К оглавлению “Философия”
К оглавлению Книги Даниэля Шалита "Руки Творца"

 Часть первая. Главы о природе

Глава первая. Минеральное, растительное, живое, говорящее – основопологающие термины.

Баланс преимуществ и недостатков
примечание: учение о «самоорганизации» систем

1. Принцип скачка

Источники понятия о скачке
органическое единство, «одевание»
скачок и промежуточные виды
скачок и чудо

2. Точка и линия

Источник двойственности

3. Действительность и сознание

Баланс преимуществ и недостатков

И снова: наука наших дней дошла своим путем, путем редукции, до великого достижения: картины единства природы через камни ее фундамента1. Это картина ясна и контрастна, и что еще более важно, действенна и эффективна: с ее помощью можно овладеть и вмешаться во все уровни действительности путем манипуляции основополагающими частицами – создавать материалы (нанотехнологии), производить сорта растений (биотехнологии), создавать органы и части живого.

Вопрос состоит теперь в том, какова была цена, и что мы утратили в процессе этой операции. Но мы спрашиваем это не для того, чтобы оплакивать потерю, а чтобы вернуть ее, чтобы возвратиться к полноценной действительности. И на этот раз - с выигрышем и преимуществом, потому что именно факт того, что мы дошли до столь точной научной картины, сделает также карабканье обратно и картину мира, которая откроется перед нашими глазами, - более точными и обоснованными.

Начнем со следующего вопроса. Редукция показала нам тождественное на разных уровнях действительности: физико-химическую структуру. Теперь же встает вопрос, в чем принципиальная разница между этими уровнями, потому что именно различие, особенность  - это то, что было утрачено на данный момент в процессе редукции. В вопросе о различиях между уровнями мы должны сначала вернуться к самой простой интуиции. Каждый ребенок схватывает просто, моментально и интуитивно основополагающее различие между минералом и растением, между растением и животным, даже если он не сможет ни как ребенок, ни выросши, будучи взрослым или ученым, определить исчерпывающим образом, что такое произрастание или жизнь. И та же основополагающая  интуиция утверждает не только то, что есть различие, т.е. отсутствует непрерывность в лестнице жизни, но и что между уровнями имеет место совершенно непредсказуемый скачок.  Более того, из дополнительного изучения выясняется, что он представляет собой полную противоположность качеству предшествующей ступени.

Например, на данном этапе без детализации переход от минерального к растительному – это переход от смерти к жизни. Переход от растительного к живому – это переход от неосознанного к сознанию. А переход от живого к человеку является переходом к человеческому "я", основой которого является свобода, и поэтому оно выходит за рамки всех понятий природы.

Можно сказать, что в редукции были стерты различия уровней сверху вниз,  ведь если мы хотим включить человека в животное царство, то мы должны игнорировать свободное "я".  Если мы хотим включить живое в одно царство с растительным, возникает необходимость не замечать чувств и сознания. А в ту минуту, когда хотят включить организм в царство химико-физических составляющих,  требуется игнорировать его телеологические (целевые) и холистические (целостностные) параметры. Так мы получили единую картину природы, в которой нет ничего, кроме физических кирпичиков строения и их сочетаний.

И вот теперь, когда мы снова всматриваемся снизу вверх, от минерального мира к растительному, животному и человеческому, и на этот раз осознавая их особые качества, которые были забыты по дороге, мы обнаружим, что каждое из этих качеств является неожиданностью, непредсказуемой и вообще невыразимой в понятиях предыдущей ступени.

Нашей дальнейшей работой будет точный показ того, почему каждый новый уровень от минерального к растительному, животному и человеческому является абсолютно непредсказуемым. Более того, он просто немыслим и невозможен в понятиях предыдущего уровня. Например, мы увидим, как растение, то есть живой организм, непредсказуем, немыслим и невозможен в понятиях минерального. И это дает нам возможность именно в наше время, когда физико-химический анализ является настолько точным, что его невозможно обмануть. Физико-химическая информация в молекулах ДНК является самым точным понятием и легко увидеть, что она включает (указания по синтезу химических составляющих) и что не может включать (указания по созданию пространственных и временных форм в растении, ощущений в животном, склонностей и черт характера в человеке).  И так далее. Мы исследуем и подчеркнем, до какой степени появление сознания из мертвого вещества – в понятиях мертвого вещества непредсказуемо и невозможно, и точно также недоступно пониманию появление "я" из ощущения или спонтанного сознания.

