МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению

Рав А.-И. Кук

"Арфилей Тоhар"

Перевод и комментарий - Пинхас Полонский

(§68/стр.28)

«Заусенцы»1, которые имеются в понимании Божественного,

в трепете перед Богом, в вере и во всем, что относится к ним, – эти «заусенцы»

не наносят явно ощутимого вреда все то время, пока народ не должен

практически исправлять свои пути  и возрождать национальную общность2.

Однако в наши дни, поскольку пришло время

реализации национального возрождения,

и свет спасения должен раскрыться –

в такой ситуации все эти «заусенцы» начинают мешать.

И невозможно народу объединиться3 и достичь в глубинах постижения своей жизни

тайны всей мощи своей и правильного представления об устройстве своей жизни,

но только посредством совершенно очищенных представлений о святости,

и таких дел святости, которые происходили бы от чистоты знания о Всевышнем и из высшей просветленности4.

И в этом причина того, что  во времена начала мессианского процесса

с дикой дерзостью (хуцпа)5 проявляется огромная отрицательная сила

и эта сила отрицания выжжет все то, что слабо и уродливо в представлениях о

Божественном и во всем, что связано с ними в национальной жизни6.

И хотя страшно видеть, 

как  некоторые правильные вещи, заповеди и законы

выкорчевываются и как будто смываются этим потоком отрицания, - 

но в любом случае, в конце концов все необходимое вырастет

в силе и высшей святости из того ядра, могучего, чистого и возвышенного, до которого не доберется никакое отрицание.

И свет его «воссияет светом новым над Сионом», в высшем величии,

и будет это  выше всех тех представлений, ,

которое души усталые, физически и духовно,

от долгого и изнуряющего Изгнания,

могут сегодня себе представить.

 

הסיגים שבהבנת האלהות, היראה, האמונה, וכל התלוי בהן, כל זמן שאין האומה צריכה לתקן את דרכי חייה המעשיים בכללותה, אין ההיזק שלהם ניכר, אבל כיון שהגיע הזמן שהתחייה הלאומית מוכרחת לבוא, וצמיחת קרן ישועה בפועל מוכרחת להיגלות. מיד הסיגים מעכבים, ואי אפשר לאומה שתתאגד ותשיג בעומק חייה את סוד גבורתה וציורי סידוריה, כי אם על פי דיעות מזוככות ומעשים היוצאים מטהרתה של דעת ד' אמת בבהירות היותר עליונה. וזאת היא הסיבה שכח שלילי גדול מתעורר בעקבא דמשיחא בחוצפא סגיאה, ושלילה זאת תבער את כל מה שהוא חלוש ומכוער בהמושגים האלהיים והתלוי בהם בכללות האומה. ואף על פי שנורא הדבר לראות, שכמה עניני אמת, מידות טובות ומצוות וחוקים, הולכים ונשטפים ונעקרים לכאורה על ידי זרם השלילה, מכל מקום סוף סוף שהכל יצמח בטהרה וגבורה, בקדושה עליונה, מהגרעין האיתן הטהור והמרומם, שכל שלילה לא תגיע אליו, ואורו יזרח בתור אור חדש על ציון, בגדולה מופלאת, למעלה מכל ציור שכחות דלים של נפשות עייפות, עייפות חמרית ורוחנית של גלות ארוכה ודלולה, יכולים לצייר.  


1Т.е. небольшие неправильности, неровности, зацепки.

2  Т.е. эти относительно небольшие неправильности и искажения в вопросах святости не приносили особого вреда в века Галута, изгнания.

3 Обрести национальное единство, в т.ч. и на физическом (государственном) уровне.

4 А тот иудаизм, который принесен из Галута, не обладает этой чистотой и просветленностью и содержит «заусенцы».

5 Эта фраза – перефразированная цитата из Талмуда (Сота 49б), где сказано: «В начале мессианского процесса дерзость возрастет». См.  выше примечание, к § 2.    

6  Поскольку для обновления национальной жизни нужны только правильные познания божественного, а все заусенцы мешают в продвижении национального возрождения, – то дикая дерзость выжигает все, что слабо и искривлено в религиозной области. Пока не было национального возрождения, все искривления не очень мешали. Но когда возрождение пошло, они стали препятствием, и «дикая отрицательная сила» сносит их со своего пути.