героизма. В нашем движении название этой страницы – Хадера... Могилы Хадеры – это место, где еврейская кровь пролилась не на чужие алтари, пошла не на смазочное масло в колеса чужих революций, а проникла в родную почву и дала всходы своему народу".

В 1921 году в тех местах проходила "битва Хадеры": ее жители сражались против окрестных бедуинов; в 1929 году они вновь пострадали от арабских беспорядков, но поселение не оставили (старожилы говорили: "Хадера напоминает "хедер" – название начальной еврейской школы: здесь мы учились тому, как жить и умирать за Эрец Исраэль"). После осушения болот малярия была ликвидирована.

Контрольные вопросы

КВ-2. Как вы считаете, не является ли плата за основание Хадеры слишком высокой? Был ли выбор?

3. Победы и поражения: Бней-Иеhуда, Эйн-Зейтим. Охрана поселений

В 1884 году в Цфате собрались молодые люди, уроженцы страны, и образовали общество Бней-Иеhуда. В еврейской газете написали о них: "Это здоровые, сильные, способные к работе люди, а их жены готовы помогать мужьям в поле". Англичанин Лоренс Олифант дал деньги для первого платежа за участок земли в Заиорданье, к востоку от озера Кинерет на склоне Голанских высот: так были приобретены две тысячи сто дунамов в горах, с источниками пресной воды, неподалеку от развалин древней еврейской крепости Гамла (в первом веке новой эры жители Гамлы оказали римлянам упорное сопротивление, погибли все до единого, но не сдались в плен). В 1886 году одиннадцать семей переехали на то место и основали поселение Бней-Иеhуда – Сыны Иеhуды, первое еврейское поселение в Заиорданье. У них было двадцать быков для пахоты, восемь ослов, шесть коров, три лошади, шестнадцать овец с козами; в газете сообщили: "Продав с себя последнее платье, поселенцы соорудили жилища – несколько жалких лачуг". Чтобы продержаться до первого урожая, требовалась помощь, но она была незначительной; вдобавок к прочим невзгодам в окрестностях разразилась эпидемия, – поселенцы вернулись в Цфат, "кусая руки от стыда за поражение и терзая себе душу". Затем они снова пришли на то место, обрабатывали поля, даже прикупили землю по соседству, а потом запутались в долгах, по одному стали уходить из поселения. Перед Первой мировой войной там оставались три семьи, после войны одна семья, в которой арабы убили мать и сына, – в 1920 году поселение Бней-Иеhуда перестало существовать. В 1972 году после того, как в результате Шестидневной войны Голаны попали под контроль Израиля, оно вновь появилось на прежнем месте, восточнее озера Кинерет, под прежним названием Бней-Иеhуда – из книги пророка Гошеи: "И соберутся вместе сыны Иеhуды и сыны Исраэля..."

С одиннадцатого века существовало в Верхней Галилее, неподалеку от Цфата, еврейское поселение Эйн-Зейтим; оно прославилось тем, что его жители не уходили в изгнание, а жили там при разных правителях, из поколения в поколение. В шестнадцатом веке путешественник насчитал в Эйн-Зейтим около сорока хозяйств, была там и синагога, а в той синагоге двадцать шесть свитков Торы. Поселение просуществовало до конца восемнадцатого века; затем евреи из него ушли, свитки Торы перевезли в Цфат, а синагогу разрушили окрестные арабские жители. В 1891 году евреи Минска собрали деньги, выкупили земли того села и договорились с жителями Цфата, чтобы временно – до их приезда – обрабатывали поля и насадили первые виноградники. Евреи Цфата выходили на работу вооруженными, опасаясь окрестных арабов: те считали Эйн-Зейтим святым местом, поклонялись могилам еврейских праведников, приписывая им магические свойства, и не желали присутствия посторонних. Наконец, приехали первые переселенцы из Минска, поселились в Цфате и ездили оттуда обрабатывать свои земли. Турецкие власти не разрешали строить дома, а потому несколько человек разместились в пещере, поближе к своим участкам. Арабы пытались выжитъ их оттуда любыми способами: угрожали, запугивали, однажды даже выкрали покойника из больницы и подбросили недалеко от Эйн-Зейтим, обвинив переселенцев в убийстве, – но врач сразу же определил, что покойник умер естественной смертью. Поселение просуществовало в трудах и муках до 1929 года, когда в стране вспыхнул арабский мятеж. Жители ушли отгуда, дома были разрушены, но через малое время некоторые вновь вернулись и жили там до 1936 года, когда начался очередной арабский мятеж. В 1937 году поселение Эйн-Зейтим перестало существовать; теперь на его месте располагается военная база армии обороны Израиля.