После того, как мы представим эти скачки и разрывы, представим и принципы соединения и действия минералов, растений, животных и человека.

Примечание: теории "самоорганизации" систем.

В наши дни, как сказано выше, развиваются нередуктирующие "теории самоорганизации систем"2, пытающиеся преодолеть разрывы в развитии. Это теории, представляющие определенный тип эволюции, я бы назвал ее скачущей эволюцией (punctuated evolution). Поэтому стоит обсудить их кратко в рамках замечаний об эволюции вообще. Но мне бы хотелось подчеркнуть уже сейчас, что мы не занимаемся на этом этапе эволюцией вообще, то есть  гипотетическим вопросом, каким образом вселенная дошла до ее настоящего состояния, но всего лишь изучением этого состояния, как оно есть. Только после того, как мы изучим, что перед нами сегодня, появится смысл заняться (вкратце) выяснением, каким образом это было достигнуто.

1. Принцип скачка

"Скачок" – это термин, который мы будем применять к прерывистому, скачкообразному переходу от одной ступени к другой. Но это скачок не только в плане достижений. Быть может, это прежде всего скачок в характере осмысления. Характер научного, рационального осмысления не устроен для перескакивания. Его основным направлением является связывание, сплетение всех явлений в единую объединенную сеть, для ориентации в природе и, возможно, для технического овладения ею. В сущности, в определенном смысле, "скачок" – это признание отсутствия выхода. Каждый скачок приводит с  собой новое измерение, которым невозможно овладеть с помощью терминов предыдущей ступени, прежней мыслительной категории.

Источники понятия  о скачке

В противовес этому,  в еврейской мысли,  для которой творение изначально, "скачок" чувствует себя как дома. Разъяснение этого термина фигурирует в хасидской литературе, в философии Хабада, как, например, можно видеть в следующем отрывке из "Пелах Римон" р. Гиллеля из Парича:

"Сила этого скачка, значимость которого невозможно оценить, в переходе от несуществующего к сущему, со стороны самобытности света бесконечности... И эта сила света бесконечности действует и делает первоначальное речение как бы скачком от "нет" к "имеется"… И первоначальное речение  изменяется в направлении от общего к частному по мере развертывания девяти последующих речений" ("Пелах Римон", гл. Берешит, с.8)

Однако, в философии ХаБаДа исходное направление скачка – сверху вниз, от Творца к творениям. Следует подчеркнуть, что сказанное почти не относиться к материальному миру, а в основном – к тем духовным реальностям, что за его пределами. Но мы видим, что принцип скачка между уровнями реальности существует, и в нем суть творения, которое и есть основной исходный скачок. Можно сказать, что на протяжении всего творения принцип скачка является основным законом: творение, при всей его видимой непрерывности, построено на разрывах между ступенями.3

Органическое единство, «одевание»

Вместе с этим, скачок - средство отнюдь не отделения и размежевания, а именно, - и в этом его чудо и парадокс, соединения разделенного и даже противоположного, в одно органическое единство.

Например, полноценный организм пользуется именно механизмами, сознание освещается именно в системе психологии, ищущее человеческое «я» проявляется именно в теле примата. Термин, подходящий такому соединению скачком – «одевание». Высокое «одевается» в низкое, оживляя его. Пользуясь языком древней философии можно сказать, что низкое – это материя, а высокое – это ее форма. На современном языке – высокое направляет, регулирует и этим ограничивает возможности, остающиеся открытыми  по законам возвышения низшего.4

Скачок и промежуточные виды.

Противоречит ли наличие промежуточных видов, стоящих между минералом и растением (например, вирусов), или между растением и животным (полипы) различению скачка между пластами? Отнюдь нет. Это говорит не о том, что промежуточный вид невозможен в действительности,  а по сути – о категоричности скачков.5 Например, вообще не существует возможности воспринять, понять, осмыслить высший пласт в категориях и терминах, относящихся к нижнему. С точки зрения нижнего пласта, высший невозможен и не существует, так же, как в понятиях двухмерного мира не существует, невозможен объем.

Так что промежуточные создания типа вирусов и полипов, несмотря на то, чем они являются в действительности, выражают собой совместное существование противоположностей, которое, кстати, и является вообще «нормальным чудом»; любая устойчивая действительность парадоксальна. Растение тоже является таким «узаконенным» совмещением организмов и механизмов. Промежуточные виды лишь демонстрируют наяву всегда сокрытый в царствах растений, животных и человека парадокс.

