Воспитание

Из книги р. Элиши Авинера "Вера и воспитание"

אמונת החינוך

(cтр. 146-152)

Сокращенный перевод Шуламит Копелиович


הדרישה לחוויה דתית

Поиск глубокого религиозного переживания

Религиозное переживание – это глубокое чувство или внутреннее пробуждение, сопровождающее какое-то религиозное действие или рождающееся из него – в любом из аспектов: вера, изучение Торы или практическое соблюдение заповедей. У этого чувства есть множество степеней, начиная от неясного первичного ощущения, далее, к внутреннему наслаждению и так до высшего вдохновения. В своем служении Творцу человек не удовлетворяется тем, что он просто что-то делает, человек ищет чувства. Чем глубже религиозное переживание человека, тем более глубокие чувства оно задевает.

Некоторые считают, что придавать особое значение чувствам в религии запрещено или просто ни к чему. Разум ( שכל) властвует над всеми силами в человеке, и чувство - один из его второстепенных рабов, не стоящих внимания. По ошибке, это мнение приписывают Рамбаму, но это глубокое заблуждение.

(Рав Авинер приводит отрывок из "Морэ Невухим" ( ח''ג מה), объясняющий как внутреннее убранство Храма действовало на чувства человека и какое большое значение придает этому Тора).

Человек - это не только ум, но и не только чувства. Так кто же тогда человек? Рав Кук отвечает: "Человек не может жить только чувствами или только умом. Всегда необходимо, чтобы они сливались в единое целое" ( אוה''ק א רמט ). Рав Кук добавляет, что сам по себе ум нуждается в чувстве, поэтому здоровый самобытный ум состоит из разума и чувства.

( השכל הבריא המקורי מורכב מיסודות השכל והרגש )

Как разделяются между ними функции? "Ум, поддающийся осознанию, дает питательную основу, а чувство, развивающееся внутри него, дает основание для радости и удовольствия"

Пренебрежение центральным местом чувства в жизни человека опасно и приносит вред. Это пренебрежение целой частью личности. Раби Иуда а-Леви в книге Кузари ( ג, ג-ה) объясняет, что истинно благочестивый человек, подобно справедливому правителю, отводит каждой из своих сил столько места, сколько ей положено по справедливости; он не пренебрегает ни одной из них и не предается ни одному из своих начал безраздельно.

Более того, чувство, которым пренебрегли не сидит тихо в глубине души ("в осадке"). Оно жаждет самовыражения, оно постоянно требует наполнения, которого не получает. И если чувство не наполняют возвышенным содержанием, оно наполняется мусором и нечистотой. Если его не направляют, оно вырастает диким и искаженным. Если яма пуста, в нее проникают змеи и скорпионы. Таким образом, мы обязаны развивать ум путем изучения Торы и развивать чувства путем глубоких религиозных переживаний.

Как упоминалось выше, Божественные указания, направленные на пробуждение чувства святости, концентрируются вокруг Храма; и это для того, чтобы предотвратить всевозможные отступления и искажения. В Храме все выверено и взвешено, очищено и свято, все начинается со встречи с коэнами -служителями Бога, обучающими народ Торе.

На основании этого, Рав Кук проясняет, каково соотношение между изучением Торы и молитвой ( עולת ראיה מבוא עמ' כא ): «Всем понятно, что нужно остерегаться полного порабощения личности чувствами в светских аспектах жизни: разум (т.е. законы Торы) должен направлять человека, чтобы буря чувств не завела его слишком далеко в дебри нечистоты. Однако в отношении чувства святости и духовных устремлений души верующий человек может ошибочно полагать, что нет необходимости их контролировать, а надо предоставить чувствам святости полную свободу (имеются в виду любовь к Богу, радость, священный восторг, молитва, чувство близости к Богу). Против этого и направлено предупреждение Рава Кука: "молитва того, кто не желает слышать слова Торы, будет отвергнута". " Человеку необходима ограда для Торы (т.е. указания разума, преданного Торе) не только в его материальных устремлениях, которые нуждаются в ограничении и направлении, но и самые возвышенные духовные устремления должны быть выверены и ограничены Торой". Без Торы молитва не будет принята, без направляющего и контролирующего разума "чувство святости может стать разрушительным и нездоровым".

Именно поэтому мудрецы предостерегали от безраздельного порабощения человека чувствами, даже самыми священными, и указывали на опасности, возникающие, когда в служении Богу центральное место отводится переживанию. Отсюда некоторые пришли к выводу, что религиозные переживания и чувства не имеют никакого значения, и пренебрегли ими. Они не поняли, что призыв мудрецов к сдержанности в чувствах и уравновешенности в религиозных переживаниях не является отвержением чувственной стороны. Они забыли, что за излишнюю приверженность разуму тоже приходится платить высокую цену, и ее духовные последствия таят в себе многие опасности.

Религиозные переживания и усилия в изучении Торы

Поиск религиозных переживаний среди подростков легитимен и должен получать поддержку. Однако надо тщательно проверять, что движет этими поисками! Если поиск религиозных переживаний исходит из желания ощутить близость к Богу, подняться в святости путем присоединения чувства к служению Богу, тогда мы будем поддерживать эти поиски и ожидать больших духовных достижений. Однако очень часто молодежью движут другие мотивы, и "поиск религиозных переживаний" замешан на лени, безделье, попытке избежать духовных усилий. Каким образом?

Пути разума и чувства отличаются друг от друга. Достижения интеллекта проявляются только после усердной работы. Путь к чувственным переживаниям, напротив, гораздо легче, как пишет Рав Кук: "Чувство гораздо быстрее разума…Разум требует работы; без вникания и серьезной учебы не выйдет ничего" ( אוה''ק א, עמ' רנא).