Первые евреи-земледельцы поселялись в незнакомой стране, в неизведанных краях, посреди бедуинов-кочевников, которые жили по своим законам, где сильный повелевал слабым, а презрение к иноверцам не ставило ни во что их жизнь и имущество. Нападения на боязливых и покорных евреев прежних времен научило бедуинов относиться к ним, как к жалким и покорным существам, которые заслуживают лишь смерти: отсюда появилось арабское прозвище евреев – "дети смерти". С появлением очередного еврейского поселения сразу же возникала необходимость в охране жителей и их имущества. Многие уже понимали, что охрану следует взять в свои руки, но новые поселенцы не были знакомы с местными обычаями, правилами поведения арабов, не знали их языка.

Вот жанровая сценка тех времен в записи участника событий: "Возле колодца собрались все защитники поселения, в том числе и представительницы прекрасного пола, вооруженные "амазонки", которые не раз демонстрировали арабам силу своих кулаков. На могучей лошади восседал командир, твердым голосом отдавал приказания. Это был Иеhошуа Штампфер, один из основателей поселения. За ним располагалась пехота с дубинками, вилами, серпами... Плотными рядами подошли мы к полю битвы. Повсюду арабы, которые вспахивали на волах и верблюдах нашу землю. Командир отдал приказ: отогнать захватчиков, сломать плуги, волов и ослов доставить в Петах-Тикву... Поднялась суматоха, началась борьба, слышались крики, споры, брань... Задача состояла в том, чтобы достичь цели при помощи одних лишь кулаков и применять оружие только для устрашения". Во время одной из стычек "амазонка" Эстер Гринштейн раздавала удары дубиной в самой гуще сражавшихся; в знак примирения арабы устроили для евреев званый обед и не садились за стол до тех пор, пока не пришла Эстер и согласилась с ними пообедать.

Среди первых сторожей-евреев был Иеhуда Рааб из Петах-Тиквы, сильный и бесстрашный человек. Был Яаков Зармати, торговец лошадьми из Марокко: его уважали повсюду как силача и справедливого человека. Был Дауд Абу Йосеф, легендарная личность: ему исполнилось пятьдесят лет, когда он приехал из Багдада верхом на породистом скакуне, вооруженный мечом и длинной стальной пикой, и обучил еврейских охранников арабским обычаям. Был Исраэль Файнберг по прозвищу Лолик, прославившийся на защите Ришон ле-Циона и Хадеры; о нем вспоминал очевидец: "Своим ростом и силой он наводил страх на арабов, и более чем кто-либо был повинен в том, что арабы связывали пионеров-земледельцев с именем Сатаны. Он быстро научился говорить по-арабски, ездил верхом, как настоящий бедуин, и арабы очень его уважали". При защите Рош-Пины проявили себя Моше Букшештер и Менахем Грабовский: "Поколотили нас изрядно, – рассказывал участник событий, – но и мы угостили бедуинов так, что не забудут". В Зихрон-Яакове выделялся Зеэв Нейман: под его руководством молодые ребята ловили по ночам грабителей, били их и тем самым прекратили воровство. В Хадере, во время стычки с феллахами, Шимон Гордон с дубиной в руках повел в атаку поселенцев, издавая воинственный бедуинский клич, чем и привел противника в замешательство. В Реховоте юноши учились ездить на лошадях и пользоваться оружием; их командиры служили прежде в русской армии и команды отдавали по-русски; "когда приходили тревожные вести, молодые охранники садились на лошадей и в любое время дня и ночи с быстротой молнии летели к месту опасности".

Контрольные вопросы

КВ-3. Почему евреи при охране поселений предпочитали не пользоваться огнестрельным оружием?

