© Запрещается любое комерческое использование текста без согласия автора перевода - Лейба Саврасовa

РАМХАЛ
ДААТ ТВУНОТ

К оглавлению

РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СООТНОШЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА

82.СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь необходимо упорядочить знание о разных состояниях души и тела в разные периоды времени174. Однако прежде нам потребуется еще одно введение. Очевидно, что для полного понимания всего того, что связано с человеком и Творением вообще, во все времена, необходимо познать огромное количество законов и путей. Как сказано в Псалмах: «Много [чудесного] сделал Ты, Господь, Всесильный мой! Чудеса Твои и замыслы — для нас» (40:6), и в другом месте: «Как велики дела Твои...» (92:6), «Как многочисленны дела Твои» (104:24). И все-таки многочисленные частности объединяются правилами, количество которых весьма ограничено, в отличие от частностей, которые по необходимости многочисленны, дабы их хватило на все Творение!

83.СКАЗАЛА ДУША: Это очевидно — нет таких частностей, которые бы не подчинялись правилу. И насколько тяжело разуму обобщать частности, настолько же легко ему понимать общие правила. Поэтому необходимо стремиться постигать общее, а не частное.

84.СКАЗАЛ РАЗУМ: То же самое сказали мудрецы (Сифри, Гаазину, 32:2): «Пусть Тора будет в твоих руках в виде обобщений, а не частностей». Вернемся, однако, к нашей теме. Ты уже видела два качества, проявляемых Всевышним — освещение и сокрытие лица. Они — корень и источник души и тела. И ради того, чтобы понять все, что касается души и тела, каждого в отдельности, со всеми подробностями, нам необходимо понять оба названных качества по отдельности, во всех их проявлениях, объединив последние в правила. А теперь, когда нам это известно и понятно, необходимо узнать, что два этих качества приходят вместе, чтобы править всем миром и живущими в нем. И не найдешь ты вещи, в которой бы не проявились оба этих качества: видимое сокрытие и скрытое освещение, как было объяснено ранее175. А затем разберем и осмыслим следствия, вытекающие из разных соединений этих качеств, то есть когда преобладает одно или другое из них. Итак, три больших темы перед нами: 1) два качества, каждое отдельно; 2) их соединение для совместных действий; 3) следствия различных соединений этих качеств, в зависимости от преобладания одного из них.

85.СКАЗАЛА ДУША: Сейчас я размышляю о том, о чем ты говорил — как Всевышний хотел показать порядок и пути творения в самом сотворенном. И согласно этому оба качества, управляющих человеком, видны в нем самом, в его душе и теле. Это первая из упомянутых тобой тем. Вторая тема также найдет свою параллель в человеке, ведь душа соединяется с телом, наполнив все его органы, и, следовательно, любое движение человека принадлежит обоим176. Но вот параллели третьей темы в человеке я не вижу177!

86.СКАЗАЛ РАЗУМ: Здесь ты также найдешь параллель, если посмотришь внимательно на то, как устроен человек. Ведь кроме тела, с характерным ему строением, и формы души в нем, есть в человеке то, что существует только как соединение обоих — это выражение лица. Во-первых, оно отличает живых от мертвых. Во-вторых, оно изменяется в зависимости от состояния души в теле — посмотри, как меняется лицо больного! И более того, даже мысли человека отражаются на лице. Ведь лицо может быть смеющимся, гневным, приветливым и т.д. — и все это свидетельство мыслей человека, скрытых в его сердце. И выражение лица нельзя отнести только к душе или только к телу; ведь, с одной стороны, оно проявляется на лице, т.е. теле, но с другой стороны, без души лицо не имеет никакого выражения. Это явление возникает только при соединении души и тела, и явление это непростое и неслучайное178. Ведь пророки, которым слава Всевышнего открывается в виде притч и иносказательных образов, видят ее [славу] то как могучего юношу, то как старца, исполненного милосердия, как сказали об этом мудрецы (Хагига 14а) — глаз пророка представит, а сердце осмыслит, и стремясь понять пророческое видение, увидит пророк сокрытие лица, и раскрытие доброты Его, и то, что рождается при их соединении. И будет это видение словно образ человека наверху, у которого есть тело, душа и лицо, выражающее соединение обоих вместе, лицо то ли приветливое, то ли смеющееся, то ли гневное. И из этого будет знать, что готовит Господь для Своего мира, выберет Он правую сторону или левую (сторону милосердия или правосудия — прим. переводчика).