Скачок и чудо.

Аристотель определяет удивление чудом как источник философии.6 На самом деле, евреи и греки вышли из удивления в разных направлениях, каждый согласно своей тенденции. У греков чудо используется для пробуждения систематического мышления, организующего наблюдаемый предмет, и уменьшающий этим удивление; в то время как евреи видят в чуде проявление ищущей и творящей воли, которая находится за пределами любого объяснения и метода; они не рассматривают чудо как что-то, что нуждается в объяснении, но как состояние ощущения Б-жественного присутствия, как состояние животворящего признания, путем которого возможно приближение к Творцу.

Рамбам говорит: «В час, когда всмотрится человек в Его деяния и увидит Его великие чудеса, - он возлюбит, восславит,  возвеличит и возжелает великим желанием познать Его Великое Имя ... в час, когда он станет думать об этих предметах, - отпрянет назад, и убоится, и устрашиться.»

Однако, как результат такого подхода могут развиться (и в действительности, например в христианстве, развились) устремления к погоне за чудесами, которые не уживаются с упорядоченным (и сухим) изучением регулярного характера природы.  И возможно поэтому, в новое  светское время, развилась реакция – анти, которая базировалась на изучении природных механизмов и отвергала всякую сверхъестественность.

Но в настоящее время пришел час равновесия. Естественные науки уже не нуждаются в отвергании удивления. Изучение регулярности в природе признано и внедрено. Как раз наоборот, естественные науки сами отмечают свои границы, и именно из их точнейших достижений, поднимается и проявляется вновь удивление чудом. В физике элементарных частиц родился «закон недостоверности», устанавливающий, с математической точки зрения, границы точности измерения – именно исходя из результатов, которые не будут доверять этой точности. Уточнение измерения в одном из аспектов элементарного уровня (скажем, скорость частиц) уменьшит точность другого его аспекта (момент начала движения).

Теории хаоса показали, с помощью точности и компьютерного перерыва, что возможность линеарного  предвидения кажущаяся, и на деле, это предвидение рушится, когда за ним наблюдают достаточное время.

В биологии – именно благодаря тому, что наши знания о механизмах жизни стали более точными, и стало возможным увидеть такие аспекты жизни и организмов, которые невозможно описать (см. ниже).

В человеке – чем больше изучаются его душевные механизмы, тем больше проясняется, что высшие стороны существования – такие, как ценности, вера, религия – не подвержены редукции к каким-либо механизмам.

Так, быть может, в наше время дано нам говорить о новом, усовершенствованном виде удивления, об «ученом удивлении», которое рождается не от недостатка знаний, а именно из расширения, детализации и доскональности информации.

И уже опередили нас «ришоним», и сказано от имени Бешта:

«конечная цель (полноценность) знания – чтобы мы не знали... и тем не менее есть два вида: 1 - не стремящееся проникнуть и исследовать то, что не дано познать; 2- которое исследует и ищет то, что невозможно узнать.7

О нечто подобном говорил и Николай Кузанский в 15 веке, об «ученом незнании»8 И это надо понимать не как  известное высказывание Сократа, что мудрец, это тот, кто знает, что он ничего не знает, но именно в смысле того, что незнание – это средство для более высокого знания, как говорил рав Гиллель из Парича. (см. ранее).

Все это наши предшественники высказывали  еще до существования современной науки. Но в наше время то, что ранее было догадкой или абстрактным принципом, стало «тяжелой реальностью» научного исследования. Когда целая категория мышления, целый мир подхода и объяснения, как минерал, организм, животное, подходит к границе своих возможностей, она вынуждена обратиться к более, чем она, высокому принципу, - в этом и есть законное место удивления чудом. Так же, как парадоксальные соединения, в которых один принцип (например, организм)  пользуется именно противоположным ему по значению принципом (например, механизмом) и даже действует с его помощью. Такие чудесные соединения позволяют нам заглянуть в область Бесконечного носителя противоположностей, но это происходит именно благодаря упорядоченному и последовательному мышлению, измерившему и сформулировавшему эти противоположности.

2. Точка и линия.

Перед тем, как перейти к работе по различению ступеней действительности, следует предупредить, что любое такое различие проявится в наших глазах в двух формах: статической и динамической, или, как мы будем называть ниже, в «точечной» и «линейной» формах.

