МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История сионизма и Государства Израиль"

Лекция 8. Первая Мировая война

1. Начало Первой Мировой войны. Положение населения в годы войны
2. В. Жаботинский. И. Трумпельдор. Создание еврейского отряда погонщиков мулов
3. Тайная организация "Нили"
4. Борьба за создание еврейского легиона. Положение в Эрец Исраель в конце войны
5. Освобождение Иерусалима. Участие еврейских батальонов в боях
Список контрольных вопросов

1. Начало Первой Мировой войны. Положение населения в годы войны

В июле 1914 года, за несколько дней до начала войны, оптимисты полагали, что беду пронесет мимо. В те дни Хаим Вейцман жил в Англии и собирался в отпуск в Швейцарию. В те же дни плыл по Средиземному морю своим обычным рейсом – из Одессы в Яффу – русский пассажирский корабль "Корнилов", и в Турции на его борт поднялись два друга: Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви. Первого августа 1914 года военные корабли Германии неожиданно погнались за невооруженным "Корниловым": в тот день началась Первая мировая война.

Сионистское движение продолжало развиваться, привлекая новых сторонников. В 1914 году сто двадцать семь тысяч человек платили "шекель" — членский взнос; сионистские объединения существовали не только в Европе и Америке, но также в Австралии, Южной Африке, Японии, Гонконге, Сингапуре, даже на Филлипинских островах. 1914 год был особенно успешным: за первые шесть месяцев сюда приехали на постоянное жительство более пяти тысяч евреев, а количество отъезжающих значительно уменьшилось. Появились люди с солидными капиталами, которые желали обосноваться в одном из городов, вложить деньги в торговлю или в промышленность. Работали первые еврейские предприятия: цементный и кирпичный заводы, завод по переработке сахарной свеклы, механические мастерские. В поселениях убирали урожай, обещавший дать прекрасные результаты. Появились экскурсанты, в основном, молодые люди, которые бродили по стране и решали для себя вечный вопрос: ехать или не ехать. Но началась война, и всё изменилось.

В Европе шли военные действия, однако Турция не сразу решила, принимать ли участие в той войне, а если принимать, то на чьей стороне. Колебания были недолгими: в октябре 1914 года Турция вступила в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии против стран Антанты — Англии, Франции и России.

Пострадали торговцы, которые занимались вывозом продуктов и , ввозом иностранных товаров. Пострадали евреи в поселениях: не было притока денег, чтобы кормить семью, обрабатывать и орошать плантации, в которые вложили большие средства и многолетний труд. Оказались без дела наемные рабочие, бродившие в поисках работы, а если их нанимали на день-два, они не в состоянии были трудиться, обессиленные от голода. В безвыходном положении оказалась и евреи в городах, жившие за счет благотворительности: с началом войны прекратился приток пожертвований из Европы. В стране началась паника. Одни побросали свои дела и уехали, другие уволили наемных работников, и количество безработных возросло. В делах был застой.

В декабре 1914 года губернатор Яффы приказал выслать из города семьсот евреев — в основном, российских подданных: их посадили на пароход и отправили в Египет; вслед за высланными поспешно уехали и другие, а остальные затаились, пережидая смутное время. Вскоре для мужчин ввели трудовую повинность: их заставляли мостить дороги и работать в каменоломнях, держали впроголодь, на ночь запирали в бараках, которые кишели насекомыми; заболевших объявляли симулянтами и отправляли в тюрьму. Весной 1915 года юг страны опустошила саранча, погиб новый урожай, и недостаток в продуктах питания стал более ощутимым.

В начале 1915 года трудно было предсказать, кто победит в той войне: на западном фронте французские и английские войска оборонялись против немцев; на восточном фронте русская армия начала наступление, которое закончилось неудачей. Всемирная Сионистская организация объявила о нейтралитете и осудила действия сионистов в пользу какой-либо воюющей страны. Но Хаим Вейцман считал, что следует связать судьбу со странами Антанты; к тому же призывал и Владимир Жаботинский, а Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви поддерживали Турцию.