4. Выселение из Москвы и новая волна беженцев из России

Напомним еще раз: первая волна российских евреев появилась в Стране Израиля в 1881-82 годах, после погромов в юго-западных губерниях России. Это напугало турецкие власти, и чтобы остановить поток, они начали ставить в паспорта беженцев особый штамп: "Кроме Палестины". К 1888 году количество беженцев значительно уменьшилось; турки сняли запрет, но вскоре новые события в России заставили их предпринять решительные меры. В 1891 году, на второй день праздника Песах, в российских газетах опубликовали указ: выслать евреев-ремесленников из Москвы и Московской губернии "в местности, определенные для их постоянной оседлости". Прежде всего взялись за тех, кто жил нелегально. В ночь после опубликования указа отряды полиции появились в кварталах Зарядья, где ютилось большинство еврейского населения Москвы. Полицейские врывались в квартиры, поднимали с постелей перепуганных жильцов, гнали в участок для освидетельствования и отправляли в черту оседлости. Следующими на очереди оказались механики, винокуры и ремесленники, которым закон позволял до этого жить и работать в Москве. Они получили предписание покинуть город в назначенный срок, а задержавшихся по каким-либо причинам выселяли с беспощадной жестокостью. Очевидец писал: "Кто не успел по бедности исполнить требование полиции, кто не успел за бесценок продать свою рухлядь, тот подвергался аресту, заключался в пересыльную тюрьму наравне с преступниками и всяким сбродом для отправки по этапу на так называемую "родину", которую многие из них никогда не видели... Люди прятались в морозы на кладбищах, чтобы избегнуть тюрьмы и этапа; женщины рожали в вагонах; было много случаев выселения больных, которых на вокзал привозили в каретах, а в вагон переносили на носилках".

Около двадцати тысяч изгнанников, разоренных и растерянных, неожиданно появились в городах и местечках черты оседлости. Не было для них жилья в тесноте и скученности тех мест, не было работы, а потому многие поднялись с места и пошли из России в Америку, в страны Западной Европы и в Страну Израиля.

Итак, в 1891 году появилась новая волна беженцев из России. Каждую неделю пароходы привозили по двести-триста человек, однако у Одесского комитета не было таких средств, чтобы помочь нуждающимся. Из Яффы сообщали: "Эмиграция евреев приняла характер хаотического бегства... То и дело с недоумением спрашиваешь себя: зачем такое-то семейство приехало? Прибывает человек с женою и четырьмя дочерьми; глава семейства больной, чахоточный, вдобавок без копейки денег, ибо все, что было, ушло на проезд... Приезжает много бедных людей, обремененных семействами, неспособных к усиленному физическому труду... Все эти эмигранты, за немногими исключениями, не находят для себя ни работы, ни какого бы то ни было дела, и после многих лишений и долгих мучений возвращаются обратно, разнося повсюду самые печальные вести".

Волна беженцев не прекращалась. У турецких правителей появились опасения, что евреи скупают земли и основывают поселения с единой целью – отторгнуть Палестину от Турции, и министр полиции заявил в Стамбуле: "Султан милостью своей согласен, чтобы гонимые евреи направлялись, по собственному желанию, в любую из турецких провинций, где им будут бесплатно предоставлены земельные участки. Однако правительство не желает эмиграции евреев в Палестину... К Палестине обращены взоры всех стран". В июле 1891 года турецкие власти запретили российским евреям поселяться в Эрец Исраэль, а через год последовало новое ограничение: лишь евреи – граждане Османской империи могли приобретать землю и прочую недвижимую собственность в Палестине.

Контрольные вопросы

КВ-4. Как вы считаете, каково в целом было отношение Османских властей к евреям? Почему при этом в 1891 году турецкие власти запретили евреям из России поселяться в Эрец Исраэль?

5. Основание Метулы. Седжера

У северных истоков Иордана, к западу от Хермона и на границе с Ливаном жили друзы, которые пришли из Ливана, а их деревня называлась ал-Мутала – "наблюдатель": с того места на возвышенности видны горы Ливана и Галилеи, долина Хулы, Голанские высоты, вершина горы Хермон. Друзы из ал-Муталы наводили ужас на окрестные поселения; торговые караваны предпочитали двигаться обходным путем через труднопроходимые горы, лишь бы не пересекаться с ними.

Земли, на которых поселились друзы, принадлежали ливанскому арабу из Сидона. По договору они отдавали ему треть от урожая, но однажды им это надоело, они прогнали его слуг и заявили, что отныне платить не будут. Владелец земли не располагал возможностями, чтобы навести порядок, да и опасался, очевидно, этих людей, о которых шла дурная слава, – в этот момент появился Иеhошуа Осовицкий и предложил купить его земли. Сделка состоялась к радости прежнего хозяина; Осовицкий приобрел двенадцать тысяч дунамов на деньги барона Ротшильда и поехал к друзам, чтобы сообщить о смене владельца. Это было довольно опасное предприятие: друзы давно грозили, что убьют каждого, кто посмеет забрать у них землю. В один из дней они увидели двух всадников с ружьями за плечами, на великолепных скакунах в богатой сбруе: это был Иеhошуа Осовицкий и его телохранитель Лейбке, которые приехали на переговоры к шейху ал-Муталы.