87.СКАЗАЛА ДУША: Этого мне пока достаточно для понимания параллели, теперь вернемся к теме самого правления на разных этапах.

88.СКАЗАЛ РАЗУМ: Первое, что следует из возможных соединений души и тела — это совершенство, которого человек достигнет на последнем этапе. И само собой разумеется, что высшая ступень, цель, которая будет достигнута после всех восхождений, появляется первой. Ведь с той минуты, как выделяется душа из источника, необходимо, чтобы уже было заложено в ней максимальное совершенство, которого она достигнет в конце концов. Потом, однако, продиктуют ей сверху: «иди и уменьши себя»179 — до тех пор, пока не вернется на прежнее место, заслужив его делами своими. Другими словами, не подумай, что создания появляются малыми и растут в дальнейшем. Нет ничего нового под солнцем180! Порядок обратный — они возникают, наделенные великой силой, затем уменьшаются и снова возвращаются в прежнее состояние. Во всяком случае, как известно, действие завершается тем, что в замысле появилось первым181. Поэтому сначала устанавливается совершенное состояние человека, затем его уменьшают ради того, чтобы он по тем же ступеням поднялся вверх и снова достиг того совершенства, которого достоин изначально.

Выходит, что состояние совершенства человека мы можем выделить в первую очередь. Это время, когда душа властвует безраздельно, не оставив никакой власти телу, как будто его и вовсе нет. Тело настолько подчинено душе в ее чистоте, что его даже нельзя назвать этим именем182, т.е. тело существует, ни на что не влияя. И это очевидно: ведь власть тела для души — не что иное, как тьма, сама суть его влияния — сокрытие света и препятствие. И если только будет у тела малейшая власть, обязательно будет нанесен ущерб силе и свету души. Следовательно, время, когда душа находится в полноте своей силы и нет ущерба ее совершенству — это время, когда у тела нет никакой власти, и душе ничто не препятствует. Только не подумай, что тело вообще не существует, ведь мы уже говорили, что награду должны получить оба. Только власти у тела не будет. Тело будет во всем следовать душе, став от нее неотделимым. У тела не будет самостоятельных действий и отдельных желаний, и трудно будет различить тело, поглощенное чистыми силами души.

Следующее за этим состояние, несколько ниже — когда власть тела становится различимой[21]. Это наносит соответствующий ущерб душе, лишив ее великолепия совершенства. Небольшая власть тела несет в себе небольшой ущерб душе, а с увеличением власти и ущерб растет. Если обобщить правило, то мы получим три различных периода: 1) время абсолютной власти души; 2) время частичной власти тела; 3) время полной власти тела. Однако если учитывать различные ступени власти тела, можно выделить еще два состояния, и тогда всего таких ступеней будет пять:

Ступень первая: тело существует, но не обладает никакой властью, до такой степени, что в мире нет даже намека на телесность, которая присутствует сейчас. И в таком состоянии человек не найдет в себе ничего, что есть в нем сейчас, когда он под властью тела. Это состояние наиболее совершенное.

Ступень вторая: у тела есть некоторая власть. Это время, когда человек как будто находит в себе воспоминание о том, что у него было тело. Это не четкое воспоминание, а общая память о многих вещах, которые происходили с ним когда-то. Это похоже на человека, который пережил массу трудностей и приключений, а в конце концов остался с общим чувством усталости. Именно такова власть тела на этом этапе. Она порождает один общий недостаток без конкретизации, подобно человеку, у которого неясная тяжесть на сердце; радость его не полная, хотя он и не видит конкретной причины для этого. Таким образом, сама душа не может раскрыть полностью свои силы, чувствуя небольшую тяжесть из-за неясной причины.

Ступень третья: власть тела над душой приобретает конкретные очертания, но еще не проявляется во всех аспектах. Тогда обнаружит в себе человек нечто, относящееся к телу, пока еще очень легкое, но все же телесное (понятно, что следствия телесности еще не могут быть значительны).