Бен-Гурион и Бен-Цви предложили создать роту еврейской милиции для защиты страны, и первые добровольцы начали тренироваться в Иерусалиме, на Русском подворье. Но вскоре в Палестине появился турецкий визирь Джамаль-паша, командующий армией на египетском фронте, человек жестокий и властный. Он разгромил в Бейруте арабское национальное движение, повесив его лидеров, распустил еврейскую роту в Иерусалиме и заявил, что "большинство палестинских евреев – сионисты; сионисты являются врагами Турции, а потому всякий, у кого будет обнаружено сионистское удостоверение, подлежит смертной казни". Начались аресты евреев, которых подозревали в сочувствии к противнику. Их сажали в тюрьму, посылали на принудительные работы; в апреле 1915 года Бен-Гуриона и Бен-Цви, закованных в кандалы, вместе с другими заключенными погрузили на борт корабля; в приказе об изгнании было написано: "Высылаются из Османской империи навсегда". В яффском порту Бен-Гурион сказал провожавшим его друзьям: "Еще посмотрим, кто останется на этой земле – Джамаль-паша или мы".

2. Жаботинский. И. Трумпельдор. Создание еврейского отряда погонщиков мулов

Владимир (Зеэв) Жаботинский родился в Одессе в 1880 году. Он вспоминал разговор с матерью: "Было мне тогда лет семь или меньше, и я спросил ее: "А у нас, евреев, тоже будет свое государство?" Она ответила: "Конечно будет, дурачок!" Больше я не задавал этого вопроса, хватило с меня ее ответа... Разумеется, я знал, что в конце концов у нас будет "государство" и я тоже перееду туда жить, ведь это... была такая же естественная вещь, как, например, помыть руки утром и съесть тарелку супа в обед". Литературные способности у Жаботинского проявились рано. Он с детства отличался способностями к языкам. В семнадцать лет он перевел на русский язык поэму Эдгара По "Ворон": этот перевод признали классическим и включили в школьные хрестоматии.

В апреле 1903 года разразился жестокий кишиневский погром со многими жертвами. Жаботинский поехал в Кишинев раздавать одежду пострадавшим, и увиденное там потрясло его. В разгромленной синагоге он обнаружил клочок пергамента из разорванного свитка Торы: от целой фразы "Я стал пришельцем в чужой земле" остались на клочке два слова — "в чужой земле". Жаботинский усмотрел в этом глубокий символ; с того дня он стал сионистом, создавал отряды еврейской самообороны, участвовал в сионистских конгрессах; его статьи в русских и еврейских газетах вызывали многочисленные отклики, на его выступлениях залы были переполнены до отказа.

В 1911 году в Киеве арестовали Менделя Бейлиса. Правые газеты России были переполнены клеветой, обвинениями, и Жаботинский написал статью - ответ на ненависть, угрозы, дикие измышления "об употреблении евреями христианской крови": "Нам не в чем извиняться. Мы народ, как все народы; не имеем никакого притязания быть лучше. В качестве одного из первых условий равноправия требуем признать за нами право иметь своих мерзавцев, точно так же, как имеют их и другие народы. Да, есть у нас и провокаторы, и торговцы живым товаром, и уклоняющиеся от воинской повинности, есть, и даже странно, что их так мало при нынешних условиях. У других народов тоже много этого добра, а зато есть еще и казнокрады, и погромщики, и истязатели, - и однако ничего, соседи живут и не стесняются... С какой же радости лезть на скамью подсудимых нам, которые давным-давно слышали всю эту клевету, когда нынешних культурных народов еще не было на свете, и знаем цену ей, себе, им? Никому мы не обязаны отчетом, ни перед кем не держим экзамена, никто не дорос звать нас к ответу. Раньше их мы пришли и позже уйдем. Мы такие, как есть, для себя хороши, иными не будем и быть не хотим".

У Жаботинского не было военного опыта, а потому он обратился за помощью к Иосифу Трумпельдору, герою русско-японской войны. Было ему тогда тридцать пять лет, как и Жаботинскому; он родился и вырос на Кавказе в семье военного фельдшера, бывшего николаевского солдата, не попал в реальное училище из-за процентной нормы, которая существовала для евреев, и поступил в зубоврачебную школу. В 1904 году началась русско-японская война. Многие солдаты-евреи проявили себя в боевых действиях, среди прочих прославился на всю Россию ефрейтор двадцать седьмого восточносибирского стрелкового полка Иосиф Трумпельдор. Во время осады японцами Порт-Артура он принимал участие в рискованных вылазках и разведках, был ранен, потерял левую руку выше локтя.

В приказе по полку было сказано, что эти слова следует вписать золотыми буквами в историю двадцать седьмого полка", так как Трумгтельдор не пожелал "обратиться в инвалида... и, презирая опасность, вновь предложил свою полуискалеченную жизнь на борьбу с врагом".