Гостей приняли с почетом, накормили по-царски, а затем шейх узнал, что земли, на которых он жил, уже не принадлежат арабу из Сидона. Отныне их владелец – могущественный вельможа из Парижа, приближенный французского короля, которому причитается треть урожая. Но новый владелец земель не только могущественный, но и великодушный человек, а потому он дарит треть урожая шейху и его подданным. Поля, на которых работали друзы, так и останутся за ними; но иные земли, которые обрабатывали наемные рабочие прежнего владельца, переходят теперь к работникам парижского вельможи, то есть к евреям. Шейх остался доволен и пообещал Осовицкому, что "евреям будет оказан прием, как дорогим братьям". На купленных землях поселились выходцы из России; они обрабатывали прежние виноградники, засеяли поля, пригласили к себе раввина и открыли синагогу. По местному названию ал-Мутала дали имя поселению – Метула: это произошло в 1896 году.

Долгие годы Метула была отдаленным, труднодоступным поселением на этой земле. В 1898 году некий житель Иерусалима выдал дочь за молодого поселенца из Метулы и описал в газете "кратчайший путь" в Метулу: двенадцать часов морем из Яффы в Бейрут, три часа морем из Бейрута в Сидон, восемь часов верхом на муле из Сидона в Метулу. "В дороге мы провели каких-нибудь двадцать три часа, из них лишь восемь часов пришлось маяться в седле", – с восторгом сообщал он и советовал родителям поселенцев проведать своих детей, а заодно "насладиться горным воздухом, ибо летом нет ничего лучше Метулы". Перед Первой мировой войной в Метуле было триста жителей; они занимались, в основном, хлебопашеством и табаководством. Поселенцы дважды покидали Метулу из-за нападения арабов и вновь возвращались на прежнее место. Сегодня Метула – самое северное поселение Израиля, возле ливанской границы. Эту часть Израиля называют Эцба га-Галиль – Галилейский палец: в этом месте северная граница страны в виде вытянутого пальца продвинулась вглубь Ливана.

Затем появилось на карте новое название – Седжера, первое еврейское поселение в Нижней Галилее. Седжеру основало Еврейское колонизационное общество (ЕКО) в 1899 году. До этого ЕКО отправляло российских евреев в Аргентину, на деньги барона Морица Гирша, – Седжера оказалась первым его поселением в Эрец Исраэль. Это было пустынное и заброшенное место. Жил там в уединении Хаим Кришевский – в окружении воинственных арабов, чей шейх застрелил своего брата в борьбе за власть, а затем и сам был убит. Одиночество спасало Кришевского: у арабов существовало традиционное уважительное отношение к отшельникам, и его не трогали, даже защищали от грабителей. Наконец, Кришевский заболел, родственники забрали его оттуда, а окрестные земли приобрело Еврейское колонизационное общество.

Турецкие чиновники с неудовольствием узнали о том, что евреи собираются поселиться в тех местах; запретить сделку они не могли, но навредить были в состоянии. Прежде всего следовало разметить купленный участок: землемерных планов в то время не существовало, все делалось на глазок, по естественным приметам на местности. Чиновники назначили обмер купленных земель на Йом-Кипур; они были уверены, что евреи не явятся в день всеобщего поста и молитв, и при обмере можно будет значительно урезать купленный участок. Агроном Хаим Кальварийский намеревался тот день провести в синагоге, но он без колебаний решил: "На первом месте земля Израиля. Нельзя упускать ее. Заповедь о земле преобладает над заповедью о дне Йом-Кипур". И Кальварийский в таллесе, с молитвенником в руке явился на обмер земель. Так родилась Седжера.

Еврейское колонизационное общество выделило каждой семье по триста дунамов земли; там поселились русские крестьяне, принявшие иудаизм, и евреи-земледельцы из Курдистана: это были люди, привычные к тяжелой физической работе, что помогло поселению выстоять. Давид Бен-Гурион, будущий первый глава правительства Израиля вскоре после приезда из Польши недолго пробыл в Седжере. "Здесь я нашел ту Эрец Исраэль, о которой мечтал, – писал он. – Нет больше лавочников, маклеров, наемных рабочих, бездельников, живущих чужим трудом. Все жители деревни работают, пользуются плодами труда своих рук. Мужчины пашут, боронят, засевают землю. Женщины работают в огороде и доят коров. Дети пасут гусей, верхом на лошадях скачут к отцам в поле. Это деревенские жители с загорелыми лицами, от них пахнет полем и навозом... Счастливейшие дни в моей жизни – это дни, когда я пахал и сеял в Седжере".