Ступень четвертая: власть тела распространяется на все, и человек обнаруживает в себе все аспекты тела. Но как в нашем мире душа, являясь пришельцем, вынуждена во всем подчиняться физическому образу действий, так и на четвертой ступени тело — пришелец, и главенство принадлежит душе, а тело вынуждено принять ее законы, как сказано (Шмот Раба 47:5): «Придя в город, прими его обычаи». Это подобно тому, как Моше Рабейну отправился получать Тору для Израиля: он не лишился тела, и тело осталось прежним, но, поскольку оно как будто было гостем в мире душ, то поменяло свои обычаи и вело себя так, как свойственно душам, и учат нас мудрецы (Баба Меция 86б): «Никогда не отступит человек от обычаев страны, в которой находится». Выходит, изменения в поведении тела на этой ступени коренятся не в самом теле, а в среде, где тело находится, следовательно, они не принципиальны. Однако телесность все еще не имеет последствий183 — ведь тело пришелец и следует путям души. Все аспекты тела, однако, различимы и видны на этой ступени, хотя они и не могут проявить свою суть, находясь не на своем месте. На более высоких уровнях все аспекты тела даже не могут проявиться, тем более породить соответствующие последствия, поскольку тело вынуждено следовать законам души.

Ступень пятая: тело властвует полной властью и ведет себя подобно хозяину в доме. Все аспекты тела проявляются в полную силу и порождают соответствующие последствия. И хотя на этой ступени можно различить два уровня — ступень одна. Два уровня выделяются здесь потому, что тело, даже находясь в полной силе, может проявлять себя по-разному: то ли обыденным образом и животным поведением, как у большинства людей, то ли в святости и служении Всевышнему, как сказано (Мишлей 3:6): «На всех дорогах твоих знай Его [Всевышнего]»[22], — т.е. когда все действия совершаются с верным намерением, и так будет в грядущие времена, о которых сказано (Йехезкель 36:26): «И дам тебе сердце живое». Таким был бы человек, если бы не грехопадение184. Тем не менее, оба этих уровня телесны, поскольку необходимо есть и пить, и жить без этого невозможно. И независимо от того, будут еда и питье обыденными или святыми — в любом случае это проявление телесности.

Теперь, поскольку нам известно, что все эти ступени возникают из сокрытия или освещения лица Всевышнего, скажем, что Святой, благословен Он, соизмеряет Свое влияние на мир в соответствии с тем, что необходимо для созданных на этих пяти ступенях. На самой низшей ступени, пятой по счету, очень много сокрытия и совсем мало света, на четвертой сокрытие уменьшается, а свет растет, на третьей сокрытие уменьшается еще, а света становится еще больше, и так далее до подъема на первую ступень, где свет увеличится необычайно, а сокрытие станет настолько незначительным, что душа возобладает над телом абсолютно.

89.СКАЗАЛА ДУША: Почему было необходимо выделить пять ступеней?

90.СКАЗАЛ РАЗУМ: Потому что именно по этим ступеням все раскладывается. И это можно увидеть, ведь так выглядит полный спектр состояний: существование без всякой власти; общее влияние, не выраженное в частностях; влияние более конкретного характера, распространяющееся на частности, хотя и не на все; влияние во всех частных аспектах, хотя и не решающее (как гость в чужом доме); и, наконец, полная власть на своем месте, подобно хозяину в доме. Именно эти пять ступеней следуют из природы вещей, о которых мы говорим, и тут просто нечего доказывать185. Сейчас, однако, необходимо вспомнить ту классификацию, о которой я говорил в начале, т.е. о трех принципиальных ситуациях: полная власть души, частичная власть тела, полная власть тела. Именно это необходимо нам для общего понимания путей правления Всевышнего. А пять ступеней пока береги на будущее. В дальнейшем обязательно встретятся нам высказывания мудрецов, для понимания которых потребуется различать эти пять ступеней, а сейчас не время для этого[23].

91.СКАЗАЛА ДУША: Если так, продолжим говорить о трех состояниях.