Как приятно погружаться в переживания, не прилагая никаких усилий! (слушатель, наслаждающийся концертом, сравнивается с музыкантом, добивающимся мастерства изнурительным трудом).

В этом был секрет неизменного успеха р. Карлибаха, возвращавшего многих к Богу. Вместо тысяч часов изнурительной углубленной интеллектуальной учебы он достигал потрясающих результатов за одно представление, насыщенное захватывающими религиозными переживаниями. Соединение задушевной музыки со словами Торы вызывало у слушателей исключительно глубокое религиозное переживание, разрушающее все стены отчуждения и разжигающее скрытое и затерявшееся еврейское чувство. Бывает, что это единственный путь к сердцу человека. Существует уникальная возможность, которую нельзя упустить. В таких случаях необходимо взять на вооружение эту крайнюю форму влияния на человека через сильное религиозное переживание, достигающую немедленных результатов.

Вернемся к вопросу о молодежи. Служение Богу во всей его полноте должно вызывать ощущение подъема. Но есть подростки, пытающиеся достигнуть глубокого переживания без усилий, без учебы, без старания. Таковы те, кто волнуются до слез на представлениях хасидской музыки и самозабвенно танцуют, закрывая глаза и уносясь всем сердцем к небесам; и в то же время, они пренебрегают соблюдением заповедей и изучением Торы, так как это требует серьезных усилий.

Идолопоклонство тоже вызывало "религиозные" переживания. И христианство вызывает их с помощью церковной музыки. Все это не требует соблюдения заповедей, а "поставляет переживания по дешевке". Без усилий. Тора, наоборот, учит нас, что путь к внутреннему переживанию лежит через серьезную работу. Даже Адам в Райском саду получил заповедь обрабатывать и охранять его. Известен рассказ про Виленского Гаона, который не захотел, чтобы ему раскрыли тайны Торы, и предпочел добиваться этого знания собственными усилиями в изучении Торы.

Таким образом, религиозные переживания могут послужить легкой заменой усилиям, необходимым для служения Богу. Легкость, с которой можно достигнуть религиозного переживания, вместо труда и усилий – это соблазн, против которого трудно устоять.

Более того, проблема не только в попытке избежать усилий, но и в ужасных последствиях, вызванных попыткой обойтись без глубокого изучения Торы, то есть без выстраивания личности через Тору. Рав Кук учил: " Именно Тора – лекарство от злого начала. И никакие другие достижения в мире, никакие возвышенные чувства – а именно Тора" (Орот а-Тора פי''א – ח ). То есть только изучение Торы дает человеку силы противостоять бурям страстей и материальным соблазнам. Почему?

Рав объясняет: "Тора – это лекарство для всего тела, она в корне исправляет все проявления жизни. С помощью умножения впечатлений от соприкосновения с Торой и ее живым светом возвышается и человек, и мир". Тора и заповеди действуют на глубочайшие уровни человеческой личности, они пропахивают в ней борозду глубокую и постоянную. Изучение Торы искореняет зло из личности человека и очищает ее. И тогда он не падает жертвой любой духовной бури. Напротив, "без света Торы все множество видений, благоговейных чувств и молитв может включать в себе основы зла, пробивающего себе дорогу в мир и распространяющего гниение и вонь, несмотря на то, что душевный восторг и ощущение открытий могут быть очень сильными" (там же ט ). Возвышенные религиозные переживания не искореняют зла, гнездящегося в душе, они могут прекрасно с ним сочетаться и создавать смешение религиозного экстаза с духовной нечистотой (например, соединение религиозного переживания с пренебрежением законами скромности в отношениях между мужчинами и женщинами – не такая уж редкость и в наши дни). Только "свет Торы", ее изучение и следование законам, очищают душу от духовного мусора, от грубых наклонностей и от необузданных порывов. Религиозное переживание, приходящее вместе со "светом Торы", по-настоящему обогащает и несет в себе благословение.

Не все, что называется "религиозными переживаниями", на самом деле являются таковыми. Иногда после танцев во время молитвы люди возвращаются к рутинному проговариванию слов молитвы без искренней "каваны". Конечно, нельзя огульно обвинять в этом и всех тех, для кого танец действительно является частью служения Богу; они удостаиваются части той радости, которую испытывал царь Давид, танцуя перед ковчегом Завета.

Мы стремимся удостоиться проявления Бога, Его ответа. Раби Йуда а-Леви много раз подчеркивает в книге "Кузари" важность " רשמים אלוקיים " (Божественных проявлений) в служении Богу. ( א-עז\ ג-נג ) "Заповеди похожи на естественные действия… Тебе кажется, что в них нет смысла до тех пор, пока не увидишь их результата. И тогда ты восхваляешь Того, кто их заповедал и научил исполнять, и ты утверждаешь свою веру в Него". Какие же результаты видны после исполнения заповедей? Проявление Бога (на том или ином уровне), наполняющее сердце человека.

Поэтому когда царь Кузари спрашивает, как народ может выдержать такое тяжелое ярмо заповедей, еврей ("хавер") отвечает: " Община, в которой ощущается Божественное присутствие – "шехина", видит ее проявления и получает награду и наказание в срок" ( ב-נז ) . Заповеди не выполняются в пустом пространстве, они удостаиваются реакции Бога. И этот Божественный ответ приносит человеку истинное наслаждение, наполняет его сердце и поддерживает его в исполнении заповедей. Это и есть религиозное переживание, к которому мы – народ Израиля – стремимся, в то время как Божественное присутствие к нам возвращается.