Перед Первой мировой войной в Седжере жили двести человек, в поселении построили школу и библиотеку, провели водопровод; земли были заняты под пашни, оливковые плантации и сосновые леса. Сегодняшняя Седжера носит иное название – Илания, но расположена она на том же месте, северо-восточнее Нацрата (Назарета).

Контрольные вопросы

КВ-5. Стремились ли еврейские поселенцы сосредоточиться в традиционных еврейских центрах страны, или они стремились распространиться по возможно большей территории, и почему?

6. Великие личности

6.1. Ольга Ханкина

В 1886 году Ольга Белкинд, старшая сестра билуйца Исраэля Белкинда, приехала из Петербурга навестить родственников. В Ришон ле-Ционе ее увидел Иеhошуа Ханкин, и вскоре состоялась помолвка, против которой восстали его родители, так как невесте было тридцать четыре года, а жениху – двадцать два. "Они называли его сумасшедшим, – вспоминала родственница Ольги, – говорили, что у них не будет детей, что она стара для него, но все было бесполезно. Он очень любил ее". Ольга Ханкина работала акушеркой еще в Петербурге; она стала одной из первых профессиональных акушерок в Стране и пользовалась огромным авторитетом среди богатых арабов, которые верили, что Ольга способна выручить в самых безнадежных случаях.

Во время визита в дом богатого араба Ольга узнала, что он желает продать свои земли. "Иеhошуа был молод, никакого опыта, – писал современник, – в кармане гулял ветер, а выкуп земель должен был обойтись минимум в сто тысяч франков. Если бы не Ольга и ее поддержка, Ханкин на это бы не решился", – так появился Реховот. Стоимость земель Изреэльской долины составляла огромную сумму – миллион рублей на русские деньги, которые обещали внести российские переселенческие общества. Однако турецкие власти запретили продажу земель евреям: аванс пропал, Ханкина объявили банкротом, имущество его описали. "В своем доме он обладал иммунитетом российского подданного, а потому не выходил на улицу, чтобы не арестовали. Ханкин не находил места в квартире, не мог ни пить, ни есть, ни спать.., звук его шагов постоянно разносился по дому". Долгое время Иеhошуа Ханкин выплачивал долги, а Ольга была его единственной опорой; она поддерживала мужа во всех делах, удачах и поражениях в годы бедности и лишений. Ее авторитет помогал мужу добиваться успехов в приобретении земель; она занимала деньги у богатых арабов, чтобы выплатить первый взнос при заключении договора.

Ольга Ханкина умерла в 1942 году – было ей тогда девяносто лет, а Иеhошуа пережил ее на три года. Они похоронены в том месте, которое он выбрал: у подножия горы Гильбоа, возле древнего источника Эйн-Харод, в земле Изреэльской долины, выкупленной Ханкиным. В память Ольги названо поселение Гиват-Ольга: в тех местах, возле Хадеры, Иеhошуа планировал создать приморский город. Его именем назван Кфар-Иеhошуа в Изреэльской долине.

6.2. Гилель Яффе

Гилель Яффе (Иоффе) родился на Украине, учился в Бердянске, изучал медицину в Женеве; в 1891 году приехал на эту землю, и местный врач сказал ему: "Здесь вы не приживетесь. Поезжайте в Бейрут". Но Яффе не уехал, работал врачом в Тверии, затем в Зихрон-Яакове, занимался многими общественными делами, стал видным специалистом по борьбе с малярией. Из дневника Гилеля Яффе в первые месяцы после приезда: "В Реховоте я увидел интересных людей... В рабочей столовой много молодежи, в основном, образованной, некоторые из них говорят на иврите и все без исключения в восторженном состоянии, несмотря на условия жизни, тяжелую работу и лихорадку..." – "В Гедере слушал рассказы билуйцев о том, что они пережили: надежды и отчания, отчаяния и надежды, жизнь в коммуне, нападения арабов, еврейская кровь, пролитая в Гедере, при защите женщин и детей..."