92.СКАЗАЛ РАЗУМ: Мудрецы наши, благословенна их память, указали нам, что мир будет существовать шесть тысяч лет, а в седьмом тысячелетии будет разрушен, и затем Всевышний обновит его (Сангедрин 97б). И в том же трактате (92а) сказали мудрецы о седьмом тысячелетии: «Что будет с праведниками? Всевышний сделает им крылья, и они воспарят над водами», как сказано у пророка (Йешаягу 40:31): «Стремящиеся к Всевышнему обновят силы». Из простого смысла всего сказанного вытекает, что существует три периода времени: шесть тысяч лет; седьмое тысячелетие; обновление мира. Шесть тысяч лет мир остается таким, какой он есть сейчас. В седьмом тысячелетии мир еще не будет обновлен, а праведники будут в том виде, в котором они будут воскрешены186, только крылья добавит им Всевышний. В период обновления мира Всевышний обновит его совершенно. В мире, который мы видим, вся власть принадлежит телу, как хозяину в доме, поскольку именно наш мир — место для тела. В седьмом тысячелетии праведники воспарят над землей187, и тело окажется за пределами своего обычного местопребывания, как человек, покинувший свое место, и как гость, остановившийся на ночлег. Тогда у тела не останется власти, кроме той, которая была у тела Моше, когда он поднялся на гору и, покинув землю, не следовал обычаям, принятым на земле. И назвали мудрецы седьмое тысячелетие «День, который весь — суббота и отдых для вечной жизни» (Сангедрин 97а), поскольку в это время человек освобождается от всякой физической деятельности188, сама суть которой — обыденность. Однако тело не теряет реальности своего существования до обновления мира. Период от обновления мира и далее — это то, о чем сказано (Эрувин 22а): «Назавтра — получение награды». Теперь нет нужды во власти тела, т.к. оно необходимо только для служения в соответствующий период времени189 и существует как нечто второстепенное по отношению к душе, для того, чтобы наслаждаться добром вовеки веков.

93.СКАЗАЛА ДУША: Однако седьмое тысячелетие и обновление мира недоступны нашему пониманию, как же мы будем говорить о них?

94.СКАЗАЛ РАЗУМ: Мы и не будем о них говорить, хотя факт существования этих периодов и их общий характер нам известны. Это, собственно, то, что уже сказано о соотношении души и тела. Однако конкретные описания этих времен нам действительно недоступны. Только период шести тысяч лет известен нам и может быть постигнут во всех подробностях, они и лягут в основу конкретного обсуждения. Два других периода известны нам только в общем: то, что тело теряет свою власть, а душа возвращается в первозданное состояние.

95.СКАЗАЛА ДУША: Если так, будем говорить о том, что нам разрешено и что возможно понять.


174После того, как мы объяснили, что сущность души проистекает из освещения лица Всевышнего, а сущность тела — из сокрытия Его лица, объясним разные периоды времени, которые характеризуются разным соотношением души и тела в их власти друг над другом. Это период служения в этом мире и разные ступени в мире награды в будущем, как объяснено далее в п. 88, см. там.

175В п. 48 и п. 54.

176Как объяснено в п. 80, душа приводит в действие органы тела согласно природе каждого органа. Таким образом, всякое действие тела, по сути, есть совместное действие тела и души.

177Каким образом можно заметить в теле то участие, которое принимает в нем душа.

178Т.е. выражение лица, которое по сути отражает состояния души посредством мимики. Это явление играет важную роль в пророческих видениях — образно выражает соотношение между правлением в освещении лица и правлением в сокрытии лица, как объяснено далее.

179См. выше, в п. 72: душа подобна луне, которая обладала большим светом в начале, до того, как Всевышний сказал ей «иди и уменьши себя»; а в будущем луна возродится, и снова свет ее будет велик.

180Поэтому все уже приготовлено изначально. См. в трактате «Нида» (30б): «На что похож ребенок в утробе матери?.. над головой его горящая свеча, и он видит весь мир от края до края... и не бывает у человека дней более благодатных, чем те» (потому что в те дни душа обладает великим совершенством), «и обучают его всей Торе...» — следовательно, совершенство заложено в душе еще до рождения человека. И это фундаментальное правило в сотворении человека и в Творении в целом. Как объясняет Рабейну, еще в самом начале сотворения мира приготовлена чудесная награда и высочайшие ступени, которых может достичь человек. И приготовлены все ступени, от высших до нижних, поскольку этот сбегающий сверху вниз каскад превращается в лестницу, по которой восходит человек в мире служения и в мире награды. См. слова Рабейну в конце абзаца.

181Конечная цель, которая реализуется последней, в мыслях возникает первой. Например: для строителя выбор функции дома, которая проявится на последнем этапе строительства (жилой дом или завод и т.д.), является исходной точкой проекта. Именно исходя из этого, он готовит подробные чертежи, а затем поэтапно реализует их в процессе строительства с тем, чтобы в конце всего прийти к изначально намеченной цели. Подобно этому все, что реально проявляется в Творении, изначально уже существовало в потенциале.

182В этом состоянии его, по сути, нельзя назвать «телом», поскольку оно не совершает характерных для тела действий.

183Моше не терпел сорокадневный пост (получая Тору, Моше сорок дней не ел и не пил), а просто не нуждался в еде и питье, поскольку его тело следовало «обычаю» души и питалось духовной пищей.