После заключения мира с японцами Трумпелвдор приехал в Петербург, получил недосягаемый для еврея офицерский чин прапорщика запаса, был принят на юридический факультет университета. Закончил его, уехал в Эрец Исраэль и стал рабочим в Дгании. После начала Первой мировой войны турки выслали его из страны, как российского подданного; он жил в Александрии, получал пенсию в русском посольстве на правах раненого офицера, ни в чем не нуждался и даже помогал другим.

В лагере беженцев под Александрией уже организовались три группы добровольцев, которые учились маршировать. Девушки вышивали знамя будущего легиона, вчерашние гимназисты из Иерусалима и Тель-Авива спорили между собой, как перевести на иврит разные военные термины. Жаботинский писал: "Потом приехал Трумпельдор, все три взвода выстроились в колонну и прошли мимо него — или, по крайней мере, хотели пройти – церемониальным маршем. Он сочувственно улыбался. Я сказал ему потихоньку: "Маршируют они ужасно. Как овцы". Он ответил: "Эйн давар"..."

В Египте был сформирован отряд добровольцев – шестьсот пятьдесят человек и семьсот пятьдесят мулов. Они приняли присягу, прошли двухнедельную подготовку, и семнадцатого апреля 1915 года их послали на Галлипольский полуостров в Малой Азии, - англичане проводили там десантную операцию, чтобы захватить проходы через Дарданелльский пролив.

Британские войска отступили из Галлиполи, и среди последних были еврейские бойцы. Отряд погонщиков мулов просуществовал с апреля 1915 по май 1916 года, а затем его распустили — несмотря на попытки Трумпельдора сохранить еврейское соединение. На прощание он выстроил солдат и заявил: "Мы закончили свою работу и можем сказать, что сделали ее хорошо. Нам нечего стыдиться".

3. Тайная организация "Нили"

В 1882 году приехали из Румынии Эфраим и Малка Аронсон и привезли с собой шестилетнего Аарона. Они оказались среди первых жителей Зихрон-Яакова; у них родились здесь пятеро детей, а старший сын Аарон, закончив школу, получил диплом агронома во Франции, руководил в Атлите испытательной сельскохозяйственной станцией.

Секретарем Аронсона на опытной станции в Атлите был Авшалом Файнберг из Хадеры, пылкий, увлекающийся человек. После начала войны Файнберг решил, что следует немедленно связаться с англичанами, получить от них оружие и поднять восстание против турок. Аронсон отклонил этот нереальный план и предложил взамен снабжать англичан необходимой информацией, которая помогла бы им освободить Эрец Исраэль. В 1915 году братья Аарон и Александр Аронсоны совместно с Авшаломом Файнбергом основали тайную организацию, и в августе того года Файнберг отплыл в Египет вместе с группой беженцев. В Порт-Саиде он встретился с офицерами британской разведки и предложил поставлять сведения о численности турецких войск и их передвижениях. Англичане отнеслись скептически к этой идее: их смущали шпионы-добровольцы, которые отказывались брать плату за свои услуги. Файнберг сумел их убедить, и они договорились, что время от времени британский корабль будет подходить к берегу в районе Атлита и получать разведывательные данные. Вскоре Файнберга тайно переправили в Атлит, и связь, казалось, была налажена.

В декабре 1915 года в Зихрон-Яакове появилась сестра Аронсона Сарра. Было ей тогда двадцать пять лет; она оставила мужа, еврейского торговца в Стамбуле, вернулась домой и присоединилась к разведывательной группе. Группа насчитывала несколько десятков человек — из Зихрон-Яакова, Ришон ле-Циона, Ха-деры и Атлита. Они были уверены, что англичане выиграют войну, и если евреи внесут свой вклад в победу Великобритании, то к их требованиям прислушаются на послевоенных переговорах.

Летом 1916 года Джамаль-паша отпустил Аронсона в Берлин для продолжения научных исследований. В Копенгагене он встретился с агентами британской разведки; те инсценировали похищение Аронсона и переправили его в Египет. Англичане сразу же оценили его знания природных и экономических условий Палестины и поверили, наконец, что разведывательная группа способна оказать им существенную пользу. В это время Авшалом Файнберг, не получая известий от Аронсона, решил вновь пробраться в Египет через Синайскую пустыню. С ним пошел Йосеф Лишанский, один из участников разведывательной группы. В январе 1917 года, переодевшись бедуинами, они доехали на верблюдах до передовой линии английских войск, но их заметил турецкий патруль. В перестрелке Файнберг был убит, а тяжело раненый Лишанский удержался в седле и добрался до английских позиций. Его перевезли в Каир, и там он встретился с Аронсоном. Через месяц британский корабль высадил Лишанского у берегов Атлита: так была налажена постоянная связь с англичанами, которая продолжалась восемь месяцев. В тот момент возникло и название тайной организации — Нили: первые буквы слов стиха из первой книги пророка Шмуэля (Самуила), что в переводе означает "Вечность (Всевышний) Израиля не солжет". Эти слова служили паролем для контактов с англичанами, которые приплывали на корабле; с этого момента группа Нили стала собирать и передавать информацию британскому командованию. Срочные сведения отправляли в Египет при помощи голубиной почты.