Последняя запись в дневнике Гилеля Яффе сделана в декабре 1934 года, когда в Хайфе отметили его семидесятилетие: "Мой портрет повесили в школьном зале и директор гимназии назвал меня дедушкой..." Он умер в 1936 году. Его именем названо поселение Бейт-Гилель в Верхней Галилее и больница Гилель Яффе в Хадере.

6.3. Хаим Кальварийский

Хаим Маргалиот-Кальварийский родился в Польше, учился в хедере и в русской гимназии, из-за процентной нормы не попал в сельскохозяйственную академию в Москве, а потому уехал во Францию, закончил там Высшее агрономическое училище. В 1895 году Кальварийский приехал в Палестину, был учителем в школе Микве Исраэль, работал агрономом в администрации барона Ротшильда, с 1901 года стал представителем Еврейского колонизационного общества (ЕКО) в Нижней Галилее; при его участии появились поселения Явнеэль, Кфар-Тавор, Бейт-ВаГан и Менахемия. Кальварийский был влюблен в Галилею и имена дочерям дал по названию галилейских мест – Ярдена и Хермона. Его дочь вспоминала: "Отец отличался упрямым характером и большим упорством. Если ему что-либо приказывали, а это не соответствовало его принципам, он просто не выполнял приказ. Если, например, подворачивалась возможность приобрести землю, он немедленно покупал ее и лишь затем сообщал начальству".

Кальварийский был сторонником арабо-еврейского сближения, участвовал в переговорах с лидерами арабских стран, руководил арабским бюро Сохнута. Умер в 1947 году, незадолго до образования государства Израиль; в его честь названо поселение Маргалиот в Верхней Галилее.

6.4. Реувен Пайкович

Реувен Пайкович жил с семьей в Рош-Пине, а затем купил землю в новом поселении Месха, в Нижней Галилее, на склоне горы Тавор. Он рассказывал своим детям: "В Месхе – будущем Кфар-Таворе – я получил только дом под жилье; земля лежала к северу, там жили бедуины племени Збехи, промышлявшие воровством и грабежами. Семь километров нужно было идти, чтобы добраться до своего участка.., но арабы не давали проходить через их поля... Наконец, я решил: хватит! Я вынул оружие, выстрелил два раза в воздух, и они поняли, что третья пуля уложит кого-нибудь из них. Тогда они приступили к переговорам, и после долгого спора бедуины отступили, а мы прошли. Так была взята дорога, которая через тридцать лет превратилась в шоссе".

Игал Алон, младший сын Реувена Пайковича, командовал еврейскими отрядами еще до образования государства Израиль, он командовал южным фронтом во время Войны за независимость, в разные времена был министром труда и абсорбции, министром иностранных дел, заместителем главы правительства. Книгу об отце он закончил такими словами: "Отец умер, когда ему было девяносто один год... Чтобы выбрать могильный камень, мы с братом вышли на отцовское поле в Кфар-Таворе. На участке, очищенном отцовскими руками, мы нашли черную базальтовую глыбу. Много лет назад он вырыл ее из земли и оттащил в сторону, чтобы не мешала плугу... Эта глыба и стала ему памятником – памятником, к которому не притронулась рука каменотеса. На камне было выбито его имя и еще три слова: "Один из первых". В первую годовщину его смерти на кладбище собралась вся семья – сыновья, внуки, правнуки. Все стояли молча вокруг могилы, и вдруг послышался голос Уди, младшего правнука: "Посмотрите, как эта сказал похожа на дедушку!"

Контрольные вопросы

КВ-6. Как вы считаете, есть ли люди того же типа, как перечисленые выше выдающиеся люди, сегодня в Израиля, или они все "перевелись" и людей такого типа больше нет?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. В чем состояла методика действий Иеhошуа Ханкина по покупке земли и была ли она, с вашей точки зрения, правильной? Не была ли она слишком рискованной?



КВ-2. Как вы считаете, не является ли плата за основание Хадеры слишком высокой? Был ли выбор?



КВ-3. Почему евреи при охране поселений предпочитали не пользоваться огнестрельным оружием?



КВ-4. Как вы считаете, каково в целом было отношение Османских властей к евреям? Почему при этом в 1891 году турецкие власти запретили евреям из России поселяться в Эрец Исраэль?



КВ-5. Стремились ли еврейские поселенцы сосредоточиться в традиционных еврейских центрах страны, или они стремились распространиться по возможно большей территории, и почему?



КВ-6. Как вы считаете, есть ли люди того же типа, как перечисленые выше выдающиеся люди, сегодня в Израиля, или они все "перевелись" и людей такого типа больше нет?