Например, в наше время известна двойственность, существующая в материи, в минерале, между массой и энергией. Энергию описывают обычно в виде стрелки, смысл которой – направление, линия. В соответствии с этим, знак, подходящий для  инертной массы – точка, покоящаяся в ней самой. Масса и энергия воспринимаются и ведут себя как противоположности, но физике известно, что в основе своей это две формы одного и того же.

В элементарной сфере, классическое выражение «точка»  и «линия», - это разница между волной и частицей: частица –подобие точки: потон, электрон, протон, нейтрон. Но, как вытекает из известного квантового парадокса, как точки они проявляются при особом образе измерения, при других путях измерения проявлется другая сторона частицы – волновая, целиком динамическая.

Если мы поднимемся на следующую ступень, от минерала к растению, в чем увидим мы разницу между ними? Что есть «произрастание» ? Мы сказали, что это первое проявление жизни. А в более точном выражении – это проявление организмов, у которых есть две стороны. Первая из них – это проявление органического единства, в противоположность лишь соединению, собиранию,  характерному для минерала. Вторая сторона организмов – это органическая динамичность, развитие, творящее движение, устремленность к конечной цели. Образное выражение этого единства концентрирует в себе всю органическую динамичность, и это - точка, это образно рисующий единство термин. Любое единство находится в зависимости, подчиняющей и направляющей его к центральной «точке». В то время как термин «линия» отмечает движущуюся, текущую сторону организмов.

Также здесь, в растении, два ответа: «точечный» и «линейный», отмечающие объединяющие противоположности. Единство и движение не что иное, как два аспекта одного и того же. Организм так же динамичен, как и един; он и есть динамическое единство.

И снова: мы не собираемся уже на этом этапе детально описывать скачки; это будет сделано позже, но приведем пример двойного характера, «точечного» и «линейного», каждого скачка с одной ступени на другую по лестнице действительности.

Следующий пример этого принципа: в чем различие между растением и следующим этапом – живым? Ответ «точечный»: сознание (некоторые предпочли бы, по отношению к животным, термин «ощущение». Но ощущения приходят всегда во множестве, а здесь мы имеем в виду сознание –как точку, несущую в себе ощущения, которая также единственна и у животных) «Линейный» ответ: воля. (Вновь будут такие, что предпочтут по отношению  к животным термин: «инстинкт», но мы не подразумеваем волю, какова она у человека, сознающего, свободного и выбирающего. Опять же, основные разъяснения по поводу животных «сознания» и «воли» будут даны ниже, а здесь мы бы хотели лишь показать принцип точечно-линейной двойственности каждого скачка). И снова, животные сознание и воля не что иное, как разные,  противоположные, но и объединяемые, формы выражения одного и того же различия, одного и  того же скачка.

И самое последнее, любимое и мистическое: в чем различие между человеком и животным? «Точечный» ответ: «Я». «Линейный» ответ: свободная деятельность. Снова два проявления одного скачка. Снова, разъяснения впереди.

Источник двойственности линия - точка.

Как сказано, каждая из ступеней характеризуется точкой/линией, отличающими ее от предыдущей. На каждой такой ступени можно видеть исполнение одного, объединяющего всех их сверх-принципа. Оригинальное место этого принципа дано найти лишь в трансцедентном полюсе – в Творце и в его отношении к творению.

Можно говорить, с одной стороны, об отношении Творца к миру, т.е. о Творце как создающем, наблюдающем, оживляющем и поддерживающем его существование; с другой стороны, о Творце, как о нем самом, вне какой-либо связи. Или: Творец  как Он сам  (это источник точечного состояния в творении), но как Он сам, это значит, Он исходит из самого себя ( и здесь корень состояния движения, линии).  Согласно учению ХаБаДа: суть и распространение.

На языке древней философии – это двоичность сущности и формы, двоичность, обоснованная языком и его грамматикой. Для сравнения -комментарий Ибн Эзры на Шмот, 3,159

И два пути эти – лишь одна сущность, находящаяся и в пред-движении, и в движении.

И язык иврит может свидетельствовать об этом, т.к. в нем существительное и глагол кроятся один от другого, в отличие от европейских языков, в которых существительное и глагол существуют независимо, и не обязательно бывают связаны друг с другом.

И то же на материальных, далеких на первый взгляд от Творца, уровнях, - все еще возвращается и проявляется тот же принцип: у каждого уровня, у каждого скачка, есть неподвижные стороны ( точка) и движущиеся (линия).