Те дни были вершиной деятельности Нили. Аарон Аронсон стал советником командующего Египетским экспедиционным корпусом генерала Э.Алленби; участники тайной организации передавали англичанам информацию о численности и передвижении турецких войск, о расположении аэродромов, радиостанций и баз немецких подводных лодок. Группа Нили участвовала в нелегальной доставке средств для помощи еврейскому населению.

В агусте 1917 года турки случайно поймали почтового голубя, посланного из Атлита в Египет. Им не удалось расшифровать письмо, которое нес голубь: в основу сложного шифра легли слова из иврита, английского, французского и арамейского языка. Но турки догадались, что существует разведывательная группа, и решили обнаружить ее любой ценой.

Первого октября 1917 года, в первый день праздника Суккот, турки оцепили Зихрон-Яаков. Участники тайной организации были арестованы, удалось ускользнуть лишь Йосефу Лишанскому. Их пытали, чтобы выяснить, где он скрывается, и Реувен Шварц погиб под пытками; били и отца семьи Эфраима Аронсона, но самым мучительным истязаниям подвергли Сарру. Ее били, вырывали ногти, прикладывали к телу раскаленные кирпичи.

На четвертый день пыток Сарра попросила разрешения помыться и сменить одежду. Ей позволили войти в ванную комнату; она быстро заперла за собой дверь, и тут же раздался выстрел.

Йосеф Лишанский был подвергнут жестоким пыткам и повешен в Дамаске в декабре 1917 года; вместе с ним казнили и Наамана Белкинда. Прочие участники группы Нили попали в тюрьмы и на принудительные работы; лишь наступление англичан спасло евреев от массовых арестов, а возможно, и от массовых казней. После окончания войны Аарон Аронсон жил в Лондоне, входил в состав сионистской делегации, которая вела переговоры на парижской мирной конференции. Пятнадцатого мая 1919 года Аронсон погиб: самолет, на котором он летел из Лондона в Париж, упал в воды Ла-Манша.

4. Борьба за создание еврейского легиона. Положение в Эрец Исраель в конце войны

Более двух лет подряд Жаботинский боролся за создание еврейского легиона, и Хаим Вейцман свидетельствовал: "Трудно описать те сложности и препятствия, с которыми Жаботинскому пришлось столкнуться. Ему мешали, его высмеивали со всех сторон. Однако его настойчивость оказалась поистине поразительной". Практически это была борьба в одиночку, но не случайно Жаботинский получил прозвище: "Председатель объединения жестоковыйных евреев". В те годы он разработал "теорию терпения": "Суть ее была в том, что после каждого провала надо себя проэкзаменовать и спросить: а ты, быть может, неправ? Если неправ, сходи с трибуны и замолчи. Если же прав, то не верь глазам: провал - не провал, "нет" не ответ, пережди час и начинай сначала".

Постепенно в Лондоне стало преобладать мнение, что необходимо открыть восточный фронт против Турции, а потому идея создания еврейского подразделения казалась теперь не только возможной, но и необходимой. В один из дней Жаботинский пошел к главному редактору газеты "Таймс" и сказал: "Настал момент для выстрела из большой пушки: нужна статья в "Таймс". – "Напишите письмо в редакцию, – ответил тот, – а я дам передовицу"... Когда появился этот номер газеты, в ресторане подошел ко мне один из самых свирепых наших ругателей, кисло улыбнулся и сказал: "Ваше дело в шляпе: "Таймс" высказался..."

Осенью 1916 года в Лондон приехал Иосиф Трумпельдор, командир расформированного отряда погонщиков мулов. Сто двадцать солдат из этого отряда решили продолжить военную службу, и их повезли в Англию. По пути корабль налетел на мину, им пришлось поплавать в воде, а в Лондоне они попросили, чтобы их определили в один батальон. Жаботинский был знаком с влиятельными лицами; они постарались, и все солдаты бывшего отряда погонщиков мулов оказались вместе: из них образовали пятую роту, которая стала ядром будущего еврейского легиона.