184Удовлетворение всех потребностей тела Адама до греха происходило в святости и служении Всевышнему. Поэтому он не стыдился своего тела, которое было исключительно инструментом служения Всевышнему.

185Не нуждается в доказательстве — откуда именно такое разделение, поскольку это есть просто пять возможных ступеней. Необходимость такого разделения будет объяснена позже.

186Воскрешение мертвых произойдет до наступления седьмого тысячелетия. Воскрешение относится к пятой ступени, к ее второй части, т.е. к ее исправленному уровню — состоянию Адама до грехопадения, когда все проявления тела были чисты и святы, как объяснялось ранее в п. 88.

187Возвышение над земными потребностями тела мудрецы называют: «Святой, благословен Он, дает им крылья».

188Тело еще не растворено в душе, пока оно только прекратило совершать физические действия. Это смысл «А одно (тысячелетие) разрушен», т.е. телесность не действует. Разрушение тела — это построение души, в этот период она может раскрываться и готовиться к возвышению после седьмого тысячелетия.

189Воскрешение мертвых в конце 6-го тысячелетия; прекращение функционирования тела в 7-ом тысячелетии. Это этапы подготовки к миру награды после 7-го тысячелетия. В эти периоды еще сохраняются некоторые аспекты потенциальной или реальной власти тела. Эти периоды постепенного очищения тела являются переходом из мира служения в мир награды, наступающий после 7-ого тысячелетия, когда тело полностью теряет власть и становится все более и более подчиненным душе, вплоть до того, что совершенно перестает ограничивать раскрытие и возвышение души и возвышается вместе с ней ступень за ступенью.


[21]На высшей ступени практически невозможно различать существование тела, как объяснено выше. На второй ступени существование тела можно различить из-за того, что у него уже есть некоторая власть. На этих ступенях большая или меньшая власть тела не подразумевает преобладание материальных устремлений и вожделений над духовным влечением души, ведь все эти ступени, кроме самой нижней из них — это ступени восхождения в будущем мире, после воскрешения мертвых (как объясняется далее, см. прим. 186). На высших ступенях тело очищено душой и не так материально, как наши тела сейчас. Однако и на этих ступенях остались у тела свойства и некоторые ограничения, свойственные телесным недостаткам и сокрытию, и это называется здесь властью тела, которое неизбежно затеняет способность души постигать.

[22]См. «Брахот» (63:а): «Учил Бар Капора: от какого короткого высказывания зависит вся Тора? — "На всех дорогах твоих знай Его, и (тогда) Он выправит твои пути"» — все свои действия совершай в святости и служении и стремись познать Всевышнего и приблизиться к Нему. А в «Авот де-Раби Натан» (гл.17, мишна 7) учили: «Все дела твои да будут во имя неба — во имя Торы, как сказано: "На всех дорогах твоих знай Его"».

[23]Здесь Рабейну намекает, что эти пять ступеней учат нас глубоким вещам в служении и возвышении человека, которые он не приводит здесь. Это объяснено в книге «Клалим Ришоним» (п. 9) — эти пять ступеней намекают на разные ступени служения человека и получения им награды. Перечислим их снизу вверх. 5-ая ступень — шесть тысяч лет служения (см. далее п. 92), 4-ая — седьмое тысячелетие, подготовка к обновлению мира (объяснено далее), 3-я — обновление мира в восьмом тысячелетии и превращение его в чистый духовный мир, где тело растворено в душе и второстепенно по отношению к ней, так что оба вместе могут получить духовную награду. Затем последует еще одно возвышение в получении награды посредством дальнейшего растворения тела в душе — это будет 2-ая ступень, приходящаяся на девятое тысячелетие. 1-ая ступень — 10-е тысячелетие, когда тело совершенно растворено в душе. С этого времени и далее тело и душа вместе будут наслаждаться Всевышним на веки вечные. Эта возвышенная ступень абсолютно непостижима для нас — «В десятом (тысячелетии) вернется (человек) на ступень будущего мира, в котором мы не можем понять ничего — десятое будет святым » (так говорит Рабейну в книге «Питхей Хохма вэ-Даат»). Одно из чудес, сотворенных Рабейну в этой книге — это объяснение глубочайших понятий истиной мудрости (Каббалы) открытым и понятным всем языком. Пусть это объяснение пяти ступеней соотношения между душой и телом, в котором Рабейну, приоткрыв нечто, скрыл большую часть (т.е. не объяснил подробно, а только намекнул), послужит нам примером верного отношения ко всей этой книге и другим книгам Рабейну.