9 Источник принципа точки и линии по кн. «Зоар» в буквах Имени. В книге «Эц Хаим» коренное место – это связь линии с  точкой  . А в философии ХаБаДа еще выше этого:  отношение между степенями «единственный» и «един», что являются могуществом и светом, и это вообще первый скачок, отец любого другого скачка.

Действительность и сознание

Последнее замечание перед детализацией скачков. Каждый скачок -  это скачок и в характере действительности, и в характере сознания.

Научная картина мира достигнута путем рационального сознания, аналитического, объективного, идущего путем эксперимента и статистики. Этот характер сознания развился в Европе в последние столетия.

Но в действительности есть аспекты, ускользающие от сетей анализа. Каждый скачок обозначает такой аспект. Растение приводит с собой подчиненность цели и монизм; чтобы осознать органическое единство, нужно сделать скачок и задействовать характер гармоничности сознания.  Живой организм приводит с собой чувство и сознание; здесь должно быть задействовано определенное симфотетическое сознание. Что же касается человека, то это осознание его самого, и осознание других людей, - несмотря на то, что сознание здесь в большой мере симунтанно, прямолинейно, непосредственно, ведь согласно определенному мнению, Запад только в последнее столетие начал вступать на путь самопознания: психология, глубинная психология, феноменология – и все еще начало и начало пути.

Более полное обсуждение вопросов сознания будет изложено лишь после того, как представим структуру пластов: минерал –растение – животное - человек. На первый взгляд кажется, тем не менее, более определенным другой порядок вещей, в котором теория сознания предшествует любому другому обсуждению: вначале проверяют рабочие инструменты, и здесь это инструменты сознания, и только после этого они приступают к работе и представляют результаты. Но, во-первых, не создают сначала рабочие инструменты, еще не преступив к работе, как сделали бы сначала очки, чтобы с их помощью всмотреться. Здесь создание инструментов изучения происходит по мере изучения. Во-вторых, с точки зрения читателя, лучше оставить выводы теории сознания на тот этап, на котором будет ясно, какие реальности исследуются.

Теперь же, после основополагающих принципов, сможем более близко подойти к изучению строения уровней и скачков между ними.


1 Если говорить точнее, успех не был полным. Не удалась попытка объединить четыре основополагающие силы(электромагнитную, гравитационную, сильных и слабых взаимодействий) – в единую систему законов.

2 Одним из первопроходцев в этой области был русско-бельгийский биохимик Пригожин, впоследствии идеи такого типа появились в самых разнообразных областях: в биологии (Морай Галь-Ман. Кварк и ягуар. 1995г. Stuart Kauffman, At Home in the Universe, 1996), в географии (Lovelock' Gaia), в психологии (Thellen & Smith), даже в политико-экономической мысли (F.Hayek)

3 Каждая ступень, согласно лурианской каббале, проявляется в виде сжатия (цимцума) и удаления света предыдущей ступени. Переход к каждой ступени – это разрыв, и философия ХаБаДа (см. "Пелах Римон") добавляет, что между этапами заново проявляется сущность Творца; то есть, каждая ступень не только продолжение предыдущей, но и прямое творение из Б-жественного "ничто". Такова изначальная и принципиальная структура ступеней творения; а вот на других этапах (исправления и улучшения) есть также развития снизу вверх. Один из наиболее известных нам примеров такого развития, которым мы займемся ниже, это система минерал-растение-животное-человек. Но основополагающий духовный макет развития по восходящей, называется,     зачатие-кормление-развитие мышления. Так же как в развитии ребенка от зародышевого состяния к взрослению, духовные процессы строительства начинаются от жизненно необходимых, неразвитых отношений к более высоким и развитым этапам; каждый этап вмещен  изначально в подготавливающий его этап, и вместе с этим  является сутью обновления.

4 См. этот термин –‘boundary conditions”  Michael Polanyi “The Structure of Conciosness” 1969

5 Cм. Ниже в разделе теория сознания о скачке категорий, связанном со скачком между уровнями действительности.

6 Аристотель, Метафизика 12-24,982 b, «люди возникли благодаря чуду, а сейчас начинают философствовать...»

7 Кетер шем тов. Замечания и оценки, стр.83

8  См. в книге Ш.Бергмана «История новой философии». Т.1 стр.23.