Двадцать пятого августа 1917 года было официально объявлено о создании еврейского боевого подразделения. В Ист-Энде, еврейском квартале Лондона, добровольцы записывались в легион, и из них образовали тридцать восьмой батальон королевских стрелков. В нем было шестьдесят четыре солдата по фамилии Коган; командовал батальоном подполковник Д.Патерсон, командир бывшего отряда погонщиков мулов, тот самый Патерсон, как писал Жаботинский, "который поверил в нас с первого момента, когда еще все над нами смеялись". Суббота была днем отдыха солдат этого батальона, на кухне готовили кашерную пищу; их командир с удивлением отметил, что "за всё время никто из солдат не выпил даже капли пива", а потому пришлось закрыть солдатский ларек.

Война продолжалась. Экономическое положение на этой земле ухудшалось из года в год: безработица, отсутствие необходимых продуктов питания, сокращение помощи, которая поступала прежде из других стран. В начале 1917 года в Иерусалиме умирали ежемесячно от голода и болезней до трехсот жителей еврейских кварталов. Турецкие власти конфисковывали у населения лошадей, мулов и верблюдов, взимали поборы деньгами, пищевыми продуктами, скотом, вырубали эвкалиптовые рощи для паровозных топок; солдаты размещались в домах, изгоняя хозяев, используя для отопления мебель, двери, плодовые деревья.

Турецкие чиновники подозрительно относились к еврейскому населению и не очень-то верили, что они желают победы Турции. Несмотря на приказ властей, бойцы организации hа-Шомер не сдали оружие и действовали под видом местной охраны, готовясь ко всяким неожиданностям на последнем этапе войны. Появились во множестве арабские дезертиры, которые не желали служить в турецкой армии.

Несмотря на сложности тех лет, ни одно еврейское поселение не было покинуто, появились новые в Галилее – Тель-Хай, Кфар-Гилади, Аелет hа-Шахар.

Второго ноября 1917 года Египетский экспедиционный корпус под командованием генерала Э.Алленби начал наступление. В результате стремительного рейда кавалерии англичане освободили за несколько недель Негев и Иудею – от Иерихона до Петах-Тиквы, включая Беэр-Шеву, Газу, Яффу и Тель-Авив. А через месяц после начала наступления британские войска появились возле Иерусалима. Это случилось в холодную и дождливую декабрьскую ночь: солдаты промокли, лошади скользили на каменистых холмах, однако им удалось захватить две арабские деревни на подступах к городу – Бейт-Иксу и Дир-Ясин. В ту же ночь пятнадцать тысяч турецких солдат, не приняв боя, ушли из города в сторону Шхема; на следующее утро жители обнаружили, что в Иерусалиме не осталось ни одного солдата. Девятого декабря 1917 года британские войска колоннами вступали в город, а иерусалимские евреи танцевали на улицах. "Мы были голодными, — вспоминал один из них. — Не было у нас хлеба, но мы танцевали". К вечеру снова пошел дождь, похолодало, в окнах домов зажглись огоньки свечей: это был первый день праздника Ханука, когда отмечается освобождение Эрец Исраэль от чужеземной власти, – в этом совпадении усмотрели знак наступления иных времен.

Алленби сказал старейшинам христианской, мусульманской и еврейской общин: "Мы пришли сюда не как завоеватели, а как освободители. Мы намерены положить начало новой эры братства и мира на Святой Земле".

5. Освобождение Иерусалима. Участие еврейских батальонов в боях

Из евреев-добровольцев США и Канады был сформирован тридцать девятый батальон королевских стрелков; командовал батальоном подполковник Элиэзер Марголин, служили в нем сержант Давид Бен-Гурион, солдат Ицхак Бен-Цви и солдат Леви Школьник (в будущем глава правительства Израиля Леви Эшкол). Батальон отправили в Египет, где уже проходил подготовку тридцать восьмой батальон королевских стрелков, сформированный в Лондоне. На освобожденных англичанами территориях еврейское население тоже записывалось в легион, - из них составили сороковой батальон.

В составе трех батальонов оказалось пять тысяч человек. На фуражках у солдат и офицеров была кокарда – семисвечник с надписью на иврите "кадима", что означает "вперед"; на левом рукаве - магендавид: в одном батальоне красный, в другом синий, в третьем фиолетовый.

В октябре 1918 года британские войска заняли Дамаск и Бейрут, и Османская империя признала себя побежденной. Так закончилось турецкое правление на этой земле, которое продолжалось четыреста один год.

В 1919 году на праздник Хануку три батальона соединили вместе и образовали Первый полк Иудеи. Его командиром стал Элиэзер Марголин; все сержанты в полку были евреи; эмблемой полка стал семисвечник с надписью на иврите "кадима". Впоследствии Владимир Жаботинский так подытожил те события: "Британская армия могла бы освободить Палестину и без нас. Но она освободила Палестину с нами; в ответственный момент она поручила нам ответственную роль на опасном, исключительно тяжелом посту. Это не много и не мало; это то, что есть... Признание своего права на Палестину мы получили ценою войны — значит, ценою человеческих жертв. И сегодня никто не может бросить нам в лицо упрек: где вы были?"

При формировании еврейского легиона возникла необходимость в создании военных терминов, отсутствовавших в языке иврит. В 1917 году в Лондоне опубликовали инструкцию для еврейских солдат, авторы которой (одним из них был В.Жаботинский) предложили первые термины, сохранившиеся по сей день: "гдуд" – батальон, "плуга" –рота, "кита" – отделение. В 1920 году для Первого полка Иудеи выпустили новую брошюру, которая ввела в армейский обиход такие термины: "кане" – ствол, "кадур" – пуля, "бариах" – затвор, "hедек" – курок, и другие.

Турецкие солдаты ушли из Иерусалима в ночь на девятое декабря 1917 года. На рассвете председатель совета города, начальник полиции и несколько должностных лиц прикрепили к палке белый флаг и вышли на окраину города, чтобы встретить освободителей. Но они не обнаружили ни одного солдата и ни одного офицера, которым можно было бы сдать Иерусалим. Отцы города не знали, что делать, но неожиданно появились два солдата, два повара из двадцатого британского корпуса, которые, должно быть, заблудились в поисках съестных припасов. Должностные лица торжественно сообщили им о сдаче Иерусалима, но повара ничего не поняли и ушли обратно, а делегация с белым флагом осталась на прежнем месте в ожидании более благоприятной возможности. Через некоторое время на них вышли два солдата шестидесятой лондонской дивизии. Они бродили в окрестностях в поисках воды и случайно наткнулись на группу людей с белым флагом. В отличие от поваров эти солдаты сразу поняли всю важность момента и поспешили с известием в свою часть. Оттуда немедленно пришли два сержанта и первым делом попросили спички, чтобы закурить сигареты. Десять дней не было у них спичек, десять дней они не курили, – сдача города могла подождать пару минут, пока они выкурят по первой сигарете. Разобравшись в чем дело, сержанты отправились доложить своему начальству, и вскоре прибыли на лошадях двенадцать английских офицеров. Выяснив, что турецкие солдаты ушли из Иерусалима, офицеры поскакали к центру города, а за ними вернулась назад несколько смущенная делегация.

Отцов города сопровождал фотограф, который запечатлел тот исторический момент, когда делегация встретилась с двумя сержантами. Впоследствии англичане потребовали, чтобы фотограф отдал негатив снимка; они, очевидно, не желали, чтобы для будущих поколений осталось такое скромное свидетельство сдачи Святого города – каким-то двум сержантам, которые первым делом попросили спички, чтобы закурить сигареты. Фотограф подчинился приказу и отдал негатив, а потому официальная версия сдачи города, запечатленная для потомства, такова: генерал Алленби в парадной форме, в окружении офицеров, на площади возле Яффских ворот. Но хитрый фотограф обманул англичан. Он вернул негатив снимка, но прежде сделал с него копию. И потому сохранилось до наших дней самое первое свидетельство: на пустынном поле, посреди камней и колючек стоят отцы города с белым флагом, а возле них два сержанта в касках, с винтовками в руках. Но самое удивительное заключается в том, что правда всё-таки восторжествовала, и не только на фотографии. Всякий желающий может увидеть в Иерусалиме скромный обелиск в память взятия Святого города солдатами шестидесятой лондонской дивизии. Этот обелиск стоит позади центральной автобусной станции, примерно на том месте, где два английских сержанта попросили спички, чтобы закурить сигареты.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Чем занималась организация "Нили"?



КВ-2. Какие действия предпринял Жаботинский ради создания еврейского легиона?



КВ-3. Что было написано на кокардах фуражек бойцов еврейского